Наконец, познакомьтесь с графической работой Лилии Николаевны Ратнер (+2016). Какая из трех представленных работ больше соответствует вашему видению этого эпизода, почему? А мы, в меру сил, постараемся обратить ваше внимание на детали текста. Рембрандт. Жертвоприношение Авраама, 1635. Эрмитаж И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Быт 22:1 Рассказчик предельно краток. Мы не знаем, где в точности это происходит (гора Мориа стала ассоциироваться с местом, на котором стоит Храм, довольно поздно), мы не знаем, как именно является Бог, сколько лет прошло с момента последней сцены, не знаем даже, какое сейчас время суток. Это как будто не важно. Важен лишь диалог: — Авраам! — Вот я. (Я слушаю, Боже!) Это «вот я» в других местах Библии знаменует какой-то новый этап жизни человека, например, призвание на служение пророка (1 Цар 3:4, Ис 6:8). Бог обычно затем что-то поручает, — а Его собеседник слушается. И здесь — какая-то новая ступень жизни, Бог чего-то попросит от Авраама. Автор повествования милостив к читателю. Он заранее нам сообщает, что это будет искушение (испытание) от Бога. Когда искушает Сатана, он это делает для того, чтобы человек пал. Когда испытывает Бог, Он это делает для того, чтобы убедиться в надежности человека, очистить от лишнего, явить его доблесть и доверить что-то большее. Нам сообщили об испытании. Но вот Авраам этого не знает и видит все иначе. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Быт 22:2 Бог как бы говорит Аврааму: отрекись от своего естества, от самого себя (возьми сына), оставь надежды на будущее (от единственного Твоего), пренебреги любовью (которого ты любишь), забудь о радости и счастливом смехе (именно это означает имя твоего сына, Исаака). Ты привязан к сыну, он для тебя самое драгоценное. Отдай, пожертвуй это все Мне. Докажи свою преданность, послушание.

http://blog.predanie.ru/article/zhertvop...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Осмысление времени в Книге пророка Исаии О полноте времен В прошлой беседе мы остановились на образе горы Господней, которая покроет всю землю и будет величественней всех остальных холмов и гор. Свидетельство пророка Исаии об этой горе заключается словами, что сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах… И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! Представим себе гору, где собираются все народы и где Бог приготовил пищу, которую вкушают все люди, радуясь и веселясь. Эта пища чрезвычайно сытная – как говорит в Новом Завете Христос: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». Вкусив эту пищу, человек прозрит, покрывало снимется, истреблена и поглощена будет смерть. Это пророчество – образ Евхаристии, Причастия Телу и Крови Христовым, которое совершается в Церкви. Церковь и существует чтобы причащать людей этой нетленной Пище, давая им бессмертие. Но закончим с образом горы Господней. Приходится сталкиваться с тем, что люди порой не понимают этого образа. Здесь сказано, что в день, когда гора поднимется, люди будут причащаться, смерть истребится, покрывало снимется, Бог снимет поношение с народа Своего по всей земле. Речь здесь идет о народе, который Бог называет Своим, – который Священное Писание называет израильским народом. После того, что произошло со Христом, этот народ пребывает в поругании, он всеми изгоняется, всеми нелюбим. И когда Бог отрет всякую слезу с очей человеческих, снимется поношение с этого народа. То есть Бог восстановит Свой Завет, мир с этим народом, который сейчас все поносят. Произойдет то, о чем в Апокалипсисе, в толкованиях святых отцов говорится о последних судьбах мира – однозначно говорится, что однажды, в последние дни мира, еврейский народ узнает, что антихрист, которого они называют богом, – это подлог, это ложный мессия, и в последние дни мира произойдет восстановление Завета с еврейским народом ради отцов, с которыми Бог вступил в Завет. То есть отпадение Израиля (и эту мысль проводит апостол Павел) – до времени, чтобы вошла полнота язычников, полнота других времен: отвержение еврейского народа, которое порой выставляется в принцип жизни, – это тоже домостроительство нашего спасения. И однажды наступит день, когда поношение с этого народа будет снято. О каком дне идет речь?

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/45

(19) При множестве скорбных мыслей моих внутри меня, утешения Твои радуют душу мою. (20) Сообщается разве с Тобою трон губителей, возводящих насилие в закон, (21) ополчающихся на душу праведника, кровь невинную обвиняющих? (22) Но Бог был оплотом моим, Всесильный мой – твердыня убежища моего. (23) Он обратит против них насилие их, злодейством их Он истребит их, истребит их Бог Всесильный наш. 95. (1) Идите, будем воспевать Бога, трубить будем твердыне спасения (2) Встретим Его с благодарением, с песнями восклицать будем Ему, (3) что Бог – великая сила, властелин великий над всеми силами. (4) В руке Его – тайны земли, высоты гор – Его же. (5) Море Его – Он создал его, сушу образовали руки Его. (6) Приходите, падем, поклонимся и преклоним колени пред Богом, Творцом нашим, (7) ибо Он – Всесильный наш, а мы, народ, – паства Его, ручное Его, – если бы только вы сегодня послушали голоса Его: (8) «Не ожесточайте сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, (9) где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дело Мое. (10) Сорок лет раздражало Меня поколение то, и сказал Я: " Это народ, блуждающий сердцем. Не знают они путей Моих " . (11) Потому поклялся Я в гневе Моем, что не войдут они в покой Мой». 96. (1) Воспойте Богу новую песнь, воспойте Богу, вся земля! (2) Пойте Богу, благословляйте имя Его, возвещайте изо дня в день спасение Его. (3) Рассказывайте народам о славе Его, всем племенам – о дивных делах Его. (4) Ибо велик Бог и достоин похвал беспредельных, Он страшнее всех (5) Ибо все боги народов – никчемны, а Бог небеса сотворил. (6) Слава и величие пред Ним, могущество и краса в святилище Его. (7) Воздайте Богу, семьи народов, воздайте Богу славу и мощь. (8) Воздайте Богу славу имени Его, несите приношение, приходите во дворы Его (9) Поклонитесь Богу в священном трепете, благолепии, трепещите пред Ним, все [жители] земли! (10) Возвестите между народами: «Бог царствует, потому вселенная устроена – не поколеблется. Он будет судить народы по справедливости».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

75. В конец. Песнь. Псалом Асафа. Песнь об Ассириянине.    Ведом в Иудее Бог, в Израиле велико имя Его. И было в мире место Его и жилище Его в Сионе. Там Он сокрушил крепость луков, оружие, и меч, и брань. Ты светишь дивно с гор вечных. Смутились все неразумные сердцем, заснули сном своим, и все богатые мужи ничего не нашли в руках своих. От запрещения Твоего, Боже Иакова, воздремали севшие на коней. Ты страшен, и кто противостанет Тебе? С того времени гнев Твой (открылся): С неба возвестил Ты суд Свой: земля убоялась и умолкла, Когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех кротких земли. Посему помысл человека прославит Тебя, и даже остаток помысла торжественно будет прославлять Тебя. Помолитесь и воздайте (хвалу) Господу Богу нашему! Все, которые вокруг Его, принесут дары: Страшному и отнимающему дух у князей, страшному для царей земных. 76. В конец. Чрез Идифума. Псалом Асафа.    Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим к Богу, – и Он внял мне. В день скорби моей Бога искал я, руками моими (молился) ночью пред Ним, – и не был обманут. Душа моя отказывалась от утешения. Вспоминал я Бога и веселился, размышлял, и малодушествовал дух мой. Предваряли (ночные) стражи очи мои, смущен я был и не говорил. Помышлял я о днях древних, и вспоминал лета вечные, и поучался. Ночью в сердце моем я размышлял, и дух мой испытывал: Ужели на веки отвергнет Господь и более не будет благоволить? Или навсегда милость Свою пресечет? (Ужели) окончил слово из рода в род? Ужели Бог забудет оказывать милость? Или удержит Свои щедроты во гневе Своем? И сказал я: ныне я начал (понимать): это – изменение десницы Вышнего. Вспомнил я о делах Господа, ибо буду вспоминать об изначальных чудесах Твоих, И буду поучаться во всех делах Твоих и размышлять о деяниях Твоих. Боже! Во святыне путь Твой. Кто Бог (столь) велик, как Бог наш? Ты – Бог, творящий чудеса, возвестил народам силу Твою. Ты избавил мышцею Твоею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. Увидели Тебя воды, Боже, увидели Тебя воды и убоялись, вострепетали бездны, Сильный звук вод: голос издали облака, ибо полетели стрелы Твои. Голос грома Твоего в своде (небесном): молнии Твои осветили вселенную, подвинулась и задрожала земля. В море пути Твои и стези Твои в водах глубоких, и следы Твои не будут узнаны. Ты вел, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

8. 1a. И вспомнил Бог про Ноя и про тех животных, диких и домашних, что были с Ноем в ковчеге. 8. 2a. И закрылись источники пучины, затворились небесные окна. 8. 3b. На сто пятидесятый день вода начала спадать: (8. 4) в семнадцатый день седьмого месяца ковчег остановился на Араратских горах. 8. 5. Вода медленно отступала; настал десятый месяц года. В первый день десятого месяца показались вершины гор. 8. 13a. На шестьсот первый год жизни Ноя, в первый день первого месяца, вода спала. 8. 14. В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, (8. 15) Бог сказал Ною: (8. 16) «Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. 8. 17. И всех животных выведи - и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны». 8. 18. И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, (8. 19) а следом вышли звери, мелкая живность, птицы - все обитатели земли, вид за видом. 9. 1. Бог благословил Ноя и его сыновей: «Будьте плодовиты и многочисленны, заселяйте землю. 9. 2. Пусть все звери на земле, и все птицы в небе, и вся живность земная, и все рыбы в морях страшатся вас и трепещут пред вами: они отданы в вашу власть. 9. 3. Всех животных Я отдаю вам в пищу, как прежде отдал зелень растений. 9. 4. Но не ешьте мяса, в к-ром есть жизнь - то есть кровь. 9. 5. И за вашу кровь - за отнятую жизнь,- Я взыщу с того, кто прольет эту кровь, будь то зверь, будь то человек, отнявший жизнь у брата своего. 9. 6. Если кто прольет кровь человека, кровь убийцы другой пусть прольет. Ибо человек создан как образ Божий. 9. 7. Будьте же плодовиты и многочисленны, заселяйте землю и господствуйте над нею!». 9. 8. Бог сказал Ною и его сыновьям: (8. 9) «Я заключаю договор с вами и вашими потомками, (9. 10) и со всеми живыми существами, которые вместе с вами покинули ковчег: с птицами, скотом и зверями - со всеми животными земли. 9. 11. У меня с вами будет договор: впредь уже воды потопа не станут губить все живое, больше потоп не будет опустошать землю». 9. 12. Бог сказал: «Вот знак договора, к-рый Я заключаю на вечные времена с вами и со всем живым: 9. 13. Я повесил на облаках свой лук - радугу - в знак договора между Мною и жителями земли. 9. 14. Когда Я соберу облака над землей, то в облаках появится радуга. 9. 15. Тогда Я вспомню Свой договор с вами и со всем живым - и потопа, к-рый губит все живое, уже не будет. 9. 16. В облаках будет радуга - Я увижу ее и вспомню Свой вечный договор со всеми жителями земли». 9. 17. Бог сказал Ною: «Это знак договора, к-рый Я заключил со всеми, кто живет на земле»».

http://pravenc.ru/text/2577915.html

Ведь неужели потому, что говорится: « «И сказал Господь Аврааму» и немного позднее: «И Господь явился Аврааму»,» (нам следует считать, что) это было совершено не через ангелов? (И хотя) в другом месте говорится подобное же: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного»; все же далее сразу же добавляется: « «Он возвел свои очи и взглянул, и вот, три мужа стоят против него» (Быт.18:1—2), о которых мы уже говорили. Ибо как же смогут эти люди, которые либо не желают подниматься от слов к (их) смыслам, либо беспечно бросаются от смыслов к словам; (повторяю я), как же они смогут объяснить, что Бог явился в (образе) трех мужей, если только они не признают, что это были ангелы, как и показывает то, что следует (дальше в Писании). Или потому, что (в определенном месте) не сказано: « «Ангел ему сказал»; или «Ангел ему явился»; они осмелятся говорить, что видение и голос» (представшие) Моисею были совершены посредством ангела, ибо так написано, а Аврааму, поскольку (в Писании) не было сделано упоминание об ангеле, явился и говорил Бог в Самой Своей сущности. И как же насчет того, что и в связи с Авраамом говорится об ангеле? Ведь когда его сын был затребован к жертве, мы читаем: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: «Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе» (Быт.22:1—2). Конечно же, здесь упомянут Бог, а не ангел. Но немного позднее в Писании говорится: «И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господен воззвал к нему с неба и сказал: » Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего» (Быт.22:10—11). Так что же они ответят на это? Или, может, они скажут, что Бог приказал заклать Исаака, а ангел запретил, и далее, что отец, противореча указанию Бога, приказавшего заклать, повиновался ангелу, требовавшему пощадить? Но такое предположение достойно лишь того, чтобы его осмеяли и отбросили.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Глава восьмая. Восьмое Богоявление Аврааму. Явление Ангела Ягве на горе Мориа при жертвоприношении Исаака На священной горе Мориа, при исключительных обстоятельствах происходит последнее, восьмое явление Бога отцу веры Аврааму. Не раз уже испытанная вера праотца подвергается теперь испытанию, значительно превосходящему предел возможного для человека и, к тому же, выходящему за пределы нормальных представлений о Боге. Авраам должен принести в жертву Исаака, сына своей веры, сына Божьего обетования. И он соглашается это сделать, и он делает это. И, при этом, ему является Бог... Повествуется об этом священном событии в 22-й главе книги Бытия. Именно это событие, наиболее известно из жизни праотца. Но момент Богоявления, при этом, несколько ускользает из внимания, прикованного к драматизму происходящего. Итак, восьмое Богоявление. 8.1. Искушение веры Авраамовой И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. ( Быт. 22:1–2 ). Авраам должен принести человеческое жертвоприношение, чего от века не требовал Бог. Жертвой должен стать единственный сын обетования Божия – а как же обетование?! И, как бы, специально для того, чтобы все сделать совершенно невыносимым, Бог еще напоминает отцу, долженствующему принести эту жертву, что речь идет о единственном сыне и, именно, том, которого ты, отец, любишь. Что же происходит? Писание говорит кратко: Бог искушал Авраама... Каков смысл этого искушения? Проникнуть в это тем более необходимо, что, именно, на фоне этого искушения и происходит последнее Богоявление Аврааму. Святоотеческая мысль в искушении Авраамовом видит наивысшее испытание его веры. А, с другой стороны, искусить – это не столько испытать, сколько «сделать искусным». Искушение же, как подталкивание ко греху, со стороны Бога, конечно, совершенно отклоняется, как невозможное.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И вот теперь Агарь с мальчиком Измаилом ушла прочь и заблудилась в пустыне. Она уже готовилась к страшной смерти от жажды, когда она вдруг услышала голос с небес: теперь Бог указал ей колодец. Агарь вновь убедилась в справедливости имени, которым она некогда назвала Господа: он не просто видел ее, но и заботился о ней. Авраам обошелся с былой наложницей и собственным сыном неласково (идеальным человеком он вовсе не был), но Бог не оставил их: Его любовь совершенна и не зависит от перемены настроения. Отец и сын у жертвенника Итак, с родителями остается один Исаак, он рос и радовал их. Но однажды доверие Авраама должно было подвергнуться еще одному, самому страшному испытанию… Бог обратился к Аврааму с такими словами: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». На сей раз, Авраам ничего не отвечал Господу, и мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Библия описывает лишь его поступки: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог». Три долгих дня продолжалось это путешествие. Наконец, они подошли к горе, взойти на которую должны были только Авраам с Исааком, а вот кто спустится назад… Своим слугам Авраам сказал, что они с сыном вернутся вдвоем. Хотел ли он их успокоить? Или действительно думал, что всё как-нибудь обойдется, и сын останется в живых? Автор новозаветного Послания к Евреям, например, считал, что Авраам верил: после жертвоприношения Бог воскресит Исаака. Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Как бы ни складывались обстоятельства, он был уверен, что всё закончится хорошо, вопреки собственным чувствам и всем законам этого мира. Так оно и случилось. Когда мальчик уже лежал на жертвеннике, а Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

– И так, когда ещё не было видимого света, была слава Господня боголепная; Бог , живущий всегда во свете, как сказано, неприступном (Тим.6:16), сиял вечно Своею славою, и не нуждался в прославлении от кого либо другого, будучи вполне как Бог, всеблажен и самодоволен. Для чего же Он сотворил мир? – Конечно не по нужде; ибо мог ли нуждаться в чём-нибудь Тот, Кто бесчисленные веки существовал и до начала мира? A потому, когда сотворил мир, то, значит, не по другой причине, но единственно только по благости Своей, чтобы твари, получив от Него бытие, наслаждались бы жизнью своею. Можем рассудить также и о том, – из чего Бог сотворил мир? – Если вся Тем быша ( Ин.1:3 ), как сказано, и ничего нет самобытного, кроме одного Бога, то понятно, что небо и земля сотворены из ничего. Хотя такого творческого дела понять мы и не можем, потому что сами никакой вещи из ничего сделать не можем; но Бог не человек, для Него все возможно. Для Него не нужны ни время, ни средства, как нужны нам для какого дела. И чего не в силах сделать Бог , когда обещает дать и человеку такую силу, что может он одним словом своим сдвинуть гору? Ибо Господь говорит: истинно говорю вам: если который из вас скажет горе: двигнись и не размыслит что этого быть не может, но веру возымеет, что сбудется по словам его; будет ему, что ни скажет ( Мк.11:23 ). Так, если и человеческому слову может быть сообщена такая сила всесильная, то по всей справедливости должны мы верить, что небо и земля созданы из ничего одним Божественным повелением. Так и Писание говорит: яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася ( Пс.32:9 ). Ибо Писание говорит: земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух божий носился над водою ( Быт.1:2 ). – He было на земле ни гор, ни рек, ни лесов, ни цветущих лугов; не ходило тогда по ней, не летало и не ползало ни одно живое существо. Земля была смешана так, что составляла одну грязь, почему и названа бездною. Такою сотворил её Бог не потому, что не мог вдруг создать её благоустроенною, но чтобы показать, что Он все делает свободно, что являются от Него творения не по принуждению, как бы какие выродки, но сообразно его назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Итак, как не страшишься согрешать перед Ним и такого Ему почтения не оказывать, какое земному Царю, господину и отцу по плоти, себе подобным людям, оказываешь? Всякого почитания достоин Царь земной, господин твой и отец, и Сам Бог велит их почитать. Но Бог несравненно большего почитания, и такого, какого не может быть больше, такого великого, как Он Сам Велик, почитания достоин. К этому высокому почитанию и пророк увещевает нас: «Служите Господу со страхом и ра­дуйтесь пред Ним с трепетом» (Пс.2:11). И в другом месте призывает нас к тому же: «Придите, радостно воспоем Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему, предстанем пред Лицом Его со славословием и в псалмах воскликнем Ему, ибо Бог — Великий Господь и Царь Великий по всей земле; ибо в руке Его все концы земли, и вер­шины гор Его же; ибо Его — море, и Он сотворил его, и сушу руки Его создали» (Пс.94:1—5). 3) Рождается и умножается страх Божий от рассуждения о повелении Божием. Ибо Бог, Который закон издал и повелевает его хранить, велик, и страшен, и Он — «Бог отмщений» (Пс.3:1), и повелевает его хранить твердо: «Ты заповедал заповеди Твоя твердо хранить» (Пс.118:4). И за преступление святого закона Своего временной и вечной казнью грозит. Указы земного Царя, гнев которого только тело наше умертвить может, нарушать боимся. Как Божиего повеления нарушать не бояться и праведного Его гнева, Который «может и душу, и тело погубить в геенне огненной» (Мф.10:28)? 4) Рождается страх Божий от рассуждения о Боге повелевающем, как Отце Благоутробном и нас любящем. Отцу плотскому послушание оказываем и опасаемся его прогневать. Как не боимся ослушаться Бога, Небесного и Вечного Отца, Который создал нас, и в Сыне Своем Единородном возродил нас, и столько являет нам благодеяний, которых и умом понять не можем? Какой отец так любит сына, как любит Бог нас? Скоро человеческая любовь претворяется в гнев и ненависть, но Божия любовь не так: она не перестает никогда. Мы перестаем и изменяем, оскудеваем и не храним верности и любви к Нему, а Он всегда «Тот же» (Евр.1:12), всегда «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010