«ИБО ХОТЯ У ВАС ТЫСЯЧИ НАСТАВНИКОВ ВО ХРИСТЕ, НО НЕ МНОГО ОТЦОВ; Я РОДИЛ ВАС ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕМ» ( 1Кор.4:15 ), то есть, иными словами, называет себя «отцом» просвещённых им Коринфян и признаёт право за другими их учителями именоваться их «наставниками». И св. Апостол Павел в Гал.4:19 и св. Апостол Иоанн Богослов в 1Ин.2:1 и др. местах обращаются к христианам: «ДЕТИ МОИ!», то есть, иными словами называют себя их «отцами». Св. Ап. Павел в 1Кор.12:28 говорит: «И ИНЫХ БОГ ПОСТАВИЛ В ЦЕРКВИ, ВО-ПЕРВЫХ АПОСТОЛАМИ, ВО-ВТОРЫХ, ПРОРОКАМИ, В ТРЕТЬИХ УЧИТЕЛЯМИ " . То же самое находим в Еф.4:11 . В послании к Евреям св. Апостол Павел прямо призывает: «ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ, КОТОРЫЕ ПРОПОВЕДЫВАЛИ ВАМ СЛОВО БОЖИЕ» ( Евр.13:7 ). Если понимать буквально слова Господа: «И отцем себе не называйте никого на земле» ( Мф.23:9 ), то тогда и родного своего отца тоже нельзя называть «отцем», но ведь ясно, что такое буквальное понимание абсурдно. 174. ВОПРОС: Когда положено петь акафисты в Великом Посту? ОТВЕТ : По уставу только однажды: именно в субботу 5-ую Великого Поста положено на утрени, в особом порядке, петь акафист Пресвятой Богородице с припевом: «РАДУЙСЯ, НЕВЕСТО НЕНЕВЕСТНАЯ». 175. ВОПРОС: Как правильно считать Сретение Господне, праздником Господским или Богородичным? ОТВЕТ : По своей идее, это – праздник и Господский и Богородичный, ибо празднуемое событие имеет значение и для Самого Господа и для Пречистой Его Матери. Но, по уставным своим особенностям, это праздник Богородичный, что видно хотя бы уже из того, что при совпадении этого праздника с воскресным днём, воскресная служба не отменяется, как это бывает в Господские праздники (когда в уставе ясно сказано: «воскресив ничтоже поем»), а наоборот предваряет праздничную службу, которая с ней соединяется. Поэтому принято на праздник Сретения Господня облачаться в голубое облачение, как это делается во все Богородичные праздники. Впрочем этот праздник имеет и одну уставную особенность, свойственную Господским Праздникам: именно – произносится так называемое «входное», после чего сразу поётся тропарь праздника. 176. ВОПРОС: Как полагается петь: «С нами Бог»? Следует ли безпрерывно петь «Яко с нами Бог», в то время как чтец возглашает, или правильнее припевать: «Яко с нами Бог» к каждому стиху отдельно?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Праздник Вознесения Господня Предмет праздника и отношение к жизни христианской В сороковой день, считая с первого дня Пасхи, совершается праздник Вознесения воскресшего Господа на небо. Описание этого великого события находится в книге Апостольских деяний (Деян. 1). Цель сего праздника та, чтобы мы, следуя мысленно за вознесшимся Христом, возносились духом, научались мудрствовать небесная, а не земная, и не привязывались душой к стране временного странствования. «Итак, если вы воскресли со Христом, — учит апостол Павел, — то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1—2). «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3:20—21). «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). Начало праздника Некоторые установление праздника Вознесения Господня относят ко временам позднейшим; но это опровергается достоверными памятниками его древности. Ибо: 1) О нем упоминает еще Августин, отец IV века. «Что сохраняем, — говорит, — мы и все вообще христиане, то, само собой разумеется, дошло до нас или от самых апостолов, или от всеобщего согласия Церкви, как, например, и обыкновение ежегодным торжеством прославлять страдание Господне, Воскресение, Вознесение на небо и Сошествие с неба Духа Святого». Из этого видно, что праздник Вознесения Господня совершали еще гораздо раньше времен Августина, и притом всеми Церквами; и, следовательно, начало его скрывается в самой глубокой древности. 2) Праздник Вознесения Господня повелевается праздновать в одном из 17 правил, известных под именем Правил апостолов Петра и Павла. «Святое Вознесение, — говорится там, — да празднуют; понеже совершение есть, еже о Христе, смотрения». То же самое повторяется и в так называемых Постановлениях апостольских. Правила эти и постановления появились, по суду критиков, еще в конце II столетия, и есть не что иное, как остатки устных наставлений и примеров апостольских, дошедшие до означенного времени через подражание и постоянное наблюдение их преемниками апостольскими; почему Ириней и называет оные преданием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3216...

Таковы и все псалмы избранные. С окончанием пения псалма избранного и каждения церкви еще раз поется величание перед образом с припевом: «Слава и ныне, аллилуия». Затем ектения, чтение седальных, пение степенных, первый антифон четвертого гласа (см. письмо десятое: «антифоны», прокимен и Евангелие). Евангелие в праздники господские повествует о празднуемом событии; в праздники богородичны читается всегда одно: «о посещении Пресвятой Девою Марией Елисаветы» ( Лк. 1:39–56 ). После Евангелия псалом пятидесятый и пение или особенных стихов в праздники господские, или дважды «молитвами Богородицы» в праздники богородичные. Вот, например, эти стихи в Рождество Христово. «(Слава) Все исполняется сегодня радостью: Христос родился от Девы». (И ныне) Все исполняется сегодня радостью: Христос родился в Вифлееме». Потом: «Помилуй мя Боже» и праздничная стихира. И здесь представлю в пример стихиру в день рождества Христова. «Слава в вышних Богу, и на земле мир! Сегодня воспринимает Вифлеем вечно сидящего с Отцом. Сегодня славословят ангелы, как Бога, рожденного младенца. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Затем диакон: «Спаси Боже люди Твоя» и пр., возглас священника и каноны. Помазание елеем Здесь особенность великих праздников состоит в том, что православные прикладываются к иконе, перед которой пилось величание, и помазываются елеем. Этот елей тот самый, который на вечерни, вместе с хлебами, был благословлен и освящен. Значит, и помазание – не какое-нибудь простое и ничего не значащее действие, а соединенное с благодатью, всеосвящающей и во всем помогающей. Но понятно, что сила и действие благодати проявляются лишь тогда, когда ее желают, ищут, когда к ней прибегают с благоговением и верой. Без этого и не помазание освященным елеем, а самые таинства ни к чему. Не забывай этого, друг мой. Не забывай, что дары благодати, которые, под видимыми знамениями, предлагает св. Церковь православным, то же самое, что дождь, падающий с неба. Падает дождь и на камень – и без пользы и плода скатывается с него. Падает на разрыхленную землю – и служит источником жизни. Да будет твоя душа, разрыхленная молитвой и верой, подготовленной ночвой для воспринятия даров благодати, под каким бы то ни было видимым знаком: благодать сойдет в твою душу и все оживотворит в ней. Не подражай тем бессмысленным, которые во всех действиях Церкви видят одну внешность, одну обрядность, и, не понимая внутреннего значения, дерзают судить и даже осуждать то или другое действие. Наказание за то уже и теперь в них самих. Где нет благодати, там нет жизни. И мертва их душа перед Господом Богом, мертва для всякого добра. Они-то и есть те мертвецы, о которых сказал Спаситель: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» ( Мф. 8:22 ). Незавидная доля, от которой спаси Отец небесный всякого! Каноны

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Продолжение праздника    Праздник Пасхи продолжается тридцать девять дней с тем разделением, что первые семь празднуются торжественнейшим образом, отчего и называются седмицей Светлой, Святой и Великой, восьмой также торжественно, и называется на языке церковном Антипасхой, в память явления Господа не веровавшему Фоме и уверения его язвами Своими, а последующие — с меньшей торжественностью, так что христианам позволяется в оные заниматься и обыкновенными своими житейскими делами и работами. Праздник Вознесения Господня Предмет праздника и отношение к жизни христианской    В сороковой день, считая с первого дня Пасхи, совершается праздник Вознесения воскресшего Господа на небо. Описание этого великого события находится в книге Апостольских деяний (Деян. 1). Цель сего праздника та, чтобы мы, следуя мысленно за вознесшимся Христом, возносились духом, научались мудрствовать небесная, а не земная, и не привязывались душой к стране временного странствования. «Итак, если вы воскресли со Христом, — учит апостол Павел, — то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1-2). «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3:20-21). «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). Предмет праздника и отношение к жизни христианской    В сороковой день, считая с первого дня Пасхи, совершается праздник Вознесения воскресшего Господа на небо. Описание этого великого события находится в книге Апостольских деяний (Деян. 1). Цель сего праздника та, чтобы мы, следуя мысленно за вознесшимся Христом, возносились духом, научались мудрствовать небесная, а не земная, и не привязывались душой к стране временного странствования. «Итак, если вы воскресли со Христом, — учит апостол Павел, — то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1-2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Происхождение службы    В службе на этот праздник хвалитные стихиры приписываются сочинению Василия Великого, а прочее составлено Космой Иерусалимским, наставником Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке, и Иоанном Арклийским, или, что то же, Дамаскиным. Проповеди святых отцов    Проповеди на этот праздник можно находить в сочинениях святых отцов: Василия Великого, Григория Богослова, Амвросия, Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла, Максима, Льва Папы, Петра Хрисолога, Григория Великого, Фулгенция. Продолжение праздника    Праздник этот празднуется семь дней и притом с троякой торжественностью, а именно: в первый день торжественнейшим образом, во второй — хотя менее торжественно, но более, нежели в прочие дни, а далее — как обыкновенно совершаются попразднства. Праздник Преображения Господня Предмет праздника и отношение к жизни христианской    Праздник Преображения Господня совершает Церковь 6 августа в воспоминание того, что Иисус Христос (как повествуют Евангелисты: Матфей, (Мф. 17:1-9), Марк (Мк. 9:2-9) и Лука (Лк. 9:28-36), возведши в некоторое время трех учеников Своих — Петра, Иакова и Иоанна — на гору (Фавор), преобразился пред ними, то есть Лицо Его просияло, как солнце, ризы Его сделались блистательны и белы, как снег; при этом явились пред Него Моисей и Илия, и из светлого облака, осенившего всех их, слышен был глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» (Мф. 17:5).    Учители Церкви, разлагая это событие на части, в каждой из них находят назидательные наставления для христианина. Заметим главные мысли. Намерением, говорят они, при этом было то, чтобы: 1) показать вечное Божество Иисуса Христа и Его равночестную Богу Отцу славу; 2) чрез это возбудить веру и любовь к Нему и 3) желание чистоты и святости, как необходимых для участия в Его славе. «Мы же все, — говорит апостол, — открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Частнейшей целью Преображения было то, чтобы самовидцев-апостолов приготовить к созерцанию страданий Спасителя, то есть чтобы они пребыли непоколебимы в вере и любви к Нему, несмотря на крайнее Его уничижение, которому Он скоро должен был подвергнуться./Да егда Тя узрят распинаема/, — воспевает Церковь, —/страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят: яко Ты еси воистинну Отчее сияние/. Посему-то Моисей и Илия, «явившись во славе... говорили об исходе Его (Иисуса Христа), который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 августа 2023: Преображение Господне 24 мин., 17.08.2016 Содержание Преображение Господне Преображение Господне, или, по-народному, «Яблочный Спас» — православный праздник, который верующие отмечают 19 августа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным — во всей Божественной, вечной славе. Мы расскажем об истории, смысле и традициях праздника Преображения. Что такое Преображение Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник. События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели, как Учитель преобразился: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2). На Руси этот праздник получил народное название «Яблочный Спас». Дело в том, что в Израиле и Греции день Преображения приходился на пору созревания винограда. Христиане приносили душистые гроздья в храм — для благословения и в знак благодарности Богу. В странах, где виноград не растет, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки. Существует специальная молитва «На освящение начаток овощей (плодов)». Когда празднуется Преображение Господне Православные христиане празднуют Преображение 19 августа по новому стилю (6 августа по старому стилю). События Преображения Господня

http://foma.ru/19-avgusta-2013-preobrazh...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 января 2024: Крещение Господне, Богоявление 20 мин., 16.01.2019 Содержание Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника. Что такое Крещение Господне Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения.  На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!  Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын.  И было засвидетельствовано, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог. Крещение Господне — двунадесятый праздник . Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник. Когда празднуется Крещение Господне Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю). Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

http://foma.ru/19-janvarja-2023-kreshhen...

1. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. 2. Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу. 3. Внегда исчезати от мене духу моему, и Ты познал еси стези моя. 4. На пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне. 5. Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене. 6. Погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою. 7. Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. 8. Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене.   Голосом моим ко Господу воззвал я, голосом моим ко Господу помолился. Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему. Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Смотрю на правую сторону и вижу, что никто не признаёт меня. Не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей. Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты – прибежище мое и часть моя на земле живых. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог: избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. (Псалом 141-й.)    Пение Октоиха, последовательно с 1 по 8 глас, начинается с Недели, то есть с воскресенья, которое следует за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю Неделю Великого поста. Исключение составляют двунадесятые Господние праздники как в седмичные дни, так и в Неделю (воскресенье), когда вся служба идет по Минее, а также в двунадесятые Богородичные праздники и в предпразднства всех двунадесятых праздников, совпадающих с седмичными, но не с воскресными днями (Неделей).    Во время пения «Господи, воззвах» и стихир диакон совершает каждение алтаря, всего храма и молящихся. Приняв кадило, диакон влагает в него ладан при благословении священника «Кадило Тебе приносим...» и совершает крестообразное каждение престола, затем горнего места, жертвенника и икон по сторонам южной, северной и западной, также кадит братию в алтаре на южной и северной сторонах. Далее выходит на солею северной дверью и кадит местные иконы, клиросы, молящихся и весь храм, начиная с икон на южной стороне солеи. Диакон заканчивает каждение пред царскими вратами и местными иконами, входит в алтарь южной дверью, снова кадит престол, предстоятеля и, помолившись на горнее место, отдает кадило пономарю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   Праздник Рождества Христова, совершаемый Церковью 25 декабря (7 января н.ст.), установлен в воспоминание Рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа. — Нравственная мысль сего праздника та, что, как Сын Божий для спасения нашего благоволил родиться на земле, так и человеку для той же цели должно переродиться, или, как говорит апостол, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24). «Если кто не родится свыше, — говорит Сам Спаситель, — не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). «Странное Рождество видевше, — воспевает посему Святая Церковь, — устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте». Предмет праздника и отношение его к жизни христианской    Праздник Рождества Христова, совершаемый Церковью 25 декабря (7 января н.ст.), установлен в воспоминание Рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа. — Нравственная мысль сего праздника та, что, как Сын Божий для спасения нашего благоволил родиться на земле, так и человеку для той же цели должно переродиться, или, как говорит апостол, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24). «Если кто не родится свыше, — говорит Сам Спаситель, — не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). «Странное Рождество видевше, — воспевает посему Святая Церковь, — устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте». Начало праздника и его история    Праздник Рождества Христова получил свое начало в самые первые времена христианства. Он существовал в IV веке; ибо мы имеем многие беседы, говоренные на сей праздник отцами IV века. Существовал в III веке; ибо, по свидетельству Никифора, Максимиан в III веке сжег в Никомидии двадцать тысяч христиан, собравшихся в храм на праздник Рождества Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апостольское же чтение на Литургии – знаменитый текст о пришествии Сына Божия, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человека и по виду став как человек» ( Флп.2:5–11 ). А евангельское чтение (тоже как и утреннее, общее для всех Богородичных праздников) говорит о женщине «из народа», которая прославляет Матерь Божью, а Господь отвечает ей, что все «слышавшие слово Божие и соблюдающие его» не менее благословенны ( Лк.11:27–28 ). Поэтому в праздник Рождества Богородицы мы провозглашаем и то, что каждый христианин может обрести ту же «благодать», которая была обретена Ею, и ту же «великую милость», которая дана была людям благодаря рождению Христа от Девы. Введение во храм Пресвятой Богородицы Второй великий Богородичный праздник – это Её Введение в Иерусалимский храм (21 ноября/4 декабря). Так же, как и Её рождество, этот праздник не основывается на непосредственных евангельских или исторических свидетельствах, но и он исполнен огромным духовным смыслом для верующего христианина. В богослужебных текстах говорится о том, что родители привели в храм трёхлетнюю девочку Марию, чтобы она росла там среди дев, посвящённых Господу; и храмовая община, во главе со священником Захарией, отцом св. Иоанна Крестителя, торжественно встретила Её. Девочка была введена в святое место, чтобы там быть «вскормленной ангелами» и сделаться «святыней святынь» Господней, живым святилищем и храмом Божественного Младенца, который родится от Неё. Совершенно очевидно, что строки 44-го псалма, цитируемого в богослужениях этого дня, вдохновили празднование посвящения Марии службе Божьей в Иерусалимском Храме: Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему… Вся слава дщери Царя внутри; одежда Её шита золотом. В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее. Приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. Вместо отцов твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы, будут славить Тебя во веки и веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010