Но в этом человеке, готовом поступиться своим начальственным положением, Иисус увидел нечто, чему необходимо было бросить вызов. То, что уже никогда не оставит в покое. Человек опечалился, потому что был очень богат . И евангелист больше ничего не говорит о нем – даже не упоминает, что он отошел от Иисуса. Быть может, продолжал следовать за Ним, так и не взяв своего креста (ср.: Мф. 10: 38), но и не в силах отойти от сияния этой Личности? А внимание читателя переносится к Иисусу и к другим людям, которых крайне взволновал этот диалог. Как это уже не раз бывало, Господь словно нарочно обостряет ситуацию, делая свой призыв поистине радикальным. И до вопроса начальствующего Он прекрасно знал, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Божие. Теперь же Спаситель «использует» Свой разговор с начальствующим для того, чтобы открыть важную истину другим – тем, кто уже последовали за Ним, оставив всё. Богат не только тот, кто имеет материальные блага. Неправедным богатством может стать всё, что мешает идти за Христом Вдруг им становится ясно, что богат не только богатый материально, что неправедным богатством может стать что угодно, что мешает идти за Христом. Каждый смотрит в свою душу и ужасается, видя, как тесны врата и узок путь в вечную жизнь и как от многого придется отказаться. Христос знает это. И утешает Своих учеников: невозможное человекам возможно Богу… нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо больше уже здесь, на земле, тем более в будущем веке… Но сразу вслед за этим Господь открывает, что случится очень скоро с Ним Самим: предательство, пытки и смерть (см.: Лк. 18: 31–33). Апостолы еще не знают, что всё это ожидает в далеком будущем их тоже. Их сознание не вмещает и страшной правды слов Христа, отказывается принять разлуку с Учителем. Они – еще по эту сторону Креста. Всякий из нас хочет радости и любит эту радость на лицах святых. Но мы забываем, что она стала плодом их крестного страдания. Прежде, чем царствовать со Христом, обретя в своем сердце жемчужину непреложного Царства, нужно с Ним пострадать. Отдать то, что ты имел (или тебе казалось, что имел), с чем себя отождествлял. «Возненавидеть» самую душу свою (см.: Лк. 14: 26). И вот на это не решается так понятный нам богатый юноша.

http://pravoslavie.ru/88335.html

Учение об искушениях 1:2-4 В начале послания святой Иаков, умалчивая о своем апостольском достоинстве, называет себя " рабом Бога и Господа Иисуса Христа " . Обычное у древних приветствие " радоваться " в устах Апостола, конечно, имеет особенное высшее значение радости о Господе Иисусе, как Искупителе.После приветствия святой Апостол сразу же начинает речь об искушениях, под которыми подразумевается несомненно испытание нашей веры в виде разного рода бедствий, постигающих христианина в земной жизни. Эти испытания закаляют нашу веру и возводят нас все выше и выше к нравственному совершенству через подвиг терпения. О мудрости и молитве 1:5-8 Если в борьбе с искушениями человек чувствует свою слабость, он не должен унывать и малодушествовать. Он должен просить у Бога мудрости преодолеть искушения " и дастся ему " . Добродетель совершенного христианского терпения так высока, что без особой мудрости духовной, подаваемой от Господа Бога, она для слабых человеческих сил недостижима. " Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой " (6) — " да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих " (7-8) — главное условие для получения просимого в молитве — твердая, несомневающаяся вера. Это потому, что только посредством такой веры человек вступает в то нравственное единение с Богом, благодаря которому Божественная благодать может сообщиться душе человека.Исполненный истинной христианской мудрости радостно переносит все испытания и превратности судьбы, богат ли он или беден. О ничтожности богатства 1:9-11 " Да хвалится брат униженный высотою своею " (9) — " хвалится " сказано здесь в смысле: " да утешает себя " сознанием чести и милости, предоставляемой ему Богом в перенесении различных скорбей. Все праведники страдали и за это удостаивались великой награды на Небе. Не будь скорбей, не получили бы и венцов. " Богатый — (да " хвалится " ) унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве " (10-11) — богатый может " хвалиться " , или утешать себя, лишь сознанием ничтожности, тленности своего богатства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Но это снова противоречит контексту. Ведь и здесь богач осуждается не просто потому, что он богат, но потому, что он только свое богатство и видит, в нем находит свою цель. В ( Лк.16:25 ) ему говорится: «Вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей» (в оригинале не просто «доброе», но конкретно «твое доброе», то есть то, что ты искал в жизни). Этот глагол apelabes соответствует apechein в ( Лк. 6:24 ). И здесь, как и там, нет поверхностного морализаторства: богатый осуждается не за свое богатство. С другой стороны, Лазарь «блажен» не потому, что он был «нищим». Рассказ говорит не только о его бедности, но и о его epithymia (жажде, страстном желании, тоске). Нищий Лазарь жаждал не сытости богача, но крошек с его стола ( Лк.16:21 ), как блудный сын жаждал корма свиней (ср. Лк.16:21 и Лк.15:16 , где употреблен один и тот же глагол). Лазарь – человек, оказавшийся на пределе человеческой нищеты в самом глубоком смысле этого слова. Он лишен всего, чувствует себя над бездной небытия, он отчаялся помочь сам себе, и ему остается только ждать помощи. В притче, как это и свойственно метафоре, не говорится прямо о том, что он ждет помощи от Бога, но только отмечается, что он – сын Авраама. Притча не называет также Лазаря блаженным ради его нищеты. Ее цель – направить на путь к блаженству через ту нищету, в которой человек с надеждой протягивает свои пустые руки к Богу. Несколько подробнее богатый человек представлен в притче о безумном богаче ( Лк. 12:16–21 ): «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя», – ту самую душу, которой он только что ( Лк.12:19–20 ) гарантировал обеспеченность: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». «Безумец», согласно Ветхому Завету, – человек, который практически желает жить без Бога ( Пс. 13:1 ). Описанный в притче земледелец безумен потому, что все его расчеты принципиально ложны. Он безумен, ибо полагает, что может жить своим имуществом. Однако, этот человек поступает так, как обыкновенно поступают все люди здравого смысла, мирской мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

—30— в одном хлебе телесном, Тот не мог объявить бедность состоянием желанным во царствии Своем. Голодная смерть, массовые заболевания от голода, слабый крик умирающих с голоду невинных младенцев – всему этому нет места там, где властно царствует закон евангельской любви, и Христос царит в сердцах людей. Христианство не может одобрять того, что порождает такое зло, что так резко отрицает и в ничто превращает основной закон Евангелия. «Несомненно, что христианство враждебно капитализму, и что царствие Божие на земле – ликвидация капиталистического строя» (Неплюев). Ясный и простой ответ христианства о причинах экономического зла дан в притче о любостяжательном богаче. «Что мне делать?», рассуждал один богатый человек, получивший такой богатый урожай хлеба, что его девать некуда было. «И сказал: вот, что сделаю: сломаю житницы мои, и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк.12:16–20 ). Стремление к неограниченному накоплению собственности, ненасытная жадность приобретения без конца, более того, сколько нужно, или любостяжание – это жизненный нерв богатства, его основа. Люди не хотят ограничить свои потребности необходимым, «насущным», как то требуется молитвой Господней, но непрерывно создают себе новые и новые желания, с нарастанием же «потребностей» растет и жажда стяжания, растет и богатство, обыкновенно опережающее желания. Такая всепоглощающая страсть к наживе или алчность, двигающая богачом, конечно, предполагает в нем сердечную черствость и полное равнодушие к требованиям совести. Не трудолюбием и талантами, не альтруистическими соображениями об общей пользе созидаются, говорят, крупные богатства, а «мужественным» отрицанием симпатии, жалости, честности, – одним словом – отрицанием морали, в деле наживы весьма невыгодной. Мораль может быть только тормозом на пути к обогащению, отвлекая от неуклонного и последовательного осуществления личной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так и мне должно отдаться, как немощному, в волю премудрого Врача душ наших – Господа, да поступает со мною, как хочет. Знаю я совершенно, что какое Он ни подаст мне лекарство, мне оно полезно будет. Хочу с пророком исповедаться Ему: «Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился уставам Твоим» ( Пс.118:71 ). «Верю, что увижу блага Господни на земле живых. Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа» ( Пс.26:13–14 ). Ибо и Христос говорит о Себе: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» ( Лк.24:26 ), – так апостол Его о всех верных говорит: «Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Не широким и пространным, но узким и тесным путем туда входят. (Смотри еще об этом главу о терпении, благодарении и узком пути в первой книге). 1) Когда о грехах твоих помышляешь, помышляй и о милосердии Божием. Сколько твоих грехов ни есть, и как они ни велики, но у Бога более милости. Слышишь, что апостол Духом Святым говорит нам, грешным, в утешение: «Бог, богатый милостью» ( Еф.2:4 ). Не только сказал: милостив Бог, но и «богатый милостью». Это богатство милости проповедует нам и Моисей Боговидец: «Господь, Господь Бог щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив и истинен» ( Исх.34:6 ). Проповедует святой Давид, узнав на себе то богатство милости: «Возвеличилась до небес милость Твоя, Господи» ( Пс.56:11 ). И еще: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс.102:8 ), – и в прочих местах. Словом, милость Его такова, каково величество Его. «Каково величие Его, такова и милость Его», – говорит премудрый Сирах ( Сир 2:18 ). Величество же Его бесконечно, потому и милость Его бесконечна. От этого источника проистекает, что Он не по беззакониям нашим творит нам, и не по грехам нашим воздает нам ( Пс.102:10 ), но по бесконечному Своему милосердию «изгладит беззакония наши, и ввергнет в пучину морскую все грехи наши» ( Мих.7:19 ). Источник этот не исчерпается, не иссыхает, но всегда исполненным пребывает, и все к нему через пророка призываются жаждущие: «Жаждущие, идите все к водам» ( Ис.55:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Оно служит постоянным укором хищнику и обманщику, всегда напоминает ему о нечистых средствах обогащения и тем тревожит его совесть, мучит его душу... Притом же такое богатство непрочно, как легко наживается, так скоро и исчезает. О неправедном богаче св. Апостол Иаков говорит: «Богатый... прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее, так увядает и богатый в путях своих» ( Иак. 1:10–11 ). «Видел я нечестивца грозного, – говорит св. царь Давид, – расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу» ( Пс. 36:35–36 ). Так обманчиво и ненадежно богатство неправедное! А что, если оно оставит своего поклонника? Как он себя почувствует? Привыкши к довольству и роскоши, не зная никакого труда и забот, без богатства он останется в самом тяжелом положении. И благо ему, если он на несчастье посмотрит очами веры, смирится и придет в покаяние, иначе будет «для человека того последнее хуже первого» ( Лк. 11:26 ). Итак, справедливо сказать, что богатство, если оно находится в руках нечестивых людей, не доставляет им истинного счастья, оно служит для них злом, поводом ко греху и препятствием к спасению... Не таково богатство праведных, как плод их честных трудов, благословляемых Богом, оно приятно и надежно; не смутит их совести, не вызовет обличений; правильно употребляемое, оно приносит и временное благополучие и надежду в жизни будущей. Счастливых обладателей такого богатства мы можем находить как в глубокой древности, так и в настоящее время. Вспомним ветхозаветных патриархов Авраама и Иакова, они были богаты и святы по жизни. Праведный Иов по всему востоку славился как своим богатством, так и благочестием. Родители св. Григория Богослова и Василия Великого пользовались известностью между своими современниками по своим добродетелям и богатству. А как дивно награждает иногда Господь богатством людей крепких верой в Бога, показывает следующий назидательный рассказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

6:17). Сказав: « богатых в настоящем веке », он показал, что есть и другие богатые — будущего века. Таков был Лазарь, нищий в настоящей жизни, и богатый в будущей, — богатый не золотом, серебром и тому подобными гибнущими и преходящими вещами, но теми неизреченными благами, « не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку » (1 Кор. 2:9). В самом деле, истинное богатство и изобилие состоит в благах совершенных и неподверженных никакой перемене. Но не так был богат презревший Лазаря: напротив, он стал беднее всех, так что впоследствии просил капли воды, но и ее не мог получить: до такого крайнего дошел убожества! Апостол для того назвал их богатыми в « нынешнем веке », чтобы ты знал, что здешнее изобилие оканчивается с настоящей жизнью и не простирается далее, не переходит в другую жизнь вместе со своими обладателями, но часто оставляет их еще прежде смерти. На это самое и он указывает, говоря: « уповали не на богатство неверное » (1 Тим. 6:17). Подлинно, — как уже часто говорил я и не перестану говорить, — нет ничего столь ненадежного, как богатство: это — беглец неблагодарный, раб неверный; наложи на него тысячу цепей, — он уйдет и с цепями. Владельцы часто запирали его замками, затворяли дверями и приставляли к нему стражу из рабов; но оно, обольстив самых рабов, убегало вместе со своими стражами, увлекая их с собой, как цепь, и таким образом самая стража ни к чему не служила. Что же может быть ненадежнее богатства? Что жальче тех, которые так заботятся о нем? Они всеми силами стараются собирать то, что так скоро гибнет и исчезает, и не слушают, что говорит пророк: горе « надеющимся на силы свои и хвалящимся множеством богатства своего » (Пс. 48:7). Почему же, скажи, горе? « Суетится, собирает », говорит он, « и не знает, кому достанется то » (Пс. 38:7): труд несомненен, а наслаждение ненадежно. Часто ты трудишься и мучишь себя для врагов; часто, после твоей смерти, твое достояние переходит к тем, которые наносили тебе обиды и строили тысячи козней, и вот тебе достались одни грехи, а наслаждение другим! 5. Но надобно рассмотреть и то, почему апостол не сказал: « богатым в нынешнем веке » заповедуй не обогащаться, заповедуй обнищать, заповедуй растратить имение, а сказал: « увещевай, чтобы они не высоко думали о себе ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Основная идея, проводимая в приведенных местах, заключается в следующем: благом является все, что используется в соответствии со своим назначением, в соответствии с высшей целью самой жизни и призванием человека. Но эти блага перестают быть благами, если они становятся предметом искания сами по себе и сами для себя, если они становятся на место самой высшей цели. Из действительных благ они превращаются в «идолов» и «кумиров», порабощающих человека и закрывающих от него смысл жизни. Ныне же, познав Бога, или лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? – говорит по этому поводу ап. Павел ( Гал. 4:9 ). Вещи и земные блага правильно используются, если человек сохраняет внутреннюю свободу от порабощающей привязанности к ним. Никакие вещи и никакие блага, с точки зрения христианского сознания, не могут обладать человеком и отвлекать его от того пути, к которому он призван. Именно этой свободы от привязанности к вещам не имел «тот богатый юноша», беседу которого с Христом приводит Евангелие ( Мф. 19:16–25 ), и потому оказался он «неблагонадежным» для Царствия Божия. Евангельский богатый юноша принадлежал к тому типу людей, которых называют «порядочными, хорошими людьми» в обывательском смысле. Он сохранял от юности своей заповеди обычной житейской морали: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца и матерь твою. Не чужд он был и высших стремлений: он идет к Учителю с вопросом: «Что сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Но он хочет разрешить этот вопрос в рамках житейского благополучия, не расставаясь со своим имуществом и положением и не рискуя ими. Добрые дела и высокие стремления не оказываются при таком настроении основной целью и началом, проникающим всю жизнь, а ставятся на второе место, допускаясь постольку, поскольку они не требуют жертвы. Имущество, бытовые связи, положение обладают его душой, связывают его в путях жизни. Пробой и испытанием действительной глубины стремлений и пожеланий богатого юноши и был призыв Христа: ...продай имение твое и раздай нищим... и приходи и следуй за мною. Услышав слово сие, – говорит Евангелие, – юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение ( Мф. 19:21, 22 ). На власть вещей над человеком, лишающую его внутренней свободы и препятствующую осуществлять единую цель своей жизни – стремиться к тому, что одно только нужно ( Лк. 10:42 ), и указывают последующие слова Христа: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие ...как трудно надеющемуся на богатство войти в Царствие Божие ( Мк. 10:23–24 ). Об этом же говорится и в другом месте Евангелия: никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне ( Лк. 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

А внимание читателя переносится к Иисусу и к другим людям, которых крайне взволновал этот диалог. Как это уже не раз бывало, Господь словно нарочно обостряет ситуацию, делая Свой призыв поистине радикальным. И до вопроса начальствующего Он прекрасно знал, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Божие. Теперь же Спаситель «использует» Свой разговор с начальствующим для того, чтобы открыть важную истину другим – тем, кто уже последовали за Ним, оставив все. Неправедным богатством может стать что угодно, что мешает идти за Христом Вдруг им становится ясно, что богат не только богатый материально, и неправедным богатством может стать что угодно, что мешает идти за Христом. Каждый смотрит в свою душу и ужасается, видя, как тесны врата и узок путь в вечную жизнь, и как от многого придется отказаться… Христос знает это. И утешает Своих учеников: невозможное человекам возможно Богу, нет никого, кто бы оставил дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо больше уже здесь, на земле, тем более в будущем веке… Но сразу вслед за этим Господь открывает, что случится очень скоро с Ним Самим: предательство, пытки и смерть (ср. Лк.18, 31–33). Апостолы еще не знают, что все это ожидает в далеком будущем и их тоже. Их сознание не вмещает и страшной правды слов Христа, отказывается принять разлуку с Учителем. Они – еще по эту сторону Креста. Георгий Великанов Всякий из нас хочет радости и любит эту радость на лицах святых. Но мы забываем, что она стала плодом их крестного страдания. Прежде, чем царствовать со Христом, обретя в своем сердце жемчужину непреложного Царства, – нужно с Ним пострадать. Отдать то, что ты имел (или казалось, что имел), с чем себя отождествлял. «Возненавидеть» самую душу свою (ср. Лк. 14, 26). И вот на это не решается так понятный нам богатый юноша… Каждому из нас есть что оставить, идя за Спасителем Каждому из нас есть что оставить, идя за Спасителем. Кому-то, быть может, придется поделиться с другими своим материальным благосостоянием, кому-то – поступиться своим комфортом, временем, убеждениями, прежними ценностями… И абсолютно всем придется расставаться с грехом, а значит – со всей своей искаженной, ветхой природой, которую Библия называет «плотью», «ветхим человеком». Это так же трудно, как сбрасывать кожу.

http://pravoslavie.ru/111992.html

Трудно было апостолам усвоить всю силу этих слов Спасителя о богатстве. Они, как природные Иудеи, привыкли смотреть на богатство, как на благословение Божие. Поэтому,  УСЛЫШАВ ЭТО ,  УЧЕНИКИ ЕГО ВЕСЬМА ИЗУМИЛИСЬ И СКАЗАЛИ:  если так трудно спастись богатым, которые имеют столько возможностей и способов делать добро,  ТАК КТО ЖЕ МОЖЕТ СПАСТИСЬ?  Многие ли вообще спасутся? «Будучи совершенно спокойными относительно отречения от имущества, они чувствовали, что еще не вполне отрешились от страстей», – говорит святитель Климент Александрийский . «Почему смущаются ученики, будучи бедны?» Златоуст отвечает: «Конечно, имея слишком сильную любовь ко всему человечеству и уже принимая на себя должность учителей его, они страшились за спасение всех людей. Эта-то мысль больше всего и смущала их».  А ИИСУС ,  ВОЗЗРЕВ  на них, тихим и кротким взором успокоил волнующиеся их мысли и, указывая на силу Божию,  СКАЗАЛ ИМ: ЧЕЛОВЕКАМ ЭТО НЕВОЗМОЖНО ,  БОГУ ЖЕ ВСЕ ВОЗМОЖНО . Человек не может своими силами победить в себе страсти, но Бог может сообщить ему Свою милующую благодать, которая отвратит его сердце от пристрастия к миру и богатству. Кем овладело богатство, кто служит ему, как раб, тому спасение невозможно; а кто сам – полновластный господин своего богатства, кто не служит ему, а употребляет его во славу Божию, как приставник Божий, тот спасется, хотя и не без подвига, по немощи человеческой и по множеству соблазнов. «Иисус Христос, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – называет такой образ жизни делом Божиим, чтобы показать, что много нужно благодати тому, кто хочет так жить». Каким же образом невозможное сделается возможным? «Если ты откажешься от своего имения, раздашь его нищим и оставишь злые вожделения; ибо слова Иисуса Христа не приписывают дело спасения одному Богу, но вместе с тем и выражают трудность этого подвига и для нас». «От Бога и богатый, и убогий, – говорит Никифор, архиепископ Астраханский, – «богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь» ( Притч. 22:2 ). Одного сотворил богатым, чтобы посредством благости и милосердия он избежал осуждения; другого – убогим, чтобы через терпение, постоянство и мужество наследовать вечное Царство. «И был Авраам очень богат скотом, и серебром, и золотом» ( Быт. 13:2 ); кому же неизвестны его добродетели? Он был так страннолюбив, что и Ангелов угостил; так правдолюбив, что не взял от всех вещей царя Содомского ни одной нитки; так послушлив Богу, что и нож взял, и руку простер для заклания возлюбленного сына; так верен Богу, что вера его «вменилась ему в праведность» ( Быт. 15:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010