Да и этим Он не удовольство­вался, но присовокупил еще и трапезу, о чем далее и говорит (Лука): Который с ними и ел ( Деян. 1, 4 ). Это всегда и апостолы поставляли свидетельством воскресения, говоря: Которые с Ним ели и пили (Де­ян. 10, 41). «Потому и вкушал Господь пищу с Апостолами, – говорит Златоуст, – чтобы они не почли явления Его за призрак». Первой из членов новонасажденной Своей Церкви Глава ее Ии­сус Христос по воскресении Своем явился, как упоминают наши церковно-богослужебные книги, Пречистой Матери Своей. Так в Бо­гослужении в неделю жен-мироносиц Церковь , обращаясь к Богома­тери, воспевает: «Воскресшего видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы, Богоблагодатная, чистая: и еже “радуйся первее”, яко всех радости вину восприяла еси, Богомати всенепорочная». Далее, начиная с первого дня Пасхи и до самого отдания светлого праздника, в продолжение шести недель мы постоянно слышим торжественную песнь Пресвятой Деве: «Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, ра­дуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба». Из сих песней можно заключать, что Богоматерь видела Господа и пер­вая услышала от Ангелов благовестие о воскресении Его. Историче­ские сказания действительно повествуют о том, что Господь по воскре­сении Своем прежде всех явился Пречистой Матери Своей. «И первее убо, – говорит синаксарь во святую и великую Пасху, – воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо сидящей гроба с Магдали­ною, якоже глаголет Матвей». Что говорит Матфей? В одном месте находим: Была же там (при погребении) Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба ( Мф. 27, 61 ); в другом: Пришла (в глубокое утро воскресения Христова) Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб ( Мф. 28, 1 ). Какое лицо скрывается здесь под выражением: другая Мария? Синаксарь указывает в нем Пресвятую Деву, Матерь Господа, – что весьма естественно и более чем вероят­но. Если бы это была не Она, то евангелист вместо неопределенного, другая, сказал бы, какая именно Мария, во-первых потому, что здесь же, говоря о двух Мариях, одну прямо назвал Магдалиною; во-вторых потому, что недавно повествуя о распятии Господа и упоминая о при­сутствующих при оном святых женах, святой повествователь означил каждую из них собственным ее прозванием: «Были здесь, – говорил, – и женщины: среди них были и Мария Магдалина, и Мария Иакова и Иосии мать, и мать сыну Зеведеову», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С другой стороны, поскольку Богоматерь может олицетворять Собой Церковь , как её Небесная Царица, и в соответствии со словами Христа: « кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:50 ), постольку разворот и склонение головы Сына Божия в Её сторону символизирует благодатную и духовную связь со всеми верующими. Как Богородица предстояла когда-то Распятому Спасителю, так и христиане стоят перед Ним всякий раз, когда Крестная Жертва мистически, неизъяснимо воспроизводится в Таинстве Святой Евхаристии. Обратим внимание, что иногда на иконах Распятия помимо Спасителя представлены только два человека: Богородица и Иоанн Богослов. В этих вариантах особо оттеняется мысль об усыновлении Иоанна Богоматерью: «Иисус увидел Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик взял Её к себе» ( Ин. 19:27 ). Через это ограничение опровергается ложное мнение о том, что будто бы Богородица, после рождения Иисуса, вступала в плотское соитие со Своим мужем, Иосифом, и имела от него ряд детей, о которых в Евангелии сообщается как о братьях Иисуса. XVI. Возле Богородицы часто изображается одна или несколько женщин. Это святые жены, которые следовали за Христом при Его жизни и не оставили Его при Кресте : «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф. 27:55–56 ). Правда, нередко возле фигуры Божьей Матери обозначается только одна святая жена – Мария Магдалина . Но этим, конечно же, не отрицается присутствие прочих. Но почему из всех жен выделена именно эта жена? Дело в том, что Мария Магдалина была одной из наиболее преданных последовательниц Христа. Когда-то Спаситель изгнал из нее лукавых духов, просветил её светом Истины. С тех пор она предалась Ему всею душой и служила Ему верой и правдой. Присутствуя при Его казни, она сострадала Ему, а после Его погребения, наряду с прочими женами спешила принести к Его гробу благовонное миро, не побоявшись идти в ночной тьме мимо озлобленных иудеев, мимо страшных окровавленных крестов, чтобы почтить память Учителя и помазать Его безжизненное (как считали мироносицы) Тело. На лице Марии Магдалины отображается глубочайшая боль. Её левая рука часто пишется прижатой к щеке, что является символом печали и плача . XVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Носят же они такие названия для обозначения пола в них обучающихся, а не для обозначения брачного их положения. Таким образом, когда Богоматерь именуется иногда в Писании «женой», то именуется для обозначения пола, а не замужества Ее, ибо до Рождества Христа, во время и после Его рождения Она пребывала Приснодевой, согласно пророчествам и словам Евангелия о Ней. В–третьих, если в Евангелии неоднократно упоминается о «братьях Господних», то это вовсе не значит, что они были дети Богоматери, каковыми они нигде в Евангелиях и не называются. Кроме родных бывают и двоюродные братья, каковыми и были четыре брата – Иаков, Иосий, Симон и Иуда, сыновья не Матери Божьей, как кощунственно утверждают сектанты, «не зная Писания, ни силы Божией» (Мф. 22:29), а сыновья Ее сестры, Марии Клеоповой. Это видно из сопоставления нескольких мест св. Писания. Что у Богоматери была сестра, об этом говорит св. Иоанн: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова» (19:25). Так как Пресвятая Дева была единственной дочерью у Своих престарелых родителей, то, очевидно, Мария Клеопова была Ее двоюродная сестра. Она же, без всякого сомнения, была и матерью двоюродных братьев Господних, что ясно видно из Евангелий св. Матвея и св. Марка: «Там, говорит св. Матвей, были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (Мф. 27:55–56), а св. Марк поясняет о женщинах и Марии, матери Иакова и Иосии, что они и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему ( Мр. 15:40–41 ). Как служили Христу женщины, это видно из Евангелия: «служили ему имением своим» ( Лк. 8:1–3 ). Из вышеприведенных мест св. Писания видно, что мать братьев Господних –Иакова и Иосии была не иная Мария, как Мария Клеопова, сестра Богоматери, ибо, во–первых, Божия Матерь во всех Евангелиях называется не иначе, как «Девой Марией» ( Лк. 1:27 ), «Матерью Иисуса» ( Иоан. 2:1  и 2) или – «Матерью Его» (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Иоанн девственник, и един едину в матерех деву материю по благодати имеющий, Христом отменно любимый паче прочиих Евангелистов, именуемый громовым сыном, которым Господь возгремел, на небеса возшедши, и по сему великую проповедь исполнивший, изъясняя нам воскресение Господне из мертвых, и описывая образ явления Его по воскресении, в прошедшую неделю слышан был в церкве чрез Евангельское свое списание благовествующим тако: Во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гроб, и виде камень взят от гроба: тече убо и прииде к другому ученику, егоже любяше Иисус ( Ин. 20:1–2 ), тем себе показуя. Ныне же слышим самаго его глаголюща: Мария стояше у гроба вне плачущи ( Ин. 20:11 ). Сам бо Иоанн с Петром, услышавши от нея, текоша к живоначальному гробу, и видеша яже видеша, и знамениям уверовавши и удивишася в себе, отъидоша. Оставшаяся же Мария стояше у гроба вне плачущи, яко не приемшая извещения о Господнем воскресении. Но не много прежде дважды с другими прихождаше ко гробу; прежде бо с Богоматерию, якоже Матфей пиша повествует: В вечер субботний, светающи во едину от суббот, прииде Мария Магдалина и другая Мария видети гроб, и се трус бысть велий ( Мф. 28:1–2 ) и проч., напоследок же ныне приходит с Петром и Иоанном, которые, уверовавши и удивившися, еже видеша, отыдоша. Дважды убо с прочими пришедши ко гробу, когда все те, которые пришли, уверовали и известилися, она одна, яко ни малейшаго не получившая извещения, плачет неутешно. Пускай же всяк знает, что сии бывает добродетельным с подвигами. Ибо с иными из подвизающихся вдруг встречается благодать, и подает им извещение залогов, и вкушение обещанных награждений, так как бы простирая человеколюбную руку, объемля их и заохочивая к прочиим добродетелям; от иных же ожидая конца в подвиге, уготовляя всячески им венцы за терпение, так как некто из богоносных отцев говорит: некоторые прежде трудов, некоторые в трудах, некоторые же при конце получают достойныя награждения. Сие же бывает тогда, когда всемудраго Бога провидение многообразно обстоятельствам нашими располагает, и человеколюбно раздает всякому пристойное и полезное за дела добродетельныя и таинства веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Несмотря на злорадство и издевательства находившихся на Голгофе врагов Иисуса, ко кресту Его не побоялись приблизиться Пресвятая Дева Мария, Мария Магдалина, Мария Клеопова и Апостол Иоанн. Архиепископ Иннокентий полагает, что они подошли ко Кресту только тогда, когда настала тьма, — что раньше этого было бы небезопасно так явно выразить свое расположение к Иисусу, и что Сама Богоматерь могла бы подвергнуться дерзким издевательствам, если бы была узнана врагами Своего Сына. Но едва ли можно согласиться с таким мнением. Трудно допустить, чтобы Богоматерь лишь издали смотрела на страдания Своего Сына; нет, любящее сердце Матери звало к Нему, туда, где страдает Он один, окруженный злобными врагами, где не на ком остановить Ему Свой страдальческий взор. Всякому понятно, как тяжело страдать среди врагов, не видя вокруг себя никого, кто бы мог хоть бы своим расположением и вниманием облегчить душевные муки страдальца; сердце же матери понимает это лучше всех и в своем влечении никогда не руководствуется соображениями об опасностях, какие могут угрожать. Вот почему надо полагать, что как только воины окончили свое дело и уселись стеречь Иисуса, тотчас же Иоанн провел сквозь толпу Богоматерь, за Которой шли Мария Магдалина и Мария Клеопова; и все они стали у креста, презирая всякие опасности. Весьма возможно, что они сначала стали так, что Христос и не заметил их; быть может, это произошло оттого, что крест окружали злобные враги и не было места около него, чтобы стать поближе. Когда же враги насытили свою злобу и стали понемногу отходить от креста, к нему тотчас же приблизились Богоматерь и охранявший Ее Иоанн, и стали они так, что Иисус увидел их. Поручение Иисусом Иоанну попечения о Богоматери С отшествием Христа из этого мира Пресвятая Матерь Его оставалась одна, и некому было позаботиться о Ней. Иосифа в то время уже не было в живых; так называемые братья Господни были сыновьями Марии Клеоповой, родственницы Ее, и даже не были в числе последователей или учеников Иисуса; других родных не было. Поэтому, увидев Свою Мать и стоявшего с Нею любимого ученика Своего, Иисус благоволил поручить этому ученику (Иоанну) заботу о Ней и, обращаясь к Ней, сказал: Жено! се, сын Твой ( Ин. 19, 26), а взглядом Своим указал Ей на Иоанна. Потом, обращаясь к Иоанну и указывая взглядом на Свою Мать, сказал: се, Матерь твоя! (Ин. 19, 27).

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

В том же иверском монастыре находится другой памятник стенописи XVII в.; в церкви Богоматери Вратарницы. Стенопись исполнена в 1683 году иждивением угровалахийского господаря Сербана Кантакузина 273 , а в 1853 г. возобновлена 274 . В алтарной апсиде Богоматерь ширшая небес πλατυτρα τν ορανν, с Божественным Младенцем (бюст) в недрах, и чудеса Богоматери: это отступление от обычного порядка росписи объясняется нарочным посвящением храма в честь Богоматери. В своде алтаря херувимская песнь (Великий Архиерей в митре=новшество), внизу святители. В малой северной апсиде Иисус Христос, стоящий во гробе, Петр Александрийский и проч.; в южной – лествица Иакова. В куполе храма Пантократор, ангелы, херувимы, серафимы и пророки; в парусах сводов евангелисты. На южной стороне: рождество Богородицы, благословение Богоматери иереями, Богоматерь учится ходить; введение Богоматери во храм, рождество Христово (Богоматерь на коленах, пастух приподымает шляпу пред ангелом), преображение в трех моментах (разноцветное небо). На западной: вход в Иерусалим (роскошный город, масса народа; в перспективе два ученика Иисуса Христа выводят из селения ослицу и осленка), снятие Иисуса Христа с креста, положение во гроб и успение Богоматери. На северной: воскресение Иисуса Христа (Иисус Христос вылетает из гроба со знаменем в руке=западное новшество), сошествие во ад (Иисус Христос в 12-тиугольном ореоле стоит на железных вратах, из-под которых выбегают два демона), явление Иисуса Христа Марии Магдалине (Мария Магдалина с распущенными волосами=западное новшество) и чудеса Богоматери. Внизу – с северной и южной сторон, мученики. В паперти страшный суд и эллинские философы с хартиями, в которых написаны некоторые мысли их, касающиеся воплощения Иисуса Христа 275 . Обычный тип росписи здесь выдержан; но к нему присоединены подробности из жизни Богоматери и чудеса ее в виду особенного посвящения храма Отступление в сторону запада в иконографических подробностях могли явиться при первоначальном расписании храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Поэтому поставленный когда-то Евсевием вопрос о неинтегритете евангелия от Марка, который традиционная экзегеза постаралась забыть, отпадал у Паламы как выход из положения. Надо было, стало быть, или безоговорочно принять слова евангелиста о явлении сперва Марии Магдалине, или же искать иного выхода. Палама вспомнил попытки св. Ефрема Сирина и Георгия Никомидийского , а также и некоторых литургических песнопений и решительно утверждает, что воскресший Господь явился прежде всего не Марии Магдалине, а Своей Пречистой Матери 36 . Это было вероятно продиктовано чувством высокого благоговения к Пресвятой Деве, но нисколько не улучшило экзегетического затруднения. Вопрос о сопоставлении явления св. Марии Магдалине с явлением ап. Фоме Паламою не был поставлен. Из последующего перевода этой омилии при сравнении ее с разными отрывками из святоотеческой экзегезы станет ясной степень самостоятельности Паламы. Перед нами развиваются все те же темы: о том, что нет противоречия в показании евангелистов; что «другая Мария» и Мария Иаковлева суть иные имена Богородицы; что надо отличать час явления от часа воскресения; сопоставляется явление ангела Богоматери с явлением Ей же архангела в день Благовещения; с темы об Адаме Палама даже начинает, но в несколько иной интерпретации. БЕСЕДА 18-ая В НЕДЕЛЮ ЖЕН МИРОНОСИЦ, (в ней же и о том, что Богородица первая увидела воскресшего из мертвых Господа) «Воскресение Господне есть обновление человеческого естества и оживление; восстановление и возвра- ( Иоанн Дамаскин . «Бес. на Вел. Пяток» (М. P. Gr. 96, 589 В): «Из Девы произошел Иисус, – великое чудо, превышающее брак щение к бессмертной жизни Адама, который вследствие греха был поглощен смертью и через смерть возвращен в землю, из которой и сотворен. Как в начале никто из людей не видел создания Адама, ибо в то время никто·из людей еще не существовал, а после приятия им жизни через божественное вдуновение, прежде всех увидела его женщина, ибо после него Ева была первая между людьми; так и второго Адама, который есть Господь, никто из людей не видел восставшим из мертвых, ибо никто из близких там не присутствовал, а воины стерегущие гроб, потрясенные страхом, обмерли.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/j...

Те из древних экзегетов, кто сопоставляли свидетельства евангелистов Иоанна и Матфея (Евсевий, Севир, Феофан Керамевс , Никифор Каллист), решали его в том смысле, что, прикоснувшись уже один раз ( Mamф. XXVIII, 9 ) и тем удостоверившись в реальности воскресения, Мария Магдалина при своей второй встрече в саду ( Иоан. ХХ ) обнаружила свое сомнение и недоверие. Палама и Георгий Никомидийский решают иначе. Вполне понятно их высоко благоговейное чувство к Богоматери и их желание выделить Ее из числа прочих лиц около воскресшего Господа. Вполне естественно стремление думать, что чудесно и необыкновенно зачавшая и родившая Спасителя мира Дева должна была бы, казалось, удостоиться и особого, чудесного и не в том же порядке, как и всем остальным явления Сына, какого-то особого приближения к Нему по Его выходе из адских ущелий. Почему же, хочется спросить, первую весть о воскресении получила обычная женщина, Мария Магдалина, а не Сама Пречистая, не Честнейшая Херувим Приснодева? Церковь понимает это чувство, допуская такое восприятие в своем литургическом богословии. Но строгая верность Писанию, обязательная для экзегета, не должна была бы примиряться с подобной вольностью над текстом. Не закрывая глаза на затруднения, вытекающие из сопоставления Mamф. XXVIII, 9 и Mapk XVI, 9 с Иоан. ХХ, 17 , св. Григорий Палама ищет явно не научного выхода, жертвуя верность тексту своему личному чувству благоговейного почитания Богоматери. Конечно, он мог легко преодолеть свидетельство Mpk. XVI, 9 , сославшись, например, вместе с Евсевием и Севиром на, то, что последнее (71-ое) зачало от Марка отсутствует в лучших рукописях. Но с течением времени церковные толкователи постарались позабыть об этом, по-видимому, слишком «критичном» подходе к тексту. Отсюда Георгию Никомидийскому остается это свидетельство Марка принять с тем ограничением, что Господь явился Магдалине первой между апостолами и мироносицами. Палама же не прибегает и к этому. Он просто вводит в трудное для толкования место текста достаточно произвольное предположение, заимствованное им от Златоуста, что Богоматери грозила опасность надругания и м. б. даже убиения со стороны Иудеев. Но, высказывая подобное предположение, Златоуст это говорит между прочим, не строя на этом никаких экзегетических решений и выводов; Палама же, думает этим аргументом убедить себя и своих слушателей в желательном для себя предположении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/j...

Этот экклезиологический смысл повествования завершается как бы исторической прибавкой, где еще раз упоминается имя Богоматери и Ее присутствие: «после сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его, и там пробыли немного дней» (2. 12). У других евангелистов вообще отсутствует упоминание о том, чтобы Мать (и братья) сопровождали Иисуса. Можно скорее вывести даже противоположное заключение из Мф. 12:46–50 , где Христос как бы отрицается кровного родства ради духовного. Из этого сопоставления можно усмотреть еще лишнее подтверждение именно экклезиологическому истолкованию Ин. 2:11 . Заслуживает внимания еще одна черта этого повествования. Откуда все происшедшее между Христом и Матерью Его на браке стало известно евангелисту? Можно, конечно, допустить, что он, вместе с другими апостолами, был не только очевидцем происшедшего, но и слышал обращение ко Христу Матери Его, вместе с Его ответом (хотя это и не имеет для себя прямого подтверждения, к тому же при отсутствии рассказа об этом у других евангелистов). И не правдоподобнее ли допустить, что Иоанну все это стало известно непосредственно от Богоматери Самой, и этим подтверждается и нарочитый Богородичный характер Четвертого Евангелия? Чудо в Кане Галилейской принадлежит тому Богородичному преданию, которое естественно отлагалось в общении с Нею Иоанна. Разумеется, наряду с этим не исключена и та возможность, что это поведано было Иоанну и непосредственно от самого Учителя, хотя и этим во всяком случае не исключается предание, идущее от Богоматери. Второе и уже последнее упоминание о Богоматери имеем мы в повествовании о стоянии Богоматери у креста. В параллельном перечислении женщин у креста или вблизи его нет упоминания о присутствии Богоматери. Характерным образом оно имеется только у Иоанна в его Евангелии Богоматернем. Здесь Ее имя стоит также в ряду других: «сестра Матери Его Мария Клеопова и Мария Магдалина» (19:25), первая была мать сыновей Зеведеевых, следовательно, и самого Иоанна, при этом и сестра Матери Иисуса (так что Иоанн находился и в родстве с Богоматерью, был Ее племянником) .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

170 Почти в таких же словах свидетельствует канонический текст: «умерли искавшие души Младенца» ( Мф. 2, 20 ). Это значит, что «умер не один Ирод, но и все, искавшие вместе с ним души Младенца. Тот был умерщвлен самим Богом, а эти (первосвященники и книжники) были избиты Иродом. Кому они сочувствовали, от того и приняли жестокую кончину. 171 В разных стихах это событие рассказывается применительно к азбуке того языка, на каком написан стих. 172 В подлиннике: «habeat multos, gradatos, subacutos, mediates, obductos, prodactos, erectos, stratos, curvistratos». Это практически невозможно перевести. (Примеч. пер.) 175 Это место апокрифа не совсем ясно. По-видимому, переписчик допустил ошибку. У св. Димитрия Ростовского находим указание, что Мария Клеопова была дочерью Иосифа, обручника Пресвятой Девы, и вышла замуж за его родного брата (а значит, за своего дядю) Клеопу, почему и называется Марией Клеоповой. Когда Пречистая Дева, как обрученная Иосифу, пришла в дом его, она застала дочь его Марию еще девицей, полюбила ее и жила с нею, как с сестрой. Таким образом, Мария Клеопова является сестрой Богоматери не по плоти, но по чувству глубокой привязанности. 176 Иосиф Каиафа, первосвященник с 18 по 36 год, зять Анны; согласно Евангелию, допрашивал Иисуса Христа ( Мф. 26, 56–68 ); есть предположение, что здесь назван первосвященником Иосиф Аримафейский, член большого совета (синедриона), с именем которого связывают много апокрифических текстов. 178 Иосиф Обручник происходил из дома Давидова, из дома Давидова происходила и Мария Богородица по линии отца своего Иоакима. 179 Как сообщают некоторые церковные писатели, – пастухов, видевшим Спасителя, было трое; в других местах говорится, что их было четверо, и назывались они: Мисаил, Ахиил, Стефан и Кириак. 182 О Марии, помазавшей Иисуса миром, упоминает ев. Иоанн, это была Мария из Вифании, сестра Лазаря; о женщине грешнице упоминает ев. Лука. Автор апокрифа говорит о Марии грешнице. Получается, что Мария, сестра Лазаря, и была той грешницей. В Средневековье бытовала версия, что это могла быть Мария Магдалина, но она была одержимой семью бесами, что не тождественно греховности.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010