18-е † Блаженной Магны Анкирской В городе Анкире Галатской, – пишет усердный посетитель подвижников Палладий 276 , – много дев, около двух тысяч или более; они подвизаются в святой, добродетельной жизни, хранят воздержание и совершают дело святое с ревностию. Между ними первое место по благочестивой жизни занимает Магна, жена почтеннейшая и опытнейшая. Не знаю, называть ли ее девою или вдовою. Мать вынудила ее выйти замуж, но она отклоняла от себя мужа под разными предлогами, давала вид, будто больна она, и, таким образом, осталась неприкосновенною и непорочною, как говорят родные ее. Муж ее скоро умер, и она осталась единственною наследницею после него. Тогда она всю себя посвятила Богу». «Великое приобретение быть благочестивым и довольным (умеренным в желаниях). Мы ничего не принесли в мир: явно, что ничего не можем и вынести из него ( 1Тим.6:6–8 ). Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов и хранить себя неоскверненным от мира ( Иак.1:27 ). Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать двойную честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Таково учение Апостольское! Так и поступала блаж. Магна. «Богатство, какое было у нее, раздала она на монастыри, на дома бедных и странных, церквам, епископам, вдовам, сиротам и прочим нуждающимся. Охотною душою, но тайно, совершала она подвиги благотворительности». Не только не выставлялась пред людьми благотворительницею, но старалась скрывать добрые дела свои и от себя самой; она боялась обманчивой приятности славы людской так же, как своего самолюбия и берегла сердце свое в смирении. Вместе с тем, она «ревностно посещала Богослужение церковное, вела жизнь подвижническую, воздержную. Знаменитейшие епископы уважали ее. Стараясь исполнить всякую добродетель, она жила надеждою на жизнь лучшую – загробную». В жизни блаж. Магны более всего изумительно то, что она, выданная в замужество, с такою твердостию воли отстояла свою девственную чистоту. Так в лучшие времена христианства любили девство! В одном провинциальном городе были целые две тысячи дев! Ликия была областию соседнею с Галатиею. Анкирские девы, конечно, читали разговор: «Праздник дев», святителя и мученика Мефодия, писанный им, когда был он епископом Олимпа Ликийского. Если ныне, к несчастию людей, мало ценят девство, не так думали в лучшие времена. Вот как учил о девстве великий учитель мученик:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. 2. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века буди, буди. 15. 12. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Трифона Печерскаго, просветителя лопарей Величание Ублажаем тя, преподобне отче Трифоне, и чтим равноапостольные труды твои, имиже в северных концах Русския земли трудился еси во благовестии Христове. Псалом 1. Преподобнии Твои славу Царствия Твоего рекут и силу Твою возглаголют. 2. Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. 1. Услыши нас, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли. 2. Север и море Ты создал еси. 1. Воцарися Бог над языки. 2. Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его. 1. Видех неразумевающих и истаях. 2. Провещает язык мой словеса Твоя. 1. Страху Господню научу вас. 2. Научу беззаконных путям Твоим. 1. Господь не оставит преподобных Своих, вовек сохранятся. 2. Пойте Господеви преподобнии Его, и им поведайте память святыни Его. 1. Хранит Господь души преподобных Своих. 2. Слава сия будет всем преподобным Его. 19. 12. Гражданское новолетие Там, где в день гражданскаго новолетия совершается праздничная церковная служба, на полиелейной утрени могут быть исполнены в уставном порядке нижеследующее величание и псалом избранный. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, на земли во плоти явльшагося проповедати времена Господни благоприятныя. Псалом 1. Благословиши венец лета благости Твоея. 2. О Бозе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся вовеки. 1. Возвеселимся о Нем, владычествующем силою Своею веком. 2. Будет имя Его благословенно вовеки. 1. Прежде солнца пребывает имя Его. 2. В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела рук Твоих суть небеса. 1. Та погибнут, Ты же пребываеши, и лета Твоя не оскудеют. 2. Тысяща лет пред очами Твоими, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде. 1. Царство Твое – Царство всех веков. 2. Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний. 1. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое в век и в век века. 2. Восхвалю Господа в жизни моей, пою Богу моему, Дóндеже есмь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

1-е Святого праведного Филарета Милостивого «Блаженны милостивые, так как они помилованы будут» ( Мф.5:7 ), – сказал Господь. И это сбылось на блаженном, милостивом Филарете, который за свою великую милость к нищим и сам получил от Бога превеликое помилование и богатое воздаяние и в настоящей жизни и в будущей, как и свидетельствует об этом его блаженная жизнь. Этот блаженный Филарет, родом из Галатии, жил в Пафлагонии (провинции Малой Азии). В городе Амнии. Благородные родители его, Георгий и Анна, с детства воспитали его в благочестии и страхе Божием, и потому жизнь его украсилась целомудрием и всякими другими добродетелями. Достигнув совершенного возраста, он вступил в супружество с честной, благородной и богатой девицей, по имени Феозвою, и Бог благословил их рождением трёх детей, сына – Иоанна и дочерей – Ипатии и Еванфии. Благословил Бог блаженного Филарета, как и в прежние времена праведного Иова, и умножением его имущества, и изобильным богатством. Были у него и многочисленные стада, и села, и нивы плодоносные, и изобилие во всем, и многое множество рабов и рабынь, служивших при доме его. И был известен Филарет, как один из знаменитых вельмож той страны. Обладая великим богатством и видя, как в то же время бедствуют многие от крайней нищеты, блаженный Филарет чувствовал к ним сострадание и в умилении души говорил себе: – неужели так много благ принял я от руки Господней только ради того, чтобы самому жить в наслаждении и в угождении своему чреву? Не должен ли я разделить дарованное мне Богом великое богатство с нищими, вдовами, сиротами, странниками и убогими, которых Господь на Страшном суде перед ангелами и людьми не постыдится назвать Своими братьями, так как Он говорит: «поскольку вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). И какую пользу в день Суда принесут мне все имения мои, если я, по скупости своей, их для себя одного сохраню, так как не получат милости те, кто не сотворил милости; будут ли мои имения для меня в будущей жизни бессмертною пищей и питием? Послужит ли мне там моя мягкая одежда нетленным одеянием? Нет, этого не будет. Ибо так говорит Апостол: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» ( 1Тим.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

20-е Св. пророка Самуила Пятнадцатый и последний судия Израильский, скончавшийся за 1100 лет перед Р. Хр. «Возлюбленный Господом своим Самуил, пророк Господень, учредил царство и помазал царей народу своему. Он судил народ по закону Господню, и Господь призирал на Иакова. По вере своей он был истинным пророком, и в словах его дознана верность видения. ( Сир.46:16–18 ). Умер в глубокой старости и погребен в Армафеме, отечественном его городе. В 406 году останки его перенесены в Константинополь и положены в храме, посвященном его имени. † Страдание св. Филиппа, епископа Ираклии фракийской, и его друзей Блаж. Филипп был сперва диаконом, потом пресвитером и спустя некоторое время, как испытанный по высокой жизни, возведен на епископскую кафедру Ираклии фракийской 168 . «Учеников своих пресвитера Севера и диакона Гермеса, укрепляя частыми наставлениями, он сделал подобными ему не только по мыслям и чувствам, но и по страданию. – Когда поднялся огонь жестокого гонения: он не смутился; иные советовали удалиться из города, – он отверг совет». Явился стационарий Аристомах, чтобы запечатать церковь христианскую. Блаж. Филипп сказал: «ужели ты думаешь, что Бог заперт в стенах! Он живет в сердцах». Аристомах опечатал все в церкви. Блаж. Филипп с Севером и Гермесом остался при дверях и поучали паству. Явился в суд префект Басс и, когда введены были к нему все, спросил: «кто из вас учитель христиан»? Филипп отвечал: «я тот, которого ищешь». – Вы знаете, сказал Басс, закон императоров, запрещающий христианам собираться и предписывающий этим людям или приносить жертвы или погибать. Доставьте мне золотые или серебряные сосуды ваши, или какие имеете, и также книги, которые вычитаете или изучаете». Филипп отвечал: «нельзя выдать тебе книг». Префект позвал исполнителей казни. Явился Мукапор, самый жестокий человек. Префект велел привесть пресвитера Севера; его не отыскали и префект велел мучить Филиппа. Когда жестоко били его: стоявший вблизи Гермес сказал: «хотя бы и достал ты все наши книги, последователи наши, заботясь о душевном спасении, напишут другие и еще усерднее научать будут благоговению, какое надобно оказывать Христу». Его наказали за то палками. Когда потом сделал он замечание ассессору Публию за покушение присвоить себе церковную собственность: его били до того, что все лице его покрылось кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

23-е Св. муч. Трофима и Феофила, и других тринадцати с ними Сии святые мученики и истинные рабы Христовы пострадали в Ликии в 305 году, в гонение Диоклитианово. Когда они отказались принесть жертву идолам, то были повешены и стружемы железом, биты камнем, и затем сокрушены им были голени. Наконец обезглавили их. Св. священномуч. Аполлинария, еп. Равенийского Аполлинарий был один из учеников св. Апостола Петра, последовавших за ним в Рим и которого Апостол Пётр послал в г. Равенну, чтобы он проповедовал там веру Христову, и посвятил его в епископа будущей христианской Церкви. Бог благословил успехом само начало деятельности нового проповедника Евангелия. Прибыв в Равенну, Аполлинарий остановился в доме одного воина, по имени Иринея. В разговоре с ним, он рассказал ему о цели прибытия своего в этот город и рассказал воину об Иисусе Христе и об Его Божественной силе, спасающей всякого человека, который уверует в Него. – У меня есть сын, страдающий слепотой, – сказал Ириней, – если Бог – Христос, о Котором ты мне говоришь, может исцелить его, то я уверую в Него, как в истинного Бога... С верой несомненной в помощь милосердого и всемогущего Бога Аполлинарий позвал слепого юношу и именем Иисуса Христа исцелил его, моля Бога при этом, чтобы просветилось и душевное зрение людей того города и чтобы они познали истинного Бога. Поражённые чудным исцелением слепого, Ириней и все домашние его уверовали в Иисуса Христа – Сына Божия и приняли св. крещение в реке близ Равенны. Аполлинарий, пребывая в доме Иринея, продолжал просвещать Евангельским учением обратившихся ко Христу. Вслед затем Аполлинарий исцелил больную жену одного трибуна, который также уверовал во Христа со всем семейством своим, и Аполлинарий, поселившись у него в доме, поучал их о Христе, силой Которого для верующих доступны непостижимые чудеса. Он поучал и других жителей Равенны, собиравшихся в дом трибуна, чтобы слышать проповедника нового учения, ознаменованного такими чудными свидетельствами истины его, и таким образом устроилась в этом доме церковь , в которой епископ Аполлинарий совершал литургию, причащая верующих Божественных Таин. Из среды уверовавших он ставил пресвитеров и диаконов, и число последователей Христовых распространялось в городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

27-е Св. первомученика и архидиакона Стефана Апостолы, желая иметь более времени для молитв и поучений, через полгода по вознесении Спасителя избрали семь одобренных ( Деян.6:3 ) мужей и рукоположили их в диаконы. Им поручено было управление и распоряжение общим имением и призрением вдов и сирот, а у алтаря раздавали они тело и кровь Господню (Игнатия посл. к Траллианам). Первым из семи диаконов был Стефан, который потому и называется архидиаконом. Он отличался особенной силой веры и красноречием, ревностно проповедовал слово Божие и указывал на конец закона Моисеева во Христе. Его обвинили перед синедрионом в хуле на Бога и Моисея. «Мы слышали», говорили лжесвидетели, «как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» ( Деян.6:14 ). И спросил первосвященник: так ли это? Стефан в оправдание своё произнёс речь, в которой изложил историю благодеяний Божиих к Израильскому народу и обличил не верность народа Богу. – «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались теперь вы, – вы, которые приняли закон при служении ангелов, и не сохранили». Слыша это, присутствовавшие в синедрионе рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и сказал: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Тогда толпой устремились на него, вывели за город и стали побивать камнями. Стефан молился и говорил: «Господи Иисусе, приими дух мой!» И преклонив колена, воскликнул громким голосом: «Господи, не вмени им греха сего!» И сказав сие, почил. Тело его в следующую же ночь взято Еврейским законоучителем Гамалиилом и похоронено в двадцати верстах от Иерусалима (см. 2-го авг. перенесение мощей его, 4-го янв. в соборе 70-ти). Св. преподобно-мученика и исповедника Феодора Начертанного Брат св. Феофана (память которого – 11-го октября), Феодор, также бывший иноком в лавре св. Саввы Освящённого, пострадал вместе с ним, явясь твёрдым защитником почитания святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

27), как будто отклонил прославление Своей Матери, потому что «блаженными» назвал слышащих слово Божие и соблюдающих его (Лк 11. 28). Однако мнимость этих противоречий со всей очевидностью обнаруживается в свете Предания. Правосл. экзегетическая традиция объяснение евангельского текста Мф 11. 11 ищет в продолжении 11-го стиха, где содержатся следующие слова Христа: «...но меньший в Царстве Небесном больше его» (т. е. Иоанна Крестителя). Согласно этой традиции, рассматриваемый текст имеет в виду разные степени духовного совершенства, какие могли быть достижимы ветхозаветным человеком, к-рому еще не было доступно состояние обожения, и человеком НЗ, для к-рого в Искуплении, совершенном Иисусом Христом, открылась возможность приобщения к полноте благодати Св. Духа и вхождения в Царство Небесное ( Лопухин. Толковая Библия. С. 216). Св. Иоанн Предтеча был величайшим пророком; своей святостью он превзошел «рожденных женами» ветхозаветных праведников; однако он был сыном ВЗ и жил лишь надеждой на исполнение обетованных благ. Жизнь Девы Марии проходит в двух Заветах; и хотя ветхозаветный период Ее жизни являет собой предельную высоту Ее святости, какая была возможна до пришествия Христова, духовное совершенство Девы Марии во всей полноте осуществляется лишь в НЗ и несравненно превосходит Ее ветхозаветную праведность. Литургическое предание усматривает в Лк 11. 27-28 не умаление, а прославление Богоматери: этот текст включен в евангельское чтение во время всенощного бдения в Богородичные праздники. Объяснению этого, на первый взгляд, странного факта помогают др. евангельские места, в к-рых, как и в анализируемом тексте, говорится об отношении к слову Божию. В одном из них повествуется о том, как однажды пришли «Матерь и братья» Иисуса Христа, желая встретиться с Ним. Однако не могли этого сделать, т. к. Христос был окружен множеством народа. «И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк 8.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/20/...

30-е Свв. Апп. от 70: Силы (Силоса), Силуана, Крискента, Епфнета и Андроника Сила вместе с Ап. Павлом проповедовал слово Божие; посланный Апостолами из Иерусалима в Антиохию для прекращения спора, возникшего между верующими относительно обрядового Моисеева закона, он с того времени не отлучался от Ап. Павла до прибытия в Коринф; вместе с ним претерпел многие страдания и заключение в темницу. В Деяниях Апостольских так упоминается о нём: «а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией. И проходил Сирию и Киликию, утверждая Церкви» ( Деян.15:40–41 ). – По прибытии же в Коринф, был поставлен епископом и много потрудился для насаждения веры, подкрепляя проповедь свою знамениями и чудесами. Силуан был сотрудником в благовествовании свв. Апп. Петра и Павла: «Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мной, и Силуаном, и Тимофеем», – воспоминает о нём св. Ап. Павел во втором своём послании к Коринфянам ( 2Кор.1:19 ). – «Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата», – пишет о нём Ап. Пётр в своём первом соборном послании ( 1Пет.5:12 ). Впоследствии Силуан был епископом в Македонском городе Солуне, где много пострадал за веру Христову и мученически скончался. О Крискенте говорит Ап. Павел во втором послании к Тимофею ( 2Тим.4:10 ), что «он пошёл в Галатию», где по поручению Апостола Павла и наслаждал Церковь Божию, быв поставлен епископом; также проповедовал в Галлии, нынешней Франции, основал там Церковь Виенскую и другие и, поставив епископом в городе Виенне ученика своего Захария, возвратился в Галатию, где мученически скончался в царствование императора Траяна. О св. Епенете, бывшем родом из Ахаии и обращённом к вере Христовой св. Ап. Павлом, Ап. Павел воспоминает в своём послании к Римлянам: «приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» ( Рим.16:6 ). Он епископствовал в Карфагене. О св. Андронике, бывшем епископом в Паннонии, св. Апостол воспоминает также в своём послании к Римлянам: «приветствуйте Андроника и Юнию – сродников моих и узников со мной, прославившихся между Апостолами и прежде меня ещё уверовавших во Христа» ( Рим.16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3. Религия Иакова. Бог патриарха — это «Бог его отцов», Бог Авраама и Исаака. Он именуется также — Абир Иаков, то есть «Могучий (Защитник) Иакова» (49,24) и Пахад Ицхак (31,42), то есть «Страх Исаака», где «Страх» означает благоговейный трепет. Впрочем, слово «Пахад» можно переводить и как Сродник. Если принять это второе толкование, то оно означает, что Иаков видел в Боге Авраама Отца-Покровителя своего клана. Богопочитание у Сынов Израилевых в эпоху Иакова было таким же простым, как при Аврааме. Иаков приносил жертвы на импровизированных алтарях (35,1) и возливал елей на камни (28,18), как было принято у жителей Палестины (такие священные камни-массебы найдены во многих ханаанских городах). Все это сильно отличается от сложного централизованного культа поздних времен, но предание с полной достоверностью сохранило память о патриархальных обычаях. Иаков чаще, чем Авраам, задерживался на одном месте и порой даже успевал засевать участки земли и собирать урожай. Его становища находились у древних культовых центров Ханаана — Вефиля и Сихема. Впоследствии иудеи, чтобы стереть память о языческом прошлом этих мест, связывали их почитание с именами патриархов. Но в конце концов святилища там были уничтожены (4 Цар 23,15). Именно в Вефиле Иаков услышал во сне голос Божий, подтверждавший обетование: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; (не бойся) землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и семени твоем все племена земные» (28,13-14). Рассказ о сновидении в Вефиле содержит две основные темы: первая — ступени таинственной лестницы , ведущей в небо . Она как бы противостоит Вавилону, имя которого (Бабили) означает «Врата божии». Воздвигая ступенчатую башню в центре города, язычники верили, что она будет местом схождения Мардука к своим почитателям. Но Бог Авраама указывает Иакову на иной «дом Божий» и «врата небесные» (28,17), которые соединяют Небо и землю . Эти незримые врата в св. земле знаменуют богочеловеческий смысл истории спасения. Земля, обещанная Аврааму, есть место совершения Домостроительства Божия. И как бы отзвуком видения Иакова звучат слова Христовы: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1,51). «Лествица Иаковля» в церковном сознании символизирует и Богоматерь, поэтому паремия о сне Иакова читается в Богородичные праздники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

6-е Святого Апостола Фомы Святый Апостол Фома – по-Еврейски, Дидим – по-Гречески (то и другое значит близнец), родом из Галилеи, слыша проповедь Иисуса Христа, когда Он проходил по городам и селениям, уча и исцеляя людей, – видя Его чудеса, пошёл за Ним, неотступно пребывал при Нём во всё время Его служения спасению рода человеческого и удостоился быть в числе 12-ти Апостолов Его. Фома был глубоко предан Христу. Когда Иисус перед тем, чтобы совершить воскрешение умершего Лазаря, намеревался пойти опять в Иудею, и ученики возразили Ему: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идёшь туда?» то «Фома сказал ученикам: пойдём и мы, и умрём с Ним» ( Ин.11:8, 16 ). – Когда Иисус в последней беседе со Своими учениками говорил им, что идёт приготовить место им в обителях Отца Своего, а потом придёт опять и возьмёт их к Себе, чтобы они были там, где Он, то «Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идёшь, и как можем знать путь?» На это скорбное недоумение любящей души Иисус отозвался: – «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» ... ( Ин.14:5–7 ). После этих двух упоминаний о Фоме записано ещё в Евангелии знаменательное явление Иисуса Христа Ему по воскресении: когда в первый день недели, в тот самый, что воскрес Христос, «вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки, и ноги, и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа». Таким образом исполнилось предсмертное обещание Христа: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше» ( Ин.16:22 ). «Фома же, один из двенадцати, называемый Дидим, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его – не поверю» ( Ин.20:24–25 ). Такое недоверие не может ли быть объяснено только пламенным сожалением, что не привелось Апостолу собственными чувствами убедиться в явлении воскресшего Христа... потребностью не только видеть, но и осязать то, что только видели другие Апостолы и истины чего не могло отвергать его давно уверовавшее во всемогущество Сына Божия сердце...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010