Второй пример для истории древнерусской культуры чрезвычайно важен. На обороте новгородской иконы второй трети XII в. «Знамение», стиль и иконография которой были тщательно исследованы Смирновой Э. С. 1614 , имеются два небольших, но значительных по отношению к площади средника этой иконы ковчежца-мощевика 1615 . Они расположены строго по оси образа (ил. 2). Их смысловая «вписанность» в композицию (верхний ковчежец расположен между двух рук святых, молитвенно простертых ко Христу и одновременно как бы указующих на святыню) показывает, что эта икона создавалась с учетом священных вложений. Таким образом, она – древнейшая среди сохранившихся древнерусских икон-мощевиков. Верхний ковчежец соответствуют голове Богородицы на лицевой стороне иконы, буквально ее устам, тогда как нижний, в форме квадрата, – торсу Марии и устам Младенца, что может служить указанием на величайшую ценность сокрытых в них святынь. Судя по расположению ковчежцев, в них могли быть частицы Покрова и Ризы Богоматери (или Ризы и Пояса), то есть святынь, не раз во время опасности выносившихся на стены Царьграда и чудесно его спасавших 1616 . Ассоциативная связь новгородского культа иконы «Знамения» с влахернским культом Ризы Богоматери и, соответственно, культом Покрова в Древней Руси уже была справедливо отмечена Смирновой Э. С. 1617 . Нам представляется, что эта связь была самой непосредственной: содержащиеся в доске иконы части богородичных святынь происходили из Влахерн. Именно поэтому 25 февраля 1169 г. она была принесена из небольшого деревянного храма и вынесена на стену города во время его осады. Почему же была утрачена память о чудотворных вложениях «Знамения»? Тому есть множество параллелей в истории древнерусской святости 1618 . И все же существуют косвенные, но важные указания на святыни «Знамения». Первое: согласно чиновнику Софийского собора XVII в., 2 июля, в день Положения ризы Богоматери во Влахернах, в Новгороде совершалось шествии с иконой «Знамение» к церкви Покрова Богоматери в Зверине монастыре 1619 . Второе: в напрестольном кресте, происходящем, согласно надписи, из храма «РЖТВА ПРСТЕЙ БДЦЫ АНТОНЬЕВА М РИМЛЯНИНА» и сооруженном, судя по его окладу, на рубеже XVI–XVII вв. (НГИАМЗ, инв. 802), содержится «ДРЕВО ПРЧСТЕЙ БДЦЫ ЗНАМЕНСКОЙ». Причем эта святыня названа первой в пространном перечне мощей на обороте креста. Вероятно, древо чтилось не только как основа чудотворного образа, но и как вторичная святость, вещество, соприкасавшееся с одеяниями Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не прикрывала ли эта пластинка реально вложенную частицу ризы Марии, как это известно по другим иконам-реликвариям, 858 где реликвии прикрывают подобные металлические, иногда серебряные дверцы или пластины? Вызывает сомнение возможность размещения столь драгоценной реликвии не на алтаре, но на вратах собора, тем более в нижней пластине, где к реликвии трудно было прикладываться. Тем не менее символический смысл, который придавали вратам в Средневековье, тем более храмовым вратам, был настолько значимым, что это предположение выглядит возможным. Врата главного городского собора непреложно ассоциировались с охраной града, с его недоступностью для врагов. Ритуал ношения ризы Богоматери по городским стенам Константинополя обязан своим происхождением такой же оградительной символике. Большинство богородичных изображений («Несение гроба», «Положение ризы и пояса», «Покров») на Суздальских вратах встречается впервые, хотя, возможно, им предшествовали какие-то несохранившиеся памятники (в частности, росписи Успенской Печерской церкви или храма Влахернской Богородицы на Клове в Киеве). Двери с праздниками и богородичными сценами, украшавшие главный, западный вход в бывший Успенский собор Мономаха, должны были подчеркивать значение Владимиро-Суздальской Руси как удела Марии, как места, над которым простирается Её Покров и где хранится частица Её священной ризы. В контексте с южными вратами цикл западных с особенной остротой выявлял роль Марии в деле спасения человечества не оставленного Ею и по Успении. Анализ стиля врат демонстрирует принципы, свидетельствующие о различных стилистических этапах. Южные врата с циклом архангельских деяний отличают большая свобода композиционных построений, гибкость ритма, согласованность среды и персонажей. В сценах преобладает «профильная» ориентация, при которой действие развивается вдоль поверхности изображения. Элементы пейзажа, архитектурные палаты, даже вставки орнамента под изображением являются органичными элементами единого, подчиненного цельной и всеобъемлющей ритмике пространства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Риза Богородицы: что это за великая святыня и где ей поклониться в России 5 мин., 15.07.2022 Поделиться 15 июля Церковь вспоминает день Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах. Откуда взялась риза, как она оказалась во Влахернах и где сейчас находится эта святыня? О самой ризе (платье, верхней одежде) Богородицы известно достаточно мало. По преданию, отраженному в «Сказании о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви» святителя Димитрия Ростовского, этот предмет одежды Богородица Сама передала перед успением одной знакомой вдовице. Та, с благоговением храня ризу при себе, перед смертью отдала ее своей родственнице — девице, завещав ей хранить в чистоте «не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство свое». Девица, в свою очередь, умирая, завещала то же самое своей приближенной, тоже незамужней. Так в течение веков риза передавалась от одной девушки к другой. Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне В годы правления византийского императора Льва Великого (457–474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. По дороге в Иерусалим они остановились в селении близ Назарета у женщины, которая хранила у себя ризу Пресвятой Богородицы. От святыни шло множество чудесных исцелений, однако женщина скрывала их истинный источник и объясняла обилие чудес, происходящих в ее доме, тем, что, по еврейскому преданию, Бог некогда явился на этом месте одному человеку. Тем не менее после расспросов хозяйка рассказала братьям о ризе, которая хранится у нее во внутренней комнате. Братья, желая привести святыню в столицу империи, подменили ковчег, в котором хранилась риза, и увезли ее с собой в Константинополь. Сначала они решили поместить святыню в своем доме, однако вскоре поняли, что не могут утаить ее местонахождение по причине чудес, которые происходили у ризы. Вскоре о ней узнали сам император Лев Великий и Патриарх Константинопольский Геннадий.

http://foma.ru/riza-bogorodicy-chto-jeto...

Церковь устроена фельдмаршалом графом Борисом Петровичем Шереметевым в 1733 г. Кроме драгоценной, по изяществу отделки и богатству материала, церковной утвари, при церкви есть замечательное собрание священных предметов, находящееся в ближайшей к храму комнате, называемой «образною». Замечательнейшими из них можно считать следующие: 1) образ Феодоровской Божией Матери, в серебряной, золоченой ризе, украшенный множеством изумрудов и яхонтов; 2) образ Иерусалимской Божией Матери, в серебряном киоте, с частицами крови Христовой, Древа креста Господня, ризы Богородицы, мощей Иоанна Предтечи, апостола Павла и пр. 3) образ великомученицы Варвары, писанный на яшме; 4) Распятие, вырезанное на желтом топазе; 5) образ св. Троицы, писанный на древе мамврийского дуба; 6) образ Тихфинской Божией Матери, с надписью: «сим образом благословила Марья Юрьевна Черкасская зятя своего Петра Борисовича Шереметева на сговор»; 7) образ Спаса Нерукотворенного: на нем золотой оклад и бриллианты, ценою в 10,485 р.; 8) серебряный, вызолоченный крест чеканной работы, с частями древа креста, гроба Господня, ризы Богородицы и с надписью: «1704 г. ноября, сей снятый крест, с св. мощами, храма Пресвятые Богородицы, честного и славного Ее знамения, построен тщанием боярина Льва Кирилловича Нарышкина». 9) серебряный, вызолоченный крест, и в нем мощи младенцев, избиенных от Ирода, Лазаря четверодневного и пр. с надписью: «В лето 7202 декабря 1 дня построил сей св. крест в церковь Пресвятые Богородицы Тихфинские боярин князь Яков Никитич Одоевский, что на его московском дворе, в Кремле городе»; 10) наперсный крест алмазный, данный от Гетмана Скоропадского на крещение графа Петра Борисовича; 11) серебряный, вызолоченный чеканный крест, с надписью: «сей честный крест Господень, драгий, и со многими в нем положенными мощами, при искреннем в усердии тщании ради просвящения и дома своего защищения от преиждивения своего построил окольничий князь Петр Лукич Львов, бывшу ему в те времена в царственном граде Казани, в сие же бысть мироздания 7207 лета, октября месяца дня двадцатого, крест сей сканью художества Иоанна Юркина, тело Спасово художества Семена Дмитриевича Казанцы»; 12) два больших напрестольных Евангелия, из коих одно печатано в 1677 г., а другое – в 1681 г.; 13) древние, парчовые, золоченые ризы, с черными бархатными оплечьями, шитые золотом и серебром, низанные в узор жемчугом, украшенные множеством драгоценных камней. Эти ризы, как говорят, строены Ермаком и перешли от него в род князей Черкасских; 14) старинные ордена: Мальтийский, первый в Россий «Андреевский», и польский – св. Станислава. Все они принадлежали фельдмаршалу Петру Борисовичу Шереметеву. Церковь в доме Жеребцова

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Москва. Кремль. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кремль, церковь Ризоположения, 1485 год. До середины XVII века служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу, в связи с чем ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен. Факт. В церкви с 1644 года сохранились уникальные «тощие свечи» - пустотелые цилиндрические подставки для свечей, декорированные ярким красно-бело-зеленым узором из окрашенного воска.  Из газеты " Антенна " сентябрь 2008 Церковь Ризоположения (1484–1486). Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву. Летом 1451 года к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. В 1479 она сгорела, но на ее месте в 1484-1486 гг. была построена новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Церковь возведена из кирпича и поставлена на высокий цокольный подклет. Изящный барабан увенчан шлемовидным золотым куполом. Под куполом расположен тройной орнаментальный фриз из кирпича – «визитная карточка» псковских зодчих. Южный вход в храм оформлен резным белокаменным порталом, к которому ведет высокое каменное крыльцо. Стены и апсиды украшены декоративным поясом из кирпича и терракоты После постройки в сер. XVII в. Теремного дворца храм стал дворцовым и был соединен переходом с теремами дворца. Ныне существующий иконостас относится к 1627 г., стенная роспись выполнена в 1644 г. Церковь, поставленная на митрополичьем дворе, служила местом домашней молитвы святителей. Росписи церкви Ризоположения были исполнены в 1644 живописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым. Главной темой росписей стала торжественная «похвала Богородице». Росписи располагаются на стенах в четыре яруса и состоят из небольших композиций. Два верхних яруса занимает цикл жития Богоматери. Два нижних яруса стен отведены иллюстрациям торжественного гимна, прославляющего Богородицу – Акафиста.

http://sobory.ru/article/?object=03411

В праздник Положения честной ризы Господней в Москве Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил Литургию в Рождество-Богородичном монастыре в Гродно 24 июля 2015 г. 16:03 23 июля 2015 года, в праздник Положения честной Ризы Господней в Москве, митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси, архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий , архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин , епископ Слуцкий и Солигорский Антоний , управляющий делами Минской экзархии, и епископ Лидский и Сморгонский Порфирий совершили Божественную литургию в Рождество-Богородичном соборе Гродненского Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря. Торжественное богослужение было приурочено к 20-летию возведения в игуменский сан игумении Гавриилы (Глуховой), возглавляющей Рождество-Богородичный монастырь с момента его возрождения. 22 июля в обитель из Введенского Толгского женского монастыря города Ярославля были принесены великие святыни христианского мира: ковчег с частицей Ризы Господа нашего Иисуса Христа, список чудотворной Толгской иконы Божией Матери и икона святителя Игнатия (Брянчанинова) с частицей его честных мощей. Святыни сопровождает делегация Толгского монастыря во главе с игуменией Варварой (Третьяк). Архипастырям сослужили клирики Рождество-Богородичного монастыря и духовенство Белорусской Православной Церкви . Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор Рождество-Богородичной обители под управлением Натальи Андрушевич. Во время Литургии митрополит Павел совершил пресвитерскую хиротонию диакона Вадима Шпакова, клирика Петро-Павловского собора города Минска. Проповедь перед Причастием произнес иерей Вячеслав Шеститко. По отпусте Литургии Патриарший Экзарх поздравил верующих с праздником и обратился ко всем со словом назидания. Митрополит Павел поздравил игумению Гавриилу с 20-летием возведения в игуменский сан и преподнес ей на молитвенную память икону Пресвятой Богородицы, написанную и освященную на Святой Горе Афон. В ознаменование юбилейной даты матушке Гаврииле была вручена грамота Патриаршего экзарха. Со словами поздравления к игумении Гаврииле обратились председатель Гродненского областного Совета депутатов Игорь Георгиевич Жук и игумения Варвара (Третьяк). В ответном слове матушка Гавриила сердечно поблагодарила владыку Экзарха и гостей обители за совместную молитву, поздравления и благопожелания. Митрополит Павел поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. Патриарший экзарх, архиереи, духовенство, монашествующие, прихожане и паломники поклонились святыням, принесенным из Введенского Толгского монастыря.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Слово Святейшего Патриарха Алексия после Богослужения в храме Ризоположения в Кремле 15 липня 2008 р. 18:33 15 июля, в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне , во время богослужения в Ризоположенском храме Московского Кремля  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к пастве с первосвятительским словом. Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня храмовый праздник этого святого храма, освященного в конце XV в память о принесении части ризы Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в Москву. Часть ризы Божией Матери вместе с ковчегом недавно была передана Президентом России в руки Предстоятеля Русской Православной Церкви. Точнее, святыня не передана, а возвращена, и сейчас она находится в Храме Христа Спасителя, где каждый может ей поклониться. Сегодня отмечается еще одно событие: Предстоятель Православной Церкви Латвии митрополит Александр со своим викарием сослужили нам в этом святом храме. В эти дни был воссоздан образ Якобштадской иконы Божией Матери, который после трагических событий революции и Гражданской войны был утерян. Перед этой иконой молились наши предки и получали исцеления и благодатную помощь. Теперь создан список с чудотворной иконы Царицы Небесной, и Якобштадский образ вернется в свой город, в ту обитель Животворящего Духа Святого, где икона пребывала прежде, где сегодня вновь совершаются богослужения. Думаю, всюду нужны свои намоленные, освященные святыни. Духовная связь между одним из старейших храмов Москвы, построенным в память принесения части ризы Пресвятой Богородицы в Москву, и всем нашим Первопрестольным Градом должна сохраняться. А Якобштадская икона Божией Матери, перед которой в этот день мы имеем возможность помолиться и которая через несколько дней вернется на Латвийскую землю, будет свидетельствовать о неразрывной связи между святынями Москвы, московским Патриаршим Престолом и Православной Церковью Латвии. Несколько лет тому назад состоялось первое за 900 лет посещение Латвии Предстоятелем Русской Православной Церкви. Тогда я убедился, насколько сильна и крепка там Православная вера. Как бережно люди относятся к своим святыням и как радуются, если к ним прибывают всецерковные святыни и чудотворные иконы, укрепляются духовно. Дай Бог, чтобы и эта святыня — Якобштадская икона Божией Матери – была бы святыней не только для этого города, но и для всей Латвийской Православной Церкви, чтобы к ней притекали люди Божии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208092...

Столпы церкви украшают изображения святых русских князей и митрополитов. Трехъярусный иконостас церкви относится к древнему типу русских высоких иконостасов. Его иконы написаны в 1627 артелью мастеров под руководством одного из лучших русских мастеров первой трети 17 в. Назария Истомина Савина. Кисти Назария Истомина, по- видимому, принадлежит и храмовая икона церкви, изображающая положение ризы Пресвятой Богородицы в храме Константинополя. В интерьере храма сохранилось несколько предметов церковной утвари 17 в.: медное посеребренное паникадило (церковная люстра) и две т.н. тощие свечи, представляющие собой подсвечник в форме свечи, выполненный из воска и полый внутри. Восковое тулово свечей украшено красочным орнаментом. Храм сильно пострадал во время обстрела Кремля 1918 г. После больших реставрационных работ храм был открыт в 1950-е гг. как музей. Виктор Скалдин. По материалам сайта: Патриархия.ru Положения ризы Божией Матери во Влахерне в Кремле церковь (Соборная площадь). В 1451 г. большое войско татарского царевича Мазовши осадило Москву. Но внезапно 2 июля, в день празднования Положения ризы Божией Матери во Влахерне, после ожесточенного боя неприятельское войско ушло. В память покровительства Богородицы митрополит Иона устроил на своем дворе в Кремле Ризположенский храм. В 1472 г. митрополичий двор сгорел, а в 1485 г. псковские мастера возвели из кирпича ныне существующий небольшой одноглавый храм. Он был домовой церковью митрополитов, а с 1589 г. – патриархов. С возведением в середине XVII века Патриаршего дворца домовой церковью патриархов стал собор Двенадцати апостолов, а Ризположенский храм – дворцовой церковью. Во второй половине XVII века его западную и северную паперти превратили в закрытые галереи, и устроили здесь часовню Печерской иконы Божией Матери. В ней находился Печеский образ Божией Матери с предстоящими московскими святителями Петром, Алексием, Ионой и Филиппом, а также преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. После пожара 1737 г. восстановленная церковь получила простое четырехскатное покрытие и фигурную главу. Храм капитально отремонтировали в середине XIX века в связи со строительством Большого Кремлевского дворца. Закрыт, как и большинство кремлевских храмов, в 1918 г.

http://sobory.ru/article/?object=03411

Последней настоятельницей (с 1905) стала бывш. казначея игум. Ангелина (Денисова), дочь новгородского купца. К 1908 г. в З. м. проживали 134 сестры. Праздники Примечательно, что в росписи 1615 г. главный монастырский храм именуется не в честь Покрова, а в честь Положения ризы Богоматери. Среди фресок Симеоновской ц.- «Положение пояса (ризы) Богоматери» (такая же чтимая икона, вероятно ставшая прототипом фрески, находилась в иконостасе Покровской ц.), а изображение Покрова в росписях на 1 окт. отсутствует, что может дополнительно свидетельствовать об особом почитании праздника Положения ризы в З. м. и о возможном первоначальном посвящении обители. В Чиновнике Софийского собора XVII в. указано на совершение крестного хода с иконой «Знамение» 2 июля, на праздник Положения ризы Богоматери во Влахерне, к Покровской ц. З. м. и не отмечена служба на Покров. В первые воскресенья после Петрова и Ильина дней совершались общегородские крестные ходы из Детинца вокруг Софийской стороны, которые останавливались в З. м. Эти древние крестные ходы некоторые исследователи связывают с т. н. Анастасийским миром - всеобщим покаянием новгородцев в 1417 г. Монастырские иконы святых Симеона и Пантелеимона участвовали в установленных позднее крестных ходах 1 авг. В XIX - нач. XX в. обитель особенно посещалась богомольцами в престольный праздник Покрова, когда вспоминался крестный ход свт. Ионы 1 окт. 1466 г. в З. м. из Софии и часто совершалась архиерейская служба, и 3 февр., в память св. Симеона Богоприимца, а также при совершении ему акафиста. С 29 дек. 1886 г. акафист читался еженедельно по понедельникам после поздней литургии. Традиция его чтения возобновилась 16 февр. 2001 г. Торжественно, с отправлением накануне параклиса, отмечались также праздники иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (24 окт.), апостолов Петра и Павла (29 июня), свт. Николая Чудотворца (9 мая и 6 дек.). После возрождения Покровского собора он неоднократно становился центром общеепархиальных торжеств, связанных с пребыванием в городе св. мощей ап. Андрея Первозванного (2003), преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары (2005), св. кн. Александра Невского (2007). Имущественное положение

http://pravenc.ru/text/199663.html

седьмой – образ Успения Пресвятой Богородицы, на нём три венца и поля серебряны вызолочены; восьмой – образ Казанской Пресвятой Богородицы, на нём венец и поля серебряны вызолочены; девятый – образ Смоленской Пресвятой Богородицы, на нём венец и поля медные; десятый – образ Положения Ризы Пресвятой Богородицы и преподобной Евфросинии, на нём три венца да на преподобной Евфросинии венец с цатой серебряные и поля серебряны вызолочены; первый-надесять – образ Владимирской Пресвятой Богородицы, венец и поля серебряны вызолочены; второй-надесять – образ воскресения Христова, на нём четыре венца, в том числе три с цатами и поля вызолочены. третий-надесять – образ Иоакима и Анны и прочих святых, четырнадцать воинов серебряные поля медные; четвертый-надесять – образ Пресвятой Богородицы Неутолимые Печали, на нём венец с короною ризы и поля серебряны позолочены; пятый-надесять – образ Пресвятой Богородицы да Николая Чудотворца в середине, Воскресение Христово и прочих святых, на том образе венцов двадцать два, те венцы и поля серебряны позолочены; шестой-надесять – образ Владимирской Пресвятой Богородицы, на нём венец с короною серебряною ризы и поля серебряные вызолочены; седьмой-надесять – образ преподобной княжны Евфросинии, на нём два венца и две цаты, средник и поля серебряные позолочены; восьмой-надесять – образ Сретения Господня, на нём пять венцов, и поля серебряны вызолочены; девятый-надесять – образ Знамения Пресвятой Богородицы над жертвенником, на нём два венца, один с короною серебряный и поля серебряные ж, вызолочены; двадесятый – образ Пресвятой Богородицы Казанской, небольшой, весь в окладе серебряном вызолочен; двадесять первый – образ преподобной княжны Евфросинии, на нём два венца и поля позолочены. На раке мощей преподобной благоверной княжны Евфросинии образ её, на нём венец, средники поля серебряные и вызолочены. Пелены Пелена бархатная красная обложена парчею полосатою с травочками золотыми да кружевом серебряным, с золотом, с городами широким; на ней крест изображён дробницами серебряными литыми, по счёту тех дробниц сорок пять, слов четыре – значит Иисус Христос , Ника, копие и трость, высподи адамова Глава и две кости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010