Деве же Марии Симеон предрек: «И тебе оружие пройдет душу». Это исполнится через тридцать лет и три года, когда Мария будет стоять у Креста, на котором в муках умрет Ее Сын. Узнав о рождении Царя мироздания, царь Ирод хочет погубить Младенца, и Мария с Иосифом Обручником вынуждены бежать в Египет. Так весть о спасении переплетается со скорбями, а слава Божия – с уничижением. И. конечно, такая ситуация обусловлена самой тайной Боговоплощения. Ведь Сын Девы Марии – одновременно и Бог, и человек. Он, будучи Царем Славы, на Которого и Ангелы не смеют взирать, стал во всём, кроме греха, подобным нам. Царь мироздания родился в пещере для скота – вертепе. Через Него, как Сына Божиего, Отец сотворил мир – а Он, став Сыном Человеческим, не имел места, где преклонить голову. Он есть Бог Откровения, через Него был дарован человеку Закон – и Его же обвиняли в нарушении Закона. В дни земного служения Он исцелял страждущих, насыщал тысячи голодных, повелевал природными стихиями, воскрешал умерших – а Сам испытывал голод, жажду, усталость. Христос есть Истина, а Его называли обманщиком. Христос есть Любовь , а Его объявили преступником. Христос есть Жизнь, а Его предали лютой и мучительной смерти. Снисхождение Сына Божиего на землю в богословии обозначается термином κνωσις (кенозис) – буквально «опустошение», «умаление», «истощение». И парадоксальным образом уничижение Сына Божиего послужило Его прославлению – потому что, умерев на Кресте, Господь разрушил власть смерти Своим Воскресением: «смертию смерть попрал», чтобы каждый из нас «не погиб, но имел жизнь печную» [ Ин. 3:15 ]. Слова апостола Павла об истощении Сына Божиего Церковь провозглашает в дни Богородичных праздников на Литургии – ведь именно от Девы Марии воспринимает человеческую природу Господь, и «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» [ Фил. 2:6–11 ]. Имя, которое дал Отец Сыну, – «Господь», Сущий Бог, «Который есть и был и грядет» [ Откр. 1:8 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дошёл, наконец, святой Филарет до такой нищеты, что не имел уже больше ничего, кроме нескольких пчелиных ульев, и только мёдом от них пропитывались он, и жена его, и дети их. Но и в такой нужде он не отказывал просящему бедному и, не имея хлеба, делился с ним мёдом. Домашние же его, видя, что таким образом они лишаются и последнего пропитания, потихоньку отправились к пчёлам, чтобы выбрать весь мёд, но они нашли только один улей, из которого и взяли себе весь запас. А на другое утро опять пришёл нищий к преподобному и просил у него милостыни. Филарет отправился к улью и когда увидел, что он пуст и что ему нечего дать нищему, то снял с себя верхнюю одежду и отдал ему. «Где же твоя одежда? Неужели и ту ты отдал нищему? – спросила Филарета жена его, когда он пришёл домой без верхней одежды. Он же отвечал: «Ходил я по ульям, там и оставил её». Тогда сын его отправился в пчельник поискать отцовской одежды, но не найдя там, сказал об этом матери. Неприятно ей быдл видеть мужа своего в неподобающем виде, и она из собственного платья сшила ему новое и одела его. В те времена престол Греческой империи занимала христолюбивая царица Ирина с сыном своим Константином. Так как он приближался уже к совершеннолетию, то разосланы были по всем владениям Греческой империи избранные надёжные люди, чтобы разыскать красивую, добрую и хорошего рода девицу, достойную вступить в брак с царевичем Константином. Усердствуя успешно исполнить царское поручение, они тщательно и неленостно обходили все области и города и даже глухие местечки, и таким образом достигли города Амнии в Пафлагонии. Приближаясь к нему, они издали увидели высоко стоявший и красивый дом Филарета. Полагая, что в нем живёт какой-нибудь богатый вельможа, они послали туда слуг своих, чтобы они приготовили им там помещение и стол. Но один из воинов, сопровождавших царских послов, сказал им: «Не ходите в дом тот, господа, потому что, хотя он и велик и красив по наружности, но внутри пуст, и ничего нет в нем для удовлетворения вашего, так как живёт в нём беднейший из всех людей. – Не поверили, однако же, словам воина царские посланные и повторили слугам своим приказание исполнить то, что им было поручено.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

е. деятельным применением её, без которой не могло бы совершиться спасение всего человеческого рода. Вследствие таких высоких качеств, за которые Бог возлюбил Авраама и называет Себя Богом Авраама, а в св. Писании называется он «другом Божиим», как ветхозаветные потомки его и даже сами святые перед Богом Моисей и Давид призывали Авраама в ходатаи перед Богом, так и Новозаветная Церковь взывает к Богу о помиловании ради возлюбленного Им праотца Авраама. Сам Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном ( Лк.16:19–31 ). О племяннике Авраама Лоте, который последовал за дядей своим в неизвестную обетованную страну и сохранил своё благочестие, несмотря на то, что жил в погибающей от разврата Содомской стране, известно ещё из свящ. Пис., что Господь не оставил уповающего на Него и вывел Лота с семьёй его невредимыми из Содома, когда были попалены огнём и серой нечестивые города, на месте которых образовалось серное озеро, названное впоследствии Мёртвым морем... «Праведного Лота, – свидетельствует св. Апостол Пётр ( 2Пет.2:7–8 ), – утомлённого обращением между людьми неистово-развратными, избавил Господь, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» ... Указывая на спасение Лота в то время, как были обречены на истребление Содомские и Гоморрские города за крайнее нечестие обитавших в них, св. Ап. Пётр поясняет, что «конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» ... ( 2Пет.2:9 ). 133 Ор. Chrysostomi 1, 328–411. Содержание другого сочинения его – «апологии монашеству» см. в учении об отцах Церкви, 2, 317. 134 Так говорит бл. Феодорит, Ист. 3, 16. Краткий менолог: «родила того чудного Иоанна, называемого Златоуст». Это неправда. Мать Златоуста называлась Анфусой (Сократа ист. 6, 3). Вероятно, что сын св. Публии был тот Иоанн, которого св. Мелетий посвятил в Апамейского епископа (Феодорита ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать, о ком пророк это говорит? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. – И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошёл на евнуха, а Филиппа восхитил ангел Господен, и евнух уже не имел его и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте; и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришёл в Кесарию» ( Деян.8:26–40 ). Здесь прожил он некоторое время в своём доме, в котором посетил его Апостол Павел и провёл у него «многие дни», о чём также упоминается в Деяниях Апостолов, равно как и о том, что у Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, «были четыре дочери девицы пророчествующие» ( Деян.21:8–9 ). Потом Ап. Филипп был епископом в Лидийском городе Траллии, в Мал. Азии, и, проповедуя всю свою жизнь, причём утверждал проповедь свою многочисленными чудесами, скоичался в глубокой старости. Преп. Феофана исповедника и творца канонов, именуемого начертанным Феофан, вместе с старшим братом своим Феодором (пам. 27-го декабря), иноки Палестинской обители св. Саввы, именуются начертанными, потому что на лицах их после жестоких истязаний, которым они были подвергнуты, как защитники иконопочитания, император Греческий Феофил велел начертать позорные стихи, мучительным начертанием которых посредством раскалённых игл были выжжены лица исповедников до самых веждей. Феофан родился в Аравии от благочестивых родителей, отличавшихся в особенности страннолюбием. Воспитав свою душу под хорошим семейным влиянием, получив и научное образование в доме богатого отца, Феофан вместе с братом довершили то и другое в лавре св. Саввы – под руководством одного благочестивого и учёного пресвитера. Плоды благодатного воспитания сказались в подвиге целой жизни. Во время иконоборства в продолжение 25-ти лет Феофан был ревностным защитником и исповедником православия; претерпел различные истязания: оковы, голод, ссылку; брат и сподвижник его Феодор в ссылке и скончался; Феофан же дожил до прекращения смущавшего Церковь иконоборства и был посвящён в митрополита Никейского. Когда же нашлись недовольные этим поставлением, возражавшие, что Феофан – Сирианин и некому поручиться в том, что он – православный, то св. Мефодий, поставивший Феофана в митрополиты, указывая на лицо его, сказал: «после такой надписи не нужно и желать лучшего свидетельства в его православном исповедании» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Есть люди, которые на сии и подобные повествования священные набрасывают тень темного предания, и мало верят им. Доказательства истины, совершенно успокоительные для верующих, нисколько не удовлетворяют неверующих. Но как гибельно такое неверие, достаточно указать на один опыт в судьбах еврейского народа. Исход этого народа из Египта был почти непрерывным рядом чудес. Однако ж израильтяне, скучая постною пустынною пищею и воздыхая о египетских мясах, стали роптать на Моисея и на Бога. Несколько успокоенные, уже подходили они к земле обетованной. Но чревоугодие и чувственность постепенно повергают человека в малодушие и неверие. В виду земли, текущей медом и млеком, вероломный народ колеблется мыслию, не лучше ли опять возвратиться в Египет, в землю рабства? Тогда Господь говорит Моисею: «Доколе будет пренебрегать Меня народ сей? И доколе не будет Мне верить при всех тех знамениях, которые делал я среди его?» Сколько после сего упрека ни ходатайствовал Моисей за свой народ, Бог народов и вождей изрек Свой приговор: «Все, которые видели знамения Мои в Египте и в пустыне, и не слушали гласа Моего, не увидят земли обетованной; все пренебрегшие Меня, не увидят ее» ( Числ. 14:22, 23 ). И действительно, все, вышедшие из Египта, кроме двух человек, положили свои кости, во время сорокалетнего странствования в пустыне. Остережемся, как бы не случилось что-либо подобное и во время нашего земного странствования. Много в нашем отечестве было знамений и чудес; бывали они и в наши дни. Знамения сии внушают нам чтить истинного Бога, Который есть один, творяй чудеса ( Пс. 74:15 ). Если кому и не вполне известны подробности и доказательства, как совершилось то, или другое чудо, во всяком случае лучше веровать, нежели не веровать. Ибо вера есть опора души и основание надежды; а неверие есть разрушение спасительных убеждений и путь к отчаянию. Кто верует всему, что Бог сказал и сделал, тот с упованием прибегает и к заступлению Пречистой Богоматери, и спокойнее смотрит на свою будущность. А какая будущность, в ком и в чем успокоение для тех, для которых, чрез неверие, все погибло?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

За полторы тысячи лет до Рождества Христова сыновья ветхозаветного праотца Иакова продали в рабство в чужую страну своего родного брата Иосифа. Какое это было тяжкое преступление! Горько плакал престарелый отец, когда узнал об этом проступке своих детей. Прошло немного времени. Братья Иосифа прибыли в ту страну, в которой их брат находился в рабстве и в то же время и в почестях, потому что достиг у фараона доверия и славы. Они пришли туда в поисках хлеба, ибо голод наступил в их стране. И когда Иосиф помог своим братьям и своему отцу в их тяжелом положении, и братья, припав к ногам Иосифа, вымаливали себе прощение, Иосиф, не сдерживая своих слез, обнял братьев, прощая им от всей души совершенный ими грех, и сказал: “…теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни…” ( Быт.45:5 ). Вот как Господь всё устраивает ко благу нашему! Говорил Господь через пророка Исаию: “Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои… Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших” ( Ис.55:8-9 ). Мы по своей духовной близорукости часто не можем понять, в чем наше истинное благо, в чем наше истинное счастье, и посылаемые нам Господом болезни и несчастья мы готовы принять только как беды и не умеем видеть за ними любвеобильной руки нашего Небесного Отца, Который и через несчастья ведет нас Своими Божественными путями к нашему вечному спасению. Может быть, недоумевают люди, почему умирает в расцвете сил юное, молодое, безгрешное существо, которое подавало столько надежд, которое оплакивается слезами своих близких, а человек порочный остается жить, продолжает свои пороки и свой разврат? Слово Божие говорит нам: “Как благоугодивший Богу, он возлюблен и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его или коварство не прельстило души его. “…” Ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил Он [ее] из среды нечестия” ( Прем.4:10-11, 14 ). Господь берет к Себе чистую и непорочную душу, ибо знает, что грехами и искушениями осквернилась бы эта душа, если бы осталась в теле человека пребывать на земле. И оставляет Господь жить порочного и развратного потому, что Он сказал через пророка: “…не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был” ( Иез.33:11 ). Господь терпит и грешного, и порочного, терпит, ожидая его обращения ко Господу и спасения. И в том и в другом случае проявляется любовь к нам нашего Небесного Отца.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу - да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34-35)... Участие Божией Матери в событии Сретения Господня столь велико и значительно, что сам этот праздник является наполовину Богородичным. Уже по строю богослужения он более приближается к двунадесятым праздникам в честь Божией Матери, чем к Владычным праздникам. К Божией Матери обращаемся мы в тропаре праздника, Ей посвящены прокимны на утрене и Литургии, Ее же призываем мы и во многих других песнопениях этого дня. Особенно большое место занимают обращения к Божией Матери в припевах на 9-й песне канона: из 14 припевов - 6 посвящены Божией Матери. Обращаясь к Ней, Чистой Голубице и Нескверной Агнице, мы просим Ее покрыть и соблюсти нас от всякие нужды и печали и просветить наши души, омраченные люте житейскими сластъми. Однако Матерь Божия является не единственной участницей праздника Сретения; вместе с Ней в нем участвуют праведный Симеон и пророчица Анна. Евангелист Лука рассказывает, как по внушению Святого Духа они пришли в Иерусалимский храм, чтобы встретить принесенного туда Богоматерью Младенца Христа. И поскольку и Церковь земная и Церковь Небесная составляют единую Церковь, живущую единой же жизнью, то и в наши дни мы обращаемся к живущим на Небесах святому Симеону Богоприимцу и святой Анне пророчице, призывая их принять участие в великом празднике Сретения Господня. Богоносе Симеоне, - обращаемся мы к святому Симеону Богоприимцу, - прииди, подыми Христа, Его же роди Дева Чистая Мария. А святую Анну пророчицу мы призываем: О дщи Фануилева, прииди, стони с нами, и благодари Христа Спаса, Сына Божия. Участие святых праведных Симеона и Анны в событии Сретения Господня и встреча ими Христа в Иерусалимском храме не были случайными. Симеон и Анна были подготовлены к тому состоянием своих душ, посвященных неукоризненному служению Богу. Евангелие говорит, что Симеон был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк. 2, 25). В этом многолетнем ожидании утешения Израилева, то есть пришествия Мессии, заключались смысл и средоточие сокрытой от человеческих взоров внутренней жизни святого старца. Чистота его сердца, привлекшая к нему Духа Божия, дала ему возможность познать Его же под мраком Моисей законополагающа провиде в Синаи, Младенца бывша, закону повинующася (Служба Сретению Господню, на Господи, воззвах, стихира 2-я).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

И воздвиг рог спасения нам/в доме Давида, отрока Своего. Якоже глагола усты святых, сущих от века пророк Его,/спасение от враг наших/и из руки всех, ненавидящих нас. на 10: Как Он сказал устами святых, бывших от века пророков Своих, –/спасение от врагов наших/и от руки всех ненавидящих нас. Сотворити милость со отцы нашими/и помянути Завет Святый Свой. Сотворить милость отцам нашим/и вспомнить завет Свой святой. на 8: Клятву, еюже клятся ко Аврааму, отцу нашему,/дати нам без страха, из руки враг наших избавльшимся. на 8: Клятву, которою Он клялся Аврааму, отцу нашему,/дать нам безбоязненно, от рук врагов наших избавившимся. Служити Ему преподобием и правдою/пред Ним вся дни живота нашего. Служить Ему в святости и правде/пред Ним во все дни жизни нашей. на 6: И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися,/предыдеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его. на 6: И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо,/ибо ты будешь идти пред лицом Господа – приготовить пути Ему. Дати разум спасения людем Его/во оставление грех их/милосердия ради милости Бога нашего. Дать народу Его познать спасение/в отпущении грехов их,/по глубине милосердия Бога нашего. на 4: В нихже посети нас Восток с высоты,/явитися во тьме и сени смертней седящим. на 4: Которым с высоты посетит нас Восходящее Светило,/чтобы воссиять сидящим во тьме и тени смертной. Направи ноги наша на путь мирен. Слава: И ныне: Катавасия. Ектения: зане в сицевыя дни, Достойно: не поется. Таже ексапостиларий. Слава: И ныне: Катавасия ПЕСНИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ ВСЕДНЕВНЫЕ Подобает ведати, аще несть неделя, ниже, Владычний, ниже Богородичный праздник, ни предпразднство, или попразднство их, или празднуемаго святаго, стихословятся песни скоро сице. Песнь 1 Первый лик глаголет: Господеви поем, славно бо прославися./Коня и всадника верже в море. Воспоём Господу, ибо Он славно прославился;/коня и всадника ввергнул в море. Таже вторый лик: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение,/Сей мой Бог, и прославлю Его;/Бог отца моего, и вознесу Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/pesni-svy...

И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует, как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал? Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Отца Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» ... 245 . Подобным же образом предвозвестил пророк Даниил кару Божию и сыну Навуходоносора – Валтасару, за то, что «не смирял он сердца своего и возносился против Господа небес», не смотря на то, что ему было известно о наказании, постигшем его отца. Это было после одного большего пиршества, среди которого Валтасар поражён был ужасом, увидев «персты руки человеческой, которые писали против лампады на извести стены чертога царского» 246 непонятные слова. Призванный разъяснить значение их – Даниил, о котором царь слышал, что «дух Божий в нём, и свет, и разум, и высокая мудрость» 247 , – И объяснил царю, что «начертано это писание и послана от Бога кисть руки за то, что оскорбляет он своими делами Бога и не прославляет Того, в Чьей руке дыхание его и у Которого все пути его»... 248 . «Значение же начертанных слов: мене, текел, упарсин, – продолжал пророк следующее: мене – исчислил Бог царство твоё и положил конец ему. Текел – ты взвешен на весах и найден очень лёгким. Перес – разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам. В ту же самую ночь Валтасар был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи 62-х лет» 249 . Место своё, «третьего по царе властелина в государстве», Даниил сохранил и при Дарии, который особенно его полюбил и приблизил к себе. Другие вельможи возненавидели за это Даниила и с той целью, чтобы его погубить, уговорили царя издать такой указ, в силу которого никто из его подданных в продолжение тридцати дней не смел бы просить чего-либо ни у какого Бога, ни у людей, но только у царя, как у властелина, на столько могущественного, что он сам, подобно божеству, в состоянии доставить удовлетворение всякому подданному во всякой нужде его. – Это они предложили царю как-бы ради того, чтобы возбудить полнейшее благоговение к его особе и таким образом утвердить повиновение ему его подданных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И Саул сильно огорчился, и неприятно ему было это слово; он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне – тысячи; ему недостаёт только царства... – И с того дня подозрительно смотрел на Давида. Вскоре, во время одного из своих припадков крайнего раздражения, порой до бешенства овладевавшего им, Саул, слушая музыку Давида, вместо успокоения, которое она обыкновенно производила на него, предался злобному чувству против Давида и, подумав: – «пригвожду Давида к стене, бросил в него копьё, бывшее при нём... но Давид два раза уклонялся от него» ... Зависть, между тем, разыгрывалась всё больше и больше в сердце Саула, так как он видел, что молодой Давид всё более и более овладевает любовью и уважением народа, и он искал его погубить, «но, – думал он, – пусть не моя рука будет на нём, но – рука Филистимлян», и в надежде, что Давид будет убит на войне с этими сильными врагами, он поручал ему вести войны с ними, обещая ему, в случае успеха на войне, выдать за него замуж старшую дочь свою Мерову. «Кто я, и что жизнь моя, и род отца моего в Израиле, чтобы мне быть зятем царя?» – смиренно недоумевал Давид в ответ на это предложение царя. Между тем Саул не исполнил обещания отдать старшую дочь свою за храброго победителя Филистимлян и выдал её в замужество за другого. Но узнав, что меньшая его дочь Мелхола полюбила Давида, он задумал и её «сделать сетью для него». «Через меньшую дочь ты породнишься со мной», – обещал он снова Давиду; между тем, желая уловить его в честолюбии, велел приближенным своим тайно передать ему: – «вот, царь благоволит к тебе, и все слуги его любят тебя; итак, будь зятем царя». – Но неуловимо смирение для коварства; с искренним простодушием Давид отвечал царским слугам: «разве легко, кажется вам, быть зятем царя? Я – человек бедный и незначительный». – Когда переданы были Саулу эти слова Давида, то он, продолжая «иметь в мыслях – погубить Давида руками Филистимлян», сказал: так скажите Давиду: царь не хочет вена (обычного выкупа) за невесту, но хочет, чтобы он убил сто Филистимлян – в отмщение врагам царя. – И пересказали слуги Саула эти слова Давиду, и понравилось Давиду сделаться зятем царя. «И прежде ещё, чем исполнился срок, назначенный для убиения ста Филистимлян, Давид, с помощью людей своих, убил уже двести. И выдал тогда Саул за него дочь свою Мелхолу в замужество.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010