Псалом 94 Этот псалом в евр. Библии не имеет надписания, на что указано и в славянской Библии, причем добавление «хвала песни Давиду», как мы увидим, должно быть понимаемо в смысл: хвалебная песнь по образцу Давидовых. В псалме изображается необыкновенное народное ликование религиозного характера, выражавшееся в пении хвалебных и благодарственных гимнов Богу. Сущность и причина торжества заключалась в откровении Божественной воли всему народу (см. конец Пс.94:7 и Пс.94:8 ). Такой подъем в народе религиозного энтузиазма можем найти только во время Иосии, когда он восстановил истинное богопочтение и когда найденный первосвященником Хелкией автограф закона Моисеева был прочитан всенародно. Со временем Давида (как думают некоторые) содержание псалма не имеет связи: тогда, не было всенародного откровения воли Божией и такого общего, чисто религиозного ликования по этому поводу. Кто был писателем псалма, точно не известно, может быть сам Иосия. Весь псалом – хвалебно-благодарственная песнь Богу за откровение Его воли народу, причем последний приглашается автором к сердечному и постоянному следованию Его заповедям. Придите для славословия Господа, царя над всеми богами, творца земли, гор и морей (1–5). Будем молиться пред этим великим Господом, который есть Бог наш, а мы – овцы его паствы (6–7). Если бы нам сейчас послушать Его зова: «не оказывайте мне непослушания, как то было в пустыне, когда Я осудил вас на сорокалетнее странствование!» (8–11). Пс.94:1 .  Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего; Пс.94:2 .  предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему, Полный религиозного воодушевления автор приглашает всех евреев торопиться исповедывать, восхвалять Бога гимнами в торжественном славословии. Пс.94:3 .  ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. Пс.94:4 .  В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же; Пс.94:5 .  Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его. Пс.94:6 .  Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть». «Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте». Он – всех Творец, всех Владыка, всем управляет; в руке Своей содержит тварь, словом создал влажную сущность и сушу; Ему принадлежат верхи гор, хотя демоны тысячекратно убеждают людей неразумных, водружать там капища им. Пс.94:6 .   Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего. «Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас». Посему все притечем к Нему усердно, и воздадим Ему подобающее чествование, сетуя и проливая слезы, испросим у Него милость; потому что Он – и Творец и Владыка наш. Показывает же и история, что Иосия и народ, по прочтении Второзакония, проливали слезы. Пс.94:7 .   Ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его. Пс.94:8 .   «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне. Пс.94:9 .   Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое. Пс.94:10 .   Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих. Пс.94:11 .   И потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой». «Яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити Его, и овцы руки Его». И по естеству Он – Владыка наш, и по преимуществу – наш Бог; потому что называет нас народом Своим, и как о Своих овцах прилагает о нас попечение. Потом непокаряюшимся Пророк угрожает уже наказанием, устрашая напоминанием об отцах, и их обвинением стараясь доставить пользу. «Днесь аще глас Его услышите», «Не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании». Поскольку Владыка, по человеколюбию Своему, презрел прежнее ваше нечестие; то, по крайней мере, теперь послушайте Его увещаний и предлагаемаго Им спасительнаго учения, и не подражайте нерешительному и упорному нраву отцев. Ибо «прогневанием» Пророк назвал неоднократное их прекословие в пустыне. Так и в другом псалме сказал: «колькраты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней» ( Псал. 77, 40 )? Но Пророк показал и самоволие их; ибо не просто сказал: не ожесточайтесь, но «не ожесточите сердец ваших», давая знать, что сами сделали таким сердце свое. Потом яснее напоминает о непокорности отцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

V. Потоп и обновление мира Ной был шестисот лет от рождения, когда вошел в ковчег, с женой, тремя сыновьями, их женами, и с заповеданными ему животными, и после семи дней воды потопа пришли на землю. Здесь начинается страшная и величественная картина: разверзлись все источники бездны и хляби небесные открылись, лился дождь сорок дней и сорок ночей, и был потоп сорок дней и сорок ночей на земле; умножалась вода и подняла ковчег, ковчег же носился над землею; вода усиливалась более и более, так что покрылись все высокие горы, какие только суть под небесами, и вода поднялась еще на пятнадцать локтей над вершинами гор. Тогда погибла всякая плоть, двигавшаяся на земле, птицы и звери и гады и все люди, все, что имело только дыхание жизни на суше, погибло, от человека до скота все истребилось; остался Ной один и бывшие с ним в ковчеге; вода же возвышалась над землей сто пятьдесят дней. Страшное сие зрелище греховного, потопляемого мира становится еще знаменательнее для нас, когда вспомним слова Искупителя, который предвидел нераскаянность многих, в последний день, столь же нечаянный для них, как и потоп для нераскаянных современников Ноя. «Сын человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле?» ( Лyku XVIII. 8 .) говорил Спаситель; «но как во дни пред потопом ели, пили, женились и отдавали замуж, до дня, в который Ной взошел в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, так будет и в пришествие Сына человеческого.» ( Mamф. XXIV. 38, 39 .) Спасительный же ковчег Ноя есть благодетельный образ Церкви, которая соблюдет невредимо в лоне своем граждан мира сего, подобно как и Ной, сохраненный в ковчеге, населил землю, обновленную волнами потопа. Изображению потопа, возрастающего и истребляющего, противополагается описание потопа прекращающегося, так, что в первом открывается действие правосудия, а во втором милосердия. Бог помянул Ноя и всех бывших с ним в ковчеге, навел ветер на землю и перестала вода; заключились источники бездны и хляби небесные, и удержался дождь; вода возвратилась в землю и шла обратно, умаляясь по ста пятидесяти днях; в месяц седьмой стал ковчег на горах Араратских, воды же упали до десятого месяца; тогда показались верхи гор, и через сорок дней открыл Ной окно своего ковчега.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   Сначала потомки Сифа жили отдельно от потомков Каина, сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя. Но впоследствии стали брать себе в жены дочерей из потомков Каина и стали перенимать от них худые обычаи, развращаться и забывать истинного Бога.    Через продолжительное время, нечестие между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один потомок Сифа — праведный Ной со своим семейством.    Видя великое развращение людей, милосердный Господь дал им на покаяние и исправление сто двадцать лет. Но люди не только не исправились, а стали еще хуже.    Тогда Господь определил омыть (очистить) землю водою от нечестивого человеческого рода, а праведного Ноя сохранить на земле, для дальнейшего размножения людей. Бог явился Ною и сказал: «конец пришел всякой твари, ибо земля наполнилась от них злодействами; и Я истреблю их с лица земли. Я наведу на землю потоп водный, чтобы погубить все, что есть на земле». Он повелел Ною построить ковчег, то есть большое четыреугольное судно на подобие дома, в котором могли бы поместиться его семья и животные, и дал ему для этого точные размеры и указания. Ной с верою принял повеление Божие и начал строить ковчег.    Когда ковчег был готов, Ной, по повелению Божию, вошел в него со своею женою, тремя сыновьями и их женами и, по указанию Божию, взял с собою всех животных и птиц, которые не могут жить в воде, чистых, (т. е. которых можно приносить в жертву) — по семи пар, а нечистых — по одной паре, чтобы сохранить племя их для всей земли. Взял и запас пищи для всех на целый год.    В тот день, когда Ной вошел в ковчег, воды потопа хлынули на землю — «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились», то есть произошло великое наводнение с морей и океанов, а с неба лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. И поднялась вода на земле выше самых высоких гор, усиливаясь сто пятьдесят дней, и потопила всех людей и животных, так что никто уже не мог спастись, кроме тех, кто был в ковчеге.    После ста пятидесяти дней вода стала постепенно убывать. На седьмом месяце ковчег остановился на горах Араратских (в Армении). В первый день десятого месяца показались вершины всех гор. К концу года вода вошла в свои вместилища.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Благодаря ограниченности своей территории Израиль от таких авантюр защищен. К тому же он беден. Эта земля не похожа на земли Нила, Тигра, Евфрата! Эта страна объединяет Африку, Азию и Грецию и постоянно должна защищаться от посягательств завоевателей. Отсюда нерациональная трата ресурсов – постоянная причина обеднения страны. Здесь нет Акрополя, нет пирамид, нет архитектуры, вообще нет блистательного изобразительного искусства, нет собственной науки, нет новых технологий. Во всех этих областях, которые составляют гордость соседних цивилизаций, – вклад Израиля практически равен нулю. Но евреи компенсируют этот недостаток безмерным могуществом духовной культуры. Они служат единому Богу, которого считают Творцом неба и земли, полагая, что он станет однажды Богом всех наций. Защищенные своей крохотной территорией от дурных завоевательных тенденций, которым ни Египет, ни Месопотамия, ни Греция, ни Рим не смогли противостоять, они под лозунгом своей веры стремятся не только к духовному единству мира, но и к самосовершенствованию. Пророки Израиля приходят в итоге к убеждению, что их небо и земля недостойны Бога, который их создал. Они провозглашают новое небо, новую землю, нового человека, новое человечество, которое в будущем будет освобождено от своей ноши и даже от тяжести смерти. Так самая скромная повседневная жизнь несет в себе сакральный смысл: история зачата евреями как обряд, который разворачивается на сцене Вселенной и устремлен к осуществлению внутренней свободы человека. Первые врата. Человек и Земля ..Пойди из земли твоей… в землю, которую Я укажу тебе …потомству твоему отдам Я землю сию… Быт.12:1–13, 15–17 Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, [где] потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, [где] масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни – железо, и из гор которой будешь высекать медь. И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самой же Св. Библии сказано совершенно иначе: " ... в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей " ... " Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней " (Быт. 7, 11-12; 24). А в следующей главе говорится: " ... и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней ... " " в первый день десятого месяца показались верхи гор " (Быт. 8, 3; 5). С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать, и только на 10-ый месяц показались верхи гор. Значит потоп продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать в наше рационалистическое время, ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают. Укажем еще на одно очень важное обстоятельство. Все учебники, за очень редким исключением, принимают дни творения за наши обычные дни. Каждый учебник так и начинается: " Бог сотворил мир в шесть дней ... " , т. е. другими словами в неделю. А, ведь, в наше время такие слова, которые в Библии не существуют, для школьников являются самыми странными. Этими словами всегда оперируют безбожники, но, именно, эти то слова и являются полным искажением, в самом начале, Божественного Откровения. Эти слова вызывают у неутвержденного человека сомнения и тогда все остальное Св. Писание начинает им отвергаться, признаваться ненужным и плодом человеческой фантазии. Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигиозные лекции в школе. Вопрос о днях творения, в условиях нашего времени, никак нельзя оставить без внимания. Тем более, что разъяснение этого вопроса мы находим еще в 4-м веке у Св. Василия Великого, в его книге " Шестоднев " , у Св. Иоанна Дамаскина, а также у Св. Иоанна Златоуста, у Св. Климента Александрийского, у Св. Афанасия Великого, у блаж. Августина и др. Наш день (сутки) зависит от солнца, а в первые три дня творения, не было еще и самого солнца, - значит были не наши дни. Какие были дни творения - неизвестно, ибо " у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день " (2 Петр. 3, 8). Но одно можем предположить, что эти дни не были мгновениями, об этом говорит последовательность, постепенность творения. И Святые Отцы " седьмым днем " называют весь период от сотворения мира до наших дней и продолжающимся до конца мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Вар. 29:5 ). Как широко были распространены в иудействе подобные представления, можно видеть из того, что они перешли и в христианство: как известно, эти описания повторяются с некоторыми дополнениями Папием Иерапольским при изображении тысячелетнего царства Христа, причем он приписывает это учение самому Господу: «пресвитеры, видевшие Иоанна, ученика Господня, помнили слышанное от него, как Господь учил о тех временах и говорил: грядут дни, в которые будут расти виноградные деревья, имеющие по десяти тысяч лоз, и на одной лозе будет десять тысяч ветвей, и на каждой ветви по десяти тысяч отпрысков, и на каждом отпрыске по десяти тысяч кистей, и в каждой кисти по десяти тысяч ягод, и каждая выжатая ягода даст двадцать пять метретов вина. И когда кто-либо из святых возьмет одну кисть, другая будет взывать: я лучшая кисть, возьми меня и чрез меня благослови Господа! Подобным образом и одно пшеничное зерно родит десять тысяч колосьев, и каждый колос будет иметь десять тысяч зерен, и каждое зерно даст пять билибров (двухфунтовиков) чистой наилучшей муки» и т. д. 817 В талмудической письменности будущее плодородие земли изображается в иных картинах; там говорится, что хлеб будет произрастать даже на вершинах гор, причем стебель пшеницы будет как пальмовое дерево, а её колос – как две почки громадного вола, что если в настоящее время хлебные растения дают урожай через шесть месяцев, а плодовые деревья через двенадцать, то в мессианское время поля будут засеваться каждый месяц и даже каждые пятнадцать дней, а древесные плоды будут поспевать через каждые 2 месяца и даже через одип месяц; но некоторые из раввинов пошли еще дальше этого: они говорят, что плодовые деревья никогда не будут терять ни листьев, ни плодов и что между ними не будет ни одного бесплодного. 818 В христианской прибавке к 3 книге Ездры передается своеобразное верование, образовавшееся, очевидно, также на почве иудейских представлений: «Я пошлю тебе в помощь, говорит Бог Израилю, рабов Моих Исаию и Иеремию, по совету которых Я освятил и приготовил тебе двенадцать деревьев, обремененных различными плодами, и столько же источников, текущих молоком и медом, и семь гор величайших, произращающих розу и лилию, через которые исполню радостью сынов твоих ( 3Ездр. 2:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Возвращаясь к читаемому нами пророчеству Исаии, мы видим, что он видит исполнение того, что предсказывал Моисей во Второзаконии ( Втор. 32:43 ): „веселитесь язычники с народом Божиим!“ -Говоря об „островах“, Исаия видит неизвестный еще Иудеям Греко-Латинский мир, заключающий в себе все страны, омываемые Средиземным морем. Он упоминает особо о „плавающих по морю“, как бы отделяя Хамитов (Финикиян и Карфагенян) от Арийцев; он видит те корабли, на которых будут разносить по миру Слово Божие Апостолы. Он видит и пустыню с ее городами (переднюю Авию и Египет) и видит селения Аравии, где обитает Кидар 1408 ; он видит Идумею с ее скалами и вершины гор Тавра и гор Курдистана, с которых будет раздаваться проповедь благовестников. „Поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его вся земля!“ ( Пс. 95:9 ). „Господь царствует! да радуется земля; да веселятся многочисленные острова“. ( Пс. 96:1 ). „Воспойте Господу новую песнь!“ ( Пс. 97:1 ). „Воскликните Господу вся земля!“ ( Пс. 99:1 ). „Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах“. ( Ис. 42:12 ). С 13 по 21 стих изображается и гнев Божий и милость Божия. Мы напомним, что в 4 т. Св. Летописи (ч. II, стр. 42–44), сближая видение Моисея (Исход гл. 33–34) с видением пророка Илии ( 3Цар. 19:11 ), мы указывали, что после грозных явлений пророку Илии на горе Хориве, Господь проявился в веянии тихого ветра, точно также как в видении Моисея Господь провозгласил: „Я Бог человеколюбивый и милосердый“.... Точно также в пророчестве Исаии Господь угрожает и карает, но всегда милует кающагося и приходящего к Нему. Так и в предлежащих нам стихах грозным явлениям на г.Хориве, которые видел Илия, соответствуют стихи 13–15; стихи же 16–21, рисуя милость Божию, соответствуют веянию тихого ветра (видение Илии) и многомилостивому гласу (в видении Моисея). 13 . Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих. 14 . Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 14 1–5. Последнее нападение язычников на Иерусалим, явление Господа и дарование оставшимся после разгрома города чудесного средства спасения. 6–11. Изменение порядка мировой жизни и воцарение Господа над всею землею; значение Иерусалима, как центрального, возвышающего над всею окрестностью пункта. 12–19. Окончательное поражение народов, воевавших против Иерусалима; обращение язычников и наказание коснеющих в неверии. 20–21. Наступление времени всеобщего освящения. Зах.14:1   Вот наступает день Го­с­по­день, и раз­делят награблен­ное у тебя среди тебя. Зах.14:2   И соберу все народы на войну про­тив Иерусалима, и взят будет город, и раз­граблены будут домы, и обесчещены будут жены, и по­ловина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города. В гл. XIV, в первых стихах, подробнее развиваются мысли Зах.14:7–9 предыдущей главы. Наступит день для обнаружения могущества и Правосудия Божия и для окончательного испытания оставшейся третьей части иудеев, когда Иерусалим сделается добычею врагов на глазах побежденных распоряжающихся их собственностью. Все народы соберутся на войну против Иерусалима; взятый город будет разграблен, женщины будут обесчещены, и целая половина населения пойдет в плен; однако, истребление не будет всеобщим и окончательным: часть жителей Иерусалима уцелеет. Зах.14:3   Тогда выступит Го­с­по­дь и ополчит­ся про­тив этих народов, как ополчил­ся в день брани. Зах.14:4   И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед­ лицем Иерусалима к востоку; и раз­дво­ит­ся гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и по­ловина горы отойдет к северу, а по­ловина ее – к югу. Зах.14:5   И вы по­бежите в долину гор Мо­их, ибо долина гор будет про­стираться до Асила; и вы по­бежите, как бежали от землетрясе­ния во дни Озии, царя Иудейского; и при­дет Го­с­по­дь Бог мой и все святые с Ним. Тогда Господь, защитник Своего народа, выступит против его врагов и сразится с ними Сам, как Он делал это неоднократно, чудесным образом поражая восстающих на Израиля. Кроме того, жителям Иерусалима будет дана возможность спасения посредством бегства. Господь станет на Горе Елеонской, расположенной на востоке от Иерусалима; гора раздвоится (по Феодориту с. 122 гора разделится на четыре части) по направлению от запада к востоку, так что ищущим спасения, по образовавшейся между двумя половинами горы долине, легко будет убегать от врагов, ратующих против Иерусалима. Асия (Синод.)., или Ацал (Венск.) – селение на востоке от горы Елеонской; но некоторые понимают el» azal и в смысле «близ», «около» (Кир. 206, Иер 170, Keil 649–650, Kohl. Sach. 9–14, Ss. 255–257). – Бегство своею поспешностью будет напоминать известный факт бегства от землетрясения, бывшего в царствование Озии ( Ам.1:1 ; Alliati II, 1094, 2). При этой чудесной защите народа Божия от врагов, Господь явится окруженный ангельскими силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И действительно, здесь поселились колена, у которых было особенно много скота и которые впоследствии преимущественно предались этого рода занятиям. Но так как пастушеская жизнь, особенно в местах, где стадам постоянно угрожает опасность то от хищных зверей, то от хищных людей, каких за Иорданом всегда водилось много, сопровождается различными приключениями и требует вообще бдительности и находчивости: то, естественно, между заиорданскими пастухами было не мало людей, не похожих на наших русских пастухов, и многие из них славились своими подвигами и воинственностью, так что на жителей Галаада смотрели, как на народ воинственный ( Быт. 49:19 ; Суд. 11:5–7 ; 1Пар. 12:8–18 ). Совсем нельзя этого сказать о северной и средней частях западной Палестины. Мягкий климат и роскошная природа скоро изнежили обитателей этих стран, ослабили в них энергию и любовь к воинским подвигам. Нужны были особенно вдохновенные и энергичные личности для того, чтобы пробудить и в них чувство самосознания, любовь к национальной и нравственной свободе, которой они очень мало пользовались. Обращая свой взор на южную часть Палестины, мы с различием в природе местности замечаем различие в характере и наклонностях ее обитателей. Почти сплошное и высокое плоскогорье, мрачные ущелья, громадные и обрывистая скалы воспитывали суровый и храбрый дух их обитателей, располагали к подвигам и лишениям. И действительно, здесь покоился и обитал лев иудин, здесь воспитались грозные обличители еврейских царей и народа, здесь же проводили свою молодость и знатные воины евреев от Саула и Давида до Маккавеев и Варкохбы. – Но, при разнообразии своей природы, Палестина отличалась также своими естественными богатствами, плодородием почвы и прекрасным климатом. В Библии много говорится о плодородии палестинской почвы. Моисей, побуждая евреев к исполнению заповедей закона, чтобы они оставались жить в обетованной земле, так описывает ее: «Господь Бог твой ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой, и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни – железо и из гор которой будешь высекать медь» ( Втор. 8:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010