Фрески органически связаны с интерьером храма: подчеркивая плоскость стены, они усиливают впечатление легкости архитектуры. Предполагается, что иконы деисусного чина выполнены по единому замыслу Рублева с помощью учеников. Язык этих работ чрезвычайно лаконичен, монументален. Формы трактованы обобщенно, подчеркнут силуэт, торжественный ритм движения. Цветовая гамма сдержанна и выразительна, построена на декоративных соотношениях зеленого с золотисто-желтым и красным, синего с вишневым. Образы святых — это образы мудрецов-мыслителей, умиротворенных, благородных. По мастерству исполнения самыми выразительными являются изображения Христа, Иоанна Предтечи и апостола Павла. Видимо, они и принадлежат непосредственно кисти Рублева. Из икон праздничного ряда Рублеву приписывается только одна — " Вознесение " . По-видимому, в это же время Рублев написал икону, которая является вольной копией с прославленного византийского образа " Владимирской Богоматери " . В нежных красках, хрупком образе Богоматери, прижавшей к себе младенца, выражены красота материнской любви, печаль в предчувствии трагической судьбы сына. В 1918 году в Звенигороде найдены три иконы из деисусного чина: " Спас " , " Архангел Михаил " и " Апостол Павел " , по-видимому, Рублевым в 1410-х годах. Особенно замечательна икона " Звенигородский Спас " . Своеобразно лицо Христа, одухотворенное, с тонкими строгими чертами. Христос полон сосредоточенной внутренней жизни, его взгляд прям, задумчиво-проницателен, в нем светится человеческая доброта. Несомненно, здесь воплощен морально-этический идеал русского человека времени Андрея Рублева, где миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством. Человечность, спокойная мудрость заключается и в образе апостола Павла, а юношески нежный облик архангела Михаила лиричен, исполнен глубокого поэтического очарования. Он близок ангелам " Троицы " — величайшего творения древнерусской живописи. Время создания " Троицы " —рубеж 10—20-х годов XV столетия, пора расцвета творчества Рублева. Тогда же, вероятно, было создано еще одно произведение, приписываемое Андрею Рублеву, — " Спас в силах " (ГТГ). Предполагается также, что художник принимал участие в росписи Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. Сохранившиеся незначительные фрагменты росписи алтарной преграды близки по манере Рублеву.

http://sobory.ru/article/?object=00186

Позднее большая часть икон (Спаситель на престоле, Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, иконы архангелов; Благовещение, Вознесение, Сошествие во ад; иконы с живописью XVIII в.: Введение во храм, Вход в Иерусалим, Преображение Господне, Рождество Богоматери, Рождество Христово, Успение Богоматери) вошла в коллекцию ГТГ, остальные (иконы апостолов Петра и Павла, свт. Николая, архиеп. Мирликийского и свт. Василия Великого; Крещение Господне, Сретение; пророков Софонии и Захарии) были переданы в ГРМ. с 1919 до 50-х гг. XX в. иконы В. ч. находились в Комиссии по раскрытию древней живописи (позднее ЦГРМ), а также в реставрационных мастерских ГРМ и ГТГ. полное реставрационное раскрытие и исследование сохранившихся частей В. ч. не проведено, и в наст. время сохранность раскрытых икон неоднородна; в результате поновлений сильно пострадали мн. иконы деисуса. На иконах апостолов Андрея и Иоанна Богослова даже первоначальный рисунок фигур сохранился не полностью. Наиболее полная сохранность живописи отмечается на иконах «Крещение», «Пророк Софония» (полностью раскрыта). Св. Иоанн Предтеча. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Св. Иоанн Предтеча. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) В. ч.- важное звено в реконструкции иконостаса владимирского Успенского собора, пока гипотетической, поскольку остается нерешенным вопрос о соотношении иконостаса с фресками, сохранившимися на алтарных столпах собора ( Бетин. 1970; Ильин. 1970). деисусный ряд В. ч.- полнофигурный, в центре помещено изображение «Спас в силах». Спаситель изображен в двуцветных одеждах, покрытых ассистом, Богоматерь - в одеяниях коричневого и синего цветов, Иоанн Предтеча в гиматии и милоти, с развернутым свитком в руках, подобно тому как его изображают в сцене Крещения. Архангелы одеты в далматики и лоры, украшенные драгоценными камнями, в плащах с золотым орнаментом. Уникален приглушенно-зеленый (а не лиловый) цвет гиматия ап.

http://pravenc.ru/text/149831.html

Скачать epub pdf Кочетков И. А. Русский полнофигурный деисусный чин. Генеалогия иконографических типов Иконография полнофигурного деисусного чина до настоящего времени не являлась объектом специального исследования. Мною ранее была рассмотрена иконография «средника» чина – иконы «Спас в силах», русского варианта композиции «Majestas Domini» 861 . Напомню некоторые выводы. Древнейшим изображением Спаса в силах является средник чина Благовещенского собора Московского Кремля, который датируется концом XIV либо началом XV в. К нему» восходит икона владимирского Успенского собора, ставшая протографом всех последующих икон на этот сюжет. В частности, владимирская икона бьша одним из источников средника новгородских чинов – иконы «Спас на престоле», из чего следует, что полнофигурный чин пришел в Новгород из Москвы. Детальное сходство рисунка икон с изображением Спаса в силах показывает, что иконописцы всегда писали с определенного образца, каковым являлись, по-видимому, прориси или небольшие иконы типа таблеток. Замысел настоящей статьи состоит в том. чтобы путем сравнения возможно большего числа деисусных икон XV – XVI вв. проследить развитие иконографических типов. Предполагается, что такое сравнение не только выявит некоторые закономерности развития иконографии, но также позволит обнаружить генетические связи между иконами и даст материал для изучения творческого процесса иконописцев. При этом делается попытка взглянуть на отдельную икону как на список определенного текста и применить в анализе иконографии разработанные в текстологии понятия: архетип, протограф, редакция, список 862 . Богоматерь Все русские иконы Богоматери значительно отличаются от Бл. цветом мафория (вишнево-коричневый вместо синего) и расположением складок одежд. Тем не менее есть основания утверждать что Бл. стоит у истоков иконографии. Другими словами, икона Благовещенского чина является архетипом всех чиновых икон Богоматери. Об этом говорит сходство в позе, расположении рук. рисунке основных складок мафория. Есть совпадения в некоторых мелких деталях рисунка. При сравнении можно видеть.как русские художники упрощают сложный для них рисунок Бл. Так, например, на Бл. левый (от зрителя) край мафория откинут, образуя внизу крупную складку, что отчетливо видно по расположению золотой каймы. На всех остальных русских иконах край мафория образует прямую линию. Русский мастер соединяет два отрезка каймы, разделенные на Бл. складкой. Расположение мафория от этого стало не совсем логичным Эго отличне от Бл. является общим почти для всех русских икон. Можно указать на еще одно общее отличие: спадающий сзади юнец мафория на всех русских иконах имеет лишнюю складку: Наличие общих отличий от архетипа свидетельствует о том, что все русские иконы имели общий протограф (так будем называть икону, от которой происходит какая-либо группа икон). Назовем протограф, общий для всех русских икон протографом I.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Пресс-конференция Волобаев Алексей Алексеевич, генеральный директор Центра изящных искусств на Волхонке, Задорожный Николай Васильевич, Директор Благотворительного фонда «Частный музей Русской иконы», протоиерей Леонид Калинин Протоиерей Леонид Калинин И. А. Шалина Святые благоверные князья Борис и Глеб. 1920-1930е годы. Собрание В.М.Момота (Москва) Святитель Николай, архиепископ Мирликийский с житием в восьми клеймах. Последняя треть XIX века. Собрание С.А. Ходорковского (Москва). Царские врата. Начало XVIII века. Русский Север. Собрание А.П. Бойцова (Москва). Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Евхаристия (Причащение хлебом). Фрагмент Царских врат. Первая половина XVII века; старообрядческая реставрация (врезок). Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-44. Иоанн Богослов из деисусного чина иконостаса. Конец XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-448. Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу. Около 1600 года. Происходит из погоста Лядины Каргопольского района. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Верхняя часть двухрядной иконы Введение во храм. Первая половина XVII века. Русский Север. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Верхняя часть двухрядной иконы Введение во храм. Первая половина XVII века. Русский Север. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Архангел Гавриил из деисусного чина иконостаса. XVII век. Вологда. Собрание А.В.Ренжина (Москва). Воскресение – Сошествие во ад. XVII век. Собрание А.В.Новикова (Москва). Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Умиление – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Около сердины XVII века. Среднерусские земли. Дерево, темпера. Происхождение не установлено. Находилась в собрании В.С.Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 года от вдовы коллекционера. Реставрирована до поступления в коллекцию. Инв. ЧМ-332. Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Казанская – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Вторая четверть XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-511.

http://pravmir.ru/foto-okno-v-nebo/

Пребывая в Спасо-Андрониковом монастыре, инок Андрей жил в духовной среде учеников и последователей преподобного Сергия, с которыми он тесно общался во время своих разъездов, связанных с выполнением художественных заказов. Создание новых больших деисусных чинов, в которых принимал активное участие инок Андрей Рублев, имело огромное значение в связи с проводимыми литургическим реформами в Византии и Руси XIV–XV вв. Деисусный чин имел в это время глубокий литургический смысл, как образ Евхаристической Жертвы: Христос из Деисуса истолковывался как Жертва, евхаристический Агнец на дискосе, вместе с которым на проскомидии находятся просфоры Богоматери и Иоанна Предтечи. Все предстоящие перед Христом святые и ангелы слева и справа являлись одновременно сослужителями Христу-Архиерею в Божественной литургии. Деисус также представлял наглядно идею прославления Христа Небесного Царя и идею заступничества за грешный человеческий род в Судный день. Христос, изображенный на иконе «Спас в Силах» или «Спас на престоле», воспринимался как Небесный Судия, а престол на иконе являлся символом алтарного престола, где приносится Жертва. Центральная икона Деисуса также представляла Святую Троицу в символической красочной композиции. Живопись икон Звенигородского чина принадлежит к высочайшим шедеврам не только русской, но и мировой иконописи. В 1918-м году вместе с проведением реставрации настенной живописи собора здесь были найдены три иконы, входившие некогда в состав поясного деисусного чина: Спас Вседержитель, Архангел Михаил, апостол Павел. Первоначально деисусный чин должен был состоять из семи или даже девяти икон. Исключительно высокое художественное качество «Звенигородского чина», как и стилистические его особенности, дали очевидное основание для отнесения этого произведения к наследию преподобного Андрея Рублева . В иконах Звенигородского чина, несомненно, воплощен морально-этический идеал русского человека эпохи преподобного Андрея Рублева, в котором миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством.

http://pravoslavie.ru/154839.html

В Казани открылась выставка икон из уникального Троицкого храма Свияжской крепости Казань, 18 марта 2009 г. В колокольне Богоявленского собора г. Казани открылась выставка «Иконостас Троицкой церкви Свияжска, Деисус и Праотцы». Она будет посвящена иконостасному комплексу древнейшей на территории Татарстана деревянной Троицкой церкви Свияжска и, в частности, двум ее чинамдеисусному и праотечеоскому, сообщает сайт Казанской епархии . Троицкая церковь была заложена монахами Троице-Сергиева монастыря в 1551 году. На сегодняшний день это единственная деревянная постройка, сохранившаяся от былой Свияжской крепости. Именно в этой церкви был освящен город и первый монастырь. Иконостас Троицкой церкви формировался в несколько этапов. Самое древнее и, пожалуй, единственное документальное свидетельство его состояния фиксирует опись Свияжска 1565-1567 гг., составленная Кикином Борисовым. В ней говорится о наличии деисусного ряда на 11 досках, написанных «на празелени» в тяблах. Деисус – центральный ряд иконостаса, его смысловое ядро. В центре деисусного чина изображается Спаситель с Евангелием в руках, а по сторонам – предстоящие ему Богоматерь и Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие святые, расположенные в строгой иерархической последовательности. Дальнейшее развитие иконостаса связано с условным вторым этапом – последней третью XVI века. К нему можно отнести создание двух чинов – «праздничного» и «пророческого», которые музей ИЗО уже показывал публике на предыдущей выставке в колокольне. Наконец, завершающий этап формирования Троицкого иконостаса – создание верхнего, праотеческого ряда в начале XVII века. Этот чин представляет собой галерею ветхозаветных праотцев с соответствующими текстами на свитках, через которых является первоначальная ветхозаветная Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы. 18 марта 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29679.html

В 1710 году в селе значилась деревянная церковь Воздвижения Честнаго Креста с приделом прп. Алексия, человека Божия. По указу императрицы Анны Иоановны, в 1730 году церковь была отремонтирована, а её крыша покрашена. По описям села 1735 года, церковь Воздвижения Креста Господня была деревянной и имела паперть, трапезную и колокольню с пятью колоколами. Над дверьми в паперть висела икона Живоначальной Троицы, а внутри её с правой строны - Богоматери Одигитрии, блгв. Бориса и Глеба, свт. Николая Чудотворца и прп. Михаила Малеина. Внутри церкви располагался иконостас с расписанными красками Царскими вратами, имевшими гладкие позолоченные столбцы. На северных дверях имелось изображение архидиакона Стефана, а на южных - диакона Филиппа. При церкви имелся придел прп. Алексия, человека Божия. В нём находился иконостас с расписанными красками Царскими вратами, по обе стороны от которых находились иконы местного чина: справа - Спасителя с серебряными позолочеными венцом и цатой и прп. Алексия, человека Божия, с серебряными венцом и гривенкой, а слева - образа Владимирской Богоматери с серебряными позолоченными венцом и цатой, а также мч. Феодота и вмч. Феодора Стратилата. Над царскими вратами размещался двухъярусный тябловый иконостас, в нижнем ярусе которого были иконы деисусного чина, а в верхнем - праздничного чина. В расписных книгах отмечено также, что вся церковная утварь находилась под охраной священников и прихожан, а " оные служащие церковные числятся на руге " и " имеются на пашне церковной " . В 1737 году в церкви была перекрыта кровля и в том же году в неё была прислана новая церковная утварь, а в 1742 году были отремонтированы кресты на главах. Согласно донесению Михаила Алексеева, священника церкви прп. Алексия, человека Божия, от 1755 года, из-за ветхости храма службы производить стало невозможно. В связи с этим в Воздвиженское для описи ветхостей и составления сметы на ремонт от Дворцовой канцелярии был направлен архитектуры поручик В. И. Кафтырев, которым была отмечена особая ветхость паперти " длиною восемь сажень один аршин " и примыкающего к ней рундука " о семи ступеней " . По его сообщению, также " в церкви иконостас подлежит по прежнему расписать. 23 Мая 1756 г. утварь из Алексиевской церкви перенесли в Воздвиженскую. 13 июня того же года все ветхости, кроме иконостаса, были исправлены, а к 13-му ноября - поновлены иконостас и образа. 20 июля 1756 года. Дворцовой канцелярией в храм была прислана церковная утварь: риз, патрахелей и воздухов по две штуки, а также Шестоднев, месячные Минеи на год, Требник, Глосарь, Апостол, кадило и прочее.

http://sobory.ru/article/?object=00046

Несмотря на то, что иконы чина принадлежат кисти разных мастеров, разных и по манере, и по уровню мастерства, здесь есть то стилевое единство, которое позволяет говорить о принадлежности их одному времени и одной художественной традиции. Все фигуры грузные, с мощными формами. Их движения несколько угловаты, позы экспрессивны. Художникам чуждо любование красотой и гибкостью линий. Они мыслят объемами. Складки одежды, то причудливо изломанные, то резкие и прямые, выявляют объемы и в то же время служат для выражения экспрессии. Цветовая гамма чиновых икон типична для Твери. Одежды написаны плотными красками: желтой, коричневой, синей. Художники стремятся достичь цветового единства, кладя поверх основного тона слой жидких белил. Белила разной степени плотности создают переход от освещенных мест к затемненным, уменьшая в то же время интенсивность цвета. Вот отчего создается ощущение некоторой монохромности. Сильно пробеленные краски одежд гармонично сочетаются с охристо-белым фоном, светло-коричневыми нимбами и более темными полями. Не столько цвет, сколько богатство тоновых отношений привлекает художников Твери. Правда, здесь же в полную силу дается голубой цвет некоторых одежд в соседстве с киноварью, слегка перекрытой тонким слоем белил. Ценность икон деисусного чина из собрания А.И. Анисимова в том, что они представляют собой единую группу памятников 1-й половины XV в., происходящих из тверских земель. Пророк Даниил. Икона из пророческого чина. Сер. XV в. Тверь. 134х103 см. ГРМ. Происходит из Спасо-Преображенского собора г. Твери Пророк Иезекииль. Икона из пророческого чина. Сер. XV в. Тверь. 131х103 см. ГРМ. Происходит из Спасо-Преображенского собора г. Твери Близка к анисимовскому чину по цветовому решению, характеру вохрений и вещественной ощутимости формы икона «Богоматерь Умиление» того же времени из собрания Третьяковской галереи. В ней также отчетливо проступают традиции византийской живописи. Икона эта представляется нам одним из лучших произведений тверской живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 19 авг.), чудотворный образ XIV в. Почиталась в Благовещенском соборе Московского Кремля. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914-1919 гг. поступила в ГИМ; с 1930 г. хранится в ГТГ (инв. 14244). Икона 2-сторонняя (размер 86×68 см): на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Успение Пресв. Богородицы. В нижней части иконной доски находится углубление для св. мощей, закрытое воском после реставрации. Иконография, художественный образ, происхождение Д. и.- один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Д. и.- согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече - широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые. Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Близкие к Д. и. варианты «Умиления» встречаются в визант. искусстве. Ее возможный прототип - мозаичный образ Богоматери в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. ( Гусева. 1991. С. 420-421; eadem. 1996. P. 103-108; она же. 2005. С. 277-278. Примеч. 50-53). До 80-х гг. XX в. Д. и. атрибутировали как работу Феофана Грека на основании стилистического сходства с образом Богородицы из Деисусного чина Благовещенского собора ( Грабарь. 1922. С. 3-20. Переизд.: 1966. С. 93, 95), к-рый также приписывался Феофану Греку согласно летописной записи 1405 г.

http://pravenc.ru/text/178950.html

Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Казанская – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Вторая четверть XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-511. Евангелист Марк. Конец XV века. Москва. Мастер круга Дионисия. Собрание А.П.Бойцова (Москва). Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Двусторонняя икона-хоругвь. Спас Нерукотворный – Богоматерь Всех Скорбящих Радость. Последняя четверть XVII века. Кострома. Дерево, темпера. Происхождение не установлено. Находилась в собрании В.С.Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 года от вдовы коллекционера. Реставрирована в 2007 г. Н.Б.Антонышевой (ГРМ), повторно – в 2099 г. Д.И.Нагаевым (МРИ) и в 2010 г. Инв. ЧМ-265. Двусторонняя икона-хоругвь. Спас Нерукотворный – Богоматерь Всех Скорбящих Радость. Последняя четверть XVII века. Кострома. Дерево, темпера. Происхождение не установлено. Находилась в собрании В.С.Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 года от вдовы коллекционера. Реставрирована в 2007 г. Н.Б.Антонышевой (ГРМ), повторно – в 2099 г. Д.И.Нагаевым (МРИ) и в 2010 г. Инв. ЧМ-265. Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Крест-Распятие. Последняя четверть XIX века. Частное собрание (Москва). Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Богоматерь из деисусного чина. Последняя четверть XIX века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-648. Преображение Господне

http://pravmir.ru/foto-okno-v-nebo/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010