Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С. 86). Большую популярность в рус. культуре имело унаследованное от визант. традиции сопоставление образов свт. Николая Чудотворца и И., что повлияло на распространение их парных изображений, в т. ч. в составе деисусного чина. В Византии сравнение этих святых изначально возникло в лит-ре. В текстах Похвальных слов свт. Николаю Чудотворцу, составленных в IX в. церковными писателями Георгием Хартофилаксом, Никитой Пафлагонским и анонимным автором, святитель сравнивается с праотцами, пророками, и в частности с И. По мнению Смирновой, на Руси подобное сопоставление отчасти утратило первоначальный смысл, соединив святых, к к-рым наиболее часто прибегали в молитве ( Смирнова. 2004. С. 164). Иконы с изображением избранных святых были наиболее распространены в искусстве Вел. Новгорода, как правило это ростовые образы: «Прор. Илия среди избранных святых» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ); «Избранные святые прор. Илия, Николай Чудотворец, Анастасия» из собрания Анисимова (2-я пол. XV в., ГТГ; Там же. Кат. 29. Инв. 17310); средник складня «Святые прор. Илия, Николай Чудотворец и Иоанн Креститель» из Никольской ц. дер. Вегоруксы в Карелии (кон. XV в., ГРМ); «Святые Николай Чудотворец, прор. Илия и Георгий Победоносец» из собрания Л. К. Зубалова (нач. XVI в., ГИМ); северная икона из собрания Н. П. Лихачёва «Апостолы Петр и Павел, прор. Илия и сщмч. Власий Севастийский» (сер. XVI в., ГРМ) и др. Свт. Николай Чудотворец и И. изображены в верхней части новгородской иконы «Рождество Богоматери, с избранными святыми» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Сохранился пример сочетания образа свт. Николая Зарайского и «Огненного восхождения прор. Илии» из ц. сщмч. Власия Севастийского погоста Волнаволок на Пидьмозере (кон. XVI в., ГЭ). На новгородской софийской таблетке, датируемой кон. XV в. (НГОМЗ), и на таблетке 2-й пол. XVI в. из состава 2-сторонних икон-святцев собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (?) (ГВСМЗ) И. представлен с преподобными Пименом Великим и Моисеем Муриным. Известно о существовании в XV в. чудотворной Колочской иконы Божией Матери , на «затворце» к-рой с одной стороны находился образ свт. Николая Чудотворца, а с др.- И. (ПСРЛ. Т. 18. С. 338-338 об.).

http://pravenc.ru/text/389301.html

В XI в. сформировался еще один извод в иконографии В. В.: склонившаяся в молении фигура, вполоборота, с развернутым свитком в руках. Наиболее ранний пример - композиция «Служба Василия Великого» в алтаре ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.). Такое изображение В. В., как правило в белой крещатой фелони, напротив свт. Иоанна Златоуста, входило в состав композиции «Поклонение жертве», или «Служба св. отцов», в нижнем ярусе алтарной декорации, напр. в ц. Богоматери Елеусы в Велюсе, Македония (80-е гг. XI в.), св. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164), св. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.), св. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), т. н. ц. свт. Николая на Гребле (Псков, кон. XIV - нач. XV в.) и др.; этот же тип встречается в миниатюрах рукописей, напр. Слов свт. Григория Богослова (между 879 и 882, Paris. BNF. gr. 510. F. 409v), литургических свитков XII в. (Athen. Bibl. Nat. 2759) и XV в. (Patm. 6 (712)), Служебников, напр. Варлаама Хутынского (1220-1225, ГИМ. Син. 604. Л. 1А об.); на створках древнерус. царских врат, напр. тверских с погоста Нектарьева (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ), новгородских из Гостинопольского мон-ря (4-я четв. XV-XVI в., ГРМ), 1-я пол.- сер. XVI в. (НГОМЗ), XVII в. (СПГХИАМЗ), XVII в. из ц. Вознесения Господня г. Спасска-Рязанского (РязХМ) и др.; на иконах деисусного чина иконостаса, напр. из Благовещенского собора Московского Кремля (кон. XIV в., ГММК). На миниатюре Служебника Гостинопольского мон-ря (РНБ. Соф. 531. Л. 57 об., ок. 1475) В. В. с развернутым свитком в руках, подняв голову, предстоит благословляющей деснице в небесном сегменте. Нек-рые эпизоды жития В. В. стали рано изображаться в миниатюрах, напр. Успение В. В. в иллюстрациях Слов свт. Григория Назианзина (Hieros. Patr. 14: fol. 113, 3-я четв. XI в.; Paris. BNF. 550. Fol. 94v, кон. XII в.). В иконописи самый ранний сохранившийся памятник - икона В. В. с 12 клеймами жития, вероятно кипрского происхождения (собр. Де Мениль. Хьюстон. США. 1-я пол. XIII в.). В связи с утверждением в кон.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Добавлено на опознание: 2012-02-19 16:20:59 Владелец: maray19 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: Это скорее всего семейная икона с избранными святыми. Думаю, что здесь изображены (слева направо)святые апостол и евангелист Иоанн Богослов, святитель Митрофан Воронежский, пророк Иоанн Предтеча и святая (возможно праведная). Ее имя Вы можете попр [...] Добавлено на опознание: 2012-02-15 10:07:06 Владелец: Svetlana2202 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона досталась от бабушки. Хотелось бы узнать название иконы. Ответов: 1. Последний ответ: На иконе " Избранные Святые пред иконой Божией Матери " . Светлана, на иконе сохранились надписи, которые можно попытаться прочитать, если бы фото было качественнее. Может попробуете сделать еще фото? Добавлено на опознание: 2012-02-15 10:04:42 Владелец: Svetlana2202 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона досталась от бабушки. Жила она в Воронежской области. Хотелось бы узнать название иконы. Ответов: 1. Последний ответ: Думаю, что это Святые праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы. http://pravicon.com/sv-921 Добавлено на опознание: 2012-02-14 13:18:59 Владелец: Nanya2705 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: икона получена от бабушки. происхождение неизвестно. хотелось бы узнать название иконы. есть неясная надпись Ответов: 1. Последний ответ: Икона называется " Господь Вседержитель " . Добавлено на опознание: 2012-02-10 18:39:54 Владелец: Svetlana141174 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона досталась от прабабушки,которая была староверкой.Хотелось бы узнать название . Ответов: 2. Последний ответ: Svetlana141174, прошу прощения, но я неверно Вам ответила. Это икона Богоматери из Деисусного чина. http://pravicon.com/icon-398 Добавлено на опознание: 2012-02-03 20:57:36 Владелец: malena Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: Большая святыня!

http://pravicon.com/unknown/83

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы установлен в глубокой древности, он известен уже в III веке (Слово святителя Григория Чудотворца на этот день). Святитель Афанасий Великий (IV век) называл его «первым в ряду праздников», началом домостроительства спасения людей. Святители Иоанн Златоуст и Августин Иппонский называют в своих беседах этот праздник древним и обычным. В V–VI веках, в противовес несторианской ереси, принижавшей значение Девы Марии, торжественность этого праздника увеличилась. В VIII веке преподобный Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на этот праздник, которые и ныне поются в православных храмах. У древних христиан праздник Благовещения носил разные названия: «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии» и только с VII века получил окончательное название: «Благовещение Пресвятой Богородицы». Наиболее известным храмом России, посвященным Благовещению, является небольшой по размерам Благовещенский собор Московского Кремля. Он был построен в конце XIV века псковскими мастерами в качестве государевого домового храма близ сеней кремлевского дворца и поэтому получил название «Благовещение, что на Сенях». В этом соборе великие князья (а позднее цари) московские принимали крещение, сюда они приходили на исповедь. В 1405 году в Москву были приглашены мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор из Городца, которые не только расписали стены церкви, но и написали иконы для иконостаса. Собор имеет девять глав, что символизирует образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангельских. Все купола, как и крыша собора, покрыты золоченой медью, из-за чего его называли также «златоверхим». Пол состоит из мелких блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. Шедевром древнерусского искусства является иконостас собора, в котором ряд икон (например, центральные иконы деисусного чина — Спас, Богоматерь и Иоанн Предтеча) принадлежат Феофану Греку. Настенная роспись собора включала в себя изображения русских князей Владимира Мономаха , святого Александра Невского, Ивана Калиты, святого Димитрия Донского, а также древнегреческих мудрецов Аристотеля, Платона, Сократа и других (так называемых «христиан» до христианства). Здесь же размещены образы святых — покровителей русских земель.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Донской монастырь стал великим историческим памятником, установленным на месте русского стана, где в походной церкви-палатке стояла чудотворная икона Донской Божией Матери, пред образом которой молились воины о победе. Донская икона Пресвятой Богородицы атрибутируется специалистами как работа Феофана Грека на основании стилистического сходства с образом Богоматери из Деисусного чина Благовещенского собора, который также приписывается этому автору. Во время Куликовской битвы в 1380 г. икона находилась в русском войске, явив свое благое заступничество православным от неверных. После победы она была передана великому князю Димитрию Донскому, который установил ее сначала в Успенском соборе Московского Кремля, а затем в Благовещенском. В память о великой победе на Дону икона получила наименование Донской. По иконографическому типу она именуется «Умиление», когда Дева Мария наклоняет голову к младенцу Иисусу, сидящему на правой руке и прижимающемуся к Ней щекой. Ныне икона находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1591 г. святой Донской образ Богородицы вновь оградит Русь от кочевников, став отныне символом надежной защиты от ненавистных ордынцев. Для защиты Москвы был совершен тогда крестный ход с иконой вокруг столицы, а сам чудотворный образ был передан в стан русской рати. Крымчаки хана Казы-Гирея подошли в тот год вплотную к Москве, став лагерями на Воробьевых горах и у села Котлы, нанося оттуда удары в направлении Калужской и Серпуховской дорогам. Попытки проникнуть на северо-восточные подступы столицы пресекались мощной артиллерией Данилова монастыря. Наступила тягостная ночь в преддверии жестокой сечи, когда все ожидали решительного наступления превосходящих сил татар. Все молились пред Донским образом, призывая Богоматерь оказать милость, и совершили с ней крестный ход перед передними рубежами русской обороны. Но на следующий день, когда рассеялся утренний туман, все в изумлении увидели, что бесчисленные татары бежали, побросав обозы с награбленным добром.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

О.Г. Ульянов считает, что существующий иконостас в домовом Благовещенском храме Московского Кремля первоначально находился в Успенском соборе Симонова монастыря, для которого он был написан в 1404–1405 гг. и что в его создании принял несомненное участие симоновский иконописец Игнатий Грек, а также вполне мог быть причастен насельник великокняжеско-митрополичьего Спасо-Андроникова монастыря преп. Андрей Рублев: «таким образом, остаются в силе прежние атрибуции деисусного чина греческому мастеру и семи первых благовещенских праздников рублевской школе». благовещенских праздников рублевской школе» . На наш взгляд правильная оценка икон Благовещенского собора в Москве дана выдающимся исследователем средневекового искусства В.Н. Лазаревым, который считал многие иконы праздничного ряда работами Андрея Рублева. В.Н. Лазарев в своем исследовании отметил сходство многих композиций и деталей икон преп.Андрея Рублева с византийскими образцами, например в иконе «Рождество Христа» он нашел элементы почерпнутые из фонда византийской иконографии – в мозаиках Кахрие Джами в Константинополе и церкви Св. Апостолов в Салониках, а в иконе «Сретение» сходство с фреской Богоматери Пантанассы в Мистре, что подтверждает нашу гипотезу о прямом знакомстве инока Андрея с греческими первоисточниками . Многие композиции праздничного ряда Благовещенского собора позже были повторены Андреем Рублевым во время работы над иконостасом Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Традиции иконописания, каноны были закреплены во времена создания Московского Царства первым русским царем Иоанном Васильевичем Грозным . Стоглавый Собор был с озван в Москве в 1551 г. под председательством митрополита Московского св. Макария для упорядочения церковной жизни, « для очищения русской Церкви от всех существовавших в ней пороков и недостатков » , по словам Е. Голубинского, историка Русской церкви. Вопрос иконописания Стоглав рассматривал в контексте богослужебных исправлений, а порядок его рассмотрения на Соборе (I раздел ) говорит о его важности, т.к. иконописанию придается идеологическое значение. Отдельно был выделен вопрос о злоупотребления в отношении икон .

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

Опознание изображений икон и святых Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Опознание изображения 1370 (768x890, 269 Kb) (1024x768, 224 Kb) (1024x768, 252 Kb) (1024x768, 213 Kb) Добавлено на опознание: 2015-01-16 23:11:59 Владелец: veterocha Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Добрый день! Икона довольно давно находится в нашей семье, история ее неизвестна. Падала и раскалывалась на две части, на лицевой стороне виден " шов " . Деревянная основа довольно толстая, приблизительно 2-2,5 см толщиной, по периметру пробита гвоздями, состоит из трех отдельных подогнанных кусков, а не цельного дерева, и как раз по одному из стыков и была расколота. Слой краски тоже довольно толстый, ощущение, что многослойный. Икона вероятно реставрировалась, потому как дорисованы пальцы на недостающем отколотом фрагменте, хотя не исключено, что это изначально нижнее изображение проглядывает (может я ошибаюсь). В верхних левом и правом углах по две буквы (видно на доп.фото). На обратной стороне иконы и с торцов никаких надписей нет. Сусальное золото (если я правильно понимаю) по нимбу практически вытерто, есть ощущение, что под ним как-будто рисунок тоже имеется, хотя, возможно, это вытертость такая красивая :) Попытки опознаний [ 2015-01-17 06:12:54 ] tol : Икона Пресвятой Богородицы " Богоматерь Из Деисусного Чина " http://pravicon.com/icon-4003 [ 2015-02-06 23:34:40 ] Dromos : Согласен с предыдущим ответом. [ 2015-02-06 23:35:12 ] Dromos : Добавлю, что икона конца 18, начала 19 века. [ 2015-02-07 00:11:30 ] veterocha : Спасибо большое всем! Насчет трех частей дерева я ошибалась - целостное. Опознать это изображение Опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения... Вход Регистрация . Основная страница опознаний Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/unknown-1370

В куполе сев. парекклисиона, посвященного свт. Николаю Мирликийскому,- поясное изображение ап. Луки в окружении Небесных Сил, святителей и серафимов, в конхе - образ св. Иоанна Предтечи, ниже - поясные изображения святителей, в следующем регистре - Служба св. отцов. Почти все пространство стен 2-го яруса занято житийным циклом свт. Николая, сохранились композиции «Рождество свт. Николая», «Рукоположение свт. Николая», «Воины в темнице», «Явление во сне царю Константину и Евлавию», «Освобождение невинных от меча», «Чудо на море» и «Разрушение идолов в храме Артемиды», в нижнем ярусе - фигуры преподобных. Экзонартекс был расписан в 2 этапа. Фрески 1-й пол. XVI в. сохранились частично: монументальное «Крещение», сцены из жизни св. Иоанна Предтечи, композиция «Во гробе плотски», Христос Ангел Великого Совета, Деисус и Акафист Божией Матери. Нек-рые фрески переписаны в 1570 г. серб. художниками во главе с Андреем и Лонгином. В иконографической программе выделяются сцены из Богородичного цикла: изображение Пресв. Богородицы с Христом и архангелами включено в сюжет «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», расположенный на вост. стене над входом, на др. стенах размещены композиции «Покров», «Неопалимая Купина», а также Акафист Божией Матери; в нижнем ярусе изображены серб. святые Савва, Симеон, Арсений, Ефрем, Иоанникий и портреты современников росписи: патриарха Макария и митрополитов Антония и Дионисия, заказчика росписи, а также сцена кончины митр. Дионисия. В росписи церкви 1320-1321 гг., автором к-рой был мастер из Фессалоники Михаил Астрапас, прослеживается влияние античных традиций, переработанных в духе поздневизант. классицизма. Композиции и отдельные лики тщательно проработаны, гармоничны слегка удлиненные пропорции фигур. К лучшим фрескам принадлежат композиции на стенах в подкупольном пространстве - «Успение Богородицы», «Сошествие во ад», изображения Богоматери (в юж. парекклисионе) и св. Иоанна Предтечи (в сев. парекклисионе), «Древо Неманичей». Небольшое собрание икон Г. связано с именем митр. Никанора. «Богородица в окружении пророков» и «Христос на троне» находятся в иконостасе. Икона «Христос на троне» имеет 2 регистра, в нижнем представлена хиротония митр. Никанора, к-рому ангел подносит митру, рядом с ним - философ Пифагор и персид. прор. Пропий (?). По заказу митр. Дионисия были выполнены иконы для царских врат (1564, сцена «Благовещение» переписана в XIX в.), образы Деисусного чина (Иисус Христос и 3 апостола), иконы «Введение во храм» и «Спас Недреманное Око». Ктитором 2 крестов (XVII в.) над иконостасами был патриарх Паисий. Сохранились иконы свт. Николая с житием, Иисуса Христа на красном фоне и икона св. Февронии с житием, жертвователем к-рой был в 1607/08 г. митр. Виктор, его образ помещен в левом нижнем углу иконы. В XVIII в. собрание пополнилось неск. иконами в стиле барокко (Иисус Христос, прор. Илия и др.) и рус. образами («Господь Вседержитель», «Богородица с Младенцем» и др.).

http://pravenc.ru/text/166413.html

Личное письмо на иконах работы изографа Митрофана отличается контрастом: санкирь имеет почти черный оттенок, а тонкость, сглаженность переходов от высветлений к теням создает пластический эффект, напоминающий фарфоровые статуэтки. Эти же живописные приемы были использованы изографом Митрофаном в храмовых иконах для ц. Всех святых в мон-ре К. «Богоматерь с Младенцем» и «Христос Пантократор» (Ibid. N 110-111). Ему же приписывают и храмовую икону «Всех святых», где традиц. изображения прославленных и помещенных в райские селения святых дополняют изображения пророков Давида и Соломона (Ibid. N 112); царские врата с образами Благовещения и тех же пророков (Ibid. N 113), эпистилий с образами деисусного чина (Ibid. N 114) и Распятие, венчающее темплон (все - ок. 1768; Ibid. N 115). На иконах живописный фон напоминает пейзаж: с переходами от темно-синего к белому у линии позема, превращенной в линию горизонта. Умиленное выражение ликов - признак новой эпохи, мастер стремится подчеркнуть эмоциональность, вызвать у молящегося отклик на события Свящ. и церковной истории. На иконе «Введение Пресв. Богородицы во храм» письма братьев Константина и Афанасия из Корчи (3-я четв. XVIII в.; Ibid. 104) композиция небольшого формата насыщена монументальной архитектурой, торжественными движениями большого числа фигур; как и в византийском искусстве, мастера по-своему воспроизводят красоту драпировок, миловидность иерусалимских дев, сопровождающих Богородицу и прародителей в храм. Преподобные Антоний, Евфимий и Савва. Икона. 3-я четв. XVIII в. Преподобные Антоний, Евфимий и Савва. Икона. 3-я четв. XVIII в. В 3-й четв. XVIII в. неизвестными иконописцами-афонитами была создана серия икон-пядниц с образами апостолов, преподобных, мучеников и мучениц, зачастую представленных по трое или парами, а также иконы праздников. Вероятно, эти иконы предназначались для аналоя. Прмч. Гедеон Каракальский. Икона. 1864 г. Иконописец Никифор II Карпенисиот Прмч. Гедеон Каракальский. Икона. 1864 г. Иконописец Никифор II Карпенисиот Их объединяют художественные приемы, имитирующие европ.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

В иконостасе новгородской Софии сохранился праздничный чин 1341 года, в который входят изображения Благовещения, Рождества Христова, Сретения, Крещения, Воскрешения Лазаря, Преображения, Входа в Иерусалим, Распятия, Сошествия во Ад , Вознесения, Сошествия Св. Духа на апостолов, Успения Богородицы. Они написаны на четырех горизонтальных досках по три сюжета вместе, что восходит к древним формам темплона. Иконостасы XV–XVI веков насчитывают подчас более двадцати праздничных икон, подробно иллюстрирующих Евангелие. Очевидно, в конце XV века над праздничным рядом возникает еще один ярус – с изображением пророков, симметрично расположенных по обеим сторонам от иконы Богоматери Знамение. В небольших храмах иногда совмещались на одной вертикальной доске изображения праздника и пророка (чин из Псковского музея XVI в.) либо фигуры из деисусного чина и праздничной композиции. И, наконец, в XVI столетии над пророческим рядом начинают устанавливать иконы с изображением праотцов – библейских прародителей Адама, Авеля, Исаака, Иосифа, Мельхиседека и др. Вся эта сложная конструкция первоначально делилась стенками центральной апсиды на три части, но позднее, вероятно уже с конца XV века, иконостас несколько выдвигают вперед, и он уже сплошной стеной отделяет алтарную часть храма. В целом символика иконостаса воплощает общую идею храма как образа «земного неба». Если своды и купол – подобие неба, то алтарь и иконостас – это наивысшая часть неба, «небо небес», где пребывает Господь. Это значение отражено в этимологии слова: «алтарь» на латыни означает высокий жертвенник, греческое «вима» – не для всех доступное возвышение – происходит от древнееврейского «вама» – высота. С образом возвышенного места, в котором обитает Бог , издавна связывались представления о рае. Автору «Легенды о Новгородском рае», сочинения XIII века, рай представляется высокой горой, на вершине которой сияет деисус. В рай ведут врата. Именно их символизируют царские врата иконостаса в ходе литургии. Интересны толкования иконостаса, принадлежащие Симеону Солунскому (XV в.): «Над двумя столпами находится фриз с карнизом, который означает союз любви, связь и соединение святых с Христом и с горними святыми ангелами» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010