Каменная церковь Свт. Николая Чудотворца, выстроенная после первого пожара, от сильного огня обрушилась. Однако благодаря стараниям игумений, неустанным трудам сестер, пожертвованиям жителей города, Никольский девичий монастырь снова был восстановлен. В 1738 году в монастыре была построена новая холодная каменная церковь Святителя Николая Чудотворца. Узорчатые карнизы и наличники окон, крыльцо и терраса с южной стороны делали фасад храма особенно нарядным. Храм славился своей прекрасной акустикой. В стенах были устроены голосники в виде кувшинов, которые позже были заделаны. Этот храм, а также деревянная церковь во имя Богоявления были возведены стараниями и трудами игуменьи монастыря Марии (Грузинки), управлявшей обителью 30 лет (1719–1749). В 1764 году после церковной реформы правительства Николаевский девичий монастырь сделался штатным третьеклассным, с окладом жалования игуменье и 16 сестрам. С 1777 по 1784 год монастырем управляла тоже игуменья Мария. В 1777 году ее усилиями деревянная Богоявленская церковь была заменена каменной. В 1779 году она украсила Никольский храм деревянной скульптурной группой, изображающей Погребение Спасителя. Ее автором был талантливый арзамасский священник Василий Ильин. Все фигуры были вырезаны в рост человека. Они представляли собой четырех евангелистов, стоящих у гроба, в котором лежал Спаситель, в главах Его стояли ангел с настоящей свечой и Иосиф Аримафейский, у ног – еще один ангел и Никодим. Близь гроба – плачущая Богоматерь, поддерживаемая Иоанном Богословом, и Мария Магдалина. Это был образец выразительного, доселе невиданного церковного искусства. В XIX веке в Арзамасе процветали самые разнообразные женские рукоделия. Около 1840 года в Николаевском монастыре появился новый промысел: там стали вязать ботинки и сапожки из разноцветной шерсти с узорами в виде цветов и листьев. Все арзамасские модницы хотели иметь такую нарядную обувь, монастырь был буквально завален заказами и вскоре это рукоделие переняли городские девицы и женщины. В 1860-х годах такие ботинки вязали по 10.000 и более пар в год, этот товар увозили во все города России. Так Николаевский монастырь дал городу новый промысел и обогатил женщин Арзамаса.

http://sobory.ru/article/?object=04969

По примеру Пресвятой Девы, Мария Магдалина с сонмом других благочестивых жен и во главе их посвятила себя Господу. Чистая, беззаветная любовь к Божественному Учителю влекла благочестивых жен за Ним всюду в Его путешествии с проповедью Евангелия ( Мк.15:40–41 ; Лк.8:2–3 ). Не выступая сами на поприще какой-либо общественной деятельности, они свидетельствовали свою преданность и любовь Господу, нас ради обнищавшему ( 2Кор.8:9 ) и не имевшему, где главы подклонити ( Лк.9:58 ), – трудами рук своих и имениями своими ( Лк. 8:3 ). Здесь, в этом непосредственном движении чувства любви к Господу, коренилась вместе и глубочайшая сила убеждения в божественной истинности и спасительности учения Господа Спасителя. Это сказалось в нравственном участии св. Марии Магдалины в страданиях Его. Когда Господь шел положить душу Свою за спасение мира, она с другими неутешными женами ( Лк.23:27 ) следовала за Ним на Голгофу, и там сначала издалека с трепетом взирала на распятие Господа ( Мк.15:40 ), а затем, по неудержимому влечению любви, забыв всякий страх, приблизилась к самому кресту Христову вместе с Богоматерью и другими женами ( Ин.19:25 ), и здесь своею нежной сострадательностью облегчала скорбь Богоматери, а силою горячей веры и пламенной любви удостоилась сострадать Самому Господу и принять в свое сердце Его последний вздох. Поистине любовь Марии Магдалины к Господу была крепка, как смерть ( Песн.8:6 ) или даже крепче самой смерти, поскольку смерть Господа нимало не ослабила, не охладила ее пламенной любви к Господу. В те страшные часы, когда все оставили Господа ( Мф.26:56 ; Лк.23:48 ), когда и Сама Матерь Божия, изнемогшая от невыразимых душевных страданий, удалилась от креста Божественного Сына Своего с Его возлюбленным учеником ( Ин.19:27 ), Мария с немногими другими женами оставалась при возлюбленном Учителе. Они сидели против гроба ( Мф.27:61 ), наблюдая, как Иосиф с Никодимом погребали тело Господа ( Мк.15:47 ). Пламень любви к Божественному Мертвецу пылал в сердцах их, и, заметив, что Иосиф и Никодим в поспешности лишь покрыли тело пеленами и обсыпали благовониями, но не помазали его ароматами ( Ин.19:39–40 ), как то делалось при иудейских погребениях, они твердо решили восполнить это опущение и воздать последний долг возлюбленному Учителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Крест беспробного серебра, гладкий, вызолоченный, длиной 9 ¼ верш. В описях значится под 1. На нем накладные, резные с чернью образа: вверху Господа Саваофа, благословляющего обеими руками, под ним Распятие, по сторонам Богоматерь и св. Иоанн Богослов с молитвенно простертыми к Спасителю руками. На сих образах четыре золотых венчика с алмазами. Внутри креста вложены в дерево части мощей разных святых, числом 86, как это видно из надписей на серебряной дске, покрывающей дерево. В нем веса, без дерева, 3 ф. 72 зол. «Того ж креста киот древянной оклеен бархатом зеленым, а внутри атласом зеленым же; у него на верхней дске пять плащей, две петли и крючок сребренные, белые, гладкие» 7 . Крест серебряно-позолоченный, гладкий, с витой по краям обделкой, длиной 8 ½ верш. Распятие Господне с двумя предстоящими и глава Адамова писаны по серебру красками с эмалью. В верхней части креста пять круглых, крестообразно расположенных запон с изумрудами и яхонтами, в один ряд обнизанных мелким жемчугом, а средняя крупным. И самый крест до рукоятки унизан по краям, через камушек (лал, изумруд), крупным жемчугом. В кресте св. мощи: ап. Андрея Первозванного, архидьякона Стефана и великомуч. Феодора Стратилата, Пантелеймона и Меркурия, как это видно из надписей на дереве, в которое вложены частицы мощей. На рукоятке вырезано следующее: «Въ лто 7199 (1691), генваря въ 15 день, построенъ крестъ въ Петровской монастырь, что словетъ Высокой, для души боярина и Кириловича Нарышкина. А построила жена ево бояроня Прасковья Алексевна Нарышькина». В нем веса, без дерева, 1 ф. 56 зол. «Того ж креста киот древяной обложен бархатом голубым, а внутри атласом голубым же; на верхней дске на угоднике и снизу яблочки железные» 8 . Крест серебряный позолоченный, длиной 9 ½ верш. На передней стороне креста чеканные изображения, вверху Господа Саваофа и под ним Духа Св. с двумя (по сторонам) Ангелами. По сторонам Распятия изображены: Богоматерь, Мария Магдалина, Иоанн Богослов и Логгин Сотник, а внизу святители Московские Петр и Алексий. На рукоятке креста, обнизанного вокруг кафимским жемчугом и изумрудами, вырезаны слова: «1702 года приложила крестъ въ Петровской монастырь вдова Малания Тимоевна Нарышкина по боярине Матее илимоновиче Нарыш(кине)». В нем веса 2 ф. 19 зол.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Ранним шедевром М. является т. н. Пизанский полиптих, созданный по заказу нотариуса Джулиано ди Колино дельи Скарси для его капеллы в ц. Санта-Мария-дель-Кармине в Пизе (1426, разобран в ходе реконструкции церкви в кон. XVI в.). В его состав входили «Мадонна с Младенцем на троне» (Национальная галерея, Лондон), небольшие панели с фигурами блж. Августина, блж. Иеронима и 2 святых кармелитов, пределла со сценами «Поклонение волхвов», «Распятие св. Петра» и с сюжетами из Житий св. Иулиана и св. Николая (Гос. музеи, Берлин; последние исполнены, вероятно, Андреа ди Джусто), «Распятие» (Национальный музей Каподимонте, Неаполь), масштабные полуфигурные изображения св. ап. Павла (Национальный музей Сан-Маттео, Пиза) и св. ап. Андрея (Музей Гетти, Лос-Анджелес). Крепкие, округлые фигуры, укутанные в тяжелые плотные драпировки, освещены ослепительно ярким светом, золотой фон усиливает сияние густых чистых красок; все лица глубоко индивидуализированы; особой естественностью и искренностью отличается младенческий лик Христа. Если в центральной створке алтаря ощущение пространства создается благодаря резкому перспективному сокращению архитектурного элемента - трона Мадонны, то на его верхней панели, в сцене «Распятие», оно формируется исключительно за счет расстановки фигур и распределения света и тени. В ней скупыми и точными средствами передана вся гамма человеческой скорби: истовая немая мольба Богоматери, неподвижно смотрящей вверх, потерянность и плач отвернувшегося св. Иоанна и порыв бросившейся с воздетыми руками к подножию Креста Марии Магдалины, чьи волосы разметались тонкими золотистыми прядками по алому плащу. По возвращении из Пизы М. жил во Флоренции на Виа-деи-Серви вместе с матерью и братом, Джованни ди Джованни по прозванию Скеджа, к-рый также был живописцем и прославился как автор расписных панелей для сундуков-кассоне. Вероятно, М. работал в сфере «домашней» живописи: в посмертной описи обстановки Лоренцо Великолепного (1492) упоминается деско да парто (итал. desco da parto - круглое или 8-угольное двустороннее расписное деревянное блюдо, к-рое подносилось в дар роженице) работы М. со сценой родовой схватки ( Stapleford R. Lorenzo De " Medici at Home: The Inventory of the Palazzo Medici in 1492. Univ. Park (Penn.), 2013. P. 142). Однако приписываемый М. поднос со сценой посещения роженицы (Гос. музеи, Берлин), который композиционно напоминает рельефы Донателло, по-видимому, является работой подражателя. После 1426 г. принято датировать небольшой образ Богоматери с Младенцем (Галерея Уффици, Флоренция), приписываемый М. и созданный по заказу кард. Антонио Казини.

http://pravenc.ru/text/2561222.html

170. Миниатюра Евангелия 54. Изображение это находится в мозаиках в Монреале 2462 и во многих афонских и русских храмах 2463 ; на иконах (греч. икона киевск. музея 25), в лицевых Страстях, где в числе присутствующих являются сестры Лазаря, иногда Логин и др. В греческом подлиннике: позади Богоматери стоят св. жены с ароматами, Иоанн Богослов лобзает десницу Иисуса Христа; Мария Магдалина – шуйцу, а Богоматерь – лицо; в перспективе горы 2464 . Памятники средневековья на Западе придерживаются той же схемы, но допускают уклонения в деталях. Сцена испрошения тела принимает иногда игривый характер: в приемной комнате Пилата размещены попугаи и собачки, не совсем дружелюбно встречающие Иосифа (Библия нац. библ. 9561, л. 179). Обычный тип снятия тела: в Евангелиях ахенском 2465 и трирском 2466 , на окладе Евангелия в церкви Св. Иоанна в Монце 2467 , в молитвеннике нац. библ. 1176 (л. 121), 1161 (л. 181), в Библии 9561, в рукописи нац. библ. fr. 828 (л. 204); в рукописи, изданной Бастаром, над крестом помещены два ангела с кадилами в руках 2468 ; а в Библиях бедных снятие с креста сопоставляется с созданием Евы из ребра Адама и изведением воды Моисеем в пустыне 2469 . Положение тела Иисуса Христа во гроб по памятникам византийским и русским представляется в двух типах, или моментах. Самый древний тип есть в то же время тип, наиболее соответствующий евангельскому повествованию о погребении Иисуса Христа и еврейской погребальной обрядности. Гроб имеет вид пещеры в горной скале; тело Иисуса Христа завернуто в белую плащаницу и перевязано наподобие спеленутого младенца. Иосиф и Никодим, держа его в горизонтальном положении, приближаются с ним к входу пещеры. Единственную черту идеализации сцены составляют нимбы. Такова композиция в кодексе Григория Богослова 510 (л. 30 об.; рис. 169) 2470 , барбериновой псалтири ( Пс. 86 ), в Евангелии 74 (л. 59 об.; 99 об.; 208), в Евангелии елисаветградском; гелатском (л. 138) 2471 . В последнем из этих кодексов в сцене перенесения тела участвует Богоматерь: она или следует за перенесением, или поддерживает тело Спасителя (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

б) Но вот мы видим женщину в положении матери. Сколько благ она может излить и здесь! Чего ждет дитя от матери? Оно ждет заботы о вкоренении в его жизнь, его душу, добрых начал: страха Божия, любви к Богу и ближнему, послушания; оно ждет искоренения всего, что проявляется в нем греховного, нехристианского. И кто же все это может сделать и делает, как не мать богобоязненная, мать любящая Христа, работающая Христу? Скажите, кто вольет в душу дитяти эту любовь ко Христу, как не та, которая сама обладает любовью к Нему? Кто чего не имеет сам, тот не может того дать и другим. Да, такая мать собственным опытом дознала сладость любви ко Христу; собственным опытом изведала цену благочестия христианского; потому влить эту любовь в детей, воспитать их в страхе Божием, она считает существенною своею обязанностью и при всяком случае старается сделать своему дитяти или наставление, или обличение, по возможности не давая ему всецело рассеяваться детскими забавами, но насколько возможно чаще ум и сердце обращая к Господу Богу. Пусть другим кажется это и трудным, пусть у них и времени на это не достает: у матери благочестивой всего этого очень много. Она знает время и способ, когда и как воздействовать на дитя. И вот она то читает ему святое Евангелие, то питает его ум, воображение и сердце благочестивыми рассказами о жизни Иисуса Христа, Богоматери и святых, то идет с ним в храм и другие святыя места для поклонения святым мощам и чудотворным иконам, то и дома становится с ним на молитву. Живая, впечатлительная природа дитяти все это с любовью воспринимает, оставляет в себе неизгладимым часто на всю жизнь. Таким образом в благочестивом семействе благочестивою матерью делается самое главное в духовной жизни человека – полагается основание всякого добра в его сердце, с надеждою видеть добрый плод. Многие святые первоначальными наставницами в благочестии имели своих матерей. О, жены! вот поле ваше – это семья, это дети ваши. Сейте на этом поле более и более семян добрых, чтобы и вам было чем порадоваться здесь и за что получить возмездие там, когда от всякого нелицеприятный Судия потребует добра и добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Затем беспрепятственно, вместе со своими отцами и супругами, приходя на народный празднества к святилищу Божию с произведениями рук своих и обетными жертвоприношениями, или и навсегда оставаясь служить при дверях его ( Исх. 38:8 и др.), девы и жены сами уже являются пророчицами, чтобы помогать развитию и укреплению веры в грядущего Мессию (начиная с Мариамны), и му­ченицами, чтобы бестрепетно умирать за исповедание этой веры (мать маккавеев). Наконец настало время, когда любовь Божия определила распространить на весь мир то сокровище, которое прежде было вверено для охранения только одному народу. Одна из дочерей Израиля, напитанная словом Божиим, предочищенная Духом Святым, посвятившая годы юности своей подвигам по­ста и молитвы при храме, удостоивается стать преблагословенною матерью самого Господа Искупителя. Таким образом, если чрез женщину вошли в мир грех и проклятие, то чрез женщину же, действительно, вносит­ся в мир благодать спасенья и восстановления, и сама она в лице Девы-Богоматери, возносится здесь на не­обычайную степень величия и славы. Отныне во Христе Иисусе нет различия между мужеским полом и женским ( Гал. 3:28 ). Как сонаследницы благодатной жизни ( 1Пет. 3:7 ), и женщины, наравне с мужчи­нами, призваны к участию в служении Богу – Спасителю и освящению святыми таинствами церкви, и вот они, по дару и действию Духа Святого, являются в церкви Христовой не только вполне достойными ученицами Евангелия, но и равноапостольными проповедницами его неверных, – какова и прославляема нами ныне святая Мария Магдалина, – диакониссами, посвящающими силы души и тела своего на утешенье и попечение о болящих и сиротствующих, бесстрашными исповедницами и мученицами за имя Христово, подвижницами, отдающими чи­стую девственную жизнь свою небесному Жениху. Так дорога была нежная, способная к самоотверженной люб­ви и преданности, женская натура для религии Христовой, проповедующей в деле служения Богу и человечеству любовь, терпение и кротость, – качества, которые оста­вались неведомыми древнему миру, или же не замечались им в женщине! Впрочем божественный Основатель церкви и апостолы Его, устрояя все в ней благообразно и чинно ( 1Кор. 14:40 ), также не позволяют женщине проповедовать публично пли священнодействовать в церкви, а предписывают слушать и молиться в молчании и, согласно почти общепринятому обычаю древности, с покрытою головою в знак свойственной ей скромности ( 1Кор.11:5, 10, 13–14, 34 ; 1Тим. 2:11–12 ), хотя это не освобождает мать семейства от обязанности учить вере дома, наравне с мужем-отцом, своих чад и домочадцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Переходим к южной стороне. Наверху в медальонах – Богоматерь Смоленская, чудотворный образ которой находился в войсках в 1812 году. Накануне Бородинской битвы Кутузов приказал обнести этой иконой все полки. По сторонам от Смоленской – святые, в дни памяти которых происходили важнейшие битвы 1812 года: Роман Рязанский – сражение при Клястицах 19 июля, апостол Фома – сражение под Полоцком и Тарутином 6 октября, Иоанн Креститель – сражение при Малоярославце 12 октября, Иона Новгородский – сражение при Красном 5 ноября. Внизу по сторонам арок трех крылец южного фасада – горельефы, изображающие события Ветхого Завета: явление архангела Михаила Иисусу Навину перед тем, как тот победил в битве с врагом, значительно его превосходящим, Моисей, освободивший свой народ от плена египетского, сестра его Мариам, с тимпаном в руках воспевающая: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море!», пророчица Девора и Варак, которому она предсказала победу над войсками язычников. Все они, по замыслу Филарета, являли собой истину, что истинно верующий не погибнет, ибо спасен будет Богом. В память о сражениях 1812 года на южном фасаде: Варлаам Хутынский – второй день сражения при Красном, 6 ноября, благоверный князь Гавриил Псковский – защита Пскова и святые Антоний и Феодосий Печерские – защита Киева. Здесь же, на южном фасаде Филарет очертил две ветхозаветные горельефные картины, посвященные триумфальному возвращению императора Александра из Заграничного похода: Давид, несущий своему народу голову поверженного Голиафа, и Авраам, встречаемый первосвященником Мельхиседеком после победы над языческими вождями. Идем далее, на восточную сторону. Она располагается за алтарем. В центре наверху в медальоне – Владимирская Божья Матерь. Праздник этой иконы – 26 августа, день Бородинского сражения. В других медальонах – царица Александра, Мария Магдалина, Анна Пророчица и великомученица Екатерина. Внизу по назначениям, расписанным Филаретом, горельефы, изображающие первых московских митрополитов – Петра и Алексея. Петр держит хартию с изображением Успенского собора, Алексей благословляет церковь Архистратига Михаила в Чудовом монастыре. По сторонам от них – святитель Стефан Пермский с хартией изобретенного им письма зырянского языка, преподобный Сергий Радонежский, московские митрополиты Иона и Филипп, преподобные Никон Радонежский и Иосиф Волоцкий , черниговские святые – благоверный князь Михаил и боярин Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Следующие пять картин выставки имеют предметом своим величайшие, так сказать, моменты отношения Бога к миру, по учению православной церкви. Первыми по времени проявления из изображенных на этих картинах было, конечно, «Распятие»; на нем я и остановлюсь поэтому, прежде всего. Картина эта по содержанию своему сравнительно сложная. Главное место на ней, конечно, занимает изображение Распятого на кресте Господа нашего Иисуса Христа; по сторонам Его изображения распятых с Ним двух разбойников – «благоразумного» по правую сторону и хулившего Господа – по левую; по правую же сторону – между крестом Господа и разбойником – изображение плачущей Богоматери и около Нее возлюбленного ученика Господа св. ап.Иоанна. Богослова, а у самых ног распятого Господа по левую сторону креста в сидячем положении св.Мария Магдалина; левее – впереди креста разбойника две фигуры вооруженных воинов, а в самом низу в некотором отдалении, сзади креста Господа, очевидно у подножия возвышения, на котором водрузили кресты наполовину видны священники иудейские, фарисеи и другие из народа, пришедшие на позорище. Фоном картины служит красно багровое небо с таким же склонившимся к западу солнцем и клочьями разорванных облаков, и между ними зигзагами молний. На самом верху – над облаками, на темно-синем небе лики ангелов, с ужасом взирающих на совершающееся на Голгофе. В общем, картина производит потрясающее впечатление. Распятый на кресте Спаситель изображен, очевидно, уже испустившим дух, с опущенною главою и смежившимися очами на покорно-спокойном лике; то же, не просто мертвое, а именно покорное, спокойствие, так привычное православному глазу на наших старинных иконах и не обычное на картинах последнего времени, заметно и в положении всего тела Спасителя. Смотря на это, изображение, вы чувствуете что-то божественное в этом страдальце, и невольно проникаетесь благоговением. Еще ниже, чем Спаситель, опустил голову так, что лицо совсем не видно, и распятый по правую от Него сторону благоразумный разбойник, также как Спаситель, осиянный каким-то светом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Первой после Богоматери Иисус Христос воскресший явился Марии Магдалине. По прошествии дня покоя, утром в первый день недели сия благочестивая жена вместе с другими Мироносицами пошла ко гробу Господа, чтобы помазать тело Его благовониями. Приближаясь ко гробу, Мироносицы в недоумении говорили между собой: кто отвалит нам камень от дверий гроба? Но видят, что камень, который бе велий зело, уже отвален от гроба и гроб открыт. Магдалина, думая, что тело Господа перенесено отсюда в другое место, тотчас и поспешно удаляется. Спутницы же её вошли во гроб и, не найдя тела Господа, недоумевали; тогда перед ними предстали Ангелы в блистающих ризах. Жены были в страхе и потупили взоры на землю. Что ищете Живого с мертвыми? вещали им Ангелы, – несть зде, но воста: помяните, якоже глагола вам. Приидите, видите место, идеже лежа Господь. И скоро шедгие рцыте учеником Его, яко воста от мертвых: и се варяет вы в Галилеи: тамо Его узрите ( Мф.28:5–7 ; Мк.16:1–7 ; Лк.24:1–7 ; Ин. 20:1–2 ). Но Магдалина предварила своих спутниц с известием к Ап. Петру и Иоанну, что нет тела Господа во гробе. Апостолы немедленно поспешили туда и, войдя во гроб, нашли в нём одни пелены и плат, бывший на голове погребённого Спасителя, и возвратились домой. Магдалина, пришед опять ко гробу Господа, стояла подле гроба и плакала, не зная, где найти тело Господа. В это время она, обратившись назад, видит, но не узнаёт стоящего Спасителя. Он спрашивает её: жено, что плачеши? кого ищеши? Мария отвечала вопрошающему, считая Его за вертоградаря: аще ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его: и аз возьму Его. «Марие!» восклицает мнимый вертоградарь. Учителю! вопиет плачущая и повергается перед воскресшим Господом ( Ин.20:3–17 ). Это было первое явление Воскресшего, упоминаемое в Евангелии. Явясь по воскресении своём Марии Магдалине – одной, Господь вторично явился ей же и другим жёнам, когда они, по повелению Ангелов, со страхом и радостью великой спешили возвестить Апостолам о воскресении Господа. Воскресший встретил и приветствовал их: радуйтеся! Они приступили к Нему, ястеся за нозе Его и поклонистеся Ему. – Не бойтеся, сказал Он им, идите, возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят. Они возвестили Апостолам о воскресении Господа, но ученики не поверили жёнам ( Мф.28:1–11 ; Лк.24:9–11 ). Как жена первая из прародителей пала в грех и услышала от Бога: умножу печали и воздыхания твоя ( Быт.3:16 ), так жёны первые из верующих во Христа узрели Воскресшего и вкусили радость воскресения!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010