9 Сентября Иосиф Волоколамский, 4 Октября Гурий и Варсонофий Казанские, 23 Октября Иаков Боровицкий, 7 Декабря Антоний Сийский, 9 Января митр. Филипп, 15 Мая Димитрий царевич, 25 Июля Макарий Унженский, 27 Июля Никола Кочанов Новгородский, 2 Августа Василий Блаженный, 3 Августа Антоний Римлянин. Рассматривая список общих святых, составленный редакторами устава 1682-го года, не все находим мы в нем для себя понятным. Из 9-ти святых, канонизованных собором 1547-го года к местному празднованию, семь святых, обращая их из местных в общих, редакторы внесли в свой список, а двоих (Арсения Тверского и Прокопия Устюжского) не внесли: почему не внесли, это остается для нас неясным (и по отношению к Прокопию тем более неясным, что, не внесши в список его, редакторы внесли в список другого Устюжского юродивого – Иоанна). Что касается до 7-ми святых, не внесенных в список из числа 16-ти канонизованных собором 1549-го года, то о причине невнесения в список одного – Евфросина Псковского мы говорили несколько раз выше, причины невнесения четверых – Нифонта Новгородского и мучеников Литовских могут быть укапаны, именно – что Нифонт, погребенный в Киево-Печерской Лавре представлял собою более Киевского, чем Московского, святого и что мученики Литовские Пыли святые западной Руси: но причина невнесения двоих – Григория Пелылемского и Ефрема Перекомского опять остается неясною. Из святых канонизованных после собора 1549-го года редакторы не внесли в свой список по крайней мере одного, несомненно канонизованного к обще-церковному празднованию, это – Корнилия Комельского (см. выше стр. 120); а из числа внесенных в список возбуждает вопрос Никола Кочанов Новгородский. Редакторы устава 1682-го года перенесли память митр. Ионы с 30-го Марта на 15-е Июня, а память митр. Филиппа, скончавшегося 23-го Декабря и принесенного в Москву из Соловецкого монастыря 3-го Июля, положили под 9-м Января. Чем руководствовались они в том и другом случае, не можем сказать. Редакторы устава 1695-го года в своих дополнениях и отчасти в своем сокращении списка святых, составленного редакторами устава 1682-го года, сделали, во-первых, то, что по сейчас сказанному нами выше представлялось нужным сделать как поправки к списку. Именно – они внесли в список двоих святых собора 1547-го года (Арсения Тверского и Прокопия Устюжского), двоих святых собора 1549-го года (Григория Пельшемского и Ефрема Перекомского) и одного святого, канонизованного после собора 1549-го года несомненно к общему празднованию (Корнилия Комельского), а с другой стороны – исключили из списка Николу Кочанова Новгородского. Затем, редакторы внесли еще в список вел. кн. Георгия Всеволодовича и преп. Кирилла Новоезерского. Чем руководствовались они в этом втором случае, не в состоянии мы сказать положительным образом; может быть, тем, что из числа святых ближайших к нам по времени канонизаций или новейших в отношении к ним эти святые были так сказать выдающиеся святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Возможно, в “Каноне” инока Сергия (Шелонина), человека весьма близкого к патриарху Иосифу, была выражена некоторая “канонизаторская программа”, связанная с прославлением целого ряда святителей и благоверных князей 32 . В качестве основного источника сведений о них автор использовал “Степенную книгу”. Благодаря “Степенной” в 7-ю песнь его “Канона” были включены имена великих князей Андрея Боголюбского, Даниила Московского, Георгия Всеволодовича и Василька Ростовского, Василия III и некоторых других. Знаменательно, что еще при жизни патриарха Иосифа “канонизаторская программа”, отраженная в “Каноне” инока Сергия, кажется, даже начала осуществляться. В 1652 г. по благословению патриарха Иосифа в Успенский собор Московского Кремля были перенесены мощи трех святителей-исповедников, упомянутых в 9-й песни “Кано­на”: патриарха Иова — из Старицы, патриарха Гермогена — из Чудова монастыря и митрополита Филиппа — из Соловецкого монастыря. Однако сам патриарх Иосиф вскоре после перенесения мощей святителя Иова скончался, не успев причислить ни его, ни патриарха Гермогена к лику святых. Возможно, продлись деятельность Иосифа несколько дольше, были бы прославлены и некоторые другие угодники, упомянутые в “Каноне всем русским святым” 33 . В заключение приведем полный список имен святых, прославленных в “Каноне” инока Сергия (Шелонина): Песнь 1 (посвящена Киево-печерским святым). Песнь 3. Песнь 4. Песнь 5. Песнь 6. 2. Сергий Радонежский. 3–4. Соловецкие святые: Зосима и Савватий, Василий и Исайя; Иоанн-свещеносец, Даниил, Герасим, Досифей. 5. Юродивые: Василий Блаженный, Максим Московский, Прокопий и Иоанн Устюжские, Исидор Твердислов, Никола Кочанов. Песнь 7 (посвящена благоверным князьям). Песнь 8 (посвящена святителям). Песнь 9. 2. Святители Ростовские: Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и Феодор. 4. Священномученики: митрополит Филипп II, патриарх Гермоген, новгородские богоносные отцы. 5. Святители-исповедники: митрополиты Феогност и Спиридон, патриарх Иов, архиепископ Серапион Новгородский, епископ Василий Рязанский, епископ Григорий (?).

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Выше мы отметили, что расцвет юродства на Руси относится ко временам Ивана Грозного. Англичанин Флетчер, посетивший Москву в конце XVI века так описывает юродивых: " Кроме [монахов] у них есть особенные отшельники (Eremites), которых они называют святыми людьми (holy men), очень похожие на гимнософистов и по своей жизни, и по поступкам, хотя не имеют ничего общего с ними в том, что касается познаний и образования. Они ходят совсем нагие, за исключением лоскута вокруг чресел, с длинными свисающими волосами, широко разметанными по плечам, и многие с железным ошейником или цепью вокруг шеи либо вокруг тела, даже зимою в самые сильные морозы. Их считают пророками и весьма святыми мужами (prophets and men of great holines), дозволяя им говорить свободно все, что хотят, без всякого ограничения, хотя бы даже о самом Боге (of the very highest himselfe). Если такой человек открыто упрекает кого-нибудь в чем бы то ни было, то ему ничего не возражают, а только говорят " Po graecum " , что означает " по грехам " . Если же кто из них, проходя мимо лавки, возьмет что-нибудь из товаров, где бы он ни захотел, то [купец] почтет себя весьма любимым Богом и дорогим для святого, за то что тот взял это таким манером. Но подобного рода людей немного, потому что ходить голым в России, особенно зимою, очень нелегко и весьма холодно " . Рассказ Флетчера доносит до нас формы поведения людей, выдававших себя за блаженных и бывших ими. Эти формы были характерны для юродивых во все времена. В Эдесе добропорядочных граждан за тысячу лет до описания Флетчера смущал блаженный Симеон, разгуливавший голый по улицам и поедавший мясо в Великий Четверг, в Константинополе " блажил " святой Андрей, а в Новгороде Никола Кочанов. Каждый из этих святых невольно порождал толпу подражателей, желавших жить за счет подаяния от доверчивых христиан или просто сумасшедших. Ситуация осложнялась еще и тем, что реальных сведений о жизни большинства блаженных было известно очень мало, а потому из одного агиографического сочинения в другой могли переходить рассказы о том, как люди издевались над праведниками и получали за это заслуженное наказание. Из жития Николая Кочанова можно узнать, как некий вельможа пригласил его к себе на пир, но слуги с насмешками прогнали святого. Тогда на пиру во всех сосудах пропало вино, и появилась вновь после того, как блаженного разыскали и с извинениями посадили на почетное место за столом.

http://religare.ru/2_96226.html

Тогда поднялся политрук Фильченков. Увлёк матросов вперёд в атаку. Вперёд на танки пошли герои. Гранаты в руки. Навстречу силе. Навстречу смерти. Навстречу славе. Когда к героям пробилась помощь, бой был закончен. Дымились танки. Их было десять. Металл и люди. Возьми бумагу, реши задачу: кто здесь сильнее, за кем победа? Сегодня в небо под Дуванкоем гранёным шпилем поднялся мрамор. То дань бесстрашным, то дань отважным. И сокол плавно парит над полем. Хранит он небо и сон героев. Большая семья Произошло это в бригаде морских пехотинцев, которой командовал полковник Пётр Филиппович Горпищенко. Много отважных солдат у Горпищенко. В тяжёлых боях бригада. На одном из участков обороны бригады сложилось так, что тут против советской стрелковой роты наступало сразу три фашистских батальона. Командир роты незадолго до этого был убит. Заменил командира политрук Кочанов. Молод совсем политрук Кочанов. Усы всего неделю как бреет. Любопытно бойцам: — Посмотрим, какой командир из Кочанова?! — Усы неделю как бреет! Молод совсем командир. А тут три батальона фашистов на роту лезут. Понимает Кочанов: выйдешь в открытый бой — сомнут, раздавят тебя фашисты. Что же делать? Как сохранить рубеж? Задумался Кочанов, вздохнул сокрушённо: — Пропадай моя телега, все четыре колеса. Все четыре колеса, повторил Кочанов. И вдруг… — Связной! Связной! — закричал Кочанов. Подбежал связной: — Слушаю, товарищ политрук, товарищ командир, — поправился. — Машины сюда, быстро! Подогнали три грузовые машины. — Пулемёты сюда, немедля! Тащат сюда пулемёты. — Отставить. Не те. Спаренные! Отставить! Не те. Счетверённые! Были в роте такие противозенитные пулемёты — четыре ствола у каждого. Притащили сюда пулемёты. — Грузи! — Залезай! — Крепи! Укрепили на грузовиках счетверённые пулемёты. Получились, как встарь, тачанки. Разница только в том — не на конной, на моторной «тачанки» тяге. Поставил Кочанов «тачанки» в укрытие. Выждал, когда в атаку пошли фашисты. Вот развернулись фашисты широким фронтом. Устремились вперёд на наших.

http://azbyka.ru/fiction/bogatyrskie-fam...

Однажды видит – шесть котят У дома грустные сидят. Надул шаров он восемнадцать, К котятам стал на них спускаться, Им эти шарики раздал, Подумай, сколько каждый взял? Вопросы и задания: • Посчитай, сколько шариков получил каждый котёнок? • Как ты думаешь, почему котята грустили? • Чем еще можно развеселить котят? • Придумай задачу на деление о том, как мама кошка развеселила котят. Что она им принесла и разделила поровну на всех, чтобы котята не грустили? Желуди и поросята 42:7=? Семь поросяток в лес пошли. Сорок два желудя нашли. Не знали, как их разделить, И стали жалобно скулить. На помощь к бедным поросятам Пришли смышлёные ребята Проблему вмиг они решили, Все справедливо разделили. Вопросы и задания: • Помоги поросятам разделить желуди поровну на всех. • Что еще вкусного могли найти поросята в лесу? • Придумай задачи на деление о том, как поросята нашли в лесу ягоды и грибы и поделили их поровну на всех. Сколько минут хлопали зрители 32:8=? Пять свинок в цирке выступали: В вагончике они катали Мартышку, котика и пса Невероятно, чудеса! Им тридцать две минуты зал Восторженно рукоплескал Друзьям мартышка заявила: – Я всех игрою покорила. Но свинки с ней не согласились: – Мы все старались и трудились. Успех нам всем принадлежит, И зал нас всех благодарит. Вопросы и задания: • Если поделить 32 минуты аплодисментов поровну на 8 участников выступления, сколько минут достанется каждому? • Представь, что зрители наградили артистов фруктами и игрушками. Придумай задачи на деление о том, как артисты разделили все подарки поровну на всех. Как разделить капусту 90:9=? Девять коз в деревне жили И капусту там растили. Вот и урожай готов, Девяносто кочанов. Поровну их разделили И в сарайчики сложили. Сколько в каждом кочанов? Ты ответить нам готов? Вопросы и задания: • Сколько кочанов капусты вырастили козы на огороде? • Как ты думаешь, что еще вырастили козы на огороде? • Придумай задачи на деление о том, как козы вырастили и поделили поровну между собой морковку, репу и свеклу. Подели карандаши 100:10=?

http://azbyka.ru/deti/skazochnaya-matema...

И, нужно сказать, обрабатывает умело. Оценивая сочинение г. Кочанова, так сказать, имманентно, рецензент ставит автору в крупную заслугу методологическую и логическую сторону его сочинения. Материал, заключающийся в сочинении, расположен в нём по строгому схематическому плану; материал этот достаточно обилен, но он детально изучен, строго классифицирован и представлен автором с такой ясностью и определённостью, что для читателя много облегчается процесс чтения его трудного по существу дела сочинения, и сухая учёная материя читается с интересом. Немало способствует этому впечатлению язык сочинения – простой и точный, ясный и меткий. Рецензент, конечно, считает долгом указать автору менее удачные в стилистическом отношении страницы (4, 11–12, 14–15, 29, 34, 42, 52, 94, 359, 368–369, 388, 396, 400 и некоторые другие) и высказывает пожелание, чтобы г. Кочанов в своих учёных работах —283— всегда продолжал заботиться о простоте и ясности своего стиля 583 Переходя к материальной стороне сочинения, рецензент своё общее впечатление от неё мог бы выразить тем сравнением, какое подсказывает ему книга Притчей. При чтении сочинения само собою напрашивалось сравнение работы автора с работою муравья (Ср. Прит.6:6–8 ). Действительно, кропотливость работы нашего автора изумительна; на мелочи и детали г. Кочанов обращает серьёзное внимание, и поэтому каждый из вопросов, которым он посвящает своё сочинение, разработан им тщательно. Вместе с тем автор, несмотря на свою широкую осведомлённость в литературе предмета, на обилие у него материала заимствованного, остаётся самостоятельным, оригинальным. И немудрено. Г. Кочанов ведь трудится почти исключительно над сырым материалом. Его исследование потому и нужно особенно приветствовать, что оно идёт по путям мало возделанным, что учёных соработников г. Кочанова в сфере специального изучения оригинального языка ветхозаветной библии мало, а о языке Притчей и совсем нет монографий. В сочинении г. Кочанова очень интересна по замыслу и обещает быть вкладом в науку последняя – 6-я глава.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А в Таврове в роспросе он, поп Сава, об означенных ямщика Федулова словах, что оной Федулов говорил о Коломенском архиерее, также и о том, что ныне у господ сабаки лутче людей, показывал. (Л. 63) Но токмо-де брегадир и Воронежской губернии вице-губернатор Пашков сказал ему, попу: «Нам-де о архиереях и о сабаках дела нет, нужны нам слова, что показываешь ты о князе Шеховском». И тех-де ево, поповых, слов записывать не велел. А о словах означенного князя Шеховского в Таврове показал он, поп, не так, как показал в сем роспросе выше сего. А именно, будто бы оной ямщик про означенного князя Шеховского говорил, что-де оной Шаховской, едучи с Москвы не знамо куда, брал у ямщиков под себя подводы за прогонные деньги. И за подводы-де ямщики просили у того Шаховского прогонных денег. И Шаховской-де говорит: «Я-де сам самодержец. А ныне-де императрица женской пол, а не мужеск». И то-де он, поп, показал забвением, не припомня в то время слов, как означенной ямщик говорил. А от того ямщика Федулова слышел он, поп Сава, слова такие, как показал он, поп, в Тайной канцелярии в роспросе своем выше сего. А будучи в Таврове на вице-адмирала в подозрении своем написал, что оной Змаэвич – человек подозрителной. И после публикования о нем указу, живучи в Таврове, чинит некоторую продерзость в ынтересах. Он, поп Сава, написал для того, что оной Змаэвич, будучи в Таврове, адмиралтейских мастеровых и работных людей многих берет к себе в дом для своих работ, и работают на него всякую работу. И из тавровских магазенов берет казенные сукна красные да посуду медную. А том-де ему, Саве, сказывали в бытность ево в Таврове под караулом тавровские магазейнвахтер, имяни и прозвища ево не знает. (Л. 63 об.) Да писах Евдоким, а чей сын и прозвища не помнит, да подьячеи Иван Кочанов. И оные-де писарь и подьячей содержатся ныне в Тавровской канцелярии под караулом. А за что, того он, поп Сава, не знает. Да означенной подьячей Кочанов хотел ему, попу, сказать, как какие он, Кочанов, интересные дела за оным вице-адмиралом Змаэвичем ведает. И для того прислал к нему, попу, Липских заводов с погонщиком Осипом Жаворонком письмо, чтоб он, поп Сава, с ним, Кочановым, виделся (которое письмо прислано ныне в Тайную канцелярию). Но токмо-де по означенному письму он, поп Сава, с тем Кочановым не видался. А кроме-де того, как показал в сем роспросе выше сего по первому пункту, и подозрения за Змаэвичем и ни за кем никаких дел не знает.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074361/

Когда ещё в советские времена знаменитый французский киноактёр Д. приехал в Москву, восторженная публика забросала его цветами. А он ответил на гостеприимство так: вывез на Запад и устроил там выставку советского нижнего белья, и над этими уродливыми изделиями самой передовой в мире социалистической промышленности дружно потешалась вся Европа. Более того, француз выдал всем нашу тайну: СССР – родина барсеток. Это потом в Европе изобрели нательные кошельки-барсетки. А началось у нас всё с того, что в пору повального воровства, когда на улицах бритвой резали сумки, извлекая из них кошельки, население приспособилось хранить деньги в нашитых на бельё потайных карманах. За державу было обидно. И ещё в школе я дала себе страшную клятву – пусть меня лучше тысячу раз обворуют, но я не буду униженно прятать деньги на теле. Не хочу жить, подчиняясь животному страху! Клятва была, конечно, наивной, но страх, действительно, исчез, и за всю мою жизнь меня ни разу не обокрали. Впрочем, однажды это всё-таки случилось. 15 сентября, на праздник иконы Калужской Божией Матери, меня дважды обокрали. Сначала в храме украли кошелёк. А когда после литургии вернулась домой, то услышала, как на огороде кричит моя соседка Клава: – Караул! Украли!  Клава плохо слышит, почти глухая, а потому не разговаривает, а кричит. Повод же для крика был такой: оказывается, ночью с моего огорода похитили 30 кочанов капусты. Ну и что? Да у меня этой капусты целое поле – кочанов двести или больше, не знаю. Это Клава знает, сколько у меня капусты, кур и цыплят. Клава считает меня непрактичной, а потому усиленно опекает. Приносит, например, пузырёк зелёнки и говорит: – Давай твоих кур зелёнкой пометим. – Это зачем? – Чтоб не украли. Вон Пахомовна твоих кур к себе в курятник приманивает. Как докажешь, что куры твои? – Да не буду я ничего доказывать. – Простодыра ты! – возмущается Клава и в порядке борьбы с хищениями регулярно пересчитывает моих кур. Кстати, появлением кур я обязана Клаве. Подарила ей на Пасху платок, а она принесла мне в подарок пятьдесят инкубаторских однодневных цыплят.

http://pravoslavie.ru/37775.html

В июне можно приступить к уборке урожая как тех ранних культур, урожай которых вы частично получили уже в мае, так и шпината, кресс-салата, ранней и цветной капусты, летней редьки, зелёного горошка и даже первого раннего картофеля. Убирать капусту можно постепенно, по мере созревания кочанов. Их спелость можно определить на ощупь: кочан стал плотным — значит, созрел. Сигналом к тому, что листовой салат можно убирать, служит образование у растений выраженных розеток. После появления стебля у отдельных растений необходимо начать массовую уборку за один приём. В этом случае все растения выдёргивают с корнями. Подгнившие листья нужно удалить. Кочанные сорта салата нужно убирать по мере появления сформировавшихся кочанов. Лучше всего срезать их ножом. Застрелковавшиеся кустики салата непригодны для использования в пищу: их можно отправить в компост. Убирать шпинат можно начиная с того момента, когда на растениях образуется по 5–6 листьев и до начала массового стрелкования. Слишком крупные «перезревшие» листья быстро огрубевают и теряют пищевую ценность. У шпината можно срезать только сухие растения. После дождя или утренней росы, пока они влажные, лучше их не трогать, иначе они очень быстро испортятся. Начинать уборку ранних сортов летней редьки (для непосредственного употребления) можно по мере образования корнеплодов. Корнеплод при этом нужно выкапывать целиком, мелкие корни обрывать, а ботву обрезать вровень с головкой. Сахарные сорта гороха можно убирать по мере образования лопаток (неспелых бобов). Лопатки лучше всего собирать через 8–10 дней после цветения, так как в это время в них содержится наибольшее количество сахара, но можно делать это на протяжении всего периода, пока бобы остаются плоскими, мягкими и сочными (средний период плодоношения — 20–30 дней). В первой декаде июня уже можно убирать ранний молодой картофель. В отличие от сбора основного урожая, кустики в этом случае нужно выкапывать избирательно, ориентируясь на наличие у них пожелтевших нижних листочков (если растения здоровы — это сигнал о том, что уже появились клубни). Для проверки сначала выкопайте один кустик — если клубни достигли 3 см в диаметре, первый урожай уже можно собирать.

http://azbyka.ru/garden/osnovnye-raboty-...

— Атакуй! — прокричал Кочанов. Сорвались «тачанки» с места. Рванулись врагам навстречу. Кругами пошли по полю. Заговорили огнём пулемёты. Дружно — в едином хоре. Сразу басят — двенадцать. Побежали назад фашисты. Снова ходили они в атаку: три батальона на советскую роту. Устояла советская рота. Удержали рубеж солдаты. Отступили опять фашисты. Довольны солдаты. Вспоминают лихую атаку. Вспоминают Кочанова. — Вот тебе и усы неделю как бреет. Узнал о бое полковник Горпищенко. — Смелых люблю, умелых уважаю, — сказал командир бригады. Затем добавил: — А тех, кто и смел и умел, сыном своим считаю. Обнял он крепко Кочанова. Много смелых, много умелых, много под Севастополем сынов у Горпищенко. Скажем прямо — семья большая. Тройка Подошли к Севастополю фашисты. Блокировали город с суши. Путь к Севастополю — только морем. Но и морем пути опасны. Морские пути к Севастополю враги заминировали. Особенно грозными были магнитные мины. Чтобы взорвалась обычная мина, корабль должен был её задеть или на неё наткнуться. Магнитная мина взрывалась на расстоянии. Лежит на дне моря или залива такая мина, ждёт, когда над этим местом пройдёт корабль. Только оказался корабль над миной сразу страшенный взрыв. Такими минами и перегородили фашисты морские подступы к Севастополю. Старший лейтенант Дмитрий Глухов вызвался проложить для наших судов проход через поле магнитных мин. — Проложить? — Так точно! — по-армейски чеканит Глухов. Старший лейтенант Глухов был командиром быстроходного морского катера. Катер маленький, юркий, быстрый. Он как игрушка в руках у Глухова. Пригласил как-то Глухов своих товарищей к берегу Севастопольской бухты. Сел в свой катер. Как метеор по воде пронёсся. — Понятно? — спросил товарищей. Ничего никому не понятно. Снова отчалил от берега Глухов. Включил во всю мощь моторы. Вспенил катер морскую воду, понёсся по водной глади. Глянешь сейчас на Глухова словно на тройке летит по морю. Снова Глухов причалил к берегу. — Понятно? — Допустим, понятно, — отвечают ему офицеры. Догадались они, в чём дело.

http://azbyka.ru/fiction/bogatyrskie-fam...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010