Однако утверждённый проект распространения трапезной, перестройки Димитриевского храма и колокольни не был воплощён в жизнь полностью. Возможно, не хватило средств, ввиду начавшегося сооружения нового соборного храма на Хлебной площади. В 1860 г. были выполнены только работы по распространению трапезной, в которой устроен левый придельный престол во имя св. Николая Чудотворца. В 1863 г. попечением данковских купцов Степана Желудкова и Степана Чижова, бывших в 1860-1870-х г.г. старостами храма, при содействии о. Михаила Молчанова с правой стороны новой трапезной был устроен придел в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Святые образа в приделы были написаны даровитым живописцем, государственным крестьянином Порфирием Алексеевым Люльчевым. В 1908-1909 г.г. вновь была распространена храмовая трапезная и начата постройкой новая колокольня. В 1910 г. причт получил разрешение переделать престол в главном алтаре и устроить новые иконостасы в приделах. После этого 29 ноября 1910 г. вновь освящён придельный престол в трапезной во имя свт. Николая Чудотворца и св. Василия Блаженного. Второй престол в трапезной остался посвящённым Боголюбской иконе Божией Матери. Окраска внутри храма была произведена на средства скопинского купца Ивана Николаевича Мухина. На ремонт и содержание Димитриевского храма в 1910 г. причтом и прихожанами было потрачено 6 655 руб. 30 коп. Страховая опись 1910 г. оставила нам следующее его описание: церковь «кирпичная на каменном цоколе, покрыта железом, окрашенным зелёной масляной краской, снаружи оштукатурена цементом, внутри оштукатурена и расписана. Длина церкви, считая с колокольней 19 саженей, наибольшая ширина 7 1/3 саж., высота до верха карниза 3 2/3 саж. На церкви одна большая главка. Больших окон 22 штуки, малых 4, дверей наружных створчатых 3 шт. Иконостас в церкви длиной 8 1/2 аршина, высотой 11 аршин, оценён в 3 000 руб. В трапезной два иконостаса, каждый длиной 15 аршин, высотой 5 арш., оценён в 1 000 руб. Церковь отапливается 5 голландскими печами. Церковь построена в 1770 г. Трапезная расширена в 1909 г. Колокольня постройкой не окончена. Церковь вместе с иконостасом и колокольней оценена в 16 000 руб. Ближайшая к церкви постройка - земский амбар с юго-восточной стороны в 40 саженях».

http://sobory.ru/article/?object=11405

Главная черта новгородской иконописи и тесно с нею связанной псковской заключается в ее крайней обособленности и характерности: новгородскую икону узнают легко и сразу, и тем легче и скорее, чем она проще и «кустарнее» (см.: Новгородская школа иконописи). Даже появившиеся в этой иконописи влияния и произведения, бравшиеся ею за образец, тотчас переделывались на свой лад и в рисунке, и в красках. Но при переходе к суздальской иконописи, эта черта Новгорода дает возможность легко отличать в древней русской иконописи все, что не есть новгородское, или прямо заключать, что все это будут памятники суздальской иконописи, ибо – больше нечему и быть в XIV и XV вв. Только в Суздальской иконописи мы найдем почти греческий рисунок, по его осмысленной правильности, и итальянскую экспрессию. В самом деле, именно Суздальская область находилась в теснейших сношениях с Волынью и Галичем, а затем с Буковиной и Молдавией, и как только начали возводиться суздальские храмы, так тотчас нашлись для них образцы, и, следовательно, свои местные и близкие мастерские. Известные рельефы соборов Владимира, Юрьева-Польского и других суздальских храмов и соборов делятся на 2 образца: западно-романские, весьма малочисленные и однообразные, исключительно маскероны или личины, головы звериные и гротески и некоторые образа святых; и многочисленные греко-восточные и, быть может, также древнерусские, из Галича и Волыни, или югославянские и грузинские иной резьбы, более сухой, стильной и, главное, более разработанной. Конечно, наиболее характерным памятником Суздаля является Боголюбская икона Божией Матери в Боголюбовом монастыре близ Владимира. Икона следует греко-восточному обычаю (см. мозаики солунского храма вмч. Димитрия от VI и VII–IX столетий) – вместо собственного молитвенного изображения в храме прибегать к изображению молящейся Спасу Матери – Заступницы рода человеческого и обычаю владык ставить такое изображение в среднем нефе храма, лицом к алтарю, около места владык-ктиторов. Боголюбская икона, большого, почти монументального размера, назначалась, конечно, для собора, а не для монастыря, т.к. около него и был дворец Андрея Боголюбского и переход из него в храм. Икона эта византийского характера, темного и в то же время красноватого охренья, с типичной греческой описью глаз, носа и губ, но, вероятно, русской работы. Голова напоминает древнейшие иконы Богоматери, Иверскую на Афоне и Римскую Одигитрию в храме св. Марии Маджиоре. Мафорий Богоматери имеет тот красновато-шоколадный оттенок, который особенно глубок и силен на римской иконе и является наследием греко-восточного или сиро-египетского типа Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

К средним полиелейным праздникам принадлежат также праздники в память явления и перенесения некоторых чудотворных икон Пресвятыя Богородицы. Таковы: 26 июня – Явление Тихвинской иконы Пресвятыя Богородицы. Явилась она в лучезарном свете над Ладожским озером и шествовала по воздуху до г. Тихвина в 1383 г. при кн. Димитрии Донском. По преданию, она находилась прежде в Константинополе, откуда невидимо сама скрылась. 8 июля – Явление иконы Божией Матери во гр. Казани, в 1579 г., вскоре после завоевания Казани царем Иоанном Грозным. Божия Матерь, явившись одной отроковице, приказала рыть землю на месте одного пожарища, где и была найдена эта икона. 22 октября – Празднование Казанской Иконе Пресвятыя Богородицы, в память избавления царствующего града Москвы от ляхов в 1612 году во время так наз. «Смутного времени». 28 июля – Празднество Пресвятей Богородице, ради Смоленския иконы Ея Одигитрии. Эта икона была получена из Греции Черниговским князем Всеволодом Ярославичем от имп. Константина, который, выдавая свою дочь Анну в 1046 г. за него, благословил его этой иконой. По смерти его она перешла к Смоленскому князю Владимиру Мономаху . «Одигитрия» значит «Путеводительница». 27 ноября – Знамение Пресвятыя Богородицы, бывшее в великом Новгороде в 1170 г. во время осады Новгорода суздальцами. Одна стрела, пущенная суздальцем, ударилась в икону, вынесенную св. Иоанном, архиепископом Новгородским, и слезы потекли из очей Богоматери на фелонь архиепископа. Гнев Божий разогнал тогда осаждающих. В этот же день мы празднуем и «Знамение» Иконы Божией Матери Курския-Коренныя, которая чудесно явилась в лесу у корня 1295 г. 26 августа, 23 июня и 21 мая три праздника Сретения Чудотворныя Иконы Божией Матери Владимирския. Все три праздника установлены в память чудесного спасения России от врагов по молитвам перед величайшей святыней русского народа, чудотворной иконой Божией Матери Владимирской. Эта икона, по преданию, писана самим Евангелистом Лукой. Она вывезена была из Константинополя в Киев в 1144 г. а из Киева перенесена кн. Андреем Боголюбским во Владимир. 26 августа празднуется в память избавления России от нашествия страшного азиатского завоевателя Тамерлана в 1395 г.; 23 июня в память избавления Москвы от татарского хана Ахмата и окончательного падения татарского ига в 1480 г.; 21 мая в память поновления сей святыни в 1514 г. в доме митрополита Варлаама и в память избавления Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г. Перед этой великой святыней, помещавшейся в Московском Успенском соборе, избирались митрополиты, а затем и патриархи всея Руси. Праздники средние со знаком креста в полукружии

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрёл место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата. Боголюбовская икона Божьей Матери Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. Таким образом, Владимирская икона - это прообраз Феодоровской иконы–святой покровительницы Дома Романовых. Владимиро-Суздальское княжество, сохраняя культурные традиции Киевской Руси, наиболее близко по своей культуре к Византии. В этом княжестве был заложен духовный фундамент для будущего превращения Руси в Третий Рим. Великий князь Андрей обратился в Царьград (Константинополь) к Патриарху Луке Хризовергу с просьбой об учреждении особой митрополии для Северо-Восточной Руси. Но Патриарх категорически отказал в устроении митрополии во Владимире (опасаясь церковной полицентричности и не считая, видимо, Северную Русь достаточно зрелой для подобной самостоятельности), а в Киев прислал нового митрополита. Дальнейшая история открывает нам, что замысел святого князя осуществился в точности через три века. Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский держит совет об учреждении митрополии во Владимиро-Суздальской Руси. Миниатюра Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

В К. м. появился первый в Киеве рентгеновский аппарат. Вел. княгиня, служившая некогда ассистенткой врача С. П. Боткина, помогала во время операций хирургам, трудившимся в К. м. В 1914 г., с началом первой мировой войны, больница при К. м. была преобразована в военный лазарет на 200 коек (175 - для солдат, 25 - для офицеров). После Октябрьской революции 1917 г. прекратилось гос. финансирование больницы. В связи с этим игум. София 2 июня 1917 г. отправила митр. Киевскому и Галицкому сщмч. Владимиру (Богоявленскому) рапорт с просьбой о выделении для финансирования больницы при Покровском мон-ре 153 643 р. Однако с окт. 1917 г. больница перешла в ведение врачебно-санитарного отдела Киевского окр. путей сообщения. Святыни В 1890 г. лаврский иеросхим. Исихий пожертвовал в К. м. частицы Древа Креста Господня и неск. мощей. 19 авг. того же года крестным ходом святыни перенесли из Киево-Печерской лавры в К. м. От вел. кн. Петра Николаевича поступила семейная реликвия - икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и образ «Успение Пресв. Богородицы», а также иконы Спасителя и Божией Матери для иконостаса Никольского собора. К 2013 г. в обители находятся: частицы хитона Господня, мощей преподобных Киево-Печерских (в иконе Всех святых), мощи основательницы. Особым почитанием пользуются чудотворная Почаевская икона Божией Матери (XIX в.), от которой, по преданию, получила исцеление вел. княгиня; «Неопалимая Купина» (XIX в.); Боголюбская (XIX в.); Смоленская (1900) иконы Божией Матери; иконы прп. Сергия Радонежского с частицей мощей; свт. Николая Чудотворца (XIX в.) с частицей мощей (выносилась для поклонения в дни его памяти); в Распятии - часть от камня Гроба Господня. Экономическое положение 26 марта 1894 г. Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь был обращен в женский и приписан к К. м. со всеми угодьями, капиталами и имуществом. На основании бюджета К. м., составленного Киевским митр. Платоном, в 1899 г. игумения получала на содержание обители 47 тыс. р. от Киевской удельной конторы. При этом неприкосновенный капитал К. м. на 1 янв. 1900 г. составлял 120 тыс. р., неприкосновенный капитал Межигорского мон-ря в 28 031 р. хранился в процентных бумагах в Киевской конторе Госбанка. 1917-1922 гг.

http://pravenc.ru/text/1684551.html

В 1997 г. насельники Ионинского Троицкого мужского мон-ря устроили Зверинецкий скит, в пещерном храме стали совершаться регулярные богослужения. 26 окт. 2001 г. благочинный Барышевского р-на Киевской обл. свящ. Михаил Макеев передал Ионинскому мон-рю оклад к утраченной Зверинецкой иконе Божией Матери (в наст. время в окладе находится список). В апр. 2009 г. была передана Киево-Зверинецкая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (нач. ХХ в.). 22 нояб. обители подарили икону Божией Матери «Скоропослушница» из мон-ря Дохиар на Афоне. 14 апр. 2009 г. решением Свящ. Синода УПЦ установлено местное почитание Собора преподобных и преподобномучеников Зверинецких (празд. в 5-ю Неделю Великого поста). В кон. 2007 г. над входом в Зверинецкие пещеры был заложен храм во имя Всех преподобных Зверинецких. Одновременно состоялась закладка ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. 2 авг. 2010 г. архиерейским чином было совершено освящение накупольных крестов Богородице-Рождественского храма. Работы по возведению храмов завершены к 2013 г. В куполе золотой мозаикой на синем фоне выложен крест. Купол украшают образы апостолов, вел. кн. Владимира и кнг. Ольги, князей Игоря, Андрея Боголюбского, Александра Невского и Димитрия Донского, страстотерпцев имп. Николая II и цесаревича Алексия. Группой иконописцев под рук. А. И. Микловды в традициях визант. школы XII в. расписана ц. Всех преподобных Зверинецких. В центральной апсиде алтаря изображены Спаситель и святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, в клиросе - Собор преподобных Зверинецких. Завершаются работы по росписи подземной ц. во имя свт. Иоасафа (Горленко) и сщмч. Иоасафа (Жевахова), освященной на цокольном этаже Богородице-Рождественского храма. Росписи выполняются также в традициях визант. школы X-XII вв. 9 июля 2009 г. наместником К. З. м. назначен архим. Кассиан (Шостак; с 20 июля 2016 г. епископ); в обители проживает неск. насельников. Арх.: ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 872. Д. 123; Ф. 128. Оп. 1 благ. Д. 3555; Оп. 2. Д. 471; Оп. 3. Д.

http://pravenc.ru/text/1684563.html

Икона Казанской Божией Матери в нижнем ярусе была в серебряной золочёной ризе, к этому времени уже утраченной. 2 иконы у главного иконостаса в металлических ризах, причём на иконе Боголюбской Божией Матери - венцы серебряные. В храме были деревянная вызолоченная гробница, шитая золотом по бархату плащаница, 3 деревянных жертвенника, иконы напрестольные: две в металлических ризах и одна живописная, 3 дарохранительницы: две из них серебряные вызолоченные и одна медновызолоченная, Евангелие большое в серебряном переплете; также в описи перечислены облачения, кадила, чаши водосвятные и другие церковные предметы. В храме имелись 4 шкафа для книг, богослужебных книг 221, в книжных шкафах хранились многие ценные книги, а также книги, указанные ещё в ведомостях церкви за 1872, 1908 годы. Колокола на звоннице общим весом 596 пудов... На основании Декрета от 27 апреля 1923 года состоялось 8 июля 1923 года общее приходское собрание общины верующих Казанской церкви по вопросу о регистрации религиозной общины, которая и была зарегистрирована 20 октября 1923 года. Церковь всё-таки закрывают по постановлению президиума облисполкома от 17.02.1939 года. Иконы и утварь частью были вывезены из храма, частью унесены и спрятаны прихожанами по свом домам. Стоит сказать, что внутреннее убранство церкви сохранилось до настоящего времени благодаря прихожанам, упорно отстаивающим свой храм. Большая часть из них были репрессированы, в том числе и активный деятель Крашенинников Владимир Константинович. Его, больного и пожилого, осудили на 7 лет тюрьмы только за то, что он вместе с другими прихожанами боролся за сохранение храма и против его захвата обновленцами. В 1927 году был репрессирован приходской священник А. И. Софийский. Затем, в 1930 году был первый раз арестован священник Александр (Орлов), повторно - в 1938 году. Богослужения в Казанской церкви продолжались до 1939 года. Но храм к тому времени стоял без колоколов, которые были сброшены в 30-е годы. Звон самого большого колокола, по свидетельству старожилов, в своё время был слышен даже во Владимире.

http://sobory.ru/article/?object=02070

Как уже было сказано, главной святыней Успенского храма был старинный список Боголюбской Божией Матери. Оригинал этой одной из древнейших русских икон, явленный ещё благоверному князю Андрею Боголюбскому, находится во Владимире, но большое количество более поздних списков прославились чудесами и в других российских городах и сёлах. Всплеск почитания Боголюбской иконы произошёл в 1771 году, когда центральную Россию охватила страшная эпидемия чумы. Многочисленные списки Боголюбской иконы проявляли чудодейственную силу в 1771 году во многих населённых пунктах Российской Империи. Можно предположить, что и список из Успенской церкви села Бобарыкино, построенной в том же, 1771-м году, также был связан с произошедшей помощью, случившейся во время эпидемии чумы. На эту версию указывает и надпись на иконе с упоминанием правившей в те годы императрицы Екатерины Алексеевны. До революции из церкви села Успенское каждый год совершался торжественный крестный ход с Боголюбской иконой, во время которого святыня приносилась для молебна в каждый крестьянский дом. Затем прихожане все вместе шли на конец села на поляну Стреличку и пели молебен с акафистом Божией Матери. После закрытия Успенской церкви в 1936 году чтимая Боголюбская икона была вынесена из храма и помещена в сарай для скота. На большой старинной доске рубили капусту. К счастью, благочестивая прихожанка Надежда Алексеевна Царёва (Шпагина) - дочь последнего старосты Успенского храма перед его закрытием - смогла выпросить икону себе. Многие годы она бережно хранила приходскую святыню в своём доме. Таким образом, старинная икона Боголюбской Богородицы сохранилась и в настоящее время находится у левого придела Успенской церкви. Её вернули в храм потомки последнего старосты Алексея Шпагина. Стоит упомянуть, что в 1845 году Успенский храм в селе Бобарыкино-Успенском был перестроен, для чего прихожанами был приглашён талантливый московский архитектор Павел Петрович Зыков. Барочный облик церкви получил оригинальную форму кровли, световой барабан с куполом стал венчать 2,5-метровый ангел, держащий крест, достроен четвёртый ярус колокольни с шатровым завершением, который можно видеть и по сей день. Там, где шатёр соприкасается с верхним ярусом колокольни, были вмонтированы часы с трёх сторон, кроме того вокруг колокольни, была выстроена крытая паперть, увеличены окна в нижней части храма, пристроены боковые крылечки у приделов. Храм внутри и отчасти снаружи был расписан масляными красками.

http://sobory.ru/article/?object=02063

Князь В. В. Львов женился на Софье Алексеевне Перовской – родной сестре известного писателя Антония Погорельского (Алексея Алексеевича Перовского). Племянники супруги также были известными писателями: Алексей Константинович Толстой и Алексей, Владимир, Александр Жемчужниковы, писавшие под литературной маской-псевдонимом Козьма Прутков. Владимир Владимирович Львов был хорошо знаком с Л. Н. Толстым и И. С. Тургеневым. Во время службы цензором Львов пропустил в печать «Записки охотника» Тургенева, и за это был уволен со службы Московского цензурного комитета. Граф Лев Николаевич Толстой бывал в имении Спасское-Телешово, безуспешно ухаживал за дочерью князя Александрой и даже делал ей предложение. С восточной стороны Спасского храма установлен крест над могилой другой дочери князя Анны Владимировны Львовой. Вот что писал о ней в мемуарах родственник и бывший глава Временного правительства князь Георгий Евгеньевич Львов: «Она была очень религиозна, мечтала в Спасском устроить женский монастырь, много хлопотала об этом и изучала монашеские общежития. С этой ли целью или просто на богомолье, поехала она в Тихонову пустынь – один из новых монастырей, который славился своим устройством и порядком». Поездка Анны Владимировны в монастырь в 1888 году оказалась трагической – княжна заболела тифом и скончалась. Родственник Оленин, приехавший в пустынь для выяснения причин гибели Анны Владимировны, посчитал, что ее намеренно не доставили к врачу и «закупали насмерть» в святом источнике. Эту семейную версию смерти набожной княжны, правда, не подкрепленную свидетельствами, приводил в упомянутых мемуарах Г. Е. Львов. Чудотворные иконы: Боголюбская и Смоленская. На месте села Спасское в советские годы возник микрорайон Солнечногорска ЦМИС, а Центральная машинно-испытательная станция, по которой он получил такое название, расположилась на месте бывшего имения князей Львовых. Церковь, однако, не была разрушена и не закрывалась. В храме сохранились резные иконостасы, старинные иконы, в числе которых чтимый образ Смоленской Божией Матери. Благодаря святыне в 1871 году деревни прихода Спасской церкви были избавлены от эпидемии холеры. В благодарность Божией Матери за спасение от болезни местные жители сделали к иконе серебряную ризу.

http://sobory.ru/article/?object=07927

На южных дверях икона Святого Апостола Архидиакона Стефана, за южными дверями икона Святого Иоанна Юродивого Устюгского Чудотворца. По левую сторону икона Похвалы Божией Матери (на сей иконе риза чеканная, серебряная, венцы серебряные, золоченые. Приложена в 1853 году приходским крестьянином Иваном Ивановичем Третьяковым), икона Святителя Василия Великого (на ней венцы серебряные, золоченые). На северных дверях икона святого Архидиакона Лаврентия, за северными дверями икона Святого Прокопия Устюгского Чудотворца (золоченая, за стеклом). В том же ставе над царскими вратами в клейме резном, позолоченном икона Тайные Вечери. Во втором ставе над царскими вратами икона Господа с предшествующими Божией Матерью и Иоанном Предтечею. По сторонам онаго на шести деках - Апостолы Христовы. Под местными иконами изображены события из книги бывшей Притчи Евангелия. Клировая ведомость Шасской Васильевской церкви Вологодской Епархии Устюгского уезда 4 благочинного округа за 1913 год Церковь построена в 1802 году тщанием прихожан и на Боголюбский сбор по благословенной грамоте Преосвященного Иоанна Епископа Велико-Устюжского данной в 1785 года. В первый раз освящена в 1788 году июня 2 дня по благословению Преосвященного Иоанна Епископа Великоустюжского и Тотемского, а верхний холодный во имя Святителя Василия Архиепископа Кесария Каппадокийского Великого, освящен в 1815 году июня 9 дня. По штату при ней положены: один - священник, диакон и псаломщик. Жалованье положено 141 руб. 12 коп. в год, именно: священник 105 руб. 84 коп., псаломщику 35 руб. 28 коп. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего в них доходов: при том собирается добровольная руга, а также «петровское» коровье масло, крупа, яйца и «осенний» лен. Всего вышепрописанного в селе году собрано рублей на 300. Земли 170 десятин, качество церковной земли: грунт земли большей частью песчаный, а в незначительной части «супесок», «суглинок». Средний доход от земли и скотоводства выручается приблизительно в год 150 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=12656

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010