Удостоверяясь свидетельством людей благочестивых и чудодейственною силою ризы, что она точно есть риза Пресв. Владычицы нашей Богородицы, набожные путешественники приобрели ее себе, и по прибытии в Константинополь сначала хранили в своей домовой церкви. Когда же о святыне, хранимой ими, узнали многие по благодатным от нее знамениям, Галвий и Кандид объявили о своей драгоценности императору и патриарху Геннадию (458–461). По общему совету, риза принята и с великою радостью и торжеством положена в 458 году 471 во храме Божией Матери, построенном императором Маркианом и Пульхерией в Константинополе, на берегу залива, называемом Влахернским, отчего и самый храм называется Влахернским 472 . В этом храме рпза Богоматери, говорил Никифор Каллист в веке, «и доселе сохраняется, как непреодолимая и всегдашняя защита для града, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Со времени положения ризы Богородицы во Влахернском храме Церковь ежегодно 2 июля празднует Положение честной ризы Пресв. Владычицы нашей Богородицы, благодаря Св. Деву, что Она даровала ризу тела Своего как «державное граду обложение». В 626 году чудотворную силу ризы Богоматери испытали персы и авары, в 673 и 716 годах – сарацины, а в 866 году – Аскольд и Дир, витязи русские. Во время осады Царьграда аварами, сарацинами, Аскольдом и Диром, чудотворная риза Богоматери, при молитвах многочисленного народа, погружаема была в тихие воды Босфора, и буря, при этом случае всякий раз подымавшаяся, сокрушала флот осаждавших неприятелей 473 . Аскольд и Дир, стремившиеся покорить Византию, Промыслом Божиим покорены были Иисусу Христу, приняли веру христианскую и под сению ее окончили земную жизнь свою 474 . В IX веке Иосиф Студит написал канон на день Положения ризы Богородицы, ныне поемый Церковью в этот день. Первоначальные буквы канона, или краегранесие, заключает в себе речение: «Ризу почитаю Пречистыя Девы», и между прочими похвалами ризе он взывает: «Честней ризе прикоснемся, ею же Владыку объемши, яко отроча носила». Апостол на литургии в день Положения ризы Богоматери Церковь произносит о скинии и ее принадлежностях, прообразовавших Пресв. Деву Марию ( Евр.9:1–7 ); а Евангелие общее дням Богородичным ( Лк.10:28–42, 11:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Второй день. Положение честные ризы Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы во Влахерне. (О благоговении ко святыне). I. Нынешнее празднование положению честные ризы Пресвятыя Богородицы установлено следующим образом. Предание говорит, что Пресвятая Богородица подарила одну из Своих одежд еврейке, благочестивой девице, с повелением, в свою очередь, перед смертию, передать ее такой же девице. В V веке два брата, знатные греческие вельможи, Гальвин и Кандин отправились на поклонение св. местам в Палестине. Идя в Назарет, – город, где было благовещение, они остановились ночевать в одном селении в доме благочестивой еврейки. Здесь в одной из комнат они увидели большое количество свечей и услыхали запах фимиама (ладана). Вельможи спросили хозяйку о комнате, и та сказала им, что она хранит у себя дорогую святыню – ризу Пресвятой Богородицы. Братья-греки, считая хранение Богоматерней ризы у еврейки не благочестивым, решились тайно унести св. ризу. Сделав ковчег совершенно сходный с тем, в котором хранилась риза, они помолились Богу, чтобы Он не вменил им во грех похищение ковчега с ризою, ночью тайно взяли этот ковчег, а свой поставили, и привезли ризу в Константинополь, поместили в своем доме. Но так как от Богоматерней ризы при доме их явлено было много чудес, то по повелению императора Льва патриарх Геннадий перенес ее с благоговением во Влахернскую церковь Богородицы. Это было в 474 г. Части одежды Богородицы, отделенные от положенной в Константинополе, имеются в разных местах: в московском Успенском и Благовещенском соборах, в Риме – в Латеранском соборе, на Афоне – в русском ските св. Илии. II. Перенесение св. ризы Богоматери из Палестины в Константинополь в частный дом двух вельможных греков, тайно похитивших эту святыню из дома еврейки, а отсюда в храм Богоматери, совершилось по «чувству глубокого благоговения», т. е. высокого уважения «к святыне», какой бесспорно была и есть св. риза Богоматери, славнейшей и честнейшей без всякого сравнения херувимов и серафимов. Это дает нам, братия, побуждение побеседовать с вами «о благоговении ко святыне вообще».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме. - Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной? - Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь Частица Ризы Господней Второй по значимости святыней я считаю частицу Ризы Пресвятой Богородицы. Она хранится в общем мощевике вместе с другими святынями, и в настоящее время мы делаем для нее особый аналой, который будет расположен у левого клироса, симметрично аналою с частицей Ризы Господ Частица Ризы Божией Матери Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням. Общий мощевик, расположенный слева от главного алтаря собора Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни . Гвоздь Креста Господня - Думаю, если задать вопрос о главной святыне Храма Христа Спасителя москвичам, большинство назовут мощи святителя Филарета, а о частицах Риз и не вспомнят. Как Вы считаете, почему? - Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя. Мощи святителя Филарета в Храме Христа спасителя расположены справа от главного алтаря Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год – в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.

http://pravoslavie.ru/58590.html

Вышегород. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). Ризположенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) Год постройки:не ранее 1790. Год утраты:приблизительно 1930 Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, село Вышгород. Координаты: 55.24002, 36.178407 Проезд:Церковное место находится в центре села. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1351 г. в Вышгороде стоял с войском и с братьями Иваном и Андреем, " и с прочими князьи " , собираясь идти на Смоленск, великий князь Московский Семён Иванович, прозванный Гордым. Здесь он принимал послов великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича " со многими дары о миру, он же (Семён Иванович)... мир взя и послы отпусти с миром " . Вышгород сильно пострадал в Смутное время. Церкви были сожжены. Соборная церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на городище построена вновь в 1628 г. на прежнем месте. На посаде в 1662 г. восстановлена деревянная церковь Пречистой Богородицы Положения Честной Ея Ризы с приделом Козьмы и Дамиана. Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Набережной слободе на р. Протве восстановлена в 1659 г. Сохранилось описание 1677 г.: дворцовая Вышегородская волость на р. Протве, " а в ней осыпь (вал) на Пыченской горе с двух сторон... а кто тое осыпь делал и для чего и в которых годех того сказали старожильцы не ведают. А в осыпи соборная церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста, в соборе образ Вознесения на золоте (развалины собора уничтожены в 1960-х гг.). В Вышгородской же волости Посад на р. Протве. А на Посаде церковь Богородицы Положения Честныя Ея Ризы с приделом Козьмы и Дамиана деревяна клецки с трапезою. Слободка Бережная на р. Поротве, а в Слободке церковь Успения с приделом великомученицы Параскевы нарицаемой Пятницы деревяная клецки с трапезою и папертью у церкви два колокола " . Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=45787

Торчино. Церковь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Ризоположенский храм Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) Год постройки:Между 2007 и 2013. Адрес: Рязанская область, Спасский район, Торчино, место явления чудотворного Феодотьевского образа Богородицы Координаты: 54.521657, 40.381535 Проезд:Близ с. Торчино Спасского р-на Рязанской обл. (1 км по грунтовой дороге) либо 5 км от с. Федотьево по дороге частично асфальтированной, частично грунтовой. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 2007-2008 гг. близ деревни Торчино, в 5 км от с. Федотьево Спасского р-на Рязанской обл., построен храм в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Храм возведен в поле на пустынном месте, называемом «Старое». С древних времен оно является знаковым местом для жителей всей Рязанской земли. В непосредственной близости от него находилась часовня (разрушена в советское время), построенная на месте захоронения рязанских князей, погибших при нашествии орды Батыя в 1237 г. Исследователи полагают, что в ней после разрушения древней Рязани хранилась икона Божией Матери «Одигитрия Рязанская», принесенная в Рязань до 1225 г. В 1487 г. на том же месте Пресвятая Дева вновь явила Свой образ, названый по месту явления Феодотьевским. С того времени для увековечения памяти о месте явления чудотворной иконы в поле близ дер. Торчино возводятся святые храмы, освящаемые в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, так как именно на этот праздник 15 июля 1487 г. Феодотьевский образ Божией Матери был перенесен в Рязань. Первое упоминание о Ризоположенском храме, построенном близ дер. Торчино Спасского р-на Рязанской обл.,  относится к началу 17 века (1629-1630 г.). В 1720 г. на месте старого храма построен новый Ризоположенский храм с приделом св. великомученицы Параскевы Пятницы. В 1788 г. эта церковь перенесена в с. Федотьево. После перенесения храма на его месте построили деревянную часовню, в 1852 г. - каменную.

http://sobory.ru/article/?object=61477

Очередь к Поясу Богородицы 20 часов: как быть? Во вторник и среду очереди замерли и растянулись на 20 часов. По-прежнему пропускают семьи с детьми, но детская очередь тоже длинная. Если не стоять в 20-часовой очереди — как быть? 24 ноября, 2011 Во вторник и среду очереди замерли и растянулись на 20 часов. По-прежнему пропускают семьи с детьми, но детская очередь тоже длинная. Если не стоять в 20-часовой очереди — как быть? Первые два дня об очереди к Поясу Пресвятой Богородицы в Москве приходили самые радостные вести: от часа до 5 часов, быстро и слаженно. Во вторник и среду очереди замерли и растянулись на 20 часов. По-прежнему пропускают семьи с детьми, но детская очередь тоже длинная. Если не стоять в 20-часовой очереди — как быть? Наши читатели подготовили текст, который редакция Правмира просит распространить среди коллег, друзей и знакомых! Дорогие верующие! Если Вы хотели поклониться Поясу Пресвятой Богородицы в храме Христа Спасителя в эти дни, но у вас нет: здоровья времени, сил, чтобы выстоять 10-15 часовую очередь вдоль набережной, не отчаивайтесь! Ничего не потеряно! В Москве есть много святынь, не менее значимых, но не столь часто упоминаемых в средствах массовой информации в данный момент. Храм Христа Спасителя В храме Христа Спасителя всегда пребывают частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа и частица Ризы Богородицы. Это нисколько не менее значимые святыни, не менее чудотворные. И как только Пояс увезут, можно будет спокойно прийти в храм и помолиться перед ними. частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа в храме Христа Спасителя По преданию Риза Христова попала сначала в Грузию и долго хранилась там, в Патриаршем соборе древней столицы — Мцхеты. После захвата Грузии в 1617 году персидским шахом Аббасом II святыня оказалась в его распоряжении. В 1625 году шах прислал частицу Ризы Христовой в дар русскому царю Михаилу Федоровичу Романову. Патриарх Филарет тщательно изучил исторические сведения, связанные с Ризой, и после такого своеобразного научного изыскания частица Ризы была торжественно положена в Успенском соборе Кремля. От частицы Ризы отделялись фрагменты для отправки в крупные города страны: Киев, Ярославль, Кострому, Санкт-Петербург.

http://pravmir.ru/ochered-k-poyasu-bogor...

Иконостас бородавского храма в соответствии с размерами четве­рика был невелик и состоял из двух ярусов. Нижний включал со­хранившуюся до наших дней храмовую икону Положения ризы Богома­тери справа от Царских врат. Вторым ярусом был деисусный чин. Обычные для более крупных сооружений того времени праздничные иконы и до­статочно часто встречающийся пророческий чин здесь отсутствовали. Начиная с XVI века некоторые утраченные произведения из иконостаса 1485 года неоднократно восполнялись. К наиболее значительным из таких новых икон относятся центральные образы деисусного чина и Царские врата. Причиной замены в данном случае, насколько можно судить, был пожар, следы которого заметны на храмовой иконе. К настоящему времени от первоначального ансамбля уцелела ико­на «Положение ризы и пояса Богоматери», а также иконы деисусного чина «Святитель Василий Великий», «Великомученик Георгий» и «Великомученик Димитрий». К началу XVI столетия отно­сится выносная запрестольная икона с «Богоматерью Одигитрией» на лицевой стороне и поясным изображением святителя Николая Чудотворца на обороте. Большинство произведений из Бородавы, как современных освяще­нию церкви, так и позднейших, созданных в XVI веке, относятся к значительным явлениям иконописи своего времени. Образуемый ими ряд вполне наглядно иллюстрирует эволюцию художественной жизни Белоозера на протяжении конца XV и XVI столетий. Бородавскую церковь Положения ризы Богоматери освятили ровно че­рез два месяца после окончания строительства митрополичьего Ризоположенского храма в Московском Кремле, сменившего церковь при «камен­ной полате» митрополита Ионы. Так называемая «полата» была поставле­на незадолго до памятного события 1451 года — «скорой татарщины», когда «в пяток, в 2 июля на Положение риз Богородици» под стенами Мо­сквы появились отряды татар, внезапно отступившие на следующее утро. Посвящение бородавского храма Положению ризы лишний раз указывает на известную по документам причастность Иоасафа к столичным кругам, в данном случае — к митрополичьему окружению. Для нас важен факт су­ществования московской иконы 1485 года (поскольку трудно предпола­гать, чтобы храмовая икона 1450 г. уцелела в упоминаемом летописями по­жаре 1473 г.) с относительно редким в русской живописи сюжетом «Поло­жение ризы Богоматери».

http://sobory.ru/article/?object=54355

Пимен, русский митрополит, упоминает в 1387 году, что он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежат риза и пояс Богородицы. Усердием князя Василия Голицына часть ризы принесена в Россию и хранится в Московском Успенском соборе. Со времени положения священной ризы во Влахернском храме Церковь ежегодно празднует 2 июля это торжество, благодаря Пресвятую Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «державное граду обложение, необоримую стену, исцелений сокровище, чудес источник, пристанище спасительное». Чудотворную силу ризы Богоматери испытали на себе в 626 году персы и авары, в 673 и 716 – сарацины, а в 866 году – витязи и язычники русские Аскольд и Дир. Во время осады Царьграда неприятельскими войсками риза Богоматери, при пении священных песней и при слёзных молитвах народа, была принесена на берег моря, и, едва коснулась воды, вдруг море, дотоле тихое, взволновалось, и буря поднялась и сокрушила неприятельский флот. Аскольд и Дир стремились покорить Византию, но, поражённые чудом, сами были покорены Иисусу Христу: они кончили жизнь свою под покровом христианской веры. Честней ризе прикоснемся, ею же Владыку объемши, яко отроча носила. Кроме ризы Пресвятой Богородицы, сохранился между христианами и честный пояс Её, который, по успении Божией Матери, Ею Самою был вверен апостолу Фоме. В царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, пояс Пресвятой Богородицы перенесён из Палестины в Константинополь и дочерью его, св. Пульхерией, положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатью, во Влахернском храме, ею же построенном во имя Богородицы (408–450). В IX веке написан был Иосифом Студитом канон на день положения пояса с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дева». В X веке царица Зоя, жена Льва Философа, долгое время страдала от болезни, от которой врачебные средства не помогали; однажды она получила во сне откровение, что выздоровеет немедленно, если будет возложен на неё пояс Пресвятой Богородицы. Тогда в присутствии императора Льва ковчег был открыт, и пояс, найденный совершенно невредимым, был возложен руками патриарха на больную, которая тотчас же и получила исцеление. После этого всенародно были принесены благодарственные молитвы Господу Богу и Пречистой Его Матери, и пояс с торжеством был опять положен в тот же ковчег. В воспоминание этого чуда, бывшего над больною царицей, Церковь установила в начале X в. праздник в честь положения пояса Пресвятой Богородицы 31 августа, прославляя в честном Её поясе залог благословения и утверждения православных царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В дни Страстной седмицы москвичи посещают Храм Христа Спасителя, чтобы поклониться частице Ризы Господней и Гвоздю от Креста Господня 12 апреля 2012 г. 14:02 В дни Страстной седмицы тысячи москвичей посещают кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, чтобы поклониться частице Ризы Господней и Гвоздю от Креста Господня. Торжественное изнесение святынь состоялось после Божественной литургии 8 апреля 2012 года. «Пусть эти святыни находятся в храме сем в предстоящие дни, включая первый день Пасхи. Пусть народ наш притекает к ним с великой молитвой о Церкви нашей, о хранении Православия, об Отечестве нашем», — обратился к верующим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Для молитвенного поклонения в Храме Христа Спасителя святыни будут доступны до 16 апреля включительно. Затем ковчег будет принесен в Пензенскую епархию . В Храме Христа Спасителя верующие также поклоняются ковчегу с частью Ризы Пресвятой Богородицы, частицами святых мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого, святого равноапостольного великого князя Владимира, святителя Петра, митрополита Московского, святого апостола Андрея Первозванного, преподобной Марии Египетской, благоверного князя Михаила Тверского, благоверного князя Александра Невского и раке с честными мощами святителя Филарета (Дроздова). Храм Христа Спасителя открыт ежедневно с 10.00 до 18.00. Риза Господня История этой святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: " разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий " » (Ин. 19:24). До XVII века Риза Христова хранилась в Патриаршем храме города Мцхета — древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была доставлена в Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля. Позже риза была разделена на несколько частей, которые оказались в Софийском соборе Киева, в костромском Ипатьевском монастыре, в Ярославле и в двух храмах Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/2156692.ht...

С правой стороны, напротив двери на колокольню, находилась такая же дверь – это вход в ризницу. В ней стояли гардеробы дубовые, перегруженные ризами. Ризы пасхальные, в количестве двенадцати разных цветов, расцветок и узоров из парчевой золотой нитки, среди них был и гладкие, сотканные торжокскими золотошвейками. Праздничные ризы. Будничные ризы. Ризы для венчания. Ризы для погребения. Ризы страстной недели, вербного воскресения. Ковры праздничные и будничные. Иконы праздничные престольные. Они выносились и ставились посредине церкви. Лишь образ Николая Чудотворца, сделанного художниками-монахами Николо-Левобережнего монастыря, в золотой ризе начала 20 века, выносился торжественным крестным ходом в Никольскую часовню. В ризнице находились венцы для обручения молодых – золотые. Сундуки с церковными нотными книгами. Пасхальный золотой крест с приставкой для свечей. Пасхальное евангелие в кованной золотой обложке. Серебряная большая чаша для освящения воды. В шкафах были и архиерейские одежды, так как архиерей часто приезжал в село. Пока мы стоим на паперти, мы видим перед собой большие кованные двери. Проходим через них в теплый храм – трапезную. Перед нами два обширных столба (опора сводов и колокольни), обставленных иконами. Перед ними старинные высокие лампады. Над головой со свода свисает малое серебряное паникадило, состоящее из двух ярусов свечей. Впереди – стеклянные полукруглые двери, это вход в летний (холодный) храм. Поднимаем глаза выше: над входом в летний храм, на своде Веницианов изобразил картину «Сошествие Святого Духа апостолам», от которой свисает трехъярусное позолоченное паникадило. Вместо свечей были в ней разноцветные лампады – чашечки, в которые заливали церковное масло. Синие, красные, желтые, зеленые, голубые, оранжевые и другие огоньки горели перед этой картиной. Чашечки лампад были сделаны из цветного стекла. Свод с левой стороны. «Положение Христа в гроб». Над царскими вратами – «Благовещение Пресвятой Богородицы». Большая икона «Святцы» – вся в резьбе и позолоте, трехметровой высоты. Ряд икон от царских дверей с изображением святых. Впереди за амвоном стояло «Распятие Иисуса Христа». Правый свод. Над алтарем – «Вход Господен в Иерусалим», слева – «Нагорная проповедь». Над алтарем свисало по одному свечному паникадилу.

http://sobory.ru/article/?object=09033

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010