Кондак, глас 8: Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол/благонравныя и богобоящияся рабы Своя. Кондак, глас 8 Прибегнем, люди, к тихому сему и доброму пристанищу,/скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы;/поспешим на молитву и подвигнемся на покаяние:/ибо источает нам неоскудевающие милости Пречистая Богородица,/спешит на помощь и избавляет от великих бед и зол/благочестивых и богобоязненных рабов Своих. 10 ИЮЛЯ. ПОЛОЖЕНИЕ РИЗЫ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В ГОРОДЕ МОСКВЕ (1625) Тропарь, глас 4: Днесь притецем, вернии,/к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога,/благоизволившаго сию плотию носити/и на Кресте святую Свою Кровь излияти,/еюже искупи нас от работы вражия./Тем благодаряще вопием Ему:/спаси Отечество наше,/и архиереев, и град, и вся люди,/честною Твоею ризою защити/и спаси души наша,/яко Человеколюбец. Тропарь, глас 4 В сей день прибегнем, верные,/к Божественней и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога,/благоволившего ее на теле Своем носить/и на Кресте святую Свою Кровь излить,/которою искупил нас от рабства врагу./Потому с благодарностью взываем Ему:/“Спаси отечество наше, и архиереев, и град,/и всех людей священной Твоею ризою защити/и спаси души наши, как Человеколюбец!” Кондак, глас 4: Одеяние нетления, спасительнаго целения/всем человеком, Владыко, даровал еси,/Твое Божественное сокровище – честную ризу,/яже есть хитон,/еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего/одеяти благоволил еси./Сию желанием приемлюще, светло празднуем,/страхом же и любовию, яко Благодетелю воспевающе,/зовем Ти, Христе:/сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и вся люди,/по велицей Твоей милости. Кондак, глас 4 Как одеяние нетления, исцеляющее во спасение,/всем людям, Владыка, Ты даровал Твое Божественное сокровище/– священную ризу, то есть хитон,/которой Ты живоносную и святую плоть Свою, вочеловечившись, облекать благоволил./Ее с усердием принимая, торжественно празднуем,/и со страхом и любовью, как Благодетелю воспевая, взываем Тебе, Христе:/“Сохрани в мире отечество наше, и архиереев, и всех людей/по великой Твоей милости.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

61. Слава долготерпению твоему... Всякое дыхание и хвалитные псалмы во гласе 3; со стиха: Хвалите его на силах его... – хвалитные стихиры. Слава. Совлекоша с мене. И ныне. Плещи моя... И о сподобитися нам и т. д. Евангелие 10-е, Мрк., зач. 69. Слава долготерпению твоему... Слава тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу (читается). Исполним утреннюю молитву... Возглас: Яко Бог милости... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Твое бо есть еже миловати… Аминь 748 . И о сподобитися нам... и т. д. Евангелие 11-е, Иоан. зач. 62. Слава долготерпению твоему.. Стихиры на стиховне, первая просто, пред второй припев: Разделиша ризы… пред третьей: Даша в снедь..., пред четвертой: Бог же царь наш... Слава, Господи, восходящу ти... И ныне, Уже омакается трость... Диакон кадит весь храм. Затем: И о сподобитися нам... и т. д.; настоятель читает евангелие 12-е, Мф., зач. 114. Слава долготерпению твоему, Господи. Благо есть... 1-жды. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь: Искупил ны еси... Ектения: Помилуй нас, Боже. Возглас: Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст: Иже оплевания и биения... (чит. в Служ. стр. 180) и многолетие 749 . Положено начинать в 10-м часу дня. На ней – Благословен Бог... Аминь, Слава тебе, Боже... Царю небесный... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас: Яко твое есть... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Пс. Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Ектения великая и возгл.: Яко подобает тебе... Аминь. Господи, воззвах во глас 1. Со стиха: Аще боззакония... – стихиры Триоди на 6. Слава, О како беззаконное сонмище... И ныне, Страшное и преславное... Вход с евангелием. Премудрость, прости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Диакон: «Возми, владыко». Священник, вложив копие в правую (левую от себя) сторону нижней части просфоры («от косвенныя десныя страны просфоры»), подрезывает Агнец и вынимает его копием из просфоры, произнося: «Яко вземлется от земли живот Его» 260 . Священник полагает Агнец на дискосе печатью вверх. Диакон: «Пожри, владыко». Священник кладет Агнец печатью вниз и осторожно разрезает Агнец крестообразно, так чтобы разрезы совпадали с крестом на печати, произнося: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение». Разрезать Агнец следует не до конца, а лишь до корки, чтобы Агнец не распался. Благодаря этому крестообразному надрезу священник перед причащением сможет преломить Агнец на четыре равные части. Диакон: «Прободи, владыко». Священник, положив Агнец печатью кверху, прободает копием верхнюю правую сторону Агнца (то есть ту, на которой стоит надпись «IC») со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода: и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его» ( Ин. 19, 34–35 ). Диакон обращается к иерею: «Благослови, владыко, святое соединение». Священник благословляет вино с водой без произнесения каких-либо слов 261 , после чего диакон вливает «соединение» в святую Чашу. Причем в равной степени допустимы две практики: или диакон непосредственно вливает воду и вино из сосудов в Чашу, или же сначала вливает вино и воду в ковшик, а затем из ковшика в Чашу. Иерусалимский Служебник предлагает после этого покрыть Чашу покровцом. Это действие совершается без положенных молитв, так как имеет профилактический характер: покрыть Чашу в данный момент следует во избежание засорения ее пылью или летающей мошкарой 262 . Священник (пока без участия диакона) продолжает проскомидию. Он берет вторую просфору, так называемую «Богородичную», и со словами «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы…» вынимает треугольную частицу и полагает ее «одесную святаго Хлеба, близ среды его», то есть в средней части дискоса и слева, если считать от руки священника. При этом он произносит слова: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеянна, преиспещренна» ( Пс. 44, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Воскресное бдение никогда не служится само по себе, только как воскресная служба. Это ведь не только день седмицы, это еще и день года, день какого-то месяца. И на воскресный день попадает праздник; это может быть и Господский двунадесятый праздник, и Богородичный праздник, или память святого, поэтому рассматривать просто одно воскресное богослужение невозможно, обязательно его нужно с чем-то соединить. Не соединятся воскресная служба только со службами двунадесятых Господских праздников (за исключением Сретения), так как по Уставу в Господский праздник вся воскресная служба отменяется. И это свидетельствует об исключительной важности воскресной службы, которая служится всегда неопустительно, кроме лишь одного-единственного случая, когда на воскресный день попадет Господский двунадесятый праздник. Именно двунадесятый, например, Вход Господень в Иерусалим: он всегда в воскресный день, и воскресной службы нет. Рождество, Крещение, Преображение, Крестовоздвижение – если попадут на воскресный день, то воскресная служба отменяется. А вот Нерукотворный Образ или Положение ризы Спасителя не отменяют воскресной службы; ведь это не двунадесятые праздники. Вот на какой высокой ступени стоит обычный воскресный день в системе Типикона. Выше его только Господский двунадесятый праздник. Все остальное или сравнимо с ним по важности, или сильно уступает. Воскресный день – это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать раз в неделю. Но эта частота имеет для нас и обратный эффект: казалось бы, мы должны больше радоваться воскресенью, больше ценить, больше ждать, сильнее переживать, а для нас этот день, наоборот, становится обычным. Вспомним, например, что в воскресной службе 6-го гласа на стиховне первой поется та самая стихира, которая звучит и в первый день Пасхи во время крестного хода перед пасхальной заутреней: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех...» Когда запоют эту стихиру в воскресный день, сразу веет Пасхой. «Воскресение Христово видевше...» – яркий пасхальный текст – стоит в центре воскресной утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

То есть Господь его так отрезвил, что христианство – это путь очень сложный, тернистый, это путь для людей мужественных, твердых, отважных, храбрых. Вера православная – это вообще не для слюнтяев, это для людей серьезных. Совсем нетрудно выздороветь больному, но стать христианином, учеником Христовым – это уже дело совершенно другое, тут нужна работа души. «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Папа умер, самое родное на свете существо. Я за Тобой пойду, подожди, не отплывай, не скрывайся из моих глаз. Вот только сейчас пойду, папу похороню, даже на поминки не останусь и поплыву с Тобой на ту сторону, куда Ты с учениками отправляешься. А Господь говорит: «Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Вот какая фраза интересная. Люди, для которых все это очень важно: похороны, поминки, веночки, цветочки, – пусть они этим занимаются. Если тебе нужна подлинная духовная жизнь, пойдем за Мной. Найдется кому закопать тело твоего отца, а душа его к телу уже не имеет никакого отношения. И все эти черные платочки – они Богу совершенно не нужны, потому что у Бога никакого траура нет. Человек просто перешел от этой жизни в ту. Кто рыдает, тот, значит, не согласен с волей Божией. Поэтому если хочешь быть Моим учеником, идем за Мной, другой возможности у тебя не будет. Почему Господь сказал ему такие жестокие, такие трудные для усвоения слова? А потому, что его жизнь подошла к водоразделу: вот земная жизнь, вот небесная – и они вступают в противоречие: телесное, земное должно уступить. Хочешь быть учеником, оставь в этом мире все, потому что учеником Христовым может быть только человек, который отлепился от всего мирского, которому, кроме Царствия Небесного, больше ничего не нужно. Ему не нужно ни карьеры, ни зарплаты, ни пенсии, он не для этого живет, он живет для Царствия Небесного. А Господь уже Сам ему, ищущему Царствия Небесного, дает то, что Сам считает нужным. Может быть, и министром его сделает, ведь бывали и святые министрами, и ничего тут удивительного нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Свете тихий... Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем. Прокимен: Разделиша ризы моя... со стихом. Премудрость. Исхода чтение. Вонмем. Паремия. Вонмем. Прокимен: Суди, Господи... со стихом. Премудрость. Иова чтение. Вонмем. Паремия. Премудрость. Пророчества Исаийа чтение. Вонмем. Паремия. Вонмем. Прокимен: Положиша мя в рове... со стихом. Премудрость. К Коринфянам послание... Вонмем. Зач. 125. Мир ти. И духови твоему. Премудрость. Аллилуиа и три стиха аллилуиария Спаси мя, Боже... и т. д. Премудрость, прости, услышим св. евангелиа. Мир всем. И духови твоему. От Матфеа св. евангелия чтение. Слава тебе, Господи... Вонмем. Зач. 110. Слава тебе, Господи, слава тебе. Ектения: Рцем вси... и возгл.: Яко милостив и человеколюбец... Ампиь. Сподоби, Иосподп... Исполним вечернюю молитву... Возглас: Яко благ и человеколюбец... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава... Аминь. Стихиры на стиховне Триоди, первая: Егда от древа тя..., просто, вторая с припевом: Господь воцарися..., третья с припевом: Ибо утверди вселенную..., четвертая с прип.: Дому твоему... Слава, и ныне, Тебе одеющагося... Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь: Благообразный Иосиф.. Слава, и ныне, другой тропарь: Мироносицам женам... Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе..., Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст: Иже нас ради человеков... Многолетие 751 . На великой вечерни после стихир на стиховне во время пения Благообразный Иосиф по установившейся богослужебной практике совершается обряд выноса плащаницы таким образом. Во время пения в вечерних стихирах: Слава, и ныне, Тебе одеющагося..., иерей с диаконом с 4-х сторон кадит плащаницу, предварительно положенную на престоле, 3-жды обходя его кругом. После стихир на клиросе читаются Ныне отпущаеши... трисвятое и поется тропарь: Благообразный Иосиф...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

По некоторым источникам, это произошло вследствие внезапно разразившейся бури, разбившей многие русские корабли. В память о чудесном избавлении столицы Патриарх Фотий написал знаменитый «Акафист Богородице» («Радуйся, Невесто Неневестная»), который читается по Уставу Великим постом в «субботу Акафиста». Тогда же было установлено церковное празднование «Положение Ризы Богоматери во Влахерне», совершаемое по сей день 2 июля. Вскоре после набега на Царьград между Русью и Византией начались «какие-то переговоры» [II, 3, т. II, с. 229]. Цель их отражена в одном из греческих хронографов, где говорится, что «немного времени спустя (после набега. – Авт.) от руссов в царствующий град пришло посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было исполнено» [II, 14, с. 60]. Значит, странная сила, заставившая русских неожиданно уйти восвояси, была ими чутко и точно воспринята как сила Бога христианского и возбудила большое желание приобщиться Ему. Патриарх Фотий, описавший очень красочно в двух своих проповедях набег русских в 860 году, спустя шесть лет, в 866 году, в своем «Окружном послании» Восточным Церквам по поводу Крещения Болгарии (864 год) свидетельствует, что «не только этот народ (болгары. – Авт.) променяли прежнее нечестие на веру во Христа, но даже... и так называемые руссы, поработив находящихся около них и отсюда возомнив о себе высоко, подняли руки и против Ромейской державы (Византии. – Авт.). А в настоящее время даже и они променяли... нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную (явный намек на Торжество Православия 842 года. – Авт.) христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших, вместо ограбления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго пред тем (т. е. незадолго до своего Крещения; здесь определенно имеется в виду набег 860 года. – Авт.). До такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностию» [II, 6, т. 1, с. 74]. Точной даты принятия русскими христианства после 860 года не указывается, но, судя по смыслу слов «Окружного послания», оно произошло до 866 года и вскоре после набега 860 года. Некоторый свет на события может пролить свидетельство внука Василия I Константина Багрянородного, который в жизнеописании своего деда говорит о том, что Василий заключил с русскими «мирный договор» и «устроил так, что они приняли епископа». При этом он рассказывает, как русский князь собрал народ и старейшин (что могло происходить только в столице русских – Киеве) и предложил им принять христианство. Люди потребовали чуда. Тогда книга «Евангелие» была брошена в огонь и не сгорела. После этого князь и народ крестились [II, 6, т. 1, с. 74 – 75, также 1, 4, 15 июля].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На полях на верхних углах 2 красноватых крупных сквозных яхонта, а в средине и внизу один небольшой гиацинт, 5 крупных аметистов, 2 бирюзы (из коих одна побольше) и 4 очень крупных жемчужины. К венцу привешены: 1) нитка из 76 зерен крупного и среднего жемчугу с серебряной, вызолоченной привеской, в средине коей простой белый камень, вокруг 2 очень крупные жемчужины, два половинчатые зерна и 4 средних жемчужины, а внизу одна средняя и одна крупная жемчужина в виде груши, обделанная в серебро с позолотою с простыми небольшими красными каменьями. 2) Три нитки крупного и среднего жемчугу весом 11 зол. Вторая риза 38 , сплошь низанная жемчугом разной величины, весом 68 ½ золот. Венцы на Спасителе и Божией Матери золотые 84 пробы, весом 1 ф. ¼ золот. Венец Богоматери по убрусу обнизан в один ряд брилиантовыми розами, а от сияние отделен в один же ряд средними бриллантами. В средине венца корона серебряная, в коей 185 средних и мелких бриллиантов, 2 крупные брилиантовые груши, один крупный бриллиант (под крестом), два алмаза, 160 мелких роз, 12 мелких бирюз и 22 бурмистских зерна. В средине короны большой овальный бриллантовый запонок (из перстня), в коем один круглый крупный брилллиант и 12 бриллиантовых груш, осыпанных розами. По сторонам короны по матовому полю положены брилланты и розы в виде цветов и листьев и 24 бурмистских зерна, оправленных в золото. Венец Спасителя по лику осыпан и отделен от сияния в один ряд мелкими розами; на нем по матовому полю положено надсловие из бриллиантов, два цветка из бриллиантов и роз и 9 оправленных в золото бурмистских полузерен. Убрус Богоматери по лику обнизан ориортарным жемчугом и с наружной стороны обведен каймою из 30 серебряных перенизок, в коих 30 бриллиантов и 60 роз, и двумя нитками крупного жемчуга, коего 203 зерна. На убрусе на возглавии бриллиантовая звезда, в коей 9 бриллиантов и 16 роз. От звезды, вниз по убрусу, до полей ризы положены 8 цветков, из коих в двух по одному крупному, а в шести по одному мелкому бриллианту, осыпанных розами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Когда Господь исцелил Петрову тещу, она тут же встала и начала Ему служить. Не пошла ни в кино, ни за грибами, а сразу стала Богу служить. Поэтому Он ее сразу и исцелил. Мы все тоже часто болеем. Слава Богу, это очень хорошо, потому что многие через болезнь свою или своих родственников к Богу обращаются. Вот сегодня паренек пришел, сроду, видать, в церкви не был, говорит: «Ребеночек болеет, что, батюшка, делать?» Я отвечаю: «Надо его причастить для начала». – «А что это такое?». То есть полный ноль. Не заболел бы ребеночек, температурки не было бы, все хорошо – значит, Бог и не нужен. А заболел – сразу Бог понадобился: дай, Господи, здоровье. Разве трудно для Бога исцелить этого ребеночка? Да Господь только прикоснется к его руке – и он будет здоров. Захочет Господь, прикоснется к его голове – и ребенок завтра будет гением. Коснется Господь его сердца – он завтра будет преподобным, этот ребеночек. А почему этого не происходит? То, что легко дается, мало ценится. Поэтому Господь хочет, чтобы человек потрудился сам. Мы все такие разные: у нас разный ум, разное воспитание, мы все в разных традициях воспитаны, мы все не похожи один на другого. У нас и с Богом совершенно разные отношения: один Бога любит, а другой даже не знает, Кто Он такой, этот Бог. И, тем не менее, Господь нас всех зовет к Себе, Господь хочет нас всех научить, вразумить, поставить на ясный путь. И дальше Евангелие говорит: «Когда настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных». Болезнь часто человека к Богу приводит, и Господь исцеляет: раз пришел к Богу, просишь – даст тебе Господь. И этот паренек ребеночка сегодня принесет, мы его причастим, и, конечно, он выздоровеет, потому что Господь его обязательно будет вот так, добром призывать к Себе. Исцелится его ребеночек – может быть, у него в голове и сердце что-то такое пробудится. Может, он захочет поблагодарить: Господи, благодарю Тебя. Может быть, захочет сам прийти причаститься – а это самое главное благодарение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

От юности блаженая мирьскиа мятеж оставль, о всем помощницу имея Пресвятую Богородицю и влезе в лавру велию посреди града Суждаля Пресвятыа Богородица честныа и славныа Ея ризы Положение. И кто от земных прочее житие ея исповесть, бдение же и сухоядение, уму (Л. 257 об.)//смирение, разсужение доброразсудное, худость ризная, память смертная; ибо блаженая мати воистинну ничто же убо требует от телеснаго языка похвалитися, но от самых Небесных сил похваляема. Егда преиде от зде к тамо сущим, тогда аки голубице душа еа возлете на Небесную высоту, крила бо оная же от чистоты стяжа. К сему же пророческое слово “кто дасть ми криле яко голуби” 63 , сей же дасть Бог криле яко голубице и нескверненей агнце. Сиа девам похвало и украшение, инокиням удобрение 64 , чистая голубице, междурамиа злато имуще псаломъскы 65 , непорочная агнице Христа Царя, невесто избранная какова ли иже во плоти ангел, ея же житие паче человека краснейших, паче всех дщерей человеческих. Что же ли, (Л. 258)//блаженая, светла душею и делы, кто не удивится тоа еже о Христе житию, понеже бо и мужа превзыде естествеными подвигы, зане ум стяжа Владыку на страсти пагубныа, мужескы бо естество понуди, плоть же поработи духу, чюдес же исцелениа обилну благодать дарова ей Господь, тем же от болезней и трудов достойну почесть приат от Того блаженая, с ангельскими ликы ныне радуется божественаго зрениа наслаждаяся Единосущная Троица. Богоспасаемый же град Суждаль велми блаженною Еуфросиниею хвалится, имею бо рече в себе съкровище неистощимое; мы же, братие, зряще честную раку мощей блаженыа и чюдеса бываемая от нея прославим Прославльшаго еа. Съшедшеся, блажим в матерех Полотскую благоверную (Л. 258 об.)//княжну Еуфросинию толикую и таковую, ея же житию ангели удивишася, ангельскы бо поживе на земли блаженая. Кто не весть великое оно светило Меркуриа Смоленьскаго, тръпеливаго адаманта и крепкаго на безбожных вооружника. Во времена же та бысть велика беда в Росии от нашествиа безбожнаго царя Батыя, понеже плени Росию, многы раны разби и плени и множество много изби православных христиан.

http://pravmir.ru/epoha-novyih-chudotvor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010