93 Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра. 1988. С. 97—105. (Житие преподобного Паисия Величковского). 94 До и после пострига... С. III. (Предисл.) 95 ЦГИА, ф. 796, оп. 445, д. 501, л. 46. 96 Там же, оп. 102, д. 936, л. 6—боб. 97 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 55. 98 Устав был утвержден Святейшим Синодом 26 августа 1821 г. Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 40; ЦГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936, л. 41. 99 Отец Филарет как составитель общежительных иноческих уставов и строитель женских монастырей//Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 92—98. 100 Устав, или чиноположение относительно церковного Богослужения и правил общежития монашествующих Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 101—148. 101 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 55. Устав Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. Глава 8. 102 Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. С. 188. 103 Отец Филарет как сочинитель книг и нот//Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 98—106. 104 До и после пострига. Поучения монахам Глинского игумена Филарета. 3-е изд. Глинской пустыни в перев. со слав. яз. Курск, 1911. То же. Почаев, 1910. 105 Наставление игумена Филарета, о должности духовника, служащего в женских монастырях//Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 155—160. 106 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 99.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

2020 . Симеоновский – Троицкий, мужской, ныне часовня (каменный столб) с иконами Спасителя, Бож. Матери и Симеона Столпника, весьма древнего письма, Владимирской губ., Александров­ского у., в 6 вер. к сев. от Алексан­дрова, на горе, при р. Серой, против дер. Хохряковки-Семеновской. Основан ц. Иоанном Грозным в XVI ст. и до 1608 г. в немъ был игумен и 14 бра­тий. В 1650 г. приписан к Троице-Сергиеву мон. и в 1724 г. упразднен, при чем церковь продана в село Рюминское. Ратшин, 50; “Ежегодник Влад. губ. стат. Комит.”, IV, Отд. III, 33; Строев, “Спис. иер. и настолт.”, 709, 41; “Дополн. к Акт. истор.”, I, 131 (Расходн. кн. 1585 г.; дано в Слободу, в Семионовский м-рь, игум. Фелофею, 5 гривеноков ладану); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, II, ч. 1, 969 (дело 1722 г. о служител. сыне Ерем. Маркове; здесь значится, что он послан на житье в приписной к Сергиеву м-рю Переяславль-Залесский м-рь Симеона Столпника). 2021 . Сирковский, мужской, едино­верческий скит, ныне село Сирково, Бес­сарабской обл., Оргеевского у., в 54 вер. к сев.-сев.-вост. от Оргеева, при рч. Валя-Сирковой. Он существовал в XVIII ст. и при упразднении многие иконы в серебряных позолоченных ризах пе­реданы в Каларошевский мон. Защук, “Бессараб. обл.”, II, 232. 2022 . Скиток Оголицкая – Бобыницкая, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Минской губ., Мозырского у., близ мест. Петрикова. О ней из­вестно, что архиеп. Черниговский Феодо­сий, в бытность свою игуменом Выдубецкого м-ря, заботясь о воспитании под­вижничества в братии обители, на уча­стке земли, принадлежавшем м-рю, в 1680 г. устроил скиток и назначил сюда иеромонаха Иова Опалинского. В 1746 г. комиссар помещицы Розалии Ходкевич, Урбан Гребницкий, отнял ее у православных и отдал униатам. В 1836 г. оставшаяся церковь перене­сена на Петриковское кладбище. “Ист.-стат. опис. Чернигов. епар.”, общий обзор, 46 (Скиток); Архим. Николай, “Ист.-стат. опис. Минской епар.”, 162 (Оголицкая-Бобыницкая). 2023 . Словенская – Рыльская или Богородицкая – Славянская, муж­ская пустынь, Курской губ., Рыльского у., в старину находилась в Косожской во­лости, на Словенском городище, на р. Семи, да на Словенском озере. Таких урочищ ныне нет. Существовала в XVII ст.; в ней были настоятелями строи­тели Иов Тебекин в 1638 г. и Гера­сим в 1661 г. В 1744 г. за нею чи­слилось 107 душ крестьян. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 643, 7; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 148 (О недвижим. имуществ.); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.”, I, 364, 29 (письмо 1672 г. братии из ... иновской (не Льпиновской ли?) пустыни к отцу Досифею о дозво­лении отцу Евсевию и отцу Пимену осмотреть Словенскую пустынь, и если она окажется при­годною, то туда им перейти, так как в ныне обитаемой «множество человек начаша приходити»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

206 Когда в 1717 году Великая Княжна вышла замуж, дача перестала посещаться Царской фамилией и постепенно стала разрушаться. В 1732 году (14 сентября) эта «Приморская дача» была всемилостивейше пожалована Императрицей Анной Иоанновной духовнику её, Архимандриту Сергиевой Лавры о. Варлааму, а в 1734 году ему же была отдана Государственная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая находилась на Фонтанке, при загородном доме её покойной матери, царицы Параскевы Феодоровны. Архимандрит Варлаам перевез пожертвованную ему церковь на Приморскую дачу и, по благословению Св. Синода, устроил здесь храм во имя преподобного Сергия 207 основание пустыни было положено. Находящаяся на берегу Балтийского моря новооткрытая пустынь в продолжение многих лет именовалась «Приморской» и, кроме того, «Сергиевской» – по созданному в ней первому храму. Когда же во второй половине 18-го века в ней на подобие Троице-Сергиевой Лавры был построен собор во имя Св. Троицы; то и пустынь, в соответствие Лавре, стала именоваться Троице-Сергиевой. Основатель этой Приморской Сергиевой пустыни о. Варлаам за три года своего управления обителью, «любя монашество, устроил в ней необходимые здания 208 и обеспечил благотворно монастырское хозяйство пашенными, сенокосными и лесопоросшими землями, который тщился приобретать от соседственных владельцев. 209 Когда в 1737 году основатель пустыни умер, Императрица повелела сделать опись Троице-Сергиева монастыря и сообщить её в ведомость кабинета Её Величества, 210 а заведывание монастырским имуществом поручила Ивану Черкесову – стряпчему Троице-Сергиева монастыря. С этого времени церковь на приморском месте считалась приписной к Сергиевой Лавре, откуда и присылались для управления ею строители. 211 Так было до учреждения монастырских штатов, т. е. до 1764 года, когда поступившая в Петербургское епархиальное ведомство и возведенная во второй класс пустынь стала управляться архимандритами, что продолжалось до 1819 года. Начиная с этого времени и до 1884 года, Сергиевой пустынью управляли викарные Епископы при Петербургском Митрополите, которые, взамен содержания от духовной администрации пользовались её доходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Однако народ, помня святую жизнь старца, усердно продолжал посещать его могилу. В 1848 году фабрикант П. С. Зубов устроил над нею деревянную часовню, а в 1855 году пустынька перешла во владение помещицы Г. И. Неттель (лютеранки). В I860 году к помещице Неттель пришли два монаха и от имени схимонаха Филиппа из киновии просили продать три десятины земли с могилой Зосимы. Помещица отказала, а монахи внезапно исчезли. Потом выяснилось: отец Филипп никого не посылал к помещице, что свидетельствует о чудесном проявлении воли Божией. Вскоре после этого у Неттель умерла ее единственная дочь, которую она похоронила около часовни. Смягченная горем помещица, помня просьбу монахов, решила подарить эту землю монастырю. В 1869 году ею была составлена дарственная, согласно которой ни сама Неттель, ни ее наследники не имели права владеть этой землей, всецело переданной Троице-Сергиевой Лавре. Сюда входили луга и пашни, а также значительный участок леса. Через несколько лет тетка Сергея Евгеньевича Кожухова, в будущем инока Зосимовой пустыни – схимонаха Симона 23 , Елизавета Николаевна Волкова купила по соседству с этим местом землю, имение Каравайково, и, будучи очень религиозной, вместе со своим мужем соорудила на могиле старца Зосимы гранитную плиту. Пресвятая Богородица «Одигитрия Смоленская».  (Икона из Зосимовой пустыни) Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний  (Медведев;  1831–1877)  начал воссоздавать пустынь, появились первые монахи, но дело продвигалось медленно. Только при архимандрите Павле (Глебове; 1892–1901) 24 , которого по праву можно назвать строителем Зосимовой пустыни, дело пошло быстро, с размахом: был возведен главный собор в честь Смоленской иконы Божией Матери (освящен в 1900 г.). С тех пор новая обитель получила название Смоленская Зосимова пустынь. Затем были построены другие церкви: во имя Преподобного Сергия – над трапезной и в честь Всех святых – над Святыми вратами. При архимандрите Павле пустынь приобрела вполне законченный вид. После его смерти велись только второстепенные работы и устранялись недоделки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

На острове Иорданского пруда находится часовня с особо чтимой древней иконой Пресвятой Богородицы, нарицаемой Руденскою. Ежегодно 5 июля и 25 сентября совершается вокруг монастыря крестный ход. С 1892 года в память 500-летия кончины преподобного Сергия ежегодно 25-го сентября совершается обществом трезвости крестный ход в пустынь из Покровской братской церкви в Санкт-Петербурге. При пустыни двухклассная школа, инвалидный и странноприимный дом и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Подъезжая из столицы к Стрельне, паломник уже издали c левой стороны дороги замечал среди зелени окружающих садов и полей золотые кресты и главы, разноцветные стены и крыши монастыря, который на 19-й версте Петергофской дороги основал в 1732 архимандрит Варлаам (Высоцкий, 1665–1737), настоятель Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшую мызу своей сестры – царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской. Варлаам в 1735 перенес в обитель из Петербурга деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника, в котором Екатерина II узнала об отречении своего мужа. По проекту П. А. Трезини кельи в 1756–1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 по углам стен появились четыре башни. В том же году монастырь, где жило около 11 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом, однако монашеская жизнь протекала по традициям лавры. В 1819 обитель была приписана к Ревельскому викариатству. Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых „Аскетических опытов“. Уже через год он соединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привел в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П. И. Турчанинов, который в 1836–1841 был священником в соседней Стрельне. Дело своего наставника продолжал в 1857–1897 архимандрит Игнатий (Малышев), который, получив художественное образование, украсил пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня. Он был погребен в Михайловском приделе Воскресенской церкви. Большой известностью пользовался в то время в столице и духовник братии иером. Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году. Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота. До революции в пустыни действовали храмы: Пресвятой Троицы, прп. Сергия Радонежского, Воскресения Христова, сщмч. Валериана (Зубовская), свт. Григория Богослова (Кушелевская), Покрова Пресвятой Богородицы (Кочубеевская), сщмч. Саввы Стратилата (Шишмаревская).

http://sobory.ru/article/?object=00734

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) МЕЛЕТИЙ (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577 - 1633), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог МЕФОДИЙ (Филимонович Максим; † нач. 1690), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, местоблюститель Западнорусской митрополии МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († не ранее 26.12. 1660), архим. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, игум. Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова мужского монастыря МИХАИЛ (Копыстенский Михаил Федорович; 50-е гг. XVI в. - нач. марта 1609), правосл. еп. Перемышльский и Самборский Западнорусской митрополии МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. МЦЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мценский во имя святых апостолов Петра и Павла мужской монастырь, располагался на сев.-зап. окраине г. Мценска НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НИКАНДРОВ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (пустынь) (Псковской и Порховской епархии) НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.)

http://pravenc.ru/rubrics/121748_11.html

1) соборная ЦЕРКОВЬ в два этажа: вверху во имя образа Страстной Пресвятой Богородицы; а внизу – Собор Архистратига Михаила, с приделом Св. Николая Чудотворца; 2) над воротами под колокольней ХРАМ во имя Преподобного Алексея человека Божьего. При этом монастыре в шестое после Пасхи воскресенье бывает стечение народа весьма великое, по той причине, что в этот день празднуется образу Страстной Богородицы. Стревкиловский монастырь Находился в Могилёвской Епархии в Воеводстве Мстиславском. См. Историческое Известие о возникшей в Польше Унии. Изд. 1805 года, стр. 302. Строкина или Строкинская пустынь Так именовался Спасокаргапольский монастырь. См. Каргопольский Спасский. Стромынский монастырь Мужской упразднённый, находившийся в Московском уезде на речке Стромынке от Москвы к востоку в 50 вёрстах, на большой дороге к Юрьеву Польскому городу, между дорог в Троицкой Сергиевой Лавре и Владимиру лежащих, построен в 1379 году по повелению Великого Князя Димитрия Ивановича Пр. Сергием Радонежским, а потому до 1764 года, т. е. до упразднения своего, принадлежал к Сергиевой Лавре. Первоначально сооружённая: церковь во имя Успения Божьей Матери освящена в том же году, Декабря 1 дня, а Игуменом определён из монашествующих Троицы-Сергиева монастыря Леонтий. См. Историю России Татищева, ч. IV, стр. 258. Судженская Предтечева пустынь Мужская, Курской Епархии, находящаяся между реками Псёлом и Суджей на острове, от уездного города Суджи в 6 вёрстах, построена в конце XVII столетия при Преосвященном Авраамии, Митрополите Белгородском, трудами Иеромонаха Антония Бенза, иждивением же Подполковника Семёна Кнова. Здания в этом монастыре все деревянные. Настоятельство было до Штатов 1764 года Игуменское и Строительское, а со Штатов доныне только Строительское. Судиславская Николаевская пустынь Мужская. См. Сендегская. Суздальский Васильевский монастырь См. Васильевский Суздальский. Суздальский Козмодемьянский монастырь См. Козмодемьянский Суздальский. Суздальский Николаевский монастырь Девичий, упразднённый в 1764 году, находился в городе Суздале Владимирской Епархии. Суздальский Покровский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Костроме, Предтечев, что на Железном Бору, Успенский – Авраамиев, Новоозерский. Арзамас – Преображенский. Темников – Рождественский Богородичный Пурдышевский; Валахна – Покровский, Дудин. Юрьевец-Повольский – Успенский Дорофеевой пустыни, Макарьев Желтоводский, Иоанна Предтечи, Богоявленский. Путивль – Молченский, Борисоглебский, Духов девичий, Преображенский новый. Рыльск – Николаевский, Волынской пустыни, Дмитровская (Селунского) пустынь. Брянск – Свенский, Петровский, что в Брянске на посаде, Спасский, Спасский, что на Козьей степи, Спасский, что на Андреянове горе, Жиздринский, Пятницкий Молотковский. Карачев – Воскресенский Тихоновой пустыни. Новгородской епархии города и монастыри близ Великого Новгорода: Юрьев, Хутынь, Антониев, Вяжицкий, Духов, Кириллов, Клонский, Деревеницкий, Лисицкий, Аркажский, Благовещенский, Отенский, Ковалевский, Колмовский, Николаевский, Белый, Ситецкий, Сырковский, Николаевский, Островский, Воскресенский на поле, Сковороцкий, Волотов, Савинский на Вишере, Николаевский Липянский. В Новгородском уезде – в Шелонской пятине: Опоцкий, Посолотин, Черноозерский, Сяберский, Леонов, Шинятинский, Молочковский, Спасский у Порхова, Демянский, Никандровский; Воцкой пятины: Соловецкий, Николаевский, что в Ладоге, Ивановский в Ладоге, Васильевский в Ладоге, Николаевский-Медвецкий, Полишский. В Деревской – Иверский, Николаевский-Борвенский, Устволомский, Подлютовский, Галилейская пустынь. В Бежецкой пятине: Тихвинский, Александровский, Николаевский-Беседный, Папороцкий, Горнецкий, Ксенофонтов, Ильинский на Свире. Новгородского уезда безуездные города: в Воцкой пятине город Ладога, в Шелонской г. Порхов, уездные города Новгородской епархии: Великие Луки – на посаде монастырь Троице-Сергиев, в уезде монастырь Колюбацкий; Старая Руса на посаде монастырь Спасский, в уезде – Северский; г. Колмогоры – в уезде монастыр Сийский, Николаевский-Горелый, Чухченемский, Усть-Межигорский; г. Архангельск – на посаде монастырь Архангельский; г.г. Мезень, Кевроль, Пинега, в тех городах и уездах монастырей нет; г. Каргополь – на посаде – Спасский, в уезде – Крестный, Ошевенский, Спасский-Пахомиев, Кожеезерский, Сыринский, Колодозерский, Кенский. На Ваге Шенкурский острог – в уезде монастыри: Ивановский-Богоявленский, Уздринский, Клоповский, Сестринский, Агапитов; Бежецкий Верх, – город Городецк, на посаде Введенская пустынь, в уезде Николаевский-Антонов; г. Устюжна, на посаде монастырь Воскресенский; Пусторжевский уезд – г. Заволочье, в уезде – Николаевский Плесский, Хвоинский; г. Торжек, на посаде Борисоглебский (истлело).... Николаевский пустынный; г. Олонец – в уезде – Муромский (Муезерский или Мурманский?), Палеостровский, Вышеостровский; город Кола – в уезде – Кандалажский, Печенгский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Как старец Кирилл (Павлов) отца Илиодора в Оптину к старцу Илию послал К 40-му дню преставления иеродиакона Илиодора (Гайриянца) Иеродиакон Илиодор (Гайриянц) и схиархимандрит Илий (Ноздрин) Иеродиакон Илиодор (Гайриянц), будучи выходцем с Кавказа, призван был ко Господу на празднование своей любимой Иверской иконы Божией Матери, у которой, где бы ни оказывался, служил акафисты. Когда у схиархимандрита Илия спрашивали: «Есть ли сегодня святые?», батюшка, пока отец Илиодор где-то там, как всегда, носился и кому-то где-то помогал, так и отвечал, что есть, и указывал на него. Когда-то, еще до пострига, послушника Георгия в Оптину пустынь отправил старец Кирилл (Павлов), и – вот сейчас: просто ошеломительное попадание в церковный календарь, в сакральную летопись Оптиной. Все дни его памяти пришлись на престольные оптинские праздники: 3-й день – отпевание на «Спорительницу хлебов». В Оптиной в честь этой Богородичной иконы преподобного Амвросия Оптинского освящен храм на подсобном хозяйстве. 9 дней – на святого Илариона Великого. Ему посвящен храм при паломнической гостинице монастыря, где долгое время принимал паломников расторопный отец Илиодор. И вот сегодня 40 дней отмечаем на Введение во храм Пресвятой Богородицы. А это главный престольный праздник обители, и это же – день хиротонии отца Илиодора! А рукополагал его 30 лет назад Святейший Патриарх Алексий II, о чем сам отец Илиодор, как и о своей отправке отцом Кириллом из Лавры в Оптину, рассказывал так: Как мне Преподобный ответит?! Монашествовать я начинал в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Нес там послушания у отца Кирилла (Павлова) почти четыре года – с 1985-го по 1989-й. Думал, что так и останусь в Лавре, но батюшка Кирилл сказал: – Ты подожди… Наступает 1989 год, и он благословляет меня в Оптину пустынь. Вызывает к себе и говорит: – Георгий (так меня звали до пострига), тебе завтра уже надо ехать в Оптину. Я даже растерялся: – В какую Оптину?! А батюшка мне: – Это – монастырь, Оптина пустынь, открывается в Калужской области под городом Козельском.

http://pravoslavie.ru/135823.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Арсений Комельский. Русская икона (2-я пол. XVII в. 32×26,5 см.) из Казанской церкви с. Порошино Вологодской обл. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Арсений Комельский (+ 1550 ), игумен , преподобный Память 24 августа , в Соборах Вологодских и Радонежских святых Родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости он принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре . Там он занимался книгописанием. Известно Евангелие , переписанное им в 1506 году. В 1525 - 1527 годах преподобный был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Часто он удалялся в уединенный Махрищский монастырь . Великий князь Василий IV ( 1505 - 1533 ), посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами. Братия объяснила, что преподобный Арсений желает удалиться в пустынь. Отойдя вместе со своим келейным старцем в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды , преподобный Арсений сделал большой деревянный крест и с этим крестом на плечах отправился через лес искать место будущей пустынной обители. Проходя болотистое место по трясине, преподобный споткнулся под тяжестью креста и упал. Небесный луч, озаривший в ту же минуту подвижника, заставил его остановиться на этом месте. Он водрузил крест и поставил первую келью. Местные жители, приходившие сюда для звериной ловли, убили келейника преподобного Арсения, а его самого вынудили удалиться в Шилегонский лес. Вскоре в его новую пустынь собралось несколько иноков, а затем в ней поселились бежавшие от татарского набега окрестные жители. Преподобный Арсений, ища безмолвия, пожелал жить в более глухом месте. В 1530 году великий князь Василий выдал ему грамоту на землю в Комельском лесу на реке Кохтыше. Со своим учеником Герасимом преподобный начал расчищать здесь лес. Молитвой святой приручал зверей. Когда к нему собралось несколько иноков, он поставил храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Посещая Шилегонскую пустынь, преподобный поучал крестьян, которые поселились в окрестностях монастыря. Он заповедовал им свято чтить праздники и воскресные дни. Когда однажды крестьяне ослушались его и стали работать в праздник, внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы.

http://drevo-info.ru/articles/6803.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010