Из Заиорданской страны Господь Иисус вновь отправился в Иерусалим. По дороге Он продолжил учение притчами; кроме того, Его ученики стали свидетелям таких чудес, как исцеление больного водянкой и десяти прокаженных. Тогда же на пути в Иерусалим им встретился богатый юноша, спросивший Господа Иисуса, что ему надо делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Отвечая, Спаситель предложил ему раздать имение нищим. Но этот юноша не смог отказаться от своего богатства. Эта встреча тоже стала притчей, потому что, когда богатый юноша оставил их, Господь Иисус, обратившись к ученикам, сказал: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!.. Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк. 10, 23–25). Слова Спасителя ужаснули и изумили учеников – они надеялись на чудесное восстановление Царства Израилева на земле. И вновь Петр от лица всех апостолов сказал: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мк. 10, 28). И тогда: Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной (Мк. 10, 29–30). Многие библеисты считают, что это предсказание о жизни Церкви, одним из пастырей которой предстояло стать апостолу Петру. Оказавшись вблизи Иерусалима, Господь Иисус с апостолами зашел в Вифанию. Там он совершил одно из величайших Своих чудес – воскрешение Лазаря, который уже четыре дня, как был похоронен. Это привлекло огромное внимание народа, и, одновременно, вызвало сильное раздражение у первосвященников и фарисеев. Так что Господу и апостолам пришлось уйти в Ефраим. Следование за Христом: Страстная Седмица Счудом воскрешения Лазаря напрямую связан торжественный Вход Господа Иисуса в Иерусалим. Об этом событии повествуют все Евангелия, но, согласно Преданию, одно из них – Евангелие от Марка – сохранило воспоминания об этом событии апостола Петра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Стихи 55–56: Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. — У иудеев был обычай, — который соответственно древним нравам не считался предосудительным, [обычай], чтобы женщины на свои средства доставляли учителям одежду и пропитание. Так как этот обычай мог среди язычников произвести соблазн, то апостол Павел утверждает, что он от него отказался. Действительно, он говорит: Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы . А служили они Господу своим имуществом, чтобы доставлять необходимое для тела Тому, Который подавал им необходимое для души. И это не потому, что Господь тварей нуждался в яствах, а потому, что Он хотел быть образом для учителей, которые должны были довольствоваться средствами к жизни, получаемыми от учеников. Впрочем, мы видим, каких Он имел спутниц: Марию Магдалину, из которой изгнал семь бесов, Марию, матерь Иакова и Иосифа (Иосии), тетку, т. е. сестру Марии, Матери Своей, и мать сынов Зеведея, которая немного раньше просила у Него царства для детей; а также были и другие, о которых мы читаем в Евангелиях . Стихи 57–58: Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. — О богатстве его упоминается не из тщеславия пишущего [Евангелие], хотевшего показать, что у Иисуса был учеником знатный и очень богатый человек; а с тем, чтобы показать, почему он мог получить у Пилата тело Иисуса. Ведь бедному и неизвестному человеку проникнуть к Пилату, представителю римского могущества, было невозможно. У другого Евангелиста этот Иосиф называется βονλευτς, т. е. советник, и некоторые думают, что о нем написан Первый псалом: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и прочее. Стих 59: И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею. — Простым примером Господа осуждается честолюбие богатых, которые даже и в могилах не могут расстаться с богатством. Но в духовном отношении мы можем понимать также и в том смысле, что тело Господа не должно быть покрываемо золотом, драгоценными камнями и шелком, а простым чистым полотном; хотя это может значить и то, что воспринявший чистым сердцем [Господа] покрыл тело Иисуса чистым полотном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его, иначе сказать: это царь, богатый золотом и серебром. Посему, если богатство Его составляют самые верующие, то не отчаивайся, думая, что согрешил так, что не можешь быть прощен. Он примет тебя, чтобы и тебя, сделать участником в Своем богатстве. Но как прибывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Выше сказал, что всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Теперь укоряет уже иудеев за то, что не призвали имени Господня. Почему же не призвали? Потому что не уверовали. А почему не уверовали? Потому ли что не слыхали? Нет, слышали. Потом возражение: как могли услышать без проповедующего? Следует опять ответ: нет, были проповедующие, многие таковые посланы были к ним. Из чего же видно, что эти посланные были проповедниками? В ответ на это приводит слова пророка: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое (Ис. 52:7). Апостолы, обходя вселенную, возвещали не иное что, как неизреченные блага и мир Бога с человеками. Поэтому неверие есть собственная вина тех, которые не приняли проповедников. Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Апостол сказал, что пророки свидетельствуют, что этих благовестников послал Бог. Посему, дабы кто не возразил: если они были от Бога, то следует, чтобы все послушались их, утверждает, что, действительно, не все послушались благовествования, но от этого нет никакого вреда истине. Об этом за много лет говорит Исаия: кто поверил слышанному от нас? (Ис. 53:1). Слово кто употреблено здесь вместо «немногие» поверили слышанному от нас. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Слова эти находятся в связи с предыдущим и представляют как бы вывод из чего-то, прежде сказанного. Но ими апостол высказывает и нечто другое. Иудеи непрестанно искали чудес, даже желали видеть воскресение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Отец сказал ему в ответ: «сын мой! ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надобно радоваться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Под отцом здесь разумеется Бог; младший сын – грешник; старший сын – законник, хвалящийся своими добродетелями). 48. Притча о богатом и Лазаре Лк.16:19–31 . В притче о богатом и Лазаре Иисус Христос изобразил, какая участь по смерти ожидает немидосердного богача, который только для себя пользуется своим богатством. «Жил человек богатый, который одевался в порфиру и виссон и каждый день блистательно пиршествовал. Жил также нищий, по имени Лазарь, который лежал в струпьях у ворот богача, надеясь напитаться крошками, падавшими со стола его; и псы приходили и лизали струпья нищего. Умер нищий и был отнесен Ангелами на лоно Авраамово (то есть удостоился блаженства вместе с праотцем Авраамом). Умер богач, и похоронили его. В аду, будучи в муках, богач поднял глаза на небо, увидел Авраама и Лазаря на лоне его и сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он принес каплю воды на пальце своем и прохладил язык мой; я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам ответил ему: «вспомни, что ты получил доброе уже при жизни, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх того, между нами и вами – великая пропасть, через которую нет перехода». Тогда богатый сказал: «так прошу тебя, отче, пошли Лазаря на землю к братьям моим; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». На это Авраам ответил: «пусть они слушают Моисея и пророков (то есть Закон Божий, находящийся в Священном Писании ); а если они их не слушают, то и воскресшему из мертвых не поверят». 49. Притча о мытаре и фарисее Лк.18:9–14 . Тем людям, которые уверены были в своей праведности, хвалились своим благочестием и унижали других; Иисус Христос сказал следующую притчу (о мытаре и фарисее 16 ): «Однажды вошли в Храм помолиться фарисей и мытарь. Фарисей с гордостью говорил: благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, или вот, как этот мытарь: пощусь два раза в неделю и даю десятую часть из всего, что приобретаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Да, одно можно сказать, что на деньги не купишь ни покоя душевного, ни здоровья. Как может оставаться в покое богатый, когда постоянно он должен опасаться, что его богатство и моль поест, и ржавчина на него насядет, и воры подкопаются и украдут; а внезапные несчастия, а пожары! Как может уберечься от них богатый? Положим, он скажет, что все имущество его застраховано; да, застраховано, а разве он может уберечься от смерти? С каким ужасом ждет он ее, как настойчиво гонит он от себя даже мысль о ней. Часто постигают богатых болезни, а между тем они всячески стараются сохранить здоровье, а потому уезжают в лучший климат, а между тем никто так часто не хворает, как богатые. Бедным не приходится так заботиться о своем здоровье, однако же умеренный образ жизни бедных гораздо благоприятнее для здоровья: это доказывают и опыт, и наука. Кроме того, богатство большею частью приобретается путем насилия сильного над слабым, путем притеснений, неправд. Человек, путем неправды выдвинувшийся из среды бедняков, уже свысока относится к своим прежним друзьям, и прежние два друга расходятся совсем. Да, есть очень много людей, которые накапливают себе богатства на черные дни, но они и не подумают о том, что здоровье их не зависит от их состояния, они не хотят и думать о том, что, может быть, уже ангел смерти летит за их душой и, неприготовленную, возьмет из сей жизни. О, предсмертные страдания таких несчастных ужасны, кто видел их, тот только поймет весь ужас такого поведения богачей. Поистине страшна смерть грешника! Однако же льстецы всячески стараются превозносить богача, они, кажется, все готовы посулить ему; но как ни льсти, а богатство не может доставить ему блаженства. О братия мои возлюбленные, не приобретайте себе сокровища ветшающие, где моль и ржа истребляют, а воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и воры не подкапывают и не крадут; где сокровища ваши, там будет и сердце ваше. Вспомните, что сказал Сам Спаситель: «Какая польза человеку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою, или какой выкуп даст человек за душу свою».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Но возвратимся к пророческому плачу и вникнем в самую сущность болезни. " Что, – говорит пророк, – мне сказать тебе, с чем сравнить тебя, дшерь Иерусалима? чему уподобить тебя, чтоб утешить тебя, дева, дшерь Сиона? ибо рана твоя велика, как море; кто может исцелить тебя?» ( Плач 2, 13 ). Кто же утешит меня, от кого другие требуют услуги утешения? «Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью» ( Плач 3, 15 ). «Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего» ( Иер 4, 19 ), по словам пророка, ибо лишился я того, кто был рожден в Евангелии. Но не лишился благодати, которой требовал тот, кто сегодня в речи моей к народу воскрес. Ибо читая, что убогий народ благословляет Бога, рассудил я сам себя спросить, кто есть этот народ, и разделить народ на богатый и убогий: богатый народ иудейский, а убогий – народ Церкви: тот богат изречениями ему вверенными, а этот убог заимствованием чужих изречений. И подлинно убог, ибо собран от убогого, который, будучи богат, обнищал, да мы нищетой его обогатимся: истощил себя, чтобы сделать нас преизбыточествующими. Но убог ли тот, который имел богатство вечности и совершенство благодати? Который будучи во плоти, говорил: «отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы» ( Мф 26, 64 ). А в другом месте к Петру говорит: «дам тебе ключи Царства Небесного» ( Мф 16, 19 ). Нищ ли тот, кто давал Царство Небесное? Но, послушай, каким образом он нищ: " возьмите, – восклицает, – иго Мое на себя, и научитесь от Меня, ибо ..Кроток и смирен сердцем»( Мф 11, 29 ). Почему и народ его нищ не по недостатку какому-либо, ибо вижу его богаче богатого того народа, когда рассуждаю, что он удостоился иметь не только пророческие изречения, но и апостольские предания, Духом Божиим вдохновенные. Итак, не по недостатку какому-либо нищ, но нищ духом, о каковых сказано: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф 5, 3 ). Поистине, блаженны нищие, ибо получили то, чего не имели богатые. Из их числа и тот пророческий нищий, о котором написано: «Сей нищий воззвал, – и Господь услышал» ( Пс 33, 7 ). Из этого народа происходит говоривший: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» ( Деян 3, 6 ). Нищий этот – виновник убогого народа – говорит: «Боже хвалы моей! не промолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; отовсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины. За любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь» ( Пс 108,1–4 ). Молитва есть добрый щит, которым прогоняются все раскаленные стрелы лукавого. Молился Господь Иисус, и подражателем Его был Валентиниан.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Раздражили, говорит затем (апостол), мы Бога, прогневали Его, — стали только предметом гнева (Божьего), и ничем другим. Как дитя человеческое, уже по своей природе, бывает человеком, точно так же и мы были чадами, гнева. «Как и прочие». Значит, никто не был свободен (от гнева), но все мы, по делам своим, были достойны гнева. «Бог, богатый милостью» (Еф 2:4); не просто говорит: милостив, но: «богатый»; подобным образом и в другом месте говорится: «по множеству милости Твоей» (Пс 5:8), и еще: «Помилуй меня …по великой милости Твоей» (Пс 50:3). «По Своей великой любви, которою возлюбил нас» (Еф 2:4). Здесь указывает (апостол) на источник любви (Божьей) к нам. Все наши дела были достойны не любви, а гнева и жесточайшего наказания; значит: (если Он возлюбил нас, то единственно) по великой своей милости. «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил с Христом» (Еф 2:5); опять посредник — Христос, и следовательно дело это вполне верно. Если начаток жив, — и мы (будем живы); если Бог Его оживотворил, — (оживотворит) и нас. Воссесть одесную — это честь высшая всякой чести, за которой нет уже другой. Говоря это (т. е. «в благости к нам»), (апостол) показывает, что и мы воссядем. Сидеть с Христом — это поистине невыразимое богатство, это подлинно преизобилующее величие силы Его! Если бы ты имел тысячи душе, неужели ты не положил бы их за это? Если бы потребовалось идти в огонь, не следовало ли бы быть совершенно готовым и на это испытание? Сам (Христос) говорит: «которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин 17:24). За такую честь если бы каждый день приходилось быть рассекаемую, то не должно ли было бы и это переносить с радостью? Подумай, где восседает Он? «Превыше всякого Начальства, и Власти». А с кем вместе ты воссядешь? С Ним. Но кто же ты? Мертвый, — по естеству чадо гнева. Что ты сделал правого? Ничего. Теперь, поистине, благовременно воскликнуть: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего!» (Рим 11:33)! «Ибо благодатью, — говорит (апостол), — вы спасены» ( Еф 2:8 ).

http://bible.predanie.ru/nedelya-23-aya-...

Много имел я, что мог бы получить, теперь же ничего не имею, кроме плача и слез: с каждым днем умножается соболезнование мое о тебе, умножаются воздыхания. Все свидетельствуют о том, как глубоко ты почитал меня, все приписывают твою смерть моему отсутствию. Но я не Илия, не пророк, чтобы мог познавать будущее, но глас вопиющего со стонами, которым могу оплакивать прошедшее. Больше ничего не могу сделать, как только за такую твою ко мне любовь воздавать тебе слезами. Я принял тебя малого, когда ехал послом к неприятелю твоему, обнимал тебя, порученного мне материнскими руками: снова ездил я от тебя послом в Галлию, и эта должность приятна мне была как для поддержания твоего здоровья, так и по причине мира и благочестия, с которыми ты требовал останков брата моего, хотя тогда ты не был еще в безопасности, однако заботился о воздаянии чести погребения брату. Но возвратимся к пророческому плачу и вникнем в самую сущность болезни. Что, — говорит пророк, — мне сказать тебе, с чем сравнить тебя, дшерь Иерусалима? чему уподобить тебя, чтоб утешить тебя, дева, дшерь Сиона? ибо рана твоя велика, как море; кто может исцелить тебя? (Плач. 2,13). Кто же утешит меня, от кого другие требуют услуги утешения? Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью (Плач. 3,15). Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего (Иер. 4,19), по словам пророка, ибо лишился я того, кто был рожден в Евангелии. Но не лишился благодати, которой требовал тот, кто сегодня в речи моей к народу воскрес. Ибо читая, что убогий народ благословляет Бога, рассудил я сам себя спросить, кто есть этот народ, и разделить народ на богатый и убогий: богатый народ иудейский, а убогий — народ Церкви: тот богат изречениями ему вверенными, а этот убог заимствованием чужих изречений. И подлинно убог, ибо собран от убогого, который, будучи богат, обнищал, да мы нищетой его обогатимся: истощил себя, чтобы сделать нас преизбыточествующими. Но убог ли тот, который имел богатство вечности и совершенство благодати? Который будучи во плоти, говорил: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы (Мф. 26,64). А в другом месте к Петру говорит: дам тебе ключи Царства Небесного (Мф. 16,19). Нищ ли тот, кто давал Царство Небесное? Но, послушай, каким образом он нищ: возьмите, восклицает, иго Мое на себя, и научитесь от Меня, ибо Кроток и смирен сердцем (Мф. 11,29). Почему и народ его нищ не по недостатку какому–либо, ибо вижу его богаче богатого того народа, когда рассуждаю, что он удостоился иметь не только пророческие изречения, но и апостольские предания, Духом Божиим вдохновенные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Богатый может спастись только через обнищание, и причем обнищание добровольное. Если его обнищание будет следствием восстановления социальной справедливости, это нисколько не принесет ему духовного преимущества. Он должен именно сам осознать необходимость обнищания. Благотворительность и десятина – вот та форма обнищания, которая может спасти богатого. Раздавая деньги тем, кого он обидел, подобно Закхею, он восстанавливает справедливость; платя десятины, он очищает деньги от скверны греха. Именно очищает! Причем десятины нельзя давать на восстановление храма. Так как деньги эти грязные, они не могут быть приняты на храм. Сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень: священникам оно принадлежало» ( 4Цар. 12:16 ). Только священники могут брать, по соглашению, себе эти деньги, чтобы вымаливать грешников. Храм же может строиться только на деньги верующих, не запятнавших себя грехами экономического мошенничества, удержанием платы наемников и воровством. О покаянии богатого человека Закхея сказано: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк. 19:8 ). Став нищим на земле, Закхей оказался богачом на Небесах. Прп. Ефрем Сирин учил: «Лежащему в позолоченном чертоге какая польза от блеска стен и потолков, когда сам он мучится страстями или когда пожирается тело его, угрызаемое внутри змеей». Нравственному совершенствованию богатство нисколько не поможет, а, напротив, и повредит. Богатый всем задолжал и каждому должен, ибо богатство складывается из усилий многих, а пользуются им немногие. Свт. Василий Великий учил: «Блаженны те, которые, имея богатство, чувствуют, что они обогащаются от Господа, ибо кто почувствует это, тот может делать нечто доброе. Горе богатым, если, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (т.е. для раздачи)». Здесь Василий Великий говорит о богатстве, которое проистекает от усилий человека и по Божьему благословению, – и то он должен его раздавать.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа на Евангелие двадцать шестой недели по Пятидесятнице Притча о любостяжательном человеке (Не д о лжно увлекаться богатством и вообще счастьем) Какое Евангелие слышали вы, братие, сегодня? Притчу о человеке, у которого был хороший урожай в поле, где в лице богача, желавшего было наслаждаться земными счастиями и удовольствиями, но вдруг обреченного на смерть, Господь показывает, как непрочно земное счастье, и что поэтому не должно привязываться к земному до забвения Бога и своей души ( Лк. 12:16–21 . Зач. 66). ... «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». ... Как более уяснить слова богача: «сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ? Говоря такие слова, богатый забыл, что у него не одно тело, а есть еще бессмертная душа и что цель жизни на земле – не удовольствия плотские, а совершение спасения души; забыл, что богатство дается человеку не для того, чтобы употреблять его на собственные удовольствия, а чтобы помогать бедным; забыл и то, что сегодня он жив, а завтра – умер, и богатство не пойдет с ним в жизнь загробную, а останется на земле и бог весть на что употребится. «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» – сказано было ему от Бога. Что значат последние слова Евангелия: " Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» ? В словах этих показывается самое значение притчи. Что случилось с богачом, указанным в притче, то может случиться и с каждым, кто очень привязан к земному: собирает и умножает богатство, надеется на него и расточает его на свои удовольствия, а «богатеть в Бога» не старается, т. е. не употребляет богатство на дела угодные Богу, как, например, на дела благотворения нуждающимся, так как, по слову Господа, что дается неимущим, то дается Ему Самому ( Мф. 25:35, 36, 40 ). «Богатеть в Бога» – значит употреблять богатство на дела, угодные Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010