Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), в г. Суздале Владимирской обл. Основан в нач. XIII в. Точное время и обстоятельство устроения Е. м. неизвестны, летописных сведений об этом не сохранилось. Принятая в исторической лит-ре дата основания - 1207 г. впервые и без ссылки на источники приведена в сочинении ключаря Богородице-Рождественского собора А. Фёдорова XVIII в. «Историческое собрание о Богоспасаемом граде Суздале»: «Монастырь девич Положения Ризы Пресвятыя Богородицы древняго строения, построенный в лето 6715 (т. е. 1206-1208 гг.- А. М.) близ стены, что в старый по кремле земляный вал» ( Фёдоров. 1855. С. 56-57). Прп. Евфросиния Суздальская с видом на Ризоположенский мон-рь. Литография. XIX в. (ГПИБ) Прп. Евфросиния Суздальская с видом на Ризоположенский мон-рь. Литография. XIX в. (ГПИБ) Е. м. известен прежде всего как место иноческих подвигов в 1-й пол. XIII в. прп. Евфросинии Суздальской, предания о к-рых и чудеса, современные агиографу, впервые записал насельник Евфимиева суздальского монастыря инок Григорий в XVI в. Преподобная была канонизирована предположительно в 1576 г., мощи обретены 18 сент. 1698 г. В наименовании мон-ря имя святой появляется, очевидно, с посл. четв. XVI в. Существование Е. м. в XIII в. косвенно подтверждается результатами археологических раскопок, проведенных в 1990-1991 гг. под рук. М. В. Седовой : установлено, что на рубеже XI и XII вв. в районе обители находился курганный могильник, на месте к-рого с сер. XII в. была улица, застроенная усадьбами посадских. В нач. XIII в. происходит перепланировка участка, улица исчезает. По мнению Седовой, это произошло в связи с основанием прп. Евфросинией рядом с Е. м. Троицкого мон-ря для пострига «мужатых жен» ( Седова. 1997. С. 141-143). В 1764 г. Троицкая обитель была упразднена, а ее насельницы переведены в Е. м., Троицкая ц. бывшего мон-ря стала приходской и приписывалась к Е. м. дважды: с нач. 40-х гг. XIX в. до 1851 г. и с 6 нояб. 1871 г. до упразднения мон-ря в 1923 г.

http://pravenc.ru/text/187868.html

26 Марта состоялся собор, от имени которого и было объявлено царскому синклиту и народу «про тое святыню и Божия преславная чюдеса, действуемая Спасителем нашим Иисусом Христом». Положено было «принести молебная благодарения Богу и совершити празднество со всенощным пением. И уложили той святыни быти в соборной церкви пречистые Богородицы Успения у Живоносного Гроба Господня, и устроити в золотом ковчежце, пети молебны и воду святити и болящим и всем с чистою совестью приходити и исцеления просити невозбранно» 324 . Но и после канонизации Ризы патриарх не перестал собирать удостоверения о действительности исцелений от нее через формальные дознания и, таким образом, было засвидетельствовано еще 33 чуда 325 , а в грамоте Тверского архиепископа игумену Колязинского Макарьевского монастыря 326 , со слов росписи патриарха, сказано, что с 23 Марта 1625 года по 1-е Сентября того-же года последовало от ризы 67 чудес и исцелений, а с 1 Сентября по 24 Января 1626 года, т е. по день отправления к Тверскому архиепископу грамоты из Москвы, 4 чуда. Из этой последней грамоты видно, что Русская церковь в том же году постановила ежегодно праздновать в честь Ризы Господней; но определенный раз на всегда день для этого, – 10-е Июля, – установлен только при Алексее Михайловиче 327 , раньше же ей праздновали: 27 Марта, 30 Марта 328 , 26 Апреля 329 , 5 Августа 330 и в другие дни и месяцы 331 . Митрополит Киприан составил особую службу на день празднования Ризе, которая и была тогда же разослана по всем церквам вместе с приказом праздновать в честь Ризы ежегодно 332 . В «Уставе Московских патриархов, соблюдавшемся в Успенском соборе с 1668 года», под 10 Июля разных годов можно читать описание торжественного ежегодного празднования Ризе Господней. Богослужение обычно совершал в этот день сам патриарх в присутствии царя. После малой вечерни, в малом облачении, в сопровождении двух рипид, четырех кадильниц, четырех подсвечников и шести «ослепных» свечей, патриарх «ходит по ризу», кадит трижды ее в ковчеге, вынимает, кладет на жемчужную пелену и на голове несет к аналою, поставленному против патриаршего места, при «валовом» звоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 июля (15 по новому стилю) 458 года риза была торжественно перенесена в специально построенную для этого церковь во Влахернах — пригороде Константинополя, после чего и было учреждено каждый год праздновать день Положения ризы. Влахернскую церковь стали посещать множество паломников, приезжавших, чтобы поклониться ризе Пресвятой Богородицы. Здесь побывали, например, русский паломник XIV века Стефан Новгородец и митрополит Киевский и всея Руси Пимен. В 1434 году церковь была уничтожена в пожаре (она так и не была восстановлена вплоть до XIX века). Однако риза была спасена. Святыня находилась в Византии еще некоторое время до 1453 года. Когда страну захватили турки, христианам удалось вывезти ценную реликвию. Читайте также: Ризоположение: что это такое? Теперь ее частицы находятся в разных местах мира. Это, например, Латеранская базилика в Риме (здесь же находится часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии), Влахернская церковь в грузинском городе Зугдиди (где хранятся и другие святыни, спасенные из влахернского пожара, в том числе и пояс Богородицы). Наконец, часть ризы находится вместе с другими святынями в «ковчеге Дионисия» — мощевике, изготовленном по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича (1322–1383). Частицу ризы из Константинополя на Русь привез архиепископ Дионисий Суздальский еще в 1381 году. Мощевик на протяжении веков хранился в Благовещенском соборе, а сейчас он находится в Оружейной палате Московского Кремля. В 2008 году частица ризы Богоматери была передана в Храм Христа Спасителя. Несколько интересных фактов: Влахерны — пригород Константинополя, стоящий у моря. Это место скоро стало известным именно благодаря церкви Пресвятой Богородицы. Здесь в специальном ковчеге хранилась не только риза Пречистой Матери, но и часть Ее пояса и головной убор. Именно в этом храме через несколько веков после ризоположения, в 910 году, произошло чудо Покрова Пресвятой Богородицы: во время нападения на Константинополь варваров Божия Матерь явилась на всенощной святому юродивому Андрею и распростёрла над городом свой головной убор — омофор (покров), после чего враги отступили.

http://foma.ru/riza-bogorodicy-chto-jeto...

В 860 г. флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Опасность возрастала с каждым часом. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма. Было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего – святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя. Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. 2 июля чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили во Влахернский храм. В воспоминание этих событий святым Патриархом Фотием было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля. Праздник Ризоположения с древности празднуется и на Руси. В его честь святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм. В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Здесь со святыней также связаны многие чудесные и знаменательные события. Читайте также — Иверская – икона с пронзенным ликом Так, например, летом 1451 г. к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. В 1479 г. она сгорела, но на ее месте в 1484-1486 гг. была построена новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. После постройки в середине XVII века Теремного дворца, храм стал дворцовым и был соединен переходом с теремами дворца. Храм сильно пострадал во время обстрела Кремля в 1918 г. После больших реставрационных работ храм был открыт в 1950-е гг. как музей.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-v...

Примеч. Митрополит Русский Пимен под 1387 годом упоминает, что он в день Положения ризы Богоматери был во Влахерне и целовал там св. раку, в ней же лежат риза и пояс Богородицы 475 . Часть ризы Богоматери усердием князя Василия Голицына принесена и в Россию и хранится ныне в московском Успенском соборе 476 . День Положения пояса Пресв. Богородицы 31 августа (13 сентября) Кроме ризы Пресв. Богородицы, сохранился между христианами и честной пояс Ее, который, по успении Божией Матери, Ею Самою вверен был ап. Фоме 477 ; потом, как пишет Никифор Каллист 478 , передаваем был между верующими, так же как и риза Ее, преемственно от одного к другому. В V веке, в царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, честной пояс Богородицы перенесен в Иерусалим, a no мнению иных, из Зилы в Царьград, и положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатью, в константинопольском Влахернском храме, построенном во имя Богородицы благочестивой Пульхерией, сестрой Феодосия Младшего (408–450) 479 . В IX веке Иосиф Студит написал канон на день Положения пояса, с акростихом или краегранесием: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дева». В X веке честной пояс Богородицы прославлен был особенным знамением, бывшим от него. Греческая царица Зоя, супруга императора Льва Философа (886–912), долгое время страдая от болезни, получила однажды во сне откровение, что она немедленно выздоровеет, если возложен будет на нее пояс Пресв. Богородицы. Царица объявила о своем видении императору и патриарху; тогда священный ковчег был открыт, и пояс, найденный совершенно невредимым, распростерт руками патриарха над больною, которая действительно получила исцеление от недуга. После сего всенародно принесены были благодарственные молитвы Господу Богу и Пречистой Его Матери за дарованную милость, и пояс с торжеством опять положен был в ковчег, в котором прежде хранился; в воспоминание же чуда, бывшего от него над больною царицей, установлен в начале X века праздник в честь Преблагословенной Девы БогородицыПоложение честного пояса Пресв. Богородицы, 31 августа. Российская Церковь , приняв от Греческой сие благочестивое установление, совершает также в этот день празднество в похвалу Преблагословенной Девы Марии, прославляя в честном Ее поясе залог благословения и утверждения православных царств 480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 5 святынь Храма Христа Спасителя, о которых мало кто знает 4 мин., 21.09.2019 Перед Храмом Христа Спасителя выстраиваются длинные очереди паломников, когда в Москву привозят значимые святыни — Пояс  Пресвятой Богородицы, Дары Волхвов, мощи святителя Спиридона Тримифунтского и другие. Между тем, в кафедральном соборе Москвы постоянно пребывают настоящие церковные сокровища, которые такого интереса не вызывают. Наш материал — о святынях Храма Христа Спасителя. 1. Частица Ризы Господней " Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии, другой — что это верхняя одежда, плащ (гимантий), — комментирует ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. – Дело в том, что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным " . Долгое время Риза Господня хранилась в Патриаршем соборе Светицховели в древней столице Грузии – Мцхете. В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Солдаты разорили собор, а Ризу Господню отдали шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу Романову. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события установили ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля - по новому). Только в этот день частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим и носили по домам, чтобы к ней могли прикоснуться немощные и болящие. На праздник в Москву съезжалось множество народа. После революции частицу Ризы Господней перенесли в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфисковали и вернули в Кремль, теперь уже в поместив в фонды Музеев Московского Кремля. 19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешения дирекции музеев святыню обнесли вокруг храма, и весь день она пребывала в Храме Христа Спасителя, после чего была возвращена в Кремль.

http://foma.ru/5-svyatyn-hrama-hrista-sp...

До XVII века Риза Христова хранилась в Патриаршем храме города Мцхета — древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была доставлена в Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля. Позже риза была разделена на несколько частей, которые оказались в Софийском соборе Киева, в костромском Ипатьевском монастыре, в Ярославле и в двух храмах Санкт-Петербурга. Фрагмент Ризы Господней  был передан  В.В. Путиным Святейшему Патриарху Алексию 19 ноября 2007 года, в дни празднования 90-летия восстановления Патриаршества в России. До недавнего времени фрагмент Ризы Христовой, заключенный в серебряный складень, хранился в коллекции музеев Московского Кремля. Гвоздь от Креста Господня Животворящий крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке. Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни. Гвоздь, хранящийся в Храме Христа Спасителя,  был передан  Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года. После Литургии и благодарственного молебна по случаю завершения Архиерейского Собора и празднования 1020-летнего юбилея Крещения Руси Президент Российской Федерации Д.А. Медведев вручил 9 реликвий Патриарху Алексию. Среди них — Гвоздь от Креста Господня. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.

http://patriarchia.ru/db/text/2147888.ht...

В праздник Положения честнóй ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне митрополит Ювеналий совершил Литургию в храме Ризоположения Московского Кремля 15 июля 2012 г. 18:39 15 июля 2012 года, в неделю 6-ю по Пятидесятнице, праздник Положения честнóй ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в храме Ризоположения Московского Кремля — домовом храме московских Первосвятителей. Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Владимир Диваков , благочинный Центрального округа г. Москвы, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; иеромонах Николай (Литуновский); священник Димитрий Поповский, ключарь Новодевичьего монастыря ; священник Михаил Конюхов, эконом Новодевичьего монастыря; духовенство Московской епархии. За богослужением пел малый хор Новодевичьего монастыря. По окончании Литургии перед иконой праздника было совершено славление и возглашены уставные многолетия. Сегодня Церковь прославляет память святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского, — небесного покровителя владыки Ювеналия. По окончании богослужения митрополита Ювеналия от лица духовенства г. Москвы с днем тезоименитства поздравил протоиерей Владимир Диваков и пожелал Его Высокопреосвященству здоровья, долгоденствия и благодатной помощи Божией в предстоянии у Престола Божия и архипастырских трудах. «За годы Вашего управления Московская епархия , являющаяся одной из самых крупных епархий, достигла своего расцвета и явилась достойным примером для всей Церкви. Ваше самоотверженное и усердное служение стало образцом христианского служения Церкви и людям для архипастырей, пастырей и благочестивых мирян», — сказал отец Владимир и преподнес владыке Ювеналию букет цветов. В ответном слове митрополит Ювеналий сердечно благодарил Святейшего Патриарха Кирилла за возможность в знаменательный для него день совершить богослужение в древнем храме Кремля и всех собравшихся — за теплые слова поздравления и совместные молитвы. Епархия г. Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Православная стенгазета 28 (499) В номере: Положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, Проповедь на Евангельское чтение, Какие службы есть в Церкви и что они означают? Вопрос священнику: Подросток отрекся от Христа. Что делать? 10 июля, 2019 В номере: Положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, Проповедь на Евангельское чтение, Какие службы есть в Церкви и что они означают? Вопрос священнику: Подросток отрекся от Христа. Что делать? В номере: — Положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, — Проповедь на Евангельское чтение, — Какие службы есть в Церкви и что они означают? — Вопрос священнику: Подросток отрекся от Христа. Что делать? Выпуск от 12 июля 2019 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Архив всех номеров стенгазеты Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru . Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Церковь Ризоположения (Московский Кремль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Ризоположения (Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская) — православная церковь на Соборной площади Московского Кремля, расположена между Успенским собором и Грановитой палатой. Основанный в XV столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. Содержание История [ править править код ] Предшествующая одноимённая церковь была заложена на этом месте митрополитом Ионой в 1451 году в память об избавлении Москвы от нашествия Мазовши, когда ордынские войска отступили от Москвы 2 июля, в день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В 1484—1485 годах при митрополите Геронтии старая церковь была заменена новой. Возвела церковь артель русских мастеров, приглашённая в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи. Несколько позднее с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери, располагавшемуся в нише на западной стене (в 1930—1940-х годах часовня была разобрана, а образ был утрачен). В 1737 году церковь пострадала во время Троицкого пожара. В советское время с 1918 года по 1993 год службы в церкви не велись, с 1965 года в церкви открыт музей. Описание [ править править код ] Церковь Ризположения была возведена в 1484-1485 гг. псковскими мастерами на месте более древнего храма, основанного в 1450-1451 гг. Годы строительства церкви приходятся на время грандиозной перестройки Кремля. Известные своим искусством каменщики из Пскова одновременно с митрополичьим храмом построили новый великокняжеский Благовещенский собор. Однако архитектурный облик небольшой изящной церкви Ризположения почти лишен псковских черт: о происхождении мастеров напоминает лишь узор тройного кирпичного фриза, опоясывающего барабан главы. В своих основных чертах храм развивает традиции раннемосковского зодчества. Церковь возведена из кирпича, заменившего в Москве во второй половине XV столетия белый камень. В плане здание представляет собой одноглавый четырехстолпный храм, поставленный на высокий цокольный этаж (подклет), с тремя полукруглыми апсидами (алтарная часть) с восточный стороны и входами-порталами с южной, северной и западной стороны. Стены церкви, разделенные вертикальными лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Высокий барабан главы на граненом постаменте увенчан шлемовидным золотым куполом.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Ризопо...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010