По 3 стихословии седален, глас 3 Подобен: Красоте девства: Днесь вся тварь радуется,/яко – еже радуйся, – Тебе глаголет Архангел,/благословенная честная и пречистая Мати Христа Бога./Днесь омрачается змиино шатание,/клятвы бо праотчи разрешается союз./Темже и непрестанно вопием Ти:/радуйся, Обрадованная. В сей день все творение радуется,/ибо “Радуйся!” Тебе возглашает Архангел:/“Благословенна Ты, священна и чиста, Всенепорочная!”/В сей день гордыня змия помрачается,/ибо разрешены узы проклятия праотца./Потому и мы всячески взываем Тебе:/“Радуйся, Благодатная!” Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же. По чтении же даются свещи братии. Величание: Архангельский глас/вопием Ти, Чистая:/радуйся, Благодатная,/Господь с Тобою. Величание Словами Архангела/возглашаем Тебе, Чистая:/“Радуйся Благодатная,/Господь с Тобою!” Псалом избранный: Боже суд Твой цареви даждь,/И правду Твою сыну цареву./Судити людем Твоим в правде,/И нищим Твоим в суде./Судит нищим людским, и спасет сыны убогих./Благовестите день от дне спасение Бога нашего./Господь даст глагол благовествующим силою многою./Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея./От плода чрева твоего посажду на престоле твоем./Снидет яко дождь на руно,/И яко капля каплющая на землю./И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его./Яко избра Господь Сиона, изволи его в жилище Себе./Освятил есть селение Свое Вышний./Бог посреде его, и не подвижится./Пощадит нища и убога, и души убогих спасет./Вси языцы поработают Ему./Весь день благословят Его./Будет утверждение на земли на версех гор./Будет Имя Его благословено во веки./И благословятся в Нем вся колена земная./Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един./И благословено Имя славы Его в век, и в век века./И исполнится славы Его вся земля:/Буди, буди. Слава, и ныне: Аллилуия (3). Псалом избранный Боже, дай суд Твой царю,/и правду Твою – сыну царя./Чтобы судить народ Твой по правде/и нищих Твоих – в суде./Он будет судить нищих из народа, и спасёт сынов бедных./Благовествуйте день за днем спасение Бога нашего./Господь даст благовествующим слово с силою многою./Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё./От плода чрева твоего посажу на престоле твоем./Он сойдёт, как дождь на руно./И как капля, падающая на землю./И наклонил Он небеса, и сошёл, и мрак под ногами Его./Ибо избрал Господь Сион, выбрал его в жилище Себе./Освятил обитель Свою Всевышний./Бог посреди него, и он не поколеблется./Пожалеет Он нищего и бедного, и души бедных спасёт./Все народы рабски послужат Ему./Весь день будут благословлять Его./Будет Он утверждением на земле, на вершинах гор./Да будет имя Его благословенно вовеки./И благословятся в Нём все племена земные./Благословен Господь, Бог Израилев, Один творящий чудеса./И благословенно имя славы Его вовек и во век века./И будет наполнена славою Его вся земля./Да будет, да будет!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/blagovesh...

3. Господь – твердыня моя и прибежище мое, и Избавитель мой – Бог мой, Помощник мой и уповаю на Него! Защитник мой, и рог спасения моего, и – Заступник мой! 4. Хваля призову ГОСПОДА, и от враг моих спасуся. 4. Хваля, призову Господа, и от врагов моих спасуся. II. 5. Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя. 5. Одержали меня болезни смертельные, и потоки беззакония – в смятение привели меня. 6. Болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя – сети смертныя! 6. Болезни адския объяли меня, раскинулись предо мной – сети смерныя! 7. И внегда скорбети ми, призвах ГОСПОДА, и – к БОГУ моему воззвах! Услыша от храма святаго Своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет – во уши Его. 7. Но во время скорби моей я призвал Господа, и к Богу моему воззвал: Он услышал от храма святого Своего голос мой, и вопль мой пред Ним внидет в уши Его. III. 8. И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася, и подвигошася, яко прогневася на ня БОГ. 8. И содрогнулась, и трепетна стала земля, и основания гор сотряслись и сдвинулись, потому что прогневался на них (врагов) Бог. 9. Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. 9. Поднялся дым гневом Его, и огонь от лица Его воспламенился, (и) уголья загорелись от Него. 10. И преклони небеса и сниде, и мрак – под ногами Его. 10. И (Он) преклонил небеса и снизошел, и мрак под ногами Его. 11. И взыде на херувимы, и лете, лете на крилу ветренню! 11. И взошел на херувимов, и полетел, полетел на крыльях ветра! 12. И положи тьму закров Свой, окрест Его селение Его: темна вода во облацех воздушных. 12. И взял тьму в покрывало Себе (прикрыл Себя тьмою), вокруг Него – селение Его: темна вода в облаках воздушных. 13. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. 13. От облистания пред Ним (с блеском от славы Его) разошлись облака, град и уголья огненные. 14. И возгреме с небесе ГОСПОДЬ, и Вышний – даде глас Свой! 14. И возгремел с небес Господь, и Вышний – подал глас Свой! 15. Низпосла стрелы, и разгна я, и молния умножи, и смяте я!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

В XIV огласительном поучении св. Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус Христос во Евангелии сказал: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Mф. XII, 40 ). Рассматривая повесть об Ионе, мы находим в ней действие очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона послася ( Uoh. I, 2; III, 2 ). Но он бежал, не ведая будущего. Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное... Иона был ввергнут во чрево китово: Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: От власти ада Я искуплю их от смерти избавлю их ( Ocuu XIII, 14 ). Иона из чрева китова молился, говоря: к Господу воззвал я в скорби моей, из чрева преисподней я возопил ( Uh. II, 3 ). Это говорил он, еще находясь в ките. Но, находясь в ките, он говорил о себе, что находится в преисподней (во аде); потому что он был пред изображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно, пророчествуя, он сказал от лица Христова. Попре глава моя в расселине гор ( Uoh. II 6). Если он был во чреве китовом, то какие там горы? Знаю это, отвечает он; но я служу образом Того, Кто будет положен в иссеченном каменном гробе. Находясь в море Иона говорит: До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня ( Uoh. II, 7 ); потому что он носил образ Христа нисшедшего в землю». Подобным образом св. Епифаний Кипрский указывает со всею ясностью и определенностью местонахождение ада во внутренности земли, описывая в Слове своем на Великую Субботу спасение людей Богочеловеком. Вот выдержки из этого Слова: «Отчего толикое безмолвие на земле? Что значит это безмолвие и молчание великое? Безмолвие великое: Царь погрузился в сон. Земля убоялась и замолкла, потому что Бог во плоти уснул. Бог во плоти уснул, и ад ужаснулся. Бог уснул на краткое время – и спящих издревле, от Адама, воскресил. Ныне спасение сущим на земле и от века сущим под землею; ныне спасение всему миру – и видимому, и невидимому.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

И жив будет, и дастся Ему от золота Аравийского: и будут всегда молиться о Нем, весь день – благословлять Его! IV. 16. Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод Его, и процветут от града, яко трава земная. 16. Будет (Он) утверждением на вершинах гор на земле: выше Ливана поднимется плод Его, и процветут (жители) града, как трава земная. 17. Будет имя Его благословенно во веки! Прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси языцы ублажат Его! 17. Будет имя Его благословенно во век! Прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем все колена земные, все племена ублажат Его! 18. Благословен ГОСПОДЬ БОГ Израилев, творяй чудеса един! 18. Благословен Господь Бог Израилев, Единый творящий чудеса! 19. И благословенно имя славы Его во век, и в век века! и исполнится славы Его вся земля: буди, буди!... 19. И благословенно имя славы Его во век, и в век века! и исполнится славы Его вся земля: буди, буди!.. (аминь, аминь). Оскудеша песни Давида, сына Иессеева. Оскудели песни Давида, сына Иессеева. 1-я слава Х кафизмы. Примечания к Псалму LXXI-мy Содержание: Давид, будучи уже при смерти, поручает Богу сына и наследника престола Соломона, прося, дабы Господь наставил его в добродетели и разуме. В сем псалме пророчествуется и о Христе, предвечном Царе, о Его пришествии на землю и о распространении мирного и блаженного царства Его во всех народах. Ст. 1–2. Образец молитвы, как для того, чтоб верные, будучи под единой главой, законную власть почитали, ежели хотят жить благополучно и мирно, так и для того, чтоб от оного прообразовательного царства мысленно восходили ко Христу, высочайшему всех Царю. Сущность слов состоит в прошении, дабы Бог избранного Им царя наставил духом правоты и мудрости. Ибо под именем „правды и суда разумеет благоучрежденный образ правления, противополагая его мучительской и необузданной власти нечестивых царей, которые, забыв Бога, царствуют по своему произволу: а таким образом, благочестивого царя Израилева, небесным помазанием почтенного, от прочих царей земных различает...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Из этого подбора штрихов и картин очевидно прежде всего, что писатель Песни Песней имел в виду изобразить некую, хорошо ему известную, идеально прекрасную местность, богатую и цветущую, покрытую горами, холмами и долинами, лесами, садами и виноградниками, орошаемую источниками, страну политически зрелую и обезопашенную. Входя ближе в это описание, усматриваем, что писатель имел в виду изобразить именно Палестину или страну 12 израильских колен. Это видно из того, что в других ветхозаветных книгах Палестина изображается именно теми идеальными чертами, какими автор Песни Песней изображает занимающую его страну. Достаточно припомнить здесь хотя бы те картины, в которых изображается Палестина в книге Второзаконие: «земля, в которую вы переходите, течет молоком и мёдом; она не то, что земля египетская, где посеявший семя должен поливать её при помощи ног своих, как овощной огород; земля, в которую вы переходите, есть земля гор и долин; у дождя небесного она пьёт воду; это земля, о которой Иегова, Бог твой, печётся, на которой всегда очи Иеговы, Бога твоего, от начала года и до конца года». (11:8–12). «Иегова, Бог твой, ведет тебя в землю прекрасную, землю потоков вод, источников и озер, выходящих из долин и гор, землю пшеницы и ячменя, виноградной лозы, смоковницы, и гранатового дерева, масличного дерева и мёда, землю, н которой не в скудости будешь есть хлеб, будешь есть и насыщаться, благословляя Иегову, Бога твоего, за землю прекрасную, которую Он дал тебе» (8:7–10). «Иегова, Бог твой, ведет тебя в землю больших и прекрасных городов, каких ты не строил, домов, полных всякого добра, какого ты не собирал, иссеченных колодезей, каких ты не иссекал, виноградников и маслин, каких ты не садил, будешь есть и насыщаться» (6:10–11; см. ещё Числа гл. 13). Таким образом здесь Палестина характеризуется как страна необыкновенно богатая растительностью, освежаемая горными потоками и замечательная по своим постройкам и городам большим и красивым. Это именно те черты, к которым сводится описание страны фигурирующей в Песни Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

После того как все приготовления были завершены, в 17-й день 2-го месяца, «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт 7. 11) и воды обрушились на землю. Непрерывный дождь продолжался 40 дней и ночей, воды подняли ковчег, и он поплыл (Быт 7. 17, 18). Водой покрывались даже высокие горы, и все живущие на земле погибли (Быт 7. 17-24). В живых остались только Н. и его спутники. Спустя 150 дней вода начала убывать, и на 17-й день 7-го месяца ковчег остановился на «горах Араратских» (Быт 8. 1-5). Вершины др. гор показались лишь 1-го числа 10-го месяца. Н. выждал 40 дней и выпустил из ковчега ворона, однако тот, не обнаружив суши, возвращался неск. раз назад, пока не показалась поверхность земли. После этого Н. трижды (с перерывами по 7 дней) выпускал голубя. В 1-й раз голубь вернулся ни с чем, во 2-й - принес в клюве свежий оливковый лист, свидетельствовавший о том, что «вода сошла с земли», на 3-й раз он не вернулся. Земля постепенно обсохла к 1-му числу 1-го месяца, окончательно - лишь 27-го числа 2-го месяца. Через 365 дней после начала потопа Н. покинул корабль и его потомки вновь заселили землю (Быт 8. 14-19). У гор Араратских Н. принес Господу жертву всесожжения (1-е жертвоприношение в библейском рассказе о праотцах: «Из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» - Быт 8. 20), Господь благословил его и его потомство и заключил с Н. и его семьей завет (Быт 9. 1-17). Бог обещал, что на наказанную за грехи человека землю отныне вернется прежний порядок - правильный ход времен года («во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» - Быт 8. 22). Как прародитель будущего человечества Н. получил то же благословение, что и первые люди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 9. 1, ср.: 1. 28). Благословив Н. и все творение, Бог дал человеку ряд моральных заповедей: дозволение употреблять в пищу ритуально обескровленное мясо (Быт 9. 4); запрет на убийство человека под страхом смертной казни: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт 9. 6). Бог обещал, что земля больше никогда не будет опустошена водами потопа. В знак Божественного завета с Н. в небесах воссияла радуга (Быт 9. 8-17).

http://pravenc.ru/text/2577915.html

Пс.17:4 .  Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь. «Хваля призову Господа и от враг моих спасуся». Из сего научаемся свидетельствовать благодарность за дарованныя нам блага, и снова просить того, в чем имеем нужду. Ибо, так поступая, говорит Пророк, превозмогу неприязненных мне. Потом описывает различныя востания врагов. Пс.17:5 .  Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня. Пс.17:6 .  Цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. «Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя». «Болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя». Болезнями смертными и адовыми называет угрожающия смертию опасности. Ибо, как болезни бывают при самом рождении, так великия опасности приближают к смерти. Потоками же беззакония наименовал несправедливыя и частыя нападения врагов. Ибо, как поток, принимая в себя оттуда и отсюда стремящиеся стоки вод, разливается внезапно, так Саул и другие враги производили на него набеги. Сетями же смертными назвал засады, ибо что сеть для безсловесных, то для воюющих засада; и то и другое служит средством нанести вред скрытно. Пс.17:7 .  В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от [святаго] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его. «И внегда скорбети ми, призвах Господа и к Богу моему воззвах: услыша от храма святаго своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его». Когда осаждало меня столько бедствий, пренебрегши всякое человеческое пособие, призвал я Божественную помощь, и не обманулся в надежде, потому что Бог немедленно приял мои моления. Разумеет же здесь не храм рукотворенный, который не был еще тогда построен, потому что Соломон соорудил его после сего, но назвал храмом небо. Пс.17:8 .  Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог]; Пс.17:9 .  поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него. «И подвижеся и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

– Яко в руце Его вси концы земли, – все пределы, коими определяется пространство не только поверхности, но и глубоких недр земли. А потому все, что находится на земле, содержится в Его власти: и все мнимые боги суть творение Его рук и все цари суть рабы Его. – И высоты гор Того суть, – Его власть простирается и на высочайшие вершины гор, где высились крепости царей и капища богов-идолов. – Яко Того есть море, – и все, что обитает и море, ибо Той сотвори е море; следовательно, и в глубинах морских нет какого-либо особого бога-повелителя. – И сушу руце Его создаст, – Он образовал состав и вид и все украшение суши, со всевозможным разнообразием жизни на ней. – Посему Сам Господь и заповедал, народу своему чрез Моисея при Синае: «Я Господь Бог Твой, который вывел тебя из земли Египетской; да не будет у тебя других богов. Не делай себе кумира и никакого изображения, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не покланяйся им и не служи им, ибо Я Господь Бог твой ( Исх.20:2–5 ). 6–7a. Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господом сотворшим нас: яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити Его и овцы руки Его. В большом сознании величия силы и власти Царя – Господа псалмопевец с большею ревностью призывает верующих к благоговейному почитанию Его. – Приидите, говорит он верующим, разумеется, – в храм; поклонимся Богу, и припадем Ему или падем ниц, пред Ним; и восплачемся пред Ним, т. е. в одежде печали, – в раздранной одежде, с пеплом на главе, со слезами на глазах, с чувством глубокого сокрушения о грехах, и с молитвой о своем спасении, – пред Ним, ибо Господь есть Творец!, и Владыка жизни. По не одно чувство скорби должно вызывать слезы: сердце не должно быть чуждо и уверенности в помиловании, а потому оно не должно быть чуждо и радости. – И мы людие пажити Его, – живем и питаемся на Его земле, в Ханаане, как на Его тучной пажити. И овцы руки Его,– своей рукой, т. е. своей силой Он нас водит – питает, охраняет и защищает, и своей властью нами управляет, – как истинный и добрый наш Пастырь; а следовательно, мы должны любить Его, покоряться Ему и поклоняться пред Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

13. Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих. (Господь Бог сил изыдет, и сокрушит рать, воздвигнет рвение, и возопиет на враги своя с крепостию). Господь – Иегова есть Бог сил – воинств небесных и, как царь Своего народа, выйдет против его и Своих врагов и действием Своих небесных сил сокрушит всякую рать, – как сокрушал Он войско Гаваонитян при Иисусе Навине, как истребил Ассирийские полчища при Езекии. Как властный и неустрашимо-гневный исполин-единоборец, Господь «воздвигнет рвение» – возбудит ревность в Своем сердце, прежде кротком, – ревность защиты Своего народа, Ему особенно принадлежащего; и, как воспламененный ревностью, Он издаст свой крепкий глас – гром грозы, как бы сильный, потрясающий воинский крик, обычно раздающийся в мгновенном порыве ярости при первом ударе на врага, – крик, нередко потрясающий противника и подавляющий его храбрость. 14–15. Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все; опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера. (Молчах, еда и всегда умолчу, и потерплю? терпех яко рождающая, истреблю и иссушу вкупе, опустошу горы и холми, и всяку траву их изсушу и положу реки во островы, и луги изсушу). До времени откровения Своего полного владычества над всеми народами Господь молчал – не открывал славы Своего имени чрезвычайным образом в мире языческом: но это молчание не должно было оставаться вечным. Он только терпел до времени, – ожидал того определенного времени, когда откровение Его суда над народами, для обновления мира, сильнее обнаружит Его славу. Но терпел Он как рождающая – с сильнейшей болезнью, с крайней скорбью, которые, однако, должны были необходимо в свое время прекратиться. Скорби и болезни Господа были в виду заблуждений и гибели любимых Им созданий – народов, которых Он не лишал вовсе Своего промышления, в особенности – возлюбленного народа, Израиля. В сильной степени возрос Его гнев, как пыл палящего солнца, и Он решил истребить и одновременно иссушить царство живых существ и растений, – горы и холмы, которые ниже и многочисленнее гор, – и всякую траву их (т.е. гор и холмов), иссушить реки и сделать островами и луга иссушить. Как в древности, при Ное, Господь водами потопа истребил все на горах и холмах, так в будущем Он опустошит землю пламенем своего гнева: Он истребит все – высокое и низкое, гордое и пошлое – в среде языческого мира (гл.41:11–14; ср.гл.2:11–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

15 Ты исторг источники и потоки. Ты изсушил реки Ифамские. 16 Твой – день и Твоя – ночь, Ты устроил зарю и солнце. 17 Ты установил все пределы земли, лето и весну Ты устроил. 18 Вспомни это: враг поносил Господа и народ безумный раздражал имя Твоё. 19 Не предавай зверям душу, исповедующую Тебя, душ убогих Твоих не забудь до конца! 20 Воззри на завет Твой, ибо мрачные земли наполнились домами беззаконий. 21 Да не возвратится смиренный посрамленным: нищий и убогий восхвалят имя Твоё. 22 Возстань, Боже, суди спор Твой, вспомни о поношении Твоем, бывающем от безумного всякий день. 23 Не забудь гласа молящихся Тебе! Гордость ненавидящих Тебя непрестанно поднимается. Псалом 74 1 В конец. Не погуби. Псалом песни Асафа. 2 Прославим Тебя, Боже, прославим Тебя и призовем имя Твоё. Я поведаю все чудеса Твои”. 3 Когда изберу время, Я разсужу по правоте. 4 Растаяла земля и все живущие на ней: Я утвердил столпы её”. 5 Я сказал беззаконникам: не беззаконнуйте, и грешникам: не поднимайте рога. 6 Не поднимайте вверх рога вашего и не говорите на Бога неправды, 7 ибо не с востока, не с запада, не с пустынных гор, 8 так как Бог – Судья: одного Он смиряет, а другого возносит. 9 Ибо в руке Господа чаша с вином неразбавленным, наполненная керасмой, и наклоняет из того, в другое, но осадок его не истощится: выпьют все грешники земли. 10 А я буду радоваться во веки, воспевать Богу Иакова. 11 И все роги грешных Я сломлю, и поднимется рог праведного. Псалом 75 1 В конец. Песнь. Псалом Асафа. Песнь об Ассириянине. 2 Ведом в Иудее Бог, в Израиле велико имя Его. 3 И было в Мире место Его и жилище Его – в Сионе. 4 Там Он сокрушил крепость луков, оружие, и меч, и битву. 5 Ты светишь дивно с гор вечных. 6 Смутились все неразумные сердцем, заснули сном своим, и все богатые мужи ничего не нашли в руках своих. 7 От запрещения Твоего, Боже Иакова, воздремали севшие на коней. 8 Ты страшен, и кто противостанет Тебе? С того времени гнев Твой: 9 с неба слышным сотворил Ты суд Свой: земля убоялась и умолкла,

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010