Весь дом Иосифа, братья его и большая свита Египтян провожали в Ханаан гроб Иакова и похоронили его в пещере Мамврийской, где покоились уже Авраам и Сарра и Исаак. По возвращении в Египет, братья, опасаясь мести, послали сказать Иосифу: «отец твой завещал перед смертью своей сказать тебе, чтоб ты простил вину братьев; и ты прости вину рабов Бога отца твоего». Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья, и сказали: «вот, мы рабы твои». И сказал им Иосиф: «не бойтесь; разве я забыл Бога? Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро. Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших». И успокоил их. Всего же жития Иосифова было сто десять лет; видел он внуков и правнуков, и перед смертью завещал при общем выходе из Египта вынести кости его и похоронить в пещере Мамврийской. Празднование Иверской иконе Богоматери Сказание об Иверской иконе Богородицы начинается с IX века, когда неистовствовало иконоборство. Эта икона находилась первоначально в доме одной богатой, благочестивой и добродетельной вдовы, жившей близ Никеи, а потом в особенной храмине, устроенной усердием её неподалёку от дома её. Она имела величайшее благоговение и часто обращалась к иконе с тёплыми молитвами в нуждах своих. В царствование Феофила иконоборца посланные им всюду истреблять святые иконы пришли и к благочестивой Никейской вдове, по она обещанием им денег склонила их оставить у неё святыню до утра; при этом случае один из них мечом нанёс удар образу Богоматери и причинил рану. По удалении корыстолюбивых и грубых истязателей, вдова с сыном своим пришла в храмину, где находилась святая икона, и долго с коленопреклонением и слезами молилась перед ней. Но, чтобы сохранить её от нового поругания, вдовица в ту же ночь отнесла святыню на морской берег и там, повергшись на землю, умоляла Царицу Небесную избавить её от гнева царского, а образ Свой от потопления. После молитвы, облобызавши икону, опустила её в море и к великой радости своей увидела, что икона в прямом положении устремилась по воде к западу. Благочестивая мать внушила сыну своему удалиться от гонения иконоборцев в Грецию. Юноша отправился в Солунь, а оттуда переселился на гору Афонскую и там принял иночество. От него Афонские иноки услышали об иконе, которую мать его пустила по морю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во второй главе св. апостол внушает филиппийцам к полному единодушию и взаимной любви присоединить второе важное качество, которым характеризуется истинно христианская жизнь, — смиренномудрие. Высочайшим образцом смиренномудрия и примером подражания для христиан является Сам Христос, смиривший Себя до смерти крестной: " в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, Который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной " — здесь рисуется потрясающая душу картина Божественного самоуничижения, самоумаления, " Божественное истощание " ради спасения людей как вдохновляющий пример для подражания: если Сын Божий Единородный так смирился, то как же нам, окаянным грешникам, не смиряться? Тут — естественное побуждение к смирению для всех истинных последователей Христовых. А так как в этих словах говорится о воплощении сына Божия, о явлении Его в мир как человека, то это место послания к Филиппийцам со следующими тремя стихами (ст. 9-11) читается за Божественной литургией в Богородичные праздники. Смирение Сына Божия послужило к Его возвеличению: " Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени " (ст. 9) — конечно, здесь говорится о превознесении воплотившегося Сына Божия по Его человечеству, то есть о том, что за Его смирение и самое человечество, принятое Им на Себя, превознесено до высоты Божеской, введено в славу и силу Божества. Следствием этого смирения Сына Божия должно быть то, что перед Ним " всякое колено поклонится небесных, и земных, и преисподних " , то есть вся тварь — небесная, или Ангелы Божий, земная — люди живущие, и преисподняя, под которой разумеются умершие. " Чтобы всякий язык исповедовал, что, Господь Иисус Христос в славу Бога Отца " (ст. 11), то есть: все прославят Его как Господа и Бога, равного по славе Богу Отцу. После этого, похвалив филиппийцев за их послушание, св.

http://sedmitza.ru/lib/text/430634/

Во второй главе Святой Апостол внушает Филиппийцам к полному единодушию и взаимной любви присоединить второе важное качество, которым характеризуется истинно христианская жизнь — смиренномудрие . Высочайшим образцом смиренномудрия и примером подражания для христиан является Сам Христос, смиривший Себя до смерти крестной: " у вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной " — здесь рисуется потрясающая душу картина Божественного самоуничижения, самоумаления, " Божественное унижение " , ради спасения людей, как вдохновляющий пример для подражания: если Сын Божий Единородный так смирился, то как же нам, окаянным грешникам, не смиряться? Тут — естественное побуждение к смирению для всех истинных последователей Христовых. Б так как в этих словах говорится о воплощении Сына Божия, о явлении Его в мир, как человека, то это место послания к Филиппийцам со следующими тремя стихами 9, 10 и 11 читается за Божественной литургией в Богородичные праздники. Смирение Сына Божия послужило к Его возвеличению: " посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени " (ст. 9) — конечно, здесь говорится о превознесении воплотившегося Сына Божия по Его человечеству, то есть о том, что за Его смирение и самое человечество, принятое Им на Себя, превознесено до высоты Божеской, введено в славу и силу Божества. Следствием этого смирения Сына Божия должно быть то, что перед Ним " преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних " , т.е. вся тварь — небесная, или Ангелы Божии, земная — люди живущие и преисподняя, под которой разумеются умершие. " И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца " (ст. 11), то есть: все прославят Его, как Господа и Бога, равного по славе Богу Отцу. После этого, похвалив Филиппийцев за их послушание, Святой Апостол Павел дает им ряд наставлений нравственного характера, внушая им: " со страхом и трепетом свое спасение содевайте " (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Во-вторых, Христос здесь вообще говорит только о мужчинах , в мужском роде: «из рожденных женами не восставал» 236 . Среди мужчин во время Христа Иоанн Креститель был больший; о женщинах же Христос попросту ничего не говорит. Итак, Христос в Мф.11:11 говорит только о пророках и праведниках Ветхого Завета , и только о мужчинах . Поэтому сей стих никак не доказывает, что Иоанн Креститель больше Девы Марии. Напротив, Сам Христос сказал о том, что не только Его Матерь, но и многие другие, кто вступит с Богом в Новый Завет, будут большими величайшего праведника Ветхого Завета. Второй аргумент, приводимый протестантами не реже первого против особого почитания Девы Марии, – это евангельские места, где Христос как бы отказывает Своей Матери в каком-то особом почтении. Так, в Лк.8:19–21 мы читаем: «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Мать и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Подобный случай произошёл ещё раз, когда «одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:27–28 ). Вот, – говорят протестанты, – Сам Христос сравнял Марию со всеми верующими в Него. Если читать Евангелие через призму предания реформаторов, то, действительно, трудно не согласиться с тем, что здесь Христос относится к Марии чуть ли не пренебрежительно. Но православным эти места вовсе не видятся в таком свете, и эти отрывки Евангелия читаются при Богослужении именно на Богородичные праздники, как будто Церковь в них видит не уничижение, а наоборот – возвеличивание Девы Марии. Так как же на самом деле обстоят дела? Христос возвышает или, наоборот, восстаёт против особого почитания Своей Матери? Для решения этого вопроса мы вновь должны исследовать контекст. В первом случае ( Лк.8:19–21 ), перед тем как Христу доложили о приходе Его Матери и братьев, Он рассказывал притчу о сеятеле, где сравнивая слушающих Его слово с четырьмя видами почвы: придорожной, каменистой, заросшей терниями и доброй. Закончил же Христос Свою речь словами: «А упадшее на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении». И когда пришли к Нему родные, то Он, пользуясь случаем, для того чтобы усилить Своё слово и наглядно показать, в какие близкие отношения с Ним вступят те, которые будут слушать и хранить Его слово, и приносить плоды, сказал, что таковые будут Ему как мать и братья. Но разве здесь Христос противопоставил Свою Матерь хранящим слова Божии? Разве Он отверг Её достоинство? Разве Он сказал, что Его Мать не исполняет Его слова? Он лишь указал на то, что, во-первых, духовное родство больше плотского, и, во-вторых, что каждый слушающий и исполняющий Его слова может стать родным и близким Ему, как близки человеку мать и братья.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в день, когда мы празднуем Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, читается зачало из Послания святого апостола Павла к евреям, которое мы иногда можем услышать и в другие Богородичные праздники. В этом чтении, на первый взгляд, не содержится воспоминаний о Божией Матери, но если вникнуть в суть слов святого апостола Павла, то станет очевидно, что он рассказывает о ветхозаветном строении скинии, прообразовавшем явление в мир Спасителя через Божию Матерь. Апостол Павел говорит: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное» (ст. 1). Скиния разделялась, как впоследствии и храм Соломонов, на несколько частей. В один из передних дворов входить и молиться могли все. «Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется „святое“» (ст. 2). В святилище скинии и впоследствии в так называемом Святом храма Соломонова находились святыни, перечисляемые апостолом Павлом: «светильник, и трапеза, и предложение хлебов». И, собственно, сама трапеза и предложение хлебов — это уже предсказание о Божией Матери. Сегодня на богослужении мы слышали тропарь из канона Божией Матери, в котором как раз находим подобное истолкование слов апостола Павла: «Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, радуйся, одушевленная трапеза, Хлеб животный вмещшая». Так песнописцы называют Божию Матерь. Трапеза, то есть стол с хлебами предложения, которые меняли каждую неделю, обозначала Божию Матерь, а хлебы — Господа Иисуса Христа, Который должен был в последние времена воплотиться, а ныне уже пришел в мир. Другие символы служат еще более ясным прообразованием Божией Матери. Истинные богопочитатели, если бы они были просвещены Духом, уже в ветхозаветные времена могли видеть в скинии нечто особенное, таинственное и символическое, говорящее о том, что должно произойти в будущем. Это было пророчество, так сказать, в предметном виде, данное не через слова, но через сами вещи, имевшие символическое значение.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Вот, прибыли, наконец, девицы в столицу, были доставлены в царский дворец и было доложено о приезде их. По царскому повелению прежде всех представлена была приближенному царя и заведующему его дворцом Ставрикию дочь Геронтия. Увидав и испытав ее, он заметил, что в ней много гордости и сказал ей: «Ты хороша и красива, девица, но супругою царя ты на можешь быть». – И щедро одарив её, отпустил домой. – Таким-то образом «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:14 ). После всех представлена была Ставрикию и Мария, внучка почтенного Филарета – с матерью ее и дедом, и со всеми близкими её. Увидев их, поражены были и душевным, и телесным благообразием их и царь, и мать его, и Ставрикий. Особенно поразила их красотою Мария, на лице которой ясно были выражены кротость, смирение и страх Божий. Девственно-скромная она стояла перед царем, опустив глаза и ярко зарумянившись. И сильно понравилась она царю, и он обручил ее себе в невесты. Вторую же сестру ее избрал себе в невесты один из приближенных к царю вельмож, знатный патриций Константикий, а третья сестра была препровождена в невесты правителю Лонгобардов, так как союз этот мог содействовать умиротворению его. Таким образом состоялся брак царя с внучкою блаженного Филарета. И сопровождался он большими увеселениями, в которых принимали участие и вельможи царские, и народ, и вся семья блаженного Филарета, которого царь посадил возле себя с правой стороны и приветливо обнимал его и целовал его почтенную голову. Похвалив же его за благочестие его и жены его и за хорошее воспитание их прекрасных детей, царь окружил их большим почётом и одарил серебром и золотом, и драгоценными каменьями, и роскошною одеждою, и большими и красивыми домами, и другим имуществом. И таким образом почтив и целовав блаженного, царь отпустил его и семейство его, предоставив им поселиться в дарованных им домах. Тогда-то жена Филарета и дети его, и все домашние его, получившие такие богатые дары, вспомнили слова Филарета, не раз говорившего им, что у него сохраняются в тайном месте сокровища, которые он приготовил для них… И припав к ногам святого, они сказали ему: «Прости ты нам, господин и владыко наш, в чём так безумно мы все согрешили перед тобою! Прости, что мы осуждали тебя и упрекали за твою щедрую милостыню нищим и убогим. Теперь только мы уразумели, что истинно «блажен, кто помышляет о бедном и нищем»! ( Пс.40:2 ) Так как все, что он даёт нищему, то даёт Самому Богу, Который сторицею воздаст ему и в земной жизни и дарует ему и блаженную жизнь в вечности. Вот и ради твоей милостыни бедным, человек Божий, послал тебе Господь богатую милость Свою, а ради тебя и всем нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Где только одна лилия, где одно тело сохраняется чистым, а дух отдается грехам, там не ищи пшеницы Христа, и не только стога, но даже и единого зерна Его благодати. Именно на это обращает внимание один из учителей: «Не говорит Писание: «Стог в лилии, но – среди лилий, ввиду двух лилий девства – одного, который внутри, в намерениях духа, а другого, который вне тела и означает нерастление». Лилия внешняя без лилии внутренней – ничто, ибо без произволения духа суетно нерастление тела. Так поучившись разуму от Мудрой Девы, мы берем с первой бразды или части Ее жития колос Ее и держим его в руке нашей незабвенной памяти до тех пор, пока не соберем другие колосья и не сделаем из них целого снопа. С первой бразды пресвятого Богородичного жития переступим на другую, которая находится под кровом Иосифовым, в доме Иосифа. Начинается она от храма Соломонова, а окончание ее в вифлеемском вертепе, у нивы Соломин, вифлеемской жительницы. Эта бразда, родившая достойный высокой добродетели Марииной колос, начинается по своему названию со второй буквы в преблагословенном Ее имени – А: «Агница Христова». Так величают Ее святой Герман и святой Георгий Никомидийский в своих словах, а в особенности святой Иоанн Дамаскин в сороковом слове на Рождество Ее, где он говорит так: «Ты Агница, из Которой Пастырь облекся во овцу, и раздираешь и умертвляешь ветхие одежды». И в акафисте читаем: «Радуйся, Агница, Агнца Божия рождшая». Но Пречистая Дева! Ты достойна наименования не бессловесных, но словесных и разумных тварей. Ты достойна того, чтобы Тебя все церковные учителя, собравшись вместе, величали единым Ангелом, который выше всех других Ангелов, Царицею всех Ангелов, как Херувимов честнейшую, Серафимов славнейшую. Поистине, достойна, но когда Ее Агницей величают, то этим лучше всего показывают Ее достоинство и объясняют Ее царственную корону, Ее превосходство над Ангелами. Как только произносятся устами эти слова: «Агница, Агнца рождшая», – тотчас же приходит на мысль крепость и сила, и слава, и царство Агнца, о чем и святой Богослов говорит: «Всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» ( Откр. 5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Господи, помилуй! — а на последнее приглашение — предать себя Христу Богу — отвечает: Тебе, Господи! Далее следует пение избранных стихов из псалмов Давида (псалмы 1, 2 и 3) , снова напоминающих нам об утраченном рае, в предостережение для каждого против грехов и искушений: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. — Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. — Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. — Блажени вси надеющиися нань. — Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. — Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Блажен муж, который не следует советам нечестивых. — Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых бесследно погибнет. — Служите Господу со страхом, и радуйтесь пред Ним с трепетом. — Блаженны все надеющиеся на Него. — Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой. — От Господа спасение, и над народом Твоим пребывает благословение Твое. После каждого стиха поется: Аллилуиа. После этого хор, как бы подавленный скорбью о потере первобытного блаженства, подражая изгнанному из рая Адаму, от лица предстоящих и всего человечества взывает: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Услыши мя, Господи! Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи! ( Пс.140:1 ) Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи! ( Пс.140:2 ). Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. ( Пс.141:8 ) Да приидет молитва моя, как фимиам, пред лице Твое; возношение рук моих — как вечерняя жертва. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. После этого стиха поются стихиры, по содержанию своему соответствующие празднику дня. Последняя стихира называется Богородичным, т. е. песнею в честь Богородицы, — или догматиком, так как в ней кратко излагается учение (догмат) о воплощении Сына Божия. При пении «догматика» отворяются царские врата; священнослужащий с кадилом, предшествуемый свещеносцем со светильником, выходит северною дверью и, остановившись перед царскими вратами, крестообразно благословляет к востоку и возглашает:

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони. […] Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими». То, что мы читаем здесь, не является ни Трансцендентностью как таковой, ни имманентностью как таковой, но точкой встречи их обеих; радость Творца разделена с Его творением и воспринята им. Очень легко увидеть поэтический, метафорический смысл, присутствующий повсюду в этом тексте, посредством риторической персонифицированной фигуры, но богословское значение этого текста не сводится лишь к его поэтике и риторике. Что касается Нового Завета, то «Божия Премудрость» упоминается в Первом Послании к Коринфянам (1:24) в явно христологическом контексте. Для критиков «софиологической» концепции этот текст кажется решающим: «Божия Премудрость», считают они, есть просто одно из христологических имен — и ничего больше. Представляется важным, однако, что Апостол Павел говорит не просто о Христе, но о Христе распятом, Χριστς Εσταυρωμνος, даже, согласно контексту, о Кресте (1:18 6 λγος το σταυρο); здесь тема — так называемая икономия спасения, явно включающая кенотический акт Воплощения. Таким путем мы возвращаемся к тайне причастности, к обмену между божественным Логосом и тварной природой, заново сотворенной в Нем. Так что это было не простое воссоздание языческих мифологий и гностических ересей, а скорее внутренняя потребность христианского опыта в том, чтобы символическая фигура Софии представлялась тесно связанной не только с Христом воплощенным, а и с личностным орудием Его Воплощения, представляющим в этой орудийной функции Творение в целом, т. е. с Богородицей. Латинская надпись XII века в римской церкви Санта Мария в Космедине, принадлежавшая тем грекам, которые почитали иконы и были изгнаны иконоборцами, открыто именует Богородицу Премудростью Божиею. В ту же самую эпоху чтение из 8–9–й глав Притч было литургически связано с Богородичными праздниками как на Востоке, так и на Западе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Дальше. Сказав это, он говорит в 18-м стихе: «Бога [добавим: по Его природе] не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» , – нам эту божественную природу. И вот насколько каждый из нас удостоится воспринять эту природу, об этом скажет Иоанн Богослов тот же в своём Первом Соборном Послании. Поэтому откройте Первое Соборное Послание от Иоанна (за книгой Деяний) и найдите 3-ю главу. И вот, в этой 3-й главе, во 2-м стихе, мы читаем такие поразительные слова: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист». – Вот что ожидает верующих людей. Если наше упование не посрамит нас. Мы спасены – верно; но мы добавляем одно слово, которое не добавит ни один сектант. Они скажут: мы спасены. Вопрос решён. Мы добавляем одно слово, которое они опускают из текста. Мы спасены в надежде (см. Рим. 8:24 ) – мы надеемся, что будем спасены. Но если под эту надежду не будем работать, то эта надежда нас посрамит. И мы не увидим Его так, как Он есть. Потому что 3-й стих указывает как раз на то условие, при котором мы и можем Его увидеть, как Он есть.              3-й стих: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя» – вот если не будет этого очищения, мы и не увидим. Как вот на иконе запись одна на другую ложится и скрывает первозданный лик, так и наш образ повреждён, на нём также оседает слой за слоем в течение жизни вот эта духовная накипь, и, для того чтобы в нас явился тот образ и подобие, которые мы получили вначале, надо без конца себя чистить, чистить так, как Он чист. Только при таком условии мы увидим Его, как Он есть. Теперь откройте Послание к Филиппийцам. Это Послание читается всегда, когда отмечается какой-нибудь Богородичный праздник. Послание к Филиппийцам или Послание к Евреям, где речь идёт об устройстве Скинии, потому что Скиния Ветхозаветная прообразовала собою Богоматерь. Храм Господень прообразовал собою Божию Матерь, Которая явилась Храмом Божества. И вот здесь говорится (во 2-й главе) следующее – 5-й стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010