И небо скрылось, свившись как свиток. Выражение " небо свилось, как свиток " , по нашему предположению, указывает на неизвестность второго пришествия Христова, так как свиток свивается без шума и неожиданно, или указывает на сострадание и печаль небесных сил, сожалеющих об отпадших от веры. Этим же вместе с тем указывается и на то, что небо подлежит не погибели и истлению, а как бы некоторому свиванию и изменению на лучшее. В пятом обличительном слове на лжеименный разум Ириней говорит: " не погибает и не уничтожается ни сущность и ни существо создания (ибо крепок и истинен создавший его), но преходит образ мира сего (1 кор. 7,31), в котором совершено преступление заповеди. Мы предполагаем, что здесь апостол держался древнего обычая: у евреев вместо наших книг были свитки, которые при развитии не уничтожались, но раскрывали смысл написанного; точно так же и обнаружение небесного существа указывает на раскрытие благ святым " . Итак, рассмотрев это с четырех сторон, обратимся, по Божьему соизволению, в таком же порядке к нижеследующему. И всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца. Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? И всяко, гора и остров от мест своих двигнушася. Когда апостолы спрашивали Господа о разрушении Иерусалимского храма и кончине мира, Он, насколько они могли вместить, предсказал им о будущем, что уже, по свидетельству Иосифа Флавия, сбылось над иудеями - убийцами Христа во время разорения при Веспасиане и Тите. Но все это, как сказано, с особою силою постигнет мир в пришествие антихриста; тогда начальствующие над церковным благочинием или над мирскими властями, представленные здесь под образами гор, и церкви верных, называемые здесь образно островами и обновляемые, по Исаии, к Богу из-за лжехриста побегут из своих мест, будут переменять их одно на другое, что испытали и мы и перенесли по человеколюбию Его по грехам нашим пред Его пришествием. Царие же земстии, то есть обладающие землею, но не приобретшие себе ничего на небе, вместе со всеми богатыми и вельможами, с рабами земного и свободными от работы Христовой (не так должно бы быть!) будут умолять, чтобы лучше их скрыли пещеры, камни и горы, чем переносить им испытания воспылавшего гнева Божия, который в пришествие антихриста допустит погибать от голода и бедствий, или бесконечные мучения, ожидающие их по воскресении. И тогда справедливо возгорится Божий гнев, как печь, пожирая тех, которые созидали здание веры на основании древа, сена и соломы (1 Кор. з, 12). Пусть избавит нас от этого Человеколюбец Бог и соделает нас сопричастниками вечных благ, уготованных святым, сопричислив к полноте спасаемых по благодати Сына Своего Единородного, Ему же со От-цем и Святым Духом подобает слава во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

И о сынах Израиля написано и определено: если они обратятся к Нему в справедливости, то Он отпустит им всякую вину и все грехи их простит. Написано и определено, что милосердие будет оказано всем, которые обратятся от всякого своего злодеяния, однажды в год. Но всем тем, которые свои пути и свое стремление извратили пред потопом, не дано снисхождения, кроме только Ноя, ибо Господь призрел на лице его ради сыновей, которых Он спас из-за него от потопа. Ибо сердце его было праведно во всех путях его, как было повелено ему. И он ничего не преступил из того, что было ему предписано. И Господь сказал: «Да будет истреблено все, что на суше, от всякого скота до диких зверей и птиц и до всего, что движется на земле!» И Он повелел Ною сделать себе ковчег, чтобы спастись в нем от потопа. И Ной сделал ковчег для всех тварей, как Он повелел ему, в (двадцать седьмой) юбилей, в пятую седмину, в пятый год. И он вошел в него в шестой год ее, в другой месяц, в новолуние другого месяца. До шестнадцатого дня его вошел в ковчег он и все, что мы привели к нему. И Господь затворил его снаружи в семнадцатый день вечером. И Бог открыл семь окон небесных, чтобы они изливали воду с неба на землю в продолжение сорока дней и сорока ночей. И источники бездны также изливали воду, так что весь мир наполнился водою. И поднялись воды на земле: на пятнадцать локтей поднялась вода над всеми высокими горами. И ковчег носился над землею и плавал на поверхности воды. И вода стояла на поверхности земли пять месяцев, сто пятьдесят дней. И он (ковчег) пришел и остановился на вершине Любара, одной из гор Арарата 14 . И в четвертый месяц замкнулись источники великой бездны и хляби небесные затворились. И в новолуние седьмого месяца все отверстия пропастей земли открылись, и вода стала стекать в преисподнюю бездну. И в новолуние десятого месяца показались вершины гор. И в новолуние первого месяца обнаружилась земля, и вода стекла с земли в пятую седмину в седьмой год ее. И в семнадцатый день второго месяца просохла земля.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И так как, отложив все мирское, святой Антоний обнищал ради Христа, то, чтобы обогатиться, копал пещеры и искал Христа, как сокровища, скрытого в поле и золота, находящегося в недрах гор, побуждаемый к тому словами Христа: «Ищите и найдете» ( Мф.7:7 ). Пещеры – убежище для боящихся; в древесные и каменные расселины укрываются птицы, голуби и горлицы, боящиеся орла и ястреба, и так говорит невесте Дух Святой: «Голубица моя в ущельи скал, под кровом утеса» ( Песн.2:14 ). И зайцы, заслышав лай собак, укрываются в каменных пещерах, как говорит псалмопевец: «камень – прибежище зайцам». И Соломон вещает в притчах: «Горные мыши народ слабый, но ставят домы свои на скале» ( Притч.30:25 ). Так и преп. отец наш Антоний Печерский, чтобы сохранить себя от гордыни, которая является царицей грехов, как орел – царь птицам, от любостяжания, которое похищает и присваивает себе чужое, от нечистоты и всякого воздержания плотского, – страстей, которые уподобляются псам, устремился в пещеры, как в надежном и тихое место, о чем в древности предвозвестил Бог через пророка Исаию: «В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор» ( Ис.2:2021 ). И так, что Исаия показал в пророчестве, – то он на деле, избирая себе пещеры убежищем от всех грехов. Пещеры суть жилище тех, чья жизнь многоплодна, ибо в каменных и расселинах дерев пчелы собирают мед, птицы вьют гнезда, как говорит пророк: «Даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской, и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и на расселинах скал» ( Ис.7:18–19 ). Чем же был святой отец наш Антоний Печерский, как не пчелою или не птицею? Пчелою он был по трудам смирения, чистоты и благодати. Птицею же он был по легкости к нестяжанию; множество добродетелей его были ему перья; скор был полет его к милостыне и высоко парил он в поучении и богомыслии. И потому подобало ему жить в пещерах, во исполнение добродетелей пчелы и птицы, которых он носил на себе образ. Между птицами некоторые превосходят других полетом, так что скрываются из глаз людских, достигая парением облаков, и первая из таких птиц – орел. И преп. отец наш Антоний Печерский множеством добродетелей и богоугодным житием вознесся на такую высоту, что во время подвижнической жизни своей не виден был человеческим очам, и теперь, по смерти его, не могут быть видны святые его мощи; скрывались при жизни от глаз человеческих, и по смерти подобало им быть скрытыми от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ибо я знаю, что за меня постигло вас это великое волнение. и усиливались эти люди воротиться к земле, но не могли. потому что море расходилось и более поднималось на них. и возопили они к Господу и говорили: Господи! да не погибнем мы за душу человека сего. и не вмени нам кровь праведную. ибо ты, как захотел, так сделал. и взяли Иону и бросили его в море. и остановилось в море волнение его. и убоялись сии люди Господа страхом великим и принесли жертву Господу. и помолились молитвами. и повелел Господь киту великому проглотить Иону. и был Иона в чреве кита три дня и три ночи. и молился Иона Господу Богу своему из чрева кита. И говорил: «Возопил я в скорби моей к Господу Богу моему, и услышал меня. из чрева ада я воззвал, и ты услышал голос мой. ты поверг меня в глубину сердца морскаго, и течения окружили меня. все всплески твои и волны твои надо мною проходили. и я сказал: отринут я от очей твоих. сподоблюсь ли увидеть святый храм твой? взлилась на меня вода по самую душу мою. бездна [[Бездна закрыла меня. Тростник колебался над головою моею. Я низшел к корням гор. Земля своими запорами заградила меня на век. Но Ты Иегова Бог мой освободил жизнь мою из могилы. (М.).]] обхватила меня последняя [[Т. е. такая, какой уже нет глубже.]]. ныряла голова моя в разселины гор. я низшел в землю, где вереи ея суть затворы вечные. но да взойдет из тления жизнь моя к тебе, Господи Боже мой. когда выходила [[Когда душа моя унывала во мне. (М.).]] из меня душа моя, я вспомнил Господа. и дошла бы до тебя молитва моя, до святого храма твоего. хранящие суетное и ложное оставили Его, милость свою: а я с песненным хвалением и исповеданием принесу тебе жертву. что обещал, то отдал тебе, Господу, ради спасения моего». И повелел Господь киту. и он изверг Иону на сушу. и было слово Господа Ионе в другой раз, говорящее: встань и иди в Ниневию, город великий. и проповедуй в нем туже проповедь , какую прежде я проговорил тебе. и встал Иона и пошел в Ниневию, как сказал ему Господь. Ниневия же была город великий у Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Конечно, такое стеснительное для Давида положение было для него тяжко и прискорбно, и он не говорит, чтобы, вовсе не скорбел, а только объясняет, что во время скорби нашёл и средство избавиться от скорби. Какое же? вот оно: И внегда скорбети ми, пересказывает он, призвах Господа, и к Богу моему воззвах: услыша от храма святаго своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. Когда столь многие и великие бедствия окружали меня, когда всё и отвсюду стесняло меня и угрожало мне смертию, я не поколебался и не отчаялся, но обратился за помощию к Богу моему, призвал Его в молитве моей, и Он услышал меня от храма святого Своего и избавил меня. Что же это за храм, о котором упоминает здесь пророк, тогда как известно, что при Давиде храма в Иерусалиме ещё не было, ибо храм сей построен был Соломоном, сыном его? Храм здесь разумеется нерукотворенный, пренебесный и вечный: из глубины святилища сего-то именно храма Господь и услышал молитву Давидову и ниспослал ему свою силу и помощь. Но Давид, говоря о сем храме небесном, естественно обращался мыслию и к будущему своему храму земному, им задуманному и от Бога одобренному, и утешался представлением, что и в нём, так же как и в небесном храме, молитвы молящихся будут слышимы, ибо и об нём сказано в обетовании Господа: и будут очи Мои отверсты, и уши Мои послушни к молению места сего ( 2Пар.7:15 ). Здесь должна быть причина, почему он в настоящем месте предпочёл помянутое выражение другому равносильному: услыша Господь с небесе святаго Своего, которое он также иногда употреблял, напр., в псалме 19 ст. 7. Ему приятно и сладостно было и одно воспоминание о храме, и он утешался им, хотя и лишён был удовольствия построить самый храм ( 2Пар.6:9 ). И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог ( Пс.17:8 ). В предыдущем стихе пророк сказал, что он, теснимый от врагов, в скорби своей воззвал ко Господу, и Господь избавил его, а теперь показывает, как избавление это совершилось. Подвиглась, говорит он, земля и затрепетала, и основания гор поколебались, потому что Господь прогневался на них, т. е. на врагов моих. Взыде дым, продолжает он, гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгорешася от Него ( Пс.17:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Но сначала безбожные жители земли, «имена которых не вписаны в книгу жизни», будут охвачены удивлением и восторгом. Почему? Потому что они увидят воскресение Нерона, увидят, что «он был, и нет его, и явится». В этих словах чувствуется явное противопоставление к обозначению Бога и Христа, «Который есть и был и грядет». Бог вечен, а властелин тьмы – нет. Данное до сих пор толкование зверя не удовлетворяет Иоанна. И он апеллирует к уму и мудрости читателя: «Здесь ум, имеющий мудрость». Это призыв к разгадке. Но в чем загадка? Загадка изложена далее. 9 Семь голов суть семь гор, па которых сидит жена, 10 и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. 11 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. Итак, у зверя семь голов. Это объясняется двояко. Первое объяснение: эти семь голов символизируют семь гор, на которых сидит жена. Такая загадка разгадывается просто. Рим стоит на семи холмах, а это значит, что зверь символизирует Рим, место, где «сидит» безбожная римская языческая цивилизация, блудница Вавилонская. Второе объяснение – настоящая головоломка. Семь голов – «семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель». Здесь уже речь идет и о конкретных исторических фигурах «царей», и о времени пришествия зверя-антихриста. Семь голов – это семь царей. Имеются в виду семь кесарей, семь императоров, поскольку на грекоязычном Востоке империи, где жил Иоанн, римские императоры обычно назывались царями. Но о каких императорах речь? О них сказано, что пять из них «пали», один, то есть шестой, существует в настоящее время, другой, седьмой, еще не пришел; и когда он придет, он будет править недолго. В это перечисление семи царей вставляется восьмой зверь. Загадочным образом он – один из перечисленных семи. Он уже был, и сейчас его еще нет, он снова придет как восьмой, и его ждет погибель. Разумеется, это уже известный нам Nero redivivus, Нерон воскресающий. Это он, император Нерон как историческая персона, – один из семи, но как антихрист вновь явится восьмым.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Об одном особом событии этого рода в кончину века пишет пророк Захария: «И станут ноги Его (Господа – Г. Ф.) в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу. И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь и все святые с Ним» ( Зах. 14:4–5 ). Елеонская гора расщепится на две части и тем послужит ко спасению жителям Иерусалима. Да и сам Господь говорит о времени антихриста: «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» ( Мф. 24:16 ), а горы поглотят губительную реку из пасти сатаны и спасут Церковь . Можно также усмотреть еще и иное значение этих слов – иносказательное. Под землею можно разуметь смиренномудрие святых. Так Авраам сказал о себе: «Я прах и пепел» ( Быт. 18:27 ). Некогда святому Антонию Великому было открыто ангелом, что ничто так не пресекает и не сокрушает силы дьявола, как смирение. Смирение святых – вот земля, поглощающая реки сатанинских искушений и обольщений. Стяжи смирение, и ты в безопасности от пасти дракона. Откр.12:17 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. И рассвирепел дракон на жену. Так всегда бывает: когда жертва уходит неуловленной, то гонителя охватывает дикая ярость и злоба, которую он готов выместить на любом, кто ему попадется. Христианские сыны-мужи восхищаются от преследователя-дракона к престолу Божию, улетают на крыльях большого орла. Тогда сатана-дракон пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. В отличие от того сына-мужа, рожденного женой, прочими от семени ее – называются просто верующие, живущие в миру. Они не столь мужественны, не являются красой Церкви. Их не называют святыми. Они занимаются мирской деятельностью и не столь резко выделяются из общей массы. В определенной степени они привязаны к земному. Но тем не менее, они тоже от семени жены-Церкви, тоже крещены тем же Духом в то же Тело ( 1Кор. 12:13 ), они тоже чада Церкви и являются сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. Они подобны тем семи тысячам израильтянам, которых не знал пророк Илия, но знал Бог ( 3Цар. 19:18 ). Не имевшие свидетельства пророка, имели свидетельство Божие. И Церковь , как чадолюбивая Мать, не отказывается от этих своих чад, ибо они от семени ее . И дьявол не считает их своими, ибо они не преклонили своих колен перед ним, и вступают в брань с ним. «Но и из них, – пишет Андрей Кесарийский , – многие победят его, ибо истинно возлюбили Христа». Читать далее Источник: Толкование на Апокалипсис/протоиерей Геннадий Фаст – Красноярск : Енисейский благовест, 2004. - 496 с., ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Основы его на горах Святых», говорит псалмопевец; любит Господь врата Сиона паче всех селений Иаковлевых»... Когда Авраам победил пятерых царей, союзников царя Сенаарского, и возвращался с добычей в Хеврон, «Изыде царь Содомский в сретение ему... в юдоль Савину; сия-же бяше поле царево и Мельхиседек, царь Салимский, изнесе хлебы и вино; бяше же священник Бога Вышняго и благослови Авраама»... До сих пор Иосафатова долина носит название Царской долины. Принесение Авраамом в жертву Исаака, по-видимому, тоже совершилось на высотах гор иерусалимских... «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе». Греческий «монастырь Авраама», существующий при храме Господнем, обязан своим происхождением этому убеждению древних Евреев, что испытание благочестивого патриарха происходило именно на иерусалимской горе Мориа. Евреи, а за ними христиане, приурочивают к Иерусалиму даже Адама, который, будто бы, жил в нем после грехопадения и в нем же похоронен... В этих благочестивых легендах во всяком случае сказывается глубоко укоренившееся сознание народа беспредельной древности его «святого города», который он почитает едва не сверстником роду человеческому... Доисторический город Мельхиседека стоял, повидимому, ниже и ближе к Иосафатовой, потому что Иисус Навин, при покорении земли Ханаанской, успевает захватить только «нижний город», а высоты остаются во власти Иевусеев, сынов в Иевуса, сына Ханаанова... «Но Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня, говорит хроника Иисуса Навина... Верхняя крепость Иерусалима переходит во власть Израиля только при Давиде. «И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые. . До такой степени считались неприступными стены Сиона! «Но Давид взял крепость Сион: – это город Давидов» с выразительною краткостью прибавляет библейская летопись... «И поселился Давид в крепости и назвал ее городом давидовым и обстроил кругом от Милло и внутри»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому правда Божия требует, чтобы этих дел славы Божией никто на земле не присваивал иному какому-либо богу, в образе какой-либо твари, в виде каких-либо истуканов. И если теперь Господь определил совершить дело оправдания людей подвигом Своего кроткого Отрока, то Он и совершит это непреложно. Как то, «что было из-начала», уже наступило, т.е. древние обетования патриархам о спасении и размножении их потомков, о завете с ними и просвещении их, уже исполнились; так и «новое», т.е. новые обетования, которые возвещаются и еще будут возвещаемы – о Новом Израиле, новом завете и просвещении язычников, хотя открываются задолго до своего исполнения, но также непреложно исполнятся в конце времен, для того определенных. Этого требует слава имени Божия. 10–12. Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них. Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор. Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.(Воспойте Господеви песнь нову: начальство Его, прославите имя Его от конец земли: сходящии в море, и плавающии по нему, острови и живущии на них. Возвеселися, пустыне, и веси ея, придвория, и живущии в Кидаре: возвеселятся живущии на камени, от края гор возопиют. Дадят Богу славу, добродетели Его во островех возвестят). Если прежде всегда всякое благодеяние Божие народу еврейскому и отдельным лицам было предметом боговдохновенных песней (Мариамны, Моисея, Девворы, Анны, Давида и др.); то новые великие благодеяния народу – избавление его из Вавилонского плена и затем величайшее благодеяние, какого не совершал ни какой человек и ни какой бог (ст.8), а именно – искупление человека, «оправдание» его перед Богом (ст.6,7 и 21), эти события, как дела новой и несравненной милости Божией, должны быть и будут предметом новых боговдохновенных песнопений. В них будет воспето «начальство» Божие – власть и господство Господа над всеми богами и царями и над всеми врагами истины и добра (ст.5,13–16; ср.гл.41:2–3,11,15 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

– Принесите Господеви сынове Божии – сыны овни: представители народа, прежде всех начальники родов и начальники священников, как сыны Божии – как первенцы и посвященные Богу – с чувством сыновней любви должны принесть многочисленные жертвы, и – должны быть приносимы именно сыны овни или агнцы; так должно принесть Господу славу и честь или – в славу и честь, – принести во славу имени Его или – для прославления свойств и совершенств Его святого имени; вместе с тем, приносящие должны поклониться Господу во дворе святем Его, – во дворе вновь устроенной скинии, где теперь ковчег Божий. И действительно, по перенесении ковчега Завета Господня в новую скинию, Давид принес многие всесожжения и жертвы мирные. «В этот же день Давид в первый раз дал псалом для славословия Господу чрез Асафа и братьев его:» и в том самом псалме, как и здесь, он убеждает всех точно также воздать Богу славу и честь.– " Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его»... ( 1Пар.16:1–2,7,28,29 ). 3–4. Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости, гласа Господень в великолепии. Требуя от народа принесения жертв Богу во дворе святом Его – на новом месте Его видимого обитания – Давид внушает иметь благоговение пред Богом, как пред грозным Повелителем ( 1Пар.16:30–33 ). Глас Господень – гром – на водах, разумеется, гром, как глас Божий, раздается над водами грозовых облаков, – так гром свидетельствует о славе Божией; такой глас Господа в крепости или крепко глас, потому что он раздается с облаков и потрясает землю до крайних пределов её – на севере до Ливанских гор и на юге до пустыни Кадийской (ст. 5 и 8); такой глас Господа в великолепии – раздается среди великолепной картины природы, – когда сильным огнем молний озаряются темные тучи, скалистые вершины гор с зияющими в них ущельями. 5–6. Глас Господа, сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры Ливанские, и истнит я яко тельца Ливанска, и возлюбленный яко сын единорожь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010