После смерти основателя Островной пустыни Сергия строителем обители назначили иеромонаха Нектария, который вскоре попытался перенести монашескую общину с Вятского озера в Богословскую пустынь Богородского уезда. Летописец указывал, что Нектарий и пятеро монахов забрали с собой " ...церковную утварь, книги, всякий скот и монастырские припасы " и отправились на новое место. Монахи Богословской пустыни, не имевшие игумена в те годы, обратились к епархиальным властям с просьбой. чтобы сделать прибывшего о. Нектария своим игуменом. Просьба была удовлетворена, а Введенская Островная пустынь, из которой тот ушёл, приписывалась в подчинение Богословской. Обосновавшись на новом месте, Нектарий с братией разобрали и продали построенный Сергием и Тимофеем Введенский храм, а принадлежащую островной обители придорожную часовню на Владимирке, отдали настоятелю одного из храмов уездного города Покрова. Таким образом, благодаря Нектарию Богословская пустынь в Богородском уезде укрепилась, а Введенская Островная обитель Покровского уезда, наоборот, пришла в полное запустение. Однако Введенской Островной пустыни не суждено было исчезнуть. Старец Тимофей и остатки братии опустевшей пустыни пожаловались на иеромонаха Нектария властям. Духовное ведомство, разобравшись в споре, встало на сторону монахов Владимирской епархии и велело вернуть церковные постройки и имущество Введенской Островной обители. Введенская Островная пустынь смогла пережить период упадка и дожила до наших дней, а вот Богословская обитель на Клязьме исчезла. В 1740 году пустынь была приписана к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. В царствование императрицы Елизаветы Петровны в Богословской пустыни обнаружена хлыстовская ересь. В сер. XVIII века новый строитель обители инок Димитрий - в миру Данила Гусев - вместе с сообщником Кириллом Алексеевым тайно распространил в обители хлыстовщину, что, возможно, роковым образом повлияло на судьбу этого небольшого монастыря. Через несколько лет после скандала Богословская пустынь была упразднена как монастырь, а Успенский храм обращён в приходской. Стоит сказать, что хлыстовство в то время активно проникало и в монашескую среду, в такие монастыри, как Иоанновский, Варсонофьевский и Чудов монастыри города Москвы. В те годы они стали рассадниками ереси. Сектантов было сложно распознать, потому что внешне они соблюдали все обряды православной церкви. Одним из заражённых хлыстовством монастырей стала и подмосковная Богословская пустынь.

http://sobory.ru/article/?object=02028

Агро-Пустынь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Сергиевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Аграфенина Пустынь (искажённое: Агро-Пустынь), село Рязанского р-на, центр сельского округа с населением 1997 год 604 чел. Расположено у озера Студёное и на левом берегу Оки у озера Куцкого. Аграфенина Пустынь название получила по женской Аграфениной Покровской монастырской обители - пустыни, основанной великой княжной Аграфеной (Агриппиной, около 1521 г.) Васильевной (урожденной княжной Бабичевой-Друцкой, дочери князя Василия). Она была женой вел. кн. Ивана Васильевича Рязанского (1483-1500 гг.). Пустынь впервые упоминается в отводной грамоте от 01.12.1506, данной игуменье монастыря Аграфене (в миру - Глебовой) на владение с. Белыничи - Татариновым с землями по р. Осетру близ Зарайска. В 1761 году была построена первая Сергиевская церковь. В 1839 году она была возобновлена и распространена. «Рязанские епархиальные ведомости» от 1 февраля 1892 года дали заметку «Слово по освящении новосозданного храма», в подстрочнике которой было сказано, что Слово «произнесено по освящении новопостроенного в с. Аграфениной Пустыни каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, 30 сентября 1891 года. Этот храм построен на доброхотные пожертвования попечениями местного священника о. Афанасия Арбекова. Освящение совершал, по благословению высокопреосвященнейшаго Феоктиста, местный благочинный о. Николай Добромыслов, в сослужении 8 других священников при многочисленном стечении народа». В клировых ведомостях на 1915 год о храме сказано: «церковь построена в 1891 году тщанием прихожан и доброхотных жертвователей, зданием каменная, колокольня строится с 1903 года, престолов в ней 3: в настоящей во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в трапезной два: во имя преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца». Храмовые праздники были 10 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы и 5 июля – в день Преподобного Сергия Радонежского. Крестные ходы совершались в 10 пятницу по Пасхе.

http://sobory.ru/article/?object=17544

Пустынь - в традиции Православия монашеское поселение в незаселенном людьми месте, обычно удаленное от основного М. Аграфенина рязанская в честь Покрова Пресвятой Богородицы женская пустынь , Глинская в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь , Оптина в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь , Седмиезерная Богородицкая пустынь , санкт-петербургская Троице-Сергиева мужская пустынь , Рождества Пресвятой Богородицы женская пустынь , в с. Барятине и др.Подворье - в традиции Православия место проживания в городе монахов загородного М., иногда с церковью при нем. Подворье М. является подразделением М., создаваемым за его пределами с миссионерскими, представительскими, хозяйственными целями. Подворье, как правило, включает в себя храм, жилые корпуса, хозяйственные постройки. При подворье может быть организовано подсобное хозяйство. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) М. Таковы, напр., подворья: Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии монастырь , женский (ставропигиальное патриаршее подворье М. Симонопетра на Афоне), Архангелу монастырь (подворье Киккского М., Кипрская архиепископия), подворье Русского на Афоне великомученика Пантелеимона монастыря , Высокопетровский во имя святителя Петра, митрополита Московского, мужской монастырь (Патриаршее подворье), в Москве, Валаамское подворье (подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального муж. М.), Соловецкое подворье (подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального муж. М.), подворье Троице-Сергиевой лавры. М. может иметь неск. подворий в разных городах. Напр., Спасо-Преображенский Соловецкий М. имеет 4 подворья (в Архангельске, Москве, с. Фаустове и г. Кеми); Троице-Сергиева лавра имеет подворья в Москве и в Ростове. Аббатство - крупный католич. М., управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно Римскому папе. Известные аббатства: Монте-Кассино , Боббио , Клерво , Санкт-Галлен , Сен-Дени под Парижем, Флёри , Сен-Виктор в Марселе, Фульда .

http://pravenc.ru/text/2564106.html

153 Впоследствии Чихачов вводил такие напевы в те обители, в которых находился; особенно много для постановки пения сделано им в Троице-Сергиевой пустыне. 156 Жизнеописание Еп. Игнатия, составленное его учениками в 1881 г., стр. 47. В брошюре «Вологодский Архиерейский дом в числе епископов Вологодских и Устюжских (с 1796–1894 г.) значится под 39 всех Вологодских епископов: «Стефан Романовский,–в 1813 г. рукоположен во епископа Волынско-Житомирского, в 1828 г., 24 ноября переведен на Вологодскую кафедру, а 1-го марта 1841 года–на Астраханскую кафедру с возведением в сан Архиепископа, где и скончался в декабре того же года. 157 Семигородная Успенская пустынь находится в 77 верстах к северу от губернского города Вологды и в 35 верстах к северо-западу от уездного города Кадникова (Волог. губ.). Расположенная среди большого строевого леса, в котором водится много диких зверей, и где нередко можно встретить даже северного медведя, пустынь в рассматриваемое время отовсюду окружена болотами и почти непроходимыми дебрями, поэтому проселочная дорога к ней очень неудобна. Ни с одной стороны пустыни не было человеческого жилья ближе 10–12 верст. Монастырские здания открываются взорам путника только близ самой обители, когда, миновав лес, он въезжает на широкую равнину, где красуется благолепная Семигородная пустынь, дышащая сладостным уединением. Пустынь эта именуется «Семигородной» от бывшей здесь Семигородской волости, а сама волость – от семи селений, которые находились на семи небольших горах и со своими полями отделялись друг от друга изгородями. Поэтому в старину церковь в пустыне называлась: «Храм Пречистыя Богородицы на семи горах». Пустынь называется еще «Успенской» по главному храму в обители – Успения Пресв. Богородицы – и по главной древнейшей святыне – чудотворной иконе Успения Божией Матери. Семигородная пустынь основана в XV веке иноками Дионисиево Глушицкого монастыря, который находится в 20–25 верстах к северу от этой пустыни. Иноки, положившие основание пустыни, принесли ей в дар две св. иконы письма самого преподобного Дионисия: вышеупомянутую чудотворную икону Успения и икону Иоанна Предтечи. Пришедшая в первый же век своего бытия в крайнее запустение вследствие моровой язвы (в XV в. постигшей всю Вологодскую страну), Семигородная пустынь окончательно опустела после Литовского разорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Шевченкова Евфросиния Ионовна родилась в 1883 или 1887 году в городе Смоленске. Из крестьян. Неграмотная. О себе рассказала на допросе так: «В 1905 году меня тетя взяла с собой в Польшу, где мы поступили в монастырь Рождества Богородицы. Служила простой послушницей. Когда началась империалистическая война, нас забрали, и мы попали в Россию. Сразу же переехали в монастырь Зосимову пустынь. В этом монастыре работала в качестве послушницы ». Необычно ответила следователю на вопрос «политические убеждения»: «Безразличная, но мешают нам жить». После ликвидации артели жила в деревне Новинской. Ссылку отбывала в Казахстане в городе Павлодаре. Освобождена 22 мая 1936 года [Ответ из управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам по Павлодарской области при Генеральной прокуратуре республики Казахстан на запрос из Зосимовой пустыни]. Хлынова Екатерина Григорьевна родилась в 1887 году в Сергиевом Посаде (на допросе сказала, что в «городе Сергия»). Из мещан. По образованию «самоучка». Брат Хлынов Василий Григорьевич работал в Москве на Трехгорной мануфактуре Красной Пресни подмастерьем. Сама тоже до войны 1914 года работала на Трехгорной мануфактуре ткачихой. С 1914 по 1929 год служила в монастыре Зосимова пустынь, читала церковные книги, занималась рукоделием и крестьянством. После ликвидации артели жила в деревне Новинской. Шелякина Мария Михайловна родилась в 1889 году в городе Волхове Орловской губернии. Из мещан. Обучалась в сельской школе и в Зарецком училище. До 1920 года была домохозяйкой. С 1920 по 1924 год, будучи вдовой, жила в приюте им. Колонтай, работая в швейной мастерской. С 1924 по 1929 год была в монастыре Зосимова пустынь, служила в качестве рабочей по скотному двору. После ликвидации артели жила в деревне Новинской. Анна Николаева родилась около 1885 года, где – не знает, сирота. Малограмотная. В монастырских списках не числилась. Видимо, пришла в артель Зосимова пустынь в 1920-х годах. Несла послушание рядовой работницы в хлебном отделе. После ликвидации артели жила в селе Таширове.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

игуменьею Марфою Палицыною; м) в 17 верстах от Казани Седмиезерская Вознесенская пустынь около 1625 г.; н) в Кадыевском уезде (ныне Костромской епархии) Новословенская Богородицкая пустынь в 1629 г.; о) в 50 верстах от Нижнего Оранский Богородичный в 1634 г. дворянином Петром Гладковым, в монашестве Павлом; п) в 75 верстах от Торжка Могилевская, или Нигилевская, пустынь в 1634 г.; р) в Козлове Троицкий около 1635 г., имел 7 дворов крестьян; с) в Каргополе Хергозерский около 1635 г. монахами Сергием и Логгином; т) в Алатыре Киево-Николаевский женский в 1639 г. по грамоте царя Михаила Федоровича монахинями, переселившимися сюда из прилуцкого Ладинского монастыря; у) в Вязниках Благовещенский в 1641 г. «на убогих домах»; ф) под Мещовском Георгиевский женский около 1642 г. царицею Евдокиею Лукьяновною, супругою Михаила Федоровича, имел 62 двора крестьян; х) в Муроме Троицкий женский в 1642 г., имел 4 двора крестьян; ц) под Гороховцом Николаевский в 1643 г., имел 15 дворов крестьян; ч) в Царевококшайске Мироносицкая пустынь в 1647 г.; ш) близ Юрьевца Повольского Кривоезерская Троицкая пустынь в 1648 г.; щ) в 90 верстах от Шенкурска Верхошеремская Вознесенская пустынь в 1650 г. Трудно понять, с какою целию правительство допускало такое размножение монастырей, и притом небольших и достаточно не обеспеченных. Еще в новых городах, каковы Белгород, Воронеж и другие, основание монастырей, мужских и женских, могло иметь значение; но зачем учреждались они там, где и без того их было много — в Москве, Суздале, Ростове, Нижнем? Многие незначительные монастыри оказывались неспособными продолжать свое существование сами собою и потому, как бывало и прежде, приписывались к другим монастырям, более состоятельным, или к архиерейским домам. В числе домовых патриарших монастырей упоминаются Резванный Николаевский в Перемышле с 1624 г., Любецкий на Клязьме с 1630 г., Спасо-Преображенский в Самаре с 1648 г. К вологодскому архиерейскому дому были приписаны в 1620 г. монастырьки Николы Чудотворца Мокрой пустыни в Вологодском уезде и в 1649 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

Закрыть itemscope itemtype="" > Глинская пустынь и Уральская В свете современных изысканий 25.09.2018 2306 Время на чтение 17 минут 1. Глинская пустынь «Эта обитель в течение столетий была для наших соотечественников олицетворением высшего христианского подвижничества и нравственного мужества... Наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврами Глинская пустынь служила общему всенародному духовно-просветительскому делу и была своеобразным университетом старческого окормления на Руси. История Глинской пустыни связана с историей царствовавшей семьи, члены которой были благотворителями обители. Императоры Александр I и Николай I, императрица Елизавета Алексеевна лично знали настоятеля Глинской пустыни игумена Филарета, обращались к нему за советом и благословением» . Достоверные предания свидетельствуют о том, что Глинская пустынь (изображение 1) была основана на том месте, где в начале XVI века местным пчеловодам было видение на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, получившей название «Пустынно-Глинская» (изображение 2). История явления этой иконы чудесным образом повторила обретение чудотворной Феодоровской иконы, которой в 1613 году был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. По одному из древних преданий, о повторном обретении чудотворной иконы Феодоровской, 16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, на «соснове древе стоящу». Не этим ли сходством объясняются видения старцами Глинской пустыни Девы Марии и то, пророческое, явившееся великому подвижнику этой пустыни схиархимандриту Илиодору (Голованицкому) (изображение 3). «Истинная любовь к ближнему породила в Глинской пустыни целую плеяду старцев, 13 из которых были прославлены в лике святых еще в 2008 году. В основном это молитвенники, подвизавшиеся в обители и прославившиеся чудесами в XVIII-XIX столетиях» . 2. «Высокой жизни старец Илиодор» «На юге России, - писал в 1917 г. С.А. Нилус, - еще и в наши дни, такие скудные верою и благочестием, процветала недавно (дай ей, Боже, процветать и теперь!), духовно окормляя своими старцами Христово словесное стадо, святая Глинская Пустынь. Подвигом добрым подвизались в ней великие сокровенные, но верным ведомые, рабы Божии, старцы подвижники, и в хвалебном их числе, как солнце среди луны и звезд, сиял духовным разумом, добродетелью и прозорливостию духовидец схиархимандрит Илиодор, почивший о Господе 28 июня 1879 года» .

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) . Симфония к книге И. И. Сергиева (отца Иоанна Кронштадтского ) «Моя жизнь во Христе». (Т. I-II. СПб., 1905) Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1978–1980. 432 с. Машинопись. Архимандрит Иоанн (Маслов) . Лекции по Литургике. Загорск: Лавра, Академия, 1984. 410 с. Машинопись. Собрание писем схиархимандрита Иоанна (Маслова) . Проповеди схиархимандрита Иоанна (Маслова) . ОТДЕЛ II Литература о Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Альбом видов Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. Глухов, Черниговской губернии. (Б. г. изд.). 24 л. вкл. ил. Архив Глинской пустыни// Лебедев А. С. Сведения о некоторых архивах духовного ведомства в губерниях Курской и Харьковской. Харьков, 1902. С. 76–77. Беседа, произнесенная Преосвященным Ювеналием, епископом Курским и Белоградским, 22 августа 1897 года по освящении храма, устроенного в Глинской пустыни при братской больнице//Курские епархиальные ведомости. 1897. 52. С. 1025–1026. Воронова Б. Свет во тьме//Русский паломник. 1906. 20, 21. Воспоминания архимандрита Пимена//Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1876 г. Кн. 3. Отд. 2. М., 1876. С. 3–72. Глинская пустынь: Очерк современного состояния обители. В 2-х частях (С видом монастыря и портретами замечательных подвижников). Одесса, 1901. 84 с. (Ч. 1. С. 1–54. Ч. II. С. 55–82). То же. Одесса, 1904. 82 с. Глинская пустынь: Очерк современного состояния обители. 3-е изд. Курск, 1912. 69 с. (Ч. 1. С. 5–47. Ч. II. С. 48–69). [Рецензия]: И. С-ский//Курские епархиальные ведомости. 1912. 26. С. 646–651. Глинская Рождество-Богородицкая заштатная (с 1764 г.) мужская пустынь//Православные монастыри Российской Империи (мужские и женские). Т. 2. [Б. м.], 1909. С. 349–352. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. (Курской губернии, Путивльского уезда) (С картинами). Изд. Глинской пустыни. М., 1891. [Рецензия]: Библиографическая заметка//Курские епархиальные ведомости. 1892. 7. С. 101–108. Глинская Рождество-Богородицкая пустынь/Архимандрит Анатолий//Курские епархиальные ведомости. 1886. 5–6. С. 8–17; 8. С. 17–24; 9. С. 25–32; 10. С. 33–40; 11. С. 41–48; 13. С. 57–64; 15. С. 73–80; 17. С. 89–96.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Богородице-Казанская церковь, Свято-Казанский храм Карта и ближайшие объекты На месте деревни Пустынь, находящейся в 4 верстах от д.Шоды на берегу реки Андобы(Андомы),в прошлом существовал небольшой мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, прекративший своё существование, по-видимому, в конце 16 века. В начале 17 века на месте монастыря уже находился погост. В 1629-1630 гг. погост был " пуст " ,в нём значилось " место церковное Успения Пречистой Богородицы " .Позднее на месте монастыря возникла деревня, в названии которой сохранилась память о бывшей здесь обители ( " пустынь " -это небольшой монастырь). На месте прежнего монастырского храма в 18-19 веках стояла уже деревянная часовня. Отец Иаков Нифонтов писал: " Деревни Пустыня и Колгора принадлежали прежде (до секуляризационной реформы 1764 г.) Троице-Сергиевой Лавре. В Пустыни хранится предание, что здесь был Успенский монастырь, на месте которого находится теперь часовня; от времени монастыря уцелело несколько икон и кадило. Кругом часовни заметны могилы, теперь большей частью запаханные, охотники ищут в них клады, но напрасно. Есть такое предание, что Успенскую церковь разорили недобрые люди " ... Большинство жителей Пустыни издавна были старообрядцами. В начале 20 века, после легализации старообрядчества, стоящую здесь часовню перестроили в одноглавую старообрядческую церковь, освящённую в 1908 году в честь Казанской иконы Божией Матери. В конце 20-х годов 20 века Пустынь посетил некрасовед А.В.Попов, который позднее писал: " Около Шоды, деревни полностью старообрядческой, километрах в 3-4 была также старообрядческая деревня с характерным названием " Пустынь " . В 1927 и 1928 годах я видел здесь ранним утром, как по унылому звону маленькой церкви или часовни из всех дворов направлялись к ней женщины, " обряженные " в чёрное, точно живая картина в стиле Нестерова или Васнецова " . В нач.70-х годов 19 века в Пустыни было 19 дворов, в которых проживало 130 человек. В нач. 20 века в Мисковской волости неуклонно расширялась сеть земских школ. Вслед за старейшим училищем в Мискове, открытом ещё в 1850 году, новые школы появились: в Вёжах (1868 г.), в Жарках (1876 г.), в Куникове (1879 г.), в Буграх (1905 г.), в Пустыни (1910 г.). В конце первого десятилетия 20 века действовавшее при Костромской епархии Феодоровско-Сергиевское православное братство решило построить в издавна населённой старообрядцами Пустыни деревянную единоверческую церковь. Старый иконостас, киоты и часть образов для неё пожертвовал причт церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Костроме. Храм в Пустыни во имя прп. Сергия Радонежского был освящён в 1911 г. В 1935 г. церковь эта была закрыта и там открылся клуб.

http://sobory.ru/article/?object=23807

Богородице-Сергиева мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богородице-Сергиева Пустынь — православный мужской монастырь в Республике Марий Эл, основанный в 1999 году. Исторически является приемником женской монашеской обители Царевококшайска (Йошкар-Олы) — Богородице-Сергиевского нештатного общежительного монастыря, основанного в 1886 году сначала под именем богадельни, а в 1888 году переименованного в женский Черемисский монастырь. Содержание История [ править править код ] Мужской монастырь " Богородице-Сергиева пустынь " решением Святейшего Патриарха и Священного Синода был открыт в 1999 году. А в августе 1998 года в жизни Марийской епархии произошло важное событие – впервые с 1928 состоялся крестный ход. Из Вознесенского собора г. Йошкар-Олы во вновь отстроенную обитель была принесена уцелевшая после разорения Царевококшайского Богородице-Сергиевского женского монастыря чудотворная икона Явления Пресвятой Бо­городицы прп. Сергию Радонежскому, ставшая главной святыней монастыря. Современное состояние [ править править код ] Богослужения совершаются в церкви явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, построенной в традициях русского деревянного зодчества. Особенностью пустыни является то, что все постройки — храмы, жилые и хозяйственные помещения — деревянные. Кроме того ведется строительство трапезного корпуса, хозяйст­венного двора, изгороди обители со святыми вратами и угловыми башнями, игуменского корпуса с домовым храмом в честь усекновения главы Иоанна Предтечи. Большое внимание уделяется благоукрашению монастырской территории, разбиты цветники, высажены деревья редких хвойных пород. Важное место среди послушания братии занимала издательская деятельность. Монастырь продолжает древнюю традицию, следуя которой святые обители Руси служили центрами просвещения. В пустыни не только готовят книги к печати, но и выполняют оригинальные переводы с греческого современных афонских подвижников. По благословению святогорцев проведена работа над переводом на греческий язык жития прп. Сергия, игумена Радонежского. Перевод был передан игумену Афонского Ватопедского монастыря для издания.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Сер...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010