Хергозерский приход возник в 1764 году на месте упразднённой Макарьевской пустыни, располагавшейся среди глухих лесов примерно в восьмидесяти пяти километрах от Каргополя. Пустынь была основана в тридцатых годах XVI века монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логином. В обители находилась икона преподобного Макария Унженского и Желтоводского, почитавшаяся чудотворной. Первые деревянные церкви обители были поставлены на мысе, омываемом водами Хергозера. К середине XVII века сложился характерный для северных монастырей деревянный храмовый комплекс. Летняя церковь во имя Живоначальной Троицы с Макарьевским («Макарьинским») приделом была построена в 1653 году на месте первоначальной. Зимняя церковь Введения Богородицы, сооружённая в 1658 году, включала приделы Николая Чудотворца, Александра Свирского и московских святителей Петра, Алексея и Ионы. В 1764 году в связи с религиозными реформами Екатерины II Макарьевская пустынь была упразднена, а деревянные храмы переданы образованному Хергозерскому приходу. Прихожанами стали крестьяне семи деревень Порженского и Долгозерского десятка, находившихся на значительном, до четырнадцати вёрст, расстоянии от обители. В конце XVIII века к приходу приписали Георгиевскую церковь в «Порженской выставке у деревни Фёдоровской», построенную в 1782 году (1). Несмотря на малочисленность прихожан, в конце XVIII – XIX веке «усердием богомольцев и доброхотодателей», привлечённых на Хергозеро молвой о чудесах иконы Макария Унженского, был создан каменный приходской ансамбль, заменивший древние храмы. Первой была перестроена Введенская церковь: в 1786–1790 годах вместо деревянного храма возвели каменный с приделом в честь Николая Чудотворца (2). Небольшая одностолпная церковь завершалась пятиглавием, а её алтарные апсиды покрывали килевидные деревянные рубленые бочки. Сохранилось описание перекрытия храма, сделанное в 1912 году олонецким губернским инженером А. Гиримлёвым: «Храм вышеуказанный, имеет в главной своей части форму квадрата, в средине которого выведен один средний столб кирпичный, на котором выведена средняя кирпичная главка храма, остальное пространство перекрыто цилиндрическими сводами, параллельными наружным стенам, упомянутого выше квадрата, и только угловые части выведены в виде двух в каждом углу лотков сомкнутого свода, и за шелыгою цилиндрического свода, на диагонали, составляющей пересечение двух взаимно пересекающихся цилиндрических сводов, выведены кирпичные массивные столбы для четырёх боковых главок» (3). Введенская церковь до наших дней не сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=18355

16 В память своего прибытия на епархию, преосвященный Афанасий установил во всех холмогорских церквах в честь соборного храма, праздновать в 19 день октября преображение Господа. 17 Кроме архангельского монастыря, основанного в XII в. на Пур-Наволоке в Заволочье с X V века являются следующие монастыри: Корельский св. Николая при Белом море, основанный около 1418 года знаменитою посадницею новгородскою Марфою Борецкою над могилами ее детей, потонувших в море во время осмотра своих вотчин. Знаменитый Соловецкий, основание которого относится к первой половине X V века, Богословский при реке Вага, основанный около 1460 года новгородским посадником Своеземцовым, Шелексенская Троицкая пустынь на реке Шелексе, основана в 1513 году препод. Антонием сийским. Сийский-Троицкий, основанный также препод. Антонием в 1520 г. по удалении его из шелексенской пустыни. Троицкий-Печегский, основанный препод. Трифоном в 1533 году. Лявимский-Успенский а архангельском уезде основан был в XVI веке новгородскою посадницею Афанасиею. Покровкий, Ивановский, Кривецкий и Моржегорский в нынешнем холмогорском уезде. Время основания их неизвестно. Троицкий-Шенкурский в г. Шенкурске. О времени основания его также неизвестно. Макарьевский в 15 верстах от Шенкурска основан в 1607 году, Клоновский, Кодемский и Уздринский в нынешнем Шенкурском уезде. О времени основания их известий нет. Пертоминский, на берегу Белого моря в Унской губе, основанный в 1599 году старцем Троицко-Сергиевой лавры Мамонтом. Богородицкий-Кандалакский, Кокуев и Яренский, при Белом море, Кяндский в нынешнем Онежском уезде. Об основании их сведений нет. Ламбисский, Красногорский и Веркольский при р. Пинеги. Время основания первого не известно; другие два основаны в XVII веке. Красногорскй основан в 1603 году иноком Макарием, а Веркольский в 1635 году. Спасскйй-Новоприлуцкий основан в 1618 году иноком Свирского монастыря Иосафом, Верхошеренская пустынь была основана в 1650 году сийским старцем Иовом по грамоте Алексея Михайловича. Ущельский и Чернигова пустынь в Мезенском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но как устроит Господь, да будет Его святая воля. Хотя я и многогрешен, но вверяю себя в покров Пречистой Богородицы – всем грешным предстательству и спасению. Ожидаю, что устроит Господь Ее святыми молитвами на пользу души моей. Я к вам писал от 22 марта, что располагал проситься в Воронеж для богомолья, но, получив ваше письмо, уже нельзя было пускаться с прошением к архиерею, – оставил. Буду ожидать, как Господь устроит. Можно и тогда побывать». Дело о. Макария тянулось почти целый год, и только 14 января 1834 года получил он столь вожделенный для него указ о своем перемещении из Площанской в Оптину Пустынь. Слезно простился он с обителью, под сению которой прожил 23 года и три с половиной месяца, и, воздав благодарение Царице Небесной, покрову Которой вручал себя в этом деле, поспешил на соединение с любвеобильным старцем Леонидом. Но и расставшись со своею родною обителью, о. Макарий до самой кончины своей сохранил благоговейное воспоминание о ней и любовь, что нередко выражал словесно и письменно. Так, например, писал он к одной из своих духовных дочерей от 18 июня 1843 года: «Я рад, что ты побывала в Площанской пустыни. Я ее сам очень люблю. Да как и не любить, 23 года проведши? А икона Царицы Небесной пречудной и неизреченной доброты! От одного на нее зрения нельзя не прийти в умиление. Я переселился оттуда хотя и по своей воле, но не усильно того требуя, и, предавшись Промыслу Божию, и желая воспользовать душу мою через батюшку о. Леонида, и, благодаря Бога, доволен здешнею жизнию; а как дальше будет, одному Богу известно». 13 Впоследствии архимандрит Никодим, настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря в Калужской епархии. Скончался 7 февраля 1864 года на 65-м году жизни. 14 Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, февраль 1907 г., под заглавием: «Архимандрит Никодим, настоятель Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря». 15 Вместе с о. Макарием поехал ученик его, живший с ним в Площанской пустыни более 13 лет, монах Иоанникий, родом из московских мещан. В 1844 году, уже бывши иеромонахом, он перешел из Площанской пустыни в Сергиевскую, что близ Петербурга; но отсюда опять возвратился в Площанскую пустынь, где и скончался, постриженный в схиму с именем Игнатия. 16 Очевидно, что старец выражается так о себе по глубокому своему смирению, будучи развлекаем внешними попечениями по должности. 17 Преподобный Акакий – пример беспрекословного послушания. См. о нем в Лествице, слово 4, глава 110. Читать далее Источник: Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария/[Архимандрит Агапит ; Ком. Е. Болдиной и др.]. - Москва : Отчий дом, 1997. - 415, с., л. ил., факс. : ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Прозоровских малой Покровской Слободки кружечной двор и поместили его под таможенной избой, находившейся вблизи церкви. Это вызвало жалобу в Синод обитателей Покрова: " В церковных воротах - писали они, - бывает завсегда у пьяных людей драка, бесчинства и скаредства, которые и описать невозможно, и женскому полу к службе Божией ходить нельзя " . После этого Кружечный двор увели снова в Малую Слободку, где был также винокурный завод " . (М.Н. Смирнов. " Переславль-Залесский. Его прошлое и настоящие " . Москва, 1911 г). Следующая для нас тема - принадлежность Антониевой пустыни к определённой территории, её " подотчётность " церковным и государственным властям. Н.В. Большакова пишет, что ещё в XV веке Василий III, сын Дмитрия Донского пожаловал Троице-Сергиевскому монастырю " всю Клязьму не возбранно " , и Антониева пустынь, была в ведении этого монастыря. Наш монастырь мог быть " приписанным " к Троице-Сергиевскому, его филиалом " баз посягательств на автономность " . В книге " Переславская десятина " написано о пустыне так: " церковь Покров Святыя Богородицы, монастырь особняк, Антониева пустынь… " . Слово " особняк " , наверное, и обозначает эту автономность. И здесь же очень интересные строки, говорящие о заботе патриарха о нашей пустыни: " 142 год (1633 г.) мая 25 покровского монастыря, Антониевы пустыни строителю старцу Сергию, по патриаршему имянному приказу, в монастырь в келарскую про братию на судовую покупку, на ставцы и на блюда и на лошки и на скатерти рубль дано " . У П. Строева читаем, что в 1635 году наш монастырь был Домовой Патриарший. Значит, подчиненность, принадлежность могла быть двойная: к Троице-Сергиевому монастырю и к Патриаршему дому? Видно, для упорядочения этих отношений Иван Грозный в 1546 году установил старшинство Монастырей над небольшими, с 1649 года управлением монастырями стало осуществляться Монастырским приказом, который проводил государственно- финансовую политику в церковных и монастырских вотчинах. Монастыри лишались подавляющего большинства своих городских владений - торгово-ремесленных слобод и дворов на посадах. Произошло усиление контроля государства над монастырями и ограничение роста монастырской земельной собственности. Но церковные власти, конечно, старались компенсировать эти потери, что им иногда удавалось. В 1678-1679 годах патриарх Иоаким возбудил дело о компенсации за отобранную у Патриаршего дома в 1649 году подмосковную Савинскую слободу, и тогда Антониеву пустынь приписали к Патриаршему дому, а в 1683 году это решение было подтверждено указом Софьи.

http://sobory.ru/article/?object=01907

Прибавление из VI тома Лукомский монастырь Мужской, бывший в Повете Оршанском. В 1715 году обращён в Униатский. Луховская Тихонова Николаевская пустынь См. Тихонова Луховская. Лухская Красногорская Булдырева пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Костромской Епархии в безуездном городе Лухе, и до Штатов 1764 года принадлежала к Синодальной области. См. Булдырево-Красногорская. Луховский мужской монастырь Упразднённый. Находился в Костромской Епархии на реке Лухе; основан Преп. Макарием Желтоводским в исходе XIV столетия построением церкви во имя Богоявления Господня 8 . Луховский девичий монастырь Упразднённый. Находился в Костромской Епархии в безуездном городе Лухе. До Штатов 1764 года принадлежал к Синодальной области. Луцкий Вознесенский Великоезерский монастырь См. Великоезерский Вознесенский Луцкий. Луцкий Троицкий Сергиев Великоезерский монастырь См. Великоезерский Троицкий Луцкий Сергиев. Лысковский Богородицкий Рождественский монастырь Нижегородской Епархии девичий, упразднённый. Находился в селе Лыскове близ реки Волги при устье речки Сундовики. Строения в нём были: 1) две ЦЕРКВИ каменные: а) соборная, во имя Рождества Божьей Матери и б) во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, с приделом во имя св. Алексия Митрополита; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) ОГРАДА. До Штатов 1764 года было за монастырём сим 196 душ крестьян; а по Штатам упразднён. Лысковский Казанский монастырь Нижегородской Епархии девичий, упразднённый. Находился в селе Лыскове. В нём церковь каменная, во имя Казанской Божьей Матери с двумя приделами: 1) во имя св. Иоанна Богослова; 3) свв. Захария и Елисаветы. Лысогорская Троицкая пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Воронежской Епархии в Коротояцком уезде, недалеко от города Коротояка на горе близ реки Дона и села Селявного. Название её произошло от гор, называющихся Лысыми; дальнейших же сведений о ней не отыскивается. Церковь сего монастыря обращена в приходскую села Селявного. Настоятельство было Строительское, а иногда Игуменское. Во время запустения и уничтожения Коротояцкого Вознесенского монастыря церковная ризница и мельница были приписаны к Лысогорской пустыне. Льгов монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В мае 1914 года епископ Вениамин организовал и возглавил крестный ход трезвенников из Санкт-Петербурга в Сергиеву пу­стынь. «Любит преосвященный церковно-народные богомоления и торжества, – отмечали его современники. – 4 мая совершает он трезвеннический крестный ход из Петербурга в Сергиеву пустынь и обратно, пройдя пешком все сорок с лишним верст... 7-го мы видим его уже на пути в Череменец, в народной массе, среди икон и хоругвей, в жаркий, знойный день, в густом облаке пыли, с обо­жженным лицом, но бодрым и радостным, поддерживающим личным примером неумолкаемое общенародное пение». 17 августа 1914 года в Петрограде «состоялся грандиозный крестный ход, организованный Александро-Невским обществом трезвости. Во всех церквях, находящихся в районах отделений об­щества трезвости, и в некоторых других были совершены литур­гии... В церкви Балтийского судостроительного завода литургия была совершена преосвященным Вениамином». 24 мая 1915 года после отслуженной ранней литургии в Вос­кресенском храме у Варшавского вокзала епископ Вениамин воз­главил крестный ход в Троице-Сергиеву пустынь. Богомольцы несли с собой двести хоругвей и более ста пятидесяти образов. Литургию на монастырской площади, на которую собрались по­молиться около пятидесяти тысяч человек, совершили митропо­лит Владимир и епископ Вениамин. 9 августа 1916 года ко всенощной в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице собралось около двух тысяч бого­мольцев. Сюда привезли с фронта икону святителя и чудотворца Николая, над которой надругались, пронзив ее копьями, немец­кие солдаты. Прочитав акафист святителю, епископ обратился со словом к молящимся. «Святитель Христов Николай, – сказал он, – пришел сюда с полей битвы кровавой, чтобы плакать с нами и молить Господа о победе над коварным и безбожным врагом на­шего Отечества, который, как вы увидите сами, лобызая икону, не щадит даже наши христианские святыни; не щадит он наших ста­риков, жен и детей: распинает их на крестах, мучит голодом, изде­вается, разрушает он наши храмы. Помолимся же горячо со святителем, состраждущим нашему горю, Господу Богу, да дарует Он, милосердый, скорую желанную победу нашему воинству и царю».

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

Дело в том, что «в смутные годы, как об том писали царю архимандрит Дионисий и келарь Авраамий, того монастыря двух игуменов в воду посадили, а третьего с башни скинули, а черного священника зарезали, и монастырь разграбили, и жалованные вотчинные грамоты и всякие монастырские крепости поимали, и с тех мест в остроге (т. е. в ограде) и за острогом монастырскую землю завладели посадские люди, а вотчинами и всякими угодьи завладели татарове и мордва» 593 . В том-же (1615) году приписана к Троицкому монастырю Макариева пустынь, с храмом в честь Рождества Пресвятыя Богородицы 594 . В следующем за тем году отнесен к Лавре Стромынский монастырь. Несколько раньше этот монастырь был самостоятельным, но потом оскудел и растроился или, как писали о нем царю Троицкие власти, «тот монастырь от частых игуменов разорился и до конца запустел, только в нем живут два старца»; а потому преподобный Дионисий, представляя о сем, просил государя о позволении «посылать в тот монастырь старца доброго, чтобы монастырь сей до основания не разорился, и церковь Божия не была-бы без пения». И действительно, стараниями Троицких властей он скоро был приведен в порядок: «мы богомольцы ваши государские, писали об этом монастыре Филарету Дионисий и Авраамий, церкви святили и всякое церковное строение починили и монастырь огородили и кельи новые поставили и мельницу поделали и всякое монастырское строение строили и пашню монастырскую устроили, заводили семена и на обиход хлеба давали из большого Троицкого-Сергиева монастыря и в вотчины крестьян их собирали» 595 . В 1616 году приписан к Троицкому монастырю Хотимский монастырь на реке Тезе с двумя храмами Успении преподобного Сергия 596 . В 1626 году Пелегова Богоявленская пустынь передана в Троицкий монастырь основателем ее Троицким старцем Трифиллием 597 ; а в 1631 году был передан Рождественский монастырь в Новосиле, который впрочем был не более, как подворьем Троицкого Сергиева монастыря. Наконец, в 1632 году грамотою царя от 30 апреля был приписан к Лавре Чердынский Богословский монастырь с его вотчинами и со всеми промыслами 598 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Из материала книги: " Свято-Введенская островная пустынь. К 300-летию со дня основания " . Владимир, 2008 г. Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход. На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей.

http://sobory.ru/article/?object=04008

Историческое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря/Архим. Анатолий//Курские епархиальные ведомости. 1882. 6. С. 302–309, 563–565; 11. С. 559, 561, 563, 570. Казанская Амвросиевская женская пустынь Калужской губ. при с. Шамордине и ее основатель оптинский старец иеросхимонах Амвросий. Изд. пустыни. 1908. Канонизация святых: Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра, 1988. Ключевский В.О. Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае//Ключевский В.О. Сочинения: В 8-ми т. Т. VII. М.: Изд-во соц.-экон. лит., 1959. С. 5–32. Комиссаренко А.И. Хозяйство монастырских вотчин и секуляризационная реформа в России: 20–60-е гг. XVIII в. М.: Ист.-архивн. ин-т, 1985. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время/Ред. Е. Ю. Концевич и Г. Д. Подмошенский. Джорданвилль, 1970. Краткое обозрение древних русских зданий и других отечественных памятников, составляемое при Министерстве внутренних дел А. Глаголевым . Ч. 1. Тетрадь 1–2. О русских крепостях. СПб., 1838. Любинецкий Н.А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. Ч. 1–4. СПб., 1900. Макарий (Булгаков) . История русской Церкви. Т. 1–12. СПб., 1857–1883. Монастыри в Российской империи: (Статистический временник Российской Империи. Серия III. Вып. 18)/В. В. Зверинский. СПб., 1887. Николай (Грачев), иеромонах. Табель современного богослужения, чиноположения, обрядов, соблюдаемых в одиннадцати Российских обителях, двух русских Святогорских обителях и Соборах: Петроградском Исаакиевском и Московском Успенском. Пг., 1915. Никольский Н. М. История русской церкви. 3-е изд. М.: Политиздат, 1986. Обзор учреждения в России православных монастырей, со времени введения штатов по духовному ведомству: (1734–1869)/Сост. Н. Григорович. СПб., 1869. Описание монастырей в Российской империи находящихся. М., 1834. Описание монастырей в Российской империи находящихся, с показанием времени построения оных и в каких классах положены по штатам. 4-е изд. М., 1817.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В конце жизни протопоп Стефан Вонифатьев принял монашество и основал два монастыря: Марчуговскую пустынь в Подмосковье и Покровскую обитель в Москве, которая в XX веке стал местом паломничества к мощам блаженной Матроны Московской. Пустынь получила свое имя, потому что сначала находилась в селе Марчуги вблизи современного Воскресенска. В 1655 году из-за половодья Москвы-реки, смывшего постройки, обитель перевели на более высокое место в Фаустово. Стефан почитал соловецких чудотворцев Зосиму и Савватия, поэтому принял монашеский постриг в честь одного из них. Стефан-Савватий был погребен в Покровском монастыре в Москве. У алтаря Троицкого собора Марчуговской Ново-Соловецкой пустыни сохранилось несколько старинных надгробий. Одно из них сразу бросается в глаза – оно сделано в виде каменного аналоя с покрывалом и раскрытой книгой. Надгробия такой формы ставили в XIX веке либо жертвователям, либо священникам. В Фаустово под камнем-аналоем погребен протоиерей Александр Григорьевич Зверев, который служил в Троицкой церкви 38 лет с 1870 по 1908 год. Рядом находится могила его брата доктора Владимира Григорьевича Зверева. Два сына фаустовского священника Александра Григорьевича Зверева стали новомучениками в XX веке. Родной сын Александр Александрович Зверев был расстрелян в 1937 году, а приемный сын Иоанн Березкин умер в лагере в начале 1940-х. Протоиерей Александр Александрович Зверев родился в Фаустово. В Троицкой церкви служили и отец, и дед мальчика. Однако сам Александр после окончания Духовной академии стал священником в Сергиевом Посаде. После революции отец Александр переехал в Москву, где служил в церкви Николая Чудотворца в Звонарях. В 1933 году накануне Пасхи его арестовали и по решению суда отправили в Каргополь. Через три года священник вернулся из ссылки и поселился в селе Возмищи под Волоколамском. Он служил в местной церкви Рождества Богородицы с 1936 по 1937 год. 22 сентября 1937 года Александра Александровича Зверева вместе с группой других священников и монахинь арестовали и приговорили к смертной казни. Священника расстреляли 16 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.

http://sobory.ru/article/?object=00421

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010