Тогда Господь, обращаясь к ученикам и в народу, сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Этот ответ поразил и удивил всех слушавших, даже и апостолов, и они спросили: «Кто же может спастись? Но Он сказал: Невозможное человекам возможно Богу». Чем объяснить вопрос апостолов? Только тем, что у древних евреев богатство считалось Божьим благословением, и людей, удостоившихся богатства, этого Божьего благословения, считали угодными Богу и праведниками, – и вдруг Господь говорит, что богатый не может войти в Царство Небесное... Господь ответил, что «невозможное человекам возможно Богу». Как объясним мы эти слова Христовы: почему сказал Он, что богатые не могут войти в Царство Небесное, как верблюд не может пройти чрез угольное ушко? Думаю, что объяснение можно найти только в том, что богатый, не расстающийся со своим богатством среди окружающей его нищеты и бедствий, не расточающий своего богатства на помощь погибающим, за немилосердие свое противен Богу и потому закрыт ему доступ в Царствие Божие. А если, прибавил Христос, что невозможное для людей возможно Богу, то это значит, что Бог может и немилосердное сердце исправить одним словом Своим, ибо знаем мы много примеров тому, как слово Божие потрясало сердца людей и коренным образом изменяло всю жизнь их. Есть много ярких примеров этого в житиях святых. Приведу только сказание о величайшем преподобном Антонии Великом . Однажды в храме услышал он нынешнее евангельское чтение, услышал требование продать и раздать нищим имение свое – а он был сыном очень богатых родителей, которые дали ему чрезвычайно высокое образование и оставили в наследство огромное их имение – и тем не менее, нисколько не рассуждая и не колеблясь, исполнил он приказ Христа и, все раздав неимущим, сам ушел в дикую африканскую пустыню, где подвизался много десятков лет. Он вел борьбу с бесами, с диаволом самим, достиг величайшего духовного совершенства и стал одним из тех, кого надо назвать ангелом во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

1: 4). А что и воскресение возможно, это и для совсем неверующих доказано силой совершившего его. Итак, как скоро оправдание и очень важно, и легко, и удобоприемлемо, даже иначе и оправдаться невозможно, то не крайнее ли это упорство, оставив удобное и легкое, браться за невозможное? Ведь никто не может уже сказать, что отказался от дела по трудности его. 3. Замечаешь ли, как (апостол) лишает иудеев всякого извинения? Какого, в самом деле, оправдания заслуживают те, которые избирают самое трудное и неисполнимое, а оставляют легкое и могущее их спасти, чего и самый закон не в состоянии был дать? Все это доказывает не что иное, как только упорную волю, противящуюся Богу. Закон обременителен, а благодать легка, закон и при бесчисленных усилиях не спасает, а благодать дает оправдание как благодатное, так и законное. Итак, что скажут в свое оправдание те, которые упорствуют против благодати и без пользы и цели держатся закона? Потом, так как (апостол) сказал нечто важное, он опять удостоверяет в этом Писанием. « Ибо Писание говорит », — говорит он: « всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется » (Рим. 10:11–13). Замечаешь ли, как (апостол) приводит свидетельства о вере и об исповедании? Когда говорит: « всякий верующий », указывает на веру, а когда говорит: « всякий, кто призовет », разумеет исповедание. Потом, снова возвещая общность благодати и низлагая надменность иудеев, (апостол) в кратких словах напоминает о том, что выше доказывал пространно, и опять подтверждает, что нет разности между иудеем и необрезанным. « Нет различия между Иудеем и Еллином », — говорит он. И что выше, когда доказывал это, говорил об Отце, то говорит здесь о Христе. Как выше, раскрывая то же самое, сказал: « неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников ? Конечно, и язычников, потому что один Бог » (Рим. 3:29–30), так и здесь говорит: « потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его ». Видишь ли, как (апостол) доказывает, что Бог сильно желает нашего спасения, так что считает его даже Своим богатством. Потому иудеи и ныне не должны отчаиваться и думать, что они не могут быть прощены, хотя бы и пожелали покаяться. Считающий наше спасение Своим богатством не перестанет обогащаться, так как и изливать дар на всех для Него также есть обогащение. А так как иудеев особенно смущало то, что прежде они пользовались преимуществом перед всем человеческим родом, а теперь ради веры низвергаются с их престола и не имеют никакого преимущества перед остальными, то (апостол) неоднократно делает указания на пророков, которые предвещают им о таком равенстве. « всякий, верующий в Него », — сказано, — « не постыдится », и еще: « всякий, кто призовет имя Господне, спасется ». И чтобы не было возражений, в том и другом месте поставлено слово: « всякий ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Сказав: «богатым в нынешнем веце», он показал, что есть и другие богатые – будущего века. Таков был Лазарь, нищий в настоящей жизни, и богатый в будущей, – богатый не золотом, серебром и тому подобными гибнущими и преходящими вещами, но теми неизреченными благами, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор.2:9 ). В самом деле, истинное богатство и изобилие состоит в благах совершенных и не подверженных никакой перемене. Но не так был богат презревший Лазаря: напротив, он стал беднее всех, так что впоследствии просил капли воды, но и ее не мог получить: до такого крайнего дошел убожества! Апостол для того назвал их богатыми в «нынешнем веце», чтобы ты знал, что здешнее изобилие оканчивается с настоящей жизнью и не простирается далее, не переходит в другую жизнь вместе со своими обладателями, но часто оставляет их еще прежде смерти. На это самое и он указывает, говоря: «Ниже уповати на богатство погибающее» ( 1Тим.6:17 ). Подлинно, – как уже часто говорил я и не перестану говорить, – нет ничего столь ненадежного, как богатство: это – беглец неблагодарный, раб неверный; наложи на него тысячу цепей, – он уйдет и с цепями. Владельцы часто запирали его замками, затворяли дверями и приставляли к нему стражу из рабов; но оно, обольстив самых рабов, убегало вместе со своими стражами, увлекая их с собою, как цепь, и таким образом самая стража ни к чему не служила. Что же может быть ненадежнее богатства? Что жальче тех, которые так заботятся о нем? Они всеми силами стараются собирать то, что так скоро гибнет и исчезает, и не слушают, что говорит пророк: горе «надеющимся на силу свою и о множестве богатства своего хвалящимся» ( Пс.48:7 ). Почему же, скажи, горе? «Сокровиществует, – говорит он, – и не весть, кому соберет я» ( Пс.38:7 ): труд несомненен, а наслаждение ненадежно. Часто ты трудишься и мучишь себя для врагов; часто, после твоей смерти, твое достояние переходит к тем, которые наносили тебе обиды и строили тысячи козней, и вот тебе достались одни грехи, а наслаждение другим! 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Такому-то богачу Христос и говорит: Продай все, что имеешь и раздай нищим, и тогда только будешь иметь награду на небесах! – И как такому богачу, ослепленному до безумию своею страстью любостяжания, очень трудно решиться на подвиг, предлагаемый ему Христом, то Господь и говорит: Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие! ( Мк. 10:17–25 ; Мф. 19:16–24 ; Лк. 18:18–25 ). Слова эти сказаны Господом после того, как богатый юноша похвалился Ему, что все заповеди исполнял в точности с самого детства. Юноша этот считал себя праведником, святым, и самонадеянно спросил Христа: «Чего же еще мне не достает?» – Чтобы обличить хвастливого юношу, чтобы доказать ему, что еще очень многого ему не достает, Христос указал ему на его страсть любостяжания, на преклонение его пред своим богатством, как пред кумиром, и на невозможность одновременно служить двум господам: Богу и мамоне. Этого испытания юноша не выдержал и ушел от Господа опечаленный. Если бы на вопрос юноши – что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную? – если бы на этот вопрос Господь прямо сказал бы ему: Продай все, что имеешь и раздай нищим! то тогда эти слова надо было бы принять за заповедь, обязательную для всех, желающих удостоится блаженства в Царстве Небесном. Но Господь не с этого начал свой разговор с богатым юношей; Он сказал, что богатый юноша может удостоиться Царства Небесного, если будет соблюдать заповеди. А из этого может быть один только вывод: и всякий другой богач может войти в Царство Небесное, если будет исполнять заповеди Господни, то есть жить так, как Бог велит, как жил Христос-Человек. Другого вывода нельзя сделать. Не мог же Христос обязывать всех нас продать все, что мы имеем и вырученные деньги раздать нищим? ведь при такой поголовной продаже, не найдется и покупателей! да если весь род людской превратится в нищих, протягивающих руки за подаянием, то ведь некому будет и подавать им милостыню! и станет тогда неисполнимою заповедь о помощи нуждающимся ближним! И к чему же сведется тогда заповедь о любви? Любить ближнего, находящегося в нужде, и не иметь возможности помочь ему?! – Нет, не мог Христос проповедовать царство нищих и тунеядцев! Он проповедовал Царство Божие, то есть Царство трудящихся людей, любящих Бога и друг друга и помогающих своим ближним, нуждающимся в помощи! И вот в такое-то Царство трудно войти богачу, который не любит ни Бога, ни ближних, не помогает никому в нужде и безумно предан лишь своему кумиру любостяжания.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Человеколюбие и благосердие к бедным, кажется, нужно нам и для того, чтобы заградить уста неправомыслящих о нем и не уступать суетным их мудрованиям… то есть не обращать жестокости в закон во вред самим себе. Но больше всего почтим здесь заповедь и увещания Слова Божия. Какая же это заповедь? Посмотрите, как постоянно внушают ее мужи боговдохновенные и как она близка их сердцу. Не так они возвещают ее, чтобы раз или два поговорили что-нибудь о бедных и потом отступились; не так, чтобы одни упоминали о милосердии, а другие нет или некоторые говорили о нем больше, а другие меньше, как будто бы оно не было важным и крайне нужным предметом. Нет, они все и каждый в особенности, почитая эту заповедь главной или одной из главных, с ревностью побуждают нас к исполнению ее то увещаниями, то угрозами, иногда упреками, а иногда и похвалами милосердым, и все это для того, чтобы непрестанными напоминаниями об этой заповеди усилить ее действие в сердцах наших. Сказано: ради страдания нищих и воздыхания убогих ныне восстану, говорит Господь ( Пс. 11, 6 ). Кто же не убоится восстающего Господа? И в другом месте: восстань, Господи, Боже мой! да поднимется рука Твоя, не забудь убогих Твоих ( Пс. 9, 33 ). Отклоним молитвой такое возвышение руки Божией и не пожелаем видеть ее возносимой на непокорных или, что еще тягостнее, наводимой на жестокосердных. И еще: не забыл вопля убогих; не навсегда забыт будет нищий ( Пс. 9, 13, 19 ); очи Его взирают на нищего ( Пс. 10, 4 ); а такое призрение лучше и превосходнее, нежели приникновение зениц 8 . Зеницы Его испытывают сынов человеческих ( Пс. 10, 4 ), что есть уже как бы низшее и второстепенное назирание. Но, может быть, скажет кто-нибудь, что здесь говорится о нищих и убогих, несправедливо притесняемых. Не спорю, но и это самое должно побудить тебя к человеколюбию. Если так много печется Господь о бедных, когда их обижают, то, конечно, еще больше наградит тебя за них, когда они получают от тебя благодеяния. Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его ( Притч. 17, 5 ), а пекущийся о творении чтит Творца. Опять, когда ты слышишь слова: богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь ( Притч. 22, 2 ), то не думай, будто Господь создал одного нищим, а другого богатым для того, чтобы ты еще больше мог нападать на нищего, ибо неизвестно, от Бога ли произошло такое разделение. В этих словах Писания показывается только то, что и нищий, и богатый равно созданы Богом, хотя и неодинакова внешняя их участь. Пусть это подвигнет тебя к состраданию и братолюбию, и если б когда при взоре на свое богатство ты возгордился, то пусть мысль об общем Создателе смирит тебя и введет в пределы скромности. Что ж еще? Благотворящий бедному дает взаймы Господу ( Притч. 19, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Послание Апостола Иакова Иаков, брат Господень, прозванный Праведным, был настоятелем церкви Иерусалимской, при чем имел сношение со множеством Иудеев и христиан ( Деян.12:17; 15:13 ). Послание это обращено к обращенным из Иудейства. В нем строго осуждаются пороки, распространенные в развращенной среде Иерусалимлян и заражавшие юную христианскую общину. Послание упоминает о преследованиях, кончено в правление Ирода Агриппы ( Деян.12:1 ), от коего и Иаков приял мученическую кончину около 63 г. по Р. Х. Глава 1. Радость христианина Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, – двенадцати коленам, живущим в рассеянии. Радуйтесь, великою радостью радуйтесь, братия мои, когда впадаете в искушения различные, зная, что испытание веры вашей производит терпение. Дело же терпения в полноту да совершится в вас, чтоб вы были всецело совершенны и ни в чем не оскудели. Мудрость от Бога Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит от Бога, дающего всем просто и без попрека, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, а кто сомневается, тот подобен морской волне, ветром возметаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что от Господа, человек двоедушный, нетвердый во всех путях своих. Богатство и бедность Да хвалится брат смиренной доли – высотою своей, а богатый – смирением своим: прейдет и он, как цвет на траве. Взошло солнце и зноем иссушило траву, и цвет ее опал, и погибла красота ее: так увядает и богатый в путях своих. Блажен человек, кто претерпит искушение: быв испытан, примет венец жизни, обещанный от Бога любящим Его. Искушения не от Бога, а от себя Когда приходит искушение, не говори так никто: «Бог искушает меня». Бог никаким злом искушаем быть не может и Сам никого не искушает; но каждый человек искушается, увлекаясь и обольщаясь своею похотью. А похоть зачинает и рождает грех; грех же содеянный рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние благое и всякий дар совершенный свыше исходит от Отца светов, у Негоже нет изменения или потемнения света.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Глава 19 1–15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч. Притч.19:1 .  Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый. Притч.19:2 .  Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится. Притч.19:3 .  Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. Притч.19:4 .  Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. Притч.19:5 .  Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется. Притч.19:6 .  Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарки. Притч.19:7 .  Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет. Притч.19:8 .  Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. Притч.19:9 .  Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет. Притч.19:10 .  Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями. Притч.19:11 .  Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам. Притч.19:12 .  Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву. Притч.19:13 .  Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба. Притч.19:14 .  Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа. Притч.19:15 .  Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод. Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28.6 – с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово «богатый» – ашир, а не «глупый» – кесил, как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28.6 , почему и чтение данного места Притч 19.1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2–3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6–7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта – факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14.20 ). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6.19, 14.5 ); о том же – и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физическое легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами – богатства, власти и подобного – необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11–15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И вот юноша говорит: «Я всë это с юных лет соблюдаю», спрашивая таким образом: «Что же еще? Это мне и так понятно и близко, и я этим живу». И тогда Господь ему говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди и всё твое имение раздай нищим, и приходи, и следуй за Мной» — вот условия совершенства, не просто внешнего благочестия . Не просто соблюдение закона, а совершенство, которое приближает к жизни вечной, Господь открывает этому благочестивому юноше, но тот огорчается, отходит, потому что у него было много богатства. Много было материального, а возможно, и других каких-то благ у этого человека, и он огорчился при одной только мысли, что ему придется расстаться с этим для того, чтобы стать учеником Христа. Христос ему говорит: «Приходи и следуй за Мною», а мы помним, как Он то же самое говорил и Матфею мытарю, и другим апостолам-рыбакам, которые тут же бросили свои сети, мытарь оставил свою работу, и последовали за Христом. А этот благочестивый юноша поступил иначе. Он огорчился, и мы даже имени его не знаем. Так он в своем огорчении, можно сказать, исчез из Евангельской истории. И Господь Своим ученикам говорит: «Тяжело богатому войти в Царствие Небесное, проще верблюду пройти через игольные уши». А ученики поражаются, они говорят: «А кто же может тогда вообще спастись?» Почему так удивляются апостолы? А потому, что, когда они жили, в народе Иудейском богатство считалось благословением Божиим, и сейчас мы видим, что у многих народов тоже, и христианских и нехристианских, богатство — это что-то важное, что-то религиозное, они всё время вокруг него. Где богатство, там и эти люди. Почему так? Потому что это у них часть веры. И в протестантизме это есть, то есть если ты богатый человек, значит, Господь тебя благословляет, любит. Также рассуждали и те Иудеи, и апостолы, поэтому они так удивились. Вдруг Христос полностью этот закон упраздняет, Он говорит: «Нет, вы не думайте, что тот, кто богатый, войдет в Царствие Небесное, а наоборот». Это, конечно, не значит, что человек, который сейчас живет и достаточно богат, что он стопроцентно не войдет в Царствие Небесное, а тот, у кого нет таких имений и денег, он войдет.

http://pravoslavie.ru/133683.html

С богатством почти всегда неразлучна гордость, начало всякого греха; нищета учит смирению. Богатство или скупостью связывает, или роскошью и сластолюбием расслабляет сердца богатых; в нищете того нет, ибо что нищему давать, когда ничего сам не имеет? Или на что роскошно жить, когда терпит недостаток? Богатому следует ответ дать перед Богом о расходе богатства; нищий о том не думает. Богатый перед смертью рассуждает, кому и как оставить богатство, нищий о том не заботится. Богатый, умирая, оставляет богатство, нищий как не имел, так и не оставляет. Богатому и при смерти не допускает богатство заботиться о душе своей, а нищий об одной душе своей подвизается. О богатых говорит Христос: истинно говорю вам, что труд но богатому войти в Царство Небесное ( Мф. 19, 23 ). О нищих – не то; но что? Послушайте, – говорит апостол, – братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богаты ми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его ( Иак. 2, 5 )? Да не помыслит кто, что богатство само собой губит и нищета сама собой спасает! Но как неверие с плодами своими к погибели приводит, так вера, действующая любовью ( Гал. 5, 6 ), дверь к вечной жизни отворяет. Всем Бог хочет спастись – богатым и нищим, но по большей части нищие этой спасительной Божией воле повинуются; а богатые, прилепившись к суете мира сего, отрекаются от нее. Отсюда слышим, что званные на вечерю великую начали все извиняться, все житейскими попечениями запутанные. Один сказал: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти ( Лк. 14, 16–20 ). Это означает не что иное, как пристрастие к земным и тленным вещам, презрение Слова Божия и преслушание воле Божией, которая хочет, чтобы все спаслись ( 1Тим. 2, 4 ). Напротив, нищие, хотя их и отводят от спасительного пути общие враги – диавол, плоть и мир, – но много им нищета против них помогает, как выше сказано. Видишь, сколь блаженнее нищета по сравнению с богатством, хотя люди за этим гоняются, а той избегают!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Восприял благая вот и все, что сделал в жизни своей богатый, за что как будто и страдает он! Но что же в том худого, что он благоденствовал во всю свою жизнь? И слово «восприял» не показывает ли, что он не даром принял блага земные, но как бы заслужил их, получил по своему достоинству? За что же его во ад? Господь возвестил, что Он пришел спасти погибшее ( Лк.19:10 ), и сим дает разуметь, что все люди находятся в погибельном состоянии. Значит, нам для погибели своей ничего не остается делать; не заботься только о спасении души, и неизбежно погибнешь. Богач же о спасении не думал, так как не Богу, а себе старался угодить, – веселяся на вся дни светло ( Лк.16:19 ); гонялся он за одними временными благами, а о вечных не думал. По видимости худого он ничего не делал, не грабил, не обижал других; но имел свое богатство и жил для своего удовольствия. Однако, только непросвещенному уму так представляется, что тот худого не делает, кто живет по закону плоти, по влечению растленной грехом природы. Но апостол верно говорит: живущие по плоти Богу угодить не могут. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а плотские помышления суть вражда против Бога ( Рим.8:5–8 ). О таких людях сказано, что их бог – чрево ( Фил.3:19 ). Они служат не Богу, а себе; ибо о том только и заботятся, чтоб пить и есть, и во что одеться. Таков был и богатый: он все заботился о земном, а о Боге и не думал. Но истинно есть свидетельство, что снизойдут во ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ), и их конец – погибель, которые мыслят о земном ( Фил.3:19 ). Гнев Господень поглотит их и пожрет их огнь ( Пс.20:10 ). Все люди, отвратившиеся умом от Бога, почитаются врагами Его; и о них-то вот говорит Писание: найдет рука Твоя всех врагов Твоих; найдет десница Твоя всех ненавидящих Тебя; во время негодования Твоего, Ты сделаешь их подобными пещи горящей ( Пс.20:9, 10 ). О, как страшно будет тогда впасть в руце Бога Живого ( Евр. 19:28 )врагам Его! И Господь не напрасно говорит нам; убойтеся Имущего власть воврещи вас в геенну огненную ( Лк.12:5 ). Особенно угрожает Господь горем богатым, насыщенным, смеющимся ныне, и, призывая их к покаянию, говорит: приидите ныне, богатии, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы ( Иак.5:1 ). За что же им скорби? Вы роскошествовали на земле и наслаждались, – говорит им Писание, – напитали себя, как бы на день заклания ( Иак.5:5 ). За то еще, – говорит Давид, – что нет им огорчений до самой смерти; и оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их ( Пс.72:8 ). Человек, если он неразумен, недолго в чести пребудет: конец его на земле одинаков со скотом. Но, что еще там будет, когда душу его заключат в преисподнюю, где будет с плачем и рыданием просить каплю некоей отрады, и напрасны будут моления, как и того богача, который не выпросил себе и столько воды, сколько удержится на конце перста, хотя и текут ее реки по земле, и стоят необозримые моря!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010