Все иконы этого ряда были старинного письма. В середине третьего яруса был изображен Господь Вседержитель, по сторонам которого помещались изображения Божией Матери, Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов. Все иконы также древнего письма. В центре четвертого яруса иконостаса находился образ Божией Матери, именуемый «Знамение», по сторонам которого помещались четырнадцать икон с изображением пророков древнего письма. В центре над иконостасом помещалось Распятие с предстоящими древнего иконного письма, а за ним на стене был изображен вид града Иерусалима. В 1879-1881 годах этот древний иконостас был заменен новым, изготовленным рыбинским купцом Павлом Сотсковым, часть икон для которого были написаны вновь, а часть, в основном местного ряда сохранена от старого иконостаса. Новый иконостас был устроен также в четыре яруса в новом стиле, основным отличием которого было написание новых икон праздничного, деисусного и пророческого рядов с использованием золоченого фона. Клиросы в церкви были столярной работы, выкрашенные краской. У правого клироса был поставлен киот, оклеенный красным деревом с позолоченными наверху резными символами Нового и Ветхого Заветов. В нем, в позолоченной раме за стеклом, находился чтимый в приходе Боголюбский образ Божией Матери с предстоящими святыми, украшенный серебряной ризой и двумя венцами со стразами. У левого клироса, в таковом же киоте большего размера, помещался образ Воскресения Христова с изображением около него Страстей Господних и двунадесятых праздников греческого письма. Кроме этого, интерьер церкви дополняли другие киоты, размещенные около столпов, поддерживающих церковный свод и в боковых простенках. Здесь можно было увидеть храмовую икону Богоявления, образ святых апостолов Петра и Павла, Казанскую, Иверскую и Смоленскую иконы Божией Матери и образ Её «Знамение». Все эти иконы были греческого письма, часть из них имела серебряные позолоченные украшения. В простенке южной стены в большой раме, отделанной под черное дерево находилось изображение Снятия со Креста, написанное в живописной манере на полотне.

http://sobory.ru/article/?object=06972

Судя по размеру, икона могла принадлежать к числу паломнических и «раздаточных» образов одного извода. Это подтверждается др. близкой по иконографии, стилю и времени создания иконой «Собор Муромских святых» (ЦМиАР, привезена из Хвалынска, куда поступила из Черемшан; см.: Иконы Мурома. 2004. С. 29. Ил. 19). Ее особенностью является изображение фигуры И. в коленопреклоненном молении на переднем плане, отделенной от др. Муромских святых кремлевской стеной. Это соответствует сакральной топографии Мурома и его окрестностей, поскольку мощи св. муромских князей находились в городских храмах, а И. была погребена за пределами города, в церкви с. Лазарева. Предположительно И.- одна из фигур на раме с Муромской иконой Божией Матери и с предстоящими святыми (XVIII в., ГИМ). Сюжет и иконография указывают на муромское происхождение иконы: в среднике 1-й четв. XVIII в. представлены блгв. князья Константин, Михаил, Феодор, справа от них на раме - благоверные кн. Петр и кнг. Феврония, слева - свт. Петр, митр. Московский (?), и жен. фигура в мирском одеянии, вероятно, И. В верхнем регистре - Муромская икона Божией Матери с предстоящими св. князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, внизу - «Чудесное плавание свт. Василия, еп. Рязанского». Собор Муромских святых. Икона. Кон. XVII в. (МИХМ) Собор Муромских святых. Икона. Кон. XVII в. (МИХМ) Блгв. князья Константин, Михаил, и Феодор, с Муромской иконой Божией Матери и избранными святыми. 1-я четв., 2-я пол. XVIII в. (ГИМ) Блгв. князья Константин, Михаил, и Феодор, с Муромской иконой Божией Матери и избранными святыми. 1-я четв., 2-я пол. XVIII в. (ГИМ) Прекращение служения молебнов И., изъятие икон и запрет на ее новые изображения повлияли на содержание и композицию «Собора Муромских святых». На иконе такого извода, с избранными святыми, кон. XVIII - нач. XIX в. из собрания М. К. Левина (МИХМ; см.: Иконы Мурома. 2004. С. 350-351. Кат. 73) вместо И. рядом с благоверными кн. Петром и кнг. Февронией изображена мц. Параскева Пятница. В среднике маленького 3-створчатого складня с Боголюбской и Муромской иконами Божией Матери и Успением Богородицы, нач. XIX в. (МИХМ; см.: Сухова О. А. Шитый покров Муромских князей//ПКНО, 1990. М., 1992. С. 400. Ил.), среди Муромских чудотворцев на традиц. месте помещена фигура И., но надпись изменена («С Yльяhiя мчница»). На нек-рых иконах XIX в. представлено не 6, а 5 Муромских святых (без образа И.).

http://pravenc.ru/text/1237859.html

В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почивают мощи свт. Иоанна, в суздальском Покровском мон-ре - мощи прп. Софии Суздальской. В суздальской ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (приход принадлежит к «суздальскому» расколу) находятся мощи прп. Евфимия, основателя Спасо-Евфимиева мон-ря, и прп. Евфросинии. В храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в Суздале хранятся частицы мощей преподобноисп. Леонтия (Стасевича). В муромском Благовещенском мон-ре почивают мощи блгв. кн. Константина Муромского и его сыновей Михаила и Феодора . В муромском Свято-Троицком мон-ре находятся св. останки благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В муромском Николонабережном храме покоятся мощи прав. Иулиании Лазаревской, за алтарем храма находится источник свт. Николая Чудотворца. Мощи прп. Космы Яхромского почивают под спудом в Космином Успенском мон-ре в с. Небылом Юрьев-Польского р-на. В Покровском храме в Юрьеве-Польском хранятся мощи блгв. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича. В Стефановом Махрищском мон-ре под спудом почивают мощи прп. Стефана Махрищского и свт. Варлаама Суздальского. В киржачском Благовещенском мон-ре находятся мощи основателя мон-ря прп. Романа Киржачского. Мощи прп. Лукиана , основателя Рождество-Богородицкой пуст. и александровского Успенского мон-ря, почивают в Рождество-Богородицкой пуст. в г. Струнино. В александровском Успенском мон-ре покоятся мощи прп. Корнилия. Св. мощи прп. старца Алексия (Соловьёва) почивают в Смоленской Зосимовой пуст. Александровского р-на. Св. останки священноисп. Петра Чельцова почивают в Пятницком храме в с. Пятница, близ храма находится св. источник. Святые источники Казанской иконы Божией Матери во Владимире (ул. 50-летия Октября), близ храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Лакинске, в с. Новом Юрьев-Польского р-на, в Волосовом Николаевском мон-ре (Собинский р-н), в Боголюбском мон-ре. Другие святыни В числе древнейших почитавшихся в епархии святынь - Боголюбовский поклонный белокаменный крест XII в., стоявший на отмели р. Нерли, затем у храма Покрова Пресв. Богородицы, ныне хранится в ГВСМЗ. Белокаменный Святославов крест с предстоящими 1234 г., сооруженный в память закладки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, в наст. время является экспонатом Юрьев-Польского историко-художественного музея и выставлен в стенах Георгиевского храма. В муромском Троицком мон-ре почитался крест, принесенный в Муром в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. С. Микушиным после бывшего ему во сне откровения; Микушин нашел святыню в 1657 г. при взятии рус. войсками Вильно на «помосте» одной церкви. В Сретенской ц. Мурома хранится чудотворный деревянный большого размера десятиконечный крест с предстоящими.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Евфросинии, вышитые шелками в XVI-XVII вв. В северной части притвора, в трапезе, находился старинный образ св. Иоанна Предтечи в серебряной ризе. В южном сегменте справа от входа располагалась икона Распятия Господня с предстоящими, написанная в 1680 г. суздальскими (позднее царскими) иконописцами Космой Бабухиным и Алексеем Иониным. Здесь же хранилась 1-я, деревянная рака, в которой с кон. XVII и почти весь XVIII в. находились мощи св. Евфросинии. В Троицком храме находилась икона Распятия Господня с предстоящими Божией Матерью и ап. Иоанном Богословом (1736), на паперти у входных дверей - икона Страшного Суда (1780). Эти святыни были утрачены при взрыве храма в 1934 г. В б-ке Е. м. кроме старопечатных книг и текущей церковной лит-ры хранились список Жития прп. Евфросинии, украшенный миниатюрами, и рукописный в кожаном переплете сб. Измарагд (кон. XVII - XVIII в.). Особенности богослужения К нач. XX в. ежедневно совершались 2 литургии, а в праздничные дни - 3 или 4 литургии в разных храмах. По пятницам служился акафист прп. Евфросинии. После богослужений произносились поучения. Крестные ходы совершались 2 июля вокруг мон-ря (в день праздника Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне) и 25 сент. (в день памяти прп. Евфросинии). В день праздника Сошествия Св. Духа на апостолов крестный ход проходил от городского собора к Е. м. с участием духовенства приходских церквей Суздаля. С сер. XIX в. ежегодно по случаю праздника 25 сент. в городе устраивалась продолжавшаяся неделю многолюдная Евфросиниевская (Преподобенская) ярмарка. В апр. 1904 и в апр. 1905 гг. в Е. м. пребывала чудотворная Боголюбская икона Божией Матери . Материальное положение До кон. XVII в. Е. м. был исключительно ружным. К сер. XVII в. каждой старице поступало денег по «полуполтине», хлеба - по 2 четв. с «осминою» ржи и столько же овса в год, попам - по 3 четв. ржи и овса, диакону - по 2 четв. с «осминою», просвирне - 3 четв. исключительно ржи в год. Учитывая, что Е. м. был бесприходным и не имел земельных владений, сестрам и духовенству приходилось «ходить по дворам и кормиться Христовым именем».

http://pravenc.ru/text/187868.html

А. В. Кузьмин, В. И. Охотникова Иконография Изображения Д. в основном имеют псковское происхождение и отражают местный характер его почитания, к-рое не получило широкого распространения за пределами Псковской земли. В Пскове тоже гораздо чаще писали др. блгв. князей, в частности Всеволода (Гавриила) Мстиславича. Отдельные иконы Д. практически неизвестны, основная часть его изображений входит в состав сложных композиций, включающих образы др. Псковских святых (иногда вместе с блгв. кн. Всеволодом или с супругой блгв. кнг. Марией, также почитавшейся в Пскове). Мирожская икона Божией Матери, с предстоящими святыми кн. Довмонтом и кнг. Марией. 2-я пол. XVI в. (ПИАМ) Мирожская икона Божией Матери, с предстоящими святыми кн. Довмонтом и кнг. Марией. 2-я пол. XVI в. (ПИАМ) Д., скончавшийся пожилым человеком, обычно представлен старцем с длинной, сужающейся к концу бородой, с разделенными на неск. прядей волосами, с высоким лбом (спереди лысоват), в княжеских одеждах, без шапки. Описание его внешности и одежды приведено в иконописных подлинниках кон. XVIII - сер. XIX в. под 20 мая: «Сед, брада Григория Богослова, мало плешат, шуба, в правой руке крест, в левой шапка» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 162; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 100); в др. рукописях имеется сходное описание с уточнением: «...брада Григория Богослова подоле мало» (БАН. Строг. 66. Л. 108 об.) - или добавление: «...в шубе княжеской лазорь, испод бакан, ожерелье вохряно» (РНБ. Погод. 1931. Л. 158), под 22 мая: «...подобием сед, брада аки Григория Богослова, главою мало плешат, ризы на нем княжеския, шуба багряная, в руке шапка княжеская. Инде пишет брада аки Иоанна Богослова, власы аки Илии пророка» (РНБ. СПбДА. А. II. 54. Л. 28 об.; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 55). Более редкий вариант встречается в подлиннике посл. трети XVII в.- «всем подобием аки князь Боголюбский, сед» (РНБ. Погод. 1930. Л. 130). Большая часть этих описаний (борода, как у свт. Григория Богослова, шуба, уподобление блгв. кн. Андрею Боголюбскому) не вполне соответствует псковской иконографической традиции; изображения Д. с шапкой в руке неизвестны (возможно, подобные описания в подлинниках появились под влиянием икон др. князей 2-й пол. XVII-XVIII в., напр. святых Бориса и Глеба). В надписях святой обычно именуется «Довмонтом» (Домантом), а не Тимофеем.

http://pravenc.ru/text/178701.html

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 4 Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая,/у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи,/скорбь велию претерпела еси/и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати./Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе/и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще,/умиленно к Тебе вопием:/Заступнице усердная, благая и милостивая!/Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни/и спаси души наша,//да Тя со благодарением славим во веки. Перевод: Преблагословенная Дева, Богородительница Чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоя, ты претерпела великую скорбь и приняла от Него благодать утешать находящихся в скорбях. Потому на пречистый образ Твой благоговейно взирая и видя Тебя, изображенную на нем, перед Крестом Спасителя нашего, в сердечном сокрушении к Тебе взываем: «Защитница усердная, благая и милостивая! Поспеши избавить нас от всякой скорби, нужды и болезни и спаси души наши, да славим Тебя с благодарением во веки». Икона Пресвятой Богородицы «Благодатное небо» Тропарь, глас 6 Что Тя наречем, о Благодатная?/Небо? – яко возсияла еси Солнце Правды;/рай? – яко прозябла еси Цвет нетления;/Деву? – яко пребыла еси нетленна;/Чистую Матерь? – яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога.//Того моли спастися душам нашим. Перевод: Как Тебя назовем, о Благодатная? Небом? Потому что на Тебе взошло Солнце Правды. Раем? Потому что Ты произрастила бессмертный Цветок. Девой? Потому что осталась непорочна. Чистой Матерью? Потому что держала в святых Твоих объятьях Сына и Бога для всех. Его же моли о спасении душ наших. Икона Пресвятой Богородицы Боголюбская («Боголюбивая») Тропарь, глас 1 Боголюбивая Царице,/Неискусомужная Дево Богородице Марие,/моли за ны Тебе Возлюбившаго/и рождшагося от Тебе Сына Твоего Христа Бога нашего,/подати нам оставление прегрешений,/мирови мир, земли плодов изобилие,/пастырем святыню/и всему человечу роду спасение./Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи/и от междоусобныя брани сохрани./О Мати Боголюбивая Дево!/О Царице Всепетая!/Ризою Твоею покрый нас от всякаго зла,/от видимых и невидимых враг защити,//и спаси души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-i-k...

историзма, возражает против «вымышленных подобий» ... «Но приличнее мнится писати Святую Софию, рекше Мудрость, Воплощеннаго Христа Бога, якоже и пишется муж совершен, яков бе» – «и святых угодников Его... якоже кийждо хождаше на земли» (Вопросы и ответы инока Евфимия. Изд. Филимоновым в «Вестнике общества древнерусского искусства», т. 1). Особая служба на Успеньев день с каноном св. Софии является только в начале XVII века; составил ее князь Семен Шаховской. V В иконописных подлинниках есть особая статья о Новгородской иконе. Это «сказание о образе Софии, Премудрости Божией» встречается и отдельно, в различных сборниках смешанного содержания XVI-XVII веков, в частности, в Толковых Апокалипсисах, что очень характерно. Любопытно, что оно вставлено (с явным нарушением связи речи) в пространную редакцию послания патриарха Луки Хризоверга к Андрею Боголюбскому (по Никоновской летописи). Вообще, это «сказание» встречается в рукописях очень часто. К сожалению, отдельные списки не были до сих пор сопоставлены, и литературная история «сказания» остается неясной. По-видимому, оно было составлено в объяснение вновь написанной иконы – всего скорее, в Новгороде. Это есть именно «толкование» иконы... Икона Софии объясняется как образ девства. «Образ Премудрости Божии, Софии, проявляет собою пресвятыя Богородицы неизглаголаннаго девства чистоту; имать же девство лице девиче огненно»... «Сказание» видит в Ангеле символ девства – «яко житие девственное со ангелы равно есть»... «Лице огненное являет, яко девство сподобляется Богу вместилище быти; огнь бо есть Бог»... Предстоящие являют примеры девства, и, прежде всего, Богоматерь. «Елицы же девство хранят, подобятся Пресвятей Богородице. Якоже бо та породи Сына Слова Божия, тако и держащии девство рождают словеса детельна, сиречь и иных учаще к добродетели» ... Еще Буслаев удачно назвал это сказание «поэмой о девственном житии»... Возникает вопрос об источниках этого сказания. С большим основанием можно предполагать здесь западное влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Умолите Господа, да прибавит нам, недостойным рабом Своим, великие и богатые Свои милости; избавьте нас от всяких скорбей и болезней, вы приняли от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа обильно благодать исцелений, из-за твёрдой веры, безмездного лечения и мученической смерти вашей. Услышите нас, молящихся, и благоприятным ходатайством вашим испросите у Христа Бога православным людям на врагов победу и одоление. Снова, припав, усердно молим: испросите нам от Господа всё благополезное, что в жизни нашей временной, наиболее для спасения вечного послужит, да сподобимся молитвами вашими получить кончину христианскую, безболезненную, не постыдную, спокойную, и да избавимся от козней дьявольских и вечных мук, бесконечного и блаженного Царства Небесного наследники будем. О угодники Божии, не переставайте молиться за нас, с верой к вам прибегающих. Если же из-за множества грехов наших и мы не достойны милосердия вашего, поскольку вы, верные подражатели человеколюбия Божия, сотворите, да принесём плоды достойные покаяния и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивного во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и во веки веков. Аминь. В честь иконы Божией Матери «Боголюбская» («Боголюбивая») 3 Аудио: О, Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему, приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте.

http://azbyka.ru/molitvoslov/vo-vremya-e...

В скором же времени Ф. Ф. Рихтер вместе с маиором от ворот полковником Ильиным вошел с новым представлением в дворцовую контору о необходимости отчистить заново все иконы в иконостасе, с предоставлением этой работы известному художнику Подключникову за 700 р. По мнению их, следовало отчистить: 1) древнюю икону Похвалы пресв. Богородицы с 24 изображениями в разделениях вокруг неё и еще ближе к ней 17-ю пророками, 2) древнюю икону Сретения Господня, 3) древнюю икону Боголюбской Божией Матери, известной чудесами при великом князе Андрее Боголюбском, 4) икону с правой стороны царских врат Преображения Господня самую древнюю от начала Москвы, 5) древнюю икону св. Стефана Пермского с его деяниями и чудесами, 6) икону Еммануила с двумя архангелами по сторонам, также весьма древнюю, 7) царские двери с изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-мя евангелистами, 8) иконы, над царскими дверями с разными изображениями и двумя ангелами, 9) столбцы в царских дверях, на коих было 16 изображений святых по одной фигуре, 10) среднюю икону во 2-м ярусе Спасителя и 11 и 12 иконы Богоматери и св. Иоанна Предтечи, предстоящих Спасителю, 13) 10 икон апостолов во 2-м ярусе, по обеим сторонам Спасителя, 14) две иконы апостолов того же яруса, помещенные в завороте по обеим сторонам в ряду местных икон, 15) 16-ть праздничных изображений, 16) северную и южную дверь, писание которых произведено, как полагать должно, позднее всего иконостаса. В том же представлении Рихтер заявил о желательности снять главное паникадило с цепями, чтобы исправить его, старые медные лампады вычистить, высеребрить вновь и отполировать, а равно и подсвечники. В то время, как Челноковым производились уже работы по возобновлению храма и главным образом со внешней его стороны, Рихтер и полковник Ильин в мае 1856 г. сделали новое заявление вице-президенту Дворцовой конторы барону Боде о том, что, при полном возобновлении церкви Спаса на Бору, необходимо возобновить и её древний иконостас, хотя самая разборка по его ветхости должна была представить большие затруднения, а исправление было бы непрочно и сопряжено с некоторыми издержками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В тоже время в лице преподобного Нестора летописца земля Волынская удостаивается особого, так сказать, блюстителя образования, который нарочито отправляется в ее пределы для обревизования (смотрения ради) и инспектирования ее училищ и наставления учителей, без сомнения, во исполнение высших целей Божественного Промысла, который провидел, как нужно будет просвещение для Волыни в предстоящие ей темные времена литовского и польского преобладания, и потому, так сказать нарочито, во главе его поставить такого великого и образованного деятеля. С сосредоточением исторических судеб в пределах Волыни, в начале удельного периода, когда Владимир Волынский, Луцк, Дорогобуж, Пересопница и т. п. были яблоками раздора для князей Киевских, Волынских и других, на Волыни является преподобный Нифонт, и описывая в Святогорском монастыре современные ему события, становится таким образом Богодарованным историографом Волыни, и в тоже время приемником в этом знаменательном деле блаженного Нестора, который в своей летописи, как мы видели, по преимуществу описывает события Волынские. Не без особенных конечно промыслительных целей вместе с сим на Волыни является и св. Мстислав, сын Мономаха, и здесь строит храмы и монастыри в Луцке, потому что Луцк тогда уже начинал становиться центром Волыни, и создание в нем благолепных храмов и св. обителей, особенно по инициативе и на средства такого великого св. мужа, было лучшим залогом для православия Волынской области особенно в будущем, когда во времена литовско-польского владычества Луцк сделался главным городом Волыни и исходным пунктом сначала литовской, а потом латино-польской пропаганды в пределах юго-западнаго края России. На Волыни потом, без сомнения, по устроению свыше княжат святые и благоверные князья: преподобный Никола Святоша и святый Андрей Боголюбский, и в тоже время св. Олег Брянский посещает пределы Волынские. – Своею благочестивою, кроткою и примерною жизнью, своим благородным и миролюбивым характером, они поневоле обращали к себе сердца наших предков, и без сомнения яснее всяких доказательств давали понять всем и каждому, что может и должна делать святая истинная христианская вера, a вместе с сим, всего естественнее, располагали и удерживали Волынян в недрах православия и любви христианской среди всех удельных смут и неурядиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010