Во-первых, в 10-й главе. Притча о милосердном самарянине представляет собой как бы ответ на вопрос богатого юноши: что надо делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Спаситель рассказывает притчу, из которой ясно, что для этого надо помогать ближнему. А кто твой ближний? Вот этот не знакомый тебе раненый человек, которого ты обнаружил брошенным на дороге. Второй текст, посвящённый этой проблеме — месту в Церкви человека, у которого есть какое-то состояние, — притча о безумном богаче. (Тем, у кого ничего нет, проще — им нечего терять. Тем же, у кого есть, что терять, гораздо труднее.) Собрав слишком большой урожай, не вмещающийся в его житницы, безумный богач сказал: «…Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: " безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? " » (12:18-20). С кем разговаривает этот богач? С самим собой. Его молитва из диалога с Богом превращается в диалог с собственной душой. Вот это, наверное, и есть главный критерий безумия главный критерий отпадения от истины: говорить не с Богом, а с самим собой. Это страшно и опасно. И это очень часто бывает с богатыми людьми. Но богатство — далеко не всегда деньги; знания — тоже богатство. И есть люди, которые противопоставляют себя тем, кто знает не то, или не так, или меньше, или по-другому. Третья притча на ту же тему — притча о богаче и нищем Лазаре (16:20-31). Мы помним, как одевался и пиршествовал богатый и как лежал в струпьях у его ворот Лазарь. Приходили псы и лизали его струпья. А затем умерли оба. Богач попал в ад, а Лазарь — на лоно Авраамово. Главное, наверное, заключается в том, что богатый не делал ничего плохого. Можно легко себе представить, что многие другие на месте этого не известного нам по имени богача могли бы просто велеть своим слугам отшвырнуть Лазаря подальше, чтобы вид несчастного бедняка не смущал хозяина и его друзей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Смотри, как входит сюда богатый мужчина или богатая женщина? не заботится о том, чтобы слушать слово Божие, а о том, чтобы показать себя, чтобы с величавостью и великою гордостью занять здесь место, чтобы превзойти всех прочих великолепием одежды и равно своей наружностью, как и взглядом и поступью, возбудить в других большее к себе уважение и вся забота ее – женщины – и попечение состоит в том: видела ли ее такая то? удивлялась ли ей она? Хорошо ли она оделась? Впрочем, не об этом только она имеет попечение, но еще о том, как бы не измялось, как бы не разорвалось ее платье? И в том только и состоит вся ее забота. Подобным образом входит и богатый мужчина, имея намерение показать себя бедняку, привести его в страх богатством своих одежд и тем, что он имеет множество слуг и те стоят около него, отгоняя толпу. Сам он по чрезмерной гордости не благоволит сделать этого, но до такой степени считает дело недостойным свободного человека. Потом, когда он сядет, тотчас им овладевают заботы о доме, развлекая его внимание во все стороны; его охватывает гордость, поработившая его душу. Он думает, что оказал милость и нам и народу и, может быть, самому Богу тем, что вошел в храм Божий». Еще рельефнее изображает Св. Иоанн Златоуст утонченную роскошь, царившую в это время в Константинополе. «Над родом человеческим более всего владычествует любостяжание, невоздержание и злая похоть», говорит Святитель 795 и подробно указывает владычество этих грехов в Константинопольском обществе. «Когда ты слишком украшаешься, жена, тогда бываешь постыднее обнаженной, потому что снимаешь с себя благоприличие, надев на себя принадлежности щегольства; потому что роскошная одежда не в состоянии показать благообразия. Спрашиваю: если бы ты надела когда-нибудь принадлежности певицы или танцовщицы, не стыдно ли было бы тебе? Хотя эти одежды и золотые, но оттого то тебе и стыдно, что золотые, ибо сценическая роскошь приличествует трагикам, комикам, мимикам, танцовщикам и гладиаторам, а жене верной дана от Бога иная одежда 796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Павел, верный сын своего народа, – я «свидетельствую им, что (они) имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились Божией праведности; потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего... Здесь нет различия между иудеем и эллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, признающих Его... Но как призывать Того, в Кого не уверовали?» ( Рим. 10; 1–4, 12, 14 ) – со скорбью говорит ап. Павел. Вы же, православные христиане, настойчиво взывайте ко Господу да просветит Он Светом Истины всех, находящихся во тьме неведения о Нем, а нас да укрепит в любви ко всякому человеку, Истины и Божией Правды ищущему, и да укрепит нас в молитве о страждущих и озлобленных. Аминь. Неделя 6-я по Пятидесятнице «Имеешь служение, пребывай в служении... Будьте братолюбивы. Господу служите» (Рим. гл. 12). Эти слова слышали мы сегодня из уст ап. Павла, и означают они: каждый трудись в деле, на какое имеешь талант и силы. Служи Господу! На эти слова нередко отвечают: а чем я могу послужить Богу? Человек я мирской, занимаю скромную должность; богатый может послужить Ему своим богатством, а я – сам с трудом концы с концами свожу. Владеющий словом может послужить Богу словом, иной помогает делу Церкви Божией как «муж совета и разума», а я не имею и этих возможностей, посему и не думаю о служении Богу и делу Церкви, с трудом справляюсь со своими житейскими заботами. Так рассуждающим ап. Павел говорит: научись служить Господу своими малыми силами. Все мы члены Церкви, все мы живые клетки Тела Христова. В Нем как в живом организме не может быть бесполезного и ненужного члена. Как в большой машине самое маленькое колесико необходимо для работы машины, так и в Церкви каждый человек может отыскать себе уголок и испробовать свои силы на всемирной ниве христианского делания. Старайся каждый свое маленькое, быть может, крошечное дело совершать с памятью о Христе, во славу Его – этим совершишь ты «церковное дело», Христу и Церкви послужишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Лазарь не за бедность [попал] на лоно Авраама – великого богача, который «кипел богатством», а потому, что был терпелив. Богатый [же] мог получить [рай делами] милосердия. Всё дело в том, что есть любовь к Богу, а в чем она проявляется, всё равно – в терпении ли или в милосердии. Богатый не мог войти в рай, не мог быть вместе с праведниками, потому что [среди них] нет никого в его настроении, никого близкого, он всем чужой, и ему все чужие. На слова богатого: Если кто из мертвых придет к ним – его братьям, покаются – в притче отвечает Авраам: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ( Лк. 16:30–31 ). Так оно и было после воскрешения Лазаря «четверодневнаго»: первосвященники положили убить Лазаря ( Ин. 12:10 ). От нашего внутреннего настроения зависит наша вера. Десять прокаженных ( Лк. 17:12–19 ) Проказа – тяжелая заразная болезнь. В Ветхом Завете были даны точные правила поведения заболевших и отделения их от здоровых. Это не была болезнь неисцелимая: правила знают исцеления и предписывают исцеленным идти к священнику, который, осмотрев человека, давал удостоверение – по-современному, медицинское свидетельство – о выздоровлении. Десять прокаженных встретили Господа Иисуса Христа и, вознесоша глас – громким голосом, – просили: Иисусе Наставнице, помилуй ны. Спаситель сказал им: Пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Девять из них приняли это как радостное естественное явление и продолжали путь к священникам, чтобы получить медицинское свидетельство, и только один понял, что их коснулся Бог Своею милостию, и возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Господа Иисуса Христа, благодаря Его. И той бе самарянин, то есть был не православный, а сектант. Спаситель говорит ему: иди: вера твоя спасе тя. Он получил не только телесное исцеление, но и душевное спасение. Вера есть не только уверенность в самом бытии Бога и Божественной жизни, но и умение распознавать ту жизнь и ее благодатные проявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

И как здесь, по окончании театра, иной из сидевших вверху, увидев в театральном философе медника говорит: э, не был ли этот в театре философом? — а теперь вижу его медником; этот не был ли там царем? — а здесь вижу в нем какого–то низкого человека; этот не был там богачом? — а здесь вижу его бедным; так будет и там. 6. Не распространяю речи, чтобы слушателя не привести в замешательство обилием сказанного; но хочу представить обманчивость зрелища только в двух лицах. Я представлял два лица, чтобы чрез них проложить вам дорогу и дать направление. Я расширил мысль вашу изображением настоящей жизни, чтобы каждый мог познать различие вещей. Итак, два лица: одно представлял богатый, а другое бедный; лицо бедного — Лазарь, лицо богатого — богач; видимые предметы — мнимые лица, а не действительные. Оба они отошли туда, и богатый и бедный; Лазаря приняли ангелы, после псов — ангелы, после ворот богача — лоно Авраамово, после голода — нескончаемое изобилие, после скорби — непрестанная радость; а богача после богатства постигла бедность, после роскошной трапезы — наказание и мучение, после наслаждений — невыносимые скорби. И посмотри, что делается: они отошли туда — и зрелище прекратилось, маски сняты — и являются наконец действительные лица. Оба они отошли туда, и богач, сгорая в огне, видит Лазаря в лоне Авраамовом, благодушествующим, наслаждающимся, веселящимся, и говорит: « Отче Аврааме! … пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем » . Что же Авраам? « Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут » (Лк. 16:24–26). Будьте внимательны, потому что слово об этом полезно: оно устрашает, но и очищает; огорчает, но и исправляет. Прими то, что говорится. Богач, находясь в муках, взглянул и увидел Лазаря, — увидел новые предметы. В твоих воротах был он каждый день; не раз ты входил и выходил, и не видел его; а теперь, находясь в пламени, видишь издали? Когда ты жил в богатстве, когда в твоей воле было видеть, ты не хотел видеть его: от чего же теперь ты так зорко видишь? Не в воротах ли твоих он был? Как же ты не видел его? Вблизи не видел его, а теперь издали видишь, когда между вами такая пропасть? И что он делает? Авраама называет отцом! Как ты называешь отцом того, кому не подражал в гостеприимстве? Этот называет его отцом, а тот его — чадом; имена родственные, но помощи никакой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Этот богатый молодой человек полюбил Христа и доверился Ему. Это видно из того, что со своими самыми важными жизненными вопросами, мучившими его, юноша пришел именно к Нему и даже в чувстве благоговения пал пред Ним на колени (Мк. 10, 17). Вопрос, заданный Спасителю, говорил о том, что юноша действительно жаждет исполнить волю Божию в своей жизни. Раз так, раз уже есть определенный опыт исполнения заповедей и стремление сделать для Бога больше, Господь и дает ему такую возможность. Суть ее в том, что Бог должен стать для человека главной, даже единственной ценностью в жизни. Человек должен суметь так полюбить Бога, чтобы рядом с этой любовью ничего не соответствующего ей не было. А оказалось, что в этом-то и проблема. Любить-то юноша готов, но только так, чтобы рядом, на этом же уровне, стояла любовь к земным ценностям. Юноша понял величину и ценность любви к Богу, которая была предложена ему, и даже хотел бы иметь эту любовь. Это показывают его смущение и печаль, ибо он, смутившись от сего слова, отошел с печалью , потому что у него было большое имение (Мк. 10, 22). Встать на путь самоотверженной любви он оказался не способен, об этом свидетельствуют его смущение и печаль, потому что сердце его уже было занято любовью к «сокровищам земным». Услышав такие слова Спасителя о богатстве, ученики удивились. Ведь они с детства считали, что богатство и благополучие являются благословением Божиим. А Господь предлагает совершенно другую систему ценностей. Апостолы спросили: Кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 25–26). Сам человек, какой бы он ни был, богатый или бедный, своими силами не может достичь спасения, его нельзя заработать, совершив определенный перечень добрых дел. Спасение – это дар Божией любви тому, в ком Он находит отклик на Свою любовь. А для Бога нет невозможного. И Христос пришел на землю во плоти не для того, чтобы усложнить людям путь ко спасению, а для того, чтобы этот путь открыть, сделав то, что невозможно людям. Именно для этого Сын Божий воплотился, жил, учил, пошел на крестную смерть и воскрес. А за Ним, по Его крестному пути, должен последовать и каждый в Него верующий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

И в этом смысле мы должны быть очень бережны в наших отношениях с Богом. Проступки друг против друга исправить легко, потому что они малы, они поверхностны: одного слова прощения достаточно. Но того, что мы совершаем над своей душой, над самими собой, когда поступаем против Божией заповеди, Божиего зова, против надежды, которую Бог на нас возлагает, мы не можем исправить, просто сказав: “Я поступил плохо – прости!” Вся жизнь Христа, все Его страдание, Его смерть на кресте – вот цена, которой восстанавливается то, что мы разрушили и изуродовали вместо того, чтобы сделать прямым и прекрасным. Задумаемся над этим, потому что сказать Богу: “Прости”, означает гораздо больше, чем сказать: “Не вмени нам того зла, которое мы сделали, той неправды, которую мы совершили”. Это значит: “Обнови то, что не может быть возрождено человеческими силами”. Так что действительно существует несоизмеримость, о которой Христос говорит в притче, между тем, когда мы поступаем неправо на путях Божиих и когда мы поступаем неправо в наших взаимоотношениях друг со другом. И поэтому давайте начнем с этих отношений друг ко другу: станем относиться к каждому человеку, как мы относились бы к святой иконе, поврежденной временем, небрежностью, насилием. Будем относиться друг ко другу с благоговением, с любовью, с лаской и заботливостью; тогда, когда мы обратимся к Богу, и Он так же поступит и с нами. Да благословит нас Бог вырасти в полноту той красоты, которую Он насадил в нас и к которой Он нас призывает, и да будет благословение Господа Иисуса Христа, и любовь Божия, и причастие Святого Духа с нами во веки! Аминь. 12. Богатый юноша ( Мф. 19, 16–26 ) – 2 сентября 1979 г. Читая из года в год рассказ о том, как юноша подошел ко Христу и спросил Его, каким образом может стать он совершенным, мы упускаем из внимания две черты. Первое – мы часто думаем: значит, он отошел от Христа и погиб? Значит, нет ему надежды, потому что он был богат и не мог сразу сбросить с себя бремя этого богатства?.. Этого Евангелие не утверждает; Христос говорит: Как трудно богатому войти в Царство Божие... Почему?.. Потому что Царство Божие – это Царство, где ничего нет, кроме любви; это Царство, которое определяется первой заповедью Блаженства: Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное... В чем же заключается эта бедность? В сознании, что нет у меня ничего своего, ничего, что я могу удержать, ничего, что родилось бы во мне и над чем я имел бы власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Разумному человеку подобает избегать поступков, влекущих за собой раскаяние, но не раскаиваться никогда свойственно одному Богу. Так каков же плод праведности, если не безмятежность ума? И какой бывает праведная жизнь, если не мирной? Каков господин, таков и весь дом. Если это справедливо в семейной жизни, то тем более в Церкви, где богатый и бедный, раб и свободный, грек и скиф 3684 , благородный и плебей, все мы во Христе одно. 86 . Пусть богатый не думает, что у него есть преимущества. В Церкви богат изобилующий верой, достояние же верующего — весь мир. Надо ли удивляться, что верному принадлежит мир, если ему принадлежит наследие Христово, которое ценнее мира. Драгоценною Кровию искуплены вы (1 Петр. 1:19), — это сказано всем, не только богачам. Если вы хотите разбогатеть, то повинуйтесь Сказавшему: Будьте святы во всех поступках (1 Петр. 1:15). Это Он тоже говорит не богатым, но всем. Он судит, не взирая на лица 3685 . По верному свидетельству Его апостола, не в расслабленности, не в тщеславии, не в превозношении сердца, но со страхом проводите время странствования вашего (1 Петр. 1:17). На этой земле вы получили время, а не вечность. Пользуйтись же им как временем, зная, что уйдете отсюда! 87 . Не доверяйтесь богатству, оно остается здесь, и только ваша вера последует вместе с вами. Конечно, вашей спутницей станет и праведность, если вера была путеводительницей. Почему вас прельщает богатство? Не золотом и серебром, не имениями, не шелковыми одеяниями искуплены вы от вашей суетной жизни, но драгоценною Кровию Христа Иисуса (1 Петр. 1:18–19). Следовательно, богат наследник Божий и сонаследник Христа. Не презирай нищего, он сделает тебя богатым! Не гнушайся просящим: Сей нищий воззвал, и Господь услышал его (Пс. 33:7)! Не отвергай нуждающегося! Нищету терпел Христос, будучи Сам богат, но ради тебя Он соделался нищим, чтобы Своей нищетой сделать тебя богатым. Не превозносись богатством! Не ради денег послал на проповедь Своих апостолов Господь. 88 . Первенствующий среди них сказал: Серебра и золота нет у меня (1 Петр. 3:6).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

«Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» ( 1Тим 6:7 ). И тогда богатый с нищим сравнится. Смерть всех равными делает, и богатых с нищими, и славных с простыми, и господ с рабами сравняет. Открой гроб умерших, и не узнаешь, где богатый и где нищий, где вельможа и слуга его, где господин и где раб его лежит: всех один вид показывается – тление, земля и пепел. Одно неравенство в душах веруется, ибо благочестивая душа на лоно Авраамово Ангелами несется, нечестивая же в ад, место, по делам ее уготованное, низвергается ( Лк.16:22–23 ). Рассуждай о вышеописанных причинах и не унывай от нищеты, которая более тебе добра делает, нежели богатым богатство (Смотри еще главу о терпении и узком пути в первой книге). Это утешение не приличествует тем нищим, которые без страха Божия живут, пьянствуют, не хотят работать, но в праздности дни свои провождают. Такие нищие и телом и душой нищи, и здесь и в будущем веке нищими будут, если не покаются. § 427. Спросит кто: «Что о тех христианах думать, которые за злые дела страждут, каковы разбойники, убийцы, воры, хищники, лихоимцы, блудники и прочие злодеи?» Ответ. 1) О вышеперечисленных можешь видеть, что они хотя и «знают Бога, а делами отрекаются» от Него ( Тит 1:16 ). Потому внутри Церкви Святой не находятся, и по имени только христиане. 2) Таковым должно покаяться и Бога весьма благодарить, что их в такое злострадание привел. Ибо так их преблагой Бог, и злобою человеческою непобедимый, приводит к покаянию и хочет, чтобы они спаслись и достигли познания истины, чтобы бедами и злостраданием, как гласом сильным, от глубокого сна греховного пробудившись, исправились и спаслись. Так очувствовался и покаялся Манассия, царь Иудин, как читаем о нем: «И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон. И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Апостолами были избраны Андрей и Симон, Иаков и Иоанн – сыновья Зеведеевы, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков, Иуда, Симон Зилот и Иуда Искариот. Богатый юноша Один раз к Спасителю подошёл богатый юноша, воспитанный в духе заповедей Божиих, и обратился к Нему с вопросом: «Учитель благий, что мне делать доброго, чтобы наследовать жизнь вечную?». Христос ответил ему: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди, то есть не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего, как самого себя». Юноша сказал: «Я всё это соблюдал с самого детства, чего ещё не достаёт мне?». Спаситель посмотрел на него, полюбил его и сказал ему: «Одного тебе не достает: пойди, продай всё, что имеешь, раздай бедным и следуй за Мною». Юноша, услышав это, опечалился и отошёл от Спасителя. Он любил свои богатства и не был в силах отказаться от них, чтобы вступить на путь совершенной, но трудной жизни, которую ему предлагал Иисус Христос. Нагорная проповедь Между тем у подножия горы собралось множество народа, жаждущего увидеть и услышать Иисуса. Окружённый учениками, Иисус взошёл на возвышенное место и стал учить народ, как надо жить, чтобы достигнуть блаженства вечной жизни. И говорил Он так: «Блаженны (счастливы) смиренные – люди, благодарящие Бога за всё, что имеют и получают, и надеющиеся на милость Божию, – наградой их будет царство Небесное. Блаженны плачущие – люди, страдающие на земле за себя и за других, сокрушающиеся о своих грехах, – они будут прощены и утешены в царстве Небесном. Блаженны кроткие – добрые люди, не знающие гнева и раздражения и не обижающие других, – и на земле Бог наградит их, и царство Небесное будет для них открыто. Блаженны ищущие правды, как голодный ищет хлеба и жаждущий воды, – люди, стремящиеся познать правду Божию, праведные и справедливые; они насытятся, достигнут желаемого в царстве Небесном. Блаженны милостивые – люди, помогающие бедным и убогим, утешающие несчастных, скорбящих и обиженных и не осуждающие других, – и к ним будет милостив Господь, и допустит их в царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010