Апия – древнейшее название Пелопоннеса. Матерь – мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, дочь “морского старца” Нерея (см. стих 358). Разрушили сонм – распустили собрание. Менетий – один из аргонавтов, отец Патрокла, который по имени отца часто называется в “Илиаде” Менетиад, Менетид. Талфибий – вестник Агамемнона, позже – воспитатель его сына Ореста. Еврибат (Эврибат) – глашатай Одиссея, сопутствовавший ему в походе под Трою. Глашатаи, вестники бога . – Глашатай и вестник находились под особым покровительством богов и были неприкосновенны. Патрокл – ближайший друг Ахиллеса, последовавший за ним под Трою и павший от руки Гектора. Нерей – “морской старец”, сын Понта-моря и Геи-земли. Фивы – город в Троаде, у подножья горы Плака, родина Андромахи; был разорен Ахиллесом. Фивы, град Этионов . – Имеются в виду не египетские Фивы и не Фивы в Беотии, а город в Малой Азии. Афина Паллада – дочь Зевса, родившаяся из его головы. Богиня-воительница, вечно девственная богиня мудрости, покровительница ткачества. Ее постоянный эпитет – “светлоокая”, точнее, “совоокая” – свидетельствует о том, что в глубочайшей древности богиню представляли в виде совы, которая позже стала ее священным животным. Бриарей – сторукий великан огромной силы, сын Геи-земли и Урана-неба. Пергамляне – троянцы. Фетида – дочь морского старца Нерея (нереида), жена Пелея, мать Ахиллеса. На ее свадьбе и произошел спор трех богинь из-за “яблока раздора”. Океан – река, вечно бегущая по кругу и обтекающая земной диск. За Океаном находится потусторонний мир. Кончив молитву, ячменем и солью осыпали жертвы . – Гомер описывает порядок жертвоприношения: ячменной мукой и солью посыпали головы жертв. Пир учредили . – По представлениям греков, жертвоприношение – совместная трапеза бога и жертвующих. И, высоко, на песке, подкативши огромные бревна . – Это делалось для того, чтобы не подгнивало дно судна. … быстро обнявши колена . – Прикосновение к коленям и к подбородку – жест, выражающий мольбу. Кронион – “сын Крона”, то есть Зевс.

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/

Он уже древле меня, побужденного сердцем на помощь, Ринул, за ногу схватив, и низвергнул с небесного прага: Несся стремглав я весь день и с закатом блестящего солнца Пал на божественный Лемнос , едва сохранивший дыханье. Там синтийские мужи меня дружелюбно прияли”. 595 Рек; улыбнулась богиня, лилейнораменная Гера, И с улыбкой от сына блистательный кубок прияла. Он и другим небожителям, с правой страны начиная, Сладостный нектар подносит, черпая кубком из чаши. Смех несказанный воздвигли блаженные жители неба, 600 Видя, как с кубком Гефест по чертогу вокруг суетится. Так во весь день до зашествия солнца блаженные боги Все пировали, сердца услаждая на пиршестве общем Звуками лиры прекрасной, бряцавшей в руках Аполлона, Пением Муз , отвечавших бряцанию сладостным гласом. 605 Но, когда закатился свет блистательный солнца, Боги, желая почить, уклонилися каждый в обитель, Где небожителю каждому дом на холмистом Олимпе Мудрый Гефест хромоногий по замыслам творческим создал. Зевс к одру своему отошел, олимпийский блистатель, 610 Где и всегда почивал, как сон посещал его сладкий; Там он, восшедши, почил, и при нем златотронная Гера. 615 Богиня – здесь: Муза. Ахиллес (Ахилл) – главный герой Троянской войны, сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии. Величайший из греческих героев; он совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит стрелой Париса, которую Аполлон направил в единственное уязвимое место на теле Ахиллеса – в пятку (отсюда выражение “ахиллесова пята”). Пелей – сын Эака, царь мирмидонян. Ему в жены отдали дочь морского старца Нерея Фетиду. На их свадьбе присутствовали все боги, кроме богини раздора Эриды. Обидевшись, Эрида бросила на стол во время свадьбы золотое яблоко с надписью “прекраснейшей”. Из-за этого яблока поспорили три богини: Гера, Афина и Афродита. Сын троянского царя Парис, к которому они обратились за решением, отдал предпочтение Афродите, обещавшей ему любовь самой красивой женщины. Исполняя это обещание, богиня помогла Парису похитить Елену, из-за чего началась Троянская война. У Пелея и Фетиды родился Ахиллес (или Пелид, то есть сын Пелея).

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/

155 В гроте глубоком, желанью ее непокорный желаньем. Дни же свои проводил он, сидя на прибрежном утесе, Горем, и плачем, и вздохами душу питая и очи, Полные слез, обратив на пустыню бесплодного моря. Близко к нему подошедши, сказала могучая нимфа: 160 “Слезы отри, злополучный, и боле не трать в сокрушенье Сладостной жизни: тебя отпустить благосклонно хочу я. Бревен больших нарубив топором медноострым и в крепкий Плот их связав, по краям утверди ты перила на толстых Брусьях, чтоб по морю темному плыть безопаснее было. 165 Хлебом, водой и вином пурпуровым снабжу изобильно Я на дорогу тебя, чтоб и голод и жажду легко ты Мог утолять; и одежды я дам; и пошлю за тобою Ветер попутный, чтоб милой отчизны своей ты достигнул, Если угодно богам, беспредельного неба владыкам, – 170 Мне же ни разумом с ними, ни властью равняться не можно”. Так говорила она. Одиссей, постоянный в бедах, содрогнулся; Голос возвысив, он бросил богине крылатое слово: “В мыслях твоих не отъезд мой, а нечто иное, богиня; Как же могу переплыть на плоту я широкую бездну 175 Страшного, бурного моря, когда и корабль быстроходный Редко по ней пробегает с Зевесовым ветром попутным? Нет, против воли твоей не взойду я на плот ненадежный Прежде, покуда сама ты, богиня, не дашь мне великой Клятвы, что мне никакого вреда не замыслила ныне”. 180 Так говорил он. Калипсо, богиня богинь, улыбнулась; Щеки ему потрепавши рукою, она отвечала: “Правду сказать, ты хитрец, и чрезмерно твой ум осторожен; Странное слово, однако, ответствуя мне, произнес ты. Но я клянусь и землей плодоносной, и небом великим, 185 Стикса подземной водою клянусь, ненарушимой, страшной Клятвой, которой и боги не могут изречь без боязни, В том, что тебе никакого вреда не замыслила ныне, Нет, я советую то, что сама для себя избрала бы, Если б в таком же была, как и ты, затрудненье великом; 190 Правда святая и мне дорога; не железное, верь мне, Бьется в груди у меня, а горячее, нежное сердце”. Кончив, богиня богинь впереди Одиссея поспешным Шагом пошла, и поспешно пошел Одиссей за богиней.

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

Без малейшей опаски, она вошла и села, чтобы начать праздничную трапезу, но, о ужас! запах пренесносный, и новое платье все испачкано! Огорченная до глубины души, богиня солнца ушла в пещеру и затворилась навсегда. Можно себе представить, что сталось с несчастным миром: все погрузилось во мрак; ни дня, ни ночи; все бродят ощупью. Боги думали было, что Аматерасу посердится и выйдет. Не тут-то было! Она не на шутку рассердилась. Боги были не глупы, знали чем выманить свою любимицу. Они собрались у входа пещеры, насадили зеленых деревьев и увешали их разными прелестями, заманчивыми для женского глаза, как-то: зеркалом, ожерельями; тут же посадили петуха; заставили его петь, а сами ударили плясовую. Не вытерпела богиня, отодвинула камень, чтобы взглянуть в отверстие; но в ту же минуту рука ее очутилась в сильных дланях бога силы, который заранее поставлен был на страже у входа; как ни упиралась богиня, но была вытащена; тут ее окружили соломенною веревкой, пристали с просьбой: «не уходи, не уходи опять!» и тут же обещались примерно наказать негодяя Сосано. Аматерасу не заставила себя долго упрашивать, и вот мир до сих пор наслаждается солнечным светом. А Сосано пришлось плохо: ему скрутили руки назад, выщипали ему длинную бороду и сбросили с неба. Он, впрочем, не потерялся и на земле. Он упал в теперешнюю провинцию Идзумо 30 ; здесь набрел на плачущих старика и старуху; при вопросе, о чем плачут, они объяснили, что семиголовый змей переел всех их детей: теперь очередь за последнею дочерью. Сосано обещался убить змея, если они потом отдадут за него дочь; старики с радостию согласились. Тогда Сосано велел построить семь шалашей и в каждый поставить по бочке вина, а сам спрятался и стал ждать; змей пришел, ощутил запах вина, вложил в каждый шалаш по голове и натянулся допьяна, так что заснул. Тогда Сосано стал рубить его в куски; когда дошел до хвоста, его сабля, при ударе, зазубрилась; он осмотрел хвост внимательней и нашел в нем саблю, которую и препроводил в подарок сестре Аматерасу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Вот образцы молитв: „Нинкаррак (сиппарская Гула), возвышенная богиня, призри с милостью на дело моих рук. Милосердие с твоих уст, да снизойдет с твоих уст; долгую жизнь, могущество, здоровье и радость ниспошли мне как дар“. „Дальше дни, долгие годы, могучее оружие, долгую жизнь, многие дни славы, господство над царями даруй владыке, царю, который принес этот дар своим богам. Даруй его царству жителей в великом бесчисленном множестве! Да принадлежит ему владычество над царями, господство над народами, пусть достигнет он великой старости“. Вот гимн Шамасу. „Ты дал праведный закон человечеству, вечно справедлив ты на небе, верен твой суд о всем, что в мире. Ты знаешь, что право и что неправо. Шамас! Ты утвердил правду на их (?) выях. Что несправедливо то ты уничтожил (?). Шамас, сотрудник Ану и Бела ты. Шамас! Высший владыка неба и земли ты“. В покаянных псалмах содержится раскаяние в совершенных грехах и мольба об их прощении. „Грехи, которые совершил я, прости. Несправедливости, которые я творил, пусть развеет ветер. Разорви мои многочисленные прегрешения, как одежду. О мой бог! Мои грехи в семью семь времен (содеянные) прости мне. Моя богиня! Мои грехи в семью семь времен (содеянные) прости мне. Ведомый или неведомый бог! Мои грехи в семью семь времен (содеянные), прости мне мои грехи. Ведомая или неведомая богиня! Мои грехи в семью семь времен (содеянные), прости мне мои грехи. Прости мне мои грехи, и я смиренно преклонюсь пред тобою. Да будет сердце твое милостиво (довольно), как сердце матери, которая родила дитя. Да будет сердце твое милостиво, как сердце матери, которая родила дитя, как сердце отца, у которого родился ребенок“. „Кто не страшится бога своего, тот срезывается, как тростник. Кто не почитает Истар, тот изнемогает телесно. Как звезда ночи (при рассвете) теряет он свой блеск. Он исчезает, как влага ночи. О, Бел! Много моих прегрешений, велики грехи мои. Бел в гневе своего сердца покрыл меня позором. Бог в строгости своего сердца осилил меня. Истар сошла на меня, послала мне тяжкое горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

По-видимому самым древним и общим типом земли, как божества, была богиня Гея ( Γ), что и значит «земля»; имя этого божества вполне отвечает тому древнему пеласгическому воззрению, которое Геродот характеризует временем безыменных богов, т. е. богов еще совершенно слитых с явлениями природы и неопределившихся в своих свойствах 1822 . Гея заключала под собой безразлично все, что вмещала в себе земля, и что совершалось на её поверхности, и в этом смысле называлась всеобщей матерью ( πντων μτηρ) и всеобщей питательницей 1823 . Она же была богиней смерти и преисподней, которая в её недрах. Словом, это олицетворение самого тела земли, как планеты, без различения земной поверхности и происходящих на ней явлений от предполагаемой таинственной жизни в её глубинах. Она одинаково признавалась и богиней рождения и питания, и богиней таинственного вдохновения, и наконец богиней смерти. Все другие хтонические боги и богини служили частнейшим выражением явлений в жизни земли. При них Гея почти теряла значение и становилась на второй план, хотя всегда являлась вместе и рядом с ними 1824 . Изображалась она то под видом самого тела земли, окруженного явлениями неба и воздуха, то в образе матери, кормилицы детей 1825 . Первая из частных форм в общем понятии о богине земли есть Деметра, т. е. Геметра ( γ μ τηρ) 1826 , земля-мать, или земля в смысле начала рождающего и питающего. Это та же земля (черная, μελανα), но не в общем, а в специальном значении богини земледелия и культуры. Это божество также очень древнее и у пеласгов «черная» богиня представлялась под видом лошадиной головы с гривой, окруженной змеями и дикими животными: грубый символ плодородия 1827 . Она называлась также владычицей ( δσποινα) и иногда смешивалась с Дионой, женою Зевса додонского, т. е. с богиней, имя которой происходит от имени Зевса, как начала оплодотворяющего, рождающего, творческого 1828 . У Гомера она носит тот же тип главнейшего из божеств земли, как силы производительной; её эпитет καρποφρος аллегорически указывает на это свойство. Повсюду в Греции мифы о Деметре связаны были с представлением о земледелии и его изобретении 1829 . Вместе с этим богиня плодородия естественно стала и богиней культуры и гражданского порядка. В этом смысле ей усвоено характеристическое имя θεσμοφρος, т. е. учредительницы известных θεσμο – положений, законов, касающихся социальной жизни, преимущественно же брака, а затем и вообще культуры 1830 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

—508— христианском воззрении м. Екатерины. Более глубоко и продолжительно увлекалась Евгения Борисовна литературой. Некоторое время она и духовно и материально жила литературными трудами. На этой почве она имела много знакомств с Тургеневым, E. Тур, Маркевичем, Аксаковыми. С И.С. Тургеневым она познакомилась в Париже. Читала ему свои литературные произведения, слушала его замечания и суждения; беседы с ним выступали и за пределы собственно литературных интересов. Мне бы хотелось представить себе, в каком направлении влиял И.С. Тургенев на Евгению Борисовку... Я перечитал страницы из сочинений его, относящихся ко времени знакомства с ним Евгении Борисовны. К этому времени принадлежит его стихотворение в прозе „Нимфы». Кто не знает этих чудных строк?.. „По всему широкому полукружию зеленых гор прокатился дружный хохот, поднялся радостный говор и плеск. Пан воскрес! Шумели молодые голоса. Все там, впереди, внезапно засмеялось, ярче солнца в вышине, игривее ручьев, болтавших под травою. Послышался торопливый топот легких шагов, сквозь зеленую чащу замелькала мраморная белизна волнистых туник, живая алость обнаженных тел... То нимфы, нимфы, дриады, вакханки бежали с высот в равнину... Они разом показались по всем опушкам. Локоны вьются по божественным головам, стройные руки поднимают венки и тиманы – и смех, сверкающий, олимпийский смех, бежит и катится вместе с ними... Впереди несется богиня. Она выше и прекраснее всех, – колчан за плечами, в руках лук, на поднятых кудрях серебристый серп луны... Это Диана. Но вдруг богиня остановилась... и тотчас вслед за нею остановились все нимфы. Звонкий смех замер. Я видел, как лицо внезапно онемевшей богини покрылось смертельно бледностью; я видел, как окаменели её ноги; как невыразимы ужас разверз её уста, расширил глаза, устремленные вдаль... Что она увидела? Куда глядела она? Я обернулся в ту сторону, куда она глядела... На самом краю неба, за низкой чертою поле, горел огненной точкой золотой крест на белой колокольне христианской церкви... Этот крест увидала богиня. Я слышал за собою неровный, длинный

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДА древнеегип. богиня, одна из центральных фигур пантеона. Входила в состав гелиопольской Эннеады - Девятки главных богов. Этимология имени И. неясна. Согласно наиболее распространенной гипотезе, предложенной нем. египтологом К. Зете, имя И. истолковывается так же, как иероглиф,- «место» или «трон», персонификацией которого является богиня. Однако против этой гипотезы свидетельствует тот факт, что связь И. с троном почти не отражена в текстах. И.- героиня неск. мифов, главный из них, осирический мир, сохранился в основном благодаря греч. авторам Плутарху и Диодору Сицилийскому. Согласно мифической генеалогии, И. была дочерью Нут (богини неба) и Геба (бога земли), сестрой Осириса , Сета и Нефтиды. Став супругой своего брата Осириса, она на короткий срок возродила мужа к жизни, после того как Сет, претендовавший на власть над Египтом, где царствовал Осирис, обманул и убил брата и разбросал его останки по всей стране. И. собрала их и магическим образом воссоединила, а затем зачала от Осириса сына Гора , к-рому было суждено победить Сета, отомстить за отца и принять власть над Египтом. И. вырастила Гора втайне от Сета в болотах дельты Нила и помогла ему победить на суде богов, решавших, кто будет править Египтом - брат или сын Осириса. Плутарх в основном воспроизводит событийную канву мифа, а Диодор Сицилийский делает акцент на культуртрегерских функциях И. и Осириса, сообщая, что И. нашла зерна пшеницы и ячменя, а Осирис придумал способ их обработки. Согласно Диодору, И. также учредила культ Осириса во всех егип. номах: она изготовила антропоморфные изваяния Осириса для каждой найденной части его тела и втайне сообщила жрецам каждого нома, что именно у них она погребает супруга. Так традиция объясняла существование культовых центров Осириса (Осирейонов) в разных номах. В егип. источниках связное изложение мифа об Осирисе отсутствует, содержатся лишь обрывочные сведения о различных обстоятельствах, сопровождавших гибель Осириса, о поисках И. и ее роли в борьбе между Гором и Сетом. Из надписей на магических стелах известно, что после гибели Осириса И. и Нефтида ткали для него саван в уделе Сета. Затем И. в сопровождении 7 волшебных скорпионов тайно отправилась в Н. Египет. Ей отказала в приюте богатая женщина, и богиня остановилась в доме бедной. Один из скорпионов ужалил сына богатой женщины, и та молилась И. о помощи. И. исцелила ее сына, и мать щедро наградила целительницу. Это один из вариантов мифа, лежавшего в основе представлений о магической силе И.

http://pravenc.ru/text/674868.html

Перейдем теперь к мифологическому представлению творения мира у японцев, как об этом сообщается в основе учения шинтоистов. Изанаги и Изанами – брат и сестра, выступая в качестве богов, становятся на небесный мост, берут в руки по копью из драгоценных камней, чтоб погрузить их в хаос, представляемый в виде пенистой массы. Из стекающей с копья массы возникает первый остров, Изанаги и Изанами спускаются на него, создают остальные острова архипелага и большое число богов. При рождении бога огня Изанами умирает. Она опускается в ад (йоми), а Изанаги следует за ней, чтобы привести ее обратно на свет Божий. Изанами готова следовать за ним, но должна посоветоваться с богами ада. В нетерпении Изанаги бросается при свете факела в ад, но к ужасу своему не находит там ничего, кроме гнилой массы, в середине которой сидят семь богов грома. В испуге он бежит назад, его преследует отвратительная богиня подземного мира. Желая избавиться от нее, он принужден бросать разные предметы, бывшие при нем, дабы отвлечь ее внимание, и таким путем ему удается выйти наверх, После этого возникают три божества Аматерас-оками, божество солнца, бог луны и Сусаноо. Между этими тремя божествами творец делит власть над плоскостью неба, над ночью и океаном. Далее много рассказывается о поведении Сусаноо, не вступающим во власть над океаном, по отношению к сестре его, богине солнца. Он пугает ее в ее чертоге, богиня ранит себя от испуга ткацким станком и уходит в небесную пещеру, отчего наступает полный мрак. Перед пещерой собираются миллиарды богов, чтоб снова вызвать богиню солнца из пещеры. Приносятся ей подарки в виде петуха, дерева сакаки, на ветвях которого навешаны драгоценные камни, большое зеркало и материя из пенки и шелка, как примирительная жертва. Поручают одному божеству прочитать молитву. Зажигают кроме того огонь (ниваби, первобытный огонь). В конце концов богиня солнца выходит и занимает свое место, а Сусаноо изгоняется с земли. Внук божества солнца спускается на землю (на вершину горы Такачихо, на юго-западе от Киушу). По легенде он сперва получает меч, вынутый Сусаноо из змеиного хвоста, драгоценные камни и зеркало, которое в символическом изображении солнечного затмения извлекло божество солнца из пещеры. Предметы эти отныне считаются императорскими регалиями. Через четырнадцать столетий – первый правитель Ниппон Джимму – Тенно является никем иным как потомком этого внука божества солнца, от которого держит свой род царствующий дом Ниппон. Однако считается, что в провинции Иэумо до сих пор живут потомки изгнанного с земли Сусаноо.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕДИЙСКАЯ [ВЕДИЧЕСКАЯ] РЕЛИГИЯ религия индоарийских племен, принесенная в Индию в сер. II тыс. до Р. Х. и развивавшаяся в течение последующего тысячелетия под влиянием местных культур; один из ранних истоков индуизма . Реконструируется в основном по текстам Вед , в особенности по гимнам Ригведы, большая часть к-рых представляет собой обращения к различным богам. Мифология Пантеон Ригведы, восходящий к индоевроп., насчитывает, согласно традиции, 33 персонажа (хотя в действительности их больше), его состав отличается сложностью и не поддается всеобъемлющей классификации. Происхождение большинства богов связано с обожествлением космоса, природы и стихийных явлений. Так, существуют Дьяус (бог неба), Притхиви (богиня земли), Сурья и др. солнечные боги; Агни (огонь), Ушас (богиня утренней зари), Рудра (бог, олицетворяющий разрушительную силу грозы), Ваю (бог ветра), маруты (боги бури), Сарасвати (персонифицированная река) и др. Но есть и боги, олицетворяющие абстрактные понятия: Арьяман (гостеприимство), Бхага (благая доля), Шраддха (вера), Вач (богиня речи); есть боги - ремесленники и демиурги (Тваштар, Вишвакарман), боги, тесно связанные с ритуалом: Сома (олицетворение жертвенного напитка), Брихаспати (бог-жрец), Агни (в значении бога ритуального огня) и т. д. Из гимнов Ригведы, обращенных к богам, большая часть посвящена Индре , к-рый почитается как воин и царь богов. С ним связан важный ведийский миф об убиении Вритры - дракона, олицетворяющего безжизненный, инертный изначальный хаос. Убив Вритру, Индра расколол скалу, на к-рой тот лежал, и выпустил из нее солнце, воды рек, коров и проч. (вариант индоевроп. драконоборческого мифа). Его деяние имело космогоническое значение, т. к. сразу же были установлены трехчастная структура мира (небо, земля, атмосфера), мировая ось и мировой порядок ( рита ). Небытие (асат) стало бытием (сат), хаос сменился структурой. В этом контексте в Ригведе появляется Вишну , пока еще второстепенный, но играющий важную роль в ведийской космогонии персонаж. Совершаемые им 3 шага по вселенной интерпретируются как укрепление ее единства и целокупности.

http://pravenc.ru/text/150019.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010