Однако Ориген , по-видимому избежал точного воспроизведения античной теории перевоплощений во всех ее подробностях. Ведь, по его учению, тварные духи облеклись телами вследствие своего нравственного падения, но один раз пав, они уже не переменяют формы своих тел, хотя и могут изменить плотность и материальность своих тел на более тонкую и «духовную». Перевоплощение также согласуется с оригеновской теорией «восстановления всего» в первоначальное состояние, которая предполагает возможность покаяния и исправления и после смерти тела. 132 Восток, где восходит солнце, уже в Ветхом Завете был символом Бога – духовного Света. Ср. выражения Восток с высоты (т. ж. в тропаре Рождества), Свет невечерний (т. е. не заходящий на Западе) и др. Здесь Восток – также символ Бога и Царства Божиего, Вечный Свет – это Бог Отец, а Отблеск Вечного Света – это Бог Сын. 135 Т.е. Бог, причем именно Сын Божий, вторая Ипостась Св. Троицы, как Бог откровения, давший евреям закон, посылавший пророков и напоследок Сам явившийся к ним в образе человеческом. 137 Βλεπτω δ» δυνμενος ς ν νθρποις ν τ τοτων πολιτε τν τεταγμνων κατ τν διαφρουσαν μερδα τ κυρ γινομνας μαρτας. Β соответствии с английским переводом: «И тот, кто способен понять, насколько это вообще возможно для людей, пусть обратит внимание, что в обществе тех, кто был назначен Господу в особый удел, совершались грехи» 140 Здесь уже ясно видно, что Бог Ветхого Завета и Бог нового Завета – это один и тот же Бог Сын, о воплощении которого здесь идет речь. 144 λλ και βουλμεθα οχ π κενοις φλον ποιεν τ πα κενων. Β английском переводе: «Ибо мы желаем делать то, что не угодно этим [духам]». 147 Основой для рассуждения Оригена в этой главе служит текст из книги пророка Исайи ( Ис.2:2–4 = Мих. 4.1 ­3): «И будет в последние дни, гора дома Господня (LXX, Ориген: «славная гора Господня и дом Божий») будет поставлена во главу гор (LXX, Ориген: «на вершинах гор») и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: приидите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Но – непонятная неблагодарность и своенравие: часто, чем больше благодетельствует нам Бог, тем скорее мы отвергаемся Его, забываем Его. Отче Небесный, Отче любви и щедрот! Как много оскорбляют люди Твою благость и Твое величие! 21 ст. и далее. Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего. Когда благодеяния не вразумляют нас обратиться к Богу всем сердцем, когда они бывают причиною даже удаления нашего от Бога, тогда Бог вразумляет нас противоположным средством – отеческим жезлом, посещая нас бедствием, чтобы, когда мы не умели благодарно почивать на лоне отеческой любви, вспомнили о счастии быть в Его любви в минуты тяжких бедствий. Часто и из наших уст слышен бывает глас плача и моления после того, как мы забывались в своем счастье, беззаконничали в путях своих и забывали Господа Бога Святаго своего. Человек! В том и жизнь твоя должна состоять, чтобы постоянно помнить Бога. Кого тебе и помнить больше! 22[ – 23]ст. Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. – Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш. Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево [церк.-слав.: Возвратитеся, сынове возвращающиися (ирония в слове: возвращающийся), и исцелю сокрушения ваша. Се, раби мы будем Тебе, Ты бо еси Господь Бог наш. Истинно лживи быша холми и множество гор, токмо Господем Богом нашим спасение Израилево]! Бог призывает нас, грешных, к Себе и обещает исцелить сокрушение наше, болезнь сердца нашего, которая неизбежно удручает каждого грешника. Мы, со своей стороны, должны обещать Господу совершенную покорность как творения рук Его: се, раби мы будем Тебе, Ты бо еси Господь Бог наш. Обратившись к Богу, Который есть Свет, мы узнаем, что прежняя жизнь наша, прежние лица и предметы, которыми мы занимались до забвения Бога, прежние страсти, которым мы поработили себя, истинно лживы, что токмо Господем Богом нашим спасение наше. Холмы и множество гор, о коих говорит пророк, суть места, на коих израильтяне приносили жертвы идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Три раза просил Валак Валаама проклясть евреев, три раза сделаны были для этого нужные приготовления: и три раза, по внушению Божию, Валаам благословил евреев. В первый раз изрек он: из Месопотамии привел меня Валак, царь Моавитский, с гор восточных, говоря: иди прокляни мне Иакова и иди прокляни мне Израиля. А как я прокляну то, чего не проклинает Господь, или как скажу зло о том, о чем не говорит худо Бог. С верху гор увижу я его (Израиля) и с холмов узнаю его. Вот люди эти одни населятся и с языческими народами не станут жить вместе. Кто изочтет семя Иакова или кто пересчитает сонмы Израиля? Пусть я умру с этими праведными людьми, и да будет семя мое, как их семя. Валак прогневался и повел его на другое место, думая, не проклянет ли он хотя здесь израильтян. На этот раз Валаам прорек: встань, Валак, послушай. Не как человек Бог колеблется и не как сын человеческий изменяется: Он сказал – и не сделает ли; изрек слово Свое – и не останется ли оно в силе своей? Вот я приведен сюда благословлять: буду благословлять и не переменю слов своих. Не будет труда 22 между Иаковом и не увидят болезни между Израилем: Господь Бог его с ним, слава царская на нем. Бог вывел его из Египта; слава его как слава единорога. Нет ворожбы у сынов Иакова и волхвования у потомков Израиля: заблаговременно сказано ему, что сделает им Бог. Вот люди, как львы, встанут, и, как лев, народ этот прославится своею силою: не уснет он, пока не съест лов и не изопьет крови посеченных им. Валак опять рассердился и потом опять повел его на третье место, на вершину Фогора. Глава 24. Обратив лицо свое в пустыню, в которой был расположен стан еврейский, Валаам видит Израиля ополчившимся по племенам; и был на нем Дух Божий. Он начинает говорить: говорит Валаам, сын Веоров, говорит человек истинно видящий; говорит слышащий слова Крепкого (Бога), который видел видение Божие во сне; глаза его открыты: сколь хороши домы твои, Иаков, и кущи твои, Израиль; как дубравы тенистые, и как сады при реках, и как кущи, которые поставил Господь, и как кедры при водах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

11. В шестьсотное л ето в житии Ноеве, втораго месяца, в двадесять седьмый день месяца, в день той разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася. 194 12. И бысть дождь на землю четыредесять дней и четыредесять нощей. 13. В день той вниде Ное, Сим, Хам, Иафеф, сынове Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ним в ковчег. 14. И вси зверие земнии по роду, и вси скоти по роду, и всякий гад движущийся на земли по роду, и всякая птица пернатая по роду своему. 15. Внидоша к Ною в ковчег два два, мужеский пол и женский, от всякия плоти, в ней же есть дух животный. 195 16. И входящая мужеский пол и женский, от всякия плоти внидоша к Ною в ковчег, яко же заповеда Господь Бог Ною: и затвори Господь Бог ковчег от вн е его. 196 17. И бысть потоп четыредесять дней и четыредесять нощей на земли, и умножися вода, и взя ковчег, и возвысися от земли. 197 18. И возмогаше вода и умножашеся зело на земли, и ношашеся ковчег верху воды. 19. Вода же возмогаше зело зело на земли: и покры вся горы высокия, яже бяху под небесем. 20. Пятьнадесять лактей гор е возвысися вода и покры вся горы высокия. 21. И умре всякая плоть движущаяся по земли, птиц и скотов, и зверей, и всякий гад движущийся на земли, и всякий человек. 22. И вся елика имут дыхание жизни, и все, еже бе на суши, умре. 23. И потребися всякое востание, еже бяше на лиц е всея земли, от человека даже до скота, и гадов, и птиц небесных, и потребишася от земли: и оста Ное един, и иже с ним в ковчезе. 198 24. И возвысися вода над землею дней сто пятьдесят. 199 Глава VIII 1. И помяну Бог Ноа, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады пресмыкающыяся елика беху с ним в ковчезе 200 и наведе Бог дух на землю, и преста вода. 201 2. И заключишася источницы бездны, и хляби небесныя: и удержася дождь от небесе. 3. И вспять пойде вода идущая от земли: и умаляшеся вода по сте пятидесятих днех. 4. И с еде ковчег в месяц седмый, в двадесять седмый день месяца, на горах Араратских. 202 5. Вода же уходящи умаляшеся даже до десятаго месяца: и в десятый месяц, в первый день месяца, явишася верси гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

7 . Услыша от храма святого своего глас мой. Т.е. услышал молитву мою с неба, которое называется храмом ( Втор. 33:27 ); ибо Иерусалимский храм не был еще построен, или: услышал из скинии, которая также называется храмом Божиим ( 1Цар. 1:7 ). С Евр. весь стих: «В тесноте моей призвал я Господа, и к Богу моему воззвал. И Он услышал от (святого) чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его». 8 . И подвижеся, и трепетна бысть земля: и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Отселе начинается описание чудного избавления Давида от врагов, описание самое возвышенное и поэтическое. Но потому самому, что оно высоко-поэтическое, что под видимыми образами изображает невидимое и непостижимое, и не должно быть понимаемо буквально до слова. «Все это сказал пророк, – говорит бл. Феод., – не потому, что так совершенно и было, но потому, что так умопредставляется верою». Изображается величие и ужас гнева Божия на нечестивых. Все земные стихии делаются орудиями сего гнева, все приходит в смятение и ужас, когда Господь Бог сходит на землю карать нечестивых людей. Некоторые из Отцов разумеют здесь второе и страшное пришествие Христово, когда будут знамения, трусы и пагубы, каких не бывало во все существование мира 114 . Св. Афанасий Ал. разумеет о первом пришествии Христа на землю. «Давид описывает, – говорит сей отец, – совершившееся при пришествии Господа. Ибо подвиглись тогда все живущие на земле, и всякая страна исполнилась слухом о Нем. Основания гор смятошася. Горы суть лукавые силы, превозносящиеся пред Божиею славою. Основаниями их Давид называет сокрытые во глубине помыслы. И подвигошася, яко прогневася на ня Бог – за то, что долгое время обольщали живущих на земле многобожною верою». С Евр.: «Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор; ибо разгневался (Бог)». 9 . Взыде дым гневом Его 115 ), и огнь от лица Его воспламенится: углие возгореся от Него. С Евр.: «Поднялся дым от гнева Его и из уст Его (исходил) огонь поядающий; горячие угли (сыпались) от Него». Св. Афан. под дымом разумеет гнев Божий, коим угашает огонь демонский; под огнем – огнь Сына Божия, коим Он угашает огнь демонов; под разгоревшимися углями – просвещенных огнем Божественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

XLV. Беззаконие и смерть Ахаава Венадад Царь Сирийский, и с ним тридцать два князя обступили Самарию, с бесчисленными конниками и колесницами; но над ними явилась сила Божия, сокрушающая надменных. – Царь послал сказать Ахааву: «золото твое и серебро, жены и дети все мое,» и смиренно отвечал Ахаав: «я сам и все мое, по слову твоему, тебе принадлежим;» но не удовольствовался такой покорностью Царь Сирийский, он послал требовать, чтобы Ахаав допустил обыскать дома его и вельмож и взять все, что понравится. Царь Израилев созвал своих старейшин, и они единодушно решились защищаться; разгневанный Венадад грозил: «что воины его разнесут горстями рук своих прах разоренной Самарии, и что даже не достанет праха сего, чтобы наполнить их руки.» Тогда предстал Пророк Ахааву и сказал от имени Господа: «видишь ли многочисленный народ сей? – вот Я предаю его ныне в руки твои, да уразумеешь, что Я Господь.» – «Кем побежду?» спросил изумленный Царь, «служителями князей градских,» отвечал Пророк. Ахаав счел отроков княжеских; их было только двести тридцать два, счел и всю силу свою, и оказалось только семь тысяч; с ними выступил он из города и возвестили о том Царю Сирийскому, во время его обеда. Упоенный вином, запретил сражаться и велел привести к себе связанными малочисленных неприятелей; но каждый из воинов Израиля поразил множество Сириян и бежали иноплеменники, едва успел ускакать одинокий Царь их; вся его добыча досталась в руки Ахааву, которому явился тот же Пророк, с вестью, чтобы готовился и на следующий год опять отразить врагов. Миновал год; вельможи Царя Сирийского стали опять возбуждать его к войне. «Бог Израилев, бог гор, а не равнин, говорили они; посему и укрепился народ его в горах; но сразимся с ним в равнине и победим.» – Ополчилась вся Сирия с Царем своим, и поля покрылись войском; Израиль вышел, напротив врагов, как два малые стада коз; но тот же Пророк предстал Ахааву и сказал именем Божьим: «за то, что они похвалились, будто Бог Израилев бог гор, а не равнин, Я дам тебе силу великую, да уразумеют, что Я Господь.» Шесть дней стояли полки друг против друга, и на седьмой Израиль поразил сто двадцать тысяч Сириян; бежал Венадад, и, по совету вельмож своих, послал людей в рубищах, с петлями на шеях, молить Царя Израилева о пощаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Глава 8 Уменьшение вод потопа Быт.8:1 . И вспомнил Бог о Ное, «Будем, возлюбленные, понимать эти слова богоприлично, а не в том грубом смысле, в каком свойственно понимать их немощной нашей природе», – говорит относительно них святой Иоанн Златоуст : «что значит помянул? Умилосердился, то есть, Бог над праведником, жившим в ковчеге, сжалился над ним, когда он был в столь тесном и трудном положении, и не знал, чем окончатся его бедствия». Самое же «воспоминание» Богом Своих рабов, на языке Священного Писания, означает исполнение обетований и раздаяние им наград ( Быт. 19:29 ; Исх. 2:24, 32:13 ; Пс. 131:1 ). и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. Сильный ветер, разгонявший дождевые тучи, был в руках божественного всемогущества посредствующей или естественной причиной прекращения потопа. В данном случае, как и в других ему подобных ( Исх. 10:13–19, 14:21 ), Бог употребляет естественные явления и законы, Им установленные в качестве орудий Своей воли. Быт.8:2 . И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Причина прекращения потопа стоит в полном соответствии с причиной его происхождения ( Быт. 7:11 ). Быт.8:3 . Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. В параллель картине постепенного возрастания потопа ( Быт. 7:17–20 ), этот раздел дает не менее художественное изображение его постепенного прекращения. Отметив самый факт ухода воды в свои обычные водовместилища, бытописатель указывает и на детали – во-первых, уменьшение количества воды, во-вторых, остановка ковчега на вершине горы Арарат и освобождение из-под воды вершин других гор. Остановка ковчега на горе Арарат Быт.8:4 . И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, Полагая наиболее достоверной датой начала потопа семнадцатый день месяца мархешвана (первые числа ноября), остановку ковчега на вершине Араратских гор мы должны отнести на семнадцатый день месяца нисана, что будет соответствовать началу нашего апреля. А так как, по указанию бытописателя, между двумя вышеуказанными хронологическими терминами протекло сто пятьдесят дней ( Быт. 7:24 ), то, следовательно, на каждый из пяти этих месяцев приходится по 30 дней, откуда многие не без основания заключают, что в первобытную эпоху год был солнечным, а не лунным, как он стал у евреев позднее, в период подзаконный.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо Бог не мог называть его тем именем, которое должно было быть упразднено, но называет его тем именем, которое дал ему Сам. Причем Он не только зовет его, но повторяет его имя. И когда Авраам отвечает: «Вот я», говорит ему: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю высокогорную и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт.22:2 ). Бог дал ему именно это имя и назвал его Авраамом, потому что, как Он Сам объяснил: «Я сделаю тебя отцом множества народов» ( Быт.17:5 ). Бог дал ему это обещание, когда у него родился Измаил, но сказал ему, что оно исполнится в сыне, рожденном от Сарры. И душа его возгорелась любовью к этому сыну не только как к своему потомству, но и в надежде на обетование. И этого сына, о котором даны такие великие и чудесные обетования, сына, говорю я, благодаря которому он назван Авраамом, он должен «принести во всесожжение на одной из гор». Что ты скажешь на это, Авраам? Какие мысли бродят в твоем сердце? Богом произнесено слово, способное поколебать и испытать твою веру. Что ты на это скажешь? Что ты об этом думаешь? О чем ты размышляешь? Не считаешь ли ты, не мыслишь ли в своем сердце так: если дано мне обетование, а я принесу сына во всесожжение, то уже не будет надежды на исполнение этого обетования? Или, что вероятнее, ты вспоминаешь известные слова и говоришь в себе, что «невозможно Богу солгать» ( Евр.6:18 ) и, что бы ни случилось, это обещание останется в силе? Но, «ибо я наименьший» ( 1Кор.15:9 ), не могу исследовать мысли такого великого патриарха, не имею я возможности знать, какие помыслы породил в нем глас Бога, решившего испытать его, какие чувства в нем вызвал, повелев ему убить единственного сына. Но, так как «духи пророческие послушны пророкам» ( 1Кор.14:32 ), Павел, апостол, который, как я полагаю, учил Духом Святым, открыл нам, о чем размышлял Авраам, что он чувствовал, когда сказал: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» ( Евр.11:17, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Как ни остроумно это мнение, мы не можем признать его истинным по следующим причинам. Во-первых: Еберс думает, что слова ( Ucx. XIII, 17 ) относятся к пути Евреев только от Ефана до Чермного моря, между тем из контекста речи видно, что здесь определяется вообще направление движения народа Израильского, начиная от исходного пункта, от Раамсеса. Указанное место книги Исход читается так: когда фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет. Так как путь, которым Иегова не довел Израильтян, есть путь северо-восточный, то естественно рождается здесь предположение, что Евреи пошли в направлении противоположном оставленному пути и именно в юго-восточном. Во-вторых: В дальнейшем 18 стихе XIII гл. книги Исход говорится, что обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. Указание это чрезвычайно важно и ни как не согласно с мнением Еберса. Слово обвел (по слов. обведе) дает представление о пути, идущем около какого-нибудь предмета, препятствующего прямому движению; при чем препятствующий предмет является имеющим силу во все время движения. Это последнее предположение, как нам кажется, с несомненностью вытекает из подлинного библейского текста. В Еврейской Библии слово обвел выражается чрез глагол jasseb, который происходит от Корня sabab и именно от усиленной его основы heseb 76 ). А так как в данном случае стоит аорист 2-й или impertectum, означающий действие продолжающееся, но еще не оконченное, то и форма jasseb придает такой смысл словам Исх: XIII, 18: и обводил Бог народ свой чрез Сокхоф и Евам около, например, гор, пока Евреи не остановились пред Пи-Гахиротом. Само собою понятно, что такое толкование решительно опровергает Еберса, который проводит путь по равнине вдали от гор, и подтверждает мнение Раумера. В-третьих: Путь, указываемый Еберсом, пролегает чрез места более или менее населенные и известные Евреям, в особенности же Моисею, а потому и фараон не мог бы предположить, что Евреи заблудились в земле сей, заперла их пустыня ( Ucx. XIV, 3 ). Местность от Раамсеса до линии укреплений никак не может быть названа пустыней, а пространство между Ефамом Еберса и Суэцким заливом – не настолько обширно, что бы тут можно было заблудиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Но Господь, видящий тайное, провидел, что сердце волхва, возлюбив неправедную мзду, уже отклонилось от правого пути, и послал ему обличение, явлением необычайным: Ангел преградил ему путь, и никто не видел посланника Божия, кроме ослицы волхва, которой Господь глаза и разрешил язык, когда ничего не видели созданные по подобию Божию, но уподобившиеся скотам бессловесным. В теснине, между виноградных лоз, устрашенная ослица прижалась к ограде и повредила ногу волхва; раздраженный тщетно поражал её жезлом, доколе не упала под его ударами; тогда проговорила она, языком человеческим, укоряя жестокого всадника; прозрел Валаам, с ужасом увидел Ангела пред собой, с мечем обнаженным, и устыдился ослицы, спасшей его от неминуемой гибели. Он хотел возвратиться, но Ангел позволил ему продолжать путь, с условием, верно соблюсти заповедь Божью. – Обрадовался Царь Моавский пришествию волхва; Валаам объявил ему, что изречет только то, что вложил ему в уста сам Господь, и вместе с Царем, пославшим к нему богатые дары, взошел на высоту, отколь увидел часть стана Израилева. Там велел воздвигнуть семь алтарей, приготовить столько же тельцов и овнов, и сказал Царю: «останься у жертвы твоей, а я пойду: не явится ли мне Господь, чтобы возвестить тебе слово Его», и Господь внушил ему слово, которое передал князьям Моавским. «Из Месопотамии призвал меня Царь Моавский, от гор восточных, говоря: иди прокляни мне Иакова, поспеши проклясть Израиля. – Как прокляну того, которого не клянет Господь, или как скажу зло тому, кого не осуждает Бог ? Вижу его с вершины гор и с высоты холмов; один будет обитать народ сей и не смешается с языками. Кто исследит семя Иаково, кто сочтет сонмы Израилевы! Да будет душа моя с душами праведных сих и семя мое, как семя их!» Смутился Царь Моавский и сказал Валааму: «я призвал тебя для проклятия и вот ты благословляешь.» – «Не обещал ли я тебе возвестить только то, что вложит Бог в уста мои?! Отвечал волхв. Опять возвел его Царь на иное место, на вершину Фазги, отколь мог видеть иную часть стана Израилева, создал еще семь алтарей, и остался ожидать у жертвы слова пророческого; снова шел Валаам вопросить Бога и в притчах говорил Царю: «Бог не колеблется как человек и не изменяется, как сын человеческий, сказал и совершит, и сказанное пребудет; Он послал меня благословлять и благословляю: не будет труда в Иакове, ни болезни в Израиле; Господь его с ним, слава царская на нем. – Нет гаданий в Иакове, ни волхований в Израиле; в свое время откроется им то, что совершит Бог.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010