Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собр. Е. В. Барсова), дело 698 — «Сведения о приходах каргопольских» Крупнейшим религиозным центром Лекшмозерья была Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, основанная в 1630-е годы монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логгином. Обитель посвящена преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, устроителю Свято-Троицкого Макарьево-Желтоводского монастыря на берегу реки Волги. После разорения монастыря монголо-татарами в 1439 году, Макарий ушел в костромские земли, где основал на реке Унже новую обитель. Прожив долгую жизнь в монашестве, святой скончался в 1444 году. О возникновении Макарьевской Хергозерской пустыни сохранились местные легенды: «Святой Макарий Унженский – нижегородского монастыря монах, и считается, что он был проходом здесь, шел на Соловки... ему эти места понравились, и по его настоянию был основан здесь монастырь». Ещё одна версия возникновения пустыни связана с чудесным явлением иконы преподобного Макария на берегу Хергозера. Пустынь располагалась на полуострове, омываемом водами Хергозера. Однако сохранились устные истории о том, что ранее пустынь находилась на острове, а перешеек, соединяющий обитель с материковой частью, имеет искусственное происхождение. В 1653 году была построена и освящена деревянная церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. Через пять лет воздвигнут и освящён деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца. Спустя еще два года построен третий храм во имя Трех Святителей Московских. В 1769 году числились только Троицкая церковь и Введенская с приделами во имя Николая Чудотворца, в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и во имя Александра Свирского. В 1782–1790 годах на месте сгоревшей Введенской церкви был построен теплый одноглавый каменный Введенский храм с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1857 году деревянный Троицкий храм сгорел «со всею утварью и иконами» и в 1865–1872 годах был построен новый пятиглавый каменный собор во имя Св. Животворящей Троицы, в котором помимо главного – Троицкого – было еще два престола: справа – во имя Св. мучеников Бориса и Глеба, слева – во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского. С южной стороны от храма была поставлена каменная восьмиугольная колокольня высотой не более 17 метров. Южнее храмов, под большим деревянным навесом находился деревянный крест. На рубеже XIX–XX веков строения Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями. Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», сдававшиеся за плату паломникам. За монастырской оградой располагались дома священников и псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=18355

Архитектор Александр Афанасьевич Латков Латков Александр Афанасьевич (1863 — 24 июня 1949) — русский архитектор, реставратор. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За учебный проект классической гимназии был удостоен Большой серебряной медали, что давало право на получение звания классного художника архитектуры. В 1883 году получил звание классного художника архитектуры. С конца XIX века в течение 20 лет являлся архитектором Троице-Сергиевой Лавры. В 1892 году работал архитектором Санкт-Петербургского общества страхования от огня имуществ, пожизненных доходов и денежных капиталов. В 1901 году избран секретарём Московского архитектурного общества (МАО). С 1914 года являлся членом-корреспондентом Московского археологического общества. В 1918 году участвовал в реставрационных работах в Московском Кремле. Проектировал в основном церковные постройки в русском стиле. Список храмов, которые построил Александр Афанасьевич Латков (или с его участием) Владимирская область Смоленско-Зосимова пустынь. Церковь Всех Святых Александровский район, Арсаки Архитектор: А.А. Латков Год постройки: 1899 Архитектурный стиль: Эклектика Смоленско-Зосимова пустынь. Церковь Сергия Радонежского Александровский район, Арсаки Архитектор: А.А. Латков Год постройки: 1893 Архитектурный стиль: Эклектика Смоленско-Зосимова пустынь. Часовня Зосимы Александровского (утрачена) Александровский район, Арсаки Архитектор: А.А. Латков Год постройки: не позже 1900 Архитектурный стиль: Эклектика Московская область Церковь Троицы Живоначальной Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Троицкое Архитектор: А.А. Латков (трапезная 1894-1895г.г.), К.К.Аладьин (верх колокольни 1901г.) Год постройки: Между 1761 и 1765 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая) (утрачена) Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Барвиха, деревня Архитектор: А.А. Латков Год постройки: 1911 Архитектурный стиль: Неорусский стиль Параклит-Тарбеева пустынь. Колокольня Сергиево-Посадский городской округ, Смена

http://sobory.ru/architect/aalatkov

Тогашево. Богородице-Сергиева пустынь. Богородице-Сергиев мужской монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 2000. Адрес: Россия, республика Марий Эл, Килемарский район, Тогашевский заказник Координаты: 56.724531, 46.593876 Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Явления Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Мужской монастырь - Богородице-Сергиева пустынь - исторически является приемником женской монашеской обители Царевококшайска (Йошкар-Олы) - Богородице-Сергиевского нештатного общежительного монастыря, основанного в 1886 г. сначала под именем богадельни, а в 1888 году переименован в женский черемисский монастырь. В 1999 году решением Святейшего Патриарха и Священного Синода был открыт мужской монастырь Богородице-Сергиева Пустынь в Килемарском районе республики. Строительство монастыря было начато Епархией в 1997 году. В августе 1998 года в жизни Марийской епархии произошло важное событие – впервые с 1928 состоялся крестный ход. Из Вознесенского собора г. Йошкар-Олы в обитель была принесена уцелевшая после разорения Царевококшайского Богородице-Сергиевского женского монастыря – чудотворная икона Явления Пресвятой Бо­городицы прп. Сергию Радонежскому, ставшая главной святыней монастыря. В обители хранятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Иверской иконы Божией Матери (на­писана на Афоне в 1905 году). В 2003 году в обитель были привезены св. мощи свт. Нектария Эгинского. В обители под руководством наместника архимандрита Давида (Кораблева) несут послушание 12 человек. За минувшие годы монастырь расстроился. Богослужения совершаются в церкви явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, построенной в традициях русского деревянного зодчества. Особенностью пустыни является то, что все постройки — храмы, жилые и хозяйственные помещения — деревянные. Кроме того ведется строительство трапезного корпуса, хозяйст­венного двора, изгороди обители со святыми вратами и угловыми башнями, игуменского корпуса с домовым храмом в честь усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=13493

Настоятельница : игуменья Варнава (Колчина). Телефон : 8(8362) 57-85-10 . Адрес монастыря : 425224, РМЭ, Медведевский район, с. Ежово, Мироносицкий монастырь. Подробнее... Богородице-Сергиева мужская пустынь [ править править код ] Богородице-Сергиева пустынь Мужской монастырь - Богородице-Сергиева пустынь - исторически является приемником женской монашеской обители Царевококшайска (Йошкар-Олы) - Богородице-Сергиевского нештатного общежительного монастыря, основанного в 1886 г. сначала под именем богадельни, а в 1888 году переименован в женский черемисский монастырь. Адрес : Республика Марий Эл, Килемарский район. Подробнее... Храмы Марий Эл [ править править код ] Основные храмы Республики Марий Эл Храм Архангела Михаила (Юрино) [ править править код ] Храм Архангела Михаила - большая кирпичная церковь эклектичной архитектуры, сооруженная в 1869-1889 на средства графа В. П. Шереметева. Двухэтажное четырёхстолпное пятикупольное здание с шатровой колокольней. Закрыта в 1941 году, занята клубом, сломана колокольня. Открыта в 1989, отреставрирована. С 1993 года при храме Архангела Михаила работает воскресная школа, приход так же одним из первых организовал работу православного сестричества. При церкви имеется несколько часовен. Одну из них в 2009 г. архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил в честь святого великомученика Димитрия Солунского в устье р. Ветлуги. А в июле 2011 года Юринское лесничество в память о жарком лете 2010 г., когда пылали леса в Дорогучинском лесничестве, на месте остановки огня водрузили памятный поклонный крест, который освятил настоятель храма Михаила Архангела протоиерей Николай Барсуков. Адрес : РМЭ, Юринский район, п. Юрино Телефон: 8(83644)3-21-46 Подробнее... Собор иконы Божией Матери " Смоленская " (Козьмодемьянск) [ править править код ] В нижней части Козмодемьянска, там, где Волга делает крутой поворот на юг, а город амфитеатром прижимается к ней, стоит величественный Смоленский собор - один из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору Александру II, поставленных еще при его жизни.

http://azbyka.ru/palomnik/Марий_Эл

2 мая 1763 † 4 сентября 1849. В мире Иван Иванович Малиновский. Был воспитан в среде старообрядцев. В 1785 г. пострижен в мантию с именем Исаакия в Высоковском скиту Костромской епархии, который до 1820 г. был раскольничьим. С 1790 г. странствовал по православным монастырям. В 1808 г. принял Православие на правах единоверия в Корсунском монастыре Екатеринославской епархии. В 1810 г. рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1820 г. переместился в Балаклавский монастырь. Состоял в числе духовенства Черноморского флота. 5 июня 1825 г. был уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. В 1828 г. послан в Старо-Русскую духовную миссию для обращения из раскола военных поселян. Четыре года проживал в Александро-Невской лавре. В августе 1834 г. переведен в скит Оптиной Пустыни. 11 октября 1836 г. пострижен в схиму с именем Иоанна. Духовным отцом его при постриге был старец Леонид. Перу о. Иоанна принадлежат шесть книг противораскольнического содержания. – 68, 126, 157. Иоанникий – иеромонах, настоятель Площанской Богородицкой пустыни, † около 1820. Из духовного звания. Поступил в пустынь из Чолнского монастыря, управлял ею с 1810 по 1813 г. При нем была начата постройка теплой церкви во имя Сошествия Св.Духа. Был уволен по его прошению в Свенский монастырь на покой, где и скончался. – 20, 22, 23. Иоанникий – иеромонах Площанской Богородицкой пустыни. В схиме Игнатий. Ученик о. Макария, прожил в Площанской пустыни более 13 лет. В 1844 г. перешел в Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом, но оттуда опять возвратился в Площанскую пустынь, где и скончался. – 35. Иоанникий – монах Оптинского скита, в схиме Леонид. 1780 † 4 декабря 1853. В мире Иакинф Тихонович Бочаров. Из купцов г. Карачева Орловской губернии. По матери приходился племянником знаменитому старцу схимонаху Феодору, ученику преп. Паисия (Величковского) . В 23 года поступил послушником в Чолнский Спасский монастырь, где подвизался Феодор. Вслед за ним в 1805 г. перешел в Брянскую Белобережскую пустынь (в число братства определен 21 сентября 1806 г.), где был пострижен в 1807 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В 1931 году церковь была осквернена известным педагогом А.Макаренко, когда он со своими коммунарами, то есть несовершеннолетними преступниками, разбил возле храма летний лагерь. В этом же году на заседании Президиума Сочинского РИКа было принято решение о запрещении колокольного звона, который «нарушает тишину и нормальную работу санаториев». К 1 мая 1934 года собор закрыли, разместив в нем клуб, а затем склад. В 1937 власти хотели на его месте построить цирк. Но храм сохранился и 2 ноября 1943 года в нем возобновились богослужения. В 1994 г. собор отреставрировали, а в 2008 г. провели капитальный ремонт. Рядом с собором построен храмовый комплекс, включающий храм во имя Иверской иконы Божией Матери (заложен 19 декабря 1995 г.), воскресную школу и несколько других построек. Кроме собора Архистратига Михаила и храма Иверской иконы Божией Матери в Сочи действуют храмы, посвященные Пресвятой Троице, Кресту Господню, Преображению Господню, Рождеству Пресвятой Богородицы, Успению Пресвятой Богородицы, иконам Божией Матери Казанской, Владимирской, " Утоли моя печали " , " Всех скорбящих Радость " , апостолам Андрею Первозванному, Симону Кананиту, равноапостольным князю Владимиру, Нине, священномученику Харалампию, святителям Николаю Чудотворцу, Иоанну Златоусту, великомученикам Георгию Победоносцу, Пантелеймону Целителю, Екатерине, мученику Василиску, мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, Филарету Милостивому. Все эти храмы постоянно посещают сочинцы и гости города, так что «горчичное зерно», посеянное в районе современного Сочи почти 2000 лет назад апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом, дало свои всходы. Святыни [ править править код ] Крестовая мужская пустынь (Солохаул) : Троице-Георгиевский женский монастырь (Лесное) : Храм святителя Иоанна Златоуста (Сочи) : Храм Преображения Господня (Сочи) : Монастыри [ править править код ] Крестовая мужская пустынь (Солохаул) [ править править код ] Крестовая мужская пустынь (Солохаул) Монастырь «Крестовая Пустынь» был задуман по подобию афонских, с Афонским уставом, и как монастырь сербско-русского духовного единения и дружбы, о чем свидетельствуют надписи на русском и сербском языках на мраморных плитках, заложенных в колонны монастырского храма. В 1997 г. по благословению духовника Святейшего Патриарха и Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) иеросхимонах Рафаил (Берестов) с братией организовали на Русском Кавказе скит от Валаамского монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Сочи

В 1990 году наместник монастыря Оптина пустынь архимандрит Евлогий (Смирнов) (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский) обратился к властям Санкт-Петербурга с просьбой передать один из храмов города для открытия монастырского подворья. Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь ещё до революции рассматривал вопрос о создании своего подворья в г. Санкт-Петербурге. Это осуществилось только в конце ХХ века. В июне 1991 года монастырю Оптина пустынь было передано подворье бывшей Киево-Печерской Лавры. Это место на берегу Невы исторически всегда принадлежало монастырским подворьям. С 1721 по 1766 гг. здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), Псковского Архиерейского Дома (с 1766 по 1875 гг.), Киево-Печерской Лавры (с 1875 по 1933 гг.). Когда представители монастыря Оптина пустынь ознакомились с состоянием подворья, то сложилось впечатление, что восстановить его практически невозможно. Бывшие братские корпуса были заняты коммунальными квартирами, а в храме находился ледовый каток. Подворье Коневского монастыря [ править править код ] История Санкт-Петербургского подворья Коневского Рождество-Богородичного монастыря неотделима от истории главной святыни обители - чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений Коневский принес со Святой Горы Афон. В 1617 г.по Столбовскому мирному договору вместе со всем северным и западным Приладожьем Коневец отходит к Швеции, и братия, взяв Коневскую икону, вынуждена была переселиться в Новгородский Деревяницкий монастырь. Только в 1799 году митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) благословил возвратить святыню в монастырь. По пути на Коневец икона на два месяца задержалась в Петербурге, пока для неё изготовлялась позолоченная серебряная риза. В это время по молитвам перед образом Пресвятой, который за отсутствием подворья приходилось хранить в частных домах, совершилось множество чудесных исцелений, восемь из которых были документально зафиксированы Подворье Константино-Еленинского монастыря [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

Сильно пострадала Негренская пустынь в Смутное время, когда банды казацких атаманов и отряды польских офицеров, будучи разгромленными под Москвой, направились грабить поморские уезды. Скорее всего, нападение на Негренскую пустынь случилось в 1618 году. Монастырские храмы уцелели, но имущество оказалось разграбленным. Это событие в местных летописях названо «литовским разорением». В монастыре было два деревянных храма — во имя Успения Пресвятой Богородицы и во имя святого праведного Прокопия Устюжского, а также звонница с двумя колоколами — железным и медным. Правда, Богородичный храм в 1621 году снесло весенним паводком, но вскоре его отстроили заново. А в 1655 году в монастыре случился пожар, погибли все документы, и прежде всего — царские жалованные грамоты. Негренская пустынь. Схема XVIII века И еще интересный момент — существует легенда, будто одним из первых настоятелей Негренской пустыни был святой по имени Филипп. Легенда эта содержится в рукописной книге начала XVIII века из библиотеч­ного собрания Московской духовной академии при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Вот что там сказано: «Преподобный Фи­липп, иже бысть на Сухоне реце, строитель Сученскаго монастыря, туже и положен бысть». Но никакой информации об этом преподобном Филиппе, о времени его жизни, о его духовных подвигах пока найти не удалось. В XIX веке этого святого почему-то «приписали» к Яиковскому Знамено-Богородскому монастырю в Великом Устюге, и в Православной энциклопедии он так и значится. Однако сейчас историки доказали, что это ошибка. В XVIII веке, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, в истории монастыря возникает два интересных сюжета. Первый из них можно назвать «не рой другому яму». Некий местный иконописец Иван Иконников получил в Негренской обители подряд на написание икон и прожил там несколько месяцев. За это время он успел поссориться с монастырским казначеем Иваном Поповым, был им избит и решил страшно отомстить. Он собирался донести в Тайную канцелярию (тогдашнее ведомство политического сыска), что Иван Попов — не кто иной, как лишенный власти самодержец Иоанн Антонович, который временно скрывается в обители и намеревается вернуться в Петербург и свергнуть Елизавету. А в качестве доказательства предполагал показать некие написанные рукой казначея зашифрованные бумажные лоскуты — которые сам же ранее уговорил Попова переписать, якобы «для личных нужд». Расчет был на то, что Попова схватят и будут пытать на допросах. Однако все вышло иначе. Уйдя из Негренской пустыни, Иконников пустился в разные махинации и был пойман на подделке документов, угодил в Тайную канцелярию, где у него обнаружили эти таинственные записки-«лоскуты». В 1755 году в обители устроили обыск, забрали казначея на допрос, но, что интересно, оправдали и отпустили — в отличие от Иконникова, которого били кнутом, вырвали ноздри и отправили в вечную каторгу.

http://sever.foma.ru/negrenskaja-pustyn-...

На современной карте не показана. 850 Освобожденной досрочно, согласно постановлению Коллегии ОГПУ, была еще Максина в 1933 году Ф. 10035, оп. 1, д.П-39304]. 851 Оба письма – от самой Александры Коновой из Сибири (март 1939 г.) и от ее матери из деревни Мамыри Наро-Фоминского района (февраль 1940 г.) написаны одним очень грамотным почерком. Надо полагать, что Александре Коновой кто-то помогал. 852 ГАРФ. Ф. 10035, оп. 1, д. П-18897. Следственное дело Коновой Александры Ивановны 1937 г. Александра Ивановна Конова родилась в 1890 году в деревне Лукине (ныне на картах эта деревня не обозначена), располагавшейся близ села Лисинцево, что невдалеке от Зосимовой пустыни. Из крестьян. Обучалась в сельской школе. «Отец ее работал токарем по металлу на заводе при своей деревне и умер, когда Александре было 9 лет. На иждивении матери осталась большая семья – семь человек. Жилось очень трудно, и мать отдала 15-летнюю дочь в монастырь на обучение в 1905 году. В монастыре Зосимова пустынь она занималась рукоделием. При советской власти монастырь реорганизовали в трудовую артель, и она работала в ней до 1929 года, до ее ликвидации, на сельскохозяйственных работах. Работа была тяжелая, корчевали пни, обрабатывали землю и т. д.». В 1937 году мать ее Галеукова Василиса Дмитриевна, 78 лет, проживала в дер. Лукине. В 1954–1956 годах Александра Конова проживала в городе Александрове Владимирской области и встречалась с другими зосимовскими сестрами ежегодно два раза на Сергиев день, т. е. 18 июля и 8 октября, в Троице-Сергиевой Лавре. Участвовала в прошении открыть Зосимову пустынь, поданном Уполномоченному Совета по делам РПЦ 5 февраля 1955 года [ЦГАМО. Ф. 7383, оп. 3, д. 14, л. 20–23]. 854 Вайнтрауб Л. Р. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Руднево Московской епархии Наро-Фоминского благочиния. М., 2004. С. 92. В следственном деле все арестованные сестры названы «монахинями », но это – неточное поименование властями тех, кто вышел из разоренного монастыря, независимо от того, имели ли они монашеский постриг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

818 Иванюк Наталья Ефремовна, проходившая по одному делу с Сахаровой и Шавыриной, из Городищенского монастыря Волынской губернии. В селе Котове жила у брата, Афанасия Ефремовича Иванюка. 820 Во время Великой Отечественной войны в Сотникове был аэродром, и к нему провели широкую дорогу-бетонку, уходящую к северу от Зосимовой пустыни. В настоящее время деревни нет, но просека, по которой шла дорога, еще не заросла. 821 Мохова Евдокия Константиновна родилась ок. 1868 года. В монастыре до 1917 года Евдокия несла послушание няньки в богадельне, а в артели в 1920-х годах была на общих работах. После 1929 года несла послушания в Рудневском храме. Умерла перед Великой Отечественной войной. О Екатерине Федоровне и Ксении Александровне Моховых см. ниже в данной главе. 822 ЦГАМО. Ф. 2457, оп. 1, д. 49, л. 45–50. Дело по регистрации Рудневского религиозного общества при храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Руднево (1926 г.). 823 ГАРФ. Ф. 10035, оп. 1, д. П-15986, 1931 г. Следственное дело Розанова Дмитрия Ильича и 11 насельниц Зосимовой пустыни, арестованных в деревне Сотниковой. Мохова Екатерина Федоровна родилась в 1892 году в дер. Сотниковой Наро-Фоминского района; дочь Федора Константиновича Мохова. Училась в сельской школе три года в Шеламовском земском начальном училище. С 17 лет (с 1909 г.) в монастыре Зосимова пустынь. И в монастыре, и в артели в 1920-х годах несла послушания на общих работах. В 1954 году проживала в родном селе Наро-Фоминского района и встречалась с другими зосимовскими сестрами ежегодно два раза на Сергиев день, т. е. 18 июля и 8 октября, в Троице-Сергиевой Лавре. Участвовала в прошении открыть Зосимову пустынь, поданном уполномоченному Совета по делам РПЦ 5 февраля 1955 года [ЦГАМО. Ф. 7383, оп. 3, д. 14, л. 20–23]. Солнцева Александра Павловна родилась в 1894 году в дер. Дурново Можайского района. Отец лесник. Обучалась в низшей сельской школе три года в селе Пальчино (?) Можайского района. До 1913 года работала в Москве на шелкоткацкой фабрике у Симоно(?) Алексеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010