Смелость нужна не только на войне. В жизни она тоже похвальна. Не надо бояться остаться без денег. Не надо бояться, что тебе сядут на шею просители и любители дармовщины. Потому что боящийся не совершенен. А смысл нашей жизни в любви. Страх — это недоверие Богу, обидное и оскорбительное. Нищета или богатство вещь безразличная. Как у правильно замечают, нищета и богатство – это не деньги, это самоощущение. Евангельский максимализм – это не плохо. Евангелие не говорит о нищете как наилучшем образе жизни.. Нищета или богатство вещь безразличная. Как электричество, автомобиль или компьютер. Богатство, как езда на автомобиле может быть опасно. Назначение богатого – быть небесным бухгалтером. Ведь ум, здоровье, трезвость, рассудительность богатый не нашел на улице. Все это ему дал Бог. А он принимая эти фантики и дары, должен это распределить с любовью между теми, кто не умеет пользоваться деньгами. Конечно себе надо оставить, но главное не забывать что ты – только бухгалтер. Много дано, но и много спросится. Зачем тебе кий за 4000 евро, пять ведер устриц или еще один дом в Испании? И нищета может сокрушить и изуродовать душу. В нищете нет никакого прока и достоинства, если она не ради Бога. Любовь –животворит, плоть не дает ничего. Мы ведь живем для любви. А смысл нашей жизни не в том, о чем поет Буба Кикабидзе, что мои года – мое богатство, а том, что душа как птица, перелетала бы с ветки на ветки, все ближе и ближе к верху древа жизни, поближе к небу, чтобы, когда придет смерть, это небо оказалось ближе. Еще раз вспомним этот момент Евангелия. И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне?

http://pravmir.ru/pritcha-o-bogatom/

Другой – тоже сам вызвался, но не так решительно, как первый. Он сказал: «Я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими». Чувствуется, что он и Господа Иисуса уважает, и в то же время – в сетях и своих забот, и своих близких. А «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия». И только тот, кого призвал Сам Господь, сказав «следуй за Мною», мы уверены, действительно последовал за Ним. Хотя и он тоже просил «прежде пойти и похоронить отца» своего. Мы не знаем, хотел ли он дожить со своим отцом до его кончины, или – над уже умершим совершить погребальный обряд. Господь, наверное, видел и мертвость по греховной жизни и отца этого человека, и всего его окружения. Поэтому Он сказал довольно жестко: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Так, для желающего следовать за Господом путь и труден, и легок. И начинается он с того, что человек пристроится незаметно где-то с краю, в алтаре или на клиросе, с книгой, с метлой или с тряпкой, и все дальнейшее полностью возложит на Бога, Который знает, когда кого приблизить к Себе, когда принять и поднять выше. Воскресение. О отнятии богатства от души, и души от богатства Неделя 26 Лк.12:16–21 Еф.5:9–19 Одному богатому человеку дан был еще и богатый урожай. Сидит он и рассуждает «сам с собой: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись»! Так и видишь этого богача, развалившегося в кресле, потягивающегося от удовольствия, точь-в-точь как на рекламе страхового агентства. Все у него «схвачено», все застраховано, все рассчитано на многие годы вперед. Кажется, навсегда он устроился в этом мире, и не зависит уже ни от кого и ни от чего! Но вдруг Бог, Которого он совсем сбросил со счетов, «сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя». Человек может расстаться с богатством двумя путями: или богатство отнимается у него, или он отнимается у богатства. В первом случае бывает, что, потрясенный внезапным изменением судьбы, человек начинает размышлять о неверности всего земного, и постепенно выходит на то, что истинно и нетленно. Но когда Бог забирает его самого, когда его душу навсегда отрывает от того, к чему она была так привязана, – что тут происходит с душей? Чем она будет мучиться?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Но во всех таких выражениях осуждается не богатство само по себе, а то злое употребление, которое из него делают богатые. «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» ( Лк.6:24–25 ) «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». ( Мф.19:24 ). Но каковы те богачи, которые подпали божественному осуждению? Осуждается ли богатый только за то, что он богат? Вот, в чём главный вопрос. У верующего христианина не может быть никакого сомнения на этот счёт. Осуждение относится только к злому богачу, который надеется только на своё богатство 4 , который гордится своим богатством, который проводит свою жизнь в роскоши и праздности и отказывает нищему в крупицах, падающих с праздничного его стола 5 , к тому, который обременяет людей непосильными тяжестями 6 , к тому, который, имея в изобилии пищу и одежду, отказывает «брату своему», нагому и голодному, в помощи 7 , к тому, который, позабыв про свою бессмертную душу, живёт только для того, чтобы собирать тленное богатство 8 , к тому, чьё богатство можно сравнить с тернием, которое заглушает доброе семя и делает его бесплодным ( Мф.13:22 ), словом, к богачу, к которому будут относиться следующие грозные слова Спасителя: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я и вы не дали Мне есть, жаждал и вы не напоили Меня, был странником и не приняли Меня; был наг и не одели Меня болен и в темнице и не посетили Меня» ( Мф.25:41–43 ). Итак, Евангелие не осуждает богатых только за то, что они богаты. Святые жёны, которые следовали за Иисусом Христом, были богаты, потому что они служили Спасителю и Его апостолам своим имением ( Лк.8:2–3 ); Никодим и Иосиф Аримафейский были богаты ( Мф.27:57 : Ин.3:1 ) и, однако, Иисус Христос за это не осуждал их. Не достаточно вырвать из Евангелия отдельные тексты, чтобы обосновать на них разные свои предположения, необходимо взять их в контексте речи, сопоставить с предыдущими и последующими; всякое другое толкование священного текста будет произвольным и опасным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Потому что при помощи денег (богатства) человек может создать себе условия для осуществления любого греховного действия. Например при помощи богатства человек может купить себе почести, власть, славу, удовольствия блуда и реализовать иные свои греховные наклонности и стремления. Во-вторых, богатство духовно развращает человека, ложно вселяя ему мысль о безнаказанности за его греховные поступки и о вседозволенности его любых действий. Богатый человек ложно полагает, что он может за свои деньги купить весь мир, приобрести любые удовольствия. Однако такой человек забывает о справедливом и неотвратимом воздаянии Божьем за поступки людей. Господь «воздаст человеку по делам его» ( Притч.24:12 ). «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал.6:7–8 ). Часто богач забывает о том, что без Бога, сам по себе человек слаб, а любое неправедное богатство временно и преходяще. «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ( 1Иоан.2:16–17 ). Богач также забывает о том, что главным богатством для человека являются не сокровища земные, а сокровища небесные. Таким образом, неправедное богатство развращает ум человека, вызывая иллюзию вседозволенности и безнаказанности, толкает на греховные поступки, создает условия для проявления гордыни, властолюбия, тщеславия, похоти и других греховных страстей. В таком образе жизни многие люди ошибочно видят счастье, думая об удовлетворении земных потребностей и забывая о духовных, и поэтому стремятся к приобретению большого богатства. А большое богатство, за редким исключением, приобретается путем преступления и греха. То есть является богатством неправедным. Поэтому, определяя разлагающее влияние богатства на нестойкого в служении Богу человека, в Библии мудро говорится: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» ( 1Тим.6:10 ). Иными словами человек, одурманенный неудержимым стремлением к богатству, забывает позаботиться о душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А так как вирусы греха обладают возможностью мутировать, то за одной греховной болезнью приходит и другая: «Блуд, вино и напитки…» ( Ос. 4: 11 ); «он обобрал… и произвел грабеж…» ( Иез. 29: 19 ). Богатство, как терние, без остатка пожирает пшеницу – христианское начало в человеке, мешает духовному росту. Сказано: «а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» ( Лк. 8: 14 ). Поистине, как сказал Сын Божий: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» ( Лк. 18: 24 ). То есть словами: «трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие» – Христос сказал о возможности для богатого спастись. Но как? Богатый с трудом, но может войти в Царствие Божие, если не проявит скупость и спасется обнищанием. Вот почему на этом мытарстве сребролюбие и скупость поставлены рядом. Святитель Иоанн Златоуст : «Сребролюбец есть страж своего имения, а не владелец, раб, а не господин» Святитель Иоанн Златоуст учил: «Сребролюбец есть страж своего имения, а не владелец, раб, а не господин. Для него легче отдать часть своего тела, нежели уделить сколько-нибудь из законного золота» 8 . Богатые считают себя свободными и независимыми людьми, но они ошибаются: скупой сребролюбец «есть страж своего имения, а не владелец, раб, а не господин». Сказано: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» ( Рим. 6: 16 ). «Однажды святой Нифонт увидел человека, за которым следовало множество нищих, прося у него милостыни, но он даже и не оглянулся. Тогда Нифонт подошел к ангелу-хранителю этого человека и спросил: “Скажи мне, много ли у этого человека имения?” Ангел сказал: “Он имеет бесчисленное богатство, но поскольку сребролюбец, то из-за копейки готов умереть. Бьет он и своих рабов, морит их голодом, не одевает и налагает непосильные работы”. Нифонт сказал: “Да неужели совесть не упрекает его за то, что оставляет нищих?” Ангел отвечал: “Послушай меня, Нифонт, я скажу тебе. Приходит к нему темный бес, смущая его и говоря: " Вот ты состаришься и в болезнь впадешь! Поэтому не давай своего никому, иначе когда будешь в нужде, то начнешь каяться и говорить: “Напрасно я раздал свое имение нищим!” Но уже поздно будет " . И таким образом прельщает его нечистый бес, часто влагая ему эти мысли в сердце. Он же повинуется им и пребывает помраченным и нищих не милует”. Человек тот вскорости впал в болезнь, и болезнь его была жестокой. Он израсходовал на лечение все свое имение, но не только не получил никакой пользы, но болезнь его еще больше усилилась. И, промучившись так много дней, умер, сказано, и душой, и телом. Пусть же помнят это богатые скупцы и скупость свою оставят. К этому призывает их и Господь: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут” (Мф. 6: 19)» 9 .

http://pravoslavie.ru/98254.html

Итак, те, у кого во время этого разорения погибли земные богатства, если смотрели они на эти богатства так, как учил этот внешне бедный, а внутренне богатый человек, могли сказать, как сказал и Иов, тяжко испытанный, но непобежденный: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» ( Иов 1:21 ). Добрый раб, он считал величайшим своим богатством исполнять волю Господа, следуя которой богател умом, и не огорчился, потеряв при жизни те вещи, которые должен был бы потерять вместе со смертью . Те же слабейшие, которые, хотя и не предпочитали этих земных благ Христу, были, однако же, с некоторой страстностью привязаны к ним, те, теряя их, почувствовали, насколько, любя их, грешили. Ибо они пострадали настолько, насколько подвергли сами себя скорбям, как сказано об этом в вышеупомянутых словах апостола. Им нужно было прибавить урок опыта, так как они долго пренебрегали уроком словесным. Ибо, когда апостол говорил: «А желающие обогащаться впадают в искушение и т. д.» ( 1Тим.6:9 ) , то осуждал, конечно, пристрастие к богатству, а не само богатство, потому что в другом месте он дает такое повеление: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения: чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» ( 1Тим. 6:17–19 ). Кто употреблял свое богатство так, те ничтожные убытки свои покрыли великими прибылями; и были более обрадованы тем, что, охотно раздавая, вернее сохранили, чем опечалены тем, что, боязливо сберегая, легче потеряли. То могло погибнуть на земле, что было жаль на земле передавать. Приняв же совет Господа своего, говорящего: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:19–21 ), они в годину бедствия на опыте убедились, как благоразумно поступили, что не пренебрегли советом правдивейшего Наставника и вернейшего и непобедимейшего Стража их сокровища. Если многие радовались, что имели богатства свои в таких местах, куда не случилось дойти неприятелю, то не тем ли вернее и беззаботнее могли радоваться они, перенеся по совету Божию свои богатства туда, куда враг вовсе не может проникнуть?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

8. Следовательно, если «Горе!» является выражением проклятия или какого-нибудь более резкого высказывания и адресуется Христом богатым, то я должен доказывать, что Творец также отвергает богатых, как я доказал, что Он – Заступник нищих, дабы мне также и в этом суждении показать Христа принадлежащим Творцу. Он обогащает 1198 Соломона, но потому, что, когда тому была предоставлена возможность выбора, он пожелал попросить το, о чем знал как об угодном Богу – мудрость и 1199 – и заслужил также приобретение богатств, которые не предпочел . 1200 Хотя природе Бога не противоречит и предоставление богатств, благодаря которым богатые получают утешение (solatium): Ибо, – говорит, – вы получили свое утешение (advocatio), 1201 – конечно, от богатств, от их славы и доходов мира сего 1202 – и с их помощью творят многие дела правосудия и любви. 9. Но то «Горе!» в Евангелии предполагает за богатыми пороки, сопутствующие богатствам, 1203 как 1204 во Второзаконии Моисея говорит: Пусть, когда ты будешь есть и насыщаться, и дома большие построишь, когда умножится твой мелкий и крупный скот и деньги, и золото, не превозносится сердце твое, и да не забываешь ты Господа Бога твоего; 1205 как и на царя Езекию, чванящегося сокровищами и хвалящегося больше ими, чем Богом перед теми, которые пришли из Персиды, Он обрушивается через Исаию: Вот, приходят дни, и отнимется все, что есть в доме твоем, и то, что собрали отцы твои, будет перенесено в Вавилон 1206 . 10. Так и через Иеремию Он также объявляет: Да не хвалится богатый богатствами своими, и тот, кто хвалится, пусть хвалится непременно Богом. 1207 Так Он нападает через Исаию и на дочерей Сиона, чванящихся нарядами от изобилия богатств, 1208 а в другом месте угрожает знатным и надменным: Орк 1209 расширил душу свою и отверз уста свои, и сойдут знаменитые, великие и богатые, 1210 – это будет «Горе!», изреченное Христом богатым, – и унижен будет человек, 1211 – конечно, возвысившийся богатствами, – и будет подвергнут бесчестью муж, 1212 – конечно, пребывавший в почете за свое имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

   Теперь мы можем ответить на вопрос о том, почему Иисус Христос, осуждая поклонение всякому греху, из всех видов греха, в первую очередь порицает служение маммоне (неправедному богатству). Потому, что стремление к богатству (сребролюбие) во все времена являлось самым распространенным грехом человечества.     “Золото – идол, в капище которого топилась и топится наибольшая часть рода человеческого. Мы искуплены Христом, а служим золоту. Проповедуем владычество Одного, а покоряемся другому” (Святой Иоанн Златоуст).    Сребролюбие является главным грехом человечества по следующим причинам. Во-первых, богатство создает человеку возможность для удовлетворения любой низменной прихоти, для исполнения любого греха. Потому что при помощи денег (богатства) человек может создать себе условия для осуществления любого греховного действия. Например при помощи богатства человек может купить себе почести, власть, славу, удовольствия блуда и реализовать иные свои греховные наклонности и стремления. Во-вторых, богатство духовно развращает человека, ложно вселяя ему мысль о безнаказанности за его греховные поступки и о вседозволенности его любых действий. Богатый человек ложно полагает, что он может за свои деньги купить весь мир, приобрести любые удовольствия. Однако такой человек забывает о справедливом и неотвратимом воздаянии Божьем за поступки людей. Господь “воздаст человеку по делам его” (Притч.24:12). “Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Гал.6:7-8).    Часто богач забывает о том, что без Бога, сам по себе человек слаб, а любое неправедное богатство временно и преходяще. “Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан.2:16-17).    Богач также забывает о том, что главным богатством для человека являются не сокровища земные, а сокровища небесные. Таким образом, неправедное богатство развращает ум человека, вызывая иллюзию вседозволенности и безнаказанности, толкает на греховные поступки, создает условия для проявления гордыни, властолюбия, тщеславия, похоти и других греховных страстей. В таком образе жизни многие люди ошибочно видят счастье, думая об удовлетворении земных потребностей и забывая о духовных, и поэтому стремятся к приобретению большого богатства. А большое богатство, за редким исключением, приобретается путем преступления и греха. То есть является богатством неправедным. Поэтому, определяя разлагающее влияние богатства на нестойкого в служении Богу человека, в Библии мудро говорится: “Ибо корень всех зол есть сребролюбие” (1Тим.6:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010