Успенский пост начинается с праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе храма в честь Святой Софии - Премудрости Божией. С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предысхождение Честного Креста». В этот же день установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами. По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника - медовый Спас). 19 августа - Преображение Господне Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея (см.: Мф. 17, 1-6), Марка (см.: Мк. 9, 1-8), Луки (см.: Лк. 9, 28-36). В последний год Своего земного служения Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16, 21). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16, 28).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

4 . К светлым, радостным образам: заря – луна – солнце, добавляется еще один, вызывающий священный страх: Ужас яко вчиненны, или грозная, как полки со знаменами . Св. Церковь – это воинство Христово, вселяющее страх и ужас в противящихся Богу. «По молитве их (христиан, воинов Христовых. – Г.Ф.), поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением». А когда смертью очищена была Церковь от солгавших Духу Святому Анании и Сапфиры, то «великий страх объял всю церковь и всех слышавших это... Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их» ( Деян. 4:31; 5:11.13 ). Суламифь, блистающая как заря, прекрасная, как луна, светлая как солнце подобна апокалиптической «жене, облеченной в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр. 12:1 ), вступившей в грозную брань с«великой блудницей, женой, сидящей на звере багряном, вином блудодеяния своего упоившей народы земли» ( Откр. 17 ). И страшна в этой брани Церковь , грозная, как полки со знаменами . А знамена ее – это знамения Божией благодати. Можно вспомнить икону Божией Матери «Знамение», защитившую новгородцев от грозных полков нападающих, можно вспомнить знамения света, от образов Спаса и Богоматери, даровавших благоверному князю Андрею Боголюбскому победу в сражении с волжскими булгарами (праздник первого Спаса). Кроме того, воинство Церковное состоит не только из праведников на земле, но и из чинов ангельских. Ужас яко вчиненны. Небесные воинства и чины всегда ратоборствуют вместе с земной Церковью против всех сил тьмы века сего. Бл. Феодорит в словах ужас яко вчиненны видит указание на упорядоченность и чинность, присущие Церкви Христовой. «Удивляются же... не токмо свету ея, но и благочинности: ибо ничего нет неустроеннаго, ничего смешаннаго, ничего безпорядочнаго в невесте Господней: поскольку она по правилу действия свои располагает, и жизнь свою как бы по рисунку и образцу препровождает». Чинность и стройность иерархии, благолепие богослужения и каноническое устроение определяют стройность и чинность воинства Христова и наводят ужас на супостата.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сравнительно легко писать о полководце, философе или о политике, поскольку их деятельность проходит на глазах у людей. Другое дело — святой, ибо он живет по принципу: «у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе. И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят на сомнищах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне» (Мф 6:3-6). Жизнь святого проходит при наглухо запертых дверях: добрые дела он совершает так, чтобы их не видели, молится у себя в келье и постится, как заповедано в Евангелии, так, что его окружающие не обращают на это никакого внимания, — в противном случае он уже не святой. Среди первых русских святых в нашей истории заметное место занимает князь Игорь Ольгович (умер в 1147 году), получивший великокняжеский стол от своего брата Всеволода и менее чем через две недели после этого смещенный с него Изяславом, попавший в темницу и затем убитый. В последний год жизни он в качестве заключенного перемешался из монастыря в монастырь и, возможно, был пострижен в монахи. Других фактов источники не сообщают, и тем не менее киевляне в первые же годы после смерти князя-неудачника начинают почитать его как святого. Одним из свидетельств является и то, что его младший брат, Святослав, называет именем покойного князя Игоря своего родившегося на Пасху в 1151 году сына, будущего героя «Слова о полку Игореве». Как политик Игорь Ольгович в историю не вошел, но зато ни Ярослав Мудрый, ни Владимир Мономах, ни Всеволод Большое Гнездо, которые были, казалось бы, того достойны, не были прославлены как святые. Конечно, Игорь был убит, погиб, подобно Борису, Глебу или Андрею Боголюбскому, как мученик и страстотерпец, но в летописях упомянуто множество погибших мученически князей, не причисленных к лику святых. К тому же князь Игорь почитается не как мученик, а как блаженный, то есть не в силу мученической кончины, а за свое житие. В чем проявлялась святость его жития, мы не знаем, но это скорее правило, чем исключение: жизнь святого проходит «втайне», а в результате подвиг его становится известен всем. В этом один из главных парадоксов святости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

С сим согласна притча и Того, Который более Соломона: всяк возносяйся смирится« ( Лук. 18, 14 ). (Филарет, митр. моск.). 154 Благочестивые обычаи наших предков во время военных событий. Отправляясь на брань, князья и их воины призывали на помощь Бога и иногда приобщались св. Христовых таин; в продолжение брани при войсках носимы были св. иконы и кресты; но окончании битв победители приносили Богу торжественные благодарения. I. Так, великий князь Андрей Боголюбский, приготовляясь к борьбе (1164 г.) с волжскими болгарами, велел священникам обносить пред войсками (такого обычая он держался всегда) чудотворную икону Владимирской Богоматери, икону всемилостивого Спаса и честные кресты, и в то время, как все взывали в Богу о помощи, лобызали иконы и кресты, сам князь, а за ним и воины, приобщились св. таин. Когда после этого Господь благословил Боголюбского знаменитою победою над неверными: то прежде всего он поспешил со всею дружиною в иконе Богоматери и все «ударили челом пред св. Богородицею с радостию великою и со слезами, воздавая Ей хвалы и песни». (Полн. Собр. Р. Лет. 1. 161, Ник. Лет. II, 160, Степ. кн. 1, 299). II. В 1170 г. князья русские, выступая соединенными силами против половцев, положились на помощь Божию, на силу честного креста и на молитву св. Богородицы, и после весьма удачного похода в землю половецкую, истребив множество неприятелей, освободив многих пленников русских и стяжав огромные добычи, «похвалили всемилостивого Бога и силу честного креста с радостию великою». (II. Собр. Р. Лет. II. 98; сн. «Ист, рус. церкви», Макария, м. моск., т. III, стр. 265 – 66). 155 Библейские изречения об обязанностях священнослужителей по отношению к верующим. Обязанности священнослужителей по отношению к верующим. а) будет над душами верующих: и тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от меня (Прор. Иезек. XXXIII, 7). – Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно ( Ebp. XIII, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А теперь о возведении храма в честь самого святого Князя Андрея радеет фонд его имени. И уже в ноябре началось строительство временного храма в честь святого Великого Князя Андрея Боголюбского на территории Новой Москвы. В дальнейшем храм будет использоваться на территории храмового комплекса в честь Великого Князя Андрея Боголюбского. В настоящее время настоятелем будущего храма иереем Ильей (Соловьевым) проводится активная работы по ряду вопросов строительства. Фонд Андрея Боголюбского продолжает сбор средств на возведение храма. Именно фонд ходатайствовал о том, чтобы на территории Москвы - престольного града России появился первый храм в честь Андрея Боголюбского. Как сказала удрученно на отчетном вечере вице-президент фонда Елена Гильманова: «Таких храмов в Москве еще не было никогда». А сколько было обито порогов всякого рода учреждений по подготовке документов и решений компетентных органов для начала строительства храма Андрея Боголюбского! Фонд смиренно прошел через многое и вот результат: подобран участок площадью около 3 га в городе Московский для возведения храма; проведен анализ проектов и строительного рынка предлагаемых услуг для определения наиболее интересных предложений. Выбран предварительный проект будущего храма вместимостью около 1500 прихожан. Определены проектная и строительная организации для проведения соответствующих работ. Совместно с настоятелем будущего храма священником Ильей, который уже зарегистрировал Местную религиозную организацию православный Приход Георгиевского храма города Московский, ведется подготовка и оформление разрешительной и проектно-сметной документации. И это далеко не полный перечень той масштабной деятельности, которую во славу Отечества ведет фонд, носящий светлое имя его защитника - святого благоверного Князя Андрея Боголюбского. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/06/...

ПОСТАНОВИЛИ: Принять типовой учебный план семинарии и типовые академический и семинарский уставы с учетом поправок и дополнений, высказанных на заседании Священного Синода. СЛУШАЛИ: Доклад и.о. Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного епископа Верейского Евгения с предложением об изменениях в порядке назначения и утверждения руководящих должностных лиц духовных школ Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Принять следующий порядок назначения: 1. Ректора духовной академии назначает Священный Синод по совместному представлению правящего архиерея и Учебного Комитета. 2. Ректора духовной семинарии назначает Священный Синод по представлению правящего архиерея, согласованному с Учебным Комитетом. 3. Проректора духовной академии назначает правящий архиерей по представлению ректора, согласованному с Учебным Комитетом. 4. Проректора духовной семинарии назначает правящий архиерей по представлению ректора с уведомлением Учебного Комитета. 5. Ректора духовного училища назначает правящий архиерей по согласованию с Учебным Комитетом и утверждает Святейший Патриарх. 6. Проректора духовного училища назначает правящий архиерей по представлению ректора. 7. Ректора Богословского института назначает Священный Синод по совместному представлению правящего архиерея и Учебного Комитета. 8. Проректора Богословского института избирает Ученый Совет и утверждает правящий архиерей. СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об освобождении архимандрита Иеронима (Деркача) от обязанностей наместника Свято-Боголюбского мужского монастыря в связи с его новым послушанием по епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Иеронима (Деркача) от обязанностей наместника Свято-Боголюбского мужского монастыря в п. Боголюбово Суздальского района Владимрской области. СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии на территории действующего с 1991 года Свято-Боголюбского мужского монастыря в пос. Боголюбово Суздальского района Владимирской области — Свято-Боголюбского женского монастыря и о назначении монахини Елены (Богдан) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Боголюбского женского монастыря в пос. Боголюбово Суздальского района Владимирской области. 2. Утвердить монахиню Елену (Богдан) настоятельницей Свято-Боголюбского женского монастыря в пос. Боголюбово Суздальского района Владимирской области. СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа о благословении на восстановление Христорождественского Богородичного женского монастыря в г. Вятские Поляны Вятской епархии и о назначении монахини Антонии (Ульяновой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Христорождественского Богородичного женского монастыря в г. Вятские Поляны Вятской епархии для возрождения в нем монашеской жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/4971864.ht...

Андрей Боголюбский: первый русский «самовластец» Фигура Андрея Юрьевича всегда привлекала всех интересующихся историей людей. Андрей Боголюбский — не просто князь, он веха в истории русской государственности. В его жизни и смерти как в зеркале отразились непростые политические и социальные отношения эпохи. 17 мая, 2013 Фигура Андрея Юрьевича всегда привлекала всех интересующихся историей людей. Андрей Боголюбский — не просто князь, он веха в истории русской государственности. В его жизни и смерти как в зеркале отразились непростые политические и социальные отношения эпохи. …История, отверзая гробы, поднимая мёртвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления, вновь созидая Царства, и представляя воображению века с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия… Н. М. Карамзин В 1934 году в руки сотрудников Института истории феодальных обществ (современный Институт Археологии) был прислан неполный скелет «неизвестного», без бирок и опознавательных знаков, лишь с сопроводительным листом, в котором рентгенологов-антропологов просили провести беспристрастную экспертизу останков и ответить на вопросы: возраст человека, его антропологический тип и главное — отчего и как умер этот человек? Андрей Боголюбский. Реконструкция М.М. Герасимова Такая секретность в исследовании этих с виду непримечательных останков, должна была уберечь учёных от искушения приблизить свои выводы к желаемому результату. Через непродолжительное время пришёл ответ экспертов: перед нами останки мужчины, приблизительно пятидесяти лет, ростом около 170 см. Человек физически сильный, проживший активную жизнь, несмотря на частично сросшиеся шейные позвонки, а также на болезни, выявленные у него (спондилёз и остеохондроз), значительно ограничивающие подвижность этого человека. На основании изучения особенностей эндокринной системы было выдвинуто предположение, что человек был легко раздражителен, возбудим и крайне сильно проявлял свои эмоции, видимо, не стесняясь своей реакции даже на самые незначительные события.

http://pravmir.ru/andrej-bogolyubskij-pe...

Таким образом, со взятием Киева в 1171 году кончилась история самостоятельности этого города, Киев более уже не воскресал, а в след за ним мало по малу покорились Князьям и прочие города Приднепровья; долее всех держались Чернигов и Смоленск; их самостоятельность совершенно уничтожили уже Монголы и Литовские Князья. Чтобы яснее понимать историю самостоятельности Киева, я несколько продолжу историю этого города после его падения. Мстислав Андреевич, предводитель войск Боголюбского, посадил там Князем Глеба Юрьевича, не справляясь с волею граждан. Во время отсутствия Глеба в Суздаль Киевлян опять было пригласили Мстислава Изяславича, который, вошедши в Киев, по прежнему заключил договор с гражданами: «взем ряды с братиею и с Кианы;» но Мстислав не мог уж удержаться в Киеве. А возвратившийся Глеб не думал спрашивать о желании граждан, и всего ждал только от своей дружины и от распоряжений Суздальского Князя, Андрея. В таких же отношениях к Киеву был приемник Глебов, Владимир, и потом Роман Ростиславич, сделавшийся Киевским Князем по воле Андрея Боголюбского. Андрей прислал к Ростилавичам сказать: «Нарекли мя есте собе отцем, а хочу вы добра, а даю Романови, брату вашему, Киев» (Ипат., стр. 107). О согласии граждан тут не было и помину. Точно также в 1174 году Князья, воевавшие под Вышгородом из за владения Киевом, вовсе не заботились спрашивать Киевлян, кого они хотят. Ростиславичи в самом воинском стане уступили Киев Ярославу Изяславичу, тогда как Киевское войско с Михаилом Юрьевичем находилось в стану противников. При вступлении Ярослава в Киев летописец уже не упоминает ни о радости, ни о нерасположении Киевлян: «Вниде Ярослав в Кыев и седе на столе деда своего и отца своего» (Ипат., стр. 110). Святослав Всеволодич напал на него ночью и выгнал из Киева, но, захватив его жену, сына, дружину и имение, возвратился в Чернигов. О сём узнавши Ярослав, немедленно вошел в Киев и, обвиняя Киевлян в измене, «попрода всь Кыев, игумены, и попы, и черньце, и чернице, Латину, и гости, все Кыяны, река им: подвели есте вы на мя Святослава, промышляйте, чим выкупити Княгиню и детя» (Там же). И что же? Порабощенный Киев сносил все несправедливые обвинения и тягостные поборы; Киевляне даже не знали, что отвечать Князю на его обвинения: «Онем же не умеющим, отвещати ему», говорить летопись, тогда как лете за семь ещё ни один Князь не осмелился бы намекнуть Киевлянам об измене, когда они откровенно говорили Князю: «Иди от нас» или: «Приходи после, когда будет твое время, а теперь мы за тебя не бьемся», или: «Ты неугоден нам». Но, кажется, уже довольно противоположностей в сравнении с прежним, независимым, состоянием Киева, а еще не прошло и трех лет после вступлении в Киеве войск Боголюбского в 1171 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Следующее слово было предоставлено В.Н.Ганичеву. Валерий Николаевич отметил личность Андрея Боголюбского как ярчайшую фигуру, рассказав, что в Патриаршей Комиссии по культуре был призыв бороться за наше общее единое славянское прошлое и предложил объединить это с темой и по Андрею Боголюбскому. «Мы подумаем в Союзе писателей как организовать группу, которая об этом могла бы писать. В Союзе писателей уже открыт Шолоховский центр и центр Федора Ушакова». В конце выступления Валерий Николаевич добавил, что следует приобщить молодое поколение к мысли о державной личности Андрея Боголюбского. Зураб Михайлович Чавчавадзе выразил благодарность за приглашение в ПС и поздравления о начале активной деятельности Фонда. Он также поддержал идею издании художественно-документального произведения, посвященного жизни князя Андрея и просил содействия Ганичева В.Н. Зураб Михайлович оценил, что некоторые проекты требуют серьезного финансирования, и взял на себя проработку по двум вопросам: строительство памятника в Москве и создания кадетского корпуса в Ярославской области. Данные вопросы коррелируются с текущей деятельностью, проводимые Фондом Василия Великого, президентом которого Зураб Михайлович и является. Председатель ПС Фонда АБ Макеев поблагодарил Зураба Михайловича за будущее содействие и выразил надежду на положительный исход дела. Далее слово было предоставлено Татьяне Николаевне Москалькой. Она отметила, что нужно поднимать уровень духовности во власти. «Разрушается нравственный стержень молодежи, исчезает русский язык в странах СНГ» и единственная основа, способная остановить все это - Православная вера, объединяющая и дающая веру в будущее - радостную и утверждающую». Татьяна Николаевна также поблагодарила за приглашение в ПС Фонда и выразила готовность помощи по разделу программы Фонда «Святой покровитель православной политики». Слово было предоставлено генералу-майору в отставке, ветерану ВОВ Анатолию Дмитриевичу Клепикову. Он отметил, что празднования 900-летия проходили в основном на Владимирской земле, и что нужно приложить усилия, чтобы имя князя Боголюбского возносили по всей России. Нужно продолжать работу по укреплению соединения славянских стран России- Украины -Белоруссии и российской государственности.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/01/...

Жену свою любите, но не давайте ей власти над собою. В заключение всего имейте страх Божий. Добрых знаний, которые имеете, не забывайте; при том учитесь тому, чего не знаете, как мой отец, который, сидя дома, знал пять языков, и была ему за то честь от других народов. Леность – мать всякого зла; она заставит забыть известное и не научит новому; привыкнув же делать добро, человек не будет ленив ни в каком добром деле. Да не застанет вас солнце в постели; так жил мой блаженный отец и все совершенные мужи. Утром он воздавал Богу хвалу; а потом, при восходе солнца, прославлял Господа с радостию; затем он садился думать с дружиною или творить суд, ехал на охоту или чтобы проехаться; ложился спать, ибо от Бога присуждено спать в полдень: в это время почивает и зверь, и птица, и человек». Рассказав затем о своих подвигах во время походов и на охоте, Владимир Мономах в заключение всего обращался к своим детям и ко всем читателям своего поучения с таким наставлением. «Прочитав это писание», – говорил он, – «постарайтесь быть прилежными в добре, славя Бога со святыми Его. Не бойтесь, дети, смерти ни от войны, ни от зверя, но творите мужеское дело, как Бог подает. Я ведь, тоже был в опасности и в битвах, и на охотах, падал с коня; но никто не убьет вас и не повредит вам, если не будет на то воли Господней; но коль скоро от Бога назначено будет умереть, то ни отец, ни мать, ни братья спасти ни смогут. Отеческое наблюдение хорошо, но Божие еще лучше“. Андрей Боголюбский. Другим замечательнейшим, после Владимира Мономаха , князем земли русской во время уделов был Андрей Боголюбский. Если Владимир Мономах оставил по себе память князя миротворца, то Андрей Боголюбский прославился особенно тем, что положил на Руси основание твердой единодержавной княжеской власти и перенес столицу русского государства с юга на северо-восток России, из Киева в свой родной город – Владимир на Клязьме. Андрей Боголюбский был князем владимиро-суздальской области. Эта отдаленная, окраинная страна долго находилась в таком пренебрежении среди русских удельных князей, что никто из них не желал брать ее в управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010