Проповедь Предстоятеля Русской Православной Церкви в день памяти святого благоверного князя Александра Невского Код плеера Livejournal Liveinternet 6 декабря 2009 г. 19:01 6 декабря, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице и день памяти святого благоверного князя Александра Невского , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя . После чтения Евангелия Святейший Владыка обратился к молящимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Только что мы прослушали Евангелие от Луки. В этом чтении Господь предлагает слушавшим Его притчу о богатом человеке, у которого родился большой урожай. И вот размышляет богатый человек, что сделать со всем этим добром, и решает: «Разрушу старые свои житницы, амбары, построю новые, большие, и соберу туда все плоды мои и все добро мое, и скажу душе моей: душа, ешь, пей, веселись». И говорит Господь: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут от тебя. Кому достанется все это?» И завершается притча словами: «Так бывает со всяким, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (см. Лк. 12:16-21). Эта Евангельская притча несет в себе огромный смысл, который должен усвоить каждый человек вне зависимости от своего достатка — будь то человек богатый или скромных материальных возможностей. Эта притча должна быть правильно понята. Господь не осуждает человека за то, что он решил построить новые амбары и собрать туда урожай. Если бы речь шла только об этом, то богатый человек явил бы пример рачительности о материальных благах, которые ему послал Бог. Господь не осуждает намерение улучшить дело, которое он совершает. Но вслед за доброй мыслью построить новые, более обширные амбары, чтобы собрать туда богатый урожай, чтобы ничего не погибло, последовала очень опасная жизненная философия — греховная, а потому и опасная: «и скажу душе моей: ешь, пей, веселись». Этот человек в богатстве своем усмотрел абсолютную ценность. Больше ничего ему не нужно: есть материальные средства, а дальше — наслаждайся жизнью, бери от жизни все, ни о чем не думай, не забивай себе голову никакими другими мыслями, не ставь перед собой никаких целей; ты получил материальные ценности, и они открывают перед тобой радостную жизнь, исполненную наслаждений.

http://patriarchia.ru/db/text/960122.htm...

Бедные могут обогащать богатых... Богатые - обеднять бедных... Как различно произносит мир эти слова! Неверующие за ними подразумевают эксплуатацию бедных богатыми. Верующие во Христа, живущие во люди видят в этом утверждении совсем другой, гораздо более широкий и богатый план: бедный материально может высотой и чистотой своего духа возвышать, духовно обогащать более материально-богатого человека. И наоборот: неблагополучный, в нравственном смысле, богач, конечно, " обедняет " , духовно опустошает соприкасающегося с ним бедного человека. Ибо каждый не только " за всех виноват " , но каждый на всех влияет, независимо от своего социального положения. В мире же постоянно, невидимо для глаз поверхностного сознания, ходят, перекатываются Друг через Друга волны нравственных и духовных энергий отдельных людей, бывающих не только для себя, но и для всего мира фабриками добра или зла, проводниками света Христова или тьмы. Не само по себе материальное богатство вредно (оно нравственно нейтрально), и не сама по себе бедность полезна для возвышения души (бедность тоже нравственно нейтральна). Но похотение, обожествление богатства есть личный и социальный яд: когда богатству приносятся человеческие жертвы (а неразумный богач приносит себя самого и всех окружающих); когда забывается бессмертное и великое достоинство человеческое и цель жизни человека на земле. Похоть же богатства проявляется не только у богатых или богатеющих, но столь же часто у бедняков, завидующих лучшему материальному состоянию. Существо христианского духа есть свобода от всякого пристрастия к тленному богатству, и во Христе освобождённым, свободным духовно как от скупости эгоистической, так и от зависти эгоистической, может быть всякий человек, независимо от своего социального положения. Бедность, которая живет завистью и дышит убийством, не есть благословенная евангельская бедность. Это есть ужасная бедность. Также и смиренный обладатель богатства, считающий себя лишь " управляющим " (см. Лк. 16) этого богатства, принадлежащего Творцу, и справедливо владеющий им, приобретающий милостивое отношение к миру через него " , конечно, не может быть причислен к тем богатым, о которых Спаситель сказал, что " горе " им. Нет, таким богатым не горе, а радость, и - радость вечная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/261/...

1. Один и тот же Законодатель и Ветхого и Нового Завета. – Почему Новый Завет так называется? – 2. Уловление человеков. – 3. Истинная справедливость. Разные виды рабства. – 4 и 5. Прообразы Христа в ветхозаветной обрядности. – 6. Покаяние – корень благочестия. – 7. Истинная помощь и защита в бедствиях и напастях. – Молитва к Пресв. Богородице, святым апостолам и мученикам.   1. Пророки возвещают евангелие Христова царства, служи­тели новой благодати изъясняют его, а божественного слова слу­шатели, почитатели и прославители принимают. Не жаждая слова учения, нельзя найти удовольствия в слове истины. И как не ­жаждущему и не алчущему невозможно с удовольствием на­слаждаться пищею, так невозможно найти удовольствие и в слове истины тому, кто не жаждет учения Святого Духа. Поэтому Спаситель и говорит: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6). Истинная пища душ, истинная рос­кошь благочестивых, истинное богатство набожных — слово Бо­жие, говорящее устами Давида; именно он гордится то как богатый, а то как наслаждающийся и говорит: «как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст... моих» (Пс.118:103). Здесь — голос того, кто наслаждается; слово Божие было для Давида наслаждением. Об этом он часто говорил: «утешайся Господом, и Он для Тебя исполнит... прошения сердца твоего» (Пс.36:4). А в другом месте он хвалится богатством закона, не как наслаждающийся только, но и как богатый, и говорит: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» (Пс.118:72). Видишь ли, каково наслаждение благочестия и богат­ство праведности? Поэтому нам должно жаждать божественного и алкать небесного, обильно наслаждаться с царской Христовой трапезы, твердо держаться евангелия спасения, не теперь только заявившего о себе, но основанного пророками и созданного апо­столами. Не с тех пор, как явился Христос, началось евангелие; но оно было насаждено в пророческих книгах, а прозябло в апостольской проповеди. Поэтому Павел, желая показать, что евангелие началось не с воплощения, а заблистало с пророков, и что чрез воплощение оно засияло, говорит: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» (Римл.1:1—3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3318...

  Бедные люди не любят богатых. И дело тут не в банальной зависти или классовой вражде. Просто в стране, где половина населения находится на грани обнищания, мысль о том, что богатым быть нехорошо и безнравственно, рождается у небогатого человека как-то естественно и исподволь — сама собой. Богатые также не жалуют симпатиями своих малоимущих сограждан и очень часто считают, что во всех своих проблемах и несчастьях те виноваты сами. Бедные давно уже в глубине души воспринимают слова «богатый» и «преступник» как синонимы.А богатые отгораживаются от бедных трехметровыми заборами загородных особняков, тонированными стеклами дорогих автомобилей, постами охраны на входе в офис... Но есть в мире место, где это печальное разделение на время утихает и прекращается. Это — Церковь. В одной очереди к священнику, принимающему исповедь, стоят и богатые и бедные, те и другие каются в своих грехах, чтобы потом вместе от единой Чаши причаститься Тела и Крови Христовых. А после... после они снова расходятся, каждый в свою сторону. Так как же, с точки зрения православного вероучения, все мы должны относиться к богатству — своему и чужому? Об этом наш постоянный автор Александр ТКАЧЕНКО беседует с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем ОСИПОВЫМ. Справка: Алексей Ильич ОСИПОВ родился 31 марта 1938 года. Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. С 1965 года — преподаватель основного богословия в Московской духовной академии, профессор. В 1985 году присвоена ученая степень доктора богословия.   Александр Ткаченко: Алексей Ильич, какое отношение к богатым людям, на Ваш взгляд, можно считать правильным с христианской точки зрения? Алексей Ильич Осипов: Абсолютно такое же, как и ко всем иным людям — сострадание, жалость, любовь... Тем более, что с христианской точки зрения богатый находится в гораздо худших условиях относительно спасения своей души, чем бедный. Если, например, я увижу человека, находящегося в параличе, и начну осуждать его за это, то мне, конечно, скажут: «Ты что, с ума сошел?» А ведь можно этому парализованному еще и позавидовать, говоря: «Какая у него прекрасная импортная коляска, как она блестит и быстро ездит!» Вот так же нелепо для христианина завидовать богатым или осуждать их. Напротив, это люди, заслуживающие, может быть, большего снисхождения, молитвы за них, и, если есть возможность, напоминания об одной древней, как мир, истине: эта жизнь и всё, что в ней, могут быть правильно оценены только с точки зрения вечности. Ведь многие из них, словно слепые, не видят Дамоклова меча, висящего на тончайшем волосе над их головой, готового в любой момент поразить их смертью — и устраивают себе пир во время чумы.

http://foma.ru/bremya-zemnogo-bogatstva....

     Сегодня, братья и сестры, мы читали на службе из Апостола следующие слова: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:4–7). Первое, на что обращаем здесь внимание – апостол Павел особенно подчеркивает связь нашего спасения со Христом. Причем, если посмотреть на греческий текст, эта связь станет еще очевиднее. К словам «оживотворил», «воскресил», «посадил» прибавлена греческая приставка «син», что значит «с», «вместе». Получается: «со-оживил», «со-воскресил», «со-посадил». Так, кстати, и говорится в церковнославянской Библии: «сооживи», «с Ним воскреси», «спосади». Все это произошло с Христом, но и мы можем пройти этот путь, если будем всегда и везде со Христом. «Христос – это возможность», – говорит свт. Феофан Затворник, толкуя это место. А возможность еще нужно осуществить. «Христос – это источник», – прибавляет святитель. Можно жить рядом с источником и не приходить к нему. Христос воскресит нас и посадит на небесах рядом с Собой, если только мы будем Христовы. Понимаемые так эти красивые строки переводят нас из области преждевременного любования картинами Царствия Небесного в реальность борьбы, осуществления возможности. Встречаясь с красотой и высотой новозаветных строк, не будем забывать, братья и сестры, важнейшее правило чтения Писания. Каждое предложение должно пониматься в контексте главы, глава – в контексте книги, а книга – в контексте всей Библии. Читаем мы про спасительность веры, необходимо вспомнить: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное» (Мф. 7:21). Эти слова Господа помогут нам углубить свое понимание веры. Читаем: «Посадил на небесах во Христе Иисусе», вспоминаем: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Таким образом мы будем читать именно Библию, а не фрагменты из нее. Нам всегда нужно смотреть на эти строки «стереовзглядом», сразу представляя себе параллельные места, чтобы знать полный библейский взгляд на ту или иную тему. Текст, понятый односторонне, может увести человека не туда.

http://pravoslavie.ru/117006.html

Глава 1. Жизненный путь св. Григория Жизнь Григория хорошо документирована – прежде всего благодаря тому, что он много писал о себе самом. 1 Среди его автобиографических произведений основное место занимает книга под общим названием «О себе» (Peri heautou). Она содержит девяносто девять стихотворных произведений, в том числе монументальную поэму «О своей жизни» (Peri tou heautou Bion; De vita sua). Кроме того, автобиографическими являются некоторые Слова Григория – как те, что посвящены отдельным событиям его собственной жизни (иерейской хиротонии, удалению в пустыню, удалению с епископского престола), так и те, что посвящены его ближайшим родственникам и друзьям (отцу, брату Кесарию, сестре Горгонии, Василию Великому ). Обширная переписка Григория тоже проливает свет на некоторые детали его биографии. Начиная жизнеописание св. Григория, мы обращаемся к самому святителю словами, написанными в его честь столетия назад: От богословныя и высокия мудрости твоея исполни мой ум убогий и страстный, яко да воспою житие твое, отче. Не могу бо слово принести тебе, аще не ты подаси ми крепость слова, и разум и мудрость, яко да от твоих твоя принесу тебе, и от богатства добродетелей твоих, оттуду обрящу вину, и увенчаю честную и святую главу твою, с верными взывая: Радуйся, отче, богословия уме краснейший! 2 Ранний период Детство и юность Будущий святитель родился недалеко от города Назианз на юго-западе Каппадокии в фамильном имении своего отца, тоже Григория, епископа местной церкви. Григорий Назианзен -старший, богатый и влиятельный аристократ, в молодости принадлежал к малоизвестной секте ипсистариев, в которой элементы язычества были перемешаны с иудаизмом: последователи этого учения отвергали идолопоклонство и жертвоприношения, но поклонялись огню и светильникам, почитали субботу, но отвергали обрезание. 3 Позже, главным образом под влиянием жены, он принял христианскую веру, обратился к отцам Никейского Собора 325 г. с просьбой о Крещении и был крещен архиепископом Каппадокийским Леонтием. 4 Вскоре он был избран пресвитером и затем епископом Назианза, преемником Леонтия. Он управлял епархией в течение весьма долгого времени, сочетая кротость пастыря со строгостью администратора. 5

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Жизнь св. Тихона до епископства В четырех верстах от г. Валдая (Новгородской губернии) есть село Короцк. В нем в прошлом столетии стояла скромная деревянная церковь , окруженная лесом. При этой церкви служил дьячок, которого прихожане с почтением называли Саввою Кирилловичем. У него было три сына; между ними особенно выдавался младший, родившийся в 1724 году, по имени Тимофей: он не любил развлечений и детских забав, но от труда и послушания никогда не отказывался. Савва Кириллович водил обыкновенно с собою детей в церковь на клирос, или для прислуживания в алтарь. Быв сам богобоязненным, он и детям внушал страх Божий и любовь к богослужению. По смерти отца один из его сыновей – Ефим – занял его место в Короцке, другой – Петр – был дьячком в Новгороде, а младшему – Тимофею – Господь судил быть епископом Воронежским. Тимофей лишился отца, когда был еще малолетним. Остался он на материнском попечении и на содержании брата. А у сельского дьячка какие средства? Земля – главная кормилица, но короцкая земля – почва неблагодарная: это почва глинистая, загроможденная притом множеством больших камней-валунов. Поэтому хлебопашество было в Короцке тяжелое и не вознаграждавшее за труды, а в иные годы нечем было и кормиться. Так случилось и вскоре после смерти отца Тимофеева. Мать-вдова жалела сына Ефима и поэтому посылала младшего сына Тимофея на заработки из-за куска хлеба к одному богатому мужичку боронить его поле. И водит лошадку мальчик, босой, с загорелым лицом; и кто бы мог подумать, что это – будущий святитель, св. угодник Божий. Тимофею во время малолетства едва не пришлось сделаться приемышем ямщика. Один богатый, но бездетный соседний ямщик очень полюбил сироту Тимошу за его тихий нрав, трудолюбие и послушание, и желал иметь его у себя вместо сына. Мать Тимофея, имея в виду бедность Ефима, богатство и доброту ямщика, решилась отдать ему сына, а ямщик обещал отказать Тимофею все свое имущество. В тяжкие дни нужды мать взяла Тимошу и, в отсутствие старшего сына Ефима, повела его к ямщику.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > А спасутся ли православные?.. Несколько острых вопросов профессору МДА Алексею Ильичу Осипову 27.11.2011 1219 Время на чтение 8 минут - В ваших лекциях вы утверждали, что с конца XVII века в нашу Церковь вошли латинские ереси. Это правда? Если так, то какая же борьба велась и ведётся с такими лжеучениями? - Вы не вполне точно передаёте мои слова. Если принять вашу формулировку: «В Церковь вошли ереси!» - то получится, что наша Церковь - еретическая и надо бежать из такой Церкви. Это совершенно неверно. Вошли не ереси, а целый ряд заблуждений обрядового и богословского характера. На бытовом уровне это можно пояснить таким примером: «Мой сосед сломал ногу. Почему? Ясно почему: он греховодник, так ему и надо! А у меня, слава тебе Господи, ножки целы - значит, я праведник!» Оказывается, если у человека в жизни что-то не заладилось, то это за грехи ему наказание! А у меня сейчас всё хорошо - это мне за праведность! Тут мы видим чисто католическое учение, которое идёт от иудейства. Помните, когда Христос сказал: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное» (Мф.19,23), - все были поражены! «Богатому трудно?! Но богатый - значит праведный! Ему за праведность богатство дано. А бедный - значит греховодник!» Вот это учение - грубое учение! грубятина отчаянная! - но оно было воспринято католицизмом. А от католиков потихоньку и к нам переползло - в виде народного заблуждения, но не в виде ереси. - Как правильно относиться, во-первых, к экуменизму, во-вторых, к Восьмому Вселенскому собору, который готовится под названием Святой и Великий Собор Восточной Православной Церкви? - Я в данном случае выражу только своё понимание, и вы увидите, что оно, конечно, не совпадает с убеждениями многих. Я считаю, что никакого единства Христианских Церквей мы не достигнем! Об этом свидетельствует сама история. Когда экуменическое движение зарождалось и когда Православные Церкви начали вступать в него (кстати, греческие почти сразу вступили, а Русская Церковь - только в начале 1960-х), тогда было принято соглашение, которое звучит примерно так: «Поскольку мы все стремимся к единству, то мы обязуемся не вводить в наши вероучительные или нравственные системы ничего такого, что может помешать нашему сближению» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ераст ап., еп. Панеадский - житие Святой апостол Ераст. О св. ап. Ерасте упоминается в апостольских Деяниях (XIX, 22): «Послав же в Македонию два от служащих ему Тимофея и Ераста, сам же (Павел) пребысть время во Асии»; в послание к Римлянам (XVI, 23): «Целует вы Ераст, строитель градский» и во 2-м послании к Тимофею: «Ераст оста в Коринфе» (2 Тим. IV, 20). Некоторые ученые (как-то: Винер Real-Wort. Artie. «Erasmus» p. 355) различают Ераста градского строителя (эконом), от имени коего ап. Павел посылал приветствие к Римлянам (XVI, 23) от других лиц, носивших тоже имя Ераста, т.е. от упоминаемых в Апостольских Деяниях (XIX, 22 и 2 Тим. IV, 20) и основанием к такому различию выставляют то соображение, что человеку, открыто исповедающему христианскую веру невозможно было сохранять за собою почетную и доходную должность эконома (или казначея) в языческом городе, а тем более, не оставляя оной, сопутствовать апостолу и всецело отдаваться христианской проповеди… Но Ераст, упоминаемый в Апостольских Деяниях (XIX, 20), есть несомненно лицо, тождественное с Ерастом, которого ап. Павел в послании к Римлянам (XVI, 23) называет и о котором он упоминает во 2-м послании к Тимофею (IV, 20), так как ни откуда не видно, чтобы Ераст оставался экономом (казначеем) Коринфа после своего обращения в христианство и после присоединения к спутникам св. Павла; напротив апостол Павел, невидимому, с тою целью и упоминает в Послании к Римлянам, что Ераст был экономом города, чтобы показать, чем этот высокочтимый и богатый человек пожертвовал для христианства. С каковым предположением согласны лучшие толкователи Священного Писания. Так, блаж. Феофилакт Болгарский пишет: «упоминает св. апостол Павел о нем (Ерасте), дабы ты знал, что ни богатство, ни чин никому не служат препятствием к вере и правильной жизни». (Толкование на послание к Римлянам. Казань, 1866, стр. 225). Св. Иоанн Златоуст, изъясняя 23 стих XVI главы к Римлянам: «Целует вы Ераст», пишет: «Не просто (говорит апостол), но присовокупляет слова: „строитель градский“.

http://pravicon.com/info-2326

О покаянии, воздержании и девстве 1. Если блаженный Апостол Павел, учитель языков и Церкви, забывавший заднее и простиравшийся вперед, имевший тленное тело, но состязавшийся с бестелесными силами, кончивший поприще и сохранивший веру, прославившийся в постах, превознесшийся в бедствиях, в гладе и жажде благоугодивший, послуживший Христу от Иерусалима вокруг до Иллирика, имевший в себе глаголющим Христа, земный Ангел небесный человек, призванный Апостол и жилище Святого Духа, возносившийся до третьего неба, и слышавший оные неизреченные глаголы, обитавший в раю еще с тленным телом, безпримерный ревностью, богатый любовью, попечитель Божиих Церквей, вития благочестия, руководитель немощных, невестоводитель верующих, обличесние Иудеев, мрежа всех нас, учитель по умерщвлении, и по смерти проповедник, показавший нам образ восхождения на небеса; если сей, столь отличный муж, сей, говоривший о себе: Я ничего за собой не знаю (1Кор. 4,4), страшился и говорил: Да како иным проповедуя, сам неключим буду (9,27): то что должны делать мы, которые не сделали совершенно никакого успеха в добродетели? - И так должно непрестанно бдеть, молиться и просить у Бога не золота, не серебра, ни вообще богатства земного, но токмо царства небесного, и радоваться о Господе. Пусть иные радуются о богатстве, другие о здравии, иные о образовании и славе: дева должна радоваться о Господе, дабы могла получить и похвалу от Него, взывая к Богу: От Тебе похвала моя (Псал. 21,26). Нет ничего гнуснее и безобразнее души, рабствующей страстям: посему должно пещись о красоте душевной и говорить: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу (Псал. 29,8), дабы и Жених, узрев внутреннее благообразие твое, сказал: Вся добра еси ближняя Моя, и порока несть в тебе (Песн. 4,7). Впрочем, смотри, хотя и преуспеешь в добродетели, не превозносись добротою своею, чтобы за тщеславие твое не отвратился от тебя Бог, и чтобы не была обличена твоя гордость. Что ты можешь понести достойного того, что понес для тебя Христос? Он уничижил Себя как человек, искупил тебя честною своею кровью; дающий пищу всякой плоти, для тебя постился; сотворивший сладость меда, для тебя вкусил желчь; увенчавший небо звездами, увенчался для тебя тернием, и послушлив был даже до смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/681/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010