84 Юпитер — верховное божество римлян. 85 Божество Сул неизвестно. Очевидно, на самом деле это — богиня Суль, действительно отождествлявшаяся с Минервой — римской богиней мудрости. 86 В греческой мифологии Ариадна, покинутая Тезеем, стала женой бога вина Диониса. Пузатый старик Силен — один из спутников Диониса. О каком произведении Беллока идет речь, неясно. 87 Конт Огюст (1798—1857) — французский философ, основоположник позитивизма и западноевропейской социологии. Социология у Конта выступает как позитивная мораль общества, призванная заменить индивидуальную нравственность. На этой основе Конт хотел создать «религию человечества». 88 Неслияннои нераздельно — слова Символа Веры о двух природах Христа. 89 Теизм признает потусторонность и в то же время непрекращающуюся активность Бога. 90 Тяга к странствиям (нем.). 91 Имя божества Атакохана неизвестно. Отвечая на критику, Честертон писал, что это индейское божество, а не австралийское, как можно вывести из текста. 92 Творец неба и земли, видимого и невидимого — аллюзия на слова Символа Веры: «Верую в Творца Неба и Земли, видимым же всех и невидимым». 93 Имя сельского и лесного божества Пана созвучно греческому слову «пан» — все; имя «Юпитер» возводится к латинскому «патер» — отец. 94 Деметра — греческая богиня плодородия, отождествлявшаяся с Матерью-Землей. 95 Кибела — греческая богиня фригийского происхождения, Великая Мать богов. 96 Миф об Уране и Сатурне — Уран (Небо) — верховное божество греков. Гея (Земля) была женой Урана. Их сын (Кронос, в римской мифологии Сатурн) оскопил отца и лишил его власти. 97 Гуд Томас (1799—1845) — английский поэт. 98 …пророк видел Господа сзади — по Библии, Моисей просил Господа показать ему Свое Лицо. Тот ответил, что никто не может узреть Бога и остаться в живых. Чтобы хоть отчасти исполнить просьбу Моисея, Бог показал ему спину. (Исх., XXXIII—XXXIV). 99 Греческий философ Сократ (470—399 до н. э.) был казнен по приговору афинского суда — его обвинили в безбожии. Честертон приводит слова Сократа, сохраненные его великим учеником Платоном в «Апологии Сократа».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Другими, чуть менее важными, но всё-таки достаточно значимыми празднествами в Элладе были Пифийские игры , проходившие в Дельфах. В отличие от Олимпийских состязаний в Дельфах соревновались не в физической ловкости и силе, а в красноречии, музыкальности и мудрости. Здесь состязались философы, музыканты-кифареды, драматурги и танцоры. Проводились раз в четыре года. Истмийские игры в Коринфе в честь Посейдона, проводившиеся раз в два года, состояли как из атлетических соревнований, так и из состязаний в изящных искусствах. §4 Космологические представления древних греков Греческая мифология знает несколько мифов о творении мира. Назовём некоторые из них. Пеласгический миф Появлению этого мифа мы обязаны пеласгам – древнейшему догреческому индоевропейскому населению Греции 555 . Миф сохранялся вплоть до классического периода, что говорит, несомненно, о преемственности космологических представлений эпохи неолита. Так, например, ещё Асий Самосский (700 г. до н. э.) и Павсаний – писатель и географ II в. – в соответствии с этим мифом полагали, что первым человеком на земле был Пеласг. Миф раздроблен и известен в виде отрывков 556 . До сотворения мира Эвринома – богиня всего сущего – поднялась обнажённой из Хаоса и увидела, что ей не на что опереться. Первое, что она сделала, было отделение неба от моря. Затем богиня начала танцевать над морскими волнами. Танцуя, она продвигалась к югу, и за её спиной рождался ветер. Обернувшись, Эвринома схватила северный ветер, сжала его в ладонях, – и перед ней предстал великий змей Офион . Богиня продолжала увлечённо танцевать, и в Офионе пробудилось желание обладать ей, после чего он обвил её, чтобы вступить с ней в союз 557 . Так Эвринома зачала дитя. Затем, превратившись в голубку, Эвринома села на волны и по прошествии времени снесла Мировое яйцо. По просьбе богини Офион обернулся семь раз вокруг яйца и стал высиживать его, пока яйцо не раскололось надвое. Из яйца появилось всё сущее: солнце, луна, планеты, звёзды, земля, горы, реки, деревья, травы и вообще все живые существа 558 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Помимо локальных богов существовали божества, к-рые олицетворяли абстрактные понятия и природу: Маат - богиня истины и миропорядка, Геб - бог земли, Нут - богиня неба, Хапи - бог разлива Нила и др. В неск. центрах - Гелиополе, Мемфисе, Гермополе, Фивах - были созданы теогонии и космогонии, в основу к-рых был положен исконный для данного центра культ. Местных вариантов теогоний и космогоний в Е. было гораздо больше, однако они либо никогда не оформлялись в системы, либо сохранились лишь в виде разрозненных упоминаний и косвенных свидетельств. Так, на о-ве Элефантина демиургом считался почитавшийся там бог Хнум, создавший людей на гончарном круге, в Файюме - бог Себек, в Гераклеополе - Херишеф, в Саисе - богиня Нейт и т. д. Вместе с тем существовали и локальные боги, к-рые, по-видимому, никогда не выступали в роли демиургов: Анубис, Упуаут, Немти, Анджети, Бастет и др. В Е. было распространено обожествление священных предметов и частей тела. Они выступали как самостоятельные сущности. Самостоятельными божествами в составе нек-рых констелляций были короны Верхнего и Нижнего Е., Око Ра, Око Гора, Длани Атума и др. При этом одна и та же обожествляемая сущность интерпретировалась по-разному: напр., существовало представление о 2 порогах, через к-рые проходит солнце,- в месте восхода и в месте заката. Магические тексты поясняют, что эти пороги служили препятствием, не позволявшим ядовитым гадам подняться на небо. Они мыслились как горы, как 2 льва Акера, а также как Длани Акера. Иногда в качестве единого божества выступала совокупность неск. сущностей: так, в Гелиополе был культ «душ Гелиополя» - 3 Ба (об этом понятии см. разд. «Заупокойный культ и представления о загробной жизни»), к-рые принадлежали Атуму-Ра, Шу и Тефнут, но рассматривались как единое божество, почитавшееся в облике сфинкса. Существовали также локальные ипостаси одного и того же бога. Культ Гора известен в Гиераконполе, Эдфу, Ком-Омбо и др. верхнеегип. центрах. Амон почитался не только в Фивах, но и в Леонтополе, Мемфисе, Абидосе, оазисе Сива и др.

http://pravenc.ru/text/189507.html

Дни же свои проводил он, сидя на прибрежном утесе, Горем, и плачем, и вздохами душу питая и очи, Полные слез, обратив на пустыню бесплодного моря. Близко к нему подошедши, сказала могучая нимфа: 160 “Слезы отри, злополучный, и боле не трать в сокрушенье Сладостной жизни: тебя отпустить благосклонно хочу я. Бревен больших нарубив топором медноострым и в крепкий Плот их связав, по краям утверди ты перила на толстых Брусьях, чтоб по морю темному плыть безопаснее было. 165 Хлебом, водой и вином пурпуровым снабжу изобильно Я на дорогу тебя, чтоб и голод и жажду легко ты Мог утолять; и одежды я дам; и пошлю за тобою Ветер попутный, чтоб милой отчизны своей ты достигнул, Если угодно богам, беспредельного неба владыкам, – 170 Мне же ни разумом с ними, ни властью равняться не можно”. Так говорила она. Одиссей, постоянный в бедах, содрогнулся; Голос возвысив, он бросил богине крылатое слово: “В мыслях твоих не отъезд мой, а нечто иное, богиня; Как же могу переплыть на плоту я широкую бездну 175 Страшного, бурного моря, когда и корабль быстроходный Редко по ней пробегает с Зевесовым ветром попутным? Нет, против воли твоей не взойду я на плот ненадежный Прежде, покуда сама ты, богиня, не дашь мне великой Клятвы, что мне никакого вреда не замыслила ныне”. 180 Так говорил он. Калипсо, богиня богинь, улыбнулась; Щеки ему потрепавши рукою, она отвечала: “Правду сказать, ты хитрец, и чрезмерно твой ум осторожен; Странное слово, однако, ответствуя мне, произнес ты. Но я клянусь и землей плодоносной, и небом великим, 185 Стикса подземной водою клянусь, ненарушимой, страшной Клятвой, которой и боги не могут изречь без боязни, В том, что тебе никакого вреда не замыслила ныне, Нет, я советую то, что сама для себя избрала бы, Если б в таком же была, как и ты, затрудненье великом; 190 Правда святая и мне дорога; не железное, верь мне, Бьется в груди у меня, а горячее, нежное сердце”. Кончив, богиня богинь впереди Одиссея поспешным Шагом пошла, и поспешно пошел Одиссей за богиней. С нею (с бессмертною смертный), достигнув глубокого грота,

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

Жрецы соседнего великого храма – бога Птаха в Мемфисе не могли поступиться верховенством своего бога – первоначально хтонического и представляющегося в форме мумии, впоследствии получившего ещё значение покровителя ремёсел и искусств, ибо во владении его храма находились моккатамские каменоломни Турра, доставлявшие материал для пирамид, гробниц и статуй. Они учили, что из Птаха до создания мира излилось восемь других Птахов, сделавшихся создателями всего сущего. Два из них – Нун и Нунет – были божествами хаоса, родителями илиопольского Ра-Атума, третий, Птах, был «сердцем и языком» Эннеады, т. е. Гором и Тотом, разумом и словом, управляющими всеми вещами, всяким действием и движением. Таким образом, здешняя Эннеада составлена для конкуренции с илиопольской, причём сам верховный бог последней Ра-Атум произведён от неё и в неё включён и древний Гор, и бог Ермополя Тот, и все члены Эннеады объявлены тождественными с Птахом, а Мемфис местом, где происходили все главнейшие мифологические события. В других религиозных центрах делали проще – во главе Эннеады, заимствованной большей частью из Илиополя, ставили местное божество, отождествляя его с солнечным богом Ра-Атумом. Это божество, мужское или женское, считалось творцом и промыслителем мира, сохраняя и своё прежнее специальное значение, которое, однако, нередко терпело изменения. Так, в Саисе в Дельте местная богиня Нейт, первоначально богиня войны, изображалась в виде фетиша – щита с перекрещивающимися стрелами. Потом этот фетиш сделался её иероглифом и мало-помалу получил вид челнока при тканье, а богиня сопоставлена с ткацким искусством, но в высшем смысле – она соткала вселенную; наконец, она стала и богиней Неба, и богиней материи, из которой воссияло солнце – «она родила Ра первородно, когда ещё не было рождений». Бог Хнум, почитавшийся на Элефантине, в Бени Хасане и др. местностях под видом овна, был, по-видимому, первоначально одним из нильских богов, стал демиургом, создавшим людей из глины: в поздние эпохи он был предметом сложных богословских построений – это «дух Ра», предвечный, даже высший, чем Ра, расчленитель хаоса, разделитель стихий, создатель всего сущего, из него, отождествлённого с древним богом, почитаемым в Мендесе под видом овна и просто именуемым «Овен, владыка Мендеса», истекли четыре других овна – Ра в Элефантине, Шу – в Латополе, Осириса – в Инселисе, Геба – в Херурте.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

Бриарей – сторукий великан огромной силы, сын Геи-земли и Урана-неба. Пергамляне – троянцы. Фетида – дочь морского старца Нерея (нереида), жена Пелея, мать Ахиллеса. На ее свадьбе и произошел спор трех богинь из-за “яблока раздора”. Океан – река, вечно бегущая по кругу и обтекающая земной диск. За Океаном находится потусторонний мир. Кончив молитву, ячменем и солью осыпали жертвы . – Гомер описывает порядок жертвоприношения: ячменной мукой и солью посыпали головы жертв. Пир учредили . – По представлениям греков, жертвоприношение – совместная трапеза бога и жертвующих. И, высоко, на песке, подкативши огромные бревна . – Это делалось для того, чтобы не подгнивало дно судна. … быстро обнявши колена . – Прикосновение к коленям и к подбородку – жест, выражающий мольбу. Кронион – “сын Крона”, то есть Зевс. Волоокая Гера богиня – то есть Гера с глазами коровы. Этот эпитет возник еще в глубокой древности, когда Геру почитали в виде коровы. Почитание богов в виде животных имело место не только в Древнем Египте, но и у греков задолго до Гомера. Так, например, супруг Геры Зевс почитался в виде быка на Крите, где археологи открыли стенную роспись, изображающую ритуальные атлетические игры с быком. Не случайно в известном мифе Зевс, для того чтобы похитить и умчать на Крит царевну Европу, принимает образ быка. Гефест – сын Зевса и Геры, бог огня, бог-покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец; греки представляли Гефеста могучим, но некрасивым и хромым на обе ноги. Кубок двудонный — кубок, имеющий под дном ножку с подставкой, как наши бокалы. Лемн (Лемнос) – остров в Эгейском море, где, согласно мифам, находилась кузница Гефеста (см. также Ипсипила). Муза – богиня пения, музыки, пляски, поэзии. Традиционное число Муз – девять; живут они на горе Парнас (лесистая гора в Аркадии, где Одиссей был ранен вепрем. По более поздним мифам, на Парнасе жили Музы, поэтому еще в древности Парнас стал символом поэзии), и каждая Муза является покровительницей определенного вида искусства. Отец Муз – Зевс, мать – Мнемозина, богиня памяти. Гомер чаще всего говорит об одной Музе, которая знает все и от которой все узнает вдохновляемый ею певец.

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

3 Манефон (2-я пол. IV – нач. III вв. до н.э.) – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Автор истории Египта на греческом языке. Ему принадлежит принятое в основном в науке разделение истории Египта на 30 династий фараонов и на периоды Древнего, Среднего и Нового царств. 4 Палермский камень – обломок диоритовой плиты (43,5x25 см) с высеченным на нём текстом древнеегипетских анналов, охватывающих период в несколько веков, начиная с додинастического времени (конец IV тыс. до н.э.). На лицевой стороне, начиная со второго ряда, каждый прямоугольник содержит год, а в промежутке, наверху каждого ряда, стояло имя царя, которому принадлежал ряд лет. Передняя сторона содержала имена додинастических царей (верхний ряд) и I–III династии. Всё остальное, кончая V династией, находилось на обратной стороне. Текст высечен при V династии (примерно 2392–2283 гг. до н.э.). С 1877 г. – в музее Палермо (отсюда название). 6 Нейт – в египетской мифологии богиня города Саис. Культ Нейт возник в западной части дельты Нила и в Ливии, а впоследствии распространился по всему Египту, в древнейший период Нейт – богиня войны и охоты. Связана с заупокойным культом, вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах. Считалось также, что Нейт обладает магической силой: лечит больных, отгоняет злые силы, поэтому она часто изображалась на подголовнике ложа. 7 Ном (от греч. nomos – область, округ) – административный округ в Древнем Египте. Каждый ном имел политический и религиозный центр, войско, герб, богов-покровителей. Количество номов и их площадь менялись. 10 Осирис – в египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора. 11 Хатор – в египетской мифологии богиня неба. В древнейший период почиталась как небесная корова, родившая солнце. Впоследствии изображалась женщиной с рогами и иногда ушами коровы. Центр культа Хатор – город Дендера (её эпитет – «владычица Дендеры»), но её почитание было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библе, Пунте, на Синае.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Появляются новые боги из обожествлённых мудрецов древности – например, знаменитый Аменофис, сын Паапия, сподвижник Аменхотепа III, и особенно Имхотеп, современник царя III династии Посера, архитектор, создавший каменные сооружения, теперь объявленный сыном Птаха и богом врачевания. Усиливается дуалистическая струя в представлениях об Осирисе, Горе и Сетхе; последний всё более и более получает характер дьявола. Особенным почитанием пользуется богиня Саиса, из династии Нейт, также одна из самых древних божеств, теперь уже не столько богиня войны, сколько богиня Неба, «великая мать всех богов, родившая Ра, когда ещё не было рождений». Погребальные обряды теперь ещё более осложняются; ушебти кладутся сотнями – иногда по статуэтке для каждого дня; изображаются новые амулеты для земного и загробного употребления. Книга Мёртвых получает теперь окончательную, как бы каноническую редакцию; состояние её текста доказывает, что он был во многом уже непонятен для самих жрецов. Это обстоятельство, в связи с закреплением объёма и опасением его сократить, вызвало появление ряда других заупокойных текстов, меньшего размера и более простого содержания. Итак, «эпоха реставрации и египетского ренессанса» полна противоречий. В ней национализм и патриотизм опираются на наёмнические войска, религиозная исключительность и ритуальная мелочность уживаются с филеллинством, высокие религиозные идеи – с ребяческим суеверием, художественность отделки произведений искусства – с пустотой содержания, внешний блеск – с внутренним упадком, широкие стремления и энергия ещё не угасшей нации тщетно ищут простора и разбиваются о внешние препятствия, тем более, что и внутренние условия не всегда были благоприятны. Ненадёжность наёмников не раз обнаруживалась; в пограничных гарнизонах и в полках происходили бунты; туземные войска, обиженные вниманием к иноземцам, также не представляли опоры для династии, которая вообще не пользовалась большой популярностью, особенно в греческих кругах, из которых и идут те неблагосклонные рассказы, преимущественно касающиеся предпоследнего фараона Яхмоса II (Амасиса 569–525), который происходил из боковой линии, сам сел на престол после борьбы с предшественником – Уахабра (Аирисом).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

С И. С. Тургеневым она познакомилась в Париже. Читала ему свои литературные произведения, слушала его замечания и суждения; беседы с ним выступали и за пределы собственно литературных интересов. Мне бы хотелось представить себе, в каком направлении влиял И. С. Тургенев на Евгению Борисовну... Я перечитал страницы из сочинений его, относящихся ко времени знакомства с ним Евгении Борисовны. К этому времени принадлежит его стихотворение в прозе «Нимфы». Кто не знает этих чудных строк?.. «По всему широкому полукружию зеленых гор прокатился дружный хохот, поднялся радостный говор и плеск. Пан воскрес! – шумели молодые голоса. Все там, впереди, внезапно засмеялось, ярче солнца в вышине, игривее ручьев, болтавших под травой. Послышался торопливый топот легких шагов, сквозь зеленую чащу замелькала мраморная белизна волнистых туник, живая алость обнаженных тел... То нимфы, нимфы, дриады, вакханки бежали с высот в равнину... Они разом показались по всем опушкам. Локоны вьются по божественным головам, стройные руки поднимают венки и тимпаны – и смех, сверкающий, олимпийский смех, бежит и катится вместе с ними... Впереди несется богиня. Она выше и прекраснее всех, – колчан за плечами, в руках лук, на поднятых кудрях серебристый серп луны... Это Диана. Но вдруг богиня остановилась... и тотчас вслед за ней остановились все нимфы. Звонкий смех замер. Я видел, как лицо внезапно онемевшей богини покрылось смертельной бледностью; я видел, как окаменели её ноги; как невыразимый ужас разверз её уста, расширил глаза, устремленные вдаль... Что она увидела? Куда глядела она? Я обернулся в ту сторону, куда она глядела... На самом краю неба, за низкой чертой полей, горел огненной точкой золотой крест на белой колокольне христианской церкви... Этот крест увидала богиня. Я слышал за собой неровный, длинный вздох, подобный трепетанию лопнувшей струны, – и когда я обернулся снова, уже от нимф не осталось и следа“...   Трудно указать другой, столь же прекрасный и сильный образ отношения христианства к язычеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Подобно тому и Паллада Афина, дочь Зевса, почиталась преимущественно как богиня небесной ясности, безоблачного горизонта, и признавалась символом мудрости, покровительницей наук и искусств. Аполлон, сын Зевса, представлял собою олицетворение солнца и света и вместе божественного вдохновения, одушевляющего поэтов. Кроме этих божеств у греков почитались Гермес – вестник богов; Дионис, бог, производящий или рождающий силы природы (Phallus), Посейдон – бог моря и воды; Гефест – бог огня; Деметра – мать земли; Гера, восседающая вместе с Зевсом на троне, как царица неба в ночное время; Плутон – брат Зевса – властелин подземного мира; Артемида – девственная богиня луны и Афродита (подобие семитической Ашеры) – богиня любви и проч. Наиболее выдающаяся характеристическая особенность греческой религии, в ее более развитом виде, состоит в том, что она очеловечивает богов до той по крайней мере степени, до какой это очеловечение не доходило ни в одной из древних религий. В известном отношении это составляет прогресс в развитии религиозного сознания древнего человека. Греческие боги возвышались, хотя и не безусловно, над природой; они ведут самостоятельную отдельную от природы жизнь, хотя также не в безусловном смысле. Им приписывается, как коренное их онтологическое свойство, бессмертие в отличие от смертных существ, вечная юность и постоянная живая деятельность, – словом, приписываются все свойства живых и личных существ. Но то самое, что в известном отношении является преимуществом греческой мифологии перед прочими языческими религиями древности, имеет и свои слабые и темные стороны. Греки возвысили человеческое до божественного в лице своих полубогов и героев, которые не будучи богами по природе, как верили греки, делались божественными через свои геройские подвиги, как, например, Геркулес, Прометей и др. Но вместе с тем они низвели божественное до чисто человеческого. Они возвысились до понятия о божестве, как личности, но еще далеки были от идеи бесконечной духовной личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010