В другое время одна мысль, что наши ближние дошли до известного рода счастья, могла бы подвинуть нас на еще большую деятельность, чтобы сравниться с ними и даже превзойти их. Но в аду нет места соревнованию. Время подвигов кончилось; победные венцы розданы праведным: теперь каждый блаженствует или бедствует, смотря по своей земной жизни. Из ада на небо и с неба в ад нет перехода. С какой радостью грешник возвратился бы снова в мир, где он так мало был, в этот знакомый круг утех и наслаждений; но не для радости и веселья, а для слез, скорби, подвижничества, мук и страданий, – только бы ему этими временными страданиями искупить себя от страданий вечных. Но нет грешнику возврата! На земле человеку определено однажды жить, однажды и умереть, чтобы потом однажды наследовать жизнь вечную или вечные мучения. Одни только мы, живущие на земле, можем еще употреблять на добро или зло данную нам от Бога свободу для избрания одной из двух вечностей, которая скоро и неминуемо сделается и нашей долей. Скольких бы мы избежали преступлений, сколько бы добрых дел сделали, если бы чаще думали о жизни вечной, ежеминутно к нам приближающейся! Будем же как можно чаще напоминать себе: ты живешь для вечности; все, что делаешь, думаешь и говоришь, чего желаешь и не желаешь, – все это ведет тебя к вечности; но к какой вечности: счастливой или несчастливой? Думай чаще об этом! Думай наедине и в обществе, дома и на службе, всегда и везде. Проникнись этой мыслью до того, чтобы и во сне она не покидала тебя. Знай, что по разлучении души с телом безвозвратно вступишь в вечность – вечность мучений! Тогда сказал он (богатый): так прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего: ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Богатый жил в мире и не думал о будущей жизни, а теперь плачется на свою безрассудность. Пять братьев его живут еще в мире так же, как и он жил. Но им есть еще время одуматься. Богач знает по собственному опыту, что одних убеждений для них недостаточно. Боясь, чтобы и они не попали в ад, он просит Авраама о новом, по его мнению, способе вразумить их, а именно – послать в мир проповедника из царства мертвых. Но Авраам говорит богачу, что братья его имеют Моисея и пророков, и пусть их слушают; а если и их не послушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Христос, благословляя детей, как бы усыновляет их Себе, и сообщает им особый благодатный статус. Возможно, благословляя детей, Он употреблял в данном случае каноническую форму, известную Ветхозаветной Церкви: «Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии»; или другую, тоже имевшую литургический статус ( Чис.6:22–23 ) в ветхозаветные времена: «да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» ( Чис.6:24–26 ). Господь Иисус Христос и богатый юноша Теперь мы переходим ко 2-й теме нашего сегодняшнего евангельского урока: Господь Иисус Христос и богатый юноша. И мы читаем далее: Мф.19:16 . «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Тот, который спрашивал, каким образом он унаследует жизнь вечную, был и юн, и богат, и горд; а согласно словам других евангелистов, он спрашивал не с целью научиться, а с целью испытать » 121 . Блаженный Феофилакт иначе оценивает личность подошедшего и его мотивы: «Этот человек подошел не с целью искушать Христа, но с целью получить наставление, так как жаждал жизни вечной» 122 . Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Некоторые обвиняют этого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и притом с намерением искусить Его; но я скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, так как в этом же самом и Христос изобличил его. Укорять же юношу в лукавстве я отнюдь не намерен: не безопасно быть судиею того, чего мы не знаем, и особенно судиею-обличителем. Да и Марк отдалил такое подозрение, когда сказал об нем: “ подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его”; и еще: “Иисус, взглянув на него, полюбил его” ( Мк.10:17, 21 ) » 123 . То есть для юноши все складывалось более чем хорошо, но некая двойственность его души погубила его. Сказано: «Боязливых же… участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» ( Откр.21:8 ). То есть страх человеческий, который иногда сковывает нас, может способствовать нашей духовной деградации. С другой стороны, страх Божий изгоняет любой человеческий страх и делает верующего совершенно бесстрашным.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Во сне искал он смерти и на Яву призывал ее, — но она не являлась. Он ждал смерти как избавления от всех трудов и забот, подобно многострадальному Иову. Ведь и тот, потеряв богатства, стада, имущества, совершенно обнаженный, снедаемый червями, лежал на гноище и желал смерти. Вот что говорил он: « На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб » (Иов 3:20–23). « И желал », говорится, « напитаться крошками, падающими со стола богача » (Лк. 16:21). О, противоречие жизни! Богатый утопал в бурном потоке наслаждений, а бедный изнемогал под игом бедности, не имея ни одной капли для освежения. Отчего в самом деле течение жизни не привело их к взаимному общению? Отчего? Чтобы бедный воспринял светлые венцы за свое терпение, а богатому за то, что он довел свою душу до озверения, своими зубами пришлось грызть незрелый виноград. « И псы », говорится, « приходя, лизали струпья его ». Псы оказались человечнее богатого и добрее его. Он никогда капли масла не уделил бедному, а псы, остроту зубов укрощая человеколюбием, мягким языком своим врачевали его, удаляя с его ран всякую нечистоту и запекшуюся кровь; гладкость языка заглаживая его лютые нарывы, они незаметно облегчали тяжесть его ран. Богатый же никогда не удостоил бедняка милостивым взглядом или словом, хотя бы бесполезным; не бросил ему ни рубища, ни остатков еды, ни одного гроша, покрытого ржавчиной, ни хлеба, ни даже корки хлебной, тронутой плесенью, но все это отправлял через горло в свою утробу, как будто она была всеобъемлющей. 2. И что же? Каковы заслуги каждого, таково и воздаяние. « Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово » (ст. 22). Едва избегнув тягостей и треволнений бедности, он прибыл в тихую пристань Авраама. « Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово ». Видишь, как за порогом этой жизни бедность окружается попечением ангелов? « Умер и богач, и похоронили его » (ст. 22).

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

Относительно богатого тотчас упоминается и гроб, согласно со словами Давида: « и гробы их — жилища их на век » (Пс. 48:12). Поэтому и говорится тебе: бедный, не бойся, « когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его » (Пс. 48:17, 18). Все оставит он здесь — рабов, прислужников, угодников, прихлебателей, льстецов, колесницы, златоуздых коней, бани, поместья, дома с раззолоченными потолками и мозаичными полами, царство, могущество, власть, — все это оставит он здесь и уйдет отсюда нагим. И находясь в аду, « он поднял глаза свои », — заметь, на какой глубине находился богатый и на какой высоте бедный, — « поднял » говорится, « глаза свои », богатый « увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его » (ст. 23). Почему, однако, не Лазарь увидел богатого? Потому, конечно, что кто находится среди света, тот не видит находящегося во тьме, а кто во тьме находится, тому видно находящегося в свете. И сказал: « отче Аврааме! умилосердись надо мною »! Говоришь: « умилосердись » теперь, когда уже прошло время милости. Разве ты не слышал говорящего: « суд без милости не оказавшему милости » (Иак. 2:13)? Каешься теперь, когда нет места для исповедания; не слышал разве, что сказал Давид: « во аде кто будет славить Тебя » (Пс. 6:6)? « Умилосердись надо мною и пошли Лазаря ». Ты знаешь Лазаря? Ты узнал того, кто лежал в навозной куче, и кого ты не желал никогда удостоить равной чести с собаками? Но ведь ты — во дни благоденствия твоего — затворил перед ним свои недра; так и я теперь — в день наказания — затворяю перед тобою недра милости. Разве ты не слышал, как Бог через всех пророков взывал к тебе, говоря: « наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда » (Ос. 12:6), потому что « милости хочу, а не жертвы » (Ос. 6:6); « блаженны милостивые, ибо они помилованы будут » (Мф. 5:7), и еще: « благотворящий бедному дает взаймы Господу » (Прит. 19:17)? Итак, где ты сеял, там ищи и пожинай; где расточил, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семян милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева.

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

Что труд одного человека сделал на пользу другого, того никто не смеет разрушать из каприза или из высокомерия; считать такое поведение даже выражением особого образа жизни – это признак величайшего развращения нравов. А как часто виновны мы в такой бессмысленной расточительности! Всем нам спасительно глубже принимать к сердцу слова Евангелия о чуде насыщения: «соберите оставшиеся куски, чтобы ничто не пропало» 490 . Небережливость часто встречается у бедных людей. Идет женщина, и не оберегает подол своего единственного платья, а имеющая их десять ходит с оглядкой. Девушка, не имеющая крепкой обуви и рубашки, покупает веер, перчатки, брошку и часы, на починку которых вновь требуются деньги. Русским людям особенно свойственно мотовство из ложного стыда. Немецкие и французские зажиточные барыни сами готовят кушанье и убирают комнаты, богатый американец чистит себе сапоги. А русская гимназистка, дочь бедных и простых родителей, считает постыдным исполнять необходимые домашние работы, убирать постель, подметать комнату и т. п. § 118. Бедность С точки зрения учения о нравственности не следует делить людей на богатых и бедных, но на преданных и непреданных корыстолюбию. «Не только тот корыстолюбец, который на самом деле всяким образом богатство собирает и хранит у себя, не уделяя требующим, но и тот, кто хотя не собирает и не имеет, но ненасытно желает его. Нищий хотя бы ничего у себя не имел, но имея к богатству любовь, истинный сребролюбец. И не всякий богатый есть сребролюбец, но кто любит серебро, кто сердцем к серебру приложился, кто к богатству прилагает сердце, по выражению псалмопевца. Многие были, как и ныне имеются, богатые и славные, но Богу угодили и потому сребролюбцы не были» 491 . Вообще, бедность не может рассматриваться, как состояние, исключительно благоприятное для нравственного совершенствования. Если опасно для многих богатство, то не свободна от опасностей и чрезмерная невольная бедность. Еще ветхозаветный мудрец молился: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрёкся от Тебя и не сказал: «Кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» ( Притч.30:8,9 ) 492 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Что в словах: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим“ разумеется не какое-либо особое, высшее совершенство, а именно необходимое нравственное требование, это, несомненно, из параллельных мест Евангелий Марка и Луки. Здесь слова: «если хочешь быть совершенным“ заменены выражением: «одного тебе недостает“, 201 т. е. недостает, конечно, для достижения того, чего искал богатый юноша и о чем он спрашивал, – «царства небесного“. Если же Христос обещает юноше «сокровище на небе“, то этим не выражает мысли о том, что юноша получит какое-либо особое, превышающее обычное, блаженство. Означенное выражение, очевидно, образно обозначает понятие Царства Небесного, применительно к тому, что юноше приходилось жертвовать всецело своими земными сокровищами, богатством, для достижения нравственного совершенства, для беспрепятственности и удобства последования за Христом. И ко всем без исключения своим последователям Христос обращает требование: «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут“. 202 Святоотеческие комментарии этого евангельского повествования вполне подтверждают общий смысл предложенного экзегезиса. По словам, напр., св. Григория Нисского , «из истории известно, что юноша был богат; думаю, что это был человек, любивший наслаждение житейскими удовольствиями и любостяжательный, ибо сказано, что он опечалился советом отказаться от обладания своим имуществом, и не решился променять его на жизнь вечную“. 203 Василий Великий , в частности, раскрывает ту мысль, что богатый юноша, несомненно, не исполнил евангельской заповеди о любви к ближним, как к самому себе. 204 В результате получается, что и, так называемые, «советы“ являются «заповедями“, обязанностями, но не для всех людей и при всяких обстоятельствах, а лишь для некоторых христиан, при наличности известных условий «Есть обязанности безусловные, которые человек – христианин должен исполнять, кто бы он ни был, и в каких бы обстоятельствах ни находился; и есть условные, обязательные только под известными условиями… Для того, к кому они идут, они имеют силу безусловных, ибо суть не что иное, как ближайшее их приложение к его быту“. 205

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Так же сказала и Марфа, когда она сомневалась, воистину ли воскрес брат ее Лазарь: «Знаю, что он воскреснет в воскресение, в последний день» 1707 . И рек ей Господь: «Я есмь воскресение, путь и истина и жизнь» 1708 «. На эти слова пресвитер возразил: «Как же в псалме говорится: «Не пребудут нечестивые на суде?» 1709 «. И я ответил: «Не пребудут, чтобы судить, но пребудут, чтобы быть судимыми. Ибо судия не может сидеть с нечестивыми, когда он потребует отчета об их делах». И тот в ответ: «Господь говорит в Евангелии: «Кто не уверовал, тот уже осужден» 1710 ; во всяком случае он лишится воскресения». И я ответил: «Ведь он уже осужден на вечные муки, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия, однако он воскреснет телесно, чтобы само тело, в котором он согрешил, терпело наказание. И в самом деле, суд не может состояться раньше, чем воскреснут мертвые, потому что как те, которые умерли в святости, находятся, как мы верим, на небесах, на могилах которых проявляется такая чудодейственная сила, что благодаря ей слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются от проказы и немощным по их молитве даруются другие блага исцеления, так и грешники, как мы верим, пребудут до суда в адовом узилище». И сказал пресвитер: «Но в псалме мы читаем, «Душа отходит от человека, и его не будет; и он больше не узнает «своего места» 1711 «. Я ответил: «Это то, что говорил Господь в притче богатому, который испытывал муки от огня в аду: «Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое» 1712 . Но тот богатый не знает больше ни своего пурпура, ни дорогих материй, ни пиршественных яств, которые ему доставляли воздух, земля и море, так же как и Лазарь – своих язв и струпьев, которые у него были, когда он лежал у дверей богатого; когда же Лазарь покоился в лоне Авраамовом, богатый мучился в пламени». Пресвитер сказал: «В другом псалме мы читаем: «Выходит дух их, и они возвращаются в землю свою, в тот день исчезают все помышления их» 1713 «. На это я ответил: «Ты говоришь правильно, что когда дыхание жизни покидает человека и остается лежать мертвое тело, он не думает уже больше о том, что он оставил в этом мире, как если бы ты, например, говорил: «Он больше не думает ни о постройке, ни о растениях, ни о возделывании поля, не помышляет больше о приобретении золота, серебра и прочих богатств земных».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Вместо того, чтобы вам говорить: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то и другое», вы, по своей надменности, тщеславитесь» (4 13, 14, 15 ). В другом месте рисуется надвигающаяся судьба богачей, и множество отдельных подробностей характеризует быт их: богатство ваше (т. е. запасы зернового хлеба) сгнило, – говорит им Иаков, – и одежды ваши (другой вид ценного имущества) изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело... вот плата, удержанная вами у работников, вопиет от вас, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы веселились на земле и роскошествовали; откармливали сердца свои на день заклания; вы осудили, убили праведника» (5 2–6 ). Везде в этих примерах немногими словами захвачено всё существенное. Но нужен был бы тщательный анализ, чтобы выяснить тонкость и содержательность этих примеров. Весьма часто Автор прибегает к образам и к метафорам, заимствуя их из всех областей природы и жизни, но всегда художественно и с изысканным благородством. Чтобы охарактеризовать неустойчивость человека сомневающегося, он воспоминает море и говорит, что такой подобен «волне морской, ветром вздымаемой и развеваемой» (1 6 ). По другому случаю ему припоминается морское дело. Отношение языка к телу сравнивается у него с отношением руля к кораблю. «Корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулём направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает» (3 4, 5 ). Непрочность жизни богача, внешне-прекрасного своим богатством, выражается под образом полевого цветка, увядающего под палящим дыханием самума, который является вместе с восходом солнца. Богатый «прейдет, как цвет травы: взошло ведь солнце ссамумом и иссушило траву, и цвет её опал, и красота вида её погибла; так и богатый в делах своих увянет» (1 10–11 ). Разрушительная сила от неудержания языка сравнивается с силою огня, охватывающего кучу горючего и воспламеняющегося материала, или даже лес. Как от маленькой искры огня происходит целый лесной пожар, так от маленького члена тела – от языка – происходит пожар всей жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Как и во всех сторонах духовного делания, в проблеме «хлеба насущного» пастырь подвержен всем общечеловеческим слабостям и искушениям. Всякому человеку, а тем более семейному, в той или иной мере свойственно заботиться о своем благосостоянии и материальном благополучии своей семьи. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее ( Еф. 5:29 ), однако у того же апостола Павла сказано: попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим. 13:14 ), ибо сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ( Гал. 6:8 ). Искушением здесь является вовсе не забота о «хлебе насущном», то есть о нормальном питании, одежде, бытовых удобствах для себя и своих близких, но стремление к обогащению, роскоши, ненасытному умножению доходов, чтобы только не показаться «беднее других», приобрести «уважение» окружающих высоким уровнем материальной жизни. Здесь будет уместно подробнее остановиться на христианском отношении к бедности и богатству. Бедность и богатство в христианском освещении «Бедные обогащают богатых... Богатые обедняют бедных», – как по-разному произносят в мире эти слова! Одни подразумевают за ними эксплуатацию бедных богатыми. Другие, верующие во Христа, живущие во Христе, видят в этом утверждении совсем другой, гораздо более широкий и богатый смысл: бедный материально может высотой и чистотой своего духа возвышать, духовно обогащать материально богатого человека. Наоборот, неблагополучный в духовно-нравственном отношении человек (будь он бедный или богатый материально), конечно, «обедняет», духовно опустошает соприкасающихся с ним людей. Ибо каждый человек влияет на всех, сам испытывая влияние всех окружающих независимо от своего общественного положения. Незримо для глаз в мире перекатываются, сталкиваются волны нравственных и духовных «энергий» отдельных людей, каждый из которых может быть для мира делателем добра или зла, проводником света Христова или тьмы. Вредно не само по себе материальное богатство (оно нравственно нейтрально), и не сама по себе бедность (также нравственно нейтральная), но «похоть очей», обожествление богатства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аминь. Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии. о том, что один Законодатель Ветхого и Нового за­ветов, также об одежде священника, и о покаянии   1. Пророки возвещают евангелие Христова царства, служи­тели новой благодати изъясняют его, а божественного слова слу­шатели, почитатели и прославители принимают. Не жаждая слова учения, нельзя найти удовольствия в слове истины. И как не­жаждущему и неалчующему невозможно с удовольствием на­слаждаться пищею, так невозможно найти удовольствие и в слове истины тому, кто не жаждет учения Святого Духа. Поэтому Спаситель и говорит: блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф.5:6). Истинная пища душ, истинная рос­кошь благочестивых, истинное богатство набожных — слово Бо­жие, говорящее устами Давида; именно он гордится то как богатый, а то как наслаждающийся и говорит: как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст моих (Пс.118:103). Здесь — голос того, кто наслаждается; слово Божие было для Давида наслаждением. Об этом он часто говорил: утешайся Господом, и Он для Тебя исполнит прошения сердца твоего (Пс.36:4). А в другом месте он хвалится богатством закона, не как наслаждающийся только, но и как богатый, и говорит: закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра (Пс.118:72). Видишь ли, каково наслаждение благочестия и богат­ство праведности? Поэтому нам должно жаждать божественного и алкать небесного, обильно наслаждаться с царской Христовой трапезы, твердо держаться евангелия спасения, не теперь только заявившего о себе, но основанного пророками и созданного апо­столами. Не с тех пор, как явился Христос, началось евангелие; но оно было насаждено в пророческих книгах, а прозябло в апостольской проповеди. Поэтому Павел, желая показать, что евангелие началось не с воплощения, а заблистало с пророков, и что чрез воплощение оно засияло, говорит: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти (Римл.1:1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010