Второе Евангелие, которое мы читали, о Марфе и Марии, говорит тоже об этом. Марфа хлопотала по дому, а Мария сидела, сложа руки, и слушала слова Господни. И Господь ее поставил Марфе в пример. Говорит: Марфа, ты о многом, конечно, печешься, но «едино есть на потребу». Приятно, конечно, когда чистота, порядок, но это же не может быть смыслом жизни. Вот купил автомобиль: хочу туда поеду, туда поеду. Ну и что? Это же временное. Купил, истратил – и кончилось. Смысл-то жизни в том, чтобы ты Бога прославлял своим существом. А получается, что человек накупит себе всего и становится рабом. А человек должен быть сам царем, сам над всем властвовать. Поэтому каждый стоит перед выбором, с кем он, собственно: с духом или с плотью, с Богом или с миром? И ему кажется, что, если он будет с миром, у него все будет благополучно. В семнадцатом году вообще Бога отменили, думали: все небесные заботы мы оставим, церкви сломаем, чтобы не тратить на это время. Молиться – зачем? Надо пахать, сеять, заводы строить. И что? Прошло три поколения – разорили страну так, как будто здесь опять Мамай прошел. Потому что, оказывается, без Бога ни до порога. Ничего не сделаешь без Церкви, оказывается, ничего не получится. Земля не рожает, рабочие разбаловались, кругом пьянство, тюрьмы переполнены. Сколько при Сталине сидело невинных, столько сейчас сидит виноватых. Спрашивается, откуда же такая преступность? Всех комсомол воспитал, откуда же это все? Потому что без Бога ничего не получается. Вот поэтому Господь и говорит: ищите Царствие Небесное, а остальное все вам само приложится. Если Господь увидит, что из тебя получится добрый министр, будешь министром. Если Господь увидит, что из тебя получится хороший академик, Господь тебе даст. Это сейчас, чтобы стать академиком, нужно по крайней мере полусотне человек горло перегрызть. А раньше, еще совсем недавно, лет двадцать-тридцать назад, чтобы стать академиком, не надо было ничего пробивать. Люди не думали о том, как бы им вылезти, а думали о том, что они сделают, – и тем не менее был почет и уважение, уже само происходило, автоматически, что их ставили на высокий подсвечник. Было даже унизительно, чтобы кто-то куда-то вступил ради карьеры, такому руку не подавали.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Что же ли пакы Еуфросиние блаженая, Суждальская похвало, отечьство имеяше Горний (Л. 257)//Иерусалим, долнее же – град Чернигов. От благороднаго корене израсте доброплодная розга 1485 , от блаженаго родися князя Михаила и воспитанна в наказании доблем и Божественым светом озаряема, яко преобидев тленная и долу влекущая мудрованиа к вышнему течением радостно устремися, яко звезда многосветлая восиа от Чернигова и озари Суждальскую страну, иже мужству тезоименитая, преиде от Чернигова к Суждалю, ему же аки второе солнце возсиа. От юности блаженая мирьскиа мятеж оставль, о всем помощницу имея Пресвятую Богородицю и влезе в лавру велию посреди града Суждаля Пресвятыа Богородица честныа и славныа Ея ризы Положение. И кто от земных прочее житие ея исповесть, бдение же и сухоядение, уму (Л. 257 об.)//смирение, разсужение доброразсудное, худость ризная, память смертная; ибо блаженая мати воистинну ничто же убо требует от телеснаго языка похвалитися, но от самых Небесных сил похваляема. Егда преиде от зде к тамо сущим, тогда аки голубице душа еа возлете на Небесную высоту, крила бо оная же от чистоты стяжа. К сему же пророческое слово «кто дасть ми криле яко голуби» 1486 , сей же дасть Бог криле яко голубице и нескверненей агнце. Сиа девам похвало и украшение, инокиням удобрение 1487 , чистая голубице, междурамиа злато имуще псаломскы 1488 , непорочная агнице Христа Царя, невесто избранная какова ли иже во плоти ангел, ея же житие паче человека краснейших, паче всех дщерей человеческих. Что же ли, (Л. 258)//блаженая, светла душею и делы, кто не удивится тоа еже о Христе житию, понеже бо и мужа превзыде естествеными подвигы, зане ум стяжа Владыку на страсти пагубныа, мужескы бо естество понуди, плоть же поработи духу, чюдес же исцелениа обилну благодать дарова ей Господь, тем же от болезней и трудов достойну почесть приат от Того блаженая, с ангельскими ликы ныне радуется божественаго зрениа наслаждался Единосущная Троица. Богоспасаемый же град Суждаль велми блаженною Еуфросиниею хвалится, имею бо рече в себе съкровище неистощимое; мы же, братие, зряще честную раку мощей блаженыа и чюдеса бываемая от нея прославим Прославльшаго еа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

168 К западу от города на недалеком расстоянии упиралась в море Долгая стена. План места см. В статье Schuchardt " a. Die Anastasius-Mauer bei Constantinopel. – Jahrburch d. d. Arch. Inst. XVI (1901) 107–122. 173 Лопарев.Старое известие о Положении ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании, применительно к нашествию русских на Византию в 860 году. Виз. Врем., II (1895), 581–628. На эту статью ответил и опроверг ее выводы и толкования акад. Васильевский в статье: «Авары, а не русские; Феодор, а не Георгий». Ib. III (1896), 83–124. 175 Ложное представление, будто Халкидон оставался со времени занятия его Шахином в руках персов, ввел в науку Гиббон. Его повторил акад. Успенский. Ук. соч. 686. 177 Подробный критический разбор свидетельств предания о войне Ираклия с персами представил Gerland в своей статье: Die persischen Feldzüge des Kaisers Heracleios, помещенной в 3 томе Byzantinische Zeitschrift, 350–373. Придав безусловную веру хронологической схеме, как она дана в Пасхальной Хронике, он допускал в компании Ираклия перерыв на 623–624 гг., вопреки той последовательности, какую имеют события у Феофана. Аргументация Герланда покорила и такого проницательного и глубокого критика, каким был покойный проф. В. В. Болотов. В своей неоконченной работе по хронологическим вопросам времен Ираклия, которая увидела свет уже после смерти автора на страницах Византийского Временника: К истории императора Ираклия (XIV, 68–124), Болотов во всем согласился с Герландом, кроме одного пункта, который Герланд считал ясным без детального рассмотрения, а именно: дата возвращения Ираклия в Константинополь. Pernice в своей монографии Imperatore Eraclio, переработав самостоятельно материал, отверг построения Герланда  и признал правильной последовательность событий, как она дана у Феофана. Свои возражения он изложил в специальном экскурсе в конце книги (Appendix II, 310– 316). Английский ученый Norman Baynes в специальном этюде: The date of the Avar surprise, Byz. Zeitsch., XXI, 110–128, блистательно доказал, что в тексте рукописи Пасхальной Хроники, по которому сделано Боннское издание, произошла перестановка листов, благодаря чему эпизод с нашествием аваров на Константинополь попал не в тот год, в каком он на самом деле совершился, и лишь по ошибке занесен под 623 годом, вытеснив другое содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Одно из самых страшных мест, в котором может оказаться человек по эту сторону смерти – это тюрьма. Здесь нет родных и близких, нет поддержки и заботы. Только стальные решетки, холодные и угрюмые стены с маленькими окнами, а то и вовсе без окон, суровые надзиратели и многочисленные сокамерники с собственными понятиями о жизни. По мнению многих заключенных, именно в зоне они по-настоящему осознали истинную ценность литургии, Таинств, да и просто разговора со священником. Об особенностях пастырского тюремного служения нам рассказал священник Северо-восточного викариатства иерей Роман Колесников. Помимо службы в московском храме в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы в Леоново, он имеет многолетний опыт духовного окормления заключенных и в настоящее время подвизается в столичном СИЗО «Матросская тишина». – Отец Роман, как получилось, что вы начали служить в тюрьме? – Мне трудно объяснить причины, но, став священником, я вдруг с очевидностью понял, что должен окормлять заключенных. Это было сильное духовное стремление, причем мне хотелось служить именно в тюрьме. Я прекрасно понимал, что больница, например, – это не мое. Хотя мне нравится соборовать, но я чувствовал – мое место не там. В Сергиевопосадском СИЗО начал служить с 2010 года, потом перевелся в Москву, где продолжил служение по этой же части в следственном изоляторе города Москвы, он же – СИЗО «Матросская Тишина». В «Матросской Тишине» окормляю заключенных с 2014 года. – Вы подходили какую-то специальную подготовку к тюремному служению? Я слышал, в Санкт-Петербурге были даже специальные курсы для тюремных священников. – Нет, на курсах я не был. Но мне очень помогло и сейчас помогает общение с архимандритом Трифоном (Новиковым), который окормляет сергиевопосадский СИЗО. Он занимается тюремным служением еще с 1990-х годов, когда заключенные, бывшие советские люди, в массе еще только приходили к Богу. Соответственно, он имеет огромный духовный опыт пастырского служения в тюрьме. Когда ты рядом с таким человеком, то невольно наблюдаешь, как он общается с заключенными, перенимаешь опыт. Советы и подсказки отца Трифона до сих пор часто выручают меня в сложных ситуациях.

http://pravoslavie.ru/102436.html

Во время пения седальнов совершается каждение. Далее следует чтение 6-го Евангелия. После 6-го Евангелия поются (или читаются) «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектения с возгласом «Яко Тя хвалят...» и поется прокимен «Разделиша ризы Моя...» Потом читается 7-е Евангелие, непосредственно за 7-м Евангелием читается 50-й псалом; «От зде диакон перестает кадити, и ектении седальнов не глаголются, токмо: «И о сподобитися нам...», глаголем ко всем Евангелиям. После 50-го псалма читается 8-е Евангелие и поется трипеснец св. Косьмы Маюмского; канон приличнее читать самому священнику пред Евангелием. Эксапостиларий «Разбойника благоразумнаго...», трижды (2-й раз на «Слава», а 3-й на «И ныне»), после которого читается 9-е Евангелие. После 9-го Евангелия следует (см. Устав) «Всякое дыхание...» на глас 3, хвалитные псалмы и стихиры «на хвалитных», после которых положено 10-е Евангелие, после 10-го Евангелия читается «Тебе слава подобает...» Вседневное славословие. Затем произносится ектения: «Исполним утреннюю молитву...» и прочее по обычаю, возглас: «Яко Бог милости...», «Аминь» (и далее «Мир всем», «И духови твоему», «Главы ваша...», «Тебе, Господи», «Твое бо есть...», «Аминь»), после этого читается 11-е Евангелие и поются стихиры «на стиховне», а после них, наконец, читается 12-е Евангелие, пред которым «диакон кадит, якоже и в начале, храм весь». Окончание чтения Евангелий сопровождается кратким звоном во все колокола. Евангелие (если оно читается среди храма) по прочтении вносится в алтарь. Священнослужители во все время с 1-го Евангелия, кончая 12-м, остаются пред аналоем. После 12-го Евангелия: «Благо есть...», «Трисвятое», тропарь: «Искупил ны еси от клятвы законныя...», и произносится сугубая ектения; затем диакон: «Премудрость», лик: «Благослови»; священник: «Сый благословен...» Отпуст. Час первый к утрени не присоединяется. Вместо литургии совершаются царские часы 1, 3, 6 и 9 и чин изобразительных. На каждом часе после Богородична поются три особых тропаря и прокимен и читаются паремия, Апостол и Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Сего ради пишем вашему преподобию о сем, яже слышахом. А и сами есмы свдетели добродтелному его житию, понеже бо сей блаженый Саватие житие имаше в дому Пречистыя Богородица Кирилова манастыря, якоже преди речеся. Нын же вашей святости даем съвт духовный: да не лиховани будете таковаго дара, егоже сподоблени бысте от Бога, но скоро с потщаниемь шедше, пренесте блаженнаго мощи въ свой манастырь, да идже лта многа тлом потрудився, тамо и святыя мощи его да будут положени. Здравьствуйте о Христ Исус в вчную жизнь, и нас вь молитвах ваших поминайте, яко боголюбиви, да некли и нам подасть Господь Богъ свободу от всх зол, находящих на ны, молитвами своего угодника, преподобнаго Саватиа». Блаженый же игумен Зосима прочет написаная к ним посланиа Кирилова манастыря и възрадовася душею, тако же и братство все о Господ, въздаша благодарение Богови. И рша вси, яко единми усты: «Нсть се от человекъ послание, но от самого Бога, прославляющаго святыя своя!» И в том час съ множеством братии начат готовитися к шествию насады по морю. И тако повел ударити в било – и начат пти молебен Господу Богу и Пречистй Его Матери, дабы Человеколюбець по милости своей дал получити желаемое. И молебная совершивше, глагола к братии: «Благословите мя, отци святии, и помолитеся вси купно, яко да устроит нам Господь путь по своему милосердию!» И възвявшу втру благополучну. Онъ же с братиею пути касаются; и заповеда в манастыри братии, рекь: «Аще не закосним в пути, но скоро възвратимся с брега, то получихом искомое. Вы же, стража приставльше, бдите прилжно. Егда же узрите втрила по знамению, тогда въсприимше свеща и фимиан, 172 священници, вся братиа изыдте въ сртение». И се рек, изыде к насаду, путнаго шествиа касаеться. Б бо ему стройно по морю плавание молитвами искомаго. И въ вторый день доплывше мста, идже б гроб блаженнаго Саватиа. Обретше же время благополучно, никомуже възбраняющу имь, и раскопавше землю, обртоша гроб, в немъже положены Быша честныя мощи святаго. И б дивно видние! Въздух исполняшеся благоуханиа неизреченнаго, яко миро 173 многоцнно. И дивляхуся зло. Открыша раку – и обртоша тло блаженнаго Саватия, цло и ничимьже вредимо, – Богу съблюдающу своего угодника. Но и ризы его яко вчера облъчени! О, дивно чюдо, братие: колико лт бысть в земли, что ни поне ризам тлние прикоснуся! Преподобный же Зосима, видвь таково Божие смотрение к человеком, велми възопи съ слезами, глаголя: «Велий еси, Господи, и дивен в длех твоих, яко вся премудростию сътвори!» 174 И припадая, лобызаше мощи святаго, глаголаше: «Избранник Божий, святый Саватие, велико имаши к Богу дерзновение! Даруй нам святыя своя мощи пренести к желающим тя словесному стаду христовых овець – на мсто свое, идже многолтне потрудися!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всю мертвечину, которая в нашей жизни есть, вот это плотское, мирское, надо постепенно оставлять. И Господь нам в этом помогает. Посмотрим, как Он премудро устроил, что человек умирает в старости, когда уже все книжки прочитал, по телевизору нового ничего уже не увидишь, детки подросли, новое пальто покупать или нет – подумаешь: зачем новое, и в старом прохожу. И замуж не надо выходить, на косметику деньги не тратить. Все как-то уже спокойно, уже все мирское мало интересует. Куда-то путешествовать поехать? Это американцы ездят – ему семьдесят лет, а он путешествует. Потому что он не думает о смерти. А так в старости и здоровье уже хуже, поэтому настраиваешься на другой лад. К старым людям ездишь причащать, говорят: батюшка, когда же я умру, уже прямо не чаю; девяносто четыре года, и ноги больные, и ходить тяжело, и соседи все уехали. Как это трудно! Вот так Господь постепенно готовит человека к переходу – до тех пор, пока его в этой жизни ничего уже не привязывает. Все сверстники похоронены давно, свой жизненный путь исполнил, дотерпел, осталось только последний вздох – и воспарить к Богу. Вот Господь как милостив, как Он все для нашего спасения устроил, все нам разжевал, нам только нужно проглотить. Ведь Он же ничего от нас великого и не требует, просто говорит: слушайтесь, детки, исполняйте то, что Я вас прошу, потому что это нужно прежде всего вам, а не Мне. Как любящая мать – она всегда если и наказывает, и как-то вразумляет, и нотацию читает, то не потому, что она такая злая. Просто она не хочет, чтобы сыночек в тюрьму попал, чтобы спился – вот из-за чего. Ребеночек рвется: мама, гулять, гулять. Но мама не пускает не потому, что она не хочет, чтобы он подышал свежим воздухом, побегал, нет, она же не садистка. Она хочет, чтобы он в плохую компанию не попал, не погиб раньше времени. Так же и Господь. Если Он болезни нам посылает и всякие испытания, то только чтобы нас вразумить. Вот как Он наш русский народ вразумлял? Когда храмы все поломали, думали, что все уже, пятилетка безбожия, сейчас последних священников достреляем, и настанет царство атеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Все объемы храма, включая колокольню, объединены низким, почти скрытым землей цоколем и трехчастным карнизом с частыми сухариками. Проемы четверика помещены в мелкие ниши, завершенные простыми полочками с сухариками. Средний входной сохранил на южном фасаде деревянный ампирный козырек с треугольным профилированным фронтоном, опирающимся на деревянные пилястры. Фланкирующие его прямоугольные окна заключены в рамочные наличники с ушами, трехчастными замками на фоне лежачих ниш и прямоугольными подоконными досками. Такие же наличники с замками обрамляют окна восьмерика, ребра которого подчеркнуты рустованными лопатками. В трапезной и притворе окна помещены в высокие прямоугольные ниши, а их наличники еще более скромны. Арочные проемы колокольни во всех ярусах оформлены двухпилястровыми портиками, несущими профилированный карниз (в нижнем ярусе с треугольным фронтоном), однако, благодаря различным приемам обработки углов, достигается большое пластическое разнообразие форм: в нижнем ярусе зажатые между ризалитами срезанные углы обработаны рустом, во втором — заглублены выкружкой, а в третьем — раскрепованы. В интерьере восьмерик, опирающийся на стены четверика и трехступенчатые тромпы в его углах, перекрыт восьмилотковым сводом со световым кольцом в шелыге. Три арочных прохода ведут в алтарь, завершенный коробовым сводом с лотками, идущими от восточной стены. Трапезная, по сторонам входа в которую находятся две глубокие ниши придельных алтарей, перекрыта полулотковым сводом, а притвор — коробовым. Нижний ярус колокольни имеет восьмилотковый свод; в юго-восточном пилоне устроена внутристенная лестница к звону. В интерьере стены храма окрашены светлой розоватой охрой, на фоне которой ярко выделяется белый штукатурный декор, появившийся в сер.19 в.: тянутые наличники проемов, рамы-квадрифолии для клеевой живописи на стенах и филенки на лотках, украшенные орнаментом. Узкий лепной карниз в основании свода дополнен росписью. В боковых входах четверика сохранились дверные полотна с филенками, имитирующими бриллиантовый руст, и металлическими решетками сер. 19 в.

http://sobory.ru/article/?object=39072

2-е Положение ризы Пресвятой Богородицы Во дни греческого императора Льва Великого (457–474), как пишет. Никифор Каллист, св. братья Галвий и Кандид, высокого сана, путешествуя в Палестину на поклонение святым местам, обрели там в доме одной Еврейки девицы ризу Пресвятой Богородицы. Эта риза досталась девице по наследству от другой девицы Еврейки, была хранима ими с великим благоговением и преемственно, со времени блаженного успения Богоматери, передаваема от одной девы к другой. Удостоверясь свидетельством людей благочестивых и чудодейственной силой ризы, что она точно есть риза Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, набожные путешественники приобрели её себе и, по прибытии в Константинополь, сначала хранили в своей домовой церкви. Когда же о святыне, хранимой ими, узнали многие по благодатным от неё знамениям, Галвий и Кандид объявили о своей драгоценности императору и патриарху Геннадию (458–461). По общему совету риза принята и с великою радостью и торжеством положена в 458 году во храме Божией Матери, построенном императором Маркианом и Пульхерией в Константинополе, на берегу залива, называемом Влахернским: отчего и сам храм называется Влахернским. В этом храме риза Богоматери, говорил Никифор Каллист в XIV веке, «и доселе сохраняется, как непреодолимая и всегдашняя защита для града, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Со времени положения ризы Богородицы во Влахернском храме Церковь ежегодно 2 июля празднует положение честные ризы Пресв. Владычицы нашей Богородицы, благодаря св. Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «державное граду обложение». В 626 году чудотворную силу ризы Богоматери испытали Персы и Авары, в 673 и 716 годах Сарацыны; а в 866 году Аскольд и Дир, витязи Русские. Во время осады Царьграда Аварами, Сарацынами, Аскольдом и Диром чудотворная риза Богоматери при молитвах многочисленного народа носима была по стенам города, и буря, при этом случае поднявшаяся, сокрушила флот осаждавших неприятелей. Аскольд и Дир, стремившиеся покорить Византию, Промыслом Божиим покорены были Иисусу Христу, приняли веру христианскую и под сенью её окончили земную жизнь свою. В IX веке Иосиф Студит написал канон на день положения ризы Богородицы, ныне поемый Церковью в этот день. Первоначальные буквы канона, или краегранесие, заключают в себе речение: «ризу почитаю Пречистые Девы», и между прочими похвалами ризе он взывает: «честней ризе прикоснемся, еюже Владыку объемши, яко отроча носила». Апостол на литургии в день положения ризы Богоматери Церковь произносит о скинии и её принадлежностях, прообразовавших Пресв. Деву Марию ( Евр.9:1–9 ); а Евангелие общее дням Богородичным ( Лк.10:28–42,11:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В советское время храм не закрывался. В 1918 г. в него были переданы иконы и утварь из Черского Свято-Михайловского храма Гродненской епархии. Среди церковных святынь здесь находится чтимая икона Божией Матери «Ризоположение» с частицей ризы Пресвятой Богородицы, икона Божией Матери «Смоленская» (XVI в.), икона Божией Матери «Утоли моя печали» (начало XVIII в.) и другие. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . В селе Леонове в XVII ст. существовала деревянная церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, построенная между 1629 – 35 гг. В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1635 г. писано: «церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы в вотчине князя Ивана Никитича Хованского в селе Леонове, у речки Яузы, дани 3 алтына 4 деньги, десятильничих и заезда гривна». В 1719 г., вследствие прошения князя В. П. Хованского разрешено ему построить в селе Леонове каменную церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы с приделом св. Николая. В записной книге Синодального казенного приказа печатных пошлин за 1720 г. значится: «12 мая 1719 г. отпущен указ за приписью комиссара Луки Владыкина о строении церкви по челобитью князя Василия Петровича Хованского, велено ему в Московском уезде, в Манатьине стану, в вотчине его в селе Леонове, вместо ветхой деревянной церкви во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, на прежнем церковном месте построить вновь церковь каменную во имя тот же престол». В Синодальном казенном приказе производилось дело об освящении новопостроенной в селе Леонове каменной церкви. Дело началось по прошению князя Хованского; в своем прошении, поданном в мае 1722 г., он писал: «в 1719 г. по указу велено в вотчине моей, в селе Леонове, построить церковь каменную во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы и ныне та церковь построена и к освящению со всем изготовлена, а не освящена, и чтоб повелено было об освящении той новопостроенной церкви дать указ и антиминс выдать и освятить оную церковь Большого Успенского собора протопопу во имя Рождества Богородицы».

http://sobory.ru/article/?object=03401

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010