Суздаль. Ризоположенский монастырь. Собор Положения ризы Божией Матери. Ризоположенский собор Собор. Действует.   Престолы: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) Год постройки:1560. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.424107, 40.445974 Проезд:на территории Ризоположенского женского монастыря Изменить описание Добавить фотографии Автор: Илья " BIM " Бесхлебный Снято: 8 октября 2011 Добавлено: 26 декабря 2011 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Трёхглавый Ризоположенский собор (1520-1560 гг.) — пример бесстолпного храма, к алтарной части которого примыкают три апсиды. Есть основания думать, что храм строил в двадцатых годах ближний боярин Василия III Иван Шигоня-Поджогин, причастный к темной истории заточения жены Василия III Соломонии в суздальский Покровский монастырь. Четверик храма перекрыт крещатым сводом и, будучи лишенным внутренней опоры, увенчан облегченными тонкими и высокими главками, что необычно для подобных сооружений того времени. Гладкие стены храма прорезаны простыми амбразурами окон, а боковые фасады украшены ложными закомарами и разделены пилястрами на три части с порталами в центральной из них. Паперть, пристроенная к западной части собора в 1688 г., отличается богатым декором, включающим резной портал, а также украшенные «дыньками», «косицами» и полихромными изразцами узорчатые наличники. Главки собора претерпели несколько трансформаций. Исходные шлемовидные купола были в XIX в. заменены луковками, в 1929 г. барабаны и главки превращённого в электростанцию собора были вовсе снесены и только в кон. 1960-х гг. в ходе реставрации им была возвращена первоначальная форма. По материалам: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ Трёхглавый каменный собор в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне стоит близ от Святых ворот. Собор датируется XVI веком - некоторые относят его к первой половине столетия, другие - к 1560 году.

http://sobory.ru/article/?object=05099

Ризу Господню древле поднимали усердные и в домы свои. Соборным постановлением 1681 года, при патриархе Иоакиме, 6ыло предложение: «Часть Жтотворящаго Древа устроити в уготованном ковчеге и держать в соборной церкви в особом твердом, к тому устроенном месте, со всяким опаством; а ризу Спаса нашего Иисуса Христа, – все отдельныя части такожде собрать и устроить во едином ковчеге и держать вкупе с частию Животворящаго Древа, и воздвигать единожды в год в день спасительных Христовых страстей, еже есть в Великий Пяток; а на просвещение прав. христианам, приходящим в соборную церковь и в домы желающим, имети прежний, к тому устроенный ковчег с частию тоя Божественныя ризы, и хранити его в прежнем устроенном месте, на западной стороне в угле, и утвердить ныне то соборным изложением, чтобы впредь того пребогатаго сокровища на части отнюдь не разделять» 345 . Из этого постановления видно, что как части Креста Христова разнесены в разные места и хранятся с благоговением 346 , так и части Ризы Господней, разделенной воинами, и целой, доставшейся по жребию ( Ин.19:23–24 ), издревле были в разных Церквах. Из древнейших частей Ризы Господней, без сомнения, есть та, о которой предание упоминает в VII веке. В 603 году, в 21-й год царствования Маврикия, эта часть обретена была близ Иерусалима, в Сафате, в мраморном ковчеге. После трехдневного поста епископы Григорий Антиохийский , Фома Иерусалимский и Зосим Константинолольский перенесли часть Ризы Гослодней в Церковь Иерусалимскую, где находился Крест Госдодень 347 . Часть Ризы Господней хранится в Киево-Софийском соборе 348 , две части хранятся и в Санкт-Петербурге: одна – в церкви Спаса Нерукотворенного Образа, находящейся в Зимнем дворце, а другая – в соборном храме Петропавловской крепости 349 . На Западе существует предание, что Риза Господня первоначально найдена царицей Еленой в Палестине, перенесена в Трир и в 328 г. положена в Трирском соборе. Предание это начинается только с 1196 г., а народное ее почитание – с 1512 года. Предание очень сомнительно. Праздники Пресв. Богородицы и святых

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

15 июля Православная Церковь отмечает праздник в честь положения Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне 15 июля 2005 г. 11:11 По преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 году и перенесена в  Влахернский храм в Константинополе. Впоследствии в драгоценный ковчег с ризой были положены также омофор Пречистой и часть Ее пояса. Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах. В 860 году флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма. Святой патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая покаяться и в усердной молитве прибегнуть к защите Пресвятой Богородицы. После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя. Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Таким образом, праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является праздником основания Русской Православной митрополии в Киеве. Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. В честь него святой благоверный князь Андрей Боголюбский  воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм. В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву. Летом 1451 года к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля  в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. В 1479 она сгорела, но на ее месте в 1484-1486 гг. была построена новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. После постройки в сер. XVII в. Теремного дворца храм стал дворцовым и был соединен переходом с теремами дворца. Ныне существующий иконостас относится к 1627 г., стенная роспись выполнена в 1644 г. Храм сильно пострадал во время обстрела Кремля 1918 г. После больших реставрационных работ храм был открыт в 1950-е гг. как музей. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/28654.html

В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля - по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля. Частица Ризы Божией Матери в XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году. Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет. - В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей… - У нас в храме есть две Смоленских иконы. Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме. Икона Божией Матери Смоленская Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику - реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя - достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела. Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская – Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

http://pravoslavie.ru/58590.html

Золотые ворота внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Церковь в честь положения ризы Господней помещается наверху так назыв. «Золотых ворот». Время первоначального основания ее относится к глубокой древности, ко времени вел. князя Андрея Боголюбского. Укрепив свой столичный город, вел. князь Андрей в проезде между валами, идущими по западной стороне, устроил высокую башню из белого камня с воротами для проезда в середине ее, назвав эту башню «Золотыми воротами». Когда работы по постройке этих ворот приходили уже к концу, когда леса и кружала были разобраны, от сырости извести, как объясняет составитель жития князя Андрея, своды ворот упали и засыпали 12 человек из владимирских граждан. Можно было думать, что несчастные были задавлены до смерти, но благочестивый князь Андрей обратился к небесной Заступнице с молитвой о сих несчастных. На место происшествия была принесена чудотворная Владимирская икона Богоматери, отправлено перед ней молебное пение, затем разобраны были камень и мусор от упавшего свода, и к удивлению всех засыпанные не только оказались живы, но даже ничем не поврежденные. Это событие изображено на иконе, находящейся на западной стороне Золотых ворот. В память этого события князь Андрей устроил над самыми воротами церковь в честь положения ризы Богоматери, которая и была освящена в 1164 г. В 1238 г. во время татарского нашествия с Золотых ворот князья Всеволод и Мстислав Георгиевичи наблюдали за движениями подступавших к городу врагов и с болью в сердце видели, как татары растерзали бывшего в плену у них княжича Владимира Георгиевича. От Золотых ворот, между прочим, ворвалась татарская орда 7 февраля 1238 г. во Владимир. Конечно, и самые ворота и церковь жестоко пострадали от татарского разорения и долгое время были в полуразрушенном виде. О возобновлении церкви над Золотыми воротами есть известие уже в XVII в.; возобновлена она в 1687 г. и освящена в 1691 г., как это видно из заметки в делах патриаршего казенного приказа. Во время пожара, бывшего во Владимире в 1778 г., Золотые ворота и церковь над ними сгорели и в полуразрушенном виде оставались до начала XIX ст. Возобновлен храм в 1810 г. усердием бывшего тогда во Владимире губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукова, затем отремонтирована в 1867 г. Престол в настоящее время в церкви один – в честь положения ризы Господней. Когда произошла перемена в наименовании престола, неизвестно; вероятно при возобновлении церкви в 1810 г.

http://sobory.ru/article/?object=00994

После печальных событий октября 1917 года храмы Кремля были закрыты, все представлявшие материальную ценность предметы конфискованы, и ковчег с частицей Ризы оказался в Музеях Московского Кремля, где долго сохранялся сотрудниками в отделе драгоценных металлов. В 2007 году государство вернуло святыню Русской Православной Церкви. В том же храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Богородицы, переданная туда из тех же Музеев Кремля в 2008 году. Эта святыня такой же значимости как и Пояс Пречистой. На Русь частица Ризы Богоматери попала в XIV веке. Ее привез из Константинополя Дионисий Суздальский в числе других реликвий. Известно множество связанных с Ризой Богородицы чудес, произошедших как в Византии, так и в России. В советское время эта святыня, как и Риза Спасителя, попала в Музеи Кремля, откуда и была возвращена Церкви в целости и сохранности. Храм пророка Илии в Обыденном переулке Храм пророка Илии в Обыденном переулке Есть в Москве и храм, где хранится частица Пояса Богородицы. Это церковь пророка Илии, которая расположена рядом с метро «Кропоткинская», по адресу 2-й Обыденский переулок, дом 6. Можно прийти помолиться в любое время с 8 часов утра до позднего вечера. Частица Пояса положена в мощевик, находящийся в приделе апостолов Петра и Павла. Кроме этого, в храме есть чудотворная икона Богородицы «Нечаянная радость», частица Древа Животворящего Креста, часть Гроба Господня, мощи многих святых. Если Вам очень необходим некий предмет «на молитвенную память», наподобие пояска, то возьмите небольшую икону Богородицы и, помолившись, приложите к частице Пояса. Если сомневаетесь в законности этого поступка — спросите разрешения у священника. Обычно в храмах Русской Православной Церкви такое допускается. Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове Есть и еще один храм в Москве, где можно помолиться перед частицей Ризы Божией Матери. Это церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, она расположена в 10 минутах ходьбы от метро «Автозаводская» (выход из последнего вагона из центра).

http://pravmir.ru/ochered-k-poyasu-bogor...

Описание иконы Положение Ризы Пресвятой Богородицы из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В царствование греческого императора Льва Великого Македонянина (457—474 гг.) греческие военачальники, родные братья Гальбий и Кандид, будучи людьми благочестивыми, предприняли путешествие по святым местам Палестины. Они прибыли в Галилею и, руководимые неисповедимым действием Божественного Промысла, остановились между прочим в одном небольшом селении близ известного города Назарета. В этом селении посетили они дом одной престарелой и благочестивой девицы еврейки; внутри дома их внимание обратила на себя небольшая, скромно убранная комната, в которой блистали зажженные свечи и курился фимиам. У дверей этой странной комнаты лежало много различных больных. Благочестивые братья тотчас догадались, что там, внутри комнаты, находится какая-нибудь святыня, от которой эти больные ожидают себе облегчения и исцеления. Их догадка подтвердилась, когда они обратились за разъяснениями всего виденного к самой хозяйке этого дома. — Да, внутри этой комнаты, — сказала им благочестивая женщина, — н[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Положение пояса и ризы Богоматери Мастерская Дионисия Ок. 1485 г. Лазарев 1980: 1475 г. Салтыков 1981: Ок. 1486 г. Лазарев 2000/1: Ок. 1485 г. Великий князь Иван III 2013: Ок. 1485 г. 68 x 55.5 см Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов, Россия Инв. ДЖ-1284 (ранее в ЦМиАР: ВП 57) Происходит из местного ряда иконостаса деревянной Ризоположенской церкви села Бородава близ Ферапонтова монастыря, перевезенной на тер[...] Файл 23299.jpg:   Размер: 1500x1862, 2.79 MPix, 477 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (194) , (3) . Описание: Положение ризы Богоматери Двусторонняя икона-таблетка Школа или худ. центр: Новгород Вторая половина XVI в. 24 x 19.5 см Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия Оборот — Положение пояса Богоматери.

http://pravicon.com/icon-262

Православная Церковь вспоминает положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Согласно Преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 г. и перенесена в Константинополь, во Влахернский храм, построенный для иконы Божией Матери, написанной, как считается апостолом Лукой (образ известен в России как Тихвинская икона Божией Матери). 15 июля, 2014 Согласно Преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 г. и перенесена в Константинополь, во Влахернский храм, построенный для иконы Божией Матери, написанной, как считается апостолом Лукой (образ известен в России как Тихвинская икона Божией Матери). 15 июля, ПРАВМИР. Православная Церковь отмечает праздник в честь положения Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Согласно Преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 г. и перенесена в Константинополь, во Влахернский храм, построенный для иконы Божией Матери, написанной, как считается апостолом Лукой (образ известен в России как Тихвинская икона Божией Матери). Как гласит предание, приближенные византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474) – братья Гальбий и Кандид, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. Неподалеку от Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки, которая поведала им, что хранит дорогую святыню – Ризу Богородицы. По ее словам, Пресвятая Богородица пред Своим Успением подарила ее благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав передать ее перед смертью также девице. Таким образом, несколько столетий подряд Риза Пречистой сохранялась в этой семье. Ковчег с ризой был доставлен в Константинополь, и 1 июля 458 г. святыня, вложенная в новый ковчег, была перенесена во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы были положены Ее святой омофор и часть Ее пояса. Читайте также — Тихвинская икона Божией Матери: Северная Царица С Ризой Пресвятой Богородицы связаны различные чудеса в истории Константинополя.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-v...

Ярославль. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Крестах (Крестобогородская). Крестобогородская церковь Карта и ближайшие объекты В 1760 году на средства богатейших ярославских фабрикантов Затрапезновых была построена ныне существующая каменная Крестобогородская церковь. Она действующая, главная храмовая святыня - Животворящий памятный Крест. Ярославцы называют этот район города Крестами, а саму церковь иногда " Крест " . Одноглавый трапезного типа храм, построенный в 1760 году за пределами Ярославля, был призван служить визитной карточкой города при въезде в него со стороны Москвы. Над западным притвором возвышается шатровая колокольня, продолжающая традицию ярославских колоколен 17 века. История с. Крестобогородского началась в 1655 г., когда ростовский митрополит Иона Сысоевич водрузил здесь, «у врат града Ярославля, для его сохранения», крест в память об избавлении города от моровой язвы в 1654 г. Место это, с древних времен носившее название Поклонная гора, - высшая географическая точка при въезде в Ярославль, и, как писал Н.Г. Первухин, «уже в XVII веке славился здесь вид на широко раскинувшийся внизу город с белыми ветхими башнями и благолепием полусотни богатых храмов». Выбор владыки не был случаен, продолжает Нил Григорьевич, «ибо для золотого века допетровской Руси красота и религия были нераздельны и прекрасное венчалось крестом». Крест владыки Ионы находился сначала в деревянной часовне, рядом с которой поселились несколько семей из деревень Ильцино, Михайловское и из прихода церкви Николы в Меленках. В 1677 г. вблизи от часовни крестьянами Спасского монастыря была построена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Эти земли принадлежали Спасскому монастырю, который оснастил новый храм богослужебными книгами, иконами, утварью. Из монастыря были принесены иконы Смоленской Богоматери и Положения Ризы Богоматери, из Николо-Мельницкой церкви - икона Николая Чудотворца (они и ныне находятся в храме). В честь креста и Богородичного образа село получило название Крестобогородского, или Крест.

http://sobory.ru/article/?object=00585

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Положение Ризы Пресвятой Богородицы Положение Ризы Богоматери Согласно преданию, риза Богородицы была обретена двумя византийскими аристократами, родными братьями Галвином и Кандидом, которые в царствование императора Льва I (457-474 годы) совершали паломничество к палестинским святыням. В Назарете они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю: ... Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц - вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство своё. Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь. Братья поместили Ризу в своей домовой церкви и тайно хранили её, но, согласно преданию, многочисленные чудеса, происходившие от неё, заставили их сообщить о реликвии византийскому императору и константинопольскому патриарху. После чего, в 458 году, Риза была положена во храме Божией Матери, построенном на берегу Влахернского залива (Влахернская В честь этого события было установлено ежегодное празднование . Позднее в ковчег с Ризой были помещены омофор и часть пояса Богородицы, обнаруженные в гробнице Богородицы, вскрытой по решению Шестого вселенского Это обстоятельство отразилось на православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне.

http://pravicon.com/info-596

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010