Сам же иеромонах Аникита прошел удивительный жизненный путь: служил на флоте и при этом был действительным членом Императорской академии наук, состоял членом общества «Беседы любителей русского слова». По характеру своих религиозных убеждений он был близок к А.С. Шишкову, сильное влияние оказал на него архимандрит Юрьевского монастыря Фотий (Спасский) . Князь Сергий писал исторические произведения и духовные стихи, изложил несколько псалмов в стихотворной форме, пытался очистить русский язык от иностранных слов и обогатить его путем заимствований из церковно-славянского языка. Это было время, когда светская культура стала отдаляться от православия, и о. Аникита своим творчеством пытался вернуть ее в лоно православной традиции, поставить православие во главу угла формирующегося национального сознания. Закономерен был его монашеский постриг и его горячее стремление в Святую Землю и на Афон. Стать в те годы прекрасно образованному человеку, аристократу простым иеромонахом означало бросить вызов светскому обществу, считавшему, что монашество – удел простого мужика, который идет в чернецы чаще всего, чтобы избавится от крепостной зависимости. Писать книги о православии – это одно, но стать монахом в расцвете сил и карьеры! В глазах аристократии это было больше чем чудачество – почти безумие. Но о. Аникиту не беспокоило мнение современного ему высшего общества. Может показаться, что его монашеская жизнь была не очень успешна. В 1830 году он принимает постриг, а уже в 1837-м умирает по пути на Афон. Святая Гора – это то место, куда так стремилась его душа. Но только его останки достигают Афона. В 1874 году посетивший скит Ильинский генерал Н.В. Елагин засвидетельствовал, что в С.-Петербурге бывшего князя почитают как подвижника и предложил открыть его захоронение. Когда останки были извлечены, очевидцы ощутили благоухание. Останки о. Аникиты были положены в храме открыто. Так о. Аникита стал неканонизированным святым. Короток путь его в монашестве, а уж по Афону – особенно, но можно сказать, что он стал первым из тех, кто в XIX веке возродил не только Пантелеимонов монастырь, но и все русское иночество на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бесед. 21 на Деян. апостольские: ч. 1, стр. 390–392. Спб. 1856 г. 851 Бл. Августин. Бесед. 32 на слова апостола: воскр. чтен. год. 11, стр. 446. Киев, 1848–1849 г. В прочих местах: «Не должно сомневаться, что душа усопших, живших на земле благочестиво, чувствуют некоторую отраду, когда или приносится за них жертва Ходатая, или бывают милостыни в церкви. Но благотворения, бывающие за усопших, полезны только для тех, которые во время земной жизни заслужили, чтобы они могли быть им полезны по смерти. Посему, совершаемое в церкви по усопшим не противоречит слову апостольскому: вси бо предстанем судищу Христову ( Рим. 14:10 ), да приимет кийждо яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор. 5:10 ). Ибо каждый, живя в теле, заслужил и то, чтобы это было полезно ему. Не всем, говорю, полезно это. А что оно полезно не всем, причиною того служит различие жизни, какую кто проводил в теле. Именно, когда приносятся жертвы олтаря или милостыни за всех усопших в вере, тогда для весьма добрых они бывают благотворениями, в отношении к не весьма злым –умилостивлениями, а для весьма злых нет никакого от них вспомоществования… Внуши, Боже мой, Боже мой, внуши рабам твоим, братиям моим, сынам твоим, владыкам Моим, которым служу и словом и сердцем и писаниями, да, елижды аще чтут сие, воспоминают пред олтарем твоим о Монике, рабе твоей, и Патрицие, супруге ее, чрез которых ввел Ты меня в жизнь сию непостижимым для меня образом. Да воспоминают в духе веры о родителях моих в сем преходящем свете и братиях моих, сущих о тебе, отце, у матери кафолической, и о согражданах моих в вечном Иерусалиме, да во исполнение требуемого ею от меня окажется ей (матера бл. Августина) молитвами многих большая помощь, нежели какая происходит от молитв моих». Бл. Августин. Ручн. книг. к Лаврентию: твор. т. 6, стр. 174. Антверпен, 1701 г. Обозрен. своей жизни гл. 13, чл. 37: твор. т. 1, стр. 124. Антверпен, 1700 г. 853 Св. Григор. двоесл. Собесед. о жизн. итал. отц. и о безсмерт. душ. кн. 4, гл. 55, стр. 362. Казань, 1858 г. 856 «Господь крестит Духом Святым и огнем ( Мф. 3:11 ): под именем огня разумей оживляющую и укрепляющую силу благодати и истребление грехов». Пр. Нил. Письм. аристократу евнуху: христ. чтен. 1811 г. ч. 1, стр. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Н.И. Большаков Величие и широта всеобъемлющей любви о. Иоанна ХРИСТОС Воскресший объединил в Себе все земное и небесное. Сила благодати Христа Воскресшего, проявляясь в многоразличных знамениях и чудесах, совершенных апостолами, проявила свое чудодейственное могущество в объединении всего человечества. О. Иоанн, удостоенный обильной благодати Христовой, имел особый Божественный дар объединять людей. В этом отношении поучительны его посещения аристократических домов. В тех аристократических домах, где обыкновенно все основано на тонких светских приличиях, отец Иоанн своим присутствием всех, без различия возраста и положения соединял в одну семью. Был такой случай. Одно, занимающее видное положение в обществе, лицо, пригласив почтенного пастыря, забыло все светские условности и поспешило на кухню, чтобы позвать прислугу на общую молитву. Так велика была объединяющая сила духа в отце Иоанне! Нередко, когда он по роскошной лестнице спускался из богатых палат, где-нибудь в швейцарской его улавливала бедная работница или «угловая» жилица с заднего двора, и он, не колеблясь немало, спускался к ней, утешал, молился, даже разделял скромные куски, после только что оконченной роскошной трапезы среди блестящего общества, а затем, оказав материальную помощь, уходил. Явившись в один из многолюдных домов Петербурга, отец Иоанн, по бесконечной доброте своей, не мог отказать никому из его обитателей в посещении. И случалось, что, проходив по такому дому несколько часов, он слишком поздно приходил, наконец, к тому крупному аристократу, который заранее приглашал его в этот дом... Пароходы, отходящие из С.-Петербурга в Кронштадт, всегда бывали переполнены богомольцами всевозможных званий и профессий. Кого только здесь не было?! Вот как описывал это один верующий пассажир, ездивший во время оно в Кронштадт за благословением и наставлением к дорогому батюшке. Публика была очень интересна по своему составу; в ней, кажется, были представители всех сословий и званий. Я назову лишь только некоторых из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

2. Преп. Иоанн Кущник . Родился в Царьграде в правление императора Льва I. Родители его были богаты и знамениты. Преподобный Иоанн был единственным ребенком в семье. Увлекаемый наклонностью к духовной жизни, юный Иоанн тайно ушел с неким иноком в один из монастырей в Малой Азии. Там провел он 6 лет в чрезвычайном воздержании, молитве и послушании игумену. После этого приступил к нему диавол с искушением, нашептывая ему оставить обитель, вернуться к своим родителям и жить у них, как подобает аристократу. Он и впрямь вернулся в родительский дом, одетый, как нищий; увидел своих родителей, однако не захотел открываться им как сын, но, точно нищий, поселился во дворе и жил, так сказать, от крупиц, бросаемых ему слугами, претерпевая от каждого из них много поношений. Так провел он три года, молясь Богу о спасении душ его отца и матери. Занедужив и почувствовав приближение смерти, он открылся своим родителям, узнавшим его по драгоценному Евангелию, которое они подарили ему в детстве и которое он хранил у себя как единственное свое достояние. Так сей юноша, хотя и очень богатый, спас и свою душу, и души своих родителей, победил диавола и упокоился в Господе около 450 года. Иоанн был вьюнош младый, Младый и весьма богатый, Но, однако, не польстился Ни на младость, ни на злато. Был отец его – вельможа, Мать – госпожа пригожая, Но обоих он оставил Ради Сына Божия. Был Христос ему, убогому, И богатством, и красой, Возлюбил он Христа Бога Паче жизни молодой. Родителей сердобольных От погибели избавил, Нищетою добровольной И себя, и их прославил. И поныне людям многим, Что себя богатством душат, Помогает Иоанн убогий, Грешные их спасая души. 3. Преп. Гавриил Лесновский . Славянин и товарищ преподобного Прохора Пчиньского и преподобного Иоанна Рыльского. Подвизался в X веке близ Кратова на Лесновской горе, где построил храм святому Архангелу Михаилу. Чудотворец и при жизни, и по смерти. Ныне стоящий на этом месте величественный храм воздвиг воевода [царя] Душана – Иоанн Оливер. Преподобный Гавриил упокоился в Господе в конце X столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

К. происходил из знатного «сенаторского» рода, его отца звали Конон. Он был диаконом в Ване при еп. Рагенарии (Райнерии). К. решил оставить мирскую жизнь и с неск. спутниками удалился в пустынное место на вост. границе графства Ван, у слияния рек Уст и Вилен. В июне 832 г. К. основал здесь мон-рь во имя Спасителя. Махтиерн Ратвили, которому принадлежала земля, согласился уступить ее монахам. Однако соседние землевладельцы, прежде всего махтиерн Иллок, и еп. Рагенарий возражали против основания обители, поэтому К. обратился за помощью к влиятельному аристократу Номиноэ, назначенному в 831 г. имп. «посланником» (missus imperatoris), фактически наместником Бретани. Правитель согласился помочь обители, узнав о благочестивых намерениях К. и о том, что среди его сподвижников были члены знатных бретонских родов. Вскоре в Редон пришел отшельник Герфред, ранее живший в бенедиктинском аббатстве Гланфёй (Сен-Мор-сюр-Луар) (о благочестии и подвигах Герфреда упом. Одон из Гланфёя в сказании о чудесах св. Мавра (BHL, N 5775-5776), написанном ок. 868-869). Благодаря Герфреду К. узнал об Уставе прп. Бенедикта, к-рый стали соблюдать насельники Редона. О том, что в Редоне действовал бенедиктинский устав, неоднократно упоминается в грамотах из монастырского картулярия. Между Редоном и Гланфёем были установлены прочные связи: среди сподвижников К. был Винкалон, друг и советник Роргона I, гр. Ле-Мана и Рена, который основал или восстановил аббатство Гланфёй. Осенью 850 г., когда в долине Луары сражались войска кор. зап. франков Карла Лысого и отряды Номиноэ и гр. Ламберта II, в Редоне нашел убежище аббат Гланфёя Госцелин. К. не только добился покровительства Номиноэ, но и установил дружественные отношения с местными землевладельцами. Мон-рь получил в дар значительные земельные владения от Ратвили: серьезно заболев и полагая, что вскоре умрет, он переселился в Редон и пожертвовал в обитель сына Либерия (в 876-888 аббат Редона). Даже «ненавистник монахов» Иллок отказался от своих притязаний, узнав о чудесном исцелении, к-рое произошло в мон-ре.

http://pravenc.ru/text/1841880.html

Даже в Риме однозначного признания К. не было и в нач. VI в., о чем свидетельствует послание диак. Иоанна рим. аристократу Сенарию, написанное в понтификат Симмаха (Epistola Iohannis Diaconi ad Senarium//Analecta Reginensia/Ed. A. Wilmart. Vat., 1966. P. 170-179. (ST; 59)). Автор послания излагает принятый в его церкви чин так: сразу после крещения происходит облачение в белые одежды и помазание головы новокрещеного хризмой (sacri chrismatis unctione) (гл. 6). При этом упоминается символика царства и священства. После этого на голову новокрещеного повязывают особый плат, и он участвует в Евхаристии (как и в «Апостольском предании», упом. вкушение молока и меда). Далее диак. Иоанн утверждает, что апостольская власть благословлять и помазывать принадлежит только епископам и что только епископ может освящать хризму (гл. 7-8), но ничего не говорит ни о возложении рук, ни о 2-м помазании. В последней, 14-й главе послания автор отвечает на вопрос о том, как быть с теми, кто умерли, будучи крещены, но не получив ни благословения (т. е. возложения рук), ни помазания от епископа (sine chrismatis unctione ac benedictione pontificis). По его мнению, об этом нет определенного учения, но для спасения важно только крещение, поскольку оно относится к природе. Свт. Григорий Великий также занимал двойственную позицию по этому вопросу. С одной стороны, он подтвердил, что пресвитер не должен помазывать лоб новокрещеного хризмой ( Greg. Magn. Reg. epist. 4. 9//CCSL. 140A. P. 226). С др. стороны, в 594 г. в послании к пресвитерам Сардинии свт. Григорий разрешил там, где нет епископа, совершать помазание лба хризмой пресвитеру (Ep. 4. 26//Ibid. P. 245). Однако диаконам совершение епископского помазания было запрещено категорически (Ep. 13. 20//Ibid. P. 1021). Двукратное помазание и возложение рук епископом зафиксированы в составе чинов крещения в ранних римских литургических книгах. В Геласия Сакраментарии чин крещения с послекрещальными обрядами приводится дважды - на Пасху и на Пятидесятницу (Sacr.

http://pravenc.ru/text/2057158.html

Оставалось только добить врага, после чего Сицилию вновь можно было назвать «византийской». Но Стефан оказался настолько неискусен, что дал возможность остаткам разбитой арабской армии бежать в Африку. В гневе Маниак высказал тому претензии, военачальник высокомерно ответил – плебей аристократу, и Георгий, не удержавшись, ударил заносчивого наглеца по лицу. Стефан тотчас написал донос Иоанну Орфанотрофу, будто бы Маниак пытается захватить власть. В покои больного императора вбежали все родственники Пафлагонцы, скорбя и стеная по поводу опасностей, угрожавших им при удачной попытке сменить держателя власти, и василевс не устоял. В результате Георгий был отозван в столицу, Стефан сделался правителем Сицилии и в скором времени растерял все приобретения римского оружия. Обычно лучшие представители Македонской династии всегда отделяли личные интересы и обиды от государственных проблем, но Михаил IV этого сделать не сумел. Политика возврата аристократии былых привилегий не могла не сказаться на экономике государства и его боеспособности. А потому в скором времени границы оказались открытыми для врагов, которых вокруг было множество. В 1035 и 1036 гг. Македония и Фракия подверглись жестокому набегу печенегов, уведших множество пленных за Дунай. А некоторые славянские племена, почувствовав слабость центральной власти, начали постепенно откладываться от Византии. Весной 1040 г. произошло восстание великого жупана сербов, женатого на внучке Болгарского царя Самуила. Он прогнал византийского стратига Феофила Эротика и разбил фемное войско, направленное на усмирение восставших. В этом же несчастном для римлян году Иоанн Орфанотроф имел неосторожность решить финансовые проблемы Римского государства за счет болгар. Все прежние льготы и права, дарованные Болгарии еще императором Василием II, были отозваны. Непосильное налоговое бремя упало на плечи болгарских крестьян, не отошедших еще до конца от тягот минувших войн. Тяжелее всего было то, что отныне болгары обязывались уплачивать налоги деньгами, а не натурой. Разумеется, для них это было гораздо сложнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1925 году вернулся в Питер из Семипалатинска, где он был в ссылке, епископ Алексий Симанский, с именем которого связана целая эпоха в истории русской церкви, — будущий Патриарх Московский и всея Руси. Тогда я впервые его увидел. В свое время мне приходилось много писать о патриархе (и в хвалебном, и в отрицательном жанре). Постараюсь сейчас объективно передать свои впечатления о нем. В переписке Николая II и Александры Федоровны упоминается имя молодого епископа Тихвинского Алексия. Императрица, посетившая Тихвин, замечает: «Очень изящен молодой епископ Алексий (бывший лицеист)». При рукоположении молодого Алексия Симанского во епископа (26 мая 1913 г.) также подчеркивалось его аристократическое происхождение. В этот день в официозном органе Синода, газете «Колокол», появилась передовая статья, принадлежащая шурину владыки, известному церковному писателю Евг. Поселянину (Погожеву), в которой он приветствовал в лице молодого епископа архиерея-дворянина. Это казалось ему знамением времени (как раз угадал). «Архиерею-аристократу, — писал он, — легче договориться с губернатором, чем сыну дьячка». Семья Симанских, записанная в Бархатных книгах Москвы, действительно была всегда близка к придворным сферам. Еще Екатериной II был обласкан адмирал Симанский. Дед будущего Патриарха, сенатор Симанский, друг Каткова, был близок к Александру II и Александру III. И наконец, отец будущего Патриарха, Владимир Андреевич Симанский, камергер двора Его Величества, занимал важный пост: он был заместителем («товарищем», как тогда называлось) знаменитого обер-прокурора Синода Саблера. Владимира Андреевича я видел много раз: он уцелел после революции (умер только в 1929 г.) и жил на покое, на Большой Дворянской улице. Высокий, важный старик, очень красивый, с белыми волнистыми волосами, всегда чисто выбритый, он появлялся часто в Троицкой церкви, где служил его сын. Он стоял всегда у двери, статный, стройный, в белом камергерском мундире. Жена его умерла еще в 1920 году, и он жил вдвоем с сыном. Помню, как владыка однажды, улыбаясь, рассказывал епископу Николаю (я в это время, будучи прислужником, стоял с дорожным посохом в руках, чтобы подать разоблачившемуся архиерею, и ожидал, когда владыки окончат разговор): «Вчера отец поздно пришел. Я отпустил прислугу и оставил ему ужин в термосе. Сегодня встаю — ужин не тронут. Спрашиваю: почему ж ты не ужинал? Отвечает: Но мне же никто не подал»…

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Отец Иоанна был известный гражданин не только в Галилее, но и в Иерусалиме. Это можно предполагать уже на основании приведенных фактов. Только сын известного человека мог сделаться непосредственно знакомым первосвященнику, этому высшему и гордому аристократу иудейского общества того времени; и только по приказанию человека, близко знакомого с первосвященником, служанка могла впустить Ап. Петра в архиерейский двор. Может быть, на его знатность намекает и известная просьба Саломии к Спасителю посадить её сыновей одного по правую, а другого по левую сторону около Себя. Не была ли она отчасти высказана потому, что её дети по своему происхождению и общественному положению были гораздо знатнее всех других учеников Спасителя? Не дает ли некое указание и сам Спаситель на это знатное происхождение Иакова и Иоанна, когда отвечая на её просьбу, говорит о князьях и вельможах 214 ? Может быть, на это указывают и слова Поликрата, Епископа Ефесского, которыми он характеризовал Ап. Иоанна: ρχιερες πταλον π θρνφ φορομενος 215 . Эти слова понимаются различно – буквально и метафорически. По мнению одних, они указывают на родственную связь Иоанна с первосвященником; по мнению других, на его известное, видное положение в обществе. Но как бы мы ни понимали их, на основании их следует думать, что Иоанн происходил из известной иудейской фамилии. Блаж. Иероним ясно, решительно свидетельствует, что Иоанн происходил из знатного и благородного рода; этим он объясняет и его знакомство с первосвященником 216 . Другой позднейший писатель объясняет знакомство Иоанна с иудейским первосвященником иначе. По его словам, Апостол продал первосвященнику Анне свое галилейское имение, которое он получил в наследство от отца. На эти деньги он купил большой дом в Иерусалиме, недалеко от горы Сиона 217 . И это свидетельство говорит, что отец Иоанна был видный и состоятельный человек. То обстоятельство, что Зеведей сам ловил рыбу, чинил сети, не опровергает предположения о его знатности. У богатых и даже знатных Евреев того времени не было пренебрежения к физическому труду. Каждый еврей, начиная с царя и кончая последним поселянином, должен был знать какое-нибудь ремесло. Павел, великий Апостол языков, был делателем палаток. Раввины Иуда и Менаим были пекарями. Раввин Елиезер, верховный председатель раввинских школ в Александрии, был кузнецом. Раввин Иозе-Бен-Халафта был кожевником, раввин Измаил – игольщиком, раввин Исаак – плотником. Один из раввинов был сапожником, другой ткачом, третий красильщиком, четвертый игольщиком и т. д. Даже сам великий и знаменитый Гиллель, во время своей юности занимался ручною работою. Труд, по мнению всех раввинов, есть одно из важнейших средств противостоять всякому греху 218 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Я стал обезьяной, а ты почти что лев. Если бы даже и на всех своих друзей - скажу высокомерное слово! - Так смотрел ты, то и тогда не следовало бы так смотреть на меня, Которого когда-то ставил ты выше прочих друзей, Пока не вознесся за облака и не стало все ниже тебя. Почему волнуешься, душа моя? Удержи коня силою, И пусть речь опять идет своим ходом. Этот человек Стал лжецом - тот, кто во всем остальном был совершенно нелживым; Много раз слышал он, как я говорил, Что " надо пока все претерпевать, даже если что-либо худшее случится, Но когда не станет на свете родителей, Тогда у меня будут все причины оставить дела И приобрести от бездомной жизни То преимущество, что я стану гражданином всякого места " . Он слышал это и хвалил мое слово, Однако же насильно возводит меня на епископский престол, Вместе с отцом, который уже во второй раз запнул меня в этом. [ 5 ] Григорий не останавливается перед тем, чтобы обвинить своего друга во властолюбии и жадности. Главной причиной битвы за Сасимы, считает он, была не вера и не благочестие, а доходы, которых лишался Василий вместе с Второй Каппадокией, отходившей к Анфиму. Описывая Сасимы, Григорий не жалеет красок, чтобы показать, сколь ничтожным и провинциальным было это селенье. Ему-ли - аристократу, поэту и философу - прозябать в таком скучном месте? Есть какая-то станция на большой каппадокийской дороге: Там одна дорога делится на три; Это место безводное, лишенное зелени, лишенное всех удобств, Селение ужасно скучное и тесное. Там всегда пыль, грохот повозок, Слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия пыток, цепи; А народ там - чужеземцы и бродяги. Такова церковь в моих Сасимах! Вот какому городу отдал меня тот, кому пятидесяти хорепископов Было мало - о, великодушие! - И для того, чтобы удержать это за собою, когда другой Отнимал насильно, он установил там новую кафедру... Кроме всего прочего, что перечислено выше, Овладеть этим престолом нельзя было без кровопролития: О нем спорили два противоборствующих епископа, Между которыми началась страшная война;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1213...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010