Сын Всеволода, Мономах, господствует над всею Русью, сперва из Переяславского своего удела, а потом из Киева; он прикрывает мужеством своим малодушие Великого Князя Святополка и укрощает князей под стенами столицы, жаждущих отмстить ему за жестокое ослепление Василька. Он же созывает дружественные их сеймы в Любече и хочет вновь собрать разъединившуюся державу; но только одно могущественное лице его может одолевать столько браней, готовых возникнуть. Мономах со славою отходит к предкам в путь всея земли, завещавая мир – и возгорается брань; рано следует за ним храбрый сын Мстислав; сильное племя князей Черниговских ищет старейшинства на престоле Киевском, и вот на полтораста лет запылала междоусобная кровавая война между родом Ольговичей и родом Мономаховичей. Исполинское лице сей единокровной рати-, ярко освещенное ее заревом, – Изяслав, внук Мономаха, дважды свергаемый с престола, то силою Ольговичей, то рукою собственного дяди, Долгорукого, и его крепкого сына Боголюбского. Он заслоняет себя призраком другого слабого дяди, Вечеслава, и в силе мужества умирает внезапно на горько добытом престоле; кровь схимника Игоря подмыла престол сей, хотя и невинен в ее пролитии Изяслав; но уже Олеговичи не могут простить ее потомству Мономаха. С его младшим сыном, Долгоруким, падает слава, великого княжения, и Суздаль господствует над Киевом в лице Боголюбского; но еще князья оспаривают друг у друга древнюю столицу и грабят ее богатства. Изяслав Черниговский, на краткое время бывший Великим Князем, хочет опять добыть престол и движет к Киеву орды Половецкие; перейдя под Вышгородом Днепр, он стремится вдоль Оболонья к укрепленному Подолу; жестокие наемники врываются в нижний город, жители верхнего едва отсиделись за своими стенами от напора вражьего. Протекло девять лет и старый Киев испытал ту же участь; одиннадцать Ольговичей по зову Боголюбского идут мстить за его личную обиду брату великого Нзяслава, Мстиславу Киевскому, и, к стыду имени Русского, три дня расхищают древнюю столицу дружины княжеские.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Новгородцы, оскорбленные изменой, собрали ратников по сту человек с пяти концов и эту дружину в числе пяти сот под предводительством храброго и опытного вождя Даньслава Лазутинича отправили за Двину для усмирения и сбора дани 30 . В это же время и Великий Князь Боголюбский отправил рать из 7000 человек, шедшую, вероятно, для сбора дани, а вероятнее для усмирения Двинян и преграждения пути Новгородцам в задвинские области 31 . Обе рати сошлись на Беле-озере, «и сотвориша бой и пособи Бог мужем Новгородским»; Суздальцы были разбиты на голову и бежали со стыдом в свою область, потеряв убитыми и ранеными 1.300 человек; а Новгородцы потеряли, если верить летописцам только пятнадцать 32 . После этой битвы Новгородский вождь Даньслав Лазутинич собрал одну дань на Заволочанех (Двинянах), а другую на Суздальцах и на Рязанцах, или, как говорит летописец «на Суздальских смердех» 33 . В то самое время, как юный Князь Роман с Новгородскою удалью делал молодецкие наезды на Смоленские провинции, грозное ополчение всей России готовилось сокрушить Новгород. Зимою 1170 года явились на помощь Андрею давно ожидаемые им союзники, Князья: Смоленский, Рязанский, Муромский и Торопчане и Полочане и «просто рещи, говорит летописец, вся земля Русская совокупися», так что одних Князей в этом войске было семьдесят два 34 . Уже союзники Великого Князя Суздальского мысленно делили между собою богатые области Новгородские 35 и мысленно располагали как собственностью сокровищами древней столицы Рюрика, готовя Новгороду участь Киева, опустошенного не за долго пред тем временем. Сам Боголюбский по болезни ли, или потому что душа его, охлажденная летами, уже не пылала воинским славолюбием, 36 остался во Владимире; а главное начальство над ратию вверил сыну своему Мстиславу в надежде на его счастье и мужество. Вся Россия с любопытством ожидала следствий необыкновенного предприятия. Тогда же союзное войско, вступив в области Новгородские, предавало все огню и мечу, не щадя ни пола, ни возраста, ни состояния, так что «на расстоянии трех сот верст» неприятели оставили за собою один пепел и трупы 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Его признания в искренней преданности этим ценностям пробивались даже во время чекистских допросов - сквозь вымученные рассуждения о правильности " пролетарского " строя. " Мы, - утверждал, в частности, на допросе 18 ноября 1930 г. Н.М.Троицкий, - признавали монархическое Правительство как носителя Евангельских идей мира и любви и служили ему, поскольку оно отвечало требованиям этих идей " . Одновременно о. Николай заявил, что тогда он был слишком далёк " от мысли, что монархические власти есть только власть капитала и насилия сытых и богатых над бедными " . Известно, что Н.М.Троицкий являлся участником избирательных кампаний в Первую и Вторую Государственные Думы. Так, в период выборов в первое " издание " российского парламента он был включён в список выборщиков от Соединённого Совета ЦНРО, КОРС и " Общества церковных старост и приходских попечителей города Казани " по первому городскому участку. Во время проведения в Казани избирательной кампании во Вторую Государственную Думу Н.М.Троицкий, вместе с такими известными казанскими правыми монархистами, как Н.Н.Галкин-Врасский, Ф.С.Гребеньщиков, В.Ф.Залеский, Н.А.Засецкий, А.Т.Соловьёв, М.А.Тюфилин и другими, вошёл в " Список выборщиков в Государственную Думу от Русских Людей " по " 1-й части " . Необходимо отметить при этом, что деятельность Н.М.Троицкого в местном право-монархическом движении не ограничивалась рамками одного лишь КОРС. Уже 6 мая 1910 г. он был избран председателем Совета Боголюбского отдела " Союза Русского Народа " (СРН), чья деятельность распространялась на Адмиралтейскую и Ягодную слободы Казани. Н.М.Троицкий сменил на этом посту скончавшегося 13 апреля того же года купца А.И.Кукарникова , являвшегося вдохновителем и главной движущей силой Боголюбского отдела СРН. Понимание высокой ответственности за продолжение начатого Андреем Ивановичем важного дела позволило ему, несмотря на вступление местного черносотенного движения в полосу внутренних распрей, сохранить эту " союзническую " организацию и удержать её в лагере " соловьёвцев " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/14/...

«И славен бысть (своей учительностию и добродетельной жизнию) по всей земли той, – продолжает рассказывать о его жизни Пролог, – и, умолением князя и людей града того, возведен бысть на стол епископский и от митрополита поставлен бысть епископом граду Турову». Из всей его, вероятно, многосложной и разнообразной церковно-общественной деятельности, в Прологе, однако же, указывается всего лишь на два факта – на обличение еретика епископа Феодорца и на сношения его с князем Андреем Боголюбским. Но и этих фактов достаточно, чтобы с вероятностью предположить, что он был очень деятелен и принимал живейшее участие в наиболее важных церковных и нецерковных событиях своего времени, волновавших тогдашнее общество... Благоверный великий князь Андрей Юр. Боголюбский, достойный внук Владимира Мономаха , был человек просвещенный, отличавшийся благочестием, воинским мужеством и широким государственно-политическим взглядом. В то время как Южная Русь погибала среди княжеских усобиц, терзаемая своими и внешними врагами 269 , – что так возвышенно-прекрасно описано в «Слове о Полку Игореве» 270 – Андрей Боголюбский, прочно обосновавшись на Севере, колонизовался и устроялся в тамошних местах (Владимиро-Суздальские и Ростовские пределы) и полагал первые камни к будущему величию и могуществу России на началах православия и единодержавия. Тихо и скромно вел он свою работу, и не гремела слава его подвигов в песнях тогдашних певцов-баянов, но последствия показали, что црекрасно понимал он главное зло тогдашнего государственного строя России и необходимость твердого упрочения власти в ее северных владениях, чтобы потом, укрепивши и объединивши власть, положить предел тем бедствиям родной страны, которые оплакивает тот же вдохновенный певец «Слова» и которые происходили от удельных запутанных отношений между южнорусскими князьями. Так и дело лжеепископа Феодора или Феодорца, как в укоризну он был назван, поначалу, несомненно, не было такою «ересью», какой выставлено потом, особенно в повествовании южнорусских летописцев.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

И начинается строительство к ней шоссе. Благодаря появлению такого мотивационного фактора, Московское губернское земство открыло в Павшино в 1874 г. двухклассную земскую школу, принявшую название Мариинской в честь помолвки дочери Государя. Через тридцать с небольшим лет – в 1907 г. – в этой школе, ставшей к тому моменту уже трехклассной, учились 130 детей из Павшина, Гольева и Пенягина. В 1875 г. хозяйкой фабрики Пелагеей Тереховой открывается богадельня, в 1903 г. строится церковно-приходская школа на средства купца В. Синицына. Кстати, потомки Тереховых до сих пор являются прихожанами павшинских храмов. А в 1901 г. около села возникла еще одна мощная транспортная артерия – Виндавская железная дорога (ныне известная, как Рижское направление Московской железной дороги). У Павшина появилась тут же и своя железнодорожная одноименная платформа. К тому моменту в поселении было 205 крестьянских дворов с населением около 900 человек, 7 трактиров и 5 лавок, а местные купцы торговали песком и гравием, и даже сплавным лесом. Появились и серьезные административные единицы – упоминается квартира урядника, подчиненного полицейскому приставу третьего стана Московского уезда. А в 1905 г. выходит в свет исследование храмового комплекса в Павшине, принадлежащее перу известного архивиста Ивана Токмакова. В Павшино особо почиталось празднование Боголюбской иконы, приходящееся на 1 июля. В те годы – заметное событие для округи. Даже из Москвы ехали гости: от священноначалия до прихожан московских храмов. По воспоминаниям прихожан, подводы с духовенством высматривали ребятишки, как воробьи облеплявшие деревья небольшого пролеска, находившегося на месте нынешнего спорткомплекса «Снежком». И при виде гостей передавали друг другу, как по телеграфу, срочную новость, которая долетала до храма, и начинался праздничный перезвон. Но настали годы февральской и октябрьской революций, гражданской войны и борьбы против веры. В конце 1920-середине 30-х гг. в стране советов закрывались многие храмы.

http://sobory.ru/article/?object=22085

В ополчении участвовали: князья Муромские и Рязанские, боявшиеся сильного соседа и совершавшие еще раннее с дружинами Андрея походы на Болгар и Половцев, – князья Смоленские и Полоцкие, Черниговские и Новгородские и, наконец, братья Андрея – Глеб и Всеволод и племянник Мстислав Ростиславович. Вся эта рать обступила Киев и после недолгой осады взяла город в1169 г. на второй недели поста; Мстислав убежал из города, и победители бросились грабить имущество граждан. Не обошлось и без кровопролития: Суздальцы мстили теперь Киевлянам за убиение их родичей в Киеве и после смерти Юрия Долгорукого. Целых три дня продолжался грабеж, город был пожжен и разграблен «и бысть в Киеве», говорит летописец, «стенания и туга, и скорбь неутеш­ная, и слезы непрестанные, сия же вся содеяшася грех наших ради». Андрей Боголюбский не принимал участия в походе, – он не выехал из Владимира и после тор­жественного взятия «на копье и щит» древней столицы великокняжеской. 77 Он отдал ее младшему брату своему Глебу. Это было верхом унижения для Киева: он терял свое значение столичного города и становился в разряд обыкновенных городов, где княжили подручники великого князя. Вместе с тем этот поступок Андрея был знаменательнейшим фактом в истории древней Руси; от него наша история принимала новое течение, с него начинался новый порядок вещей. Это было не про­стое перенесение великокняжеской столицы с одного места на другое, это было провозглашение новых начал госу­дарственной жизни Руси, выработанных Андреем. Завладевши древней столицей великокняжеской и получивши все права великого князя, он мог простирать свою власть почти над целым югом; оставаясь же князем Суздальской земли, он сохранял в своих руках и ту сильную власть князя, которую он создал на севере. Вместе с тем он отделил от места самый титул великого князя и соединенный с этим права, который ранее были неразрывно связаны с Киевским княжением. Прежде князь, добившийся Киева, оставлял свое прежнее княжение родичам, теперь Андрей сосредоточил в одних своих руках сильную власть, как над югом, так и над севером.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

по 1155 год. Он участвует во всех походах Юрия на юге, занимает по приказанию отца княжеские столы близь Киева в Вышгороде, Пересопице (местеч. Волын. губ.) и других местах, чтобы быть всегдашним защитником отца и его интересов, как покорный воле родительской сын, и в течение этого тяжелого времени неоднократно выказывает чудеса личной храбрости в многочисленных битвах и сражениях. Южный летописец особенно подробно и яркими красками изображает битву под г. Луцком в 1150 г., где Андрей Боголюбский отличился своей беззаветной храбростью под стенами этого города пред лицом многочисленных дружин отца своего, дяди Вячеслава и двоюродного брата Владимира Мстиславича, бывшего одним из серьезных противников Юрия Долгорукого. Андрей с братом своим Ростиславом, по приказанию отца своего, первые с полками своими выступили кн. Луцку (Волын. Губ.), где засел враждебный Юрию Владимир Мстиславич. Недалеко от этого города ночью вдруг в войске Андрея между Половцами, союзниками Юрия, произошел переполох: Половцы чего-то испугались и начали разбегаться. Дружина Андрея разбудила его и тоже уговаривала бежать скорее отсюда, говоря: «чего ждешь, княже, уезжай, а то наживешь сором». Но Андрей не был трусом; он остался, не двинувшись с места до утра, и увидавши, что Половцы все разбежались, отступил к Дубно и затем снова отправился к Луцку. Приближаясь к этому городу, он увидел, что осажденные сделали вылазку и решил ударить на Лучан и отрезать их от города. Братья не подозревали его намерения и отстали от него, так как он даже не велел развернуть своего знамени «не величаву бо ему сущу на ратный чин, но похвалы ищущу от Бога», как замечает летописец. Стремительно бросился он с небольшою дружиною на неприятельскую пехоту и в первом же натиске изломал копье свое. Испуганные Лучане побежали назад в город по гребле. Андрей с жаром начал преследовать бегущих, далеко опередил свою дружину и не заметил в увлечении, как очутился один и был немедленно окружен неприятельской толпой. Со стен городских на него посыпался град камней и стрел, конь его уже был ранен двумя уда­рами копья, а какой-то немчин едва не поразил его са­мого рогатиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона об освобождении игумена Феодосия (Чернейкина) от обязанностей наместника мужского монастыря в честь Новомучеников и исповедников Российских города Новосибирска по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Феодосия (Чернейкина) от обязанностей наместника мужского монастыря в честь Новомучеников и исповедников Российских города Новосибирска. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об освобождении игумении Антонии (Шаховцевой) от обязанностей настоятельницы Свято-Успенского Княгинина женского монастыря города Владимира, о назначении ее на должность настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области и о назначении монахини Олимпиады (Хоружей) на должность настоятельницы Свято-Успенского Княгинина женского монастыря города Владимира. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумению Антонию (Шаховцеву) от обязанностей настоятельницы Свято-Успенского Княгинина женского монастыря города Владимира. 2. Назначить игумению Антонию (Шаховцеву) на должность настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. 3. Назначить монахиню Олимпиаду (Хоружую) на должность настоятельницы Свято-Успенского Княгинина женского монастыря города Владимира. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о назначении монахини Феодоры (Трубач) на должность настоятельницы Свято-Благовещенского женского монастыря города Киржача Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Феодору (Трубач) на должность настоятельницы Свято-Благовещенского женского монастыря города Киржача Владимирской области. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии Знаменского женского монастыря в городе Ковров Владимирской области и о назначении монахини Афанасии (Воловик) на должность настоятельницы указанного монастыря. ПОСТАНОВИЛИ:

http://patriarchia.ru/db/text/1434630.ht...

Таким образом, поколение младшего сына Мономахова, Юрия, благодаря поселению его на севере усиливается пред всеми другими поколениями Ярославичей; и в этом усилении является возможность уничтожения родовых отношений между князьями, общего родового владения, является возможность государственного объединения Руси; но какая же судьба предназначена доблестному потомству старшего Мономаховича, Мстислава Великого? Мы видели, что Изяслав Мстиславич и сын его Мстислав потерпели неудачу в борьбе с господствовавшим представлением о старшинстве дядей над племянниками; Мстислав Изяславич по изгнании своем из Киева войсками Боголюбского должен был удовольствоваться одною Волынью, и здесь он сам и потомки его обнаруживают наследственные стремления, обнаруживая притом и наследственные таланты; обстоятельства были благоприятны: Волынь была пограничною русскою областью, в беспрерывных сношениях с западными государствами, где в это время, благодаря различным условиям и столкновениям, родовые княжеские отношения рушатся: в ближайшей Польше духовные сановники рассуждают о преимуществе наследственности в одной нисходящей линии пред общим родовым владением; в Венгрии давно уже говорили, что не хотят знать о правах дядей пред племянниками от старшего брата: все это как нельзя лучше согласовалось с наследственными стремлениями потомков Изяслава Мстиславича; быть может, сначала бессознательные, вынужденные обстоятельствами, эти стремления получают теперь оправдание, освящение и вот, быть может, недаром старший стол на Волыни – Владимир – перешел по смерти Мстислава к сыну его Роману помимо брата: недаром, говорят, Роман увещевал русских князей переменить существовавший порядок вещей на новый, как водилось в других государствах, но князья старой Руси остались глухи к увещанию Романову; их можно было только силою заставить подчиниться новому порядку, и Роман ищет приобрести эту силу, приобретает княжество Галицкое, становится самым могущественным князем на юге, для Южной Руси, следовательно, открывается возможность государственного сосредоточения; все зависит от того, встретит ли потомство старшего Мономахова сына на юго-западе такие же благоприятные для своих стремлений условия и обстоятельства, какие потомство младшего Мономахова сына встретило на севере? Почва Юго-Западной Руси так же ли способна к восприятию нового порядка вещей, как почва Руси Северо-Восточной? История немедленно же дала ответ отрицательный, показавши ясно по смерти Романа галицкие отношения, условия быта Юго-Западной Руси

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Это властное слово могущественного соседа произвело сильное впечатление на Новгородцев: начались частые веча, начались волнения. Новгородцы понимали, что решительно отказать Андрею они не могут, но и выполнить его волю им казалось обидно. Большая часть Новгородцев, ведшая торговлю с Камскими болгарами и имевшая в Двинской земле свои колонии, не хотела ссориться с Андреем Боголюбским, так как он мог нанести громадные убытки их торговле, прекратив доступ Новгородцев к Болгарам и запретив ввоз хлеба из Суздальской области, в котором всего более нуждался Новгород, как делал неоднократно еще отец его Юрий, желая подчинить себе Новгородцев. В это время князем на Новгороде был сын тогдашнего великого князя Киевского Святослава, Ростиславович. Он княжил вместе с братом своим Давыдом, который сидел в Торжке. После долгих споров партия приверженцев Андрея одержала верх. Новгородцы выгнали от себя обоих князей и обратились к Андрею с просьбою, чтобы он дал им князя. Желая сломить их непокорство и своеволие, Андрей решил давать им князей не тех, которых они хотели, а тех, каких пожелает он сам. Он предложил им сначала в князья брата своего Мстислава, зная, что Новгородцы воспротивятся всеми силами против этого князя, так как он уже ранее княжил у них и был ими изгнан. Действительно, Новгородцы не пожелали видеть у себя князем Мстислава. Тогда Андрей дал им в князья племянника своего, сына старшего брата Ростислава – Мстислава Ростиславовича, но уже на таких условиях, на каких он хотел сам – «на всей своей воле». Не прошло и года, как он сам же свел от Новгородцев этого князя, договорился с Киевским князем Ростиславом и посадил на Новгородское княжение опять сына Ростислава Святослава, выговорив себе за это Двинскую дань. Святослав княжил в Новгороде сравнительно долгое время, но затем Новгородцы из-за чего-то не поладили с ним и выгнали его из Новгорода без ведома Андрея и помимо его воли. Андрей Боголюбский послал сказать Новгородцам, что не будет им другого князя, кроме Святослава и оказал помощь последнему для того, чтобы тот занял силою свое княжение («силою местяче»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010