В 1688 г. архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов) предлагал Н. С. стать игуменом архангельского мон-ря во имя арх. Михаила, однако он отказался и даже скрывался в Матигорской вол., где находилась монастырская мельничная служба ( Верюжский. 1908. С. 309). В 1691 г. по протекции патриаршего казначея Паисия и митр. Псковского Илариона Н. С. был назначен казначеем Сийской обители. Вместе с келарем Питиримом он подал патриарху Адриану челобитную об установлении в мон-ре архимандритии. Н. С. стал 1-м архимандритом Сийского монастыря (Грамота патр. Адриана//АОКМ. Инн. КП 3601; Строев. Списки иерархов. Стб. 821). Деятельность Н. С. как иконописца Раннее упоминание о Н. С.- иконописце относится к 1658 г.: после пожара в Троицком соборе Сийского мон-ря «старые образы понавливали и вновь писали иконники Василей Мамонтов да ученик ево Матвей Михайлов Ерчанин» (БАН. Арханг. Древлехран. 375. Л. 81; см.: Кольцова. 2009). В 60-70-х гг. XVII в. Василий Мамонтов постоянно исполнял иконописные заказы Сийского мон-ря. В 1664 г. «по приказу игумена Феодосия» он получил 7 р. «за иконное письмо прежнее и нынешнее, что писал в монастырь, в церкви и на Святыя врата». В 1667 г. вместе со своим учеником М. М. Ерчаниным работал в Успенской и Никольской церквах Лявлинского мон-ря: «Всех икон... отчистили и починили сто икон болших кроме пядниц». В 1669-1671 гг. Василий написал много икон для Сийского мон-ря, в т. ч. иконы местного ряда для придела во имя прп. Антония в Троицком соборе. В 1671-1672 гг. написал «про монастырский обиход» 18 «штилистовых» икон, среди них иконы прп. Антония Сийского, «Богоматерь Владимирская», «Богоявление», «Огненное восхождение Илии пророка», «Деисус поясной», «Николай Чудотворец», «Святая Анастасия». Над трапезным крыльцом была помещена его икона «Благовещение, с приписными святыми», созданная в 1671 г. В том же году для иконостаса Успенской ц. Кривецкого мон-ря написал 6 больших икон деисусного чина (за работу он получил 8 р. 15 алтын - Кольцова. 2009. С. 66), образы прп. Алексия, человека Божия, мц. Наталии, «Знамение» Пресв. Богородицы; в соборе и церквах, «по келиям и в монастырских службах поновлял и отчищал штилистовых и пядниц 50 икон», в Троицком соборе поновлял иконы местного ряда.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

Возможно, они считали, что суровая гамма цветов в живописи больше соответствует укладу жизни обители, а быть может, хотели, чтобы по краскам новые иконы напоминали те прежние, которые украшали монастырский собор до пожара 1501 г.” 45 . Но есть тому и более простое объяснение: во исполнение предписания Стоглавого собора 1551 г. приходилось ориентировать­ся на образцовые старые иконы, оказавшиеся к тому времени под потемневшей олифой, что способствовало появлению темноликих изображений. Это явление не было обязано оплошности несведущих иконописцев, поскольку оно представлено и такими художественно совершенными произведе­ни­ями, как икона Богоматери Умиление, “Моление игумена Филиппа” — знаменитого митрополита Филиппа Колычева, бывшего в 1545–1566 гг. настоятелем Соловецкого монастыря 46 . Исходя из этого положения, данный деисусный чин следовало бы датировать в пределах 1551–1559 гг., а если изготовление связывать с именем архимандрита Арсения, то 1557–1559 г., когда он был настоя­телем Спасского монастыря. Ростовскую архиерейскую кафедру в это время, с 1549 по 1565 г. занимал архиепископ Никандр, поставленный из игуменов Троице-Сергиева монастыря 47 . На московской же митропо­личьей кафедре с 1542 по 1563 г. находился знаменитый святитель Макарий 48 . Стать заказчиком деисусного чина могло любое из этих лиц. Если вспомнить о наблюдениях А. В. Федорчука о генетической связи ярославских икон с Благовещенским собором Московского Кремля 49 , то полученный вывод не является неожиданным 50 . 1 Емченко Е. Б. Стоглав. Исследование и текст. М., 2000. С. 304. 2 Острогорски Г. Одлуке Стоглава о икона и принципи buзahmujcke ukohorpaфuuje//О и византинаца (Сабрана дела Г. Острогорског. 5). Београд, 1970. С. 182–202. 5 Федорчук А. В. Ярославские иконы XIII–XVI веков//Ярославский художественный музей. Каталог собрания икон. Т. I. М., 2002. С. 25; Он же. Ярославская иконопись XVI века//Иконы Ярославля 13–16 веков. М., 2002. С. 19–20. 6 Ярославская иконопись XIII–XVII веков. Каталог выставки/Сост.

http://pravmir.ru/deisusnyiy-chin-spaso-...

По образцу деисусного чина ц. Протата Дионисием был написан деисусный чин в виде эпистилия для К. (Ibid. N 57-58). Кисти мастера и его мастерской принадлежит поясная икона «Свт. Иоанн Златоуст» (2-я четв. XVIII в.; Ibid. N 60); под влиянием этого типа икон создавались позднее схожие изображения, напр. икона «Свт. Николай Чудотворец» (1769; Ibid. N 61), которая является «молением Парфения проигумена из Пелопонесса». Эти иконы отличаются чрезвычайно обильными орнаментами на облачениях, у Николая Чудотворца серебряный венец - знак особого почитания. Наследие мастера Дионисия со временем претерпело изменения, напр., на приемы личного письма с усиленной пластикой оказало влияние европейское искусство. Значительная часть икон 1-й пол. XVIII в. (25 из 32 сохранившихся этого периода) принадлежит иером. Дамаскину из Янины, расписавшему фресками кафоликон К. (1717), в котором были установлены новые царские врата (ок. 1717; Στρατ. 2011. N 62) с 2 рядами живописных изображений в арочных обрамлениях: вверху на створках - «Благовещение» и образы апостолов Петра и Павла по сторонам, ниже - фигуры святителей, отличающиеся простотой форм, светлым колоритом, обилием золота. Над изображениями помещены крупные рельефные орнаменты золоченой резьбы. Тем же иконописцем для кафоликона был написан эпистилий с композициями двунадесятых праздников (ок. 1717; Ibid. N 63-77), для к-рых характерны яркое сочетание цветовых контрастов и воспроизведение образцов критской иконописи XVI в., обилие золота, киновари, белил, плотное заполнение фона композиций пейзажными горками и архитектурными кулисами. Неотъемлемой частью эпистилия является золоченая резьба, включающая ордерные элементы (витые колонки и арочки). Выше эпистилия было установлено Распятие с предстоящими (ок. 1717; Ibid. N 78), подножие креста оформлено резными рельефами в виде драконов. Кисти того же мастера приписывается ряд храмовых икон: «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)», парные иконы с тронными изображениями Богоматери с Младенцем и Христа Пантократора, великомучеников Димитрия и Георгия, вмч.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Директор комплекса «Россия — моя история» Олег Черняга отметил, что в год празднования знаменательной даты выставка напомнит о далеком славном времени, когда дружины великого военачальника от стен Новгородского кремля шли на защиту родной земли. Было зачитано приветствие директора Новгородского музея-заповедника Натальи Григорьевой. «Иконописное искусство сыграло важную роль в развитии культуры нашей страны и повлияло на развитие многих исторических событий. Герои — защитники Отечества уходили с иконой в бой, и именно вера в силу иконы порой приводила к триумфальной победе», — сказано, в частности, в тексте приветствия. Помимо копий новгородских икон на выставку были принесены предметы из древлехранилища Александро-Невской лавры . Хранитель Роман Катаев отметил, что в экспозиции представлены старинные иконы святого Александра Невского, одна из них, редкая, изображает великого князя в одежде схимника. Копии икон выполнены в размер оригинала, на деревянной основе, в технике печати по левкасу. Техника ультрафиолетовой печати впервые применяется в России. Среди цифровых копий — икона апостолов Петра и Павла XI века, самая ранняя из известных древнерусских икон; древнейшая русская подписная икона святого Николая Чудотворца 1294 года мастера Алексы Петрова из церкви святителя Николы на Липне, иконы Покрова Богоматери конца XIV столетия из Зверина монастыря, святых Кирилла и Афанасия Александрийских, Леонтия Ростовского конца XV века из Мало-Кириллова монастыря. В экспозиции можно увидеть фрагменты иконостасов новгородских храмов, включающие иконы праздничного и деисусного рядов. К лучшим произведениям XV века — времени наивысшего расцвета новгородской художественной культуры — принадлежат иконы праздничного чина из Успенской церкви на Волотовом поле: образы Сретения, Преображения и воскрешение Лазаря. Среди редких сюжетов — икона середины — второй половины XV столетия «Битва новгородцев с суздальцами (Чудо от иконы " Богоматерь Знамение " )». Среди экспонатов из древлехранилища Александро-Невской лавры — антиминс XVIII века, священническое облачение, хоругви, две иконы святого Александра Невского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5788350...

Позднее на архитрав стали ставить иконы не только с изображением Христа, причем писали их на одной вытянутой по горизонтали доске. Этот вытянутый щит получил название «темплон», простонародное сокращение которого – «темпло» – дало начало русскому «тябло». Наименование «темплон» (темпло) первоначально распространялось на украшенный архитрав, затем на икону, стоящую на нем, а затем на весь иконостас. Самые древние темплоны изображали только деисус. Деисус – «моление», представляет собой изображение Богоматери и Иоанна Предтечи, обращенных с молитвой к Христу, находящемуся в центре композиции. И. Мыливец возводит происхождение деисуса к устному литургическому прототипу – тексту сирийского евхаристического обряда («седро»), сочиненному Феодором Монсвестийским в начале V века: «Мария, которая тебя родила, И Иоанн, который тебя крестил, Да молятся о нас и помилуй нас» 23 . 5. Деисус с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Владимиро-суздальская икона. Кон. XII – нач. XIII в. Деисус помещали в центре преграды над царскими вратами. В течение VIII-X веков происходит усложнение композиции. К деисусу начинают добавлять ряд персонажей, молящихся за род людской. Постепенно по сторонам основной трехфигурной композиции начали изображать полуфигуры святых и некоторые евангельские сцены. Уже в Византии появляется второй ряд – под деисусом помещали иконы 12 лицевых святцев и сцены двунадесятых праздников (святцы стали использовать со времени Василия II Болгаробойцы, 976–1025). О поклонных праздничных иконах впервые упоминается в уставе одного константинопольского монастыря XI века, как указывает Е. Голубинский 24 . Древняя Русь полностью восприняла византийский темплон с деисусом в центре. Древнерусский многоярусный высокий иконостас XIV–XV веков стал венцом развития этой исходной формы. 6.–8 Апостол Петр. Архангел Михаил. Богоматерь. Новгородские иконы из деисусного чина. 2-я пол.-кон. XV в. Нижний ряд образовывали иконы, расположенные между царскими вратами и боковыми дверями, ведущими в жертвенник и диаконник – помещения в боковых апсидах.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Он получил название местного ряда и украшался иконами Христа, Богоматери, Троицы и изображениями храмовых праздников. Ранние русские деисусные иконы XII века представляют собой трехфигурную композицию, написанную на одной горизонтальной доске. Позднее изображения стали писать на отдельных досках. Деисусный чин в конце XIV века состоял уже из семи фигур, как, например, в известном Серпуховском чине 1380 года из собраний Третьяковской галереи и Русского музея. В него входят, помимо средника, поясное изображение архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, симметрично расположенных по обе стороны от иконы Спасителя. Позднее иконографический состав деисуса усложняется. Так, в Благовещенском соборе Московского Кремля (1405) по обеим сторонам от фигур апостолов дополнительно помещены святители Василий Великий и Иоанн Златоуст , святые Георгий и Дмитрий, столпники Симеон и Данила. В иконостасе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря находим уже 21 фигуру. 9–11. Иоанн Предтеча. Архангел Гавриил. Апостол Павел. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. 12. Пророки Даниил, Давид и Соломон. Икона пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г. Деисусный чин – это шествие предстоящих перед Христом «представителей отдельных иерархических категорий», по выражению И. Мысливца, и поэтому часто выбор святых сверх канонического семифигурного средника определялся богословскими и политическими интересами. Это могли быть русские митрополиты или святые патроны князей московского дома, местные святые или особо чтимые князья, канонизированные церковью. В XIV веке на Руси возникает еще один ярус иконостаса, который ставили над деисусным чином, – праздничный. Свое название он получил благодаря тому, что здесь помещают иконы на тему двунадесятых праздников, т.е. евангельские сцены христологического и богородичного циклов. Обычный состав включает двенадцать сюжетов, начиная с Благовещения расположенных по хронологии слева направо.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

«Основная тема росписи, – пишет Л. А. Успенский , – это утверждение православного вероучения против отклонений еретиков, перечисленных собором 1490 г.: здесь подчеркивается Божество и человечество Спасителя, особое место занимает прославление Богоматери, святых и подчеркнуто значение Вселенских соборов» 156 . Дионисий работал в Ферапонтовом монастыре в то самое время, когда в десяти верстах от Ферапонтова на реке Соре жил преподобный Нил. Он не мог не прийти к старцу, известному своим духовным рассуждением и богомыслием. Вероятно, что в тематике и духовном тоне росписи собора сказалось это общение иконописца со старцем Нилом, который обращал внимание своих современников на богословие догмата о Боговоплощении и призывал «испытывать Божественные Писания». Смысл этого духовного наставления «испытывать Писания» раскрывает сретенская стихира: «Испытаите Писаниа. Яко же рече во Евангелиих Христос Бог наш. В них бо обретаем того раждаема и пеленами повиваема. В яслех полагаема и млеком питаема, обрезание приемлюща. И Симеоном носима... истинною мирови явльшася» (РНБ. Кир.-Бел., 550/807, л. 2 об.) – т.е. обретаем истинное знание о Боговоплощении. Второй храм Нило-Сорской пустыни, построенный уже во второй половине XVI в., был освящен во имя преподобного Ефрема Сирина . Этого святого особо чтили в скиту. Иконописные образы святого Ефрема Сирина находились в ряду местночтимых икон в иконостасе и на стенах храмов Ниловой пустыни: опись 1672 г. упоминает местные образы преподобного Ефрема Сирина в церквах Сретения и Ефрема Сирина (ФИРИ. Кол. 115 , ед. хр. 683, л. 2 об. – 6 об.), «образ Ефрема Сирина на красках на стене церкви Сретения» (ФИРИ. Кол. 115 , ед. хр. 683, л. 4 об.), в церкви Иоанна Предтечи икона Ефрема Сирина вошла даже в состав деисусного чина парной иконой к образу Кирилла Белозерского (ФИРИ. Кол. 115 , ед. хр. 683, л. 8 об.), в церкви Сретения в местном ряду находилась икона с изображением преподобных Кирилла Белозерского и Ефрема Сирина на одной доске (ФИРИ. Кол. 115 , ед. хр. 683, л. 2 об.). Почитание в Ниловом скиту святого Кирилла Белозерского понятно – это наиболее чтимый северный русский святой, основатель монастыря, с которым Нило-Сорский скит имел самые тесные духовные и экономические связи. Особое отношение в северном русском скиту к святому Ефрему Сирину помогает понять особенности духовного строя этого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

В серии «Феофан Грек» на двух монетах нанесены рельефные изображения икон – «Преображение» и «Богоматерь Донская» (рис. 53), а на двух других представлены сложные композиции. На серебряной монете приведен триптих деисусного чина: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча»; над ним – стилизованное изображение Благовещенского собора Московского Кремля, слева и справа от икон – сцены древнерусской жизни. На золотой монете в центре на лесах – фигура иконописца с кистью за работой над фреской «Троица», слева и справа – фигуры столпников, вверху – стилизованное изображение церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде 40 (рис. 54). Рис. 53. Серия «Феофан Грек», икона «Богоматерь Донская»      Рис. 54. Серия «Феофан Грек», фигура иконописца за работой над фреской «Троица»      На двух монетах серии «Андрей Рублев» приведены рельефные изображения икон «Святая Троица» (рис. 55) и «Благовещение» (рис. 56). Рис. 55. Госбанк России. Серия: «Андрей Рублев», икона Св. Троицы      Рис. 56. Госбанк России. Серия: «Андрей Рублев», икона «Благовещение»      На некоторых монетах серии «Памятники архитектуры России» кроме собственно архитектуры изображаются и чтимые образы. Так, на монете «Монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни» – над храмами монастыря изображена чудотворная икона «Знамение» 41 ; на монете «Казанский Богородицкий монастырь, г. Казань» (2011 г.) – цветное изображение Казанской иконы Богоматери 42 . Изображения икон неожиданно можно встретить на монетах, посвященных международным культурным событиям. Например, в 2011 году была выпущена красивая серебряная монета «Год итальянской культуры и итальянского языка в России и Год российской культуры и русского языка в Италии». На реверсе в центре, вверху – четырехугольная золотая вставка с изображением иконы святителя Николая (рис. 57, 58); внизу под вставкой государственные флаги, по сторонам рельефные изображения двух городских кварталов с надписями «СЕРГИЕВ ПОСАД» (слева) и «БАРИ» (справа) 43 . Рис. 57. Монета «Год итальянской культуры и итальянского языка в России и Год российской культуры и русского языка в Италии». 2011 г., серебро, золото     

http://pravoslavie.ru/155352.html

Известно также, хотя сам он никогда о том не говорит, что инкогнито он посещает самых страждущих для помощи и утешения. Он регулярно служит и проповедует в своих приходах. Время, когда я был в Стамбуле, было временем Успенского поста, и Афинагор каждый раз служил вечерню в одном из своих приходов, где он неизменно читал акафист Матери Божией. Мне хотелось бы рассказать о таких встречах, куда он брал и меня, чтобы познакомить со своим народом. 8 августа 1968 года мы были в Арнавут Кои, где жил когда–то дядя патриарха, когда тот еще учился в Халки. Это поселок на берегу Босфора. «Это немного и моя деревня», — говорит Афинагор, и благодаря этому «немного», как можно заметить, ему принадлежит много деревень, много монастырей, много стран. Храм здесь просторен и под его стенами погребено четыре патриарха и несколько греков, оказавших важные услуги оттоманской империи. Как и большинство современных церквей Стамбула, храм, построенный по типу собора, имеет резной иконостас, который в 1955 году погромщики тщетно пытались спалить. Направо от царских врат — большая икона Христа, налево — Богоматери, рядом со Христом — Иоанн Предтеча, это изображение «деисусного чина» весьма распространено в Константинополе. В других формах «деисусный чин» можно встретить во всем православном мире, он символизирует Церковь, но также, согласно Павлу Евдокимову, как бы две стороны Христа, вобравшего в Себя всю человеческую природу — Марию как архетип женственности и Иоанна Крестителя, пришедшего в духе Илии как воплощение мужественной творящей силы. Церковь полна народу. Патриарх в простом черном подряснике прислуживает местному священнику в качестве чтеца. Народ присоединяется к пению, в особенности к возгласу прославления: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога Нашего, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем». Богослужение кончается, патриарх благословляет детей, беседует с верующими. Затем все собираются в современной и светлой комнате, где происходят собрания. Люди усаживаются вокруг духовенства, пьют прохладительные напитки. Патриарх подымается и, не повышая голоса, без малейшего ораторского эффекта, начинает говорить, словно обращаясь к каждому. Он говорит о привязанности к «своей деревне». Затем комментирует Евангелие дня. «Я предпочитаю, — скажет он мне на обратном пути, — говорить о Евангелии как бы в семейном кругу, где все могут отдохнуть, утолить жажду, а не в храме, где жарко, и верующим приходится стоять. Там нет стульев, но я пропрошу их поставить, я не люблю этих бесполезных усилий». Я думаю об Иисусе, Который усаживал людей на траву…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Характерно, что на выносной иконе жест благословения направлен не на зрителя, а на книгу. Никола как бы указывает на истинное учение, которое заключено в Евангелии. К тому же направлению примыкают поясные деисусные иконы из с. Ободова Спировского района Тверской области – «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча». Они обнаружены в 1966г. Время их исполнения – граница XIV и XV вв. На иконе «Богоматерь» нежная округлость подбородка, маленькие губы и яркое вохрение лица напоминают изображение Одигитрии из с. Васильевского. Яркие розовые поля заставляют вспомнить такие греческие произведения, как знаменитый «Высоцкий чин», привезенный из Константинополя. На иконе «Иоанн Предтеча» его лик поражает экспрессией черт. Сдвинутые брови, аскетическая впалость щек, сложная выразительность глаз: верхнее веко опустилось до зрачка, а нижнее опало, открывая округлость белка – все имеет аналогии в греческой живописи XIV в. Черная штриховка теней на гиматии, как и водянисто-зеленый его цвет, встречается в греческой живописи этого времени. Спас. Икона из деисусного чина. Фрагмент. XV в. 84х59,5 см. ТОКГ. Происходит из г. Весьегонска Сама композиция поясного деисуса чрезвычайно характерна для Византии. Тверскому искусству известен еще один поясной чин, исполненный во 2-й половине XV в. Он принадлежит к тому же прогреческому направлению. Сохранились 2 иконы этого типа – «Спас» и «Апостол Павел». Они найдены в разное время и в разных местах Калининской области («Спас» – в г. Весьегонске, «Апостол Павел» – в с. Чемерово Весьегонского района) и хранятся в разных музеях («Спас» – в Тверской областной картинной галерее, «Апостол Павел» – в Музее им. Андрея Рублева). Принадлежность их одному иконостасу несомненна: колорит, рисунок чрезвычайно близки, размер досок одинаков. Иконы написаны в темных приглушенных тонах коричневого и зеленого, типичных для греческой живописи XIV столетия. Фон сделан плотной охрой, нимбы двухцветные. Такие нимбы известны греческому искусству, но в русском встречаются редко. И фон, и цветные нимбы одинаковы на обеих иконах.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010