Некоторый богатый каменосечец отправился вместе с детьми своими торговать в чужую сторону. Всё, что ни было у него лучшего и ценного, он взял с собою, перенес на корабль, и с молитвою отправился в путь. По особенному Божию смотрению он полюбил на корабле одного мальчика, который прислуживал ему, и за то питался от стола его. Мальчик не был неблагодарен к доброму своему покровителю. Однажды он услышал, что матросы корабля перешептываются между собою. Вслушавшись внимательнее, он узнаёт, что они сговорились богатого каменосечца, которому он прислуживал, бросить в море и овладеть его имуществом. С грустию и скорбию он пришел для своей обыкновенной услуги к столу богатого. – Что ты сегодня так грустен, мальчик? – спросил его богач. Мальчик молчал. – Скажи мне откровенно, – снова спросил его богач, – что сделалось с тобою? Тогда, заливаясь слезами, благодарный мальчик разсказал ему всё, что слышал от матросов. – Ты верно знаешь это? – спросил богач. – Да, – отвечал мальчик, – они твердо решились на это. Призвав своих детей, богатый повелел им без отговорок делать всё то, что он ни скажет им. Вынув ящики, он начал, в присутствии всех, выкладывать из них драгоценные камни и всё лучшее. Затем, обратясь ко всем, сказал: – В этом ли жизнь? И за это ли я нахожусь в опасности быть брошенным в море? За это ли я сейчас умираю, и ничего не уношу с собою из этой жизни? Дети, бросьте всё в море. Дети его немедленно исполнили приказание отца: тотчас взяли и бросили в море. Матросы остолбенели от ужаса и оставили свое злое намерение. Богатый же погибелью своего богатства спас свою жизнь («Луг дух.», гл. 201). 10. О грехе сквернословия Употребляющий сквернословие оскорбляет Бога, сотворившего нас по образу и по подобию Своему, Которого мы должны славить чистым, неоскверненным языком. Слово Божие резко осуждает сквернословие: «отложите все, – говорит оно, – гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших... Если кто... думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Кол. 3:8 ; Иак. 1:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не бойтесь же, братие: за Богом ваше не пропадет. Он, дающий семя сеющему и хлеб в пищу, конечно, с избытком возвратит посеянное вами и умножит плоды правды вашей. Да и Он ли не возвратит, когда в руках Его богатство и слава всего мира, когда Он Сам весь любовь и милость, и когда Сам говорит, что розданное нищим становится отданным Ему? " Взалкахся бо, и даете Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене; наг, и одеясте Мя; болен, и посетисте Мене; в темнице бех, и приидосте ко Мне " (Мф. 25, 35-36). Бесплодное раскаяние (Слово св. Ефрема о суде и покаянии) Из причти Спасителя о богатом и Лазаре мы между прочим узнаем ту великую истину, что после смерти покаяния нет. " Отче Аврааме, - вопиял богатый из ада, - помилуй мя и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устудит язык мой, яко стражду во пламени семь " (Лук. 16, 24). Но что отвечал ему Авраам? " Чадо, помяни яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая; ныне же зде утешается, ты же страждеши. И над всеми сими между нами и вами пропасть велика у твердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам, не возмогут, ни иже оттуда к нам преходят " (ст. 25-26). Обратился было богатый и с другою просьбою к Аврааму, именно, чтобы Лазарь послан был к братьям его сказать, чтобы добродетельно жили; но и эта просьба не была уважена. Казалось бы, братие, это учение Спасителя о посмертной участи беспечных грешников мы непрестанно должны иметь в уме и содержать в сердце, и располагать, на основании его, жизнь нашу по закону Божию. Но, к сожалению, до учения Спасителя нам как будто и дела нет, и мы вопреки предостережению Его живем так, как будто и Бога нет, и будущей жизни нет, и ничего нет, не было и не будет. Что же, неужели вы думаете, все это даром пройдет нам? Никак. Поверьте, что и мы все, если не исправимся, непременно так же никогда будем вопиять, как и богатый во аде. И вот послушайте, как воспроизводит один из св. отцов вопль грешника по смерти: " Ничто, - говорит св. Ефрем Сирин, - не поможет нам в страшный день суда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Господь прощает нам наши долги, но и мы должны прощать своим должникам. В молитве «Отче наш» мы ежедневно повторяем: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Но чтобы иметь право обращаться с этой просьбой к Богу, мы должны забывать о долгах других людей перед нами и помнить только о своем долге перед другими. Господь простит нам все наши долги, у Него хватит щедрости, милости и любви, чтобы простить любой наш грех, но при одном условии, что и мы тоже будем прощать людям. В жизни все взаимосвязано, и потому если мы от Бога ждем прощения и милости, то должны уметь и сами оказывать милость, которую мы окажем нашим ближним и дальним. Поставим себя перед судом этой притчи. И если есть кто-то, кого мы не могли простить, то простим его. Если кто-то нам должен, простим ему долг, чтобы милость и благодать Божия всегда были с нами. Аминь. 3 сентября 2000 года Христос и богатый юноша. Неделя 12–я по Пятидесятнице Думая о том, что произошло с богатым юношей, мы часто обращаем внимание прежде всего на то, что он не последовал за Христом, не решился отказаться от своего богатства, а также на слова, которые Господь сказал ему и ученикам Своим: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Часто мы упускаем из вида начало этой истории о том, что богатый юноша пришел к Иисусу с вопросом: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Господь ответил ему: «Соблюди заповеди». Юноша спросил: «Какие?» — Иисус ответил: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради, не лжесвидетельствуй; почитай отца и матерь; и: люби ближнего твоего, как самого себя». И юноша сказал: «Все это сохранил я от юности моей» (Мф. 19:16–26). Спроецируем эту историю на нашу жизнь и зададим себе вопрос: можем ли мы ответить Господу с чистою совестью так, как ответил Ему богатый юноша: «Все это сохранил я от юности моей»? Соблюдаем ли мы те десять ветхозаветных заповедей, которые были даны человечеству как основа для его нравственного выживания? Можем ли мы поставить себя на один уровень с этим богатым юношей? Мы видим, что сегодня творится вокруг нас, в нашем обществе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Далее, что он (юноша) был опечален, и не притворно, но на самом деле опечален, это явствует из того, что и Господь видел, что он опечален. Ведь если бы лгал, то не был бы опечален, потому что в таком случае не был бы подготовлен (к этому) соблюдением заповедей. Но как человек, мнящий себя совершенным, он приступил к Господу, чтобы его похвалу Господь сделал явной (для всех). Усмотрев, что у него есть недостатки, опечалился, видя, что похвала его умолчана, так как праведность свою он сообразовал с восхвалением закона и уже получил за нее блага. С любовью же посмотрел (Господь) на него для того, чтобы научить, сколь угодны Ему те, кои домогаются совершенства. Ибо кто любит, тот служит тому, кто ниже его; тому, кто выше его, повинуется. Возлюбил его, чтобы научить, сколь возлюблен (Ему) тот, кто стремится к высшей степени (совершенства). Словами: «Учитель благий» (богатый) предпослал как бы некоторый подарок, потому что сначала пытался подкупить Господа дарами (языка). Но Господь отверг повод к лицеприятию, дабы научить, что нам должно говорить и слушать то, что справедливо. И с любовью посмотрел на него, чтобы таким образом привлечь его и возвести к тому совершенству, какое установлено было Господом и в самом деле тогда предлагалось ему. Но так как его правда сообразована была с законом, по которому люди поступали праведно в надежде на блага земные, то он надеялся на имения свои, как если бы они были наградой за его праведность. Посему «трудно» богатым и тем, которые возлагают надежду на подобного рода вещи, так как думают, что то, чем они обладают, есть награда и воздаяние за их подвиги. Ибо не могут оставить своих богатств те, которые думают, что они суть награда их праведности. Затем, чтобы (богатый) не сказал: «уже с самого начала встретил меня с неблаговолением и посему, воспользовавшись предлогом, отверг меня», для сего (Господь) говорит: «один только благ». Если это так, то разве Сам Он не благ, коль скоро называется Сыном Благого? Потому также с любовью и посмотрел на него, чтобы сделать явным, что этот богатый не восхвалил сам себя. И тот также был богат, который одевался в порфиру (Лк. 16:19). Из того, что этот (последний) говорит: «отче Аврааме» (Лк. 16:24), и еще: «там есть Моисей и пророки» (ср.: Лк. 16:29), ясно следует, что он был Израильтянином.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

11) Сделанное добро, насколько возможно, забывать должно, дабы не похитила левая рука то, что сотворила правая (см. Мф.6:3 ). Ибо одна память о грехах нам полезна, поскольку смиряет нас. А о добродетелях память не полезна, ибо в высокоумие фарисейское приводит, что показывает притча о мытаре и фарисее (см. Лк.18:10–14 ). Призывает Христос в вечное Свое царствие благословенных Своих и ублажает их, говоря: «Алкал Я, и вы дали Мне есть», и прочее; но они добродетелей своих не помнят и признаются, как будто их и не делали: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» ( Мф.25:34–39 ) Этим показывается, что и мы добрые дела должны делать, но сделанное забывать. К тому же должно твердо помнить, что мы сами собой без Христова Духа не можем никакого добра делать. " Без Меня..., – говорит Христос, – не можете делать ничего» ( Ин 15:5 ). Потому всякое добро истинное от Бога происходит, и доброе дело есть Божие дело, Богу его и приписывать должно: Ему единому, как Источнику и Подателю благ, благодарение, честь и слава подобает. § 263. Поскольку нищета немалую скорбь приносит, особенно тем, которые с женами и детьми в нищете живут, и подушные подати и оброки платят, то должны они в этом бедствии не чем иным, как терпением себя укрепить, на волю Божию отдаться и так милости Его ожидать. Однако да внимают следующему предложению: 1) Утешение нищим может быть от сравнения богатого с нищим. Хотя сыны века сего и полагают блаженство в богатстве, но если на состояние богатого и нищего посмотрим, то увидим, что этот блаженнее того. Ибо блаженство состоит не во многом стяжании, но в покое душевном; не в том, чтобы много иметь, но в том, чтобы тем довольствоваться, что имеем. Смотри на богатого и нищего: богатый проживет дни свои, и нищий проживет. Богатый живет в богатых покоях, богатым столом насыщается, в богатую одежду одевается, нищий – в хижине, хлебом с водой питается, в рубищах ходит, но также дни проводит, как и богатый.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Спасение души Когда много народа собралось около Господа нашего Иисуса Христа, сказал Господь такие слова: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мф.16:26 ) И еще Он сказал: Или какой выкуп даст человек за душу свою? Это значит, что душа человеческая имеет цену большую, чем весь мир видимый. А когда человек утратит полноценную душу, то чем может заплатить – за что может снова ее купить? Ни за что на свете. Даже если бы весь мир отдал, не мог бы выкупить утраченную душу. Блажен тот, кто это знает и хранит душу свою как наибольшее богатство свое. Блажен тот, кто постоянно следит за душой своей и не допускает, чтобы ей наносился хоть какой-то вред. Ибо кто душу спасет – спасет все; а кто душу утратит – утратит все. В одном небольшом городке жил весьма богатый человек. А домик у него был малый и ветхий. Богач не хотел строить новый дом, а все средства свои накапливал и берег. Но однажды вечером дом его загорелся. Он вскочил с постели, не одеваясь, побыстрее схватил свое накопленное богатство и выскочил наружу. Дом превратился в пепел, но хозяин об этом ничуть не жалел. Он со своим богатством перебрался в большой город, построил прекрасный новый дом и зажил там радостно, без особых забот. Каков смысл этой притчи? Небольшой городок означает этот мир, в котором люди, как гости, живут кратковременно. Малый и ветхий дом означает тело человеческое, дом души человека. Богатый человек – это разумный христианин, который услышал, понял и в сердце свое положил слова Христовы: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Накопленное богатство означает богатую душу разумного христианина, всю жизнь старающегося жить по закону Христову и накапливающего в душе все те добродетели, которые ценнее золота, серебра и драгоценных камней. Духовное золото и серебро, великое богатство духовное, это: вера и надежда на Бога, любовь к Богу, молитвенность, милосердие, доброта, миролюбие и братолюбие, кротость и чистота. Что означает пожар, уничтоживший дом? Это смерть тела. Внезапный пожар ночью означает неожиданную смерть телесную, дня и часа которой не знает ни один смертный человек. Пробуждение богатого человека от сна во время пожара и переселение в большой город означает освобождение души от тела во время смерти и переселение в иной мир. Большой город – вечное Царство Христово, в котором обитают Ангелы и праведники. Прекрасный дом в большом городе означает обиталище каждой праведной души в том мире, в Царстве вечном и бессмертном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Подобное тому, на чем споткнулся богатый юноша, бывает и ныне со многими из нас. Иной думает о себе, а иной и говорит о себе, что он любит ближнего, а когда дело коснется помощи ближнему, например, нужно в долг денег дать, или нищему подать, или странника позвать к себе в дом, накормить-напоить, утешить и успокоить его: так и сердце назад поворачивается от ближнего, – не мил становится, а часто и на взгляд противен, сердце говорит только: проходи себе, проходи, любезный, мне до тебя дела нет; ты мне не сват и не брат; такой-то знакомый или родственник больной лежит: навестить, побеседовать не хочется; в беду, напасть кто впал: как-то сердце его чуждается, в счастье был друг, а в несчастье – нет. Вот вам и любовь к ближнему, как к себе самому. Для себя у нас всего с избытком достанет, для всех прихотей найдутся деньги и все; для ближнего – нет, хотя ближний – член наш; для себя на все деньги есть: и на богатый стол есть, и на вино есть, и на наряды богатые есть, на карты есть, и на табак есть, и на театр, и на всевозможные прихоти, а для ближнего – нет: всего жаль для него: копейки жаль и порядочной одежды и обуви жаль, – как будто нищий не во всем подобный нам человек, как будто он бездушная статуя, как будто ему ничего не нужно; если так будем жить, то уже, верно, вечного блаженства нам не заслужить: потому что любви истины не приняли, чтобы спастись нам ( 2Фес.2:10 ). Иисус, по поводу печали юноши о разлуке со своим богатством и удаления его от Господа, сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царствие Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Отчего это? Оттого, что богатство для богатого есть идол, коему он кланяется, на коего он надеется, на него, а не на Бога; оттого, что оно ожесточает его сердце, его душу, делая ее как бы земной, грубой, бессловесной, рабой тления, не способной к любви Божией. Потому Апостол пишет ученику своему Тимофею: «Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, дающаго нам вся обилно в наслаждение» ( 1Тим.6:17 ). Услышав слова Спасителя о трудности богатому войти в Царство Небесное, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно. Значит, и богатым не должно отчаиваться в своем спасении, как и бедным; только надо во благо себе и ближним употреблять свое богатство, считать его не своим, а Божиим добром, которое дано нам не для нас одних, а и для других, для тех, которые сами по болезни или по чему другому не в состоянии достать себе необходимого пропитания, также необходимой одежды или крова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Притча о богатом и Лазаре О тех людях, которые любят богатство, а бедным не помогают, Иисус Христос сказал такую притчу. Один человек был богат, одевался в порфиру (верхняя одежда из дорогой красной материи) и виссон (тонкая белая одежда) и пировал каждый день весело. Был также один нищий, по имени Лазарь, который лежал у ворот дома богача, покрытый струпьями. Он желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходили и лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово (место блаженства праведных, рай). Умер и богатый, и похоронили его. И вот, мучаясь в аду, он поднял глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря с ним и возопил: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец пальца своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучаюсь в этом пламени». Но Авраам сказал ему: «чадо! вспомни, как на земле ты блаженствовал, а Лазарь страдал; ныне же здесь он утешается, а ты страдаешь. Кроме того, между вами и нами утверждена великая пропасть, которую нельзя перейти ни вам ни нам». Тогда бывший богач сказал Аврааму: «так прошу тебя, отче, пошли Лазаря на землю, в дом отца моего, потому что у меня там осталось еще пять братьев. Пусть он предостережет их и засвидетельствует им о будущей жизни, чтобы они не попали в это место мучений». Авраам ответил ему. «у них есть Моисей и пророки (т. е. святые Писания их); пусть слушают их». Он же возразил Аврааму: «нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». В этой притче Господь ясно показал... Если богатый тратит свое богатство только на свое удовольствие, а бедным не помогает, не думает о душе своей и ее вечной участи, то будет осужден и не получит блаженства в будущей жизни. Те же, которые терпеливо, с кротостью, без ропота переносят страдания , получат вечную блаженную жизнь в Царстве небесном. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки ( Лк.16:19–31 ). Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

1. Один и тот же Законодатель и Ветхого, и Нового Завета. – Почему Новый Завет так называется? – 2. Уловление человеков. – 3. Истинная справедливость. Разные виды рабства. – 4 и 5. Прообразы Христа в ветхозаветной обрядности. – 6. Покаяние – корень благочестия. – 7. Истинная помощь и защита в бедствиях и напастях. – Молитва к Пресвятой Богородице, святым апостолам и мученикам. 1. Пророки возвещают Евангелие Христова Царства, служители новой благодати изъясняют его, а Божественного слова слушатели, почитатели и прославители принимают. Не жаждая слова учения, нельзя найти удовольствия в слове истины. И как нежаждущему и неалчущему невозможно с удовольствием наслаждаться пищей, так невозможно найти удовольствие и в слове истины тому, кто не жаждет учения Святого Духа. Поэтому Спаситель и говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф.5:6 ). Истинная пища душ, истинная роскошь благочестивых, истинное богатство набожных – слово Божие, говорящее устами Давида; именно он гордится то как богатый, а то как наслаждающийся и говорит: «Как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст моих» ( Пс.118:103 ). Здесь – голос того, кто наслаждается; слово Божие было для Давида наслаждением. Об этом он часто говорил: «Утешайся Господом, и Он для тебя исполнит прошения сердца твоего» ( Пс.36:4 ). А в другом месте он хвалится богатством закона, не как наслаждающийся только, но и как богатый, и говорит: «Закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ). Видишь ли, каково наслаждение благочестия и богатство праведности? Поэтому нам должно жаждать Божественного и алкать Небесного, обильно наслаждаться с царской Христовой трапезы, твердо держаться Евангелия спасения, не теперь только заявившего о себе, но основанного пророками и созданного апостолами. Не с тех пор, как явился Христос, началось Евангелие; но оно было насаждено в пророческих книгах, а прозябло в апостольской проповеди . Поэтому Павел, желая показать, что Евангелие началось не с воплощения, а заблистало с пророков, и что через воплощение оно засияло, говорит: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» ( Рим.1:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Потому-то и премудрый сказал: хорошо богатство, в котором нет греха ( Сир. 13, 30 ). Хотя и Авраам был богат, и Иов был богат, однако они не только не потерпели никакого вреда от своего богатства, но еще более прославились. Ради чего и почему? Потому что не для своего только наслаждения пользовались богатством, но для утешения других, помогая бедным в их нуждах и отверзая свой дом для всякого странника. Вот послушай, что говорит один из них: странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему ( Иов 31, 32 ). И отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы? ( Иов 31, 16 ). Да и не только оказывали пособие неимущим из своего богатства, но и заботились о них через свое покровительство. Я был, – говорит, – глазами слепому и ногами хромому... и из зубов беззаконника исторгал похищенное ( Иов 29, 15, 17 ). Видишь ли, что он и об обижаемых заботится и служит всем вместо увечных членов? Этому праведнику всем нужно подражать – праведнику, прежде закона и прежде благодати показавшему столь великое любомудрие, и притом не имевшему ни наставника, ни добродетельных предков, а собственными усилиями и здравым смыслом пришедшему к такой доброй жизни. Каждый из нас имеет лежащее в самой природе познание о добродетели; и если кто не хочет по небрежности погубить благородство своей природы, то никогда не лишится этого (1). В одном отношении живущие в роскоши несчастнее даже нищих; этого не станут отвергать и богатые. Часто богач, лежащий на мягкой постели, окруженный слугами и служанками и от всех принимающий множество услуг, услышав, как бедный кричит на улице и просит хлеба, заплачет, застонет и пожелает лучше быть таким же, только бы здоровым, чем богатым и больным. И не только в здоровье, но и в чадородии богатый также не имеет никакого преимущества пред бедным. Одинаково и у богатых, и у бедных бывает и много детей, и ни одного. А вернее сказать, и здесь богатый уступает бедному. Бедняк, если и не будет отцом, не чувствует большой скорби, а богач – чем более умножается его имущество, тем более терзается неимением детей и ни в чем не находит удовольствия от того, что не имеет наследника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010