Домовая церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в Москве Храм Марфы и Марии Марфо-Марьинской обители В старой Москве было несколько церквей, освященных во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Интересно, что все они были домовыми - при училищах, больницах, приютах. Одна из них до революции находилась при Императорском Вдовьем доме на Кудринской площади. В этот августовский день Православная Церковь чтит память святой равноапостольной Марии Магдалины, спасенной Господом от смерти и последовавшей за Ним. Святая Мария Магдалина вместе с Богоматерью стояла у Креста Господня на Голгофе, и была первой, кому явился Воскресший Христос. Именно она первой возвестила Апостолам о Его Воскресении радостным восклицанием: «Видела Господа!» По преданию, св. Мария Магдалина тоже отправилась проповедовать христианство и обошла всю Италию, повторяя свои слова «Я видела Господа!» Она явилась к самому императору Тиверию, при котором был распят Господь, и подарила ему красное яйцо как символ Воскресения, со словами: «Христос Воскрес!». Именно отсюда произошла христианская традиция пасхальных яиц. Святая Мария Магдалина подала императору жалобу на прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который утвердил смертный приговор Иисусу Галилеянину, оклеветанному иудейскими первосвященниками. (Спустя несколько лет после этой казни Понтий Пилат покончил с собой). Из Рима святая Мария Магдалина переселилась в малоазийский город Эфес и закончила там свою земную жизнь. В IX веке ее св. мощи были перенесены из Эфеса в Константинополь, а во время крестовых походов увезены в Рим и упокоены под алтарем Латеранского собора. Церковь св. Марии Магдалины при московском Императорском Вдовьем доме была освящена по тезоименитству его создательницы, императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Однако инициатива создания благотворительного заведения для вдов принадлежала августейшей свекрови Марии Федоровны, императрице Екатерине Великой. Именно она предложила обширную государственную программу по созданию как сиротских приютов, вроде грандиозного Воспитательного дома (см. 7 декабря), так и домов призрения для вдов. И ее замысел осуществила вторая жена государя Павла Петровича, нареченная в православии Марией Федоровной – мать императоров Александра I и Николая I. После коронации в 1797 году она получила от императора заведование Санкт-Петербургским и Московским воспитательными домами. Благотворительность стала ее главной деятельностью. Мария Федоровна основывала училища, институты, дома призрения, инвалидные дома, больницы, а после смерти супруга при правящих сыновьях она продолжала занималась только благотворительностью. Даже при дворе ее называли «самой трудолюбивой женщиной России».

http://pravoslavie.ru/170.html

Св. Марфа, сестра Лазаря, избрала нынешний город Тараскон для своей проповеди и подвигов. Здесь и отошла она в Небесные Обители, отошла к Тому, Которому отдала всю свою жизнь, отошла к Победителю смерти – Христу для вечной радости в Нем. И ныне город Тараскон свято чтит память этой дивной жены. Лазарь, вынужденный, вместе с сестрами, бежать из Палестины от преследования озверевших распинателей Христа-Мессии, поселился, затем, на острове Крите, где был епископом, и там он скончался. А его вторая сестра, с Марией Магдалиной и Марией Клеоповой, переходя от веси к веси, несла Благую Весть о Воскресшем Победителе ада и смерти по всей Галлии... Именем этих трех Марий и названо селение, о котором мы упомянули. Св. Мария Магдалина более других Жен-Мироносиц потрудилась во святом деле благовестия. Кроме Галлии, куда она прибыла с Лазарем и его сестрами, св. Мария Магдалина проповедала Христа и во многих других странах. Была она и в Риме, посетила императора Тиверия, которому принесла яйцо, как символ Жизни, омытой Кровью, на Кресте пролитой. Еще в 1928 году – на территории г. Ниццы – можно было посещать грот, в котором молилась равноап. Мария Магдалина, проповедавшая Воскресшего на юге Франции. Сейчас этот грот разрушен – место купил у города враг христианства и выстроил на этом месте богатую виллу. Св. Мария Магдалина скончалась в г. Ефесе, где проживал «Апостол Любви» св. Иоанн, любимый ученик Христов, но впоследствии ее нетленные мощи были перенесены на юг Франции, где во время так наз. «великой французской революции», а затем и в начале 20-го века, подверглись надруганию. Проповедуя Воскресшего преимущественно на юге Франции, как случилось, что скончалась эта великая женщина в Ефесе? Там, в Ефесе, как бы скрытая от мира, жила при Ап. Иоанне Богослове, нареченном у Креста «сыном» («Жено, сей сын Твой»), Пречистая Дева-Богоматерь. К Ней-то и приходили Жены-Мироносицы; Ее они, как и другие ученики Апостолов, часто посещали, ибо Пречистая являлась центром всей земной Церкви; и Она, как бы скрытая от мира, через Жен-Мироносиц и учеников Апостольских, просвещала общины христианския.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Прекрасно говорит Святой Кирилл Иерусалимский о том, кто были свидетелями воскресения Христова: «Много было свидетелей воскресения Спасителя. Ночь и свет полной луны, потому что была шестнадцатая ночь от новолуния; и камень гроба приявший в себя Христа, и сей камень противостанет в лицо Иудеям, потому что видели они Господа; и камень тогда отваленный, и он, лежа до сего дня, свидетельствует о воскресении. И явившиеся Ангелы Божии свидетельствовали о Воскресении Единородного. Свидетели и Пётр и Иоанн и Фома и все прочие Апостолы, из которых одни приходили ко гробу и видели гробные пелены, – которыми Он обвит был прежде, – лежащими в гробу по воскресении; другие же осязали руки и ноги Его, видели язвы Гвоздные: все же в совокупности прияли на себя спасительное дуновение и сподобились власти прощать грехи силой Духа Святого. Свидетели и жены, явившиеся за ноги воскресшего и видевшие великое землетрясение и блистательность, Ангела 686 ... И воины свидетели вместе с полученным ими серебром за ложь. Свидетелями суть и самое всеми еще видимое место и сиё здание святой церкви христолюбивой изволением блаженной памяти царя Константина сооруженное». XX, 1. Во едину же от суббот Мариа Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гроб: и виде камень взят от гроба. 2. Рече убо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, его же любяше Иисус, и глагола им: взяша Господа от гроба, и не вем где положиша его. Мария Магдалина, с свойственной характеру её живостью, выйдя из дома вместе с женами мироносицами упомянутыми в Mapk. XVI, 1 , несомненно на далекое расстояние опережает своих спутниц, но, прибежав к гробнице, останавливается в изумлении, видя тяжелый и большой камень 687 , приваленный ко гробу 688 в Пятницу, отваленным, а потому гробницу открытой. Кажется, что в это первое посещение гробницы, Мария Магдалина не заглядывает в самую гробницу как позже ( Иоан. ХХ, 11 ), а увидев, что камень отвален, в страхе бежит прямо сообщить свои опасения Петру и Иоанну. Надо думать, что Мария Магдалина не только знала, где жил Иоанн и где он приютил Богоматерь, но еще вероятно если не знала наверное, то подозревала, что она там найдет убитого горем Петра. Естественно было думать, что Петр находится в сообществе Богоматери и любимого ученика Господа после событий страшной ночи, с Пятницы на Субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Частицы святого пояса Богоматери находятся: в Афонском Ватопедском монастыре в Трирском монастыре и в Грузии» в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь г. Санкт-Петербург http://elitsy.ru/holy/92/ в Мужской монастырь Пресвятой Богородицы Троодосской г. Тродос http://elitsy.ru/holy/272/ Недавно над святым камнем в Гефсимании, трудами сестер Гефсиманской Обители выполнена мозаичная икона Явления Божией Матери, сбрасывающей поясок апостолу Фоме. Если вы, гуляя по Иерусалиму, уже изнемогаете от жары, которая так присуща этому городу, тогда вам самое время искать место, где бы охладиться. Для этого прекрасно подойдет Монастырь Святой Марии Магдалины - здесь можно не только спрятаться в тенек, но и насладиться красотой окружающей вас зелени и цветов. Искать этот райский уголок следует в Гефсиманском саду на Масличной (Елеонской) горе. Во главе всего архитектурного ансамбля монастыря стоит церковь Святой Марии Магдалины (XIX век). Не смотря на то, что она построена в русских традициях, это не позволяет ей выбиваться из общей картины местного ландшафта. Оказавшись в ее живописном деревенском дворике, и вдохнув свежий воздух зеленых аллей, вы сразу же обретете спокойствие и радость в душе. Не удивительно, что именно здесь расположены келии, в которых живут монахини. Инициатива о строительстве церкви Святой Марии Магдалины принадлежит императору Александру III. Он очень тяжело переживал смерть своей горячо любимой матери Марии Александровны, поэтому решил увековечить память о ней в архитектуре. Назвать святилище было решено по имени небесной покровительницы бывшей императрицы – Марии Магдалины, преданной спутницы Иисуса Христа. Надо сказать, что почтение Мария Александровна (кстати, по национальности немка) заслужила не только у своего сына, но и всего российского народа. И было за что. Ее главный вклад в историю развития нашей страны – укрепление престола династии Романовых. Она родила своему мужу императору Александру II восьмерых наследников! Кроме того, именно благодаря ей в России были созданы первое отделение Красного Креста и несколько госпиталей во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

Они сами покинули свои дома, дела, имущество, семьи и пошли за Господом, радуясь, что хоть чем-нибудь могут быть полезными Христу и Его общине. Во время крестного шествия Христа на Голгофу только женщины-мироносицы плакали и рыдали. Господь услышал вопль жен и обратился к ним со словом утешения. Что должны были испытать эти любящие жены, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть возлюбленного Учителя?! Все ученики от страха разбежались, даже Апостол Петр, обещавший умереть с Иисусом и трижды отрекшийся от Него, и только Богоматерь с Иоанном Богословом и жены-мироносицы остались у самого Креста. Затем Богоматерь унесли на руках, ибо Она лишилась чувств, но Мария Магдалина и другие жены-мироносицы, которых толпа отодвинула от Креста, пребывали здесь до самого конца. Когда Сын Божий испустил дух, те же жены-мироносицы поспешили домой, чтобы уготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисусово во гроб. Они ушли только по наступлении совершенной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу. И за свое усердие к Сыну Божию, за решимость воздать Ему почестями при погребении, за свою непоколебимую веру эти святые жены первыми из человеков получили удостоверение о Воскресении Христа и сделались первыми и сильными проповедницами, как познавшие это из уст Ангела. И так, возлюбленные матери, жены и сестры, пример благоговейных жен-мироносиц пред нами! Жизнь их многопоучительна и теперь для современных христианок. Они не отличались добродетелями, пока не знали Христа; Мария Магдалина была жилищем злого духа, Марфа была образцом житейских влечений и мирской суеты, но Божественное учение Спасителя, чудеса Сына Божия и благодать Христова совершенно их возродили. По примеру жен-мироносиц многие христианские женщины впоследствии обратились с живою верою к вознесшемуся на небо Христу. В истории христианства мы видим множество матерей и жен, возлюбивших учение Христа и Святую Церковь более, чем свое знатное происхождение, земную славу, почести, богатства, наслаждение мира, более, чем родителей, мужей и своих детей, предпочитавших смерть отречению от Христа и Его заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Интересна судьба святых мощей мироносицы. Очевидно, “во время крестовых походов они были увезены в Рим и положены под алтарём Латеранского собора. Часть мощей святой Марии Магдалины находится во Франции, близ Марселя. Частицы святых мощей хранятся в монастырях Афона и в Иерусалиме” 25 . Многие мощи древних святых в результате позорного четвёртого крестового похода, когда в 1204 году был захвачен и разграблен Константинополь, оказались на Западе. За этим стоит в своём роде благочестие западных христиан-крестоносцев. Следует отметить, что до и после также были случаи, когда в силу различных обстоятельств мощи святых могли оказаться на Западе, например, мощи святителя Николая. Неизвестный суздалец, путешествовавший вместе с митрополитом Исидором в 1438 году из Москвы в Италию на униатский собор, так говорит о святынях Венеции: “Ту и сам святыи Марко лежит; а мощей святых много, иманы из Царяграда” 26 . Теперь, спустя века, в этом можно усмотреть особую промыслительность, так как мощи святых не погибли от турок при падении Византии 27 . Но за прошедшее время Западная Церковь пережила раскол внутри себя: появился протестантизм, в котором отрицается почитание святых мощей и икон. Это отразилось также и на католическом благочестии, в котором утратилось живое почитание и поклонение святым мощам и иконам. Впрочем, почитание определённых святых в отдельных регионах сохранилось и носит особый, торжественный характер, например, в южноитальянском городе Бари 9 мая торжественно чтут святителя Николая: в костюмах IX века несут через весь город его древнюю скульптуру и т. д. В написанном в XV веке “Исхожении Авраамия Суждальскаго на осмыи собор с митрополитом Исидором” описывается мистерия, совершавшаяся в Вознесенском храме во Флоренции в самый праздник Вознесения. Из женских персонажей при этом называются только Богоматерь и Мария Магдалина 28 . Владыка Сергий (Спасский) отмечает имеющиеся в западной патристической историографии мнения о тождестве Марии Магдалины и грешницы, омывшей своими слезами стопы Христа Спасителя в доме Симона фарисея (Лк 7:38), а также о тождестве Марии Магдалины и Марии, сестры праведного Лазаря. Восточные же отцы чаще различают их 29 . Это весьма важное различие в почитании святой мироносицы, так как за этим стоит разное осмысление её жизненного пути и подвига. Западная традиция считает, что равноапостольная Мария Магдалина после своей проповеди в Риме подвизалась на юге Франции в Провансе и вместе с ней проповедовали Евангелие праведные Марфа, Лазарь и святой Максимин. Поэтому святая Мария Магдалина почитается как просветительница Марселя, обратившая его жителей в христианство. Пещера, сохранившаяся в местечке Ла Сент Бом, где уединялась святая мироносица, стала в последующее время местом благочестивого паломничества и поклонения 30 .

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

Интересна судьба святых мощей мироносицы. Очевидно, " во время крестовых походов они были увезены в Рим и положены под алтарем Латеранского собора. Часть мощей святой Марии Магдалины находится во Франции, близ Марселя. Частицы святых мощей хранятся в монастырях Афона и в Иерусалиме " Многие мощи древних святых в результате позорного четвертого крестового похода, когда в 1204 году был захвачен и разграблен Константинополь, оказались на Западе. За этим стоит в своем роде благочестие западных христиан-крестоносцев. Следует отметить, что до и после также были случаи, когда в силу различных обстоятельств мощи святых могли оказаться на Западе, например, мощи святителя Николая. Неизвестный суздалец, путешествовавший вместе с митрополитом Исидором в 1438 году из Москвы в Италию на униатский собор, так говорит о святынях Венеции: " Ту и сам святыи Марко лежит; а мощей святых много, иманы из Царяграда " Теперь, спустя века, в этом можно усмотреть особую промыслительность, так как мощи святых не погибли от турок при падении Но за прошедшее время Западная Церковь пережила раскол внутри себя: появился протестантизм, в котором отрицается почитание святых мощей и икон. Это отразилось также и на католическом благочестии, в котором утратилось живое почитание и поклонение святым мощам и иконам. Впрочем, почитание определенных святых в отдельных регионах сохранилось и носит особый, торжественный характер, например, в южноитальянском городе Бари 9 мая торжественно чтут святителя Николая: в костюмах IX века несут через весь город его древнюю скульптуру и т. д. В написанном в XV веке " Исхожении Авраамия Суждальскаго на осмыи собор с митрополитом Исидором " описывается мистерия, совершавшаяся в Вознесенском храме во Флоренции в самый праздник Вознесения. Из женских персонажей при этом называются только Богоматерь и Мария Владыка Сергий (Спасский) отмечает имеющиеся в западной патристической историографии мнения о тождестве Марии Магдалины и грешницы, омывшей своими слезами стопы Христа Спасителя в доме Симона фарисея (Лк 7:38), а также о тождестве Марии Магдалины и Марии, сестры праведного Лазаря. Восточные же отцы чаще различают Это весьма важное различие в почитании святой мироносицы, так как за этим стоит разное осмысление ее жизненного пути и подвига. Западная традиция считает, что равноапостольная Мария Магдалина после своей проповеди в Риме подвизалась на юге Франции в Провансе и вместе с ней проповедовали Евангелие праведные Марфа, Лазарь и святой Максимин. Поэтому святая Мария Магдалина почитается как просветительница Марселя, обратившая его жителей в христианство. Пещера, сохранившаяся в местечке Ла Сент Бом, где уединялась святая мироносица, стала в последующее время местом благочестивого паломничества и

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Государь внимательно выслушал ее слова, и оба преступника понесли заслуженное наказание: Пилат был смещен и сослан в теперешнюю Швейцарию. Призрак невинного Страдальца и упреки жены так преследовали его, что он бросился с высокой горы в озеро и утонул там. Гора та так и называется по его имени Пилатом. И Каиафа был отстранен от должности первосвященника и вскоре умер. Слова Марии Магдалины и весь вид ее так подействовали на императора, что он воскликнул: «Еще немного, и ты, пожалуй, сделаешь меня христианином!» Но это было только минутное впечатление, и суровый государь остался при своем языческом заблуждении. Но Мария Магдалина все же не пострадала за свою смелость и благополучно вернулась в город Ефес, где в то время жила Пречистая Богоматерь и усыновленный Ей на Голгофе возлюбленный апостол Иоанн. И Мария, и Иоанн окружили нежной заботой и вниманием Пресвятую Деву, так как Мария Магдалина совмещала в себе лучшие стороны Марфы и Марии, сестер Лазаря: была домовита и заботлива, как Марфа, и искала единое на потребу, как Мария, почему и любил ее Господь. После Успения Богоматери Мария Магдалина обошла еще ряд стран с проповедью Христа, так что заслужила высочайшее звание «равноапостольной». Скончалась она в глубокой старости, окруженная почетом и любовью всех, ее знавших. Ее святым молитвам и поручаю я вас, дорогие мои слушатели и особенно слушательницы, с такой любовью украсившие сегодня цветами ее икону, и желаю вам научиться от святой Марии Магдалины всем сердцем любить Бога и до конца дней своих сохранить верность Ему. Аминь. 12 апреля 1959 г. О значении поста Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Когда Господь ходил по земле Палестинской, уча, исцеляя, проповедуя, подошел к нему человек и просил исцелить сына его, одержимого «духом немым», который овладел этим несчастным ребенком настолько, что помимо воли его то бросал его в огонь, то пытался утопить в воде, и родители его с великим трудом и горестью спасали его в таких случаях, видя со слезами страдания этого отрока, испускавшего пену и бившегося в ужасных судорогах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во время Крестного шествия Христа на Голгофу, только женщины мироносицы плакали и рыдали. Господь услышал вопли жен и обратился к ним со словом утешения. Что должны были испытать эти любящие жены, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть своего возлюбленного Учителя?! Все ученики от страха разбежались, даже апостол Петр, обещавший умереть с Иисусом и трижды отрекшийся от Него и только Богоматерь с Иоанном Богословом и жены мироносицы остались у самого Креста. Затем Богоматерь унесли на руках, ибо Она лишилась чувств, но Мария Магдалина и другие жены мироносицы, которых толпа народа отодвинула от Креста, пребывали здесь до самого конца. Когда Сын Божий испустил дух, те же жены мироносицы поспешили домой, чтобы уготовить ароматы и миро, a Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисусово во гроб. Они ушли только по наступлении совершенной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу. И за свое усердие к Сыну Божию, за решимость воздать Ему почестями при погребении, за свою непоколебимую веру, эти святые жены первыми из человеков получили удостоверение о воскресении Христа и сделались первыми и сильными проповедницами, как познавшие это из уст ангела. Итак, возлюбленные матери, жены и сестры, пример благоверных жен мироносиц пред нами! Жизнь их многопоучительна и теперь для современных христиан. Они не отличались добродетелями, пока не знали Христа; Мария Магдалина была жилищем злого духа, Марфа была образцом житейских влечений и мирской суеты, но божественное учение Спасителя, чудеса Сына Божия и благодать Христова совершенно их возродили. По примеру жен мироносиц, многие христианские женщины впоследствии обратились с живою верою к вознесшемуся на небо Христу. В истории христианства мы видим множество матерей и жен, возлюбивших учение Христа и святую церковь более, чем свое знатное происхождение, земную славу, почести, богатства, наслаждения мира, более, чем родителей, мужей и своих детей, предпочитавших смерть отречению от Христа и Его заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

85 об.; 217, 272 об.), а вверху парящие ангелы (л. 85 об.). В ватиканском Евангелии 1156 Богоматерь приникает к лицу Иисуса Христа; над погребальной пещерой три св. жены плачущие, три рыдающих ангела и солнце в виде красного круга с лучами 2472 . Простая схема на греческой резной (на камне) иконе XIII в. в средневековом отдел. Эрмитажа (зал резьбы по слоновой кости, шкаф I, 14: Мария Магдалина и Мария Иаковлева стоят в отдалении за горой), также в армянском Евангелии публ. библ. 1635 г. (л. 15) и в коптском (сцена оживлена роскошным садом, л. 275), в мозаиках Монреале 2473  и некоторых позднейших стенописях. На греческой иконе киевского музея 25) – над пещерой изображен сумрак, в котором возможно различить звезды и несколько ангелов; так изображена славная таинственная ночь. Образцом второго типа композиции может служить миниатюра афоноватопедского Евангелия 101–735 (л. 17 об.): у подножия креста, на котором уже нет распятого Спасителя, стоит каменный гроб и в нем лежит Спаситель; у главы Его стоят Богоматерь и Иоанн Богослов плачущие, у ног – старец Иосиф; на правой стороне молодой Никодим с лестницей в руках, внизу сидят три плачущие женщины; они в отчаянии простирают руки к гробу; из-под головных покровов их выбиваются распущенные волосы. Трактование сюжета, очевидно, уже не то, что в древнейших памятниках. Евангелие императорской публ. библ. 105 различает два момента: положение тела во гроб в собственном смысле (л. 178) и перенесение спеленутого тела в пещеру и, таким образом, соединяет механически два типа композиции. К тому же, второму типу можно отнести миниатюру армянского Евангелия 1688 года (л. 10), где при положении тела во гроб присутствуют, кроме Богоматери и Иосифа, трое мужчин и женщина, стоящие позади гроба. Тип этот принят был во второй половине XVII в. для русских антиминсов 2474 : Спаситель, опоясанный лентием, полагается Богоматерью и Иосифом, или Иосифом и Никодимом, во гроб; иногда видны сосуды с ароматами; позади гроба стоят плачущие – Богоматерь, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Мария Клеопова и Иоанн Богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010