И сестра ей бе нарицаемая Мариа, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его. Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? Рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу, Мариа же благую часть избра, яже не отымется от нея. Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече Ему: блаженно чрево носившее Тя и сосца яже еси ссал. Он же рече: темже убо блажени слышащии слово Божие и хранящии е. В то время пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. У нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении, и подойдя сказала: Господи, неужели Тебе все равно, что моя сестра одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Это евангельское чтение положено на литургии всех Богородичных праздников, кроме Благовещения, когда на литургии читается евангельское повестование об этом событии. Непосредственное и прямое отношение к Пресв. Богородице в этом евангельском рассказе имеет свидетельство о Богоматери одной женщины: «блаженно чрево, носившее Тебя (Христа), и сосцы, Тебя питавшие!» Женщина эта из народа, преисполненная благоговением и восторгом перед Спасителем и Его учением, выражает преклонение, соединенное как бы с святой завистью, перед Той, Кто дал плотскую жизнь и первое питание Божественному Учителю жизни и истины. Ей, этой простой женщине, быть может, казалось, что женщина только такое отношение и может, иметь к Нему, только так и могла участвовать в блаженстве, даруемом людям Спасителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

И сказал ему на это блаженный Филарет: «Возьми, брат, коня моего и иди с миром, но только знай, что не ради страха наказания от тысящника даю я его тебе, а ради милости Божией». И принял воин коня от святого и ушёл от него, славя Господа. И осталось тогда у святого Филарета всего имущества только корова с телёнком, да осел, да пчёл несколько ульев. Между тем один бедняк из дальней стороны, услышав о милостивом Филарете, пришёл к нему и стал просить, говоря: «Господин мой, желаю, чтобы дал ты мне одного телёнка из стада твоего, чтобы и мне послужил твой дар в благословение от тебя, потому что мне известно, что даяние твоё приносит благословение в дом и обогащает его всячески». С радостью привёл тогда своего единственного телёнка блаженный Филарет и отдал его просящему, говоря: «Господь да ниспошлёт тебе великое благословение, брат, и да даст тебе изобилие во всем, что тебе требуется!» И поклонился Филарету тот человек и ушёл от него, уведя с собой телёнка. Между тем корова, не видя своего телёнка, стала искать его и, не находя нигде, громко мычала, как бы возбуждая сожаление в домашних. И в самом деле, сильно огорчилась жена Филарета и со слезами упрекала его: «Кому и сколько ещё придётся терпеть от тебя? И кто не посмеётся над твоим безрассудством? Вижу я и верю теперь, что ты нисколько не заботишься обо мне, жене твоей, и детей своих заморил ты; не пожалел даже и бессловесного животного, корящего дитя своё, но без милосердия оторвал телёнка от сосцов матери, – и кого же ты этим облагодетельствовал? Дом свой лишил и озлобил, а того, кто выпросил у тебя телёнка, не обогатил, потому что и у него дитя без матери погибнет и у нас без телёнка своего корова тужить и реветь будет, какая же польза и нам и тому?» Слыша такие слова от жены своей, почтенный Филарет с кротостью ей отвечал: «Вот теперь ты истинную правду сказала, о, жена моя! Это правда, что не милостив я и не милосерд, так как я отлучил малого телёнка от его матери; но теперь я лучше поступлю…» И поспешив вслед за человеком, уведшим телёнка, Филарет стал звать его: «Возвратись человек, возвратись с телёнком, так как мать его не даёт нам покоя: мычит и ревёт у ворот дома».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И таким образом «подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. – Все ли твои дети здесь? – спросил тогда Самуил Иессея. – Нет: есть ещё меньший, но он пасёт овец, – отвечал Иессей. – Пошли и возьми его, – сказал Самуил, – ибо мы не сядем обедать, пока он не придёт сюда. И послал Иессей, и привели Давида. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это – он». «И помазал пророк Самуил Давида, «и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после;» Самуил же отошёл в Раму. А Давид возвратился к овцам своим. Продолжал он в доме отца своего своё скромное дело, между тем возрастал телесно и душевно». «Без сомнения, – говорит о нём преосвящ. Филарет, митроп. Моск. 362 , – от носившегося над юношей Давидом Духа Божия нисходили светлые лучи в ум его, чтобы просвещать его в познании того, что истинно, богоугодно и спасительно; упадали в сердце святые искры, чтобы воспламенять его к добрым намерениям и спасительным делам, – и всё существо его исполнялось вышней силой, с которой он и трудные дела с дерзновением начинал и совершал без утомления». – Развевались в избранном Богом юноше различные дарования; между прочим проявились они в музыке и пении: – «руки мои сделали орган, персты мои настраивали псалтирь», – говорит он сам о себе, воспоминая свои юношеские годы, и достиг впоследствии такого искусства в музыке, которое доставило ему известность. Вероятно уже тогда, в эти юношеские годы, когда он пас овец своего отца, то вдохновляемый красотой окружавшей его природы, Давид начинал слагать свои псалмы, в которых воспевал Творца природы и человека. – «Господи, Боже наш! – взывала пламенная душа молодого пастуха, – как величественно имя Твоё по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» «Когда взираю я на небеса Твои, дело перстов Твоих, на луну и звёзды, которые Ты поставил. То, что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед ангелами; славой и честью увенчал его; поставил его владыкой над делами рук Твоих; всё положил под ноги его, овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, всё, преходящее морскими стезями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И тогда Мария сказала удивительные слова. Это поразительно, Пресвятая Богородица, это поразительно: как могла Ты сказать эти простые и смиренные слова — не какие-то другие, которые не были бы возможны, как эти! Сказала смиренно и просто: «Се, раба Господня! ( как Господь скажет, так и будет ). Да будет Мне по Слову твоему!» «И отошел от Нее ангел». Какое удивительное событие, какое многозначительное! Какое страшное и поразительное! Вот — событие Благовещения. Необъяснимое. Непостижимое. Страшное. И кто сумел Ее так воспитать: кто сумел такой ум и такую удивительную силу смирения вложить в эту Богоотроковицу Мариам, Которая сказала: «Я — раба Господня»! И произошло важнейшее событие! Страшное событие Воплощения Сына Божия на земле. Вот именно это Евангельское зачало и читается в сам Праздник Благовещения . А что читается накануне? «Обычное» Богородичное Евангелие, которое мы слышим во все Богородичные праздники и, бывает, теряем понимание, какие тут события описываются и почему о них в эти дни говорится. Читаем: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету». Давайте посмотрим, что толкнуло Богоотроковицу идти в Горнюю страну с поспешностью (по-славянски «со тщанием», то есть, быстро, спешно)? Почему Она пошла? И вот тут мы не можем говорить за кого-то, тем более, моделировать то, что чувствовала Пресвятая Богородица. Пресвятая Богородица, прости нас, но мы хотим приблизиться немного к этому: что произошло в те дни после Благовещения! Размышляя и сознавая это событие, Она не могла усидеть дома: Она хотела с кем-то пообщаться, со своей близкой родственницей. И Она вовсе не хотела рассказать сразу — нет! Если уж Елисавета таилась «месяцев пять» и никому не говорила, так уж, конечно, и Богородица: Она ни в коем случае не хотела никому об этом рассказывать. Божия Матерь просто хотела побыть с кем-то из Своих, из близких. Ей хотелось хотя бы посмотреть на Свою родственницу Елисавету. Может быть, молчаливо поделиться, молчаливо порадоваться Елисавете и Самой вместе порадоваться о том, что произошло. Говорить Она ничего не хотела.

http://pravoslavie.ru/69792.html

Из многочисленных сочинений великого страдальца истины Особенно драгоценен для православной церкви «ответ об исправлении книг» 231 . Доказав примерами, что в Славянские книги вошли многочисленные ошибки, и иные из них до того изменили точный вид подлинников, что выставляют словами своими мысли еретические, противные св. вере, св. Максим говорит: «что скажут на это те, которые так неосновательно клевещут на меня, называя меня растлителем св. писания и осуждая меня за оправдание своё? Порчу ли я книги, когда правильно поправляю не священный писания, а то, что в них составляет неодобрительную ошибку, допущенную по недоразумению, по недосмотру, по забывчивости древних переводчиков, или по невежеству и небрежности переводчиков? Пусть перестанут злословить ближнего, который трудится для славы Божьей и для пользы всякому рассудительному и правоверующему брату своему». Противники скажут: «ты делом своим наносишь оскорбление великим чудотворцам, давно прославившимся в Русской земле? Они с этими священными книгами угодили Богу и по смерти прославлены чудесами». Не я буду отвечать им, но пусть блаженный Павел вразумит их. Он говорит: «одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному – вера тем же Духом, одному дар исцелений тем же Духом, другому чудесные действия; иному пророчества, другому различение духов; одному дар языков, другому истолкование языков: всё же сие совершает один и тот же Дух, разделяя властью каждому, как Ему угодно» ( 1Кор.12:7–11 ). Ясно, что не даются одному все дарования духовные. И я исповедую, что по дарованию свыше прославлены в земле Русской св. чудотворцы, и что Богоносные отцы, как были прежде, так и ныне есть; и я поклоняюсь им, как истинным угодникам Божьим. Но они не приняли свыше ни дара языков различных, ни истолкования их. Потому не должно удивляться, если при их величии прошло мимо их разумения исправление описок, исправленных мною. Им, по их Апостольскому смирению, кротости и святости жизни, даны дары исцелений и чудес; другому же, хотя и грешен он больше всех, даны знание и толкование языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ин.11:1–45 Евр.12:28–13, 8 Сегодня мы вспоминаем, как Господь воскресил святого праведного Лазаря. Он был братом Марфы и Марии, о которых мы слышим во все Богородичные праздники. Господь был за пределами Иудеи, когда «сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен». Кстати, далее Евангелист подтверждает: «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». О себе Иоанн Богослов тоже говорит, как о ученике, «которого любил Иисус» ( Ин.13:23 ). Но неужели Бог, Который есть любовь, Который заповедал любить и врагов, может кого-то любить, а кого-то не любить? Дело, очевидно, в том, что каждый христианин должен понять и почувствовать, что Господь именно его больше всех любит. Марфа и Мария, как и Иоанн Богослов, – открыли для себя эту тайну. Поэтому они и послали сказать именно так. Иисус же промедлил два дня. И лишь когда Лазарь умер, Он «сказал ученикам: пойдем опять в Иудею». Ученики без восторга встретили это предложение: «Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и ты опять идешь туда»? Иисус сказал, что Лазарь «уснул», и они спешат ухватиться за это: «если уснул, то выздоровеет». И лишь когда Иисус прямо сказал, что он умер, но идти все равно надо, то настроение и ожидание учеников выразил Фома: «пойдем и мы умрем с Ним». И вот, Господь подходит к Вифании. Марфа, услышав, что Он идет, поспешила навстречу и сказала: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». В этих словах слышится укор, потому что она знала, что Господь пошел не сразу. Но Марфа все равно верит в Его силу: «Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Однако же, на обещание Иисуса, что «воскреснет брат» ее, она отвечает: «Знаю, что воскреснет», но воскреснет «в последний день». Она верит, что Иисус есть «Сын Божий, грядущий в мир», но не может представить себе, что воскреснет четырехдневный мертвец! Тем не менее, Марфа позвала Марию. Мария пришла с тем же, что и Марфа: «Господи! Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус уже не говорит с ней, как говорил с Марфой, не требует веры, видя, что она находится в безмерной печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Иоанн создает насыщенный библейскими , ветхо- и новозаветными ассоциациями контекст,  не увидев которого мы рискуем остаться лишь на самом поверхностном уровне понимания того, что евангелист хочет нам сообщить. Сцена у колодца, как она изображена в реалистической (точнее, претендующей на реализм) живописи и на иллюстрациях к детской Библии лишена важных для Иоанна параллелей, мимо которых проходит обычно и читатель, и проповедник. Скользящий по поверхности взгляд не останавливается ни на шестом часе, когда, по Иоанну, происходит Распятие, ни на остающейся за кадром истории Иакова, что, в свою очередь, соединяет новые и новые звенья ассоциаций. Вот небесная лестница, приуроченная православным богослужебным уставом к Богородичным праздникам, вот колодец на поле, пастухи у колодца, с которыми говорит Иаков, вот появляется девушка «с мелким скотом отца своего», вот Иаков, подойдя к колодцу, отвалил камень от устья колодезя, и напоил овец Лавана, брата матери своей. И поцеловал Иаков Рахиль. И возвысил голос свой и заплакал. И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее, и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему». Камень, отваленный от устья колодца, и камень, отваленный от гроба, из которого хлынет невидимый свет жизни вечной , той самой воды живой , то есть – Духа; Иаков и Иисус, Рахиль и та, что говорит с Иисусом и побежит в свой городок с рассказом о Нем, как Рахиль к отцу своему Лавану с рассказом о Иакове. Вернемся в Сихарь. Для самарянки, спрашивающей, неужели Иисус больше Иакова, ответ ясен. Ясен он и для  нас, но с точностью до наоборот. Иисус отвечает: да, больше, но отвечает не прямо, а говорит опять как бы о воде: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Вода, данная Иаковом, вода Ветхого  Завета, не способна утолить жажду  раз и навсегда, как и эта вода в колодце, как и любая другая вода кроме той, которую дает Иисус. Но самарянка под водой понимает только воду, утоляющую физическую и никакую другую жажду и которую хорошо бы иметь всегда под рукой. Если этот чудной паломник может ее каким-то чудесным образом обеспечить такой водой, то пусть так и сделает. Господин!  – обращается она к нему скорей всего игриво, не принимая Его слова за чистую монету – дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

http://pravmir.ru/razgovor-u-kolodtsa/

Иоанна: Марфа отличалась живым подвижным характером, Мария — тихой глубокой чувственностью. Приняв Господа, Марфа начала суетиться с приготовлением угощения; Мария же села у ног Иисуса и слушала Его. Видя, как ей трудно справиться одной, Марфа обратилась к Господу как будто с упреком, из которого ясно видны дружеские отношения Господа к ее семье: «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Оправдывая Марию, Господь ответил Марфе с таким же дружеским упреком: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нея». Смысл этого упрека тот, что усердие Марфы направлено на скоропреходящую суету, без которой можно обойтись, а Мария избрала то, что единственно нужно для человека — внимание Божественному учению Христову и последование ему. То, что Мария приобретает, слушая Господа, никогда не отымется от нее. Этот евангельский отрывок всегда читается на литургии почти во все дни Богородичных праздников, так как образ этой Марии является как бы символом Пресвятой Девы Марии, также избравшей «благую часть». К этому отрывку присоединяются еще стихи 11:27-28, где прямо прославляется Матерь Божия и вновь ублажаются «слышащий слово Божие и хранящие е». 29. ПРИТЧА О НЕОТСТУПНОЙ ПРОСЬБЕ (Луки 11:5-8) Подобно св. Еванг. Матфею, и св. Еванг. Лука в 11:1-4 излагает текст молитвы Господней, начинающейся словами «Отче наш», а затем с ст. 5 — приточное учение Господа о неотступности в молитве. По неизъяснимым целям Своим, Бог не всегда сразу подает просимое, хотя бы это и было сообразно с волей Его. Рассказом о друге, просящем хлеба, и получающим его в результате своей настойчивости, Господь желает внушить необходимость постоянства в молитве. 30. ОБЛИЧЕНИЕ КНИЖНИКОВ И ФАРИСЕЕВ (Матф. 23:1-39 и Луки 11:37-54) Две очень сходные по содержанию и по выражениям обличительные речи книжникам и фарисеям приводят два Евангелиста Матфей и Лука, но с той разницей, что обличение, приводимое св.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

Истину своего благовестия Лука запечатлел мученической смертью за Иисуса Христа, по мнению иных в Ефесе, где и погребён. По иному же сказанию, св. Лука окончил свои Апостольские труды в городе Фивах, или Патрах, городе Ахаии, около 84 лет от рождения, быв повешен, по недостатку креста, на оливковом дереве. Тело его при императоре Константине в 360 году перенесено из Ахаии в Константинополь в церковь Петра и Павла вместе с мощами Апостолов Андрея и Тимофея. Филосторгий пишет о перенесении мощей св. Евангелиста Луки: «когда приплыли люди, вёзшие гроб, в котором лежал Лука, и когда этот гроб несли с моря во храм, Анатолий евнух с усердием подошёл и, сколько было в нём сил (он был болен), помогал несущим. В это время вдруг прекратилась его болезнь». В IV веке о праздновании Апостолу и Евангелисту Луке свидетельствует св. Григорий Назианзен в слове своём против Юлиана. В V веке Анатолий Константинопольский, Лев Магистр – написали некоторые песнопения в честь Евангелиста Луки, возносимые ныне прав. Церковью в день его памяти. Церковь в своих песнопениях между прочим прославляет св. Луку, как Евангелиста и писателя Деяний Апостольских и как врача. Преп. Иулиана пустынника, Персянина О преп. Иулиане св. Златоуст говорит в беседе своей к Антиохийцам: – «знаете, и слышали, и ещё некоторые видели мужа, о котором я буду говорить, Иулиана – удивительного. Человек этот – простой поселянин и в незнатном месте рождённый, не имеющий никакого внешнего образования, но исполненный философии не тщетной. Когда он входил в города, что случалось редко, то бывало такое стечение, какого не бывает во время прихода ритора, софиста или другого кого-либо. Что ещё скажу? Не воспевается ли имя его ныне славнее какого-либо из царей!» 259 В своей «Истории Боголюбцев» блаженный Феодорит рассказывает о преп. Иулиане, что местом подвигов своих он избрал пещеру в глубине пустыни в Парфянской стране, простирающейся к западу до берегов Евфрата. Здесь проводил он жизнь, однажды в неделю только принимая пищу – хлеб с солью и водой, и то без пресыщения, но в мере, принятой один раз навсегда. Утешением же и духовным питанием для него служили псалмопения св. прор. и царя Давида и непрерывное размышление и молитвенная беседа с Богом. Неистощимо услаждаясь подобной пищей, в ней он не знал пресыщения и вместе с ней переливалась в его душу любовь к Богу того, кто воспевал: – «к Тебе прилепилась душа моя; жаждет душа моя Бога крепкого, живого: когда прииду и явлюсь перед лицо Божие! Да веселится сердце ищущих Господа! Вкусите и увидите, как благ Господь! – Блажен человек, который уповает на Него! Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего; предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит... Откровение Господа верно, умудряет простых; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни – истина, все праведны. Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие» ( Лк.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещавай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное, но на Бога живого; – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны (Тим.6:17, 18). Св. муч. Евпла диакона Диакон в городе Катане, носил с собою евангелие и, читая народу, наставлял вере в Господа Иисуса Христа. В гонение Диоклитианово схвачен по поведению градоначальника, и как непоколебимый в своем исповедании предан пыткам, строган железными гребнями и бит железными молотками. Затем судья велел повесить книгу евангелия на шею мученика, отвести в тюрьму и не давать ему ни хлеба, ни воды. Чрез семь дней призвал его и сказал: «хоть теперь поклонись богам!» Но мученик ответил: «кто ж захочет оставить свет и ходить во тьме?» Он был осужден на смерть, перед казнию поучал народ и обезглавлен (304 года). Св. мученицы Сосанны, Гавиния пресвитера, отца ее, Гаия папы и других с ними Сострадали в Риме в 296 году. Папа Гаий (Каий), Гавиний (Габиний) и Сосанна были родственники имп. Диоклитиану, который узнав, что они христиане и распространяют эту веру, велел предать их и обращенных ими двух знатных сановников смерти. Мощи их покоятся в Риме. 80 Варяжские пещеры идут на юг от юго-западного угла Феодосиевой пещеры. См. пр. 83. и август. 28. 84 Ркп. святцы: „преподобномученики Василий иерей и Феодор пострадаша в л. 6610 мес. августа в 11 день“. О годе кончины ошибка в опис. Киев. лавры. стр. 107. и у Вершинского в месяцеслове. Не могло быть и того, чтобы Василий после Феодора жил в варяжской пещере 29 лет, о чем говорит опись лавры. 85 Печ. патерик л. 159. 160. При Кальнофойском (1632 г.) св. страдальцы почивали уже в Антониевой пещере. Землетрясением 1614 г. варяжская пещера сильно была повреждена. И едва ли не вслед за тем св. мощи перенесены были из нее в Антониеву пещеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010