54 Поясное изображение Никиты Переяславского на иконе середины XVI в., близкое к одному из наших ри­сунков (Атлас, 183), воспроизведено в кн.: Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XV–XVIII вв. Государственная Третьяковская галерея. М„ 1963. Т. 2. Ил. 44. Кат. 533. На репродукции ясно видно, что у бороды преподобного разные по длине концы («космы»). 55 Ср. воспроизведение иконы второй половины XVII в. в кн.: Брюсова В. Г. Русская живопись XVII в. Ил. 167. 56 См. примем. 46. Икона из собр. ГРМ, ДРЖ-907 воспроизведена как образ Александра Свирского в кн.: St. Alexander, Karelian Miracle-worker... P. 16. Kat. 3. Эта же икона в альбоме «Русские монастыри» на с. 152 атрибутирована верно – как изображение Нила Столобенско­го. См. также: Лихачев Д. С. Икона «Нил Столобенский в житии» самого начала XVIII в. с изображением Ниловой пустыни//ПК НО: Ежегодник 1981. Л., 1983. С. 245–254; Полякова О. А. Иконы с изображением Ниловой пустыни... С. 219–228. 57 Ср. икону начала XIX в.: Полякова О. А. Иконы с изображением Ниловой пустыни... Ил. на с. 325. 58 Иконографическая ценность данной прориси весьма относительна, так как при столь мелком масштабе изображения не приходится ожидать «портретной» достоверности или соответствия иконописному подлиннику. Данный образец интересен как изображение целой группы местночти­мых святых, принадлежащих к лику новгородских, а точнее – новгородско-севернорусских, угодников. Такие изображения довольно характерны для русской иконописи начиная с XVII в. Ср.: Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас снимков. Часть 1. СПб., 1906. 591, 592 (икона избранных святых, XVII в., изображено 54 по­движника, среди которых большинство – русские); 615 (образок XIX в. с изображением 12 новгородских святых, предстоящих Тихвинской Богоматери); 659 (икона XVIII в. (?) с изображением 78 (!) русских святых), Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина... Ил. 115 (кат. 99 -складень-кузов работы первой трети XVII в. с изображением Боголюбской иконы Богоматери и избранных русских святых, расположенных в девять (!) рядов).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Святое место Максим Блаженный остался в истории как первый московский юродивый. О нем сохранилось очень мало сведений, но известно, что он жил в первой половине XV века – на столетие раньше святого Василия Блаженного. Известно, что он рано оставил отчий дом и подвизался в районе Варварки. Еще не пало монгольское иго, еще Русь терзалась в междоусобицах, еще русские княжества не сплотились вокруг Москвы, и святой Максим Блаженный своей великой верой и беспримерным терпением утешал москвичей, повторяя: «За терпенье даст Бог спасенье. Хоть люта зима, да сладок рай. Оттерпимся – и мы люди будем: исподволь и сырые дрова загораются». У него находили утешение простые бедняки, коим он говорил: «Не плачь битый, плач небитый». У него каялись грешники, которым он напоминал: «Бог всякую правду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь». Он обличал и власть предержащих, и лицемеров, и богачей, потерявших совесть: «Божница домашня, а совесть продажна. Всяк крестится, да не всяк молится». Все время святой проводил в молитвах. И, по преданию, умер он ранним утром 11 ноября 1434 года, когда молился на Варварке около церкви Бориса и Глеба. Оттого своего любимого юродивого москвичи похоронили в ограде этого храма, который и упоминается впервые в летописи в связи с погребением Максима Блаженного. Хоронил его некий «муж благоверный Федор Кокчин», живший рядом, но потом его фамилию исказили на московский лад, и храм долгое время назывался «что у Кочкина двора». На могиле святого совершались чудеса. В 1506 году здесь получил исцеление хромой, потом еще многие москвичи обретали помощь. Случалось, Максим Блаженный являлся людям во сне и исцелял, либо предупреждал об опасностях. А в августе 1547 года были обретены его нетленные мощи. В том же году Московский церковный собор канонизировал его и постановил «праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». День его памяти стал праздником Москвы, ибо Максим Блаженный почитаем как ее особый покровитель. Считалось, что молитва ему – «Святой Блаженный Максим, моли Бога о нас» – помогает уберечься от несчастья, особенно если благочестиво возносить ее чудотворцу в посвященном ему храме и в дни его праздников: в день памяти (11/24 ноября) и в день обретения мощей (13/26 августа). Именно святой Максим изображался на известной иконе вместе с Василием Блаженным, а также на московской Боголюбской иконе Богоматери, которая находилась на Варварской башне китай-городской стены и прославилась исцелениями больных в чумную эпидемию 1771 года. Здесь он изображен в сонме предстоящих Богоматери великих угодников и святителей Московских.

http://pravoslavie.ru/3787.html

Широкий круг памятников церковного искусства связан с почитанием первых вятских святых - прп. Трифона вятского чудотворца († 1612) и блж. Прокопия, Христа ради юродивого вятского чудотворца († 1627), прославленных в лике местночтимых святых в кон. XVII в. Среди наиболее ранних изображений прп. Трифона - иконы с образами Пресв. Богородицы в изводе Боголюбской иконы Божией Матери и предстоящим преподобным, созданные в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. Прп. Трифон изображен коленопреклоненным в молении Пресв. Богородице на фоне основанной им Успенской обители и Хлынова. Происходящая из Троицкой ц. г. Котельнича икона прп. Трифона передает исторически точный вид города и мон-ря 40-х гг. XVIII в. с каменными постройками. Более условная панорама города запечатлена на иконе «Прп. Трифон» той же иконографии из Михаило-Архангельской ц. Крестовоздвиженского слободского мон-ря (обе в КОХМ). В кон. XVII в. появилась икона «Прп. Трифон и блж. Прокопий перед иконой Божией Матери «Знамение»» (КОХМ), первоначально находившаяся в Богоявленском верхочепецком мон-ре. В 1775 г. икона была принесена в слободской Крестовоздвиженский мон-рь и поставлена в ц. во имя арх. Михаила. В XIX - нач. XX в. были распространены иконы обоих изводов, а также появились единоличные изображения блж. Прокопия на фоне храма. Иконы местночтимых святых создавались в это время в мастерских вятских иконописцев либо были привозными (собрание КОХМ). Рождество св. Иоанна Предтечи. Икона. Мастер Борис Григорьев сын Кузнецов 1716 г. (КОХМ) Рождество св. Иоанна Предтечи. Икона. Мастер Борис Григорьев сын Кузнецов 1716 г. (КОХМ) С именем прп. Трифона предание связывает принесение в вятские мон-ри таких икон, как «Похвала Богоматери с Акафистом» (КОХМ) в первый деревянный Успенский собор Трифонова мон-ря - рус. список сер. XVI в. с иконы греч. мастера посл. трети XIV в. из Успенского собора Московского Кремля (ГММК). По документам слободского Крестовоздвиженского мон-ря, как дар Н. Г. Строганова прп. Трифону в нач. XVII в. указан малый деисусный чин с центральной иконой «Спас в силах» (КОХМ), установленный в надвратной монастырской ц. во имя арх. Михаила. Он отличается изысканностью цветовой гаммы с преобладанием различных оттенков красного, нарядностью декора, мягкой манерой письма и сложным рисунком. Там же находился и большой деисусный чин (2-й пол. XVII в.), более монументальный и сдержанный по художественному исполнению. Из этой же церкви происходят Владимирская икона Божией Матери (XVII в.) и редкий элемент внутреннего храмового убранства - деревянные «тощие свечи» (нач. XVII в.), расписанные геометрическим орнаментом (КОХМ).

http://pravenc.ru/text/161163.html

Е. Н. Андрущенко, Н. А. Андрущенко, О. В. Чумичева Иконография Изображения Г. появились в иконописи и книжной миниатюре еще до обретения его мощей, создания Жития и офиц. иконографии, начало к-рой было положено чудесным образом: в 1612 г. святой явился свящ. Григорию из Ст. Тотьмы, после чего была написана икона Г. вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Это чудо отражено в текстах на 17 февр., 23 марта иконописных подлинников, напр. сводной редакции XVIII в.: «Подобием сед, брада аки Александра Свирскаго, и власы таковы, ризы монашеския, в руке свиток, а в нем написано: Аз явихся пресвитеру, повеле написати тропарь и образ явления моего» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 49; Большаков. Подлинник иконописный. С. 74, 83); также 30-х гг. XIX в.: «Аки Александр Свирский, риза преподобническа, в руце свиток: «Аз явихся презвитеру Григорию, велех написати тропарь и образ его»» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 124, 138). В выговской рукописи 3-й четв. XVIII в. встречается др. вариант: «Подобием аки Никон, ученик Сергия Радонежского, сед, ряска вохра, рука молебна в сложении перст» (РНБ. O.XIII.1. Л. 123 об.). Соловецкие чудотворцы: преп. Герман, свт. Филипп, преподобные Зосима и Савватий. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГММК) Соловецкие чудотворцы: преп. Герман, свт. Филипп, преподобные Зосима и Савватий. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГММК) Наиболее ранние изображения Г. известны на иконах «Преподобные Зосима и Савватий, с житием», где сюжеты с участием Г. включались в состав клейм, их число варьировалось в зависимости от житийного цикла. На «Боголюбской иконе Божией Матери с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием, с 29 клеймами их жития» 1545 г. из Троицкого собора Соловецкого мон-ря (ГММК), к-рая находилась возле раки с мощами Соловецких святых, Г. изображен в монашеских одеждах с черным клобуком, без нимба, в 8 композициях: «Встреча прп. Савватия со старцем Германом», «Трехдневное плавание преподобных Савватия и Германа на карбасе по Белому морю», «Водружение Креста на Соловецком острове», «Прп. Герман слушает рассказ карельской жены», «Прп. Герман рассказывает прп. Савватию о наказании жены рыбака ангелами», «Встреча преподобных Зосимы и Германа», «Преподобные Зосима и Герман плывут на карбасе к Соловецкому острову», «Преподобные Зосима и Герман рубят на острове деревья и строят кельи». Сохранилась др. икона такой иконографии и того же происхождения (ГММК).

http://pravenc.ru/text/164711.html

И. А. Шляпкин VII. Административная деятельность св. Димитрия, как митрополита Ростовского и Ярославского Прибытие святителя в Ростов и состояние паствы вообще – Состояние духовенства и народной массы – Деятельность Монастырского приказа вообще и его распоряжения, касающиеся Ростовской епархии, в частности – Уклонение от налогов. Личности администраторов приказа – Уменьшение привилегий духовенства и военная служба – Регламентация отношений архиерея к пастве – Административные распоряжения самого святителя Дмитрия – Послания святителя к священникам. 1-го марта 1702 г., в воскресенье третьей недели великого поста новый митрополит Димитрий прибыл к Ростову, с образом св. Богородицы Ватопедская. Паства встретила его с иконою Божией Матери Боголюбская с предстоящими ростовскими чудотворцами. 1073 Святитель прежде всего вступил в Спасояковлевский монастырь, ближайший к московской дороге. Помолившись в храме зачатия св. Анны, он пророчески указал место своего погребения в юго-западном углу церкви словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века». 1074 В кафедральном Успенском соборе Димитрий, после совершения литургии, произнес приветственное слово к пастве, замечательное по простоте и совершенному отсутствию схоластических приемов. Преподав Божественный мир Ростову, Ярославлю, Угличу и всем городам епархии, архипастырь говорит: «аз приидох не да послужите ми, но да послужу вам... приидох путем тем, имже прииде иногда из Киева семо иже во святых отец наш Исаиа, здешний ростовский чудотворец». Я пришел «не себе угождати, но вразумляти безчинныя, утешати малодушныя, заступати немощныя... добрыя любити, злыя с милованием наказывати, о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися»... Обязанности же пасомых, выясняет далее святитель, состоит в повиновении своему пастырю и добронравном житии. 1075 Что же за паства доставалась святителю в лице подчиненных пастырей и пасомых? Не имея достаточно частных исторических данных собственно по Ростовской епархии, мы приведем общее замечание о тогдашнем духовенстве знаменитого современника святителя И.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Другие иконы, пожертвованные Фотием, суть: а) икона Нерукотворённого Спаса, 6) святого Феодора Стратилата и Фотинии; да в приделе святых мученик Адриана и Наталии –иконы: Спасителя, Адриана и Наталии и Неопалимой купины. Все эти иконы писаны на кипарисных досках и письма очень хорошего. В трапезе этого же храма на столпе в киоте поставлен образ Боголюбивой Божией Матери – верный список с настоящей иконы Боголюбской Божией Матери – такой же меры – написан по усердию настоятельницы монастыря, игуменьи Максимиллы. Риза на образе серебряная. В этом же Введенском храме попечением и усердием настоятельницы монастыря игуменьи Евгении, по указанию члена археологического общества, протоиерея А. Свирелина , устроены три киота, в которых собраны из монастырской ризницы особенно замечательные по древности и искусству иконописи – иконы. В первом киоте поставлены иконы: 1 . Спасителя, благословляющего, в окладе серебряном с вызолоченными полями. Икона эта, по преданию, есть вклад царицы Натальи Кирилловны; 2 . икона Владимирской Божией Матери в ризе серебряной, вызолоченной – вклад г. Марии А. Слободской – икона уважаемая в её роде; 3 . икона Ахтырской Божией Матери – вклад Г. Ерлыковой, икона – свято хранимая в её роде. Во втором киоте – иконы: 1 . Казанской Божией Матери с предстоящими Петром и Наталиею в серебряной ризе с драгоценными украшениями; венец с короною, убрус жемчужный, в убрусе звезда с 4 камнями красными и 4 голубыми, ожерелье низано жемчугом с алмазами; по преданию вклад царский; 2 . Владимирской Божией Матери – письма древнего с украшениями – вклад известной (см. далее) Натальи Ивановны Взимковой; венец на ней с короной и оклад серебряные, вызолочены, убрус и ожерельице среднего жемчуга; на полях лики нескольких святых; 3 . икона Иверской Божией Матери – художественного письма в серебряной, позолоченной ризе. В третьем киоте иконы: 1 . Знамения Божией Матери; 2 . Казанской Божией Матери – в серебряной ризе и окладе с финифтяными украшениями, – по преданию, вклад царский; убрус и ожерельице низаны жемчугом;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Не мало ветхостей в соборе имели своею причиною сырость, так как с 1726 г. совсем не было отпускаемо дров на отопление предельного храма, и только в 1732 г. было дано вместо двух саженей дров, положенных по разметной книге, 50 бревен еловых, трехсаженного размера. 35 Пожар 1737 г. произвел большое опустошение как снаружи, так и внутри. Так, над собором и над папертью деревянная крыша сгорела, кресты на главах обгорели и во всем храме сгорели окончины. 36 Внутри сгорели: над царскими дверьми сень, на которой были написаны образа: отечество, а по сторонам тайная вечеря и два ангела с рипидами, у столбцов же царских дверей – Спасителя, Богомаматери, 10 лиц херувимов, 12 лиц святительских и архидиаконских; по левую сторону царских дверей: в первом ярусе иконостаса образ великомученика Феодора Стратилата и стоявший над ним образ Спасителя в облаках и в первом же ярусе 7 икон поясных; над царскими дверьми – деисус; во втором ярусе – 11 икон двунадесятых праздников; в третьем ярусе – образ Знамения Пресвятой Богородицы с пророками, всего 9 икон; в четвертом ярусе – «персоны апостольския», писанные на полотне травами, и вверху над ними – распятие с предстоящими, также писанное на полотне. Остались же в целости в иконостасе: царские двери с изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы, архангела Гавриила и четырех евангелистов и при них проповеди в лицах, а также местные иконы: Сретения Господня и Св. Николая, стоявшие по правую сторону царских врат, и по левую – Боголюбской Божией Матери. Из икон же, находившихся в алтаре, уцелели образа: Знамения Пресвятой Богородицы, Сретения Господня с обуглившимся от огня углом и Воскресения Христова, хотя значительно обуглившийся. В приделе св. Николая уцелели весьма ветхие иконы, по правую сторону царских врат, Господа и Сретения Господня, а по левую – Св. Николая Чудотворца и, наконец, деисусы на одних цках с праздниками, всего 10 икон. 37 От расплавленного же серебра образовалось 9 слитков, весом 3 пуда, 10 фунтов и 11 золотников. 38 39

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

22 — Слово плоть бысть 23 — Свято-Ильинская 25 — Римская (Лиддская) (8 век) 26 — Молдавская (1863) 27 — Феодоровская (1239) 27 — Феодоровская в с. Дмитровец 27 — Феодоровская-Городецкая АПРЕЛЬ 1 — Умиление (1103) 6 — Тучная Гора 225 7 — Благовещение Пресвятой Богородицы 7 — Благовещение — Московская (1731) 7 — Благовещение — в Киеве: Прядущая 7 — Боголюбская-Зимаровская (1771) 8 — Мелетинская 13 — Иверская 14 — Ключ разумения 16 — Неувядаемый цвет 17 — Герондисса (Старица) 17 — Живоносный источник 17 — Избавительница 19 — Теребовльская 20 — Византийская (732) 21 — Испанская (792) 22 — Цесарская (792) 24 — Бежевская 25 — Муромская (1291) 25 — Белыничская 27 — Виленская (1495) 29 — Тамбовская (1692) 29 — Ильинская-Черниговская (1658) 29 — Черниговская-Ильинская в Гефсиманском саду МАЙ 1 — Максимовская (1299) 3 — Кипяжская 3 — Кипрская 7 — Молченская (1635) 8 — Цареградская (1071) 10 — Иверская на Афоне (9 век) 11 — Львовская (1182) 14 — Византийская (732) 14 — Царевококшайская-Мироносицкая (1647) 14 — Нечаянная Радость 14 — Андрониковская 15 — Путивльская (1238) 15 — Вутиванская 15 — Владимирская (1634) 16 — Пекинская (682) 16 — Киево-Печерская Успения (1073) 16 — Печерская (1085) 16 — Свенская-Печерская (1288) 16 — Печерская с предстоящими 16 — Печерская Нерукотворенная 17 — Старорусская (1570) 20 — Любечская в Киеве (1690) 20 — Любечская в Любече 20 — Жировицкая (1191) 22 — Перекопская (1709) 23 — Киево-Братская (1654) 25 — Кипрская 27 — Теребинская 27 — Ярославская-Печерская (1823) 27 — Серафимо-Понетаевская 28 — Вышенская-Казанская ИЮНЬ 3 — Владимирская (1155) 3 — Владимирская-Оранская (1629) 3 — Владимирская-Красногорская (1603) 6 — Ржевская (1572) 8 — Владимирская-Селигерская 10 — Антиохийская 10 — Никейская (304) 10 — Умиление-Галичская 10 — Орловская (1643) 11 — Мателикийская (991) 11 — Споручница грешных 11 — Недремлющее Око 11 — Недреманное Око Спасово 12 — Цесарская-Боровская 15 — Груздовская 16 — Югская 18 — Игоревская 19 — Пименовская (1381) 21 — Ярославская (13 век)

http://pravicon.com/text-34

Из св. икон, имеющихся в сей церкви, по ценности украшения заслуживают внимание: а) икона Господа Вседержителя, с предстоящимиБогоматерью, Предтечею и двумя Ангелами, древнего письма, украшена сребропозлащенной ризою, весу в коей 49 фун.; икона сия пользуется особенным почитанием прихожан; б) икона Рождества Христова в сребропозлащенной ризе, весом в 82 фун.; в) икона Боголюбской Божией Матери в сребропозлащенной ризе, весом в 38 фун.; г) икона Казанской Божией Матери, на коей риза жемчужная с стразовой звездой на плече Богоматери. Из утвари: а) Евангелие печати 1744 года, украшенное в 1850 году купцом В. Н. Ясюнинским серебряным, изящной работы, окладом со стразами; б) большой сребропозлащенный потир, одетый снаружи серебряной сеткой, 1803 года, и в) сребропозлащенный с литым Распятием напрестольный крест, украшенный бриллиантами, яхонтами и стразами. Из ризницы: а) риза серебряного газа с накладными, шитыми золотом, крестом и звездою, и б) четыре ризы и два стихаря дородоровые по пунцовому и красному бархату с накладными, шитыми золотом, принадлежностями, и обложенные золотым позументом. Теплая каменная пятиглавая церковь построена, как сказано выше, в 1804 году усердием прихожан. В 1833 году в церкви стены расписаны прекрасными священными картинами; а в 1853 году, вместо кирпичного пола, на средства Шуйского купца Григория Прокопиева Медведева сделан чугунный пол. – В сей церкви два престола: в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Сил Безплотных и придельный – во имя Святителя и Чудотворца Николая. К Христорождественской церкви приписана кладбищенская Казанская церковь . Церкви принадлежат каменные торговые палатки, с коих каждогодно в пользу церкви получается до 250 рублей. Копии метрических книг с 1780 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, – хранится в церкви. Земли при церкви: усадебной около 3 десятин, сенокосной 6 десятин 710 квадр. саж. и пахотной 41 десятина 1,894½ квадр. саж. Документы на земли, кроме усадебной, имеются и хранятся в церковной ризнице.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

е) Благодатное действие святых икон отражается во всем. Так, история нашего Отечества говорит красноречиво о бесчисленных чудотворениях, бывших от святых икон. Икона Спасителя доставила Андрею Боголюбскому победу над врагами; икона Знамения Пресвятыя Богородицы защитила беззащитный Новгород; икона Богоматери Владимирская обратила вспять Тамерлана с его полчищами; икона Богоматери Казанская избавила царствующий град Москву от плена литовского и спасла Россию от порабощения иноверным; икона Смоленская Божией Матери укрепляла мужеством полки в годину нашествия французов. ж) И в нашей частной жизни какое важное значение имеют святые иконы! Вот икона, на которую взирала мать твоя, когда томилась в смертных муках, рождая тебя и поручая тебя ей на сохранение. Пред этою же святою иконою тебя молитвенно напутствовали родители на начало поприща житейского. И ты сам, в ужасные минуты жизни, когда во всем мире не находил себе отрады, когда все оставляло тебя и был ты на краю погибели, не становился ли тогда пред святою иконою на колени, давая обеты жизни христианской, со слезами моля Бога о прощении и вразумлении? И как нередко проливалась отрада в душу измученную, скорбящую, при взгляде на святое изображение Страждущего Спасителя! Невольно сознавалось, что спасение и жизнь в кресте. Крест, едва выносимый, становился источником утешения и твердого упования! Наконец, когда возляжешь ты на смертный одр, не икона ли станет в изголовье твоем на страже, как знак твоего христианского упования и возбуждения предстоящих к молитве за тебя? А когда тебя опустят в могилу, то не крест ли Честный будет осенять прах твой? Святые иконы освящают жилища наши, наполняют жизнь нашу святыми воспоминаниями, возвышают и одухотворяют ее; отсутствие же святых икон и самые храмы наши обратило бы в место простых собраний. (См. «Воскр. чт.»). III. В виду сего будем, братие, почитать святые иконы и отвращаться от тех безумцев, которые, вопреки слову Божию, учению Церкви, свидетельствам церковной истории и здравому смыслу, учат о том, будто иконы не должно почитать. Таковы жалкие штундисты. Да избавит нас Господь от их заблуждения! Приложение к беседе 2

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010