46Вот и пришлось вам долго оставаться в Кадеше – всё то время, что провели вы там. Повествование о затянувшихся странствованиях у горы Сеир 2 А когда мы повернули назад и отправились в пустыню, дорогой к Красному морю, как повелел мне Господь, довелось нам долго, долго странствовать вокруг гор Сеира. 2 Пока Господь не сказал мне: 3«Хватит вам ходить вокруг этих гор. Поворачивайте на север! 4А народу дай такой наказ: «Вам предстоит пройти по земле братьев ваших, потомков Исава, что живут ныне в Сеире. И будут они бояться вас, но вы строго следите за тем, 5чтобы не было у вас с ними никаких столкновений. Я не дам вам ни пяди земли их в горной стране Сеир, которую Я отдал Исаву и потомкам его. 6За воду и пищу, что будете брать вы у них, платите всегда серебром, 7ибо Господь, ваш Бог а, благословлял всякий труд ваш и заботился б о вас при переходе вашем чрез эту огромную пустыню. Сорок лет был с вами Господь, ваш Бог, и потому ни в чем не было у вас недостатка“. 8Так и прошли мы далее мимо братьев своих, потомков Исава, живших в горной стране Сеир, и дорогой Аравы а прошли, миновали Элат и Эцйон–Гавер б, а потом вышли на ту дорогу, что вела к пустыне Моава. 9Там Господь опять наставлял меня: «Не ссорься с моавитянами, избегай того, что могло бы привести к войне с ними, потому что всю землю Ар отдал Я во владение потомкам Лота, и ничто никогда там не будет вашим“. 10(В этих землях жили когда–то эмеи, сильный и многочисленный народ, все как один высокие, под стать потомкам Анака. 11 Как и потомков Анака, их считали рефаимами . А моавитяне называли их эмеями. 12В Сеире жили раньше хореи. Но со временем их потеснили потомки Исава: совершая набеги на этот народ, истребили его и сами поселились там, как сделали и сыны Израилевы на той земле, которую им отдал Господь.) 13«Пора вам подняться и перейти через долину Зеред“, – сказал Господь. И мы перешли через ту долину. 14От Кадеш–Барнеа до этого перехода через Зеред мы шли тридцать восемь лет. К этому времени среди нас не осталось в живых никого из целого поколения способных к войне мужчин, как в том поклялся им Господь. 15Дала им знать себя рука Господня, пока всех их не исторг Он из стана. Напоминание о встрече с аммонитянами и царями Огом и Сихоном

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

«И вспомнил Бог о Ное и о всех бывших с ним в ковчеге, и навел Бог ветры на землю, и воды остановились». Источники бездны закрылись, дождь прекратился и вода пошла на убыль. Ровно через пять месяцев с начала потопа ковчег остановился на горах Араратских. В первый день десятого месяца показались верхи гор, а еще по прошествии сорока дней Ной уже открыл окно в ковчеге, и выпустил первого вестника, ворона, который однако же, вылетев и найдя видимо обильную для себя пищу в трупах на вершине обнажившихся гор, не дал ясного извещения о состоянии земли, а неопределенно «отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды». Выпущенный затем голубь, не найдя сухого места, возвратился в ковчег, но выпущенный опять через семь дней он возвратился со свежим масличным листом во рту, и Ной таким образом «узнал, что вода сошла с земли». Выпущенный еще через семь дней, голубь уже не возвратился. Тогда Ной открыл кровлю ковчега и увидел, что поверхность земли обсохла, а к двадцать седьмому дню второго месяца шестисот первого года жизни Ноя, т.е. ровно через год со времени наступления потопа, и совсем высохла. Тогда Господь повелел Ною выйти из ковчега и распустить животных для размножения на земле. По выходе из ковчега первою мыслью Ноя было воздать благодарение Господу за столь чудесное спасение; он устроил жертвенник Господу, взял чистых животных и птиц и принес их во всесожжение. Такое благочестие Ноя было приятно Господу и «Он сказал в сердце Своем: не буду более проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его, и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся». С историей потопа связываются некоторые недоумения, которые заставляют иногда перетолковывать ее действительный смысл. Так, некоторые считают невозможным разуметь здесь в собственном смысле всемирный потоп, покрывший всю землю, и понимают его всемирность лишь в смысле всеобщего погубления людей в тех странах, на которых они успели дотоле расселиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И она умерла среди солдат. И она была той, про которую сказано в Евангелии: «Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». На груди у Ивановой был знак Красного Креста, и сама она была служительницей милосердия на поле брани. Правда! Но пусть никто не осудит ее за то, что она подняла оружие. Есть моменты, в которые все условное вдруг отпадает и остается одна, насыщенная огнем правда настроения и жизни. Честь и вечная память ей, русской девушке, положившей живот свой на поле брани за други своя. Великий Князь Николай Николаевич прислал серебряный венок, перевитый Георгиевской лентой на могилу «героине долга» Римме. Государь Император наградил подвиг ея офицерским орденом Св. Георгия 4-ой степени. V чрезвычайное Ставропольское губернское земское собрание по вопросу об увековечении памяти уроженки гор. Ставрополя сестры милосердия Р. Μ. Ивановой, «павшей смертью героя на поле брани», постановило: 1 . Учредить при местной фельдшерско-акушерской школе стипендию имени Р. Μ. Ивановой; 2 . Присвоить стипендии губернского земства в Ольгинской гимназии наименование «Стипендия имени геройски павшей на поле брани Риммы Михайловны Ивановой»; 3 . Заказать до 20 тыс листков, для раздачи населению, с портретом и краткой биографией и описанием подвига покойной; 4 . Заказать до 3 тыс. таких же листков на лучшей бумаге для помещения их в волостных правлениях, библиотеках, читальнях и др. общественных местах, израсходовав для этого до 1000 руб. из запасных сумм 1915 года; 5 . Ходатайствовать об открытии всероссийской подписки на постановку в гор. Ставрополе памятника Р. Μ. Ивановой, для каковой цели ассигновать от губернского земства 3000 руб., внеся расход в смету 1915 г. Г. Управляющим губернией все постановления V чрезвычайного губернского земского собрания утверждены. Да! И Россия может сказать нашей «Героине долга», как говорили Иудифи жители Ветулии: «Благословенна ты, дочь Всевышним Богом более всех жен на земле и благословен Господь Бог , поставивший тебя на поражение врагов. Ибо надежда твоя не отступит от сердца людей, помнящих силу Божию до века. Да вменит тебе это Бог в вечную славу и да наградит тебя благами за то, что ты жизни твоей не пощадила при унижении рода нашего, но выступила вперед, когда мы падали ты – право ходившая пред Богом». «Аминь» 7. Возложение серебряного венка от Его Императорского Высочества, Наместника Его Императорского Величества на Кавказе, Великого Князя Николая Николаевича, на могилу сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой в г.г. Ставрополе на Кавказе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иез.32:6 .  И землю плавания твоего напою кровью твоею до самых гор; и рытвины будут наполнены тобою. «Землю плавания твоего» – предполож. и едва ли верный перевод евр. цафа, которое Симмах перев. ιχορ (сов. кровь богов, лимфа), Тарг. «жирная земля», т. е. земля, обильно орошаемая Нилом, LXX «гной». – «Напою кровью... до самих гор». Крови будет, так много на земле, что она, как вода потопа, достигнет вершин гор. Ужасающая гипербола LXX смягчают: «и напиется земля от гноя твоего, от множества (трупов) твоего на горах». – «И рытвины будут наполнены тобою» – сильнее, чем «твоею кровью» или «твоими трупами». Иез.32:7 .  И когда ты угаснешь, закрою небеса и звезды их по­мрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом сво­им. Обычное в Библии сближение между великими катастрофами на земле и переворотами в звездном мире: ср. Ис 13.10 , которое, может быть, и имелось в виду здесь у Иезекииля, Иоил. 2:30–31, 3:15 ; Мф 24.29 и др. Небо померкнет из сострадания, как и Ливан опечалится: Иез.31.15 . – «Когда ты угаснешь». Рационалисты видят указание на мирского дракона, с которым Бог находится в тяжелой борьбе ( Ис 51.9 ), частнее – на звезду этого дракона, вращающуюся межу Большой и Малой Медведицами почти на половине полярного круга и причиняющей, по мнению древних, потемнение неба. Уму пророка могла предноситься и тьма при исходе евреев из Египта. Иез.32:8 .  Все светила, светящиеся на небе, по­мрачу над тобою и на землю твою наведу тьму, говорит Го­с­по­дь Бог. «Землю твою» – Египет; тьма ограничивается Египтом, как Исх 10.21 и д.; посему Ватиканский кодекс излишне усиливает мысль, не читая «твою». Иез.32:9 .  Приведу в смуще­ние сердце многих народов, когда раз­глашу о паде­нии твоем между народами, по землям, которых ты не знал. «Когда разглашу о падении твоем между народами», когда дойдут слухи о нем: но LXX лучше: «егда изведу пленники твоя во языки», чем грозила Египту уже Иез.29.12 . Через пленников получат те народы и известие о падении Египта. – Плен будет тем тяжелей, что пленники попадут в земли, «которых ты не знал», самые отдаленные, на край земли, к диким народам, с которыми Египет не только не имеет сношений, но за крайнею отдаленностью и не знал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2,8–17 ). При чтении этих сладчайших слов возникает первый вопрос: рай, насажденный на Востоке, был ли чисто духовным символом, или в нем было нечто постигаемое чувством? Некоторые придерживаются первого мнения и сейчас (например, еп. Василий (Родзянко) и прот. Александр Мень), но это толкование было уже отвергнуто Церковью вместе с другими ересями Оригена , как об этом свидетельствует преп. Иоанн Дамаскин . Этот же великий отец Церкви учит нас: «Подобно тому, как человек сотворен был состоящим из чувственной вместе и из духовной природ, так и священнейший его храм был чувственным вместе и духовным и имевшим двоякий вид; ибо телом пребывая, как мы рассказывали, в месте божественнейшем и прекрасном, душею же он жил в высшем и более прекрасном месте, жившего в нем Бога имея своим жилищем и Его также своим славным покровом, и будучи облечен Его благодатию, и наслаждаясь одним только сладчайшим плодом: созерцанием Его». Где же находится это прекраснейшее место, куда стремится душа наша? Прот. Стефан Ляшевский считал, что рай ныне – под водою озера около Персидского залива. Некоторые ищут его в Армении и даже в Израиле. Но не так учат святые Отцы. Боговидец Моисей указывает, что он находится на Востоке. И где бы не находился христианин, рай всегда будет на восток от него, поэтому на эту сторону света ориентированны наши храмы. Это прекраснейшее место находится «выше всей земли». «Духовным оком воззрел я на рай, – говорит святой Ефрем Сирин . – Вершины всех гор низки пред его высотою. Едва пяты его касались высокие волны Потопа; благоговейно лобызали стопы его, и возвращались назад, подавить и попрать вершины гор и высот...

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Но реально: лукавый всегда наговаривает против праведных, против благочестивых, и мы можем предположить, что в случае с Авраамом не было исключения, потому что сатана – именно тот противостоящий, который стремится оклеветать праведных в глазах Бога. И то или иное испытание, которое посылается от Бога, посылается и для того, чтобы преодолеть наговоры лукавого, те нашептывания диавола, которые могут переживать праведные, благочестивые люди, даже такие, как Авраам. « И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе » ( Быт. 22:1–2 ). Мы с вами помним, как долго молился Авраам, чтобы у него появился сын. И когда Господь говорит об этом необходимом жертвоприношении, Господь не называет сразу имя Исаака, Он сначала говорит как бы поэтапно: «Возьми сына твоего» ( Быт. 22:2 ), – здесь не говорится, какого, «единственного твоего» ( Быт. 22:2 ), – у Авраама было два сына: Измаил и Исаак, «которого ты любишь» ( Быт. 22:2 ), – Авраам любил и Измаила, и Исаака… «Что на это скажешь, Авраам? Какие мысли рождаются в твоем сердце? Донесся голос Бога, взвешивающего и испытывающего твою веру. Что об этом говоришь? что думаешь? что переоцениваешь? Не о том ли думаешь, не переживаешь ли в сердце твоем, что раз в Исааке дано мне обетование, и его же я должен представить ко всесожжению, остается или нет в силе обетование?. Или, скорее, ты думаешь и произносишь, что невозможно солгать Тому, Кто принес обетование, и что, что бы ни случилось, обетование будет исполнено? Воистину я, как наименьший, не могу ни мыслей великого патриарха постичь, ни познать гласа Божия…» 198 . И только потом Господь говорит: «которого ты любишь, Исаака» ( Быт. 22:2 ). То есть того самого Исаака, в котором были все надежды Авраама на Божественное обетование, которое через Исаака должно было исполниться! И теперь все надежды рушатся! Измаил же – он покинул Авраама. Правда, на этот момент мы можем предположить, что он вернулся. Но эти слова! В них столько напряжения! «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 22:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

по нашему счислению, если здесь имеется в виду гражданский еврейский год – около начала или половины ноября) разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей». Так совершилось великое наказание Божие развращенному и утопавшему во зле человечеству. Вода быстро затопляла все и поднималась все выше и выше, на пятнадцать локтей покрывая даже высочайшие горы. «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди. Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности (всей) земли; остался только Ной, и что было с ним в ковчеге». Вода же прибывала в течение ста пятидесяти дней или пяти месяцев. Вся поверхность земли покрылась водою, и по этому необъятному морю носился только один ковчег Ноев, заключавший в себе лишь избранное семя для развития новой жизни на земле. «И вспомнил Бог о Ное и о всех бывших с ним в ковчеге, и навел Бог ветры на землю, и воды остановились». Источники бездны закрылись, дождь прекратился, и вода пошла на убыль. Ровно через пять месяцев с начала потопа ковчег остановился на горах Араратских. В первый день десятого месяца показались верхи гор, а еще по прошествии сорока дней Ной уже открыл окно в ковчеге, и выпустил первого вестника – ворона, который, однако же, вылетев и найдя, видимо, обильную для себя пищу в трупах на вершинах обнажившихся гор, не дал ясного извещения о состоянии земли, а неопределенно отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды». Выпущенный затем голубь, не найдя сухого места, возвратился в ковчег, выпущенный опять через семь дней он возвратился со свежим масличным листом во рту, и Ной таким образом «узнал, что вода сошла с земли». Выпущенный еще через семь дней, голубь уже не возвратился. Тогда Ной открыл кровлю ковчега и увидел, что поверхность земли обсохла, а к двадцать седьмому дню второго месяца шестисот первого года жизни Ноя, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Подобно св. Иоанну Златоусту , особенно отметив умилостивительную жертву Ноя, толкует прп. Ефрем Сирин : «И пророчествовал Ламех о сыне своем, говоря: сей упокоит нас жертвою своею, которою умилостивит Бога от дел наших, и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог; потому что Бог, за грехи живущих на земле, в водах гнева истребит построенные нами домы и сады, над которыми трудились руки наши " 318 . 8.2. День окончания потопа. Древние предания 319 Губительные воды потопа смыли с земли род адамитов, первую человеческую цивилизацию. Нечестивые были наказаны. Но не навсегда прогневался Бог. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода... И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор... Шестьсот первого года (жизни Ноевой) к первому (дню) первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли ( Быт. 8:3–5,13 ). Счет месяцев древнего еврейского календаря начинался с месяца афаним (тишри), соответствующего нашему сентябрю. В семнадцатый день седьмого месяца ковчег остановился на горах Араратских. Кончилось плавание ковчега в бурных губительных водах потопа. Ковчег остановился на твердом камне Араратских гор. Почти полгода – от 17-го Нисана до 1-го числа месяца тишри, первого месяца в году, соответствующего сентябрю, ковчег стоял на горах Араратских, пока обсохла поверхность земли. Вышел же Ной с семейством из ковчега 27 числа второго месяца (Мархешван). Всего Ной пробыл в ковчеге ровно один год. Там, на горе Арарат, было положено начало истории Нового послепотопного человечества. Как некогда Адам, Ной стал новым родоначальником человеческого рода. Сохранилось немало преданий об этом новом начале человечества. Особенно интересны и значимы из них предания армянского народа. Ведь именно на земле Армении это произошло. Едва ли будет ошибочным мнение, что армянский народ – единственный в мире, который никогда и никуда не переселялся. Со дней Ноя армяне живут там, хотя и сменился у них после Вавилонского столпотворения язык. В Армении есть город Нахичеван (Нахичевань). Название города переводится «пристанище Ноя». Предание свидетельствует, что Ной, выйдя из ковчега на горе Араратской, именно в Нахичевани основал свое первое поселение. В таком случае, не считая раскопок допотопной цивилизации (Эриду, Ур, Обеид, Лагаш) 320 , именно Нахичевань следует считать древнейшим городом послепотопного мира. И этот город существует сегодня! Там, недалеко от Нахичевани, в долине реки Аракс, находится гробница второй праматери человечества, жены Ноя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Поэтому и Моисей, удивляясь ему, говорит: « И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: … возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака… и принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе » ( и бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама и рече ему: пойми сына твоего возлюбленнаго, его же возлюбил еси, Исаака, и вознеси его на едину от гор, ихже ти реку ) (Быт. 22:1, 2). Это ли слова обещания, слова обетования, говорящая, что он будет отцом множества потомков, и семя его будет, как звезды небесные? Видишь, как после таких слов, услышав, что должно принести в жертву своего сына, он взял его — того, от которого должен был получить множество потомков, чтобы именно умертвить и принести его в жертву, удалить из среды людей, вознести на алтарь Богу. Поэтому и Павел, удивляясь ему, так опять увенчал и прославлял его, говоря: « Верою Авраам, будучи искушаем, принес… Исаака » ( верою приведе Авраам Исаака искушаем) ; и затем показав, какое именно он совершил дело и какую обнаружил веру, продолжает: « и, имея обетование, принес единородного » ( и единороднаго приношаше обетования приемый ) (Евр. 11:17). А это означает: «Нельзя сказать, что у Авраама было два родных сына и, что, по принесении в жертву одного, он мог надеяться, что будет отцом множества народов от другого; но у него был только один сын и к этому одному относилось обетование; и хотя этого именно он и должен был принести в жертву, однако, как при обетовании о его рождении вере его не воспрепятствовало ни собственное омертвение, ни природное бесплодие его жены, так и здесь он не смущен был смертью (сына). Сравни же все это с совершающимся теперь, и увидишь свое малодушие, увидишь суетность соблазняющихся, и тебе будет ясно, что этот соблазн происходит в тебе не от чего–либо другого, как от того, что ты не преклоняешься перед неизъяснимым промышленном Божиим, а стараешься во всем доискиваться способа Его домостроительства, добиваешься причины всего совершающего, и во все хочешь проникнуть своим любопытством.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Поэтому и Моисей, удивляясь ему, говорит: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему:… возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака… и принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» («и бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама и рече ему:... пойми сына твоего возлюбленнаго, его же возлюбил еси, Исаака, и... вознеси его... на едину от гор, ихже ти реку») ( Быт.22:1–2 ). Это ли слова обещания, слова обетования, говорящие, что он будет отцом множества потомков и семя его будет, как звезды небесные? Видишь, как после таких слов, услышав, что должно принести в жертву своего сына, он взял его – того, от которого должен был получить множество потомков, чтобы именно умертвить и принести его в жертву, удалить из среды людей, вознести на алтарь Богу. Поэтому и Павел, удивляясь ему, так опять увенчал и прославлял его, говоря: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес… Исаака» («верою приведе Авраам Исаака искушаем»); и затем показав, какое именно он совершил дело и какую обнаружил веру, продолжает: «и, имея обетование, принес единородного» («и единороднаго приношаше, обетования приемый») ( Евр. 11:17 ). А это означает: «Нельзя сказать, что у Авраама было два родных сына и, что, по принесении в жертву одного, он мог надеяться, что будет отцом множества народов от другого; но у него был только один сын и к этому одному относилось обетование; и хотя этого именно он и должен был принести в жертву, однако, как при обетовании о его рождении, вере его не воспрепятствовало ни собственное омертвение, ни природное бесплодие его жены, так и здесь он не смущен был смертью (сына). Сравни же все это с совершающимся теперь, и увидишь свое малодушие, увидишь суетность соблазняющихся, и тебе будет ясно, что этот соблазн происходит в тебе не от чего-либо другого, как от того, что ты не преклоняешься перед неизъяснимым промышлением Божиим, а стараешься во всем доискиваться способа Его домостроительства, добиваешься причины всего совершающего и во все хочешь проникнуть своим любопытством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010