Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Положение честной ризы Пресвятой Богородицы. Греческая икона Положение честной ризы Пресвятой Богородицы. Храмовая икона Бородавского Ризоположенского храма, 1485 г., Кирилло-Белозерский музей. Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. В честь него святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм . В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским . Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву. Летом 1451 года к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши . Святитель Иона , митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. Молитвословия Тропарь, глас 8 Богородице Приснодево,/человеков покрове,/ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/державное граду Твоему обложение даровала еси,/безсеменным Рождеством Твоим нетленна пребывающи ,/о Тебе бо и естество обновляется и время./Темже молим Тя мир граду Твоему даровати//и душам нашим велию милость. Иной тропарь, греческий, глас 3 Божественное облачение щедрот Твоих/и одеяние безсмертия,/святую Твою ризу и нетленную,/наследие Твое, Отроковице, даровала еси,/во спасение всех и соединение./Темже, Пренепорочная,/божественное ея положение благочестно почитающе,//Тя величаем. Кондак, глас 4 (подобен: Вознесыйся:) Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая, даровала еси,/священную ризу Твою,/еюже священное тело Твое покрывала еси,/покрове всех человеков,/еяже положение празднуем любовию/и вопием со страхом Ти, Чистая://радуйся, Дево, христиан похвало.

http://drevo-info.ru/articles/13321.html

А свеща перед местною иконою Пресвятыя Богородицы восковая, весом шестьнацеть фунтов, подсвечник маленькой белово железа; у межвратной Богородицы свеща восковая с подсвечником жестяным. Двери пономарские – написан б горазумный разбойник. С северную страну посторонь тех пономарьских дверей икона Пресвятыя (Богородицы) 351 Казанская: у Господа цата сребряная; другая икона Пресвятыя же Богородицы Одигитрие; а на той иконе две цаты; а писаны те иконы на красках; да в церкви четыре иконы пядниц на красках, да два крилоса; да в олтаре престол облачен выбойкою; а за престолом крест да икона Пресвятыя Богородицы выносные; да на престоле Евангелие печатное: распятие и Евангелисты медные, да крест осенялной, древянной, писан на красках; на Евангелие покров киндяшной, полосатой; на престоле же ковчежец – дары держать; завеса портяная; жертвенник крашениною обложен; на жертвеннике потир, и дискос и лжица оловянные, копие железное, три блюдца оловянных старых, да три древянных, покровы старые крашенинные; над жертвенником икона Успение Пре тыя Богородицы на окладе, пять венцов – положение иеродиакона Филофея, выше сего писана, в его статье. Да над жертвенником пять икон пядниц, да на правой стороне олтаря две иконы пядницы, да над царскими дверми Спасов образ; да в олтаре же крест, да Богородица, да чаша водоосвященная медная, другая чаша медная ж, поменши той, да братинка медная ж с рыльцом, да старых три кадила медных, да съемцы – клещи железные». «Да ризы полотнянные, оплечие киндяшное; да ризы киндяшные белые, оплечье отласное, зеленое; да ризы выбойчатые, оплечье участочное, подложены крашениною, подоплечьем тасма киндашная; да ризы виндяшные белые, оплечье травчатое; да подризник киндяшной, оплечье полосатое; да ризы новые полотнянные; да сетчаных три подризника; да поручи киндяшные – положение ево ж, Филофеево; да старых двои поручи; да патрахиль полосатой, да патрахиль киндяшной; да поручи полосатые ж; да подризник ветхой; да старых три пояса с кистьми; да патрахиль старая; да поручи; да две скатерти; браная, да устинная; да восмь убрусов, да запона старая, да три лоскута церьковных, служебных».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Они дважды были изданы на русском языке: 1) Епископ Порфирий Успенский. Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них. СПб., 1864; 2) Е. Л. (Ловягин Е. И.). Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь. - " Христианское чтение " , 1882, 9-10). Известным церковным писателем Георгием, хартофилаксом собора Святой Софии - Премудрости Божией в Константинополе, было составлено, по поручению Патриарха Фотия, " Слово на положение Ризы Богородицы во Влахернах " (Русский перевод его издан в приложении к работе: Лопарев Х. М. Старое свидетельство о положении Ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 году. - " Византийский Временник " , том. II, СПб., 1895). С походом Аскольда на Царьград связано также создание знаменитого " Акафиста Пресвятой Богородице " , автором которого некоторые церковные историки называют того же святого Патриарха Фотия. Этот Акафист составляет основную часть Богослужения в день Похвалы Пресвятой Богородицы. О событиях 860 года повествуют не только византийские, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец, подчеркивая значение русского похода на Царьград, отмечает, что с этого времени " начала прозываться Русская Земля " . Некоторые летописи, среди них Иоакимовская и Никоновская, сохранили известия о Крещении князя Аскольда и Киевской Руси после похода на Царьград. При этом народная память прочно связала имена киевских князей Аскольда и Дира, хотя, по мнению историков, Дир княжил в Киеве несколько раньше Аскольда. Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Святой Андрей Боголюбский († 1174; память 4 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника. В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня). Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский , непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. Она сгорела, но на ее месте тридцать лет спустя была построена в 1484-1486 гг. новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Этот храм, стоящий доныне, продолжал служить домовым храмом русских митрополитов и Патриархов до того времени, как был возведен при патриархе Никоне собор Двенадцати Апостолов. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/910060.htm...

Часть ризы Господней и другие святыни также были спасены от огня. По словам того же автора, «кроме того спасены в совершенной целости: из Дворцовой церкви: прежде всего святые мощи, потом вся богатая ее утварь, великолепная ризница, образа с их дорогими окладами» 62 . Вскоре началось восстановление дворцовых построек, и уже 2 февраля 1839 г. в Зимнем дворце была освящена малая церковь во имя Сретения Господня, возобновленная после пожара. А за несколько дней до празднования Святой Пасхи был обнародован «высочайше утвержденный церемониал для слушания службы, в первый день сего общего христианского праздника, в Большой церкви Зимнего Дворца» 63 . Часть ризы Господней снова заняла свое место в придворном храме. В описании Зимнего дворца, помещенном в журнале «Нива» за 1872 год, сообщается про ризницу дворцовой церкви и хранившиеся там святыни. Составитель обзора упоминает про «часть Ризы Господней, в золотом ковчеге; как показывает находящаяся на нем надпись, приношение царя Федора Алексеевича» 64 . Обратимся к содержанию описи Дворцовой церкви, подтверждающей, что ковчег с частью ризы Господней был «принят в ризницу из комнат государя императора Павла I» 65 . Под 143 в описи содержатся подробные сведения о чтимой святыне: «Золотой ковчег, устроенный наподобие книги, содержит нашитую на шелковой подушке часть Ризы, или хитона Господа нашего Иисуса Христа. Ковчег украшен эмалевыми изображениями четырех Евангелистов и страданий Господних, также бриллиантами, яхонтами и изумрудами. На задней стороне надпись: «На много-целебную Ризу Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сей златый ковчег с алмазы и изумруды устроен повелением Великаго Государя и Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея великая и малая и белая России Самодержца, и принесен им великим государем в соборную и апостольскую церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ее успения, в святый и великий пяток на воспоминание спасительных страданий Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в лето 7190 (1682) апреля 14 дня, и того же числа положена в сей устроенный ковчег много-целебная ж спасительная Риза Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа великим господином святейшим Иоакимом, патриархом Московским и всея России " » 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню - Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье. Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: " идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана " . Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами - в 677, арабами - в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/910060.htm...

11 . Ризы по червчатой земле изорбаф травчатой разных шелков, оплечье шито золотом и серебром по черному бархату, подольник зеленой подложен киндяком, подпушен дорогами красными. 12 . Ризы байберек светло зелен, по нем травы серебряные, оплечье шито золотом и серебром с шелками по червчатому бархату, подольник атлас красной, подложен киндяком красным же, подпушен дорогами желтыми. 13 . Ризы атлас белой, оплечье аксамитное золотное, подольник атлас красной. 14 . Ризы камчатные белые, оплечье аксамит золотой, травы золотые и серебряные с шелками; кругом оплечья кружево золотное, ветхое, подольник атлас красный, подпушка дороги желтые, подладка киндяк зеленой. Воздухи: Три покрова, все шиты золотом и обнизаны жемчугом, с камением, с алмазами и с изумрудами и яхонтами, подложены атласом червчатым; а порознь: на первом воздухе изображено швением Положение во гроб Господа нашего, Иисуса Христа; кругом венца Спасова образа обнизано большим жемчугом, слова и силы обнизаны жемчугом середним; в венце два изумруда да два яхонта в гнездах золотых, Херувим и два Ангела, лица и ризы шитые разными шелками и золотом и серебром; земля по всему покрову зашита узорочными хитростными разными образцами; вкруг гроба Господня и у Херувима и Ангелов венцы и рипиды и около риз и отмена по полях: «В гроб плотски», обнизано в одну нить жемчугом. Другой воздух изображен швением таковым же хитростным делом, шит золотом и разными шелками: «Се Агнец Божий вземляй грехи всего мира»; в венце у образа Агнца два алмаза, да два яхонтика червчатые в гнездах золотых; вкруг Агнца и престола его и у Ангелов в венцах и в ризах и рипиды и по углам Херувимы и Серафимы и вкруг подпись Спасительных слов Тайные Вечери обнизаны жемчугом. Третий воздух изображен таковым же швением и хитростным делом «Воплощение Господа нашего Иисуса Христа»; в венце у Богородична образа алмаз да два изумруда, около их по восьми искорок яхонтовых, в ожерельице алмазец да два изумруда; у Спасителева образа в венце два алмазца да две искорки яхонтовые, в ожерелье у младенца ж и у образа Богородицына на поручах шесть яхонтовых искр червчатых; круг Богородична образа и Херувимов в венцах и в ризах, и вкруг подпись; обнизано жемчугом в одно зерно.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Ризу Господню древле поднимали усердные и в дома свои. Соборным постановлением 1681 года при патриархе Иоакиме было предложено: часть животворящего древа устроити в уготованном ковчеге и держать в соборной церкви в особом твёрдом к тому устроенном месте, со всяким опасством; а ризу Спаса нашего Иисуса Христа, – все отдельные части такожде собрать и устроить во едином ковчеге, и держать вкупе с частью животворящего древа, и воздвигать единожды в год в день спасительных Христовых страстей, еже есть в Великий пяток; а на просвещение прав. христианам, приходящим в соборную церковь и в дома желающим, имети прежний, к тому устроенный, ковчег с частью тоя Божественные ризы, и хранити его в прежнем устроенном месте, на западной стороне в угле, и утвердить ныне то соборным изложением, чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять». Из этого постановления видно, что, как части креста Христова разнесены в разные места и хранятся с благоговением, так и части ризы Господней, разделённой воинами и целой, доставшейся по жребию ( Ин.19:23–24 ), издревле были в разных церквах. Из древнейших частей ризы Господней без сомнения есть та, о которой предание упоминает в VII веке. В 603 году, в 21 год царствования Маврикия, эта часть обретена была близ Иерусалима в Сафате в мраморном ковчеге. После трёхдневного поста епископы Григорий Антиохийский , Фома Иерусалимский и Зосим Константинопольский перенесли часть ризы Господней в церковь Иерусалимскую, где находился крест Господень. Часть ризы Господней хранится в Киево-Софийском соборе, две части хранятся и в Санкт-Петербурге, одна в церкви Спаса нерукотворенного образа, находящейся в Зимнем дворце, а другая в соборном храме Петропавловской крепости. На западе существует предание, что риза Господня первоначально найдена царицей Еленой в Палестине, перенесена в Трир и в 328 г. положена в Трирском соборе. Предание это начинается только с 1196 г., а народное её почитание с 1512 года. Предание очень сомнительно. Св. сорока пяти мучеников в Никополе Армянском

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Часть ризы Господней и другие святыни также были спасены от огня. По словам того же автора, “кроме того спасены в совершенной целости: из Дворцовой церкви: прежде всего святые мощи, потом вся богатая ее утварь, великолепная ризница, образа с их дорогими окладами” 62 . Вскоре началось восстановление дворцовых построек, и уже 2 февраля 1839 г. в Зимнем дворце была освящена малая церковь во имя Сретения Господня, возобновленная после пожара. А за несколько дней до празднования Святой Пасхи был обнародован “высочайше утвержденный церемониал для слушания службы, в первый день сего общего христианского праздника, в Большой церкви Зимнего Дворца” 63 . Часть ризы Господней снова заняла свое место в придворном храме. В описании Зимнего дворца, помещенном в журнале “Нива” за 1872 год, сообщается про ризницу дворцовой церкви и хранившиеся там святыни. Составитель обзора упоминает про “часть Ризы Господней, в золотом ковчеге; как показывает находящаяся на нем надпись, приношение царя Федора Алексеевича” 64 . Обратимся к содержанию описи Дворцовой церкви, подтверждающей, что ковчег с частью ризы Господней был “принят в ризницу из комнат государя императора Павла I” 65 . Под 143 в описи содержатся подробные сведения о чтимой святыне: «Золотой ковчег, устроенный наподобие книги, содержит нашитую на шелковой подушке часть Ризы, или хитона Господа нашего Иисуса Христа. Ковчег украшен эмалевыми изображениями четырех Евангелистов и страданий Господних, также бриллиантами, яхонтами и изумрудами. На задней стороне надпись: “На много-целебную Ризу Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сей златый ковчег с алмазы и изумруды устроен повелением Великаго Государя и Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея великая и малая и белая России Самодержца, и принесен им великим государем в соборную и апостольскую церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ее успения, в святый и великий пяток на воспоминание спасительных страданий Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в лето 7190 (1682) апреля 14 дня, и того же числа положена в сей устроенный ковчег много-целебная ж спасительная Риза Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа великим господином святейшим Иоакимом, патриархом Московским и всея России”» 66 .

http://pravmir.ru/riza-gospodnya-i-rossi...

Бородава (акватория Шекснинского водохранилища). Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). Ризположенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) Архитектурный стиль: Клетские храмы Год постройки:не позже 1485. Год утраты:1957 (перевезена в Кирилло-Белозерский монастырь) Адрес: Россия, Вологодская область, Кирилловский район, акватория Шекснинского водохранилища возле устья реки Бородавы (бывшее село Бородава) Координаты: 60.020373, 38.140827 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Небольшая деревянная церковь Положения ризы Богоматери села Бородава близ Ферапонтова монастыря относится к числу уникальных и ярких памятников искусства последних десятилетий XV века. Прежде всего, это один из древнейших сохранившихся образ­цов русского деревянного зодчества. Не менее важно и то, что до наших дней уцелела часть первоначального иконного убранства храма. Нако­нец, известны заказчик сооружения и точная дата его создания. О строительстве деревянного храма во владениях монастыря Рожде­ства Богоматери в Ферапонтове известно из надписи на уцелевшем холщовом антиминсе: «Освятися олтарь великаго Господа Бога Спасанашего Исуса Христа в церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богороди­цы честного Положения ризы смиренным архиепископом Иосафом при благоверном князе Иване Васильевиче и сыне его великом князе Иване Ивановиче в лето 6994 на память Покрова Пресвятыя Богородицы». При переводе на современное летоисчисление при сентябрьском годо­вом цикле дата освящения приходится на 1 октября 1485 года. Позднее, в 1489 году, в одной из грамот Ростовской архиепископской кафедры церковь названа поставленной архиепископом Иоасафом «нанове». Грамота освобождала храм от различных даней и пошлин. При этом в ней специально оговаривалось, что сделано это в память за­слуг покинувшего кафедру и вернувшегося в Рождественский Ферапон­тов монастырь Иоасафа («бывшего деля архиепископа»).

http://sobory.ru/article/?object=54355

Москва. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Леонове. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне был построен в 1722 году, на месте деревянной церкви, первые упоминания о которой встречаются в 1633–1635 годах. Каменный храм был построен на средства князя Василия Хованского, владельца усадьбы Леоново. В дальнейшем имение сменило несколько владельцев, в числе которых был Павел Григорьевич Демидов. При нем храм был закрыт и 59 лет богослужения не проводилось. Отреставрирован он был в 1859 году на средства фабриканта Молчанова. В советское время храм не закрывался. Источник: видеосюжет на Православном телеканале СОЮЗ Положения ризы Божией Матери во Влахерне в Леонове церковь (улица Докукина, дом 19). Храм в этой местности известен с 1633 г. Современное церковное здание выстроено в 1719–1722 гг. В 1770 г. в храме устроили придел преподобного Павла Фивейского (впоследствии переосвящен в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина») и воздвигли колокольню. В 1800 г. по настоянию владельца усадьбы Леоново П.Г. Демидова, страдавшего нервным расстройством и не выносившего колокольного звона, храм был закрыт. В 1822 г. церковь уже стояла без престола и иконостаса. В 1859 г. запущенный храм был восстановлен на средства фабриканта Молчанова. С пятигранной апсидой, трапезной, колокольней и двумя симметричными приделами церковь относится к типу «восьмерик на четверике». Крупный восьмерик опирается на четверик и перекрыт сомкнутым сводом, завершенным глухим граненым барабаном с луковичной главкой. К храму примыкает небольшая поперечная бесстолпная трапезная. Колокольня со столпообразным квадратным основанием, рзделенным на два яруса междуэтажным перекрытием, с верхним восьмигранным ярусом, увенчана шатром. Иконостасы из дерева, окрашенного в позолоченный цвет, с позолоченными деталями выполнены в 1860 г. Некоторые иконы главного иконостаса датируются XVIII веком.

http://sobory.ru/article/?object=03401

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010