Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Пресвятой Богородицы Положение Ризы Пресвятой Богородицы - описание Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне В годы правления византийского императора Льва Великого Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой девицы еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженые свечи и курящийся фимиам, а у дверей были больные. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню- Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из своих одежд благочестивой вдовице- еврейки из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью только девице. Так, от поколения к поклонению, Риза Богоматери сохранилась в этой семье. Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский (471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. Второго июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, обьединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Пока риза была в этом городе, он не раз был спасен от врагов. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя ризы Твоея честное положение. День Празднования - 2/15 Июля Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Положение Ризы Пресвятой Богородицы " .

http://pravicon.com/info-803

Патриарх Алексий совершил богослужение в Ризположенском храме Московского Кремля Москва, 15 июля 2005 г . 15 июля 2005 года, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Ризположенском храме Московского Кремля. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужил епископ Дмитровский Александр, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, построенная во второй половине XV века, служила домовым храмом первосвятителей Московских. В церкви Ризположения сохранился иконостас 1627 года. Большинство его икон принадлежит кисти придворного изографа Назария Истомина Савина. Иконостас и стенопись образуют единый художественный ансамбль. Темами росписи являются сюжеты из акафиста Пресвятой Богородице. По окончании литургии Патриарх Алексий совершил молебен пред частицей Ризы Богородицы. Обратившись к присутствовавшим с Первосвятительским словом, Его святейшество сказал: " Поздравляю всех с храмовым праздником, посвященным событию положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме. Впоследствии и в Москву была принесена частица Ризы Божией Матери, перед этой святыней раз в году мы можем помолиться, можем приложиться к ней. Святая Церковь, почитая Божию Матерь, установила праздники, которые посвящены событиям Ее жизни: Введению во храм, Благовещению, Рождеству Пресвятой Богородицы. Народ Божий почитает многие святыни, связанные с Пресвятой Богородицей, Ее чудотворные образы. Особенно для нас дорога возможность поклониться частице Ризы Пресвятой Богородицы. Наши предки в честь Ризы Богоматери создали этот малый намоленный храм. Через поклонение этой святыне мы приобщаемся к великому земному подвигу Матери Божией. Сколько молитв, сколько сердечных воздыханий возносили наши предки и возносим мы Пречистой Богоматери и в минуты скорбей, жизненных испытаний, и в минуты радости. И сознание того, что Преблагословенная Владычица пребывает с нами, дает нам мужество, радость и силы нести наш жизненный крест, Ее молитвы и предстательство укрепляют нас на жизненном пути " . Поблагодарив епископа Дмитровского Александра и духовенство за совместное служение, а богомольцев – за общие молитвы, Патриарх Алексий сказал: " Раз в год мы совершаем богослужение здесь, в самом малом из действующих храмов Московского Кремля. Мы чувствуем благодать Господню и молитвенное настроение, которое сопутствовало нашим предкам, молившимся в этом храме " . 15 июля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14079.html

«Положение ризы и пояса Богоматери во Влахернах» — таково пол­ное название иконы из Бородавы — имеет уникальную иконографию. благодаря объединению двух событий: положения пояса в Халкопратийском храме и положения ризы в дворцовой церкви во Влахернах. Причиной этого, по-видимому, послужило позднейшее перенесение поясаиз Халкопратии во Влахерны, о чем на Руси знали с XII века. Уже древнейшие русские изображения этих сюжетов имеют парный характер. Так, они представлены в нижнем ярусе западных врат Рождественскогособора в Суздале начала 1220-х годов. В 1195 году в Новгороде была построена надвратная церковь «во имя святыя Богородицы положения ризы и пояса». Столетиями позднее сцена совмещенного возложения святынь нашла место в росписи монастыря Сучевица в Молдове (около1601 г.), хотя здесь надпись отмечает только акт положения ризы. По сравнению с клеймом суздальских врат, в иконе из Бородавы нет принципиальных сюжетных изменений: в обеих композициях престол с киворием помещен в центре, а по сторонам от него располагаются груп­пы персонажей, включающие патриарха и императора. Однако в изображении на вратах ризы возлагает на престол сама Богоматерь, которую сопровождают два ангела. Клеймо врат сочетает признаки разных ре­дакций, следуя не тексту, а традиции осмысления событий, поскольку перенесение ризы из Иерусалима во Влахерны считалось проявлением особого благоволения Богоматери к императорскому дому и константино­польской кафедре. В изображении на вратах «благоволение» реализу­ется как действенный акт. Бородавская икона ближе к исходной историко-литературной канве, как бы к начальной ступени восприятия сюжета. При этом развитию действия сообщается и большая точность: в церемо­нии участвуют император (Лев I) и патриарх (Геннадий I), в то время как на клейме суздальских врат главная роль отведена патриарху. Подбору персонажей на иконе из Бородавы присуща определенная логика, которая соответствует значению события, привлекающего к се­бе внимание всей византийской столицы: в церемонии участвуют импе­ратрица и придворные дамы, Геннадия сопровождают некий епископи монахи, чье присутствие естественно при патриархе и императорском дворе. Ни одна из более поздних икон не дает такого разнообразия персонажей, хотя в них зачастую изображаются два византийских пат­риция — в русской письменной традиции Галвий и Кандид, усилиям ко­торых, по преданию, Византия была обязана приобретением святыни.

http://sobory.ru/article/?object=54355

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Положение Ризы Пресвятой Богородицы " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Положение Ризы Пресвятой Богородицы Положение Ризы Богоматери Согласно преданию, риза Богородицы была обретена двумя византийскими аристократами, родными братьями Галвином и Кандидом, которые в царствование императора Льва I (457-474 годы) совершали паломничество к палестинским святыням. В Назарете они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю: ... Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц - вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради че[...] Икона Пресвятой Богородицы Положение Ризы Пресвятой Богородицы - описание Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне В годы правления византийского императора Льва Великого Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой девицы еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженые свечи и курящийся фимиам, а у дверей были больные. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню- Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из своих одежд благочестивой вдовице- еврейки из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью только девице. Так, от поколения к поклонению, Риза Богоматери сохранилась в этой семье. Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Генн[...]

http://pravicon.com/icon-262

В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) 2/15 июля. Во время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей: среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма, упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом монастырю в Трире. Русский митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих записках, что в 1387 году он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы. В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня/9 июля) , и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения. Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (215 июля), Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля. В наши дни хитон Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Риза_Богородиц...

Вскоре по установлении празднования Положению честные и многоцелебные ризы Господней составлен был и чин Богослужения на день этого празднования. О сём чине упоминается в вышеприведённой грамоте Тверского архиепископа. В ней между прочим сказано: «служба ризе Господней пусть будет у вас с новой печати избрания от Божественных писаний, а буде у вас того празднества ризе Господней нету, ты б прислал из монастыря монаха с дьяком, и мы велим дати книгу печатную, – службу ризе Господней, а прочие бы списывали у вас в монастыре». Службу на день Положения ризы Господней Церковь приняла от Крутицкого или Сарского митрополита Киприана, который изложил сию службу по повелению патриарха Филарета Никитича. В ней риза Господня, снятая с Господа при Его распятии и потом положенная в Москве в Крестопоклонную неделю св. Четыредесятницы, воспевается купно с животворящим Крестом. Призывая верных к поклонению Божественной и целебной ризе Спасителя, Церковь возглашает, что эта риза есть хитон, к драгоценный и по силе целения, и потому, что ею облекалась святая и живоносная плоть Боговочеловечения. Облечённый ризой, «совершен сый по существу Бог, и человек виден бысть совершен: Богочеловеческий образ уверяя, Божественной плоти Своея ризы нам, яко стену и покров, даровал есть. Божественныя ризы Твоея приближением нас освятил еси». Благодаря Господа за многоцелебную ризу, Церковь молит Его спасти и защитить православного императора и святителей, коих усердием риза Господня обретена, открыта и прославлена, и град, и всех людей, среди коих хранится Божественный покров. Древле при Богослужении в день праздника Ризы Господней священнослужащий выносил её, по подобию креста, на голове на средину храма для поклонения и целования её верными. Посему и в песнопениях церковных в день Положения ризы мы слышим доселе одинаковое призывание верных к поклонению и лобызанию креста и ризы Господа. «Кресту Твоему честному и ризе святей поклоняемся, Преблагий, и любовью облобызаем. Обновляется всяк приступаяй верою и святый облобызаяй ковчег, держащий Твою, Владыко Христе, световидную одежду».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Слово Святейшего Патриарха в Ризположенском храме Московского Кремля в день Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне 15 июля 2005 г. 16:40 15 июля 2005 года Я поздравляю Преосвященного Владыку, сослужащих пастырей, архидиаконов и протодиаконов, всех вас, дорогие братья и сестры, с престольным праздником этого древнего храма, освященного в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Риза Божией Матери хранилась во Влахернском храме в Константинополе, а затем и в Москву была принесена частица Ризы Пресвятой Богородицы. Один раз в году мы имеем возможность помолиться в Ризоположенском храме и приобщиться к его великой святыне. Святая Церковь прославляет Божию Матерь в праздники, которые посвящены Ее земной жизни — Рождеству, Введению во Храм, Благовещению, Успению, а также почитает многие святые намоленные и чудотворные иконы Царицы Небесной. Но наши предки издавна почитали и праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы. В Москве в честь него в XV веке был создан этот малый по своим размерам, но великий благодаря положенной в нем святыне храм. Нам особенно дорого то, что и сегодня мы имеем возможность поклониться здесь частице Ризы Пресвятой Богородицы. Через поклонение этой святыне мы как бы приобщаемся к великому земному подвигу Пресвятой Богородицы. Сколько молитв, сколько сердечных воздыханий возносили и возносим мы ко Пречистой Богоматери — и в минуты скорбей, и в минуты жизненных испытаний, и в минуты радостей! Сознание того, что Преблагословенная Владычица с нами, дает нам и мужество, и радость нести наш жизненный крест, укрепленными молитвами и предстательством Пречистой Богоматери. Спасибо вам, Владыка Александр, всем священнослужителям! Спасибо певчим, которые сегодня своим пением помогали нам молитвенно возноситься горе, к Богу. Спасибо всем за молитвы, которые мы вместе возносили в этом древнем храме, самом маленьком из действующих храмов Московского Кремля. Отрадно, что и сегодня мы чувствуем то благодатное, молитвенное настроение, которое сопутствовало и нашим предкам, когда они молились в этом святом храме. Это молитвенное настроение сегодня связало нас с ушедшими поколениями тех, кто жил на Святой Руси. С праздником всех вас! Причастников — с принятием Святых Христовых Таин! Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/28701.html

Торчино. Церковь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Ризоположенский храм на Старом поле /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) Год постройки:не позже 1720. Год утраты:Не установлен. (Разрушена) Адрес: Рязанская обл. Спасский район, село Торчино, в 1-ом километре от села. Координаты: 54.521657, 40.381535 Проезд:Близ с. Торчино Спасского р-на Рязанской обл. (1 км по грунтовой дороге) либо 5 км от с. Федотьево по дороге частично асфальтированной, частично грунтовой. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о храме, построенном близ дер. Торчино Спасского р-на Рязанской обл. относится к началу 17 века. «В писцовых книгах 1629 и 1630 г. значится в селе Федотьеве церковь Пречистой Богородицы Успение, деревянный верх, да теплая церковь великого чудотворца Николая деревянная, да у села на поле церковь Пречистой Богородицы Ризоположения деревянная, да придел мученицы Христовой Пятницы». Издревле в поле на этом пустынном месте, которое называют «Старое», строятся храмы для увековечения памяти о месте явления Феодотьевского образа Пресвятой Богородицы. Возводимые здесь храмы всегда освящают в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, так как именно на этот праздник 15 июля 1487 г. чудотворный образ Божией Матери был перенесен в Рязань. «А в церквах образы и свечи – строение попа Давыда, а иное приходных людей, а книги и ризы и колокола Феодорита архиепископа Рязанского и Муровского». Известно, что святитель Феодорит, особо почитавший Феодотьевскую икону Богородицы, не только передал в храм книги, ризы и колокола, но и в 1611 г. повелел изготовить с иконы 2 списка, «самыя верныя по величине, размеру и виду. С мыслью увековечить священную память о самом месте явления ея, одну из этих святых икон с подобающею честию препроводил в село Федотьево». «Вместо упоминаемой в писцовых книгах Ризоположенской церкви, находившейся первоначально в 5 верстах от с. Федотьева, близ деревни Ближнее Торчино – на месте явления Феодотьевской иконы в 1720 г. поставлена была новая в том же храмонаименовании с приделом Пятницким и в том же году была освящена по просьбе попов Карпа и Стефана, служивших при Успенской церкви в с. Федотьеве. В 1788 г. Ризоположенская церковь перенесена была в с. Федотьево и с того времени значится кладбищенской приписанной к церкви Успенской, куда в том же году из Ризоположенской церкви перенесена была и копия с явленной иконы Феодотьевской.

http://sobory.ru/article/?object=61649

Тума. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). Церковь. Не действует.   Престолы: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) , Покрова Пресвятой Богородицы , Сергия Радонежского Год постройки:1815. Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, Шихобаловский сельский округ, урочище Тума Координаты: 56.438964, 40.166523 Проезд: Из Юрьев-Польского по дороге Р74 на Владимир 27км до указателя " Шихобалово " , далее на восток по указателю 7км. При въезде на главную улицу пос.Шихобалово повернуть вправо и по ней выехать в поля по щебеночной дороге. Через 6км щебенка кончится развилкой на две грунтовых колеи, двигаться по левой вни ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Юрьев-Польского по дороге Р74 на Владимир 27км до указателя " Шихобалово " , далее на восток по указателю 7км. При въезде на главную улицу пос.Шихобалово повернуть вправо и по ней выехать в поля по щебеночной дороге. Через 6км щебенка кончится развилкой на две грунтовых колеи, двигаться по левой вниз к пойме р.Тумка 1,5км. Колея огибая край пашни приведёт к брошеной ферме, остатки церкви в прямой видимости на другом берегу запруды р.Тумки. Транспорт экстремальной проходимости, сезонные и погодные ограничения. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Уже лет 25 прошло, как Туму покинули последние жители. Добраться сюда теперь нелегко. Вместо села - заросшая кустарником и подлеском дикая природа, представляющая интерес в основном для охотников на уток, - река Тумка перегорожена плотиной, устроены пруды на её притоках. На высоком берегу р. Тумки сохранилась алтарная часть храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, построенного в 1815 году. До каменного храма здесь стояла деревянная церковь Николая Чудотворца, упоминаемая в книгах патриаршего приказа в 1676 году. По материалам книги прот. О. Пэнэжко " Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района " . - Владимир, 2005 Тума отстоит от Владимира в 40 верстах, а от Суздаля в 12 верстах, расположено на речке Тумке. В книгах патриаршего казенного приказа под 1676 г. записана церковь Николая чудотворца. В настоящее время церковь – в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы, построена в 1815 г. тщанием прихожан, зданием каменная, с таковою же колокольнею. Престолов в ней три: в холодной – в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в трапезе теплой – во имя преп. Сергия, Радонежского чудотворца, и в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=10214

С чудом от Ризы Пресвятой Богородицы связано несколько выдающихся творений византийской церковной гимнографии и гомилетики. Святителю Фотию принадлежат две проповеди , одна из которых сказана в дни осады Константинополя, а другая вскоре после ухода русских войск. Церковный писатель Георгий, хартофилакс Софийского собора в Константинополе, составил «Слово на положение Ризы Богородицы во Влахернах». В то же время был написан Акафист Пресвятой Богородице, который составляет основную часть Богослужения в день Похвалы Божией Матери. Автором его некоторые историки считают святителя Фотия. Преподобный Нестор Летописец , говоря о походе Аскольда на Константинополь, отмечает, что с того времени «начала прозываться Русская Земля». Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне издревле почитается в Русской Церкви. Святой князь Андрей Боголюбский (†1174; память 4 июля) воздвиг на Золотых воротах во Владимире храм в честь этого праздника. В XIV веке часть Ризы Богоматери была принесена на Русь святителем Дионисием Суздальским (†1385; память 26 июня). Матерь Божия, как в древности Константинополь, в 1451 году спасла Москву от полчищ татар под предводительством царевича Мазовши. В ночь на 2 июля в татарском стане произошло смятение, враги бросили свои повозки и в панике поспешно отошли от стен Москвы. В память о чудесном избавлении святой Митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) построил в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовым храмом. В 1484–1486 годах на месте сгоревшей прежней была построена новая церковь , освященная также в честь Положения Ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Два канона к службе в честь праздника Положения Ризы Божией Матери написаны преподобным Иосифом Песнописцем и Григорием Никомидийским. Литература: 1 . Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского . Кн. 11. М., 1910, с. 28–35. 2 . Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., Изд. Московской Патриархии, 1979.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010