Она же, без всякого сомнения, была и матерью двоюродных братьев Господних, что ясно видно из Евангелий св. Матфея и св. Марка: «Там, говорит св. Матфей, были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых“ ( Мф. 27: 55–56 ), а св. Марк поясняет о женщинах и Марии, матери Иакова и Иосии, что оне и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему ( Мр. 15: 40–41 ). Как служили Христу женщины, это видно из Евангелия: «служили ему имением своим“ ( Лк. 8: 1–3 ). Из вышеприведенных мест св. Писания видно, что мать братьев Господних – Иакова и Иосии была не иная Мария, как Мария Клеопова, сестра Богоматери, ибо, во-первых, Божия Матерь во всех Евангелиях называется не иначе, как «Девою Мариею» ( Лк. 1: 27 ), «Матерью Иисуса“ ( Иоан. 2: 1 и 2) или – «Матерью Его“ ( Мф. 1: 18 . Лк. 2: 51 . Иоан. 19: 25 ) и решительно нигде не называется матерью Иакова, Иосии или других «братьев Господних», как и они решительно нигде не называются Ее сыновьями. Во-вторых, о Марии, матери Иакова и Иосии, говорится, что она и в Галилее и в Иерусалиме, следуя за Христом, служила Ему вместе с другими женщинами, т. е., как мы знаем, служила Ему от имения своего. Пресвятая же Дева Мария, принадлежала к бедной семье плотника, не могла служить Сыну Своему от имения Своего, потому что Сама жила в бедности и нуждалась в помощи, почему Христос и поручил Ее заботам любимого ученика Своего Иоанна. Следовательно, Пресв. Богородица не была матерью Иакова и Иосии; их мать была женщина состоятельная и никто иная, как сестра Богоматери, Мария Клеопова, почему и дети ее назывались «братьями Господними“, как двоюродные Ему. В-третьих, замечательно и то, что сами «братья Господни“ не называют себя «братьями Его‘‘, а «рабами“: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса“ ( Иак. 1: 1 ); «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова“ ( Иуд. 1: 1 ). Не говорит ап. Иуда: «брат Иакова и Иисуса“, а только – «брат Иакова“, который действительно был его родной брат.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Высшая святость Девы Марии состоит не только в том, что Она могла стать Матерью Богочеловека, но и в том, что Она была самой постоянной и внимательной слушательницей и исполнительницей Его учения. Евангелие говорит о Богоматери: Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем . Божия Матерь внимательно следила за всеми событиями, относившимися к Богочеловеку, с самого рождения Его, запечатлевала их в сердце. Но и до этого слышание и исполнение Марией воли Божией было таково, что Господь вселился в Нее не только благодатью, но — существенно. Духовная радость от присутствия в Ней Господа проникало все Ее существо, как Она сама засвидетельствовала: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем. Никто, кроме Нее, не был в таких близких отношениях с Господом, никто другой не слышал столь близко слова Божия и в течение столь продолжительного времени, как Божия Матерь. Никто с таким глубоким и постоянным вниманием не следил за словами и делами Богочеловека, никто с такою тщательностью и любовью не хранил их. Иисус Христос — вечный Бог; однако Мария — Его мать в полном смысле слова. Она связана с Ним особыми и очень тесными отношениями, поскольку Иисус для Нее не только Бог и Спаситель, но и Сын. На руках Ее Он провел младенчество и детство. Само рождение устанавливает между матерью и ребенком особую духовную связь, в основе которой — привязанность и любовь. Мария была истинной Матерью своего Ребенка, и то, что Она — Мать человека, не менее важно, чем то, что Она — Мать Бога. Это не умаляет Ее материнства, так же как Божество Иисуса не мешало Ему быть истинным человеком и испытывать к Своей Матери сыновние чувства. Годы земной жизни Спасителя Богородица провела вместе с Иисусом, оставаясь в смирении и безвестности. На Свои руки Она приняла с Креста Его истерзанное Тело. Тогда предсказанный Ей старцем Симеоном меч страданий, которых Она избежала при рождении, пронзил Ее сердце. И Она первая увидела Его воскресшим: По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб…

http://azbyka.ru/carica-moya-preblagaya

2. Архангел Гавриил извещает молящуюся Анну о разрешении богом ее бесплодия. 3. Анна лежит в постели. Рабыни прислуживают ей. Другие опускают в купель новорожденную Марию. Вдали Иоаким и Анна держат на коленях дочь. 4. Первосвященник Захария принимает трехлетнюю Марию в Иерусалимский храм. За Марией видны Иоаким и Анна. 5. Архангел Гавриил возвещает смущенной Марии, что она родит сына божия. 6. Мария при появлении архангела прядет нити для обещанной в храм завесы. 7. Ангелы над Вифлеемским вертепом славят новорожденного Христа. Справа — волхвы, пришедшие на поклонение, слева — восточные мудрецы. 8. Иоаким и Анна приносят младенца Христа в Иерусалимский храм для исполнения обряда по Моисееву закону. 9. Иисус Христос крестится в Иордане. Среди ангелов Михаил держит покрывало, которым должен закрыть Христа. 10. Христос воскрешает Лазаря. Слуга снимает с покойника пелену. Сестры Лазаря, Марфа и Мария, у ног Христа. 11. Торжественный въезд «на осляти» (на лошади — М. К.) Христа в Иерусалим. Народ устилает его путь коврами. 12. Апостолы в ужасе от гласа небесного лежат у горы Фавора. На вершине Христос беседует с Моисеем и Ильей. 13. Распятие Христа на кресте. Около него Иоанн Богослов и Мария Клеопова. 14. Иосиф снимает Христа с креста. Никодим извлекает клещами гвоздь из ноги распятого. Тут же богоматерь, Мария Магдалина и другие женщины. 15. Воскресший Христос освобождает из ада Адама и других. За Христом стоят святые. 16. Христос, возносимый на небо ангелами, благословляет Богородицу и апостолов, стоящих внизу. 17. Умершая Богородица в окружении апостолов. 18. Пришедшие к гробу господню жены-мироносицы видят пустую гробницу. Архангел Михаил извещает их о происшедшем. Внизу иудейские воины-стражи лежат ниц в страхе. 19. Двенадцать апостолов ожидают утешения в потере учителя. 20. Ветхозаветная Троица — господь в виде трех ангелов — принимает пищу у Авраама, прислуживающего за столом. 21. Перенесение ковчега завета на двух тельцах в Сионскую крепость. Давид играет на гуслях, сопровождая шествие певцов.

http://sobory.ru/article/?object=02082

И вот, будем не просто смеяться и радоваться, кричать: «Аллилуия! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», а произносить в сердце своем: «Милостив буди ми, грешному!». И с благодарностью будем слезы покаянные проливать, слушая, что Он со Креста говорит: «Отец Небесный, прости ему, он не ведает, что творит». Тогда и мы сможем, как Богоматерь и как Мария Магдалина, в ноги Христу положить голову свою и заплакать от радости, что мы прощены! Вот, в этом ключе должна быть и радость наша, и ликование наше Пасхальное. А не в том только, что яйца накрасили, платки красные надели, с разными петухами, ходим, кричим, поем «Воистину Воскресе!..». Может быть, для начала это и неплохо, но это не должно быть сутью нашей христианской жизни!  Н. Бульчук: - Сегодня многие люди, особенно православные, отмечают некоторую, не то, что обиду, а ущемление, утеснение от этих всех событий, которые мы переживаем. Чувствуют острую боль за Церковь. Ведь Церковь в этот период была, так сказать, светскими властями приравнена к социальным институтам, волею чиновников храмы были закрыты... А с какой радостью накинулись тут же на нас враги Церкви, стали указывать: «смотрите, они собираются, они распространяют заразу, они рассадники инфекции!» Многие сегодня отмечают, что «мы будем жить в другом мире после этой пандемии». А что станет с Церковью? Не останется ли на ней этот ярлык «рассадника инфекции и заразы», некоего «темного царства» с «темными и отсталыми людьми»?.. Митр. Алексий: - Всегда это было и навсегда это останется в земной истории! И при всем этом всегда непоколебимо и неизменно будут звучать слова Спасителя: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее!», «Всякий, кто захочет жить благочестиво, гоним будет», «Меня гнали, и вас ижденут, но Меня слушали - и вас послушают!», «Дерзайте, Я победил мир...». Н. Бульчук: - Прекрасные слова, как мы о них забываем! И все-таки многим хочется, чтобы Господь явился видимым образом, Победителем, явился прямо сейчас... Митр. Алексий: - Обязательно это будет! Но для этого не надо нам себя выражать в этих всех внешних, мирских формах, обижаться и бороться с теми, кто на нас восстает. Вот, в эти мирские одежки наряжаться нам не надо!

http://radonezh.ru/2020/05/22/seychas-vr...

Игнатия Лойолы, его размышления о грешниках и о темной бездне греха. Полотна имели успех, художник стал получать престижные заказы. Среди них - картина «Положение во гроб» (Пинакотека Ватикана), о датировке к-рой спорят. Она была готова к 1 сент. 1604 г. ( Macioce. 2010. P. 172). М. Кальвези предположил, что ораторианцы, владевшие ц. Санта-Мария-ин-Валличелла, заказали К. полотно до 1600 г. ( Calvesi. 1990. P. 312-318). Они принимали участие в выборе художников и иконографии, требуя предварительного показа эскизов ( Zuccari A. Cesare Baronio: Le immagini, gli artisti//La regola e la fama: San Filippo Neri e l " arte. Mil., 1995. P. 80-97). К. объединил иконографии «Положения во гроб» (со святыми Иосифом Аримафейским, Марией Магдалиной и Марией Клеоповой) и «Оплакивания» (изображены Богоматерь и св. Иоанн Креститель). Тяжелая плита, на которую опираются герои,- это и камень, закрывший погребальную пещеру, и одновременно камень помазания ( Friedlaender. 1955. C. 188; Graeve. 1958. P. 234); она также символ понимания Христа как краеугольного камня, объединяющего ВЗ и НЗ, на котором основана Церковь - «тело Христово» ( Calvesi. 1971. P. 140). Догмат о Воплощении был явлен присутствующим на мессе в изображении тела Христова, олицетворяющего Жертву ( Wright. 1978. P. 35-42). Трактовка картины «Положение во гроб», похожей на яркий цветной фотоснимок, переводит таинство в плоскость реальных жизненных событий. Свет управляет взглядом зрителя, выхватывая из мрака фигуры, лица, почти обездвиживая группу, напоминающую высокий рельеф. Монументальная композиция с преобладанием диагоналей вовлекает зрителя в драму благодаря обращенному к нему взгляду св. Никодима (возможно, мемориальный портрет П. Виттриче) и заниженной точке зрения. Группа святых у гроба - образ человечества, приближающегося к роковой черте, траурное шествие к неизбежности смерти как к неотъемлемой составляющей жизни. Большинство критиков отмечают, что при создании картины К. ориентировался на античные образцы. Также К. был прочно связан с итал. художественной традицией: образ Христа у К. сравним с распростертым телом Христа в картине «Положение во гроб» Рафаэля (Галерея Боргезе, Рим), с «Пьетой» Микеланджело, с картиной Тициана на тот же сюжет (Лувр, Париж) и др., а также с полотнами Аннибале Карраччи, влиянием которых Р. Лонги объяснял «классический кризис» в творчестве К.

http://pravenc.ru/text/1470379.html

Северный фасад разделен лопаткой на две неравные части – с одним и тремя окнами. На южном фасаде равномерно расположены четыре окна. По форме и обрамлениям проемы трапезной близки окнам первого света храма. Ярусы колокольни со всех сторон прорезаны крупными арочными проемами. Первый и второй ярусы украшены тосканскими трехчетвертными колоннами, несущими антаблемент и треугольный фронтон. Третий обработан тосканскими пилястрами, а над его антаблементом с четырех сторон помещены круглые люкарны. Перекрытый сомкнутым четырехлотковым сводом храм соединяется арочными проемами с трапезной и апсидой. Последняя перекрыта лотковым сводом с распалубками над окнами. В трапезной плоские деревянные перекрытия по балкам. В нижнем ярусе колокольни – крестовый свод. Внутристенная лестница во второй ярус расположена в северо-восточном пилоне. Согласно храмовой летописи, роспись храма исполнили в 1768 г. костромские мастера Иван и Лука Носковы, на средства Ивана Самсоновича Шокурова. В своде алтаря развернута сцена Распятия, на его склонах помещены десять клейм страстного цикла и Воскресение («Сошествие во ад»). В простенках по сторонам восточного окна апсиды написаны две композиции: «Поминальная служба Иакова, Брата Господня» и «Сошествие Святого Духа на апостолов». Последняя сцена оригинальна по иконографии: по сторонам от Богоматери показаны две мироносицы (одна из них – Мария Магдалина), на которых, как и на апостолов, нисходит Святой Дух в виде языков пламени. В откосах окон и на стенах апсиды написаны двенадцать святителей и два архидиакона, развивающие значимую для апсиды тему литургии. Наряду со вселенскими святителями здесь присутствуют Сильвестр, папа римский, Никифор, патриарх константинопольский, и российские иерархи (московские, ростовские, новгородский). В основном объеме храма в сомкнутом своде четверика написана Троица Новозаветная в окружении девяти чинов Сил небесных, расположенных в двух ярусах, на трех лотках. На восточном лотке развернута композиция Распятия с четырьмя предстоящими, с двумя оплакивающими Христа ангелами.

http://sobory.ru/article/?object=08332

Увлекаясь общим примером, воины также ругались над Иисусом Христом. Даже один из распятых с Ним злодеев, убийца, и тот, в последний мучительный час свой, нашел в себе довольно силы, чтобы также укорить невинного Страдальца. «Если Ты Христос, – говорил он, – спаси Себя и нас». Впрочем, другой из распятых разбойников не был похож на этого ожесточенного изверга, напротив, он даже унимал своего товарища и говорил ему: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что приняли достойное нашим делам, а Он ничего плохого не сделал». И потом, обратясь к Иисусу Христу, сказал с чувством глубочайшего благоговения: «Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое». На такое трогательное выражение искреннего раскаяния и крепкой веры Господь отвечал каявшемуся разбойнику: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю». В то время, когда бессмысленная толпа и злобные враги старались насколько возможно усугубить страдания Господа в последние горькие минуты, Пресвятая Дева и любимый ученик Христов Иоанн, Мария Магдалина, Саломия и многие другие преданные Ему женщины из Галилеи стояли вдали и смотрели на Него с безмолвной горестью. И какова должна быть скорбь Богоматери при виде такого незаслуженного позора, таких страшных мук Ее Божественного Сына. Теперь-то оружие пронзало Ее материнское сердце, как некогда предсказывал Ей Симеон Богоприимец. Иисус Христос, и среди мучений не переставая заботиться о Своей Матери, с креста поручил Ее защите и попечению любимейшего Своего ученика. Чтобы передать им Свою мысль, не обнаруживая их присутствия перед Своими врагами, Господь обратился к Своей Матери и, взором указывая Ей на Иоанна, сказал: «Жено! Се, сын Твой». Потом, посмотрев на ученика и указав ему на Марию, сказал: «Се, Матерь твоя!» Иоанн понял желание своего Учителя, последняя воля Его была для него священной. Он взял Богоматерь в свой дом и, подобно сыну, с нежностью заботился о Ней до самого дня Ее блаженного успения. Протоиерей А. Рудаков Смерть Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И певчие толпятся у порога Под фонарём и стягом золотым,   У Всех Святых весь век ли свой оплакать И память жечь – как пальцы о свечу? И вновь очнуться, воском пол закапав, Едва заденет кто-то по плечу?   Опять не там, не так и не по чину – Какой судьбой в субботу занесло Бессмертия угадывать причину Сквозь пурпурное тёмное стекло?   Но, как и прежде, горько благодарен Я всей нелепице своих календарей И свечке тоненькой, чей сладок и угарен Последний вздох великопостных дней.   1977 26 апреля 2011г. 21:42 При всём желании,как бы мы не старались,какие бы мы усилия не предпринимали,как бы не велико было желание пережить страстную седмицу так ,как,с нашей точки зрения её должен переживать истинно верующий,истинно любящий Господа,истинно православный христианин и тем не менее происходит,зачастую как раз то,что описанно в статье.Как правило такие попытки не оставляют после себя ничего,кроме недовольства самим собой,полной безпомощности,а то и глубокой  опустошонности.И слава Богу,за этот урок,без Меня не можете творить ничего,такие слова были сказаны им всем нам и не стоит и пытаться что то пережить,что то прочувствовать,чем то проникнуться не имея в сердце его духа,стяжать который есть задача задач.а всё остальное-прилагательное,само собой вытекающее и последующее за осуществлением наиглавнейшего.Смирение и полное и безоговорочное доверие к Спасителю,упование на его милость и на промысел его о нас,как мне кажется,лучшее лекарство в таких ситуациях. Линник Юрий Иванович 21 декабря 2011г. 12:50 Какая прекрасная, изумительная статья!! это даже не статья, а маленькая поэма в прозе (или большое стихотворение в прозе). Анна Гальперина - не только первоклассная журналистка, но и очень талантливый поэт. Особенно потрясает финал, где она воображает себя одной из жен-мироносиц. В  связи с этим я вспоминаю проповедь одного священника, которую когда-то слышал в церкви. Три жены-мироносицы - Мария-Богоматерь, Мария Магдалина и Мария Клеопова - это три разных типа женщин: непорочная дева, раскаявшаяся блудница и - третий тип - Мария Клеопова - как бы посередине между этими двумя крайностями: обычная женщина, которая была замужем и родила нескольких детей. Все три типа одинаково приятны Богу. Думаю, что священник не сам это выдумал, а вычитал у кого-то из святых отцов.   

http://bogoslov.ru/article/1620828

Само присутствие Магдалины в сцене Успения — нечто необычное и неожиданное. Магдалина на предшествующих живописных полотнах если и участвует в сценах оплакивания, то не Девы Марии, а Иисуса Христа, и всегда в составе группы «трех Марий». Но если мы вспомним, что церковь, для которой был написан образ, была связана c Casa Pia, приютом для бедных женщин, в том числе для бывших проституток, то сидящая у одра Магдалина, которая в западной церковной традиции (в отличие от православной) ассоциируется с упомянутой в Евангелии раскаявшейся блудницей, идеально соотнесется с этим фактом и ее появление в сцене именно этого «Успения» получит глубокий смысл.  Исследователи обращают внимание и на деревянный крест, еще один скрытый «знак Христа» в картине, который образуют балки под потолком или перпендикулярные линии дощатого ложа Богоматери и спинки стула, на котором сидит Магдалина.  Но пожалуй, главная деталь, мимо которой не может пройти никто из пишущих об этой картине и которую трактуют очень по-разному, это огромный кусок ткани — полог, занавес — красного цвета, свисающий с потолка.  Загадка красного занавеса Одни видят в нем указание на присутствие самого Христа над сценой Успения (в традиционной иконографии Христос должен находиться над ложем уснувшей матери). Полог может в прямом смысле скрывать Христа от наших глаз, как театральный занавес скрывает сцену, а может быть еще одним видимым «знаком Христа», в ряду других знаков в этой работе.  Цвет занавеса не может не вызвать в памяти «багряницу», в которую римские воины издевательски, не ведая, что творят, облачили Христа перед распятием: …надели на Него багряницу и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову (Мф 27:27).  Дева Мария прямо связана через образ «пурпурной багряницы» с плотью Христа в Великом Покаянном каноне святого Андрея Критского. Но еще важнее в данном случае вспомнить слова апостола Павла, который сравнивает плоть Христа с завесой храма: Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою (Евр 10:19–20).  

http://foma.ru/uspenie-devy-marii-karava...

В рус. искусстве позднего средневековья образ И. А. встречается на иконах из деисусного чина (нач. XVII в., Национальный музей, Стокгольм); как небесный покровитель заказчика представлен на иконе «Богоматерь Печерская, со св. Евфимией, Иаковом Алфеевым, прп. Мартином и Иоанном воином» (XVII в., частное собрание). Лит.: Ерминия ДФ. С. 156; Garrucci R. Storia della arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. Prato, 1877. T. 4. Tav. 240.2, 255; Medea A. Gli affreschi nelle cripte eremitiche pugliesi. R., 1939. T. 2. Fig. 31; Антонова, Мнева. Каталог. 1963. Т. 1. 41. С. 104; Менолог. С. 193, 194, 234, 263, 347, 363, 378; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Ил. 512, 513. С. 165; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843-1261: [Cat.]/Ed.: H. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997. Cat. 9. P. 43; LCI. Bd. 7. Sp. 47-51; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 171, 208. Рис. 80. Табл. XIX, XXIII; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 259. М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) КОРНИЛИЙ СОТНИК (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля)

http://pravenc.ru/text/200309.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010