В другом поясе иконостаса были расположены иконы двунадесятых праздников, в третьем св. пророков и праотцев. Так как пожар 1701 г. коснулся отчасти и Рождественской церкви, то в сем году велено было в деисусе – апостольские, пророческие и праотеческие поясы и праздники, 151 которые иконы среди них попортились, – вычинить заново жалованным и кормовым иконописцам. Из них жалованные иконописцы починивали: Тихон Иванов – образ Всемилостивого Спаса и Кирилл Уланов – образа Пресв. Богородицы, архангела Михаила и апостола Петра; а кормовые иконописцы: Алексей Васильев – образ Григория Богослова и мученика Мины, Филипп Семенов и Матвей Степанов – И. Предтечи, Архангела Гавриила, апостола Павла и св. И. Златоустого. При чем на материал дано было всем 3 р. 5 алт. 2 д., а праздники, пророческого и праотеческого пояса иконы велено было чинить золотом иконописцу Василию 152 . Над клиросами – столярными золочеными, сделанными в 1686 г., 153 были иконы: над правым – св. велик. Ирины и преподоб. мученицы Евдокии в молении. Живоначальной Троицы, в среброзолоченых венцах, а над левым – св. Стефана Сурожского – в житии, писанные на красках, и 6 образов шестилистовых разных святых, в окладах и с венцами. В алтаре – над горним местом – образ Смоленской Божией Матери в сребровызолоченном окладе; под образом была пелена, вышитая серебром с золотом, – на алом атласе – с образом Федоровской Божией Матери, обложенная зеленою камкою с шитыми по ней серебром словами. За жертвенником стоял образ Владимирской Божией Матери в серебряном басемном окладе и с таким же венцом. В разных местах алтаря находились еще иконы Всемилостивого Спаса, Боголюбской Божией Матери, Пресв. Троицы и два образа св. Алексия Митрополита в сребровызолоченных окладах. В трапезе над дверьми находился образ Пресвятой Троицы – в сребровызолоченном окладе; местный образ Знамения Пресв. Богородицы – с предстоящими ангелами и архангелами – в сребровызолоченных венцах; образ Владимирской Божией Матери с изображением великом. Ирины – внизу – в сребровызолоченных венцах, другой образ Знамения Пресв. Богородицы – в серебряном резном венце и образ Собора Богородицы – с 8 серебряновызолоченными венцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В тоже время в лице преподобного Нестора летописца земля Волынская удостаивается особого, так сказать, блюстителя образования, который нарочито отправляется в её пределы для обревизования (смотрения ради) и инспектирования её училищ и наставления учителей, без сомнения, во исполнение высших целей Божественного Промысла, который провидел, как нужно будет просвещение для Волыни в предстоящие ей темные времена литовского и польского преобладания, и потому, так сказать нарочито, во главе его поставил такого великого и образованного деятеля. С сосредоточением исторических судеб в пределах Волыни, в начале удельного периода, когда Владимир Волынский, Луцк, Дорогобуж, Пересопница и т.п. были яблоками раздора для князей Киевских, Волынских и других, на Волыни является преподобный Нифонт, и описывая в Святогорском монастыре современные ему события, становится таким образом Богодарованным историографом Волыни, и в тоже время преемником в этом знаменательном деле блаженного Нестора, который в своей летописи, как мы видели, по преимуществу описывает события Волынские. Не без особенных конечно промыслительных целей вместе с сим на Волыни является и св. Мстислав, сын Мономаха, и здесь строит храмы и монастыри в Луцке, потому что Луцк тогда уже начинал становиться центром Волыни, и создание в нем благолепных храмов и св. обителей, особенно по инициативе и на средства такого великого св. мужа, было лучшим залогом для православия Волынской области особенно в будущем, когда во времена литовско-польского владычества Луцк сделался главным городом Волыни и исходным пунктом сначала литовской, а потом латино-польской пропаганды в пределах юго-западного края России. На Волыни потом, без сомнения, по устроению свыше княжат святые и благоверные князья: преподобный Никола Святоша и святой Андрей Боголюбский, и в тоже время св. Олег Брянский посещает пределы Волынские. Своею благочестивою, кроткою и примерною жизнью, своим благородным и миролюбивым характером, они поневоле обращали к себе сердца наших предков, и без сомнения яснее всяких доказательств давали понять всем и каждому, что может и должна делать святая истинная христианская вера, а вместе с сим, всего естественнее, располагали и удерживали волынян в недрах православия и любви христианской среди всех удельных смут и неурядиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Молитва О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь. Рейтинг: 9.6 Голосов: 359 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии М 2 июля 2019, 20:19 Пресвятая Богородице!помилуй нас грешных! Лариса 2 июля 2018, 05:35 Пресвятая Богородице,благодарю за всё ,что совершаешь надо мной по Твоей Великой Милости.За Твои Святые Молитвы перед Господом за род наш,за жизнь моей дочери,за всех нас,грешных.Не оставь нас без Твоей Любви. Марина 1 июля 2018, 10:30 О,Пречистая Госпоже Богородица! Моли Господа нашего за нас грешных! Избави нас, р.Б. Марину, Александра и Андрея от всякия скорби,бед и болезней. Матушка,Царица Небесная Боголюбивая, пошли нам душевного и телесного здоровья и благополучия. Прости нас . Аминь. lyudmila Toll 3 июля 2016, 02:44 Матушка любимая Царице Преблагая Богородице Мария --Мати Божия покрый нас своим Омофором зашити и спаси грешные рабы любим почитаем покланяемся Спасибо что Ты в сердце моем живешь поминаю постоянно

http://pravoslavie.ru/1887.html

Богородичный праздник нынешний во всей православной России чествуется. Благоверные люди светло празднуют его, осеняемые Богоматери пришествием. Так, напр. во Владимирской области еще в XII веке св. благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг, в честь и славу Пресвятыя, храм из белого камня, из завоеванной им земли Болгарской привезенного, который, храм, до ныне существует, в который на нынешний праздник Покрова Пресвятыя Богородицы, каждогодно бывает из Боголюбской обители крестный ход, при большом стечении народа благоверного. Так, и ближе к нам, в нашем городе Петрозаводске, в самом начале открытия нашей епархии, первосвятитель оной, преосвященный Игнатий, устроил в своем доме архиерейском крестовую церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, где каждогодно бывает усердное стечение благоверных петрозаводчан, и особенно в настоящий день. А что здесь у преподобного чудотворца Свирского? И – он, пред несколькими леты до кончины своей, по Божию вдохновению, во имя честнаго и славного Покрова Пречистыя Богородицы создал церковь каменну и, как в житии преподобного сказуется, прекрасну. В этом созидании помогал преподобному даже самодержавнейший московский: над основанием сей церкви, на олтарном месте являлась преподобному Сама Царица небесная, Господа же нашего Иисуса Христа яко младенца на руку своею держащая, и окрест Ея множество чинов Ангельских предстоящих в неизреченной светлости блистающихся... которая, церковь и ныне видима есть, в которой, церкви, праздник Покрова Пресвятыя Богородицы совершается светло, со многими воспоминаниями о неотступном покровительстве Царицы небесной как храму, так и всем, усердно притекающим в оный, и умильно глаголющим: покрый нас честным омофором и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего и Бога нашего спасти души наша. О, преподобне отче Александре, ты виновник здешнего светлого празднования Покрова Пресвятыя Богородицы; ты, ты, возлюбленный Ея. И мы, недостойные, сподобившиеся участвовать в оном праздновании, стоя пред твоими нетленными мощами, благодарим тебя, от лица стада твоего, его же собираешь здесь мудро, от лица благоговеющих к тебе и посещающих обители твои; от лица празднующих во храме, тобою созданном, за хранение и сохранение сего храма и твоих обителей, в душеполезное назидание благоверных, в охранение их от всяких ересей и расколов, от всякого зла... Продолжи сие хранение, да благоверные люди и впредь, много и много лет, светло празднуют, преуспевая во всяком благочестии и чистоте. Душа христианская, душа благочестивая, внимай праздникам Матери Царицы небесной, тщательно внимай и празднуй их, как любимая Царицею небесною и Материю-покровительницею, благочестно, благоговейно ублажая, юже блажат вси роди... Особенно ты, душа христианская, внимай сему и всему, которая, отрекшись мира, посвятила себя единственно на служение Богу в обители сей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Поставлен был за жертвенником в Боголюбском храме и, вероятно, полагался на аналое, при праздничном богослужении в Царский день, особенно во время полиелейного пения среди церкви. Образ св. Василия Великого и, по сторонам его, Филарета Милостивого и муч. Евсигния, в выш. 1½ ар., в шир. 1 ар., писанный Рогожкиным по узорчатому золотому фону. Внизу надпись: «Въ Господу, благословившему пятидесятилтнее въ сан святительскомъ преосвященнаго Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго 27 , августа 5 дня 28 1867 года». Разные утвари церковные Паникадило медное высеребренное. В трех ярусах его 45 свечников, а весу в нем 25 п. 29 ½ ф. «Построено отъ генеральши Глбовой в 1758 г.» 29 . Лампада серебряная, чеканной работы, прорезная, весом 1 ½ ф. «Дана вкладу отъ генеральши Анастасьи Никитиной Стршневой, 1774 г.» Ныне не существует. Ладонница беспробного серебра, вес. 91 зол., имеет вид восьмигранного потира с крышкой. На передних трех гранях ее резные изображения Спасителя, Богоматери и Предтечи, а на трех задних Распятие и апп. Петр и Павел, на боковых Архангелы Михаил и Гавриил. На крышке, имеющей вид купола с крестом, в шести выпуклых клеймах шесть резных Херувимов; на рукоятке круглое яблоко. Поддон у сей ладонницы круглый, с чеканными на ней травами и листами. Кадило серебряное, вес. 1 ф. 77 зол., с резною надписью вокруг верхнего края чашки: «Лта 1700 году, далъ кадило въ Петровской высокой монастырь Кравчей Кирило Нарышкинъ». Кадило серебряное, вес. 1 ф. 82 зол. На поддоне резные слова: «1731 году сие кадило дано въ Петровской высокой монастырь, для вчнаго поминовения по девиц Екатерин и девиц Варваре, при архимандрит Аввакум». Ныне не существует. Водосвятная серебряная чаша, круглая, местами позолоченная, весом 7 ф. 76 зол. Внутри ее, на выпуклом золоченом круге, который отдельно утвержден на дне чаши, вырезано Богоявление Господне. На лицевой наружной стороне изображена Св. Троица в виде Ангелов: так как на Иордане было явление Троицы; на задней стороне – Распятие Господне с предстоящими.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

За период пребывания в Чудовом монастыре свят. Димитрий познакомился со многими образованными лицами, с которыми потом, живя в Ростове, поддерживал постоянную переписку. В то же время его волнуют события церковного и государственного значения: он посвящает им свои проповеди . Поражение Петра I под Нарвой в войне со шведами было отмечено особым словом святителя, в котором он обращается к простому народу, разъясняя Слово Божие о промысле 54 . В ноябре 1701 г. умер Ростовский митрополит Иоасаф (Лазаревич) и на его место по ходатайству Стефана (Яворского) был назначен архиерей Димитрий. Архипастырское служение свят. Димитрия на Ростовской кафедре Архипастырские труды на благо Церкви Христовой на Ростовской кафедре Святитель Димитрий начал 1 марта 1702 г. Пастыри и пасомые с радостью встретили своего святителя, преподнеся ему Боголюбский образ Божией Матери с предстоящими ей Ростовскими чудотворцами. По приезде в Ростов Святитель направил свои стопы в Спасо-Яковлевский монастырь, где после усердной молитвы предсказал место своего вечного покоя: «Се покой мой, зде вселюся в век века» 55 . При совершении первой Литургии в Ростове он сказал вступительную речь пастве. Эта речь Святителя заметно отличается от прежних его слов, сказанных им на Украине и имеющих схаластический характер. Вступительная речь, наоборот, отличается жизненностью, простотой и ораторскими приемами построения. В этом слове Святитель, как бы намечает программу всей своей последующей архипастырской деятельности в Ростове. Приветствуя паству словами: «Мир дому сему» ( Мф.12–13 ) Святитель посылает мир городам Ростову, Ярославлю, Угличу и другим, домам пастырей и пасомых, назидая словами: «владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле ( Кол. 3:15 ). Он заверяет пастырей и пасомых, что он пришел как «брат к брату, как друг к любезным другам». Святитель говорит: «Радуюсь духом, в этот град, в этот дом, который здешние чудотворцы стопами святых своих ног освятили, оградили богоугодным житием…

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Московским, помещен Л. В центральной части складня 2-й пол. XVI в. образу Софии Премудрости Божией предстоят в молении святые, изображенные в 3 ряда на створках (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 100-101. 482; София Премудрость Божия: Кат. выст. М., 2000. С. 274-277. 98. Ил. на с. 276). Среди них представлены ростовские молитвенники Л., Исаия, Игнатий. Л. изображен на левой створке в небольшом повороте вправо, левой покровенной рукой поддерживает Евангелие с красным обрезом, правая рука в молении; фелонь светло-зеленая, клобук и омофор белые, борода небольшая, русая. Икона «Избранные святые» 2-й пол. XVI в. (ЦАК МДА; «Угодно в очах Божиих дело сие…». 2004. С. 86-89) включает ростовые образы равноап. кн. Владимира, блгв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (в центре), святителей Петра и Алексия Московских (слева), блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, Л. (2-й справа) и свт. Исаии Ростовского. В 30-х гг. XIX в. романово-борисоглебским иконописцем М. Ф. Архиповским была выполнена икона «Арх. Михаил, Леонтий и прп. Иоанн Кущник» (Иконы «романовских писем»: Тайны и открытия забытой традиции Ярославской земли. М.; Рыбинск, 2011. С. 220. Кат. 4). На иконе «Избранные святые» 2-й пол. XVII в. из церкви с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл. (СПГИАХМЗ; Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат./Авт.-сост.: Л. М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 21) в 1-м ряду слева от свт. Николая Чудотворца изображены Ростовские святители Л., Исаия, Игнатий, справа - Московские святители, во 2-м ряду - др. Ростовские и Московские чудотворцы. Известна прорись с иконы XVII в. «Богоматерь с предстоящими Леонтием, Андреем Боголюбским (?) и неизвестной преподобной» (ГРМ; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 308). Л. представлен на иконе «Святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, митрополиты Московские, Леонтий и Стефан Сурожский в молении иконе Божией Матери «Знамение»» 2-й пол. XVII в. из ц. прор. Илии в Ярославле (ЯИАМЗ; Бусева-Давыдова, Рутман.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

XVII в., из собрания С. Г. Строганова, ГРМ); Молебная икона Божией Матери в молении Ростовских чудотворцев (XVII в., ГМИР; Коробко. 2006. С. 216, 409. Ил. 7); Молебная икона Божией Матери, с Ростовскими и избранными чудотворцами, Л.- припадающий на колени (кон. XVII в., ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. С. 356-357. Кат. 108; С. 352-353. Кат. 106); икона Божией Матери с Младенцем с предстоящими Ростовскими святителями и со свт. Афанасием Александрийским (2-я пол. XVIII в., ГМЗРК; в надписи именована Ростовской; Вахрина В. И. 2006. С. 400-401. Кат. 118) и др. Редкий иконографический вариант извода представлен на обороте выносной Владимирской иконы Божией Матери (XIX в., ГМЗРК): Л., Исаия, Игнатий изображены в повороте вправо, в молитвенном обращении к Спасителю в облаках. Образы Ростовских святителей Л., Исаии и Игнатия, к-рые традиционно написаны в фелонях, омофорах и белых клобуках, стали центральными в композиции избранных Ростовских святых. К числу ранних памятников относятся иконы: «Прп. Сергий Радонежский и Ростовские чудотворцы» (сер. XVI в., ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. С. 196-201. Кат. 55); «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. 399. Ил. 14). На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые расположены в 2 ряда, Л.- в 1-м ряду в центре. На Боголюбской иконе Божией Матери с избранными святыми, приписываемой кисти Семена Бороздина (кон. XVI - нач. XVII в., ГРМ; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 177. Кат. 103), в молении предстоят Ростовские чудотворцы - свт. Иаков, прп. Петр, царевич Ордынский, блж. Исидор Твердислов, прп. Авраамий. Святители Л., Исаия и Игнатий изображены коленопреклоненными, в светлых крещатых фелонях и белых клобуках. На прориси с иконы XVII в. «Ростовские чудотворцы», где представлены в молении 10 Ростовских святых, на первом плане - коленопреклоненные Л. (впереди), Исаия и Игнатий (ГРМ; Маркелов. Святые Др.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Исполняли этот указ выдающиеся иконописцы, работавшие в крупных городских мастерских (для них, собственно, он и был издан - с целью регулярного налогообложения). Но и задолго до указа такие художники свои работы подписывали – уже с конца XVI - начала XVII вв. подписи на качественных, добротных иконах не были редкостью. В глухой провинции указ игнорировали, но не из мистических соображений, а просто за полной ненужностью подписи в условиях, ещё долго остававшихся средневековыми. Точно так же как не подписывали - даже и в начале XIX в. - очень многие портреты, пейзажи, декоративные панно, если они писались по заказу и теоретически навсегда оставались в руках заказчика. На иконах, предназначавшихся для домашних иконостасов, а еще чаще – на иконах, жертвуемых в храм по обету,  часто надписывалось имя заказчика, с его титулом, званием, местожительством – всем необходимым для идентификации; имя же художника при этом указывалось не всегда. В этом есть известная логика: иконописец кормится своим трудом; приняв за него мзду, он перестает быть владельцем иконы. А заказчик-жертвователь вносит от своего имения в сокровищницу Церкви и вправе рассчитывать на благодарное о нем воспоминание. Порою такие надписания, в том числе включающие имя художника,  делались (несомненно по желанию заказчика) не на обороте, а на лицевой стороне иконы. Был и другой способ увековечить в иконописи имя жертвователя и обеспечить церковную молитву о нем и его близких – поставление в храм иконы тезоименитого ему святого, или группового образа святых покровителей всех членов семьи жертвователя, или любого другого сюжета «с предстоящими» - семейными покровителями. Бывали даже случаи изображения на полях или на самой иконе не святых покровителей, а самих жертвователей, но они остались редкостью по вполне объяснимой причине – к соименному святому обращались с молитвой, а помещенный на иконе портрет молитвой обходили. Но то, что такие изображения были позволительны (традиция эта восходит еще к палеохристианским временам), как нельзя лучше свидетельствует о церковном понимании связи между иконой и людьми, принимавшими участие в её создании или имеющими отношение к истории иконы - как её владельцы, как объекты или свидетели чудотворений. Целый ряд богородичных икон получил название по имени таких людей – Боголюбская, Игоревская,

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=1610

1 марта 1702 года святитель прибыл в город Ростов. Его встречала паства с иконой Божией Матери Боголюбской с предстоящими Ей чудотворцами Ростовскими. Вступив в Спасо-Яковлевский монастырь, под сенью храма святой Анны, он пророчески предрек и указал место своего погребения: «Се покой мой, зде вселюся в век века». После совершения Литургии в кафедральном Успенском соборе он произнес приветственное слово к пастве, в котором определил цель и характер своей дальнейшей жизни и пастырской деятельности: «Аз приидох не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати, но вразумляти безчинныя, утешати малодушныя, заступати немощныя... добрыя любити, злыя с милованием наказывати, о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися» 11 . В этой речи отражены и проблемы, с какими пришлось столкнуться святителю в своей епархии. О состоянии, в каком находились пасомые св. Димитрия, свидетельствуют его современники. Так, И.Т. Посошков отзывается о духовенстве: «Нынешняя паства весьма неисправна... кии пресвитеры и во граде живут, и тии не весьма знают, в чем грех , в чем спасение, и того ради прихожан своих в покаяние не принуждают и как кому жить душеспасительно не наставляют. Токмо тот пресвитер маломальски может прямо отправляти Литургию, кой довольное время в городе при соборе или при разумном пресвитере,... а буде кой не много побыл, то ничего по книгам отправити не может. У нас сельские попы обременены земледельством и того ради не тако пекутся о служении церковном, яко о пашне своей, а паства душевная уже в стороне стала быть... сельские бо пресвитеры – самые люди простые: возрастет он в деревне, деревенские дела и помышляет. Аще же пашни ему не пахать, то гол одну быть» 12 . Святитель Димитрий вопрошал одного из пастырей: «Что тя приведе в чин священнический? Тоже, дабы спасти и инех? Никакоже, но чтобы прокормить жену и домашние... Поискал Иисуса, не для Иисуса, а для хлеба куса» 13 . Неблагополучным было нравственное состояние духовного сословия. В литературных произведениях того времени, народных сказках, песнях, пословицах рассказывалось о проделках священства и монашествующих, высмеивались их жадность, леность и пьянство. Святитель в своих сочинениях и посланиях к пастве не раз указывал на пороки духовенства. Не лучше была и паства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010