В первый день по воскресении Своем воскресший Господь, по церковному преданию, явился прежде всех Пречистой Матери Своей Деве Марии; но Евангелие ничего не упоминает об этом явлении воскресшего Господа. Согласно этому преданию, св. церковь воспевает в своих песнопениях, обращаясь к Богоматери: «Воскресшего видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы богоблагодатная, чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вину восприяла еси, Богомати всенепорочная». Затем последовали другие явления воскресшего Господа, и все верующие узнали об этом радостном, великом событии. Рано на рассвете первого дня недели, в который Иисус Христос воскрес, Мария Магдалина, и Мария, мать Иаковлева, и Саломия поспешили ко гробу с приготовленными драгоценными благовониями, чтобы помазать тело Господа. Войдя в сад и зная, что камень, приваленный ко входу в гробовую пещеру, был весьма велик, жены мироносицы стали говорить между собою: «кто отвалит нам камень от дверей гроба?» Окрыляемая глубокой скорбью и пламенной любовью к Господу, Мария Магдалина опередила прочих жен мироносиц, нашла камень отваленным, вошла внутрь пещеры и, не найдя тела Господня, поспешила сообщить об этом апостолам Петру и Иоанну. Вслед затем пришли и прочие жены и с изумлением нашли камень отваленным и гробовую пещеру пустой. Мария же Магдалина, прийдя к Петру и Иоанну, со скорбью возвестила им: «унесли Господа из гроба, и не знаю, где положили Его». Между тем оставшиеся при пещере жены-мироносицы, когда недоумевали о происшедшем, увидели юношу в белой блистающей одежде, сидящего на правой стороне гробовой пещеры. Они пришли в страх и потупили взоры в землю, но ангел сказал им: «не бойтесь; знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Что вы ищете живого с мертвыми? Нет Его здесь, Он воскрес. Вспомните, как Он говорил вам, еще будучи в Галилее, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и подите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых и встретит вас в Галилее; там Его увидите». Мироносицы вспомнили слова Иисуса Христа, и на них напал трепет и ужас. Поспешно выйдя из пещеры гроба, они со страхом и радостью великой побежали возвестить ученикам Иисусовым ангельскую весть, но никому другому ничего не говорили, потому что боялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

85 об.; 217, 272 об.), а вверху парящие ангелы (л. 85 об.). В ватиканском Евангелии 1156 Богоматерь приникает к лицу Иисуса Христа; над погребальной пещерой три св. жены плачущие, три рыдающих ангела и солнце в виде красного круга с лучами 2472 . Простая схема на греческой резной (на камне) иконе XIII в. в средневековом отдел. Эрмитажа (зал резьбы по слоновой кости, шкаф I, 14: Мария Магдалина и Мария Иаковлева стоят в отдалении за горой), также в армянском Евангелии публ. библ. 1635 г. (л. 15) и в коптском (сцена оживлена роскошным садом, л. 275), в мозаиках Монреале 2473  и некоторых позднейших стенописях. На греческой иконе киевского музея 25) – над пещерой изображен сумрак, в котором возможно различить звезды и несколько ангелов; так изображена славная таинственная ночь. Образцом второго типа композиции может служить миниатюра афоноватопедского Евангелия 101–735 (л. 17 об.): у подножия креста, на котором уже нет распятого Спасителя, стоит каменный гроб и в нем лежит Спаситель; у главы Его стоят Богоматерь и Иоанн Богослов плачущие, у ног – старец Иосиф; на правой стороне молодой Никодим с лестницей в руках, внизу сидят три плачущие женщины; они в отчаянии простирают руки к гробу; из-под головных покровов их выбиваются распущенные волосы. Трактование сюжета, очевидно, уже не то, что в древнейших памятниках. Евангелие императорской публ. библ. 105 различает два момента: положение тела во гроб в собственном смысле (л. 178) и перенесение спеленутого тела в пещеру и, таким образом, соединяет механически два типа композиции. К тому же, второму типу можно отнести миниатюру армянского Евангелия 1688 года (л. 10), где при положении тела во гроб присутствуют, кроме Богоматери и Иосифа, трое мужчин и женщина, стоящие позади гроба. Тип этот принят был во второй половине XVII в. для русских антиминсов 2474 : Спаситель, опоясанный лентием, полагается Богоматерью и Иосифом, или Иосифом и Никодимом, во гроб; иногда видны сосуды с ароматами; позади гроба стоят плачущие – Богоматерь, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Мария Клеопова и Иоанн Богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

После вознесения Господня Мария Магдалина, несомненно, была среди некоторых жен (Деян 1:14), единодушно пребывавших в молитве со святыми Апостолами и Богоматерью в горнице в ожидании сошествия Святаго Духа. Поздний путешественник описывает места во святом граде Иерусалиме. В храме во имя Константина и Елены “привели где Христос сидел на камени, когда явился Марии Могдалыне А камень, что стул, круглой, красной кремен” 2 . В храме Воскресения Христова “лежит камень, на коем Христос сидел и явился Марии Магдалыни” 3 . Церковное предание сохранило сведения о её подвигах в столице тогдашней империи. «В Риме, явившись к императору Тиверию, святая Мария Магдалина поднесла ему красное яйцо со словами: “Христос воскресе!”. Затем она рассказала императору о крестных страданиях Спасителя. Поднесение яйца было обычно в то время как знак радости. Со времени святой Марии обмен яйцами в день Воскресения Господа между христианами вошёл в обычай» 4 . Об этом говорится в акафисте святой мироносице. В 11-м икосе читаем: “Достигши же даже до древняго Рима, мужески Тиверию кесарю предстала еси и тому образом краснаго яйца и мудрыми словесы живоносную силу Христа уяснила еси, лукаваго же Пилата и безбожнаго архиерея обличила еси, да по беззаконным делом своим достойная приимут Радуйся, гнева кесарева не убоявшаяся; радуйся злобу и коварство врагов Христовых тому показавшая” 5 . Церковный историк Евсевий Памфил говорит о том, что римский император Тиверий (14–37) знал от Пилата о событиях в Палестине, о молве о воскресении Христа Спасителя “и не замышлял против Христова учения ничего несообразного” 6 . Более того, предполагается, что благодаря проповеди Марии Магдалины римский правитель предлагал сенату “включить Христа в сонм римских богов” 7 . Святая мироносица знала апостола Павла, которого Господь призвал к проповеди Евангелия уже после Своего преславного Вознесения и, очевидно, помогала ему в миссионерском служении. Поэтому апостол Павел в конце Послания к Римлянам пишет: Целуйте Мариамь, яже много трудися о нас (Рим 16:6).

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

После вознесения Господня Мария Магдалина, несомненно, была среди некоторых жен (Деян 1:14), единодушно пребывавших в молитве со святыми Апостолами и Богоматерью в горнице в ожидании сошествия Святаго Духа. Поздний путешественник описывает места во святом граде Иерусалиме. В храме во имя Константина и Елены " привели где Христос сидел на камени, когда явился Марии Могдалыне А камень, что стул, круглой, красной кремен " В храме Воскресения Христова " лежит камень, на коем Христос сидел и явился Марии Магдалыни " Церковное предание сохранило сведения о ее подвигах в столице тогдашней империи. " В Риме, явившись к императору Тиверию, святая Мария Магдалина поднесла ему красное яйцо со словами: " Христос воскресе! " . Затем она рассказала императору о крестных страданиях Спасителя. Поднесение яйца было обычно в то время как знак радости. Со времени святой Марии обмен яйцами в день Воскресения Господа между христианами вошел в обычай " Об этом говорится в акафисте святой мироносице. В 11-м икосе читаем: " Достигши же даже до древняго Рима, мужески Тиверию кесарю предстала еси и тому образом краснаго яйца и мудрыми словесы живоносную силу Христа уяснила еси, лукаваго же Пилата и безбожнаго архиерея обличила еси, да по беззаконным делом своим достойная приимут Радуйся, гнева кесарева не убоявшаяся; радуйся злобу и коварство врагов Христовых тому показавшая " Церковный историк Евсевий Памфил говорит о том, что римский император Тиверий (14-37) знал от Пилата о событиях в Палестине, о молве о воскресении Христа Спасителя " и не замышлял против Христова учения ничего несообразного " Более того, предполагается, что благодаря проповеди Марии Магдалины римский правитель предлагал сенату " включить Христа в сонм римских богов " Святая мироносица знала апостола Павла, которого Господь призвал к проповеди Евангелия уже после Своего преславного Вознесения и, очевидно, помогала ему в миссионерском служении. Поэтому апостол Павел в конце Послания к Римлянам пишет: Целуйте Мариамь, яже много трудися о нас (Рим 16:6).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

С древнейших времен Крест стал основным символом христианства, Знаменем победы Жизни над смертью. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» — молитвенно взываем мы, с благоговением преклоняя колени перед этим Святым Жертвенником, «на нем же распяся Христос, Царь и Господь» . Искупительная жертва была принесена Спасителем мира «нас ради человек и нашего ради спасения» . Священное Писание свидетельствует, что в час крестных страданий вместе с Пресвятой Девой и апостолом любви Иоанном Богословом на горе Голгофе среди немногих, сохранивших верность Божественному Учителю, была и святая Мария Магдалина. Она стояла на Голгофе у Креста, сопереживая страданиям Искупителя и разделяя скорбь Матери Божией. Евангелие упоминает имя этой святой, как одной из верных последовательниц Иисуса Христа. Вместе с тем, Евангелист Марк говорит, что Господь некогда изгнал из нее семь бесов (Мк.16,9). Сподобившись исцеления от духовного недуга, Мария Магдалина, всю жизнь посвятила Богу — она сопровождала Спасителя во время Его странствований по городам и весям  Палестины, служа «от имений своих» (Лк.8,3). Всем сердцем любя Господа, она не покинула Его и во время крестных страданий, и после смерти, сопровождая Пречистое Тело Христово при перенесении Его ко гробу в сад праведного Иосифа Аримафейского. Воистину, как верная ученица, она вместе с Богоматерью, Иосифом и Никодимом, и другими женами-мироносицами воздала  Ему последние почести, умастив Его Тело миром и ароматами (Лк. 23, 56). Мария Магдалина первой из людей удостоилась увидеть Христа Воскресшего, и возвестила апостолам благую весть о Его воскресении. Священное Предание сообщает нам, что после Вознесения Спасителя святая проповедовала в Риме. Там она предстала перед императором Тиверием, благовествуя ему о воскресении  Христовом, Его жизни, чудесах и учении, а после поднесла ему красное яйцо со словами «Христос воскресе!». Это событие и стало началом древней христианской традиции — обмена пасхальными яйцами, символизирующими новую жизнь, дарованную Воскресением Христовым. Православная Церковь чтит святую Марию Магдалину как равноапостольную, ибо она вместе с апостолами стала первой благовестницей Христова воскресения.

http://pravmir.ru/velikie-svyatyni-afona...

Омилия Паламы интересна потому, что она отражает влияния разных толкователей этого события, им сопоставляемые и используемые. Интересно, что заимствования были сделаны даже из Севира Антиохийского, монофиситского патриарха VI в., о чем будет сказано ниже. Кроме того, при составлении предлагаемой омилии были сделаны заимствования из: Златоуста, св. Кирилла Александрийского , св. Ефрема Сирина , Георгия Никомидийского , Феофилакта Болгарского , Феофана Керамевса , вероятно из св. Анастасия Синаита , патр. Фотия и м. б. Никифора Каллисты Ксанфопула. Степень этих влияний выяснится из последующих сопоставлений. Главные экзегетические затруднения разбираемого текста были намечены уже Евсевием. Позднейшие писатели только оттеняли тот или иной момент, внося мало нового. Вот основные вопросы, намеченные Евсевием; 1 . Как по Матфею оказывается, что Спаситель воскрес «по прошествии субботы», тогда как по Марку «весьма рано, в первый день недели»? 2 . Как по Матфею «по прошествии субботы» Магдалина увидела воскресение, а по Иоанну она же стояла у гроба, плачущи в первый день недели»? 3 . Как по Матфею «по прошествии субботы» Магдалина и др. женщины ухватились за ноги Спасителя, а по Иоанну она рана утром в первый день недели слышит слова: «не прикасайся ко Мне»? Первый вопрос Евсевий предлагает решить двояким способом: а) или, что последнее (71-е), зачало Марка отсутствует в лучших рукописях; (нельзя не отметить смелый для его времени научно-критический подход!) или б) тем, что «по прошествии субботы» Спаситель воскрес, а «рано утром», явился Марии Магдалине, т. е, тем самым разделяя моменты воскресения и явления. При решении второго вопроса Евсевий вводит подробные рассуждения о точном значении разных выражений: «по прошествии субботы», «рано утром» и «еще в темноте». Кроме того, он подчеркивает два прихода Магдалины: один раз она приходит одна, на второй раз с «другой Марией». За сим он различает четыре Марии (Богоматерь, Мария Клеопова, Магдалина и Мария мать Иосифа и Иакова). Наконец, он настаивает на том, что нет противоречий в повествовании, т. к. разные евангелисты говорят о разных лицах и разных посещениях 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/j...

Весь характер проповеди Господа, как нельзя более подходил к такому способу передачи: непосредственно из уст в уста, от сердца к сердцу. Короткие фразы; образный способ изложения; притчи, которые, раз услышав, нельзя уже забыть. «Вышел сеятель сеять». «Построил дом на песке». «Бревно в своем глазу, сучок в глазу брата». «Слепой слепого ведет в яму»... Наставления, то ублажающие, то грозные. Рядом с этим слова, глубоко ранящие сердце, прямо вонзающиеся в него, как острый шип: «Я голодал и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня...». Поистине «никогда человек не говорил так, как этот Человек» (Иоанн. VII, 46). Великие истины, возвещаемые Господом, Он нередко повторял почти в одних и тех же выражениях. Поэтому ученики Его, постоянно сопровождавшие Его, без затруднения могли воспроизводить сказанное Им: память одного восполняла память другого. Здесь трудно будет перечислить всех носителей этой устной традиции, которые в первом поколении по воскресении и вознесении Господа свидетельствуют о Нем. Это прежде всего, двенадцать учеников Господа, и среди них любимейший ученик, возлежавший на Его груди, слышавший, как бьется Его сердце. Это, прежде всего, Богоматерь, о которой Евангелист и Дееписатель, «возлюбленный врач» Лука, несомненно подчеркивая свой источник данного сообщения, повествует: «А Мария сохраняла все слова сии в сердце Своем» ( Лk. II, 51 ). Это – родственница Богоматери Мария, жена Клеопы, братья Господни – Иаков, Иуда, Симеон. Это – Лазарь, Марфа, Мария, Никодим, Иосиф Аримафейский, Мария Магдалина, Иоанна, Сусанна. Это – семьдесят учеников Господа и пятьсот братьев, видевших Его воскресшим из мертвых,– большинство из них были еще живы, когда Св. Павел писал свое первое послание к Коринфянам, т.е. в 57 году. Подумать только – какое доверие вызывали свидетельства таких самовидцев Христа, носивших на себе видимые следы Его могущества и милосердия, как дочь Иаира, на заре своей юности озаренная сиянием Его небесной славы, как исцеленные Им бесноватые, кровоточивые, глухие, немые, слепые, расслабленные и прокаженные, которые не могли не свидетельствовать о своем Благодетеле!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Описание владельца: Иконе лет 200 Ответов: 7. Последний ответ: Трудно, конечно, по таким остаткам живописи определить точно, но думаю, что это " Троица Новозаветная " с предстоящими Богоматерью и Крестителем Иоанном. Примерно так когда-то выглядела: http://pravicon.com/images/icons/3/3174.jpg http://pravic [...] Добавлено на опознание: 2013-10-23 17:40:58 Владелец: vados Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый день. Подскажите пожалуйста по возможности возраст икони,и кто на ней изображен. Спасибо Ответов: 3. Последний ответ: Подтверждаю - Троица Новозаветная. Наверху лучи от Святаго Духа. 19в. Добавлено на опознание: 2013-10-22 19:18:35 Владелец: dimon123 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый день! Икона семейная, по-этому очень хочется узнать что-то о ней. Ответов: 3. Последний ответ: Если присмотреть внимательно, то можно рассмотреть, что на коленях Спасителя лежит держава, символ царской власти., здесь на ней виден белый крест., левая рука Спасителя покоится на державе, потому можно согласиться , что это образ ,, Господь Вседер [...] Добавлено на опознание: 2013-10-17 10:34:14 Владелец: joedo Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Пожалуйста подскажите что за Икона, на обратной стороне написано что в память комуто неонятными символами [Добавлено 2013-10-17 16:24:06]: по правую сторону стоит архангел Михаил, по левую архангел вроде Гавриил. У ног с равой стороны Матрона с левой стороны мария магдалина. [Добавлено 2013-10-17 16:24:18]: по правую сторону стоит архангел Михаил, по левую архангел вроде Гавриил. У ног с равой стороны Матрона с левой стороны мария магдалина. Ответов: 7. Последний ответ: Самое интересное, что мне пришло в голову.Посмотрите все, пожалуйста, на икону при увеличении. Да, надписи расплываются, не читаются совершенно. Но!!! Они почти не стёрты, почти не прерываются, так что здесь дело просто в не очень удачной съёмке кад [...] Добавлено на опознание: 2013-10-16 12:16:25

http://pravicon.com/unknown/64

– Своими руками выкопал для братии колодезь, и вода колодезя его была весьма вкусная и чистая. Он не прерывал молчания своего и теперь, когда жил с братиями. Так прожил он 30 лет, оставаясь во мнении других глухим и немым. Перед кончиной, о которой дал он знать знаками, пошёл он к общему духовному отцу, игумену Никольской обители Варлааму, исповедался, причастился св. Таин и по просьбе его облечён был в схиму; только теперь, по просьбе духовника, рассказал о себе, кто он, откуда, как шла жизнь его. Возвратясь в обитель, особоровался св. маслом и в тот же день скончался. Это было 22 июля 1693 г. Он был похоронен в часовне, вблизи первоначального схимника Адриана убиенного. Спустя 9 лет, при построении нового храма, обретены были нетленные мощи его. При освящении храма в честь Смоленской иконы Богоматери в 1705 г. святитель Димитрий Ростовский , в ведении которого стоял тогда Переяславль, свидетельствовал мощи, и они положены были в новом храме, под спудом. Святитель написал тропарь и кондак преподобному; тогда же написана была икона преподобного. – В ркп. житии записано всего 17 чудес, совершившихся при мощах преподобного до июля 1717 г.; имя его внесено и в ркп. святцы. – Икона его с надписью: «образ пр. Корнилия, Переславского чудотворца». Кондак преподобному, сочинение св. Димитрия: «Вышняя получити желая, в вышних Живущему неленостно поработал еси, блаженне; да наследиши горняя, презрел еси дольняя, не токмо очи отвратив не видети суеты, но и устнам своим молчание наложив не глаголати суетная: обаче немолчным сердцем воспел еси Богу. – Не умолчи убо и ныне о нас моляся, Корнилие преподобне» 274 . Св. Мироносицы и равноапостольной Марии Магдалины Мария Магдалина родом из Палестины, из колена Иссахарова, из местечка Магдалы ( Мф.15:39 ), потому названа Магдалиной. Она была усерднейшей ученицей Иисуса Христа; ходила за Ним и служила Ему ( Мк.15:40–41 ). Вместе с другими жёнами Магдалина шла и плакала за Господом, ведомым на пропятие ( Лк.23:28,55 ). Когда Господь был распят на кресте, она издали с глубокой скорбью смотрела на Распятого и находилась при Его погребении ( Мк.15:47 ; Мф.27:61 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так рассказывает об этом сам Боголюбец Иоанн: стояху при кресте Иисусове Мати Его, и сестра матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина ( Ин.19:25 ). А где же был он сам? Тут нет его; тут только еще две женщины, кроме Богоматери, привлеченные к кресту, конечно, тем же чувством любви к Спасителю. Послушаем далее, что он скажет: Иисус же видев Матерь, и ученика стояща, егоже любяще, и проч. (ст. 26). Так вот он! Он, кажется, и не сказал бы о себе, если бы не приметил его Господь. – Видев стояща – что же? Ужели они стояли, как простые зрители? Если они любили Иисуса Христа, то ужели не скорбели, не плакали и не изъявляли всей непомерной тоски и горести? Да и как не скорбеть Иоанну, когда померкали самые светлые его надежды, – когда прекращалось то небесное веяние на все его существо, которым он одушевлялся, жил и думал жить вечно! А Пресвятая Матерь? Ей ли не скорбеть скорбью мучительной из всех скорбей, пронзившей сердце Ее, по предсказанию Симеона, острейшим оружием ( Лк.2:35 )? Что же Иоанн не сказал об этом ни одного слова? – Конечно для того, чтобы читатели сами догадывались и понимали. Святые писатели представляли происшествия с неуклонною точностию; углубляться же в чувства и мысли действующих лиц предоставляли благочестивому изучению верующих. – Обратимся к Иоанну. Мы сказали, что любовь Иоанна привела его к кресту. Нет сомнения, что она была сильна, чиста и свята. Если она и безмолвствовала, то язык чувств не умолкал и говорил красноречивее всех выражений слова. Этот голос, неслышимый целым миром, услышан был Иисусом Христом с креста. Такая беспримерная любовь не осталась без награды; и награда была примерная: Иисус Христос усыновил Иоанна Матери Своей сими словами: Се сын твой, се мати твоя ( Ин.19:26 и 27). Спаситель как бы так сказал: только твоей любви, возлюбленный ученик Мой, доверяю драгоценное Мое сокровище. Соблюди его, как сын, которым именоваться ты вполне достоин. – Да и кому бы лучше доверил Господь попечение о непорочнейшей и святейшей Матери Его, как не такому непорочному, каков был Иоанн? Он и выполнил в точности Божественное завещание, и был верным блюстителем спокойствия Богоматери до самого блаженного Ее успения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010