" И навел Бог " , говорит, " ветер на землю, и воды остановились . И закрылись источники бездны и окна небесные " (Быт.8:2). Смотри, как (Писание) обо всем говорит с нами по-человечески. " Закрылись " , говорит, источники бездны и окна небесные , и перестал дождь с неба " . Как бы так оно сказало: восхотел Господь, и вода опять стала на своем месте; уже она не умножалась, но постепенно убывала. " Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней " (Быт.8:3). Какой ум может когда-либо постигнуть это? Пусть так, – дождь прекратился, источники больше не изливали воды и хляби небесные заключились, но как сбыла столь великая вода? Все было бездной: как же столь великое обилие воды стало вдруг уменьшаться? Кто может объяснить это человеческим умом? Что же сказать? Все совершалось по Божьему повелению.   4. Не станем же и мы исследовать, как это было, но будем только верить, что повелел (Бог), и бездна поднялась высоко; повелел, и она остановилась в своем стремлении и возвратилась в свое место, которое ведомо только самому Господу, создавшему ее. " И остановился " , говорится, " ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор " , в первый день месяца (Быт.8:4-5). Смотри, как вдруг произошла перемена, и сколько убыло воды, так что ковчег сел на горах. Выше Писание сказало, что вода поднялась на пятнадцать локтей выше гор, а теперь говорит, что " остановился ковчег на горах Араратских " , что вода после этого мало-помалу убывала до десятого месяца, а в десятый месяц уже показались вершины гор. Подумай при этом, какова твердость праведника, что он мог выдержать столько месяцев, как бы заключенный во мраке. " По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды " (Быт.8:6-7). Смотри, праведник еще не осмеливается посмотреть сам, но выслал ворона, чтобы через него узнать, можно ли ожидать какой-либо благоприятной перемены.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И то или иное испытание, которое посылается от Бога, посылается и для того, чтобы преодолеть наговоры лукавого, те нашептывания дьявола, которые могут испытывать праведные, благочестивые люди, даже такие, как Авраам. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22, 1–2). Мы с вами помним, как долго молился Авраам, чтобы у него появился сын. И когда Господь говорит об этом необходимом жертвоприношении, Господь не называет сразу имя Исаака, Он сначала говорит как бы поэтапно (усиливая впечатление): Возьми сына твоего ,– здесь не говорится, какого,– единственного твоего ,– у Авраама было два сына: Измаил и Исаак,– которого ты любишь ;– так Авраам любил обоих, и Измаила, и Исаака. И только потом Господь говорит: Исаака . То есть того самого Исаака, в котором были все надежды Авраама на Божественное обетование, которое через Исаака должно было исполниться! И теперь все надежды рушатся! Измаил – он покинул Авраама. Правда, на этот момент мы можем предположить, что он вернулся. Но эти слова! В них столько напряжения! Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Вот эта неопределенность: на одной из гор, о которой Я скажу тебе – есть указание на то, что речь пойдет не только о горе Мориа (храмовой горе) но и о горе Голгофа. Что такое земля Мориа? Что такое гора Мориа, на которой должно быть совершено это жертвоприношение? Во Второй книге Паралипоменон мы находим такие слова: начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид (2 Пар. 3, 1). Итак, гора Мориа – это та самая гора, на которой Соломон построит первый Иерусалимский храм. Это та самая гора, на которой будет построен второй Иерусалимский храм, в котором двенадцатилетний Господь наш Иисус Христос будет наставлять иудейских старцев. И на вопрос Девы Марии и Иосифа: Чадо! что Ты сделал с нами? ответит: Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему (Лк. 2, 48–49). Это очень знаковое место! И Аврааму предлагается именно на горе Мориа совершить жертвоприношение.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Название Палестина произошло от древнееврейского пелиштим, что значит – филистимляне том 19]. С момента обретения государственности (Х в. до Р.Х.) жизнь древних евреев на протяжении многих веков будет неразрывно связана лишь с одной землёй – Палестиной. Около 975 года (по другим данным ок. 928 г.) единое государство распалось на два – Израильское царство (ок. 975/28 – 721) в Северной Палестине и Иудейское царство (ок. 975/28 – 586 ) в Южной Палестине. Палестина – это «земля обетованная», которую Бог обещал дать потомкам Авраама – Израилю ( Быт.12:7 ). Библия называет её землёй «где течёт молоко и мёд» ( Исх.12:7 ). Сам Бог описывает эту землю следующим образом: «Земля где потоки вод, источники и озёра выходят из долин и гор, земля, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, земля, где масличные деревья и мёд, земля, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чём не будешь иметь недостатка, земля, в которой камни – железо, и из гор которой будешь высекать медь» ( Втор.8:7–9 ). Особенно плодородной была Палестина вдоль морского побережья Средиземного моря. На юг от горы Кармил простиралась удивительно плодородная долина Сарон (ок. 80 км. длины и ок. 19 км. ширины), которую называли «райским садом». Урожайной была и возвышенность к западу от Иордана. Благодаря жаркому климату там созревали даже финики. Особенно славилась своим плодородием Галилея, которая была густо населена с самых давних времён. К востоку от Иордана также лежали районы, население которых занималось земледелием. Но в основном же Ханаан был скотоводческой страной. Географический центр Палестины – гористая Самария, была раем для скотоводов и земледельцев. Склоны гор и плоскогорья были хорошими пастбищами. В долине Иордана землю возделывали лишь у Галилейского озера, в других же местах земля была покрыта буйной растительностью, там водились даже хищные звери ( 1Цар.17:34–36 ). Ассирийский царь Сеннахирим приглашал жителей Иудеи оставить свою страну и отправиться в его владения, потому что земля его, как он говорил иудеям, такая же «как и ваша земля хлеба и вина, земля плодов и виноградников, земля масличных дерев и мёда» ( 4Цар.18:32 ). Египетский вельможа Синуге в своих воспоминаниях так же говорит о плодородии Палестины: «Это была хорошая земля. Инжир и виноград росли там в большом изобилии, а вина было больше, чем воды. Мы никогда не испытывали недостатка в мёде и масле. На деревьях полно было самых различных фруктов. Там выращивали также пшеницу и ячмень. Скота было несметное множество. Каждый день я ел хлеб, вино, варёное мясо и жаренную птицу. Кроме того, я питался и дичью, так как они охотились для меня, а сам я тоже часто отправлялся на охоту» с.9].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Божие определение об этом раскрывается в следующем, последнем видении, показанному пророку. «Опять поднял я глаза мои», описывает пророк это видение, «и вижу, и вот четыре колесницы выходят из-между двух гор,горы же те были горы медные. В первой колесницы были кони рыжие, во второй колеснице были кони вороные, в третьей колеснице были кони белые, в четвертой колеснице кони пестрые, крепкие. И отвечал я ангелу, говорившему со мной: что это, господин мой? Отвечал ангел, и сказал мне: это четыре духа небесные, которые, предстоя перед Господом всей земли, теперь исходят. Кони вороные со своею колесницею выходят в землю полунощную (северную) и белые выходят за ними; пестрые же выходят в землю полуденную (южную). Выходят и эти самые крепкие с тем намерением, чтобы пройти землю. И он сказал: идите, пройдите землю. И ходили они по земле. Окликнул меня, и говорил мне и сказал: вот пошедшие в землю полунощную упокоили Мой дух в земле полунощной» Гора Сион, лежащая против ее гора Масличная и между этих гор проходящая долина Иасафатова являются у пророков местами, откуда или где Бог совершит Свой суд над народами ( Иоил.4 ; Зах.14,4 ). Тоже пророческое созерцание полагается и здесь в основу видения. Пророк видит, что из – между двух гор, т.е. Сионовой и Масличной, из того именно места, где Господь обитает непоколебимо и где твердо стоит царство Его (на твердость царства указывает наименование горы «горы медные» выходят четыре колесницы, запряженные разного цвета конями; три колесницы запряжены конями тех же цветов, каких цветов были кони первого видения – кони именно рыжие, пестрые и белые, а потому и символическое значение их одинаково. Но одна колесница запряжена была конями цвета, не бывшего в первом видении. Кони эти кони вороные – кони цвета траурного, печального. В Апокалипсисе этот цвет является эмблемою дороговизны и голода ( Апок.6,5,12 ). В том же значении, конечно, они являются и здесь. На вопросы пророка: что означают выходящие колесницы с конями разных цветов, ангел отвечает непрямо, а заменяя образ колесницы другим образом, наиболее понятным, наиболее соотвествующим делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

«В тесноте» – в тяжелых обстоятельствах. С 8 ст. Давид описывает очень картинно оказанную ему Богом помощь, когда вся природа подчинялась Его велению и шла на защиту гонимого праведника. Может быть указанные здесь проявления Божественной силы являются только образами, какими хотел Давид обозначить Его господство над всем миром и людьми, а может быть он разумел здесь факт действительной помощи ему Бога, проявленной в действиях сил и явлений природы. В борьбе с какими врагами и когда была оказана Давиду такая помощь, в исторических книгах указаний нет. Пс.17:8 .  Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог]; Изображение сильной грозы. – «Основания гор» – от удара грома тряслась земля в своих глубоких недрах, до которых, по воззрениям древних, доходили корни, основания гор. Пс.17:9 .  поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него. «Дым от гнева Его», «огонь поядающий» и «горячие угли» – образы туч и молнии. Пс.17:10 .  Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его. Обычный образ явления Бога ветхозаветному человеку – в тучах и облаках, поэтому «наклонение небес... и мрак под ногами Бога» – появление тучи. Пс.17:11 .  И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. Херувимы – небесные бесплотные духи, ближайшие и самые быстрые исполнители Его воли, почему обыкновенно их изображали с 6-ю крылами. Здесь выражение «воссел на херувимов» – объясняется последующим – «понесся на крыльях ветра», т. е. туча приближалась с необыкновенной быстротой. Пс.17:12 .  И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. Эта туча была местом пребывания Бога, как шатер служит местом обитания человека, см. 10 ст. Пс.17:14 .  Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Удары и раскаты грома – грозный глас Божий. Пс.17:16 .  И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нав.10:33 .  Тогда пришел на помощь Лахису Горам, царь Газерский; но Иисус поразил его и народ его [мечом] так, что никого у него не оставил, кто бы уцелел [и избежал]. О Лахисе см. толкования к Нав.10:3 . Говоря о положении пришедшего на помощь Лахису Газерского царя, библейский писатель не упоминает о взятии города потому, конечно, что Иисус Навин ограничился поражением войска, а Газер, как находившийся значительно севернее Лахиса (см. Нав.16:3 ), оставил не завоеванным во время этого похода, который, после завоевания Еглона, из равнины поднялся затем в гористую часть южного Ханаана (для обозначения чего в Нав.10:36 в еврейском тексте вместо «пошел» сказано «взошел» – «ваийаал»). Нав.10:37 .  и взяли его и поразили его мечом, и царя его, и все города его, и все дышащее, что находилось в нем; никого не оставил, кто уцелел бы, как поступил он и с Еглоном: предал заклятию его и все дышащее, что находилось в нем. Нав.10:38 .  Потом обратился Иисус и весь Израиль с ним к Давиру и воевал против него; Имя хевронского царя здесь не названо, но, без сомнения, это был преемник убитого в Македе, вступивший на престол в продолжение того времени, в которое Иисус Навин завоевывал вышеназванные города. При завоевании Хеврона, Давира и других городов предаваемо было смерти «все дышащее, что находилось» в них, т.е. все находившиеся в них жители, но из последних многие или некоторые могли наперед удалиться в другие города или столь многочисленные пещеры в гористой Иудее и затем, по окончании похода, возвратиться в свои города, вследствие чего в Хевроне и Давире по Нав.15:14 и оказались снова енакимы. Нав.10:40 .  И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; Нав.10:40–42 представляют общий обзор того, что завоевано было Иисусом Навином во время похода его в южный Ханаан: «Иисус поразил всю землю нагорную», т.е. горную возвышенность, впоследствии Иудина колена ( Нав.15:48 ) с находившимися на ней городами, «и полуденную», по еврейскому тексту – Негев (у LXX и в славянской Библии это названий оставлено без перевода, как имя собственное), как называлась «южная часть Ханаанской земли», простирающаяся от гор Иудина колена до пустыни Фаран ( Чис.13:1–18 ) и – от конца Мертвого моря до Средиземного, имевшая значительное количество городов ( Нав.15:21–32 ), далее – «низменные места» или равнину, по еврейскому тексту Шефела ( Нав.15:33–47 ), наконец – «землю, лежащую у гор» (по еврейскому тексту «гаашедот», в славянской Библии Асидоф), как называлась ( Нав.12:8 и др.) холмистая полоса, область горных склонов и холмов, лежащая между равниной и горной возвышенностью Иудина колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что же потерпел бы тогда праведник, если бы он видел, как вода поднималась на такую высоту? Выше гор, сказано, " на пятнадцать локтей поднялась над ними вода " . Вспомни здесь, возлюбленный, о словах, сказанных Господом: " не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть " (Быт.6:3), также: " земля растлилась, и наполнилась земля злодеяниями " (Быт.6:11), далее: " и воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле " (Быт.6:12). Итак, поелику вселенная имела нужду в полном очищении, и надлежало омыть ее от всякой нечистоты, и уничтожить всю закваску прежнего развращения, так, чтобы не осталось и следа нечестия, но произошло как бы обновление стихий, то Господь поступил подобно искусному художнику, который, взяв сосуд, обветшавший от времени и изъеденный, так сказать, ржавчиной, бросает его в огонь, и согнав с него всю ржавчину, переделывает его, преобразует и приводит в прежнее благообразие. Так и Господь наш, очистив всю вселенную этим потопом, и, так сказать, освободив от человеческого нечестия, скверны крайнего растления, сделал ее прекраснейшей и снова явил нам лицо ее светлым, не позволив остаться и следу прежнего безобразия. " Поднялась " выше гор " на пятнадцать локтей вода " . Не без причины Писание рассказывает нам об этом, но – дабы мы знали, что потонули не только люди, и скоты, и четвероногие, и гады, но и птицы небесные, и все звери и другие бессловесные животные, какие только обитали на горах. Для того говорит оно: " поднялась " выше гор " на пятнадцать локтей " , чтобы ты удостоверился, что определение Господне вполне совершилось. Он сказал: " через семь дней Я наведу " потоп " на землю, и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли " , от человека до скота, и от гадов до птиц небесных (Быт.7:4). Следовательно, божественное Писание повествует об этом не для того, чтобы только показать нам, на какую высоту поднялась вода, но – чтобы мы могли, вместе с этим, знать и то, что вовсе не осталось ни одного – ни зверя, ни скота, ни другого животного, но что все они истреблены вместе с родом человеческим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Что это за добыча, что это за раздел ее – это пророк раскрывает таким образом: «И соберу», говорит Он от лица Божия, «все народы (языческие) к Иерусалиму на войну» против него «и взят будет город и разграблены будут дома и поруганы будут жены, и пойдет половина города в плен, но остаток народа не будет истреблен из города». К этому остатку народа Господь придет на помощь: «и выйдет Иегова и сразится с народами оными, как в день сражения Своего, в день битвы»; сразится за Свой народ так же, как Он и всегда сражался за него в день борьбы со врагами его. Он явится, «и станут ноги Его в тот день на Масличной горе, которая лежит перед Иерусалимом к востоку» от него (замечание это имеет не географический смысл отличить гору от других гор, на которых также росли масленичные деревья, но стоит в связи с тем средством, какое Господь употребит для спасения Своего народа, а именно, через разделение горы проложит путь народу для бегства). Вследствие сошествия Иеговы, Того Иеговы, перед Которым колеблется земля, когда Он ее касается ( Исх.19,18 ), – сошествия Его на Масленичную гору, гора эта разделится пополам, одна часть ее раздвинется к северу, а другая к югу, а в середине образуется большая долина от востока к западу: «и рассядется Масленичная гора», говорит пророк, «в средине от востока к западу в долину весьма большую и половины горы отклонится к северу и половина ее (другая) к югу». Таким образом образуется совершенно новая долина, в которой спасающиеся из Иерусалима беглецы найдут себе безопасное убежище, где они и скроются. «И вы», говорит Бог этой спасающей части народа, имеющего в большей своей части погибнуть от врагов, «побежите на долину гор Моих, и долина гор будет простираться до Ацала (бесследно  исчезнувшее селение, находившееся вблизи Иерусалима ( Мих.1,11 ) и именно, как видно из рассматриваемого места, к востоку от Масленичной горы); «и побежите вы так, как бежали вы от землетрясения» (о котором упоминает пророк Амос 1,1 ) «бывшего в дни Озии Царя Иудина»; побежите все скоро и быстро, побежите не только от врагов, но и из страха перед землятресением, которым будет сопровождаться сошествие к вам на помощь Господа,  и которое будет подобно древнему, испытанному уже вами или вашими предками землетрясению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Поэтому не без причины написано: «Господь есть Бог гор, а не Бог долин» 205 . 2 . Бог , впрочем, есть Бог всякого места и всякой твари, ведь Он Сам Творец и Создатель всего. Тем не менее, в этом изречении пророка о том, что «Господь есть Бог гор, а не Бог долин» 206 , содержится смысл глубокий н духовный. Ведь Бог снисходит до того, чтобы быть Богом тех, кто вверх, ввысь устремлены, словно горы, верою своих заслуг, то есть всех святых людей. Горы – это патриархи, горы – это пророки, горы – это и апостолы, горы – это и мученики 207 . Таким образом, показано, что наш Бог – это Бог всех этих святых людей. Поэтому мы и читаем такое слово Господа: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова» 208 . И к этому прибавлено: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» 209 . Напротив, Бог нисколько не снисходит к тому, чтобы быть «Богом долин», то есть грешных и неверных людей, которые наподобие долин стелются долу. Так, нечестивые и грешники не удостаиваются того, чтобы наш Бог назывался их Богом, в Которого они не веруют и Которого не знают, из высокомерия ли, или по неведению. По силе Своего Божества Он – Бог всякой твари, потому что Он Творец всего; но показано, что по снисхождению и благодати Он Бог тех, кто блюдет Его заповеди и веру. 3 .    Наконец, та гора, на которой Господь подал Своим ученикам благословение, предначертала образ Церкви: Церковь сравнивается с горой потому, что ее жительство высоко, и она, словно большая гора, попирает землю, то есть земное жительство, не тяжестью камней, а бременем святости. Хочешь убедиться, что справедливо обозначать Церковь горой? Послушай, что говорит божественное Писание: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?» 210 Ведь ни о какой земной горе нельзя было сказать: «Кто взойдет на гору Господню?» 211 , так как на подобные земные горы легко восходят не только люди, но и звери. Зато вполне справедливо это сказано о горе Господней, о горе небесной, то есть о святой Церкви, к чьей вере и к чьей высокой жизни ни поднимается никто, кроме блаженных.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Иезавель, раздраженная посрамлением своего кумира и смертью своих пророков, поклялась погубить Илию. Святой муж скрылся в пустыню, где Ангел, показав ему печеный хлеб и сосуд с водою, укрепил его. Востани, яждь и пий, сказал ему дух небесный, яко мног от тебе путь (19:7). Пророк пил и ел, и сия чудесная пища столь подкрепила его, что он шел сорок дней и сорок ночей до горы Хорив; там Бог повелел ему возвратиться в Царство Израильское, где, по уверению Его, находилось еще преданных Ему семь тысяч человек, кои не преклонили колена своего Ваалу. Илия пошел и на пути встретил Елисея, который пахал землю. Он бросил ему на плеча свой плащ, и Елисей немедленно оставил все, чтоб следовать за ним и служить ему. Царь Сирийский Венадад осадил Самарию со многочисленным войском. Сей идолопоклоннический Государь поклялся именем своих богов, что обратит город в прах. Но едва только войско его облегло оный, как Всемогущий и привел в замешательство святотатственную его дерзость, и доказал ему, что Он един есть Бог сил, что Он един располагает победами или потерями, смотря по верховным определениям Своего правосудия. Некоторый пророк явился к Ахаву, у которого было только семь тысяч человек, и объявил ему, что двух сот тридцати двух пеших служителей достаточно ему будет для истребления Сирийского войска. В полдень слуги вышли из города. Венадад и большая часть чиновников его были тогда пьяны. Слуги рубили без пощады все встречавшееся им. Устрашенные Сирияне искали спасения своего в стремительном бегстве; сам Царь убежал с конницею, охранявшею его особу, оставив на равнинах Самарийских своих коней, колесницы и множество мертвых, кои пали под ударами Ахавова войска, со всех сторон их преследовавшего. Сие кровавое поражение опечалило, но не смирило неверного Царя. Льстецы его говорили ему, что Евреи от того только одержали победу, что их Бог есть Бог гор: они уверяли его, что Он не есть Бог юдолей, и что если он хочет сразиться с ними на равнине, то наверное восторжествует над ними. Он поверил им, и на следующий год в ступил во владение Ахавово с столь многочисленным воинством, что оно покрыло всю землю. Человек Божий опять пришел к Царю Израильскому и сказал ему: Сице глаголет Господь: понеже рече Сириа: Бог гор, Господь Бог, Израилев, и не Бог юдолий той, и дам силу великую сию в руку твою, и уразумевши, яко Аз Господь (20:28).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010